ВТОРОЕ «К» ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Не ходи на тот конец, Не водись с ворами, Рыжих не воруй колец Скуют кандалами.
Старинная блатная песня.
Не буду интриговать читателя, как бы не хотелось. В конце концов, я пищу не детектив, что я, Чейз или Семенов, я пишу почти солидное и почти серьезное произведение, все таки пишу Историю. Второе «К» есть первая буква слова «капитализм» Да-да, а что ж такого удивительного, тысячи и тысячи историков, публицистов и социологов сточили зубы и заработали гонорары с геморроями, доказывая и обосновывая пагубное или благотворное влияние новой социальной формации на все классы и слои России, на всю ее общественную жизнь. Но ни кто, ни один, не заикнулся про преступный мир, про деклассированный элемент, про бедных забытых уголовников.
Напоминание:
Уголовный и преступный мир хоть и не совсем одно и тоже, но противопоставлять их друг другу глупо. Уголовный мир - лица совершающие уголовные преступления, преступный мир - высшая часть уголовного мира, скажем как есть дворяне, а среди дворян выделяются графы, князья и прочая.
...бедных забытых уголовников. И только ваш покорный слуга взял на себя тяжкую и неблагодарную работу по исправлению этой ошибки и несправедливости. Как же так, на всех повлияло, а преступники что ли рыжие? В конце концов проклятый преступный мир есть составная часть народа и нации, а вовсе не родимые пятна проклятого прошлого.
В шестидесятых-семидееятых годах XIX века буйно зацвел-заколосился-зазеленел молодой российский капитализм. Основным и наиглавнейшим местом цветения его (в начале пути) был юг Украины. И это вполне понятно. Старые промышленные районы - Урал, Подмосковье, Санкт-Петербург были косные и тяжелые на подъем. Ни смотря на огромный процент частного капитала в структуре капиталовложений, все старые районы промышленности были ориентированны на выполнение государственных, зачастую военных заказов и подрядов, гарантировавших не только сбыт по твердым оговоренным ценам, но и систематические поставки рабочей силы - каторжан. А на юге Украины был уголь и руда, крепостным владением были охвачены не все крестьяне, а с 18641 года началось освобождение крестьян от крепостной зависимости (с переменным успехом продолжающееся до сих пор). Плюс порты, усиленно строящиеся железные дороги, более-менее передовая технология как в ведении сельского хозяйства, так и в промышленности. Новые капиталисты-промышленники должны были полагаться только на себя - государство не обеспечивало ни заказами (пока не появилось мощное лобби в правительстве), ни рабочей силой, ни гарантией закупа-реализации. Все это вместе и еще многое-многое другое создало предпосылки для рождения зубастых хищников, акул империализма, зверски и безжалостно вырубающих вишневый сад старой жизни. Конкуренция всегда была благом, а монополия всегда застаивала кровь.
В огромном количестве стали возникать мелкие, средние, крупные и сверхкрупные фирмы по изъятию ценностей, по перераспределению их. То там, то там создавались концерны и картели по очистке карманов приехавших на ярмарку или (прогресс!) на выставку промышленности, так сказать Выставка достижений капиталистического хозяйства, шустрые молодые люди объединялись как пролетарии и разъединялись, выполнив нужную работу. Возникали новые, раннее не виданные формы изъятия денежных средств и новые профессии, старые испытанные способы претерпевали модернизацию и механизацию, многие и многие прогрессивно мыслящие преступники осознавали выигрышность в корпоративности.
Жадные капиталисты прятали денежные средства от народа в несгораемые ящики известных английских, немецких, бельгийских фирм. Неизвестные, но тем не менее талантливые представители народа доставали их от туда с такой же легкостью, с какой их туда ложили жадные капиталисты. Хитрые и предприимчивые промышленники прятали деньги в возникающие как грибы после дождя, банки, а молодые упорные люди забирали их от туда - днем при использовании изделий фирмы «Смит-Ветсон», ночью при использовании изделий фирмы «Семен Петрович и сын, отмычки фомки, ножи и прочая». Предприимчивые люди стали сажать часы на цепи, как собак, другие предприимчивые люди крали часы вместе с цепочками, благо часы не кусаются. Все это вместе взятое породило массу неразрешенных вопросов, которые приходилось решать на ходу. Появилась масса людей, имеющих в карманах что взять, но они, как и любой собственник, были агрессивны и в случае поимки перераспределителя денежных средств ждал зверский самосуд (смотри предыдущий главу - каины тоже были из обывателей). Значит нужно было отшлифовывать мастерство. Возникли курсы повышения квалификации, для новичков открывались школы мастерства, многие опытные люди стали создавать по принципу средневековых цехов, фирмы-шайки, где все были распределены по строгой иерархической лестнице в зависимости от гибкости рук и ловкости пальцев. Украденное требовалось реализовать, мелочь еще можно было сбыть в родном городе Н., но более-менее крупный товар требовалось в целях безопасности отвезти куда-либо подальше. Возникали и развивались межгородские и межгубернские связи, крепла и цвела взаимовыручка (в определенных пределах). Профессии становились более узкими и это естественный процесс при капитализации общества. Помните, у К.Маркса, пример с придурками, делающими булавки? Не читали Маркса? Я тоже и не жалею, пример знаю из популярной литературы. Одним словом - кто-то крадет, кто-то стоит на стреме, шухере и так далее, кто-то организовывает, кто-то помогает с реализацией или с транспортом.
И после всего перечисленного найдется человек, который сможет заявить, что капитализм не коснулся российского преступного мира? Наверно уже не найдется, все же аргументы основанные на логике и знаниях, убедительны и доказательны.
Россия цвела, развивалась и крала.
-Моня, так боже мой, где ты ухватил такой чудесный лапсердак? -
кричит на всю одесскую улицу со второго этажа тетя Хвира, вывалив сиськи из тесного платья наружу.
-Один поц зашел таки вчера повеселится к Любушке, порадовался на четыре рубля. Когда вышел, фраер, я ему так сказал - слушай сюда, пардон и порадовался на остальное, -
с достоинством отвечает Моня, молодой человек лет двадцати пяти наглой наружности.
-Моня, ты страшный махер, но улица гордится тобою. Дора, Дора, ты слышала новость - Моня заделал поца и щеголяет в чудном лапсердаке!
-Я всегда говорила, мальчик будет умный - весь в деда. Им гордилась тоже вся улица, -
живо включается в уличный разговор худая Дора...
-Иван Лукич, менее чем на тридцать процентов я не могу согласится. Посудите сами - транспортные издержки, плата исполнителям. Добавьте хоть пяток!
-Ну что с вами делать, грабите вы меня, грабите, без ножа режете. Бог с тобой, Петюня, так и быть - тридцать три процента мое последнее слово и только из уважения к вашей фирме и нашему долгому сотрудничеству.
Иван Лукич и Петюня, бандит огромного роста и широченными плечами бьют друг друга по рукам. Через три дня по наводке и разработанному плану Ивана Лукича, банда Петюни-Быка ограбляет за тридцать три процента от стоимости выручки симпатичный ювелирный магазин в центре Москвы...
Кто пополнял ряды вновь или правильнее сказать не вновь, а почве старой, разрозненной, чаще всего от случая к случаю совершающей преступления, выросшей и буйно разросшейся новой преступности? В отличии от старой, которую пополняли в основном крестьяне, движущей силой нового образования, еще не совсем оформившегося, но тем не менее сразу громко заявившего о своем рождении, были горожане. Сословия мещан. Естественно были и другие классы, и другие классы так сказать послали лучших своих сыновей на формирование новой социальной общности. Но основную массу составляли горожане-мещане, они заказывали музыку и правили бал.
Много было иудеев. Это к национальному вопросу. И не надо в этом винить Сион и прочая. Действительно, как писал намного позже Бабель и Сельвинский, куда податься бедному Моне и Фиме в условиях царской России и местечковости? В армию не берут, офицерство со флотом закрыты, высшие учебные заведения имеют квоту, сквозь которую пролезть дано не каждому. Значит остается идти по стопам папы-аптекаря или дедушки-старьевщика... Ну в крайнем случае биндюжником, как дядя Хаим.
А если не хочется? А если хочется веселья, денег, свободы? Ждать революции? Ну так о ней даже в 1916 году сам Ленин не верил, да и дала она не многое. Остается блатная романтика, криминальный мир, преступная деятельность. Много было евреев среди преступников, но все равно больше было так называемых коренных национальностей - русских, украинцев. Что бы больше не касаться больше национального вопроса, в последующем буду использовать словообразование «российский народ» по аналогу «советский», так как царская Россия тоже старалась на ниве унифицирования народов и сплава населения в нацию. Видимо для экономии бумаги, так как слово «нация» короче «населения».
Наравне со старыми проверенными и закаленными кадрами огромное количество нового пополнения было из молодежи, и это естественно - старым и просто уже пожившим людям свойственна косность, чувство опыта и так далее. Молодежь пока свободна от этого, на руках и ногах нет еще пут-кандалов опыта и прожитых лет, вспомните любое начинание - от Петра Великого до целины с БАМом. Везде молодежь, как наиболее радикальная и прогрессивная часть населения по возрасту. Вот она и бросилась сломя голову во возникшие капиталистические отношения, все больше и больше развивая их, все дальше и дальше. Молодости свойственна категоричность, нетерпение, немедленность... Сколько нужно лет, что бы достигнуть определенного веса в определенных кругах? Ну а если создать свой круг, с другими, своими целями и ценностями, с другими критериями весомости и значимости? В чем-то можно сравнить, очень отдаленно, но можно, с будущими хиппи, панками, да и вообще со всем андерграундом - другие ценности, свой круг, другие идеалы.
А еще недавно, буквально десяток-другой лет назад преступники прятали свое истинное лицо или по лесам или маскируясь под обывателя, да фактически и были обыкновенными обывателями - имели хозяйство, дома, некоторые лавки или трактиры... Новое дерзкое поколение наплевало на условности, оно конечно не афишировало себя, как позже делали разные фраера и поцы, визитными карточками. Нет, с таким человеком ни кто не стал бы иметь дела, пустышка, но и сухарится под обывателя новый герой нашего времени перестал. Преступники стали общаться в своих клубах, избирая для этого определенные трактиры и рестораны, о которых было известно не только в других городах среди своей братвы, но и среди полиции... Но проклятая царская Россия, хотя бы на уровне закона использовала принцип - не пойман, не вор. Проводя время среди своих, близких по духу людей, не стесняясь своей профессии, а наоборот - гордясь ею, ведя разговоры на близкие и интересующие всех присутствующих темы, меняясь связями и сведениями, преступный мир креп, рос, развивался. То там, то тут возникали и уже не рассыпались как еще в не давнем прошлом, корпарации, создавались взаимные так называемые кассы взаимопомощи и псевдобанки, еще с небольшими, но уже деньгами. Кое-где не довольствуясь милостями от природы, на эти средства стали покупать легальные увеселительные и питейные предприятия, поручая их ведение старым, вышедшим на заслуженный отдых, кадрам и создавать подпольные, нелегальные малины. Спиртное, девки, позже наркотики... Кокаин, анаша, морфий. Все это бурлило, перемешивалось, часто выходило из берегов. Требовалась какая-то сила, что б держать ее в русле и направлять в нужную сторону.
Даже разудалые вольницы и анархастические формирования требуют полиции, порядка, правил. Это диалектика, но против этого не попрешь. У казаков это был круг - общее собрание, у Нестора Ивановича - Великий Немой и Лева Задов. Что поделаешь - только начнут люди жить вместе, как нужно регулировать взаимоотношения. А представьте, что это сообщество - бандиты, грабители, воры, убийцы... Это не панки и даже не анархисты, тех хоть на идею можно поймать, а этих! Ни отца, ни матери, ни стыда, ни совести, ни флага, ни Родины - так намного позже сочинит-сформулирует сам о себе российский преступный мир.
Ну а самое главное, о чем вы уже наверно и позабыли, это первое «К». Каины. Представьте себе - вы уважаемый и авторитетный человек в довольно таки крупном сообществе близких себе по духу и занятию. Вы довольно таки хорошо зарабатываете и вы специалист довольно таки высокого класса. Друзья, начальство и даже завистники так прямо и говорят - светлая голова, золотые руки. Но... Но и на старуху бывает проруха. Вам фортуна показала попу и вы как мелкий поц поехали в места не столь отдаленные, помогать Империи укреплять мощь и благосостояние. Спасибо суду, что всего лишь на два года. И пока не на каторгу. А в тюрьме-каталажке не только вши, клопы, крысы, тараканы, но и каины. Представляете? Не совсем? Поясняю дальше. Это животное, которое зарубило на воле топором девятнадцать человек на общую сумму вы столько за раз имеете, опустившееся, грязное животное - некоторые каины вшей зубами прикусывали или мух пальцами давили... А вы по воле в ресторанах ели, чистый господский костюм носили, на извозчике постоянно раскатывали, шампанское с омарами выкушивали, ну а это животное, вам диктует пятки чесать, лет семь не мытые или яйца к примеру... Лизать. Отказаться ты конечно можешь, колени и локти он тебе на другую сторону выломает, все отобьет, да еще на голову нагадит... Да, тяжкое положение. Ну, а ежели на каторгу отправили, так там совсем караул! Даже представлять не хочется, а ко всему прочему, там еще и работать заставляют! Меня, аристократа духа, классного специалиста, известного в Москве, Одессе, Киеве, Петербурге, Варшаве...
...Я был ценитель чистого искусства
Такого ты теперь уж не найдешь...
Как говорится - верхи больше не могли, низы больше не хотели. Или что-то подобное.
Конечно, всегда находились дерзкие и отважные, восставали против каинов, но.. Читай предыдущею главу, но внимательней и сразу все станет ясно - в одиночку каинов не осилишь. Только изредка и в каждом отдельно взятом случае. А как систему и социальное сообщество и явление... Одному не справится ни как.
Подведем итоги, вынесем наши резюме, как говорили в Одессе:
К шестидесятым-семидесятым годам XIX века в Российской империи сложилась мощная, но еще поддерживающая контакт зачастую на личностной основе, с предпосылками к объединению, сообщность близких друг другу по ряду признаков, субъектов. Естественно, эту сообщность разрывали различнейших противоречия, но это только способствовало к консолидации, и это не парадокс, а факт - противоречия показывали слабость не объединенного сообщества. Основные характеризующие черты данной сообщности были следующие.
Во-первых, пренебреженье (часто внешнее, псевдо) собственностью и деньгами, ненакопительство, а растранжиривание на удовольствия, наплевательское отношение к старости и «черным» дням, стремление жить одним днем, декларирование «деньги сор», «жизнь копейка» и так далее.
Во-вторых, отношение к тюрьме, к каторге бравирующе-обиходное, повседневно-обыденное, естественное и вполне разумеющееся при данном образе жизни. Как при насморке - неприятно, но не смертельно, не страшно. Повседневный факт жизни. Первая колом, вторая соколом, остальные мелкими пташками - фольклор про судимости.
В-третьих, пренебреженье к чужой и своей (часто внешнее) жизни, наплевательское отношение к ней.
В-четвертых, отношение к женщине, как к низшему существу.
В-пятых, смертельная ненависть и вражда к правоохранительным органам и лицам, контактирующим с ними, в связи с этим исключения каких-либо контактов.
В-шестых, жесткая иерархическая структура внутри более-менее больших сообществ, добровольно (часто внешне) признаваемая всеми входящими в него.
В-седьмых, корпоративность и консолидация, все преступники братья (естественно зачастую внешне).
В-восьмых, резкое разграничение на своих и чужих, пренебрежение к трудящимся, к уголовникам и преступникам, не вхожим в их сообщества, в их круги.
Если вы откроете главу первую, то обратите внимание, что все сформулированное выше не есть абстрактный продукт, родившийся на пустом месте или принесенный извне. Все вытекло из мудрости вековечной российского народа.
Все было готово для следующего акта.