Арай - Письмо домой (Родной порог) -Талгат Сарыбаев - Владимир Миклошич
год создания - 1979
руководитель - Таскын Окапов
Алма-Ама, Казахконцерт.
История ВИА "Арай" делится на два периода. С 1979 года ансамбль "Арай" аккомпанировал известной певице Розе Рымбаевой. Однако, к 1982 году первоначальный состав распался, и по инициативе певицы выпускник консерватории Байгали Секербаев собрал новый состав. Из первого состава остался только гитарист Булат Сыдзыков. Новыми музыкантами "Арая" стали : Байгали Серкебаев(клавишные)(позже в "А-Студио"), Владимир Миклошич(бас-гитара)(позже в "А-Студио"), Наджиб Вильданов(вокал)(позже в "Жетыген"), Булат Сыздыков(гитара)(позже в "Мюзикола"), Батырхан Шукенов(саксофон,духовые)(позже в "А-Студио", затем сольное творчество), Сагнай Абдуллин(ударные).
В 1983 году "Арай" был удостоен звания Лауреата седьмого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Коллектив продолжал работать со своей солисткой, выпустил два виниловых "гиганта" - "Поет Роза Рымбаева"(1985), "С тобой, музыка"(1986), а также сборник самостоятельных произведений, который был выпущен фирмой "Мелодия" только на аудиокассетах.
В 1987 году ансамбль окончательно перешел на собственную музыку и сменил название на "Алмата Студио". Концертная программа коллектива в то время состояла из песен в стиле new wave, funk и fusion, с элементами казахского народного фольклора. В 1989 году появился суперхит "Джулия". Затем последовало приглашение в Москву в Театр А.Пугачевой, и с этого момента начинается история новой группы - "А-Студио".
..............................
ВИА «Арай» был создан в 1979 году, как аккомпаниаторский коллектив молодой, но стремительно набирающей популярность, казахской певицы Розы Рымбаевой. Руководителем ансамбля стал Т. Окапов, будущий муж Р. Рымбаевой. Ансамбль участвовал в гастролях с певицей, и сделал несколько серьезных записей на телевидении. В частности именно этим составом была сделана запись песни «Солнечный свет» в Останкино.
В 1982 году коллектив распался. Но Роза Рымбаева предложила клавишнику Байгали Секербаеву собрать новый состав ансамбля. Из первоначального состава остались только Байгали Секербаев и гитарист Булат Сыздыков.
Новый состав «Арая» выглядел так:
Байгали Серкебаев - клавишные (позже в "А-Студио").
Владимир Миклошич - бас-гитара (позже в "А-Студио").
Наджиб Вильданов - вокал (позже в "Жетыген").
Булат Сыздыков - гитара (позже в "Мюзикола").
Батырхан Шукенов - саксофон, духовые (позже в "А-Студио", затем сольное творчество).
Сагнай Абдуллин - ударные.
Название коллектива музыканты решили сохранить прежнее. Казахское слово «арай» не имеет прямых аналогов в русском языке. Так называют первые блики предрассветного зарева предвосхищаюего восход солнца.
Музыка нового состава Р. Рымбаевой стала сильно отличаться от прежней. Это было связано с тем, что новые музыканты «Арая» сами занялись написанием песен. Б. Серкебаев, В. Миклошич, Б. Шукенов, Б. Сыздыков раскрылись как композиторы и аранжировщики. Великолепный басист, серб по происхождению, Владимир Миклошич, к тому же стал писать интересные тексты. Он же работал как аранжировщик со знаменитой туркменской группой «Гунеш». Ну, а главным мотором и автором музыкальных идей ансамбля был конечно же Байгали Серкебаев. Очень интересно было видеть как в последствии раскрылась как джаз-роковая певица, сама Роза Рымбаева.
Новое звучание группы сильно прозвучало в советско-чехословацком фильме-мюзикле «До свиданья, Медео», который вышел на экраны в 1982 году. В 1983 году «Арай» и Роза Рымбаева выступали на международном фестивале «Гала» в Гаване, где Рымбаева получила гран-при. Была очень яркая поездка в Венгрию, где местная пресса писала о них как об одном из лучших ансамблей Советского Союза. В том же 1983 году "Арай" был удостоен звания Лауреата седьмого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Результатом совместного творчества «Арая» и Розы Рымбаевой стали два виниловых диска-гиганта "Поет Роза Рымбаева"(1985), "С тобой, музыка"(1986). Так же был выпущен сборник инструментальных композиций группы фирмой «Мелодия», но только на аудиокассетах. Мелодии с этого сборника, «Аруана», «Воспоминание» и др. в течение нескольких лет постоянно звучали на радио «Маяк», которое работало тогда 24 часа в сутки, и где часто делали получасовые музыкальные паузы.
ВИА «Арай» в середине 80-х годов стал в один ряд с такими исполнителями джаз-роковой музыки в СССР как туркменская группа «Гунеш», башкирский коллектив «Дустар» п.у. М. Юлдыбаева, эстонской группы «Радар», латвийской группой «Опус», московской группой «Арсенал».
Как говорил в интервью газете "Московский комсомолец" в 1984 году, Б. Серкебаев: "Мы стараемся объединить особенности казахского национального мелоса с гармоническим многообразием джаза и высокой динамикой рок-ритмов. Особый упор делаем на инструментальную часть произведений, оставляя каждому музыканту простор для импровизации. Но вместе с тем нас очень заботит, чтобы музыка была доходчивой и понятной молодым слушателям. Наше сотрудничество с Р. Рымбаевой продолжается до сих пор, однако в репертуар концертной программы включается все больше композиций самих членов группы".
Возможно, что столь возрастающая с каждым годом, харизма музыкантов коллектива, в итоге привела к тому, что музыканты с Розой Рымбаевой расстались. Рымбаева стала работать со своим мужем Т. Окаповым и его составом музыкантов, а исполнители «Арая» стали работать самостоятельно. Ансамбль «Арай» в 1987 году прекратил свое существование. Но музыканты вскоре собрали новый проект, который стал называться «Аламата студио», а с 1989 года название сократилось до «А-студио». Именно под таким названием ансамбль был приглашен работать в Театр А. Пугачевой в Москву. С этого периода начался звездный взлёт блестящего «А-студио», который существует и поныне, и является одной из топовых групп на пост-советском пространстве.
.......................
....................
Роза Рымбаева гр. Арай - Старый Телефон.