Что несёт слушателю курасов шансон? Каждый, кто слушал его, заметил своё ощущение – как будто с тобой разговаривает хороший умный друг. Естественно, и песни его лишены пошлости блатного шансона. Их называют «кухонным блюзом», который хорош во время встречи друзей, с гитарой, задушевными песнями и разговорами. Его ещё почему-то иногда сравнивают с Томом Джонсом и Адриано Челентано. Может быть, их объединяет та необъяснимая задушевность, присущая всем троим. Это свойство особенно чувствуется в песнях Кураса, когда он, как на машине времени, отправляет нас в старый Ленинград. Причём поражая такой высокой нотой искренности и непередаваемой эмоциональностью музыки, что хочется слушать и слушать. В интервью одному журналисту Валерий сказал, что больше всего ценит в человеке такие качества, как порядочность и целеустремлённость и что каждое выступление – это стресс.
Не потому ли, что В. Курас вместе с гитарой выносит на сцену оголённую душу, и стал он лауреатом премии «Шансон года - 2013», получив её в Кремле 6 апреля. Семь лет выходит Курас к своим слушателям. Его весёлый шансон звучит в эфире, не переставая, чего только стоят такие хиты, как «Мужик», «Пампушечка», «Звезда караоке»! А недавно была премьера песни «Елисейские поля». Автор уверен: и в России могут появиться Елисейские поля, если ты влюблён.
География выступлений артиста обширна: курасов шансон звучит и в Хабаровске, и в Тынде, и в Харькове.… А недавно состоялся концертный тур Катерины Голицыной и Валерия Кураса «Новое и лучшее» по Сибири и Украине. По словам Валерия, это гармоничный дуэт, и слушатели с благодарностью принимают его, где бы ни проходили концерты. Причём шансонье любит экспериментировать: недавно он исполнил несколько романсов, и публика приняла их также с замиранием, потому что манера певца – дарить эмоцию, будя ответное чувство – просто неподражаема. Сам певец признаётся, что стал петь шансон потому, что это самый диапазонный и живой жанр.
............................
Исполнитель песен в жанре шансон Валерий Курас к записи своего первого альбома шел долгой и запутанной дорогой. Оказался в звукозаписывающей студии он благодаря протекции знаменитого Владимира Пресняков-старшего. Именно Пресняков свел Кураса с автором песен Андреем Пряжниковым, который и сочинил большинство композиций для альбома «Капельки». Кроме того, Пресняков-старший сам написал несколько песен для этого проекта и лично исполнил саксофонные партии во время записи альбома.
Причины такой отеческой заботы широкой общественности остались неизвестны. Возможно, на извилистом жизненном пути Кураса были какие-то моменты соприкосновения с судьбой музыканта Преснякова. Доподлинно известно, что до прихода в шансон Валерий Курас успел сколотить хороший капитал в качестве бизнесмена. Кроме того, Кураса знали как высококлассного офтальмолога, заработавшего благодарность не одной сотни пациентов. Еще Валерий был известен своей широтой натуры и разнообразием интересов. Он и автомобили старинные коллекционировал, и в океанские глубины нырял, и путешествовал по всему миру.
Но вернемся к альбому "Капельки", который специалистами уже назван лучшим творением в жанре умного шансона за последнее десятилетие. Как то так получилось, что Пряжников, известный до этого момента в качестве создателя девичьих хитов для группы «Дайкири», сподобился написать для Кураса настоящую мужскую музыку. Практически все песни, кроме достаточно блатной композиции "Капельки", не имеют ничего общего с лагерным шансоном. Творчество Кураса можно назвать кухонным блюзом, привлекательность которого таится в его искренности и понятности выражаемых эмоций.
Хитами в альбоме Кураса "Капельки", несомненно, станут композиции «Душа», «Самая любимая», «Cosa Nostra» и «Расскажи». На заглавную песню альбома шансонье уже снял клип, в котором засветились актеры Александр Семчев, Ольга Будина и Андрей Ильин. Любители традиционного русского шансона могут и не принять творчество Кураса, обругав его джазменом или блюзменом. Но наш отечественный шансон заслуживает того, что бы его жанровые рамки были расширены и наконец-то нашлось бы в нем место таким вот умным исполнителям кухонного блюза, как Курас.
..........................
Валерий Курас: «Выход на сцену — это мощный стресс»
09 Июля 2013
«Потребность петь возникла у меня не вдруг. Взрыва - все в один прекрасный день бросить и начать петь - не было. Желание это медленно зрело во мне в течение долгих пяти лет»,- сказал в эксклюзивном интервью порталу chanson.ru Валерий Курас.'
Кто в школьные годы не любил поиграть на гитаре? Валерий Курас не был исключением. Но в седьмом классе он решительно отложил гитару. «Я сел за учебники, начав серьезную подготовку к поступлению в медицинский институт. Врачебная специальность, поверьте, требует стопроцентной отдачи», - объясняет Валерий.
- В вуз поступили сразу?
- Нет, с первой попытки не удалось – не хватило полбалла. Но поскольку желание стать медиком было огромным, я сразу направился в медицинское училище. Закончив его с отличием, поступил-таки во Второй медицинский институт. Затем была ординатура, работа в центре микрохирургии глаза у Святослава Федорова, где в год, к слову, я делал 1 700 операций… Это немало. В медицине, словом, я прошел длинный путь.
- Но в какой-то момент вы перестали оперировать в центре микрохирургии глаза и ушли в медицинский бизнес?
- Верно. Понимаете ли, я хирург-ремесленник. Но чтобы дальше развиваться, нужно было обязательно идти в науку. Реально, по-настоящему в нее вгрызаться. Однако я совершенно не человек науки, потому-то и принял решение закончить карьеру хирурга-офтальмолога и начать заниматься бизнесом. Какое-то время, правда, я пытался совмещать медицинскую практику с бизнесом, но быстро понял, что делать этого нельзя никак. Это неправильно, нечестно, прежде всего, по отношению к пациентам. Профессия врача, теперь знаю определенно, несовместима ни с какой иной.
- Однако и от бизнеса, Валерий, вы вскоре тоже стали понемногу отходить…
- Ну, это совсем другая история. Знаете, есть вещи, которым трудно сопротивляться. Когда тебя мощно что-то тянет, куда-то зовет. Тут даже бесполезно включать мозги. Не поможет!
- Так сильно вас увлекла музыка, песня?
- Да, я точно не знаю аргументированного ответа на вопрос, почему все же я стать петь? Видимо, была в этом некая внутренняя необходимость. Но случилось это не в миг. Началось все, можно сказать, в 2005 году с клипа Иры Салтыковой, в котором мне довелось сняться. Нет, я не финансировал тот клип, не пел в нем, меня просто пригласили принять в нем участие. Во время работы человек, который делал клип, вдруг неожиданно предложил мне: «Давайте, мы и вам снимем клип». Я говорю ему, что не пою. Но он не унимается: «А попробовать не хотите?»
Попытка, как говорится, не пытка. Так меня познакомили с Андреем Пряжниковым, известным музыкальным продюсером и автором многих популярных песен. При встрече я ему что-то спел. Вердикт Андрей вынес потрясающий. Его сакраментальную фразу не забуду никогда: «Я и с худшим материалом работал»… Как бы то ни было, мы начали. Для прикола записали первую песню - «Cosa Nostra». Я был в шоке, потому, что совершенно не узнал свой голос. Понятно, он был обработан и прочее. Ставил, помню, диск своим друзьям, и мы от души все вместе смеялись. На этом, правда, мы с Андреем не остановились. Через какое-то время он принес еще одну песню, потом вторую, третью… пока мы с ним не записали «Капельки». Композицию решили выставить в Интернет. Там есть такой ресурс, с которого радиостанции нередко скачивают понравившиеся песни. И чтобы вы думали? «Капельки» зазвучали. Причем, попали в топ-хиты! Сначала на Украине, затем в России. И я подумал: значит, это интересно, это кому-то надо. И тут же попросил Андрея найти мне учителя по вокалу. Таким учителем стала преподаватель Гнесинки Наталья Зиновьевна Андрианова – фантастическая женщина, позитивный человек и уникальный педагог. Половина нашей эстрады за то, что стоит на сцене, должна кланяться ей в ноги. Я занимаюсь вокалом с Натальей Зиновьевной постоянно. Как только приезжаю с гастролей в Москву, тут же стараюсь найти время, чтобы встретиться с ней.
- Валерий, да вы ведь уже семь лет на сцене, и все берете уроки по вокалу?
- А как же! Эти уроки для меня – как тренировки для спортсмена. Без них никуда. Я очень серьезно отношусь к своей работе, к тому, что делаю на сцене. Все время стремлюсь узнать что-то новое, сделать свои концерты интереснее, ярче… Быть учеником, поверьте, чрезвычайно приятно. Для меня абсолютно неприемлемо отношение к публике, по типу «пипл хавает» - и хорошо. Надо четко понимать: ты существуешь для зрителя, а не наоборот. Если же артист выходит на сцену с мыслью: «Здравствуйте, вот он я, Великий, наконец-то к вам пришел, и вы все мне теперь внемлите!», ему конец. Знаете, живое общение со зрителем не сравнится ни с чем. Ни с какой ротацией, пусть даже твои песни занимают в ней первые строчки. Я очень остро ощущаю реакцию публики, чувствую, как она откликается на ту или иную композицию. Недавно, например, наряду со своими популярными шутливыми песнями – «Самолетик», «Пампушечка», «Капельки»… решил попробовать во время концерта исполнить два романса. Ведь для людей это неожиданно. Поэтому не знаешь, как они к такому повороту отнесутся? Но относятся прекрасно! Чему я очень рад, поскольку люблю романс. Я всегда считал и до сих пор считаю себя лириком (Улыбается). Одна из моих лирических композиций скоро, надеюсь, появится и в ротации.
- Вы волнуетесь перед выходом на сцену? Вообще, расскажите мне, что такое появление перед публикой с точки зрения медика?
- Это – мощный стресс. Позитивный, но, тем не менее, - стресс. У тебя учащается пульс, поднимается давление, в кровь выделяется адреналин… И это нормально. Убежден, если перед выходом к публике ты перестал волноваться, значит, тебе все по фигу – уходи со сцены
- Вы реально каждый раз ощущаете именно такое волнение?
- Абсолютно. Другое дело, что за последние два года я уже не испытываю того сильного шока от выхода на сцену, который преследовал меня в течение первых пяти лет моей карьеры певца. Сегодня, могу признаться, этот шок становится все меньше, а удовольствие от общения со зрителем все больше.
- Последнее время вы нередко выступаете вместе с Катей Голицыной, почему?
- У нас очень гармоничный дуэт. Наши зрители переплетаются самым чудесным образом. Это здорово. Так бывает крайне редко. Катя интересна моим зрителям, а я ее. Ну и, ко всему прочему, мужчина и женщина на сцене – всегда хорошо.
- Нет ли у вас желания выступить с Еленой Ваенгой? Вы ведь спели такую замечательную песню о ней: «Ну откуда ты прилетела, из какой ты выросла сказки»…
- Откровенно говоря, рядом с Леной Ваенгой я вообще себе никого не представляю. Она – абсолютный уникум, сама по себе. А так, конечно, хотелось бы выступить со всеми великими – Любой Успенской, например.
- Какие у вас отношения с коллегами?
- Хорошие. Конкурентных отношений ни с кем из них у меня нет.
- Да, вы отлично нашли свою нишу. Кураса ни с кем не спутаешь. Любопытно, вы ее просчитывали – какие песни петь, как?
- Да ничего я не просчитывал. Несмотря на то, что уже семь лет в шоу-бизнесе, я мало что в нем понимаю. Я просто пою: честно и с удовольствием.
- Валерий, вас практически невозможно встретить в Москве, выступления следуют один за другим – Хабаровск, Благовещенск, Тында, Донецк, Харьков, Иркутск… Семья не ропщет, что вас часто не бывает дома?
- С семьей у меня все в порядке. Все отлично. Я, конечно, стараюсь, чтобы семья видела меня чаще. Но что делать, если такова жизнь артиста? Главное, что семья это прекрасно понимает.
Автор: Серго КУХИАНИДЗЕ.