29/03/24 - 11:22 am


Автор Тема: Аренский, Антон.  (Прочитано 449 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Аренский, Антон.
« : 31 Август 2019, 17:01:38 »

Лев Конюс (крайний слева) вместе со своим учителем Антоном Аренским и соучениками Никитой Морозовым и Сергеем Рахманиновым.

Анто́н (Анто́ний) Степа́нович Аре́нский (30 июня [12 июля] 1861, Новгород — 12 [25] февраля 1906, Перк-ярви, Выборгская губерния) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах — профессор Московской консерватории, в 1895—1901 — управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского — не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

    «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, — но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы — верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

    — П. И. Чайковский, письмо И. А. Всеволожскому, 11 января 1891 года.

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888—1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.
Могила А. С. Аренского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

    «Мой бывший ученик, по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры, но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой. И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении: числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора, Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии, будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников, временное расхождение с женой, в конце концов скоротечная чахотка, умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии. С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком, но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении Чайковского. По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А. Г. Рубинштейну, но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии — влияния Чайковского. Забыт он будет скоро…»

    — Н. А. Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни».

Творчество
Иллюстрация Бакста к балету Аренского «Клеопатра»

В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой[8].

Аренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского — Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения)[9], Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко.
Основные сочинения Аренского
Оперы

    «Сон на Волге» (по драме А. Н. Островского «Воевода»; 1888);
    «Рафаэль» («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
    «Наль и Дамаянти» (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)

Балеты

    «Египетские ночи» (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)

Оркестровые сочинения

    Симфония № 1 h-moll (1883)
    Симфония № 2 A-dur (1889)
    Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885—1902)
    Вариации на тему Чайковского

Концертные сочинения

    Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882);
    Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром (1899)

    Концерт для скрипки с оркестром a-moll (1901)

Камерные сочинения

    Два фортепианных трио;
    Два струнных квартета;
    Фортепианный квинтет
    Многочисленные сочинения для фортепиано

Вокальные сочинения

    57 романсов для голоса и фортепиано
    Всенощное Бдение

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Аренский, Антон.
« Ответ #1 : 22 Август 2020, 15:50:21 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика