20/04/24 - 00:58 am


Автор Тема: «Автограф”.  (Прочитано 610 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
«Автограф”.
« : 08 Август 2019, 10:39:15 »
















Автограф - Тот, кто идёт за мной .


Не имевший тогда никакого названия, «Автограф” был образован 2 мая 1979 года. В первый состав вошли:
 
Александр Ситковецкий (гитара, вокал)
 Леонид Гуткин (бас-гитара, фагот)
 Леонид Макаревич (клавишные)
 Андрей Моргунов (ударные)
 
«В «Автограф» я попал, в общем–то, случайно. Дело в том, что в музыкальном училище преподавала жена лидера «Автографа» гитариста Александра Ситковецкого. И когда его группа «Високосное лето» прекратила свое существование, барабанщик Валера Ефремов и басист Саша Кутиков ушли в «Машину времени» — был объявлен набор музыкантов в новую команду Ситковецкого. И мой приятель, барабанщик Андрей Моргунов, который, к сожалению, не остался в «Автографе», устроил мне аудиенцию. Она напоминала скорее дружеское собеседование и происходила дома у Саши. Мы просто пообщались, поджемовали, и мне был вынесен вердикт: подхожу» (Л. Гуткин).
 
В июне того же года за барабаны вместо Моргунова садится Владимир Якушенко. Затем, возвратившись с отдыха в Алуште, в группе появляется бывший участник «Високосного лета» Крис Кельми, который, в свою очередь, приводит в коллектив Сергея Брутяна (вокал).
 
А. Ситковецкий: “У меня было желание продолжать музыкальную деятельность, было много собственной музыки, не реализованной в «Високосном лете», были кое-какие инструменты. В 1979 г. я начал подбирать музыкантов для новой группы. Вскоре образовался постоянный костяк - Леня Гуткин (бас-гитара), Леня Макаревич (пианист из консерватории) и я. Ударники менялись часто, но “осел” только один - Володя Якушенко. В этом составе мы начали репетировать, но быстро поняли, что нам не хватает певца. Крис Кельми, который к тому времени еще не определился, вновь вернулся в коллектив и привел с собой певца Сережу Брутяна”.
 
Эти изменения привели к тому, что «Автограф» стал одной из немногих рок-групп в конце 70-х, в составе которой были музыканты высокого профессионального уровня, да ещё с музыкальным образованием. К примеру, Александр Ситковецкий - выпускник музыкального училища им. Гнесиных по классу гитары, Леонид Макаревич закончил Московскую консерваторию. Больше всего впечатляет «послужной список» Леонида Гуткина: музыкальная школа при консерватории по классу фортепиано, училище при консерватории по классу фагота (!), консерватория по классу того же фагота. Что самое интересное, Гуткин стал мощной ритм-секцией группы (вместе с Якушенко), виртуозно играя на бас-гитаре!
 
“В новый состав, - писал А. Алексеев, - Александр приглашал наиболее компетентных, с его точки зрения, музыкантов, предпочитая профессионализм известности, сценичности и эффектному внешнему виду. Ситковецкий собирал супергруппу, и это ему удалось. “Автограф” сразу стали делать упор на высокое мастерство инструменталистов, одним из первых в стране плодотворно занялся арт-роком и симфо-роком”.
 
Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта, ансамбль был приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии. «Автограф» срочно создает новую программу для участия в нем. В этот период в группе играли два клавишника. Музыка получалась фантастическая. Первые репетиции «Автографа» проходили в подвале одного из общежитий недалеко от метро «Автозаводская». За возможность репетировать музыканты каждую субботу «отрабатывали» на танцах. Уже на первых своих репетициях «Автограф» стал исполнять крепкий, и, что было совсем не характерно для рок-групп того времени, виртуозный арт-рок с остросоциальными текстами.
 
“В срочном порядке мы начинаем готовить специальную программу для фестиваля. Надо сказать, что опыта работы на сцене, кроме нас с Крисом, никто не имел. И можно представить наше волнение перед столь важным испытанием. Мы должны были выступать на одной сцене с профессиональными и лучшими любительскими коллективами со всей страны» (А. Ситковецкий).
 
Фестиваль проходит с 8 по 18 марта 1980 г. в Тбилиси, и «Автограф» получает вторую премию, а также специальные призы за лучшую музыкальную композицию («Ирландия. Ольстер»). Визитной карточкой группы надолго оставалась безымянная увертюра, названная спустя два года «Пристегните ремни безопасности». Коллектив в одночасье стал известен всему Союзу, ими заинтересовались журналисты.
 
“Если “Машина времени” и “Магнетик бэнд” только укрепили свои лидирующие позиции, то о нас сразу же узнали. Появились информация в прессе, записи на телевидении, радио. Для шестерых самодеятельных музыкантов это было нечто новое… Жизнь рассудила все сама, все расставила на свои места - мы стали задумываться о переходе на профессиональную сцену и одновременно начали получать приглашения на работу от концертных организаций” (А. Ситковецкий).
 
Сразу после конкурса фирмой «Мелодия» был выпущен первый авторский миньон группы.
 
Летом 1980 года из группы ушли: К. Кельми в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков группы ‘Виктория’ он, реализуя собственные планы, создал свое ‘Рок-ателье’ (к тому же два клавишника - это очень много для рок-коллектива) и решивший продолжать учебу в институте В. Якушенко, место которого занял дебютант Виктор Михалин.
 
Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя ‘Автографа’ известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе практически не меняя репертуара перейти на профессиональные рельсы, став первой рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение Москонцерт.
 
“Это было похоже на чудо - к тому времени в этой организации не было ни одной рок-группы. Я рад тому, что руководство Москонцерта пошло нам навстречу…” (А. Ситковецкий).
 
В мае 1982 г. Брутяна, решившего вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии, сменил Артур Михеев из одной из первых московских хард-роковых групп «Волшебные сумерки», вскоре взявший сценический псевдоним Беркут, вокал которого становится визитной карточкой группы.
 
В том же году на экраны страны выходит лирическая комедия «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе (р. 21.12.37) с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях, специально для которой «Автограф» написал песню «Монолог». Эта песня, с воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством, подвергается серьёзному разбору работниками фирмы «Мелодия» и Министерства культуры как «произведение с нездоровым настроением». Всё настойчивее звучат призывы вернутся к бесконфликтной любовной лирике.
 
Начало восьмидесятых было «золотым временем» для «Автографа». Коллектив становится суперпопулярным и активно гастролирует по всему Советскому Союзу, приносит государству многомиллионную прибыль. И вместе с тем худсовет официальной фирмы грамзаписи «Мелодия» усматривает в композициях группы двойное дно, категорически отказывается выпускать виниловые пластинки группы.
 
“У нас была готовая программа, мы открывали для себя многие города Советского Союза, все было замечательно” (А. Ситковецкий).
 
В музыкальном отношении начальный период «Автографа» отличается развитием принципов «Високосного лета» - сложные инструментальные части композиций, изобилие музыкальных тем, не получающих окончательного развития и исчезающих, едва появившись. Группа выкристаллизовывает свой поэтический почерк, вызывающий серьёзные нарекания тех, кто высказывался за обязательность максимального приближения песенных текстов к советской действительности. По свидетельству доброжелательно настроенных представителей прессы, именно в начале 80-х группе удаётся достичь органического слияния музыки и слова, успехом у слушателей пользовались его песни Ливень, Блюз Каприз, пьеса Марсианские хроники и один из главных хитов тех лет «Ирландия. Ольстер». Исполняя оригинальный «академический» арт-рок, «Автограф» пошел по пути «King Crimson» и «Procol Harum», заключив творческий союз с М. Пушкиной - профессиональной поэтессой и автором текстов (ранее сотрудничавшей с Високосным летом), сумевшей точно подобрать необходимую музыкантам авторскую интонацию, создать интегрированный образ личности, от лица которой велось повествование, тем самым многократно усилив художественную ценность музыкального материала.
 
В условиях дефицита на рок-музыку, полузапрета на нее «Автограф» был кумиром, который наряду с «Машиной времени» действовал официально. В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось «закручивание гаек», группа, чтобы избежать идеологического прессинга, решилась на отчаянный шаг - принять участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию, музыканты могли потом «прикрываться» ею как пропуском на большую сцену. То был год борьбы за выживание группы. С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери «железного занавеса», и «Автограф» отпустили на первые зарубежные гастроли - сначала, как водится, в Болгарию. Поначалу двухнедельное турне шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика, появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.
 
«В июне 1983 года ансамбль с большим успехом завершил свое первое зарубежное турне по Болгарии, где в качестве почетного гостя участвовал в гала-концертах фестиваля «Золотой Орфей» и был отмечен прессой (композиция «Ирландия. Ольстер» была признана лучшей антивоенной песней). Потом были концерты и телесъемки в ГДР и опять в Болгарии, Венгрии и Чехословакии».
 
Становление «Автографа» приходится на нелёгкие для советского рока годы. Поток запрещающих инструкций и жёсткий отбор специальными комиссиями оказывают влияние на идеологию их творчества. Тем не менее, именно в это время происходит шлифовка стилистического языка, в экспериментах с сочетаниями различных ритмических интонаций сказывается владение колоссальным объёмом музыкальной информации (от классики конца XVII века до элементов классического джаза, джаз-рока, фанка и рэггей). «Автограф» заявляет о себе как группа, играющая арт-рок, музыкально сложный, но более безопасный в социальном смысле. «Реквием памяти Джона Леннона», по сути, становится реквиемом по временам единения музыки и слова, отголоском ранее написанного «високосниками» «Реквиема по растоптанной землянике в августе».
 
«Внезапное окончание периода либерализма, - отмечал Андрей Бурлака, - поставило «АВТОГРАФ» и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением «Автографа», продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Георгия Свиридова (р. 1915) «Время, вперед !» (1965)».
 
Следующая большая работа - сюита «Век № 20», практически моноопера для певца Беркута, была специально сочинена под его вокальные данные - большого отклика не получила. Хотя музыкальный материал, изобилующий интересными темами, включал оркестровые эпизоды, неожиданные соло на фаготе бас-гитариста Гуткина, игру на саксофоне вокалиста и виртуозную игру клавишника Л. Макаревича по профессиональному уровню ставили «Автограф» вне досягаемости. Но на фоне энергичного «выброса» в атмосферу музыкальной жизни «социального рока», в котором неумелое обращение с музыкальными инструментами с лихвой компенсировалось остротой и злободневностью текстов, звезда «Автографа» потускнела.
 
13 июня 1985 г. “Автограф” единственным удостоился чести выступить в советской части международного проекта «Live Aid» - телемосте с Великобританией и США. Через спутник выступление исполнившей две песни группы транслировалось в «живом» эфире на аудиторию в два миллиарда человек во всем мире.
 
А. Ситковецкий: “Когда в три часа дня включили огромный телеэкран в Останкинской студии и мы увидели огромную сцену и битком набитый стадион “Уэмбли”, мне стало, честно говоря, не по себе. Я осознал, что через три часа придется выходить через спутник “живьем” в эфир, на аудиторию, которая насчитывает два миллиарда человек. Трансляция шла на весь мир! Быстро отобрали две песни из нашего репертуара. Без нескольких минут шесть Лондон дал “добро”, и мы заиграли. Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на “Уэмбли”. Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит… Мы выложились как могли”.
 
В том же году ансамбль участвовал в съемках передачи «Песня-85».
 
Руководство Госконцерта, поняв, что на рок-музыкантах можно зарабатывать деньги, стало смелее отпускать их за границу. Прошли турне еще по нескольким странам. Труднее всего, по мнению участников, пришлось в Венгрии, а лучше всего встречали в Чехословакии.
 
30 мая 1986 года «Автограф» выступал на одной сцене с Михаилом Ульяновым, Аллой Пугачевой, Александром Градским, группами «Круиз» и «Браво» в концерте «Счет № 904», сбор от которого пошел в фонд помощи Чернобылю.
 
В 1986 году на фирме “Мелодия” был издан первый диск-гигант «Автограф», составленный из лучших вещей двух магнитоальбомов. «Dream is over» - эти слова убитого члена «Битлз» можно было бы вынести эпиграфом на обложку первого диска группы, пролежавшего в ущерб репутации музыкантов несколько лет у редакторов фирмы «Мелодия» из-за нежелания авторов текстов изменить несколько строчек в песне «Монолог» и полностью переписать текст «Корабля». Имея профессиональный статус, за семь лет (!) музыканты выпустили лишь один виниловый сингл и несколько композиций в различных сборниках. Смешно сказать: штатная единица Москонцерта самостоятельно (можно сказать - полулегально) записывает три магнитоальбома! (кстати, ни один из них до сих пор не издан).
 
В конце года в группу приходят новые музыканты Сергей Мазаев (вокал, саксофоны) из ВИА “Здравствуй, песня” и Руслан Валонен (клавишные, программирование), из популярной в начале восьмидесятых группы “Москва”.
 
«Второй клавишник был необходим группе как воздух, так как Леонид Макаревич был великолепным пианистом, а требовался знающий синтезаторщик, владеющий к тому же мастерством современных аранжировок» (М. Пушкина).
 
В июле 1987 года «Автограф» принял участие в историческом советско-американском концерте «Rock ‘n’ Roll Summit» вместе с Джеймсом Тэйлором (James Taylor), Сантаной (Santana), «Doobie Brothers».
 
В августе «Автограф» удачно выступил на фестивале в польском городе Сопот, получив вторую премию конкурса, приз журналистов и приз радио и телевидения Польши. Там же в Сопоте «Автограф» знакомится с американской певицей Мэри Ди, исполнив вместе заключительную песню фестиваля. Благодаря стараниям менеждера Мэри Ди в Москву приезжает представитель американской компании «Capitol» и подписывает с «Автографом» контракт на пять лет.
 
Гораздо важнее для “Автографа” были гастроли на Западе - в Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде, где по достоинству оценили их музыкальный потенциал. В Северную Америку музыканты съездили в феврале 1987 г. - для участия в фестивале «Рандеву-87». По программе они должны были участвовать в двух гала-концертах, но интерес к «советским рок-музыкантам» был столь велик, что импресарио предложил им после этого дать сольный концерт в самом престижном зале Монреаля «Спектрум». Ансамбль ждал триумф, музыканты четыре раза «выходили на бис». Группа получила очень благожелательную прессу. На следующий день “Автограф” выступил в рассчитанном на четырнадцать тысяч человек Дворце спорта «Колизей» в одной программе с канадской группой «Glass Tiger» - “которая тогда занимала первое место в хит-параде в Канаде и девятое - в США” - и ветеранами джаз-роковой сцены «Chicago».
 
«Мы были окрылены выступлением в “Спектруме”. Пресса на следующий день была благосклонна. Весь наш концерт был для журналистов тоже в известной мере сенсацией. После первой же композиции зал взорвался, и так продолжалось до конца нашего выступления. Это был один из тех концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь” (А. Ситковецкий).
 
В то время, на пике популярности, группу сравнивали с «Genesis» и «Yes». Но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке «Автографа» отзывались уже более сдержанно. После 1986 года, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, «Автограф» со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но в конечном счете не сделал имени там и потерял его здесь.
 
В мае 1988 года Л. Макаревич, написавший неповторимый по настроению «Разговор с Леонардо Да Винчи», но не сумевший раскрыться как композитор, ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, покинул «Автограф».
 
После очередных гастролей в США и пробных записей там звук коллектива трансформировался в профессионально сыгранный рафинированный AOR, в их репертуаре появилось больше баллад и лирических песен. Новая программа группы вышла в 1989 году на диске “Каменный край”, который создавался в сотрудничестве с поэтом Сергеем Патрушевым и записывался в студии Московского Дворца молодежи со звукорежиссерами И. Замараевым и Р. Валоненом и в Лос-Анджелесе в студии «Trax». Альбом продюсировали Руслан Волонен и “Автограф” с российской стороны и Аллен Рой Скотт и Майкл Макдональд - с американской.
 
«Осенью 1989 года, после очередных гастролей в ФРГ, США и Швейцарии, ушли Мазаев и Михалин. Вместо последнего за барабаны сел Сергей Криницын…» (М. Пушкина)
 
В 1991 году на американской фирме “Бизар” был выпущен следующий альбом группы - “Tear Down The Border”, в который вошла “часть заново записанного материала “Каменного края” и абсолютно новые песни”. Альбом продюсировали Роберт Даффи (Robert Duffey) и Тед Бишоп (Ted Bishop).
 
Весной 1990 г. в гостиничном номере города Ульяновска тихо умерла легендарная рок-группа «Автограф».
 
Л.Гуткин: «Автограф» перестал существовать в 90 году по причинам сугубо творческим. Мы записали, на мой взгляд, один из самых наших успешных альбомов «Каменный край», но в какой-то степени были изнурены работой над ним в течение трех лет. К тому времени группа существовала одиннадцать лет, и в какой-то момент мы просто почувствовали себя опустошенными и решили, что в ближайшем будущем вряд ли сможем записать что-то интереснее того, что мы сделали в последнем альбоме. Другое дело, что у нас и планов по прекращению деятельности группы не было, мы намеревались сделать перерыв в работе на несколько месяцев — от полугода до года, — чтобы каждый, кто, быть может, хотел реализовать собственный проект, реализовал бы его. Но в течение этого года произошли события, которые повлияли в какой-то степени на возможность дальнейшего воссоединения. Часть группы оказалась за границей; с распадом Союза проекты, которые музыканты «Автографа» намеревались осуществить в СССР, стали невозможны, и наоборот — сольные проекты отдельных участников группы разрослись до неимоверных размеров. Ну и так далее… Так что мы не расставались со скандалами, более того, мы все до сих пор дружим, перезваниваемся, выпадает возможность — встречаемся.
 
В 2001 году Артур Беркут пытался «реанимировать» коллектив под названием «Автограф XXI», но право на название не было подтверждено А. Ситковецким, Л. Гуткиным и В. Михалиным, поэтому Артур переименовал свой проект в группу «Беркут».
 
В том же году на дне рождения Л. Гуткина всего на несколько часов произошло воссоединение группы «Автограф» в составе: Сергей Брутян, Владимир Якушенко, Леонид Гуткин, присутствовал также и А. Ситковецкий.
 
В декабре 2004 года группа объявила о своем воссоединении в «золотом» составе: Ситковецкий, Гуткин, Беркут, Михалин, Макаревич. Короткий тур по городам (Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Минск) был завершен 23 июня 2005 года финальным концертом в СК «Олимпийский» (Москва), где на сцену вышли также Мазаев, Брутян и Кельми.

Автограф - Рок-энциклопедия 2003 (320)   http://shanson-mp3.ru/index.php?topic=1200.0

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: «Автограф”.
« Ответ #1 : 22 Август 2020, 14:19:37 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика