Дмитрий Данин (музыкант, певец, композитор, аранжировщик Дмитрий Магазаник) Дмитрий Яковлевич Данин (настоящая фамилия - Магазаник) - талантливый музыкант, певец, композитор, аранжировщик. Родился 2 февраля 1950 года в Виннице. С 1977 года по 1986 год в качестве клавишника и композитора играл в ансамбле «Фестиваль», который был создан композитором Максимом Дунаевским и музыкантом, певцом и композитором Марком Айзиковичем на основе полтавской группы «Краяны». С конца 1970-х и до середины 1980-х годов «Фестиваль» записал музыку и песни для многих кинофильмов и мультфильмов - «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978 год), «Ах, водевиль, водевиль...» (1979 год), «Летучий корабль» (1979 год), «Карнавал» (1981 год), «Куда он денется!» (1981 год), «Трест, который лопнул» (1982 год), «Зелёный фургон» (1983 год), «Приключения Петрова и Васечкина» (1983 год), «Маленькое одолжение» (1984 год), «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984 год)... После раскола «Фестиваля» Дмитрий Данин некоторое время играл в музыкальном коллективе «Высший пилотаж», работавшим преимущественно как аккомпанирующий состав эстрадного певца Михаила Муромова. А в 1989 году совместно с поэтом и продюсером Александром Елиным Дмитрий Яковлевич создал свой шансонный проект «Одесса-мама» и выступал в нём как ведущий солист вплоть до 1993 года. За несколько лет своего существования группа «Одесса-мама» объездила с гастролями всю европейскую часть России и выпустила несколько магнитоальбомов - «Сладкая наука» (1989 год), «Красавица-Одесса» (1990 год), «На старенькой шарманке» (1992 год). Песни группы («Ностальгия», «Судьба-индейка», «И хочется, и колется», «Благородное собрание», «Не люблю капиталистов», «Я вам не расскажу», «Птичка-невеличка» и многие другие) в те годы пользовались большой популярностью. Затем Дмитрий Данин работал аранжировщиком в студии звукозаписи Бориса Оппенгейма при театре «Ленком». Как композитор проявил себя ещё в начале 1980-х годов в ВИА «Фестиваль» - Дмитрий Данин писал для ансамбля песни. Кроме того, песни Данина вошли в репертуар Ларисы Долиной («Встреча»), Николая Караченцова («Рыцари оседлые», «В парке за городом»), Александра Абдулова («Мои друзья»), Павла Смеяна («Гордость», «Жизнь на грани риска», «Поговорим», «Велосипед»), Натальи Андрейченко («Песенка про папу»), Ирины Отиевой («Мы друг друга нашли»), Евгения Головина («Переводные картинки», «Рафаэль»), Марка Айзиковича («Не судьба!») и других известных исполнителей. В 1985 году грампластинку Анне Вески открывала песня Дмитрия Магазаника на стихотворение Константина Бальмонта «Я обещаю вам сады». Эта песня дала название всему виниловому диску-гиганту певицы. Анне Вески записала песню на русском и эстонском языках. Вариант на эстонском языке - крайне редко звучащая запись эстрадной певицы.
«Я обещаю вам сады»
(Дмитрий Магазаник - Константин Бальмонт, перевод Леэло Тунгала)
Анне ВескиВ популярной телевизионной передаче «Утренняя почта» неоднократно звучала композиция «Старый трамвай», написанная Дмитрием Даниным совместно с Максимом Дунаевским на стихи Наума Олева. Её в те годы исполнял Михаил Боярский. Наибольшую известность получил дуэт «Улица Случайная», который в разное время записали артисты: в 1987 году - Павел Смеян и Вера Соколова, в 1989 году - Александр Абдулов и Азиза, а в 2001 году - Николай Караченцов и Ольга Кабо. В 2014 году к 70-летию Николая Караченцова фирмой «Бомба-Мьюзик» был выпущен двойной компакт-диск актёра «Лучшее и неизданное», в который включены несколько произведений Дмитрия Яковлевича Данина. С 2000 года по 2007 год Дмитрий Данин работал преподавателем в Московском музыкальном училище имени Гнесиных (факультатив компьютерной аранжировки). С 2013 года живёт и трудится в Звенигороде, где осенью 2017 года создал свою студию звукозаписи. Сайт «Retroportal.ru» публикует материал на основе интервью, которое Дмитрий Данин дал продюсеру Максиму Фёдорову и автору сайта Виталию Гапоненко в 2017 году.
Родился я в Виннице, «в еврейском местечке» - в черте оседлости... Папа мой - рядовой инженер. Но он был Героем Советского Союза, защитником Дома Павлова в Сталинграде! Человек непростой судьбы: он чудом выжил, когда фашисты топили его в Волге, привязав к бревну... Потом служил инструктором в артиллерийских войсках... Мама преподавала украинский язык в школе... Я до сих пор помню наизусть выученные в детстве стихи, свободно говорю на украинском языке... Школу окончил с серебряной медалью - «пять» по украинскому мне не поставили только по одной причине: я - еврей... Музыкальную школу окончил, а после - дирижёрско-хоровое отделение Винницкого музыкального училища. А поступил в Киевский политехнический институт, выучился на инженера. При этом, в институте у меня был джазовый квартет - мы играли джаз! За год до окончания вуза женился. Моя первая жена - актриса Лариса Власенко. Поженились специально ещё во время учебы, так как семейным молодым специалистам давали не только направление на работу, но и право на жильё. Приехали по распределению в Полтаву и нам выделили однокомнатную квартиру. Правда, вскоре меня призвали в армию. Год служил в Пирятине в Чапаевской 25-й дивизии. А, вернувшись на гражданку, работал конструктором в Укрсовхозпроекте с хорошей по тем временам зарплатой в 130 рублей. Жена стала актрисой Полтавского музыкально-драматического театра.
Для меня же, музыка постепенно из хобби превращалась в основное занятие... Я неплохо играл на фортепиано и был приглашён музыкантами «в кабак» - в ресторан гостиницы «Интурист». Приличная аппаратура по тем временам была в ансамбле, да и платили нам немалые деньги за то, что вечерами играли всё, что угодно публике - от советской эстрады тех лет и зарубежных шлягеров до «блатняка» и песен времён Петра Лещенко... А публика была самая уважаемая: и местные бандитские авторитеты, и партийная номенклатура... И я мог позволить себе периодически для своих инженеров из Укрсовхозпроекта накрывать стол в ресторане «Интуриста»!.. В это время в Полтавской филармонии работал ВИА «Краяны» и его солист Марк Айзикович заглядывал к нам «в кабак» периодически и даже своим красивым баритоном солировал в нашем ансамбле. А мы, бывало, ходили в филармонию на концерты «Краянов»; музыканты знали друг друга, общались.
И вот, в Полтаву приезжает Максим Дунаевский, который был приглашён на торжества в честь дня рождения отца - легендарного Исаака Осиповича Дунаевского на его родину в Лохвицу Полтавской области. И Максим, остановившись в «Интуристе», невольно стал слушателем нашего концерта... Подошёл к музыкантам, представился, сказал о том, что мы превосходно звучим, что даже в Москве редко кто так играет и предложил записать песни к фильму о мушкетёрах, над музыкой к которому сейчас работает и как раз ищет музыкантов для её записи. Грех было не согласиться! Для такого важного дела наш «кабацкий ансамбль» и «Краяны» объединились. А записать в Полтаве музыку возможно было лишь в студии областного радио и только по ночам, так как в дневное время из этой студии рапортовали в эфир директора колхозов о своих успехах... Обычная студия радиокомитета с роялем в её центре, дряхлые бобинные магнитофоны в аппаратной, венгерский пульт... и талантливейший звукорежиссёр Лёня Сорокин, который просто сотворил чудо! Максим Дунаевский прислал ноты трёх песен - «Пора-пора-порадуемся...», «Дуэт королевы Анны и герцога Бекингэма» и «Пуркуа па». Марк Айзикович спел «Пуркуа па», вместе с моей женой исполнил «Дуэт королевы и Бекингэма», а все мы дружно с блестящим украинским акцентом спели «Пора-пора-порадуемся...»! Поездом отправили фонограммы в Москву Максиму Дунаевскому. Буквально через три дня примчался в Полтаву полный восторга Дунаевский вместе с композитором и аранжировщиком Дмитрием Атовмяном и сообщил о том, что решено: музыку к фильму пишем мы! И вот, днями сижу с чертежами в институте, по вечерам играю «в кабаке», а ночами пишем музыку к фильму в студии Полтавского радио... Через месяц все фонограммы были готовы. Записали мы только инструменты, а вокальные партии уже в Москве спели солисты ансамбля «Коробейники» Вячеслав Назаров, Владимир Чуйкин, Александр Левшин и Юрий Меньшов, ну и, конечно же, самый поющий из «мушкетёров» Михаил Боярский озвучил свои вокальные партии!
«Песенка мушкетёров»
(Максим Дунаевский - Юрий Ряшенцев)
Михаил Боярский и ансамбль «Фестиваль» После этого Дунаевский предложил нам перебраться в Москву. Но не всё так просто оказалось - из Полтавской филармонии «Краян» отпускать не хотели... В итоге ансамбль отказался от этого названия и перешёл в Белгородскую филармонию - ещё не Москва, но уже ближе к ней! Начались гастроли по городам СССР. Пели мы и русские, и украинские песни, эстраду разных лет, джаз, песни, сочинённые самими музыкантами и, конечно же, песни из «Мушкетёров»... Ввиду такой пестроты репертуара у Марка появилась идея назвать ВИА «Фестивалем». А у меня во время работы в ансамбле появился псевдоним - Данин. Ведь, Магазаник - чисто еврейская фамилия. Дескать, очередной еврей на сцене... А меня мама в детстве Даней называла... И в ансамбле, как-то повелось вместо «Димы» - «Даня» говорить... Когда песни стал писать, спрашивали: чья песня? Данина! Ты кто? Данин! Были у «Фестиваля» совместные концерты с Ирой Понаровской, Жанной Рождественской, Михаилом Боярским, Пашей Смеяном, Колей Караченцовым и даже два концерта с Владимиром Высоцким в самом начале 78 года... Кстати, в начале 80-х мы с Максом Дунаевским вместе написали песню «Старый трамвай» на стихи Наума Олева специально для Миши Боярского. Мишка - большой поклонник «The Beatles», и мы постарались сделать такую стилизацию. Записывали вместе с музыкантами «Фестиваля».
В то время художественным руководителем «Фестиваля» был Максим Дунаевский, музыкальным руководителем и аранжировщиком - Дмитрий Атовмян; Марк Айзикович солировал, на гитарах играли Коля Явир и Коля Лепский (он затем перешёл к Софии Ротару в ВИА «Червона рута», а позже стал работать в московской группе «Крымский мост»), Саша Сиренко играл на бас-гитаре, Валя Приходько - на ударных, Олег Шеременко на флейте, саксофоне и клавишных и я играл на клавишных. Также в ансамбле работал Константин Никольский и некоторые его песни, позже ставшие известными в исполнении группы «Воскресение», записали мы в «Фестивале».
«Один взгляд назад»
(Константин Никольский)
Ансамбль «Фестиваль»Шёл 1985-й год. Ансамбль «Фестиваль» на гастролях в Сочи... Во время одного из концертов убедился в том, что всё в коллективе дошло до такой степени автоматизма, при которой уже не осталось места ни для импровизации, ни для поиска чего-то нового... Концерт начался, а потом, как говорится, аплодисменты «разбудили» меня... После концерта поделился с ребятами мыслями по этому поводу. Говорю им: «Надо менять ситуацию! Мы играем классно, но уже не соответствуем времени: сейчас музыка вся секвенсорная, а мы по старинке звучим... Надо на электронику переходить...» Они в ответ: «Видишь, как нас зрители великолепно принимают! А тебя не устраивает что-то... Вечно тебе неймётся!» «Нет, - говорю, - исчерпали мы себя! Так что, доигрываем гастроли и я - в Москву отдыхать. Будут дельные предложения - будем дальше вместе играть...» Мы не ссорились, мы остались дружны, просто мне ансамбль в данном виде перестал быть интересен. Надо сказать, что «Фестиваль» затем ещё несколько лет просуществовал, но уже без моего участия. Мы до сих пор - все, кто живы - дружны! Традиционно зимой ко мне на день рождения приезжают ребята из нашего «Фестиваля»...
Так вот, Истра. Чудесная природа. Лето 1986-го... Живу на даче, рыбку ловлю, наслаждаюсь безмятежностью бытия... Я в то время был женат на дочери именитого пианиста Льва Оборина - Марии. И у нас соседи по даче в посёлке Снегири - Максим Дунаевский, Майя Плисецкая, Иван Козловский... И вот звонит мне редактор Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения Сергей Карпов, предлагает заняться музыкальным оформлением первой в Москве выставки цветов - написать к её открытию песни. Это было заманчиво, интересно! Я пишу соло для трубы с оркестром, приглашаю для его исполнения лучшего трубача из родной Винницы; Паше Смеяну романс «Поговорим» предлагаю, а Ларисе Долиной - песню о Москве «Встреча» (Лариса тогда ещё не была столь популярна, «Льдинку» и «Погоду в доме» ещё не спела...). Премьера моих песен прошла под живой аккомпанемент Эстонского симфонического оркестра! Но «полтавские пацаны» - участники «Фестиваля» решили-таки осваивать электронику и вместе с музыкантом и композитором Толей Розановым, который в «Фестивале» вторым звукорежиссёром был, договорились о работе в Красноярске в качестве аккомпанирующего ансамбля певице Наде Мельновой. Но быстро разочаровались в этой затее - певица оказалась далеко не звездой первой величины и часть коллектива, в том числе и я, и Розанов, переметнулись из Красноярской филармонии в Барнаул. Подготовили программу, обкатываем её на публике, да только больших успехов нет. А в Алтайской филармонии числился Михаил Муромов, которому нужен был свой ансамбль. Директором у Михаила был Рафаэль Мазитов из ВИА «Орфей». И нас поставили перед выбором: либо мы за свой счёт вместе со всей аппаратурой уезжаем из Барнаула, либо отправляемся с Муромовым на гастроли. Денег на выкуп музыкальных инструментов у нас не было, так что, оставался только один вариант: разучить «Яблоки на снегу» и прочие песни Миши Муромова...
Через два дня выезжаем на гастроли в Казахстан. И вот, парадокс... Полные стадионы! «Яблоки на снегу» идут на ура! Вчера два концерта, сегодня уже три, вновь при переполненных трибунах стадионов, а на завтра все билеты проданы на четыре или даже пять концертов... Целый месяц аншлаг! И это пока только Казахстан! Как говорится, с таким успехом у публики пора засветиться и на телевидении. Звоню в Москву на Центральное телевидение музыкальному редактору Диане Берлин, говорю о том, что есть стопроцентный хит... Она в ответ: «Слухи доходят о том, что весь Казахстан стоит на ушах от ваших «Яблок...», приезжайте - мы как раз «Песню года» снимаем...». С клавишником Сашей Белым делаем приличную аранжировку, которую тут же Муромов отметает, уверенный в том, что «чем проще, тем лучше»... Приезжаем в Останкино, исполняем весь этот ужас и - обратно в Казахстан. Дня через три выпускают в эфир «Песню года» и уже вся страна начинает сходить с ума от «Яблок на снегу»... А мы ещё где-то полгода по пять концертов в день на переполненных стадионах с этой песней... Творчества - ноль, но денег заработали очень и очень прилично. Потом Толя Розанов основал группу «Фристайл», став её бессменным руководителем и автором практически всех песен. А я переговорил с Игорем Ятором из «Верных друзей» - ансамбля, который в то время практически умирал, собрал команду хороших музыкантов, но собственной программы не получилось - и мы, под названием «Доктор шлягер», стали аккомпанировать Вячеславу Добрынину. Хватило нас всего на полгода «попсу» Добрынина петь и разбежались кто куда...
А потом мы с Сашей Белым и поэтом Александром Елиным, да с четырьмя балетными «чувихами», приглашёнными для подтанцовки, создали группу «Одесса-мама». Елин стал её директором и сочинил тексты всех песен, я написал музыку, Белый сделал аранжировки. На сцене он играл на клавишных, я пел, а девицы плясали и были на подпевках. Моя подруга из Москонцерта Маша Касаткина поставила им сценографию. И это было здорово! На первые гастроли отправились в Иркутск вместе с пародистом Александром Песковым. Дворец спорта в Иркутске - битком! Мы в первом отделении, Песков во втором. Принимали великолепно! Проект «Одесса-мама» оказался коммерчески успешным и просуществовал лет пять или шесть. А песни «Одессы-мамы» записывали в МХТ в Камергерском переулке... Затем Елин уехал в Израиль, потом вернулся и сейчас пишет песни, за которые я никак не могу его уважать...