30/04/24 - 12:38 pm


Автор Тема: Олег Логинов-Знаменитые религиозные процессы.  (Прочитано 308 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27432
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Римский Папа Стефан 6 «отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом, Формозом, причем умершим.

Удивительно, но когда христианская религия еще только утверждалась во многих странах мира, ее приверженцы демонстрировали чудеса самопожертвования. В той же Римской империи они добровольно отдавали себя в руки палачей и смиренно шли на казнь вместо того, чтобы с оружием в руках встретить своих гонителей. Но едва Христианство утвердилось, как в нем появилась агрессивная нетерпимость к другим конфессиям. Результатом чего стали крестовые походы, инквизиторские костры и многочисленные казни за веру в нетрадиционные учения.

Христианская религия насаждалась на завоеванных землях подчас огнем и мечом. Вот, например, небольшой отрывок из французского эпоса «Песнь о Роланде»:

Пусть синагоги жгут, мечети валят.
Берут они и ломы, и кувалды,
Бьют идолов, кумиры сокрушают,
Чтоб колдовства и духу не осталось.
Ревнует Карл о вере христианской,
Велит он воду освятить прелатам
И мавров окрестить в купелях наспех,
А если кто на это не согласен,
Тех вешать, жечь и убивать нещадно.
Насильно крещены сто тысяч мавров».

Весьма болезненно протекал и процесс формирования единых религиозных ритуалов в христианском мире. В первой половине VIII века император Восточной Римской империи Лев Исаврянин развязал борьбу с иконами. По его приказу иконы выбрасывать из храмов и сжигались, а иконопочитатели подвергались репрессиям.

На защиту икон выступили епископ города Ефеса Ипатий и пресвитер Андрей. Император сначала попытался действовать на них убеждением. Он призвал этих священников к себе и устроил диспут о иконопочитании. Однако Ипатий и Андрей упорно стояли на своей позиции о необходимости православного почитания икон. Императора их упорство разозлило. Он приказал бросить Ипатия и Андрея в темницу и держать там, до тех пор, пока они не одумаются. Однако священники и тут проявили стойкость. Тогда Лев Исаврянин приказал подвергнуть их пыткам. Священников били, содрали с голов кожу с волосами, вымазали смолой и подожгли бороды, сжигали на оскальпированных головах иконы. Однако все мучения Ипатий и Андрей вынесли и не отреклись от своих убеждений. Тогда император повелел волочить их по городу на посмешище всем людям, а затем умертвить.

После казни тела Ипатия и Андрея бросили на съедение псам, но верующие благоговейно предали останки мучеников погребению.

Даже главы церкви зачастую не отличались смирением и человеколюбием.

Вот лишь несколько примеров деяний Римских пап:

Пасхалий I, чей понтификат пришелся на период 817-824 гг. был сторонником «твердой руки» бросал врагов и заговорщиков в тюрьмы, где по его приказу им вырывали глаза и доводили пытками до смерти.

Римский Папа Стефан 6, находился на папском троне два года – в 896-897гг. «Отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом Формозом, причем умершим. Труп Формоза вырыли из могилы, обрядили его в папские одежды и посадили на скамью подсудимых После судебного разбирательства по обвинению в нарушении церковного права мертвого Формоза подвергли наказанию. С него сняли папские одежды, отрубили ему три пальца правой руки, которой он благословлял народ. Потом изрубленный труп Формоза бросили в Тибр.

Это кощунство не оставило равнодушными жителей Рима. Он высказал недовольство деятельностью Стефана VI, после чего его заключили в тюрьму и там задушили.

Стоило в 997 году папе Григорию V ненадолго отъехать из Рима на синод епископов в Павию. Как в Вечном городе объявился некий Кресцинций, который провозгласил Римским папой грека Иоанна Филагата под именем Иоанна XVI.

Однако в 998 году Григорий V при помощи войск германского императора вернул утраченный трон. Антипапу Иоанна XVI ослепили, отрезали ему нос и уши, потом облачили в епископские одежды, усадили на осла лицом к хвосту и провезли в таком виде по Риму на посмешище горожанам. Григорий V вместе с другими сам понаблюдал и посмеялся на этой церемонией, а потом приказал бросить искалеченного антипапу в тюрьму, где того уморили голодом. Пойманному Кресценцию просто отрубили голову.

Христианские владыки порой следовали примеру язычников. Когда папе Урбану VI во время борьбы с королевой Иоанной Неаполитанской пришлось бежать из Ватикана в Геную, он взял с собой семерых кардиналов и по дороге приказал пятерых из них казнить по древнеримскому способу - зашить в мешки и бросить в море.

Если уж главы Римской католической церкви боролись за власть, не стесняясь в средствах, то со всякого рода «оппортунистами» они и вовсе не церемонились. Всякое инакомыслие относительно католических догматов считалось ересью и подлежало искоренению с помощью очистительного огня.

Сначала огнем и мечом Римская церковь прошлась по вальденсам. В то время как папа римский усиленно боролся за чистоту веры и повышение благосостояния «князей церкви», последователи лионского лавочника Вальдо посмели утверждать, что богатеть недостойно священнослужителей и, что независимо от обстоятельств нельзя лишать человека жизни. Это было расценено, как страшная ересь и в 1211 году 80 вальденсов арестовали в городе Страсбурге, подвергли пыткам и сожгли.

Потом настала очередь альбигойцев, катаров и прочих желающих реформировать Римскую церковь.

Вскоре из континентальной Европы процессы над реформаторами перекинулись на Британские острова.

Надо сказать, что в Англии за веру казнили не столь усердно, как в других странах Европы. Церковные суды уничтожили в общей сложности порядка тысячи инакомыслящих. К тому же там не особо практиковались пытки и не применялись массовые казни. Однако тем любопытнее кого и за что казнили в Англии.

Оксфордский ученый и философом Джон Уиклиф при жизни несколько раз висел на волоске от вынесения наказания церковным судом, но каждый раз его что-то спасало. Он возглавлял движение так называемых «ллолардов» и требовал провести реформацию относительно богатства, продажности и злоупотреблений римской католической церкви. Церковь запомнила ему эти нападки и фактически казнила его после смерти.

4 мая 1415 года Констанцский собор постановил:

«Святой собор заявляет, определяет и выносит приговор Джону Уиклифу как отъявленному еретику, который умер утвержденным в своей ереси. Собор проклинает его и осуждает воспоминания о нем. Собор также постановляет и предписывает, чтобы его тело и кости, если они могут быть распознаны среди тел других верных людей, были извлечены из земли и выброшены подальше от церковных кладбищ согласно установленным канонам и законам».

Богословские труды Уиклифа оказали большое влияние на Яна Гуса, проповедника Вифлеемской церкви в Праге. В 1409 году Гус стал ректором университета и начал учить студентов идеям Уиклифа.

Это не укрылось от внимания ревностных католиков, и вскоре Гус предстал перед церковным судом. Семь епископов потребовали, чтобы Гус снял одежду священника, что он и исполнил. После этого они стали обсуждать, как же им ободрать кожу с макушки головы проповедника, выбритой, как у монаха. Гус по этому поводу заметил: «Я поражен тем, что, несмотря на ею, что все вы объединены одной и той же жестокой мыслью, вы не можете придти к согласию, каким же образом исполнить вашу жестокость».

Наконец епископы пришли к общему мнению и расцарапали кожу на голове Гуса ножницами. Затем ему водрузили на окровавленную голову сделанный из бумаги епископский головной убор с нарисованными на нем бесами и надписью: «Главарь еретиков». Когда Гус увидел его, он сказал: «Ради меня Господь Иисус Христос носил терновый венец, почему бы и мне ради Него не носить этот легкий венец, даже если это постыдная вещь».

Наконец Гуса подвели к костру, в котором сжигали его труды, и привязали цепями к столбу. До уровня шеи его обложили хворостом. Герцог Баварский, подойдя к нему, предложил отречься от своего учения. «Нет,- ответил Гус,- я никогда не проповедовал ложных доктрин, и то, что говорил своими устами, я подпишу моей кровью». Когда подожгли хворост и пламя поглотило Гуса, он запел гимн.

Епископы тщательно собрали весь пепел, оставшийся от тела Гуса, и выбросили в Рейн, чтобы память о нем была стерта с лица земли. Однако во многом благодаря своей мученической смерти он, напротив, остался в истории.

30 мая 1416 года сожгли другого последователя Уиклифа – Иеронима Пражского. Стоя на костре в языках пламени он тоже пел гимн.

После захвата английского престола Генрихом IV в 1399 г. началось гонение на лоллардов. Парламентом в 1401 году был принят закон, позволяющий сжигать людей в Британии за их религиозные убеждения.

Первым мучеником, осужденным согласно этому закону, стал священник Уильям Сантри, которого сожгли в Смисфилде.

В 1417 году был казнен сэр Джон Олдкастл, лорд Кобхэм, известный последователя Уиклифа. Не помогла лорду даже дружба с Генрихом IV. Принципы в вопросах веры оказались для короля важнее личных отношений, и он отдал Олдкастла «на съедение» церковникам. Его вывели из лондонского Тауэра со связанными сзади руками, положили на раму, как если бы он был изменник, и поволокли на поле Св. Гайла. Достигнув места казни, Олдкастла сняли с рамы, и тогда он преклонил колена и попросил Бога простить его врагов. Сэра Джона опоясали цепью, приподняли над землей и развели под ним огонь.

В августе 1473 года был арестован Томас Грантер, которого обвинили в открытой поддержке учения Уиклифа и приговорили к сожжению как упорного еретика. В день казни Томаса накормили в доме шерифа, а потом сожгли на Тауэрском холме.

Казни ллолардов продолжали набирать обороты. В 1499 г. в Норвиче сожгли некоего Бадрама. В 1506 году Амершаме недалеко от Стонейпрет возвели на костер Уильяма Тилфрея. Палачи заставили его замужнюю дочь Джоан Сларк зажечь огонь и наблюдать за казнью. В том же году епископ Линкольна на востоке Англии приговорил священника Фазера Роберта за принадлежность к лоллардам и приказал сжечь его в Букингеме.

В 1508 г. в Салисбуре на юге Англии Лауренс Гуайл был заключен в темницу на два года, а затем сожжен за несогласие с тем, что во время причастия хлеб и вино после молитвы священника становятся настоящими телом и кровью Иисуса. В этом же году в Чиппен Садбурне канцлер Уиттепхем признал еретичкой и приговорил к сожжению благочестивую женщину. Когда палачи покидали место казни, из рук мясника вырвался бык и пронзил рогами Уиттенхема. Вспоров Уиттенхему живот, он некоторое время с кишками на poгax носился вокруг, но никого в толпе не задел.

Во время правления короля Генриха VII (1485-1509 гг.) Джон Браун под страхом пыток сначала отказался от своих реформистских взглядов, и на него была наложена повинность носить дрова вокруг Кафедрального собора Св. Павла в Лондоне. Но в 1517 году он «отказался от отказа» и был отправлен на костер. Во время казни доктор Вонхамен и Йестер, епископ Рочестера, уговаривали Джона отречься от реформаторской веры до тех пор, пока вся плоть на ногах Брауна не сгорела и не обнажились кости. Джон Браун отправился на тот свет ллолардом.

В 1519г. Роберт Келин и Томас Метью были сожжены в Лондоне. Роберт выступал против поклонения иконам и паломничества.

В 1532 г. Томас Хардинг и его жена был и обвинены в ереси из-за того, что отрицали, будто хлеб и вино после молитвы священника превращаются в тело и кровь Христа. Епископ Линкольна приговорил их к сожжению живьем. Их привели в Чешам в Релли, недалеко от Ботели, привязали цепью к столбу, обложили хворостом и зажгли огонь. В этот момент к костру подскочил один из рьяных католиков и разможил палкой голову Томасу.

Понес ли он какое либо наказание за это - неизвестно. Но зато известно, что священники объявили, что если кто-либо принесет дрова для сожжения еретика, получит индульгенцию, которая позволит ему грешить в течение сорока дней.

Парламент короля Генриха VIII издал жестокий указ: «Кто бы ни читал Писания в изложении Уиклифа, будет лишен земель, скота, имущества и жизни своей собственной и своих наследников навеки, а также объявлен еретиком по отношению к Богу, врагом престола и предателем Англии».

После преследования ллолардов, католики взялись за последователей реформатора Мартина Лютера. Хотя римское духовенство свирепствовало по отношению ко всем еретикам, особенную жестокость оно проявляло к своим коллегам духовного звания. Монаха Ричарда Байфилда помещали в самые ужасные места подземной темницы, где он почти задыхался от отвратительного смрада человеческих испражнений и стоячей воды, которая покрывала грязный пол. Периодически его бичевали. Временами тюремщики связывали ему руки за спиной и оставляли его в таком положении на несколько дней без еды и возможности сходить в туалет. Потом его заточили в Лоллардской Башне в Ламбеском Дворце, где по распоряжению архиепископа посадили на цепь, обвязанную вокруг шеи, и избивали раз в день. В конце концов, в качестве акта милосердия Балфилда приговорили к смертной казни и сожгли на костре в Смисфилде.

Примерно в это же время в 1535 г был арестован Джон Тьюкесбери за чтение Нового Завета на английском языке. Во время пребывания в темнице Тьюкесбери провели через такие жестокие пытки, что он был уже почти мертв, когда его препровождали на место казни для сожжения в Смисфилде.

28 июля 1540 г. был обезглавлен Томас Кромвель, граф Эссекский, известный политик, написавший «Закон о главенстве английского короля над церковью», которым в 1534 г король Генрих VIII назначил самого себя Верховным главой церкви Англии. Хотя он был обвинен в измене, но фактически его арест был обусловлен связями с протестантами.

Примерно в это же время доктор Роберт Берне, Томас Гарнет и Уильям Жером были приговорены к смерти по обвинению в ереси церковным судом епископа Лондона. 30 июля 1540 года их привели в Смисфилд и всех вместе привязали цепями к столбу, после чего сожгли.

Вскоре после этого купец по имени Томас Соммерс и трое других человек были арестованы за чтение книг Мартина Лютера. В наказание они должны были взять все эти книги, принести к костру, разложенному на торговой площади в Чипсайде, и бросить в огонь. Трое исполнили порученное, а Томас бросил книги так, чтобы они не попали в костер и не сгорели. За это его отправили назад в Лондонский Тауэр, где побили камнями до смерти.

Эта смерть стала весьма символичной, поскольку очень напомнила казни первых христиан в древней Иудее путем побития камнями.

6 октября 1536 года в городе Вилворде в Нидерландах казнили Уильяма Тиндейла, первого переводчика Нового Завета на английский язык. Он был задушен палачом, после чего сожжен за свою работу. Перед смертью Тиндейл воскликнул: «Господь! Открой глаза короля Англии!»

И надо же такому случиться, что вскоре английские короли отошли от Римской церкви. Протестантских мучеников за веру начали сменять католические.

Протестант Джон Фрис долго скрывался от разыскивавших его поборников католической веры. Он часто переодевался, стараясь остаться неузнанным, предпочитал долго не оставаться на одном месте, чтобы сбить со следа преследователей. Однако лорд-канцлер Англии Томас Мор объявил награду за его поимку. После этого Фриса поймали и 4 июля 1533 года торжественно сожгли по решению суда епископов.

А потом в Англии все перевернулось с ног на голову, и казни был предан Томас Мор, который не одобрил разрыв короля с Римской католической церковью.

Томас Мор прославился в истории как автор «Весьма полезной, как и занимательной, поистине золотой книги о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», и как острослов. Его «шутки английского юмора» перед казнью стали афоризмами.

А вообще Томас Мор был далеко не последним человеком в Англии и оказал ряд важных услуг королю Генриху VIII. Например, в 1517 году помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. Поэтому не случайно, что в 1521 году Генрих VIII посвятил его в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». В 1529 году Томас Мор даже был назначен лордом-канцлером королевства. Однако через три года он покинул этот пост якобы по состоянию здоровья, но настоящей причиной было то, что Мор, как ревностный католик и поборник «истинной веры» не одобрял разрыв короля Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви. Не одобрил он и брак короля с Анной Болейн, в результате чего отказался присягнуть королю, что признает законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн.

Это демонстративное неповиновение было сочтено государственной изменой, и 17 апреля 1535 года он был заключен в Тауэр.

Незадолго до ареста герцог Норфолк пытался вразумить Мора, при встрече шепнув на латыни: «Гнев короля - это смерть». На что опальный вельможа спокойно ответил: «Это все, милорд? Тогда поистине разница между Вашей милостью и мной только в том, что мне предстоит умереть сегодня, а Вам – завтра».

Суд признал Мора виновным в государственной измене, и ему был вынесен смертный приговор. Однако прежде чем увести осужденного, Мору в последний раз было предложено милостивое прощение, обещанное королем в случае его раскаяния. Однако Мор расценил, что верность своим убеждениям важнее жизни и отказался. А между тем, смерть его ждала жестокая. Приговор гласил: «Вернуть его при содействии констебля Уильяма Кингстона в Тауэр, оттуда влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту».

Рано утром 6 июля 1535 года в Тауэр прибыл друг Мора - Томас Поп, служивший в канцлерском суде. Он сообщил Мору о том, что тот должен быть казнен в 9 часов и что король заменил ему четвертование простым отсечением головы. Мор не без горького юмора воскликнул: «Избави боже всех моих друзей от такого королевского милосердия!»

Вскоре Мора вывели на площадь напротив Тауэра, где был установлен эшафот. До самого конца жизни философ-утопист сохранял удивительное самообладание и непрестанно шутил. Один из служащих Тауэра потребовал верхнюю одежду Мора в качестве своего вознаграждения. Мор знал и отдал ему свой колпак, сказав, что это самая верхняя одежда, какую он имеет.

Подойдя к наспех сколоченному эшафоту, он попросил одного из тюремщиков: «Пожалуйста, помогите мне взойти, а сойти вниз я постараюсь как-нибудь и сам». На эшафоте Мор сказал палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться». И уже в самую последнюю минуту, став на колени и положив голову на плаху, добавил: «Погоди немного, дай мне убрать бороду, ведь она никогда не совершала никакой измены».
За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году.

В соседней с Англией Шотландией тоже не церемонились с вероотступниками. Причем, реформаторское учение Мартина Лютера нашло особенно много последователей в Шотландии. Но и в этой стране оно утверждалось и ширилось благодаря мученикам, отдававшим за него свою жизнь. Одним из первых таких мучеников стал Патрик Гамильтон, обучавшийся в первом протестантском университете в Марбурге.

За приверженность к учению Мартина Лютера Гамильтона казнили в Шотландии как еретика в 1527 году. Его приковали к столбу и положили вокруг него хворост. Под мышки Патрику подвязали мешочки с порохом и подожгли их, но они не взорвались, а лишь опалили ему руки и лицо, не воспламенив хвороста. Тогда принесли еще больше пороха, разложили вокруг Гамильтона и снова подожгли. Порох опять не взорвался, но воспламенил хворост, и пламя охватило Гамильтона.

Бенедиктинский монах Генри Форест начал называть в своих проповедях Патрика Гамильтона - мучеником за Христа, поэтому решили казнить и его. Джон Линдсей, один из слуг архиепископа, предложил казнить Фореста в каком-нибудь потайном месте, например, в подземелье, потому что "дым от костра Патрика Гамильтона продолжает заражать тех, на кого он веет". Архиепископ согласился с ним, и Фореста отвели в подземелье, где удушили, надев на голову наволочку из плотной ткани.

В 1534 году в Шотландии казнили протестанта Давида Стретона. Любопытно, что кроме крамольных речей в вину ему поставили уплывшую рыбу. Когда викарий Роберт Лоусон попросил рыбака Стретона сдать десятину с пойманной рыбы, тот бросил ему со своей лодки часть улова, но при этом несколько рыб упали в воду и уплыли. Викарий обвинил Стретона в ереси, потому что тот якобы не захотел отдавать десятину в церковь.

Большой общественный резонанс вызвала казнь шотландского религиозного реформатора Джорджа Вишарта, преподававшего в Кембриджском университете. Он демонстративно вел скромный образ жизни. Ел только два раза в день, раз в четыре дня постился, спал на соломенном матрасе, покрытом грубой тканью. Его признали виновным в ереси по восемнадцати пунктам и приговорили к подвешиванию и сожжению.

Утром в день казни кардинал отправил двух монахов в темницу к Вишарту. Они надели на него черное льняное одеяние и привязали несколько мешочков с порохом к различным частям его тела. Затем связали ему сзади руки, закрепили железную цепь на талии и повели к столбу за веревку, привязанную к шее. Чтобы предотвратить вмешательство многих друзей и почитателей Вишарта, кардинал Витон расставил стрелков, которые находились в боевой готовности во время казни.

Своей скромностью и праведным образом жизни Вишарт завоевал симпатии многих людей. Рассказывают, что даже палач, перед тем как отправить его на тот свет попросил у него прощения:

- Сэр, простите меня, я не виновен в вашей смерти.

Вишарт поцеловал его в щеку и сказал:

- Это доказательство, что я прощаю тебя, мой возлюбленный. Делай свою работу.

И тот сделал ее, подвесив осужденного на виселице над огнем, где тот висел до тех пор, пока его тело не обуглилось.

Еще одним протестантским мучеником в Шотландии стал казненный в 1558 году восьмидесятидвухлетний сэр Уолтер Милл. Когда в 1560 г. Реформация распространилась по всей Шотландии и парламент этой страны утвердил пресвитерианскую веру как национальную, множество ценных икон из католических церквей было сожжено на месте казни Уолтера Милла.

В странах, где реформаторские религиозные учения брали вверх, как правило, происходило одно и то же. Католическую инквизицию сменила протестантская. Реформатор Жан Кальвин запретил в Женеве все увеселения и пышность в одежде, а также развязал гонения поборников Римской церкви.

Испанский мыслитель, естествоиспытатель и врач Мигель Сервет из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. В 1553 году из-за своих убеждений Сервет вынужден был бежать из Вьенны, где проработал 13 лет. Пробираясь в Италию, он остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. Сервет был арестован и после пыток приговорен к сожжению. Казнь состоялась 27 сентября 1953 года. Муки «еретика» длились более часа, так как ветер все время отдувал от него пламя. «Дайте мне умереть! - кричал несчастный. - Сто дукатов отобрали у меня в тюрьме, неужто не хватило на дрова?»

Мигель Сервет вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, смерть которого положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. А еще он оставил след в медицине, первым в Европе описав малый круг кровообращения.

В середине XVI века протестантские церковники сожгли на костре гравера, который в тексте молитвы «Отче наш» обрамил слова «иже еси на небесах» запятыми: в этой невинной грамматической аккуратности новоявленные инквизиторы усмотрели сомнение в бытии Божьем.

Проповедника Джироламо Савонаролу не канонизировали. Но его казнь тоже стала весьма известной. Доминиканский монах Саванарола слишком яро протестовал против роскоши католических священников. И этим нажил себе серьезного врага в лице римского папы Александра VI Борджиа, который к этой самой роскоши очень даже тяготел. Против такого противника у бедного монаха просто не было шансов. 8 апреля 1498 года он был арестован во Флоренции по обвинению в ереси и заключён в темницу.

Чтобы добиться нужных показаний Савонаролу подвергли пытке на дыбе. Следствие длилось более месяца, и пытки были непрерывны, продолжительны и жестоки. Савонаролу в течение дня 14 раз вздергивали на веревке «от полу до блока». Такая обработка хоть кому развяжет язык. Бедняга Джироламо сознался, что из-за своей гордыни, слепоты и глупости хотел низложить папу Римского.

Выжав из Савонаролы нужные показания, представители Александра VI передали Савонаролу и двух его последователей - монахов Фра Сильвестра и Фра Доменико светским властям для их казни.

23 мая 1498 года она состоялась на площадке перед Палаццио во Флоренции. Сначала епископ Визона провел над тремя осужденными обряд расстрижения. Их одели в рясы после чего раздели. После чего епископ начал говорить стандартную фразу, но говорился. Вместо того чтобы отлучить Савонаролу только от церкви воинствующей, произнес: «Отлучаю тебя от церкви воинствующей и торжествующей». На что Савонарола тут же заявил: «Воинствующей, но не торжествующей, ибо последнее не в твоей власти».

После обряда отлучения свой приговор вынес светский суд: все трое должны быть сперва повешены на эшафоте, а затем сожжены, чтобы души их окончательно были разлучены с их телами.

На эшафоте стояла виселица в виде шеста с перекладиной, напоминающая крест. Правда это сходство портили три веревки с петлями, предназначенные для повешения осужденных, и три цепи, которые должны были удерживать их тела во время сожжения. Сначала казнили соратников Савонаролы, а потом очередь дошла и до него. Желая потешить собравшуюся толпу, палач начал издеваться над корчившимся в петле Савонаролой и чуть было не сорвал его с веревки - магистраты вынуждены были сделать палачу строгий выговор. Тогда он стал торопиться, желая, чтобы пламя охватило тело несчастного монаха раньше, чем тот успеет умереть. Но цепь выпала у него из рук, и в то время как он поднимал ее, Савонарола испустил дух.

Но даже мертвый он еще успел произвести неизгладимое впечатление на столпившийся у эшафота народ. Сначала порыв ветра словно по волшебству отклонил пламя трех уже умерших монахов. Толпа в ужасе подалась назад с криками: «Чудо! Чудо!» Но ветер скоро стих, пламя охватило тела, и люди вновь придвинулись к костру. Но в это время веревки, связывавшие Савонаролу перегорели. Под сильной тягой воздуха тело его заколебалось, и верующим показалось, что в огненном столбе он поднял руку и благословил тот самый народ, который сжигал его.

Самой известной предсмертной фразой стали слова философа, астронома, математика и католического священника Джордано Бруно: «И все-таки она вертится!». Это он сказал про Землю. Однако в те времена даже одна мысль о том, что Земля стоит не на трех китах, а вертится в космосе, была кощунственной. Джордано Бруно первым высказал догадку о бесконечности Вселенной и множестве миров в ней, тем самым подвергая сомнению религиозные устои. За такие слова инквизиция семь лет гноила его в тюрьме, но все это время Бруно отрицал обвинения в ереси, отказываясь в то же время полностью взять обратно свои убеждения. Наконец отцам церкви надоело его упорство. Папа Клементий Восьмой приказал казнить Джордано Бруно. 17 февраля 1600 года в Риме, на площади Кампо ди Фиоре он был заживо сожжен. Но успел подарить миру свою фразу, ставшую символом человеческой стойкости за убеждения.

Атеизм в старые времена тоже считался не просто недопустимым в обществе убеждением, а преступлением. Выражать сомнение в существовании Бога являлось чреватым подвергнуться страшной казни.

В этом убедился на себе Училио Ванини - итальянский философ и мыслитель начала XVII века, автор книг «Амфитеатр» и «Диалоги», в которых он критиковал основы христианской веры, даже образ Бога, созданный ортодоксальным учением.

9 февраля 1619 года Ванини был объявлен смертный приговор, который гласил: «…суд объявляет, что указанный Училио обвинен и признан виновным в атеизме, кощунстве, нечестии и других преступлениях, рассмотренных на этом судебном процессе.

В наказание и в качестве возмездия за эти преступления суд приговаривает указанного Училио к передаче в руки палача уголовного правосудия. Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: «Атеист и богохульник».

Палач должен доставить его к главным воротам городского собоpa Сант Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженной головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и умолять о прощении Бога, короля и суд... Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит. После этого его тело будет сожжено и пепел развеян по ветру».

В чем все религиозные оппоненты сходились, так это в том, что души их противников непременно попадут в ад. Правда, поскольку оттуда никто не возвращался, то многие его понимали по-своему.

В России во времена царя Алексея Михайловича в XVII веке не сомневались, что в ад отправляются души казненных преступников. И верили, что в аду течет огненная река, в которой на дне сидят клятвопреступники, стоят, погруженные в нее до пояса, проклятые своими родителями дети и торчат в жидком пламени по колени неправедные судьи. Страдания злодеев в аду длились вечно. Отравители и детоубийцы, в компанию к которым угодили и матершинники вечно пили там кипящую смолу. Убийцы бесконечно падали в глубокие пропасти, не достигая их дна. Умершим пьяницам повезло больше, чем матершинникам. Для них вечным наказанием стала работа по подноске чертям дров и воды для котлов, где те варили всех прочих грешников.

Россия тоже не избежала церковных казней инакомыслящих. Только в Европе сжигали католиков и протестантов, а на Руси – старообрядцев.

Есть у людей истово верующих такая черта, как нетерпимость к любой другой вере. Аввакум Петров был ревнителем древнего благочестия. Патриарх Никон – сторонником новшеств. Принципиальный спор между ними развернулся относительно того сколькими перстами креститься. Крылатой стала фраза Аввакума: «Лучше бо человеку не родиться, нежели тремя персты знаменатися».

Патриарх Никон долго пытался перевоспитать Аввакума. Сначала Петрова расстригли и предали анафеме – не помогло. Тогда сослали его на Север. Опять мера не возымело эффекта. В земляной келье Пустозерского острога Аввакум провел 15 лет, в течение которых написал свои главные сочинения. И, прежде всего известное «Житие», в котором он говорил: «…огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить».
Постепенно Пустозерский острог стал центром пропаганды старообрядчества и непокорства не только иерархам церкви, но и власти государя.

Опасаясь, что речи раскольника приведут к бунту, царь Федор Алексеевич приказал отправить Аввакума на костер.

14 апреля 1682 года в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» сожжен в земляном срубе главный идеолог старообрядства протопоп Аввакум Петров. Вместе с ним приняли мученическую смерть его ближайшие сподвижники старообрядцы Епифаний, Лазарь и Федор. Причем им «в нагрузку» к сожжению еще и отрезали языки.

Тамплиеры.

Французского короля Филиппа IV, имевшего прозвища «Железный» и «Красивый», очень беспокоило влияние и финансовое благополучие Ордена тамплиеров. К тому времени Орден далеко ушел от благородных принципов рыцарской чести и монашеской скромности, которые провозглашал при создании. Тамплиеры превратились в богатых предпринимателей и заносчивых людей. Прикрываясь папскими грамотами, они не подчинялись городским властям и становились по сути дела «государством в государстве». На них жаловались, что тамплиеры не подают милостыню, отказывают странникам в гостеприимстве, предаются пьянству, разгулу и другим порокам. Появилась даже поговорка: «Пьян как тамплиер».

Правда, защитники тамплиеров утверждают, что несмотря на богатство Ордена, его члены оставались бедны. Даже своего Великого магистра Жерара де Ридфора, дважды плененного арабами, тамплиеры отказались выкупать, мотивируя это тем, что подобная трата денег может быть расценена как нарушение устава Ордена, запрещавшего любое расходование денег на личные цели. В результате де Ридфор в 1189 году был казнен Саладином.

При том, что Орден тамплиеров считался богатейшим банком Европы, который ссужал деньгами монархов и князей церкви, устав ордена запрещал рыцарям иметь при себе большую сумму денег, нежели необходимую на насущные расходы. Если тамплиер умирал, а у него находили деньги сверх положенного, то ему отказывали в христианском погребении, тем самым обрекая его душу на вечное скитание. Это было серьезной причиной для того, чтобы вести скромный образ жизни.

Как бы то ни было на самом деле с богатством и бедностью рыцарей-храмовников, но неприязнь к ним в народе выразилась в подозрениях, что они занимаются на своих секретных сборищах ересью, которой заразились на Востоке. Плюют на распятие, ведут богослужение по испорченным книгам, заставляют новообращенных отрекаться от Иисуса Христа и вообще уже продались с потрохами Дьяволу.

«Железный король» Филипп воспользовался этим и привлек тамплиеров к суду. В ночь на 13 октября 1307 года все тамплиеры, находящиеся на территории Франции, были арестованы. Но, чтобы осудить их пришлось приложить еще немало усилий. Королю даже пришлось оказать давление на папу Клиента V. Филипп Красивый затеял процесс над другим папой Бонифацием VII по обвинению в ереси, идолопоклонничестве и сговоре с сатаной. Этот процесс мог ударить по всему папству и грозил не сносить головы самому Клименту. Тот решил уступить королю. И тамплиеры были осуждены.

11 марта 1314 года в Париже на площади перед собором Нотр-Дам разыгрался последний акт этой драмы. К высокой трибуне, на которой разместились кардиналы и прелаты, выступавшие в качестве судей, подвели вереницу узников. Это были руководители Ордена Тамплиеров Жак де Моле, Гюг де Перодо, Жофруа де Шарне и другие. За семь лет заточения некогда сиятельные особы растеряли не только лоск, но и просто человеческий облик. Теперь это были грязные, заросшие, тощие тени людей.

Архиепископ Санский медленно перечислил все их преступления, после чего сказал, что церковь проявила величайшую снисходительность и приговорила их к пожизненному тюремному заключению. И это был действительно мягкий приговор.

Но тут случилось нечто поразительное. Из группы осужденных вышли двое – магистр ордена Жак де Моле и прецептор Нормандии Жофруа де Шарне. Они заявили, что не ищут снисхождения, но оспаривают законность приговора. И объявляют свои прежние показания недействительными, данными под пытками.

Над площадью воцарилась гробовая тишина. Столь смелым заявлением эти двое обрекали себя на костер, поскольку теперь они уже могли считаться вторично впавшими в ересь. Но, жертвуя собой, они стремились оставить в памяти потомков орел мучеников, павших во имя своего ордена. Высокий суд растерялся. Но не растерялся «Железный король», приказав передать обоих тамплиеров в руки палача. На закате солнца они погибли на костре. Но уже обуреваемый огнем Жак де Моле громко проклял род французских королей. И его проклятье сбылось, унося в могилу их одного за другим. Что описал Морис Дрюон в своем цикле романов «Проклятые короли».

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика