28/03/24 - 20:04 pm


Автор Тема: Курские Соловьи ВИА  (Прочитано 1409 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Курские Соловьи ВИА
« : 19 Февраль 2020, 10:08:11 »










Ансамбль Курские соловьи- Иволга

1. Александр Михель, баян, вокал (г.Рубцовск, Алтайский край)
 2. Алексей Григорьев, ритм-гитара, вокал (сначала учился в Курске, потом один курс учился в Петропавловском муз.училище, что в Казахстане, потом снова вернулся в Курск. До училища жил в райцентре Александровка Оренбургской обл, после училища. в г.Магнитогорск, скончался в 2002г.)
 3. Евгений Жуков, бас-гитара, вокал (г.Боровск Калужская обл., скончался в 2010 году)
 4. Виктор Куратов, вокал (г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская обл.)
 5. Анатолий Козырев, вокал (г.Новосибирск, скончался в 1996 году)
 6. Валерий Назаров, вокал (родом из г.Оренбург, после училища жил в г.Свердловск (Екатеринбург), скончался в 2008г.) Инфо предоставил Виктор Лапенков г.Екатеринбург
 7. Степан Кошуркин, труба (Мордовия, скончался в 2007 году в Красном Сулине Ростовской обл.)
 8. Олег Бочаров, вокал (Ставропольский край, скончался в конце 70-х годов)
 
В последствии их узнали под названием "КУРСКИЕ СОЛОВЬИ".
 
Их преподавателем был в то время Иван Холявченко, абсолютно слепой, но обладающий талантом писать стихи и музыку.
 Есть данные, что он написал для своих воспитанников две песни:
 "Случай в Курске" и "Снег".
 В 1974г. Александр познакомился со своей будущей женой Валентиной, с которой он обрёл своё семейное счастье, а общая любовь к музыке, позволила им ещё создать и творческий союз.
 Михель хорошо известен не только в Сибири и на родном Алтае,но далеко за их пределами: в Казахстане, Германии, Австрии, Словении, Дании.
 Он лауреат многих международных конкурсов и является Заслуженным работником культуры Российской Федерации с 1995 года.
 Его сёстры выехали на жительство в Германию, но обрусевший немец Михель, верен своей второй родине. Он продолжает жить на Алтае, в г.Рубцовске, отнюдь не в хоромах, а в видавшей все виды "хрущёвке".
 Рубцовская поэтесса Александра Шалашова написала для Михелей песню под названием "Танго вдвоём". Ростовской киностудией снят фильм о супругах Михель с одноимённом названием. Александр записал три альбома своих песен (Возможно их больше) Александр и Валентина постоянно встречаются со своими слушателями, они полны энергии и творческих замыслов.
 

Ансамбль Курские соловьи.
 
Этот ансамбль внезапно появился почти на всех магнитофонах примерно в 1973-1974 годах. В то время не было ни одного городского двора, где вечерами не собиралась бы молодежь и не пелись бы песни под гитару. А тут эти песни под ансамбль! Популярность была на высшем уровне. Удалось узнать, что это был за ансамбль, хотя сейчас ходят споры, что он вообще ни как не назывался, но тем не менее... В Курске в то время существовало (кстати и сейчас существует) специализированное музыкальное училище для слепых. В начале 70-х там было всего одно отделение по баяну. Вот в этом училище и собралась группа энтузиастов. Ребята, которым в ту пору было по 21-23 года решили записать дворовые песни под аккомпанемент небольшого ансамбля. Солировал конечно баян. Звали того солиста, кстати большинство песен напел именно он - Александр Михель. Использовали даже ревербератор, наверное магнитофонный (других в ту пору по-моему и не было).
 Дворовые песни, которые были широко растиражированы по всему Союзу в 70-е годы. Записано в Курском музучилище в кустарных условиях, судя по звучанию через магнитофонный ревербератор. Баян, гитара и бас. Можно назвать дворовой классикой. Исполнение талантливо и самобытно, без сомнения. Несмотря на скромный аккомпанирующий состав, звучит довольно насыщенно. Это при том, что запись старая и много раз переписанная.
 

Хроника записей курских ансамблей и исполнителей по годам:
 
1.1966-1967г.г. Ансамбль под руководством Виталия Алферова. Гитары, баян, ударник. Выступали только в училище, пользовались успехом. Записи не сохранились.
 2. 1969-1971г.г. Первый состав Слепых, альбом Фонари Ростова-на-Дону, 2 песни 1969г., а остальные 1971г.
 3. 5 декабря 1972г. Второй состав Слепых, альбом На старинном Иркутском вокзале.
 4. май 1973г. Первый состав Южных мальчиков, альбом "Голубоглазая любовь".
 5. 1974-1975г.г. Второй состав Южных мальчиков, альбом Мерси.
 6. начало 90-х В.Лачинов, альбом Колокола (из репертуара Слепых 13 песен).
 7. 90-е годы "Новые слепые", альбом "Волны Охотские" (песни из репертуара Слепых).
 8. 2006г. А.Михель, 35 песен "Для любителей дворовых песен 60-70-х" (перепел песни Слепых).
 9. 1973г. Григорьев Алексей Ночной эфир Курска.

1.   Неизвестный концерт                  1971   
2.   Дворовые песни                  1974   
3.   Беспризорник                  2003   
4.   Женщина осень                  2006   
5.   Для всех поклонников дворовых песен 60-70 х                  2006   
6.   Концерт в Туле                  2011

Неофициальные издания
Михель Александр и Слепые Курские соловьи 1969-71 - Фонари Ростова-на-Дону (320)
Михель Александр и Слепые Курские соловьи 1972 - На старинном Иркутском вокзале (разное)
Михель Александр 2003 - Беспризорник (320)
Михель Александр 2003 - Мурка (Лучшие песни 2) (320)
Михель Александр 2003 - Я не могу без тебя (Лучшие песни 1) (320)
Михель Александр 2006 - Для всех поклонников дворовых песен 60-70-х (320)
Михель Александр 2006 - Женщина осень (320)
Михель Александр и Валентина 2011.10.12 - Танго вдвоём (128)
Михель Александр 2012.04.10 - Под баян, для Ефима Шуб (320)
Новые Слепые анс. 1990-е - Волны Охотские (256)
Михель Александр и вокальная ретро группа 2013 - Продолжение (192)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: «Курские Соловьи».
« Ответ #1 : 19 Февраль 2020, 10:08:49 »
Курские соловьи

 Коллектив, о котором я хочу рассказать, явление для русского шансона необычное, но уже легендарное, но факт остается фактом, этот коллектив был…. Для пояснения и конкретики: в 1954 году создано и продолжает работать и по сей день Курское музыкальное училище-интернат слепых. До начала 1970-х годов там было отделение баянистов, а в 1971-1972 году добавилось дирижерско–хоровое отделение. Это, скажем так, был экскурс в историю. Собирались там люди со всей страны, и хоть принято считать музыкантов людьми серьезными и положительными, но…. Учитывая времена, которые стояли на дворе в той стране, которая называлась СССР, все уже раздваивалось: на митингах и собраниях говорили одно, на кухне и в комнатах в общагах – другое. Как видите, ничего нового я не сказал, но есть одни важный момент в этой истории, который я хочу выделить особо. Дело в том, что все участники этой истории – слепые люди. Это другой мир, со своими законами, своими связями, который нам, обычным людям, не виден и неизвестен. Люди эти живут в своем мире, своими интересами, которые, разумеется, пересекаются и с нашим миром. Наверное, их мир нам не совсем понятен, а уж тем более неизвестен.
Сделаю отступление. Это мне и ранее рассказывали музыканты, кому довелось жить в общагах: вечерами пели песни, в основном народные, но чаще всего в той манере и на те мотивы, как это пели в тех местах, откуда родом были люди. Например, как-то показали мне версию песни «Глухари» (слова Сергея Есенина) в рязанской версии. Поверьте, такого никто нигде не слышал, версию для истории записал Пиня Рублевич (Франция) на одном из своих альбомов. И еще… Все же надо сказать огромное человеческое спасибо кому-то из советского руководства, кто разрешил официально продавать бабинные, а потом и кассетные магнитофоны со встроенными и отдельными микрофонами. Именно общедоступность этой техники с 1960-х - 70-х и позволила каждому талантливому (и не очень) человеку делать записи своих и чужих песен, что и положило начало легендарному, мифическому и загадочному явлению под названием «магнитофониздат».
Так вот, вернемся к нашей истории. В 1970 году поступил в училище Александр Михель, позднее познакомился он со своими сокурсниками и однажды (по его же словам) декабрьским вечером 1972 года предложил он записать на бабинный магнитофон свои любимые песни, разумеется, не те, что пели с эстрады. В записи участвовали: Александр Михель (баян, вокал), Анатолий Козырев (вокал), Виктор Куратов, Евгений Жуков (бас-гитара) и Алексей Григорьев (ритм-гитара). Собрались ребята на третьем этаже общаги в комнате 16, выпили, был «Электрон – 10», ревербератор магнитофона «Нота» и…. началась запись.
Поначалу была идея записать альбом, что и было сделано. Говорят, что где-то за час сделали. А через несколько дней эта запись уже гуляла по общаге, а к весне и по всему городу Курску. По всей вероятности, записей таких было не одна и не две, потому что очень они разнятся по качеству записи и по технике звучания. По словам самого вдохновителя – Александра Михеля, была еще одна запись в кабинете музыкальной литературы (по всей вероятности, это был май 1971 года), в которой принимали участие Тимофеев Владимир (бас-гитара) и Александр Прудников (гитара). Причем ребята пошли дальше: на имеющуюся запись с вокалом они наложили с помощью нехитрой манипуляции через колонку гитару.

Тут хочу сделать небольшую оговорку. Дело в том, что за давностью лет участники записей и свидетели несколько путаются, поэтому иногда идет разговор и о записях Александра Михеля с друзьями и осенью 1973 года. По всей вероятности, что были и такие осенние записи, потому что концерт имел условное название «К 50-летию Октября», хотя никакой годовщины уже не было. И принимали участие в записи не столько сокурсники, но, скорее всего, просто хорошие друзья, потому как дело это было все же довольно криминальное (а, судя по тексту, почти политическое) и можно было загреметь в места «не столь отдаленные», как и в тех песнях, что записывались. Может, ребята просто куражились и не сильно понимали, что за это им может быть, но есть свидетельство, что Иван Иванович Халявченко (преподавал он баян в этом же училище) написал для ребят песню «Случай в Курске», и как-то это всплыло. Преподавателя чуть не исключили из партии, он был на грани увольнения, а по тем временам это было дело серьезное, следующим шагом могло быть и уголовное дело, но обошлось и говорят о времени 1972-го года.
Еще была запись в городе Шибекено в доме отдыха зимой, солировал все тот же Александр Михель, аккомпанемент - все те же гитара и баян. Но слушаешь эти записи - и нет ощущения бедности музыкального сопровождения, все же профессионализм есть профессионализм. Есть также записи не только баян и гитара, там же присутствуют труба, саксофон, клавиши (запись была сделана на каком-то дне рождении в общежитии). В вокале присутствуют некоторые восточные мотивы, которые были тогда модными на советской эстраде, но это ненавязчиво, да и довольно органично для исполнения любовной лирики. Так же в качестве вокалистов себя показывали Валерий Барановский, Владимир Тимофеев.
Когда весной 1972 года студенты стали разъезжаться на каникулы по стране, то каждый повез и любимые записи сокурсников, так это и разошлось по стране. Коллектив назвали «Курские соловьи» (голоса-то у ребят были великолепные) или «Слепые», все же народ знал происхождение этих записей. Записи попали и в тогдашний радиоэфир с помощью радиохулиганов и…. есть версия, что записи звучали в программах «Голоса Америки». Кто-то говорит, что только пару песен передали, кто говорит, что даже целую программу «вражий голос» посвятил исполнителям, которым в те времена было от 17 до 21 года. Песни у «Соловьев» были всякие, что пели в те времена во дворах и подворотнях, в компаниях и у костров; была лирика, шуточные, были стилизации под блат, говорят, что даже знаменитый «Товарищ Сталин, вы большой ученый…» Юза Алешковского пели. Что скрывать, были даже матерные песни, некоторые записи сохранились и имеются в наличии, они интересны с точки зрения свидетельства того времени и репертуара.
Сам Александр Михель окончил учебу в училище в 1974 году, а широкое хождении записи получили в 1973-74 годах. Говорят, что появились они одновременно везде. Даже получилось так, что чуть позже (1974-75 года) появился коллектив «Южные мальчики», который якобы являлся продолжением «Курских соловьев», но это было не так. Во-первых, уровень вокала был не тот, да и владение инструментом было не на высоте. Кстати, смешно, но это было, наверное, не столько копированием, сколько попыткой плагиата – работа под чужим именем. На самом деле слава «Курских соловьев» не давала покоя студентам так же музыкального училища. Но уже с улицы Ленина, вот они и попытались записать альбом, но не очень удачно.
А «Соловьи» пели: «На Колыме, где тундра и тайга кругом», «Эшелон за вагоном вагон…», какие-то вообще малоизвестные и неизвестные (возможно, что и авторские стилизации) песни и романсы.
В связи с тем, что прошло уже довольно много лет, то имеющиеся записи носят очень разрозненный характер, всего установлено и реставрировано около 40 песен, на самом деле, можно предположить, что было не менее пяти концертов. Почему я так думаю? Очень просто: часть песен записано в сопровождении баяна и гитары, другие – там почти полноценные ВИА (саксофон, клавиши, ударные). В других концертах принимали участие: Степан Кошуркин (труба), Виктор Солдатенко (ударные), Александр Прудников (бас-гитара), Муслим Абакаров (гитара). Именно этот состав не являл собой именно тот коллектив, который принято называть «Курские соловьи», они играли на свадьбах и в других местах, так получилось – ничего не записали. Но тоже же работали с Александром Михелем в Курске. Также в училище была такая традиция: устраивать вечера отдыха, каждый курс устраивал в течение года концерт, то есть в год таких концертов было четыре (по количеству курсов). Песни пели там эстрадные, но кое-какие записи сохранились, что дает общее и частное представление о профессионализме музыкантов и вокалистов. Слушая записи «Соловьев», обратил внимание на схожесть в некоторых местах по репертуару и стилистике со Славой Вольным, который в 1975 году записал в ФРГ виниловую пластинку «Песни ГУЛАГа». Возможно, что Вольный слышал записи своих предшественников и решил повторить удачный опыт, об этом теперь остается только догадываться.
 
Судьба участников других записей такова: след Евгения Жукова утерян, Алексей Григорьев скончался (в июне 2003 года). Александр Михель живет и работает по специальности в городе Рубцовске Алтайского края, не так давно самостоятельно записал несколько альбомов эстрадных и шансонных песен, готовится записать еще материал.
 
P.S. И в заключении добавлю только две вещи: впервые упоминание о Курских соловьях появилось на сайте «Посвящается русскому шансону» (www.shanson.org) в 2000 году и буквально недавно Александр Звинцов рассказал о том, что заметное влияние на его музыкальные пристрастия в юности оказали все те же «Курские соловьи» .

© Михаил Дюков.
 Екатеринбург - Курск - Рубцовск - Одесса - Самара - Калининград
 Январь 2006 года.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: «Курские Соловьи».
« Ответ #2 : 19 Февраль 2020, 10:09:30 »
«Курские соловьи» задали тон всему Курскому шансону
 
 Любимое музыкальное направление курских маршрутчиков, да и вообще немалой доли горожан (судя по частым гастролям корифеев жанра) в Курске и зародилось. На магнитофонных бобинах и в любительском, альтернативном официальному, эфире трудно было сыскать более популярный коллектив, чем ансамбль, созданный нашими земляками. А ведь у него не было не только легальных записей, но даже названия: слушатели именовали кумиров либо "Курскими соловьями", либо беспардонно, но, увы, точно, - «Слепыми».
 Они были первыми
 
      Началась их история в колледже слепых (ранее - училище). Единственное в стране учебное заведение, воспитывающее профессиональных музыкантов из числа незрячих, чуть-чуть моложе лидера группы, музыканта с международным признанием Александра Михеля. Будущий певец и баянист родился в 1951 году, а училище основано в 1955-м. В начале 70-х их орбиты пересеклись. Годовалый Саша из-за халатности медика потерял зрение, но эта трагедия впоследствии не помешала мальчику проявить одаренность в вокале, абсолютный слух, виртуозность пальцев. Его партнерами по маленькому ВИА были товари­щи по несчастью, собравшиеся с разных концов страны: Анатолий Козырев, Виктор Куратов, Евгений Жуков, Алексей Григорьев. Порой считают, что руководителем творческого сообщества был незрячий преподаватель училища, композитор и поэт Иван Холявченко. Но сам Иван Иванович, в 66 лет полный бодрости, в беседе с корреспондентом "KB" отказался от этих лавров:
 
     - Я просто дружил с ребятами, со своими учениками, они исполняли две мои песни: "Случай в Курске" и "Снег". По-дружески играли на моей свадьбе. Вот для обслуживания торжеств парни, собственно, и собрались. На два, три месяца вперед у них все "свадебные" дни были расписаны. Платили им за вечер 180 рублей, а если и второй день торжества "озвучить" на час-другой - тогда 250. И эти крупные по советским временам суммы клиенты предлагали сами, ребята никогда цену себе не набивали. Остальные же ансамбли играли на свадьбах всего за 80 рублей.
 
     Однако ребят тянуло поиграть и просто для себя, ни о какой славе не помышляли. Корреспондент "KB" созвонился с самым голосистым из "соловьев" и застал Александра Михеля в большом, до ноября, турне по волжским городам.
 
     - То, что вошло в репертуар, мы пели еще со школьной скамьи. Каждый из нас, приезжая с каникул, привозил из родных краев эту дребедень. И просто собралась удачная команда "слухачей" (музыкантов с хорошим слухом. - ред.). Записывали все это на ходу: около сорока песен - буквально в течение двух дней.
 
     Студией была одна из комнат на третьем этаже общежития, соединенного переходом со зданием "alma mater". Из аппаратуры - магнитофон "Электрон-10" и приставка "Нота", служившая подобием специального прибора для эффекта эха. Как вспоминает Валентин Твердохлеб (ныне глава местного отделения Всероссийского общества слепых, а тогда однокашник Михеля), иногда желающие тишины сокурсники выгоняли музыкантов, и приходилось идти на балкон концертного зала. Через считанные дни эти записи уже гуляли по Курску. Во второй половине 70-х годов по всей стране до дыр заигрывались катушки с душещипательными "Таней", "Аленкой", шлягером "Плачет девочка в автомате" (отнюдь не Евгений Осин был здесь первопроходцем) или бродяжьими. «На старинном Иркутском вокзале», «Волны охотские плещут шумят». О том как «зазвонят в душе колокола», тоже впервые спели не Владимир Маркин и группа «Трудное детство», а курские незрячие студенты.
 
 «Голос Америки» и золотой голос.
 
      К тому времени, как шансонье  получили специальность и разъехались по родным краям, их слава достигла заокеанского континента. Вполголоса в Курске утверждали, что радиостанция «Голос Америки» несколько раз крутила «Слепых» (Валентин Твердохлеб лично слышал две песни). Кстати, одну из них, написанную как раз Иваном Холявченко, в свое время правоохранительные органы едва не сочли антисоветской, автора вызывали в милицию, обсуждали вопрос о его аресте. А поэт всего-навсего с беспощадной простотой изложил случай (песня так и называется – «Случай в Курске»), когда в 1968-м два солдата, дезертировавшие из армии с орижием в руках, в пьяном угаре устроили на привокзальной площади массовое кровопролитие. Балладу завершает горький вывод:
 
Если б сказка была
 Про козла и осла,
Мы б мораль вам в конце прочитали.
Но поскольку сейчас
 Был правдивым рассказ,
Обойдемся, друзья, без морали.
 
     Талантливые строки, как и фигура их создателя, обросли легендами. Кто-то считал, что автор умер в тюрьме, другие приписывали «Случай в Курске» Владимиру Высоцкому. Кстати, еще одно творение Ивана Ивановича, исполнен­ное «Соловьями»  - «Ах, снега, снега...» - прозвучало в популярной программе «В нашу гавань заходили корабли». Да и вообще едва ли не все песни с самодельных магнитоальбомов стали классикой жанра. И, вспоминают коллекционеры, до начала 80-х в ассортименте любого киоска звукозаписи были эти песни, правда, под совершенно разными названиями, включая... «Одесситы».
 
     «Я рад, что у меня продолжается набор песен из репертуара «Соловьев»; «Слушаю - и от удовольствия лысина встает дыбом»; «Дрожь по спине и вообще по всем местам»; «Я в полном восторге!!! Как будто посидела во дворе вечерком 1974-го с ребятами, гитарой и портвейном», - вот некоторые современные отзывы на записи «Слепых», выложенные в интернет. Увы, не все первопроходцы жанра могут порадоваться восторженным оценкам: Алексей Григорьев умер в 2003 году в Магнитогорске. Его товарищи живут в разных городах России, а заслуженный работник культуры РФ Александр Михель кочует с бесконечными выступлениями. Побывал он и в ранге руководителя ряда фольклорных коллективов. К 55-летию артиста о нем и о его верной спутнице в жизни и творчестве жене Валентине «Мосфильм» снял документальное кино «Танго вдвоем» (в 1974-м Александр поправлял здоровье в санатории и ради удовольствия пел для отдыхающих. Его будущая супруга учила девушек танцам и - очаровалась золотым голосом. Начала подпевать - а это была сложнейшая вещь из репертуара Александра Градского. Голос женщины был также оценен по достоинству. Вскоре пара стала петь вместе - как семейный дуэт).
 
     Михель - любимый певец российской немецкой диаспоры. Кстати, в его репертуаре отнюдь не только шансон, а песни самых разных жанров. Его сестры давно переехали в ФРГ, много раз тамошние власти предлагали репатриироваться и бывшему лидеру «Курских соловьев». Но на все приглашения он отвечал строчкой другого известного шансонье Анатолия Днепрова: «Прописано сердце по адресу «Русь»...
 
 «Соловьиное гнездо» - одно на всю страну
 
     Курский музыкальный колледж-интернат для слепых - единственное в РФ и СНГ специализированное среднее специальное учебное заведение в котором обучаются инвалиды по зрению I, II и III групп. Во всей Европе аналог есть только в Чехии.
 
     Здесь предлагается несколько специальностей, к примеру «Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство» «Хоровое дирижирование». Имеется и подготовительное отделение, где в течение года идет обучение основам музыкально-теоретической подготовки. Проводится профессиональная, медицинская и социальная реабилитация, оказываются услуги по профориентации.
 
 © Ян Богемский
 Источник статьи
2010 год

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Курские Соловьи ВИА
« Ответ #3 : 13 Июнь 2020, 14:15:49 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика