28/03/24 - 13:26 pm


Автор Тема: Новохижин Михаил  (Прочитано 505 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Новохижин Михаил
« : 20 Февраль 2020, 07:30:21 »
























Мелодии экрана - Михаил Новохижин - Лирическая песня (клип)



15 сентября 1921-12 января 2012


Михаил Михайлович Новохижин родился 15 сентября 1921 года в Феодосии в семье директора табачной фабрики. Дедушка и бабушка Новохижины состояли на службе у известного художника Айвазовского. Свою родословную Михаил Михайлович может вести от царского рода Рюриковичей, его бабушка и прабабушка носили фамилию Калита.
Учился Михаил в школе-гимназии № 1 им. Кирова, в той самой, где преподавал Александр Грин, и закончил её с золотой медалью. Отличную учёбу он сочетал со спортивными успехами и увлечением поэзией, пением, игрой на самодеятельной сцене, авиамоделизмом и планеризмом.
По окончанию школы Михаил поступил в Московский авиационный институт, но по приказу Наркома обороны как авиаспециалист был призван в армию, в Брест-Литовск, где овладел специальностью техника по спецоборудованию и получил перевод в Московскую авиашколу, а через месяц последовало боевое крещение.
В войне Михаил Новохижин участвовал с первого до последнего её дня, в его послужном списке 18 боевых наград. Личная храбрость лётчика-стрелка сочеталась с техническим совершенством и боевые победы достигались и воинской отвагой, и умелым совершенствованием доверенной боевой техники. Не была забыта в эти годы и песня, Михаил не расставался с гитарой и был прозван боевыми товарищами "наш Лемешев".
По окончании войны последовало направление в Академию имени Жуковского, где помимо учёбы были выступления в любительских спектаклях под руководством известного артиста Леонида Кмита. На одном из них в 1946 году актёрский дар лётчика Новохижена был замечен выдающимися мастерами сцены Е.Турчаниновой и А.Яблочкиной, которые настояли на его переводе в Театральное училище имени Щепкина (курс В.Н.Пашенной), по окончании которого в 1949 году последовало зачисление актёром в труппу Академического Малого театра СССР, где Новохижин сыграл более 40 ролей.
М.Новохижин снимался в кино, в частности в фильмах «В начале века», «Цель его жизни», «Срочно, секретно - Губчека» киностудии «Мосфильм» и в телевизионном фильме «Ян Амос Каменский» в заглавной роли. Озвучивал роли в мультфильмах «Впервые на арене», «Дочь солнца», «Рикки-тикки-тави», «Возвращение с Олимпа».
В 1962 году Новохижин окончил высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе. С 1971 по 1975 годы заведовал кафедрой режиссуры и мастерства актёра Московского Государственного института культуры. В те же годы он осуществил ряд постановок в разных театрах страны - («Последняя жертва», «Третья патетическая», «Конец Хитрова рынка», «Последние», «На чужбине», «Кремлёвские куранты» и др.
М.М.Новохижин - один из видных театральных педагогов - преподавателей актёрского мастерства и режиссуры, начавший свою педагогическую деятельность параллельно со сценической с 1952 года в Театральном училище им. Щепкина. С 1975 по 1984 гг. М.Новохижин – ректор этого училища, с 1979 г. – профессор. Так же преподавал режиссуру в Академии культуры, искусства и туризма.
Всенародную популярность М.М.Новохижин получил как прекрасный исполнитель песен и романсов, исполняя их в кинофильмах, на эстраде, радио и телевидении. Его вклад в пропаганду отечественной песни и романса отмечен и ведущими специалистами - поэтами, композиторами, музыковедами.
Широкое признание в качестве певца пришло в начале 50-х годов благодаря выступлению на сцене ВТО в программе «Поют драматические артисты». Интересны песни, с которыми выступил молодой артист – это «Песенка влюблённого пожарного» (Б.Мокроусов - М.Лисянский) и на стихи Киршона «Я спросил у ясеня» в собственной интерпретации (позднее на эти стихи сочинил музыку Таривердиев). Молодого певца заметили многие и прежде всего создатели кинофильмов, с радостью приглашавшие его для исполнения песен в фильмах.
В 1954 году Новохижин впервые на Всесоюзном радио записал для фондов «Землянку» К.Листова и А.Суркова, а затем ещё ряд популярных песен. Записано им и более 30 грампластинок.
На телевидении неоднократно передавались программы Новохижина о творчестве С.Есенина, А.Пушкина, В.Лебедева-Кумача, К.Симонова, А.Суркова, М.Луконина и другие. Программы «Песни и романсы на сцене малого театра», «Мои учителя» имели наибольший общественный резонанс, были показаны как по 6-му, так и по 1-му каналу ТВ, получили отклики от российских и зарубежных телезрителей.
М.М. Новохижин - постоянный участник радиопрограмм «Москва», «Надежда», «Радио России» и телевизионных передач. Он известен не только как исполнитель романсов и песен, но и автор-исполнитель новелл о великих русских артистах - корифеях Малого театра Яблочкиной, Рыжовой, Пашенной, Остужеве, Турчаниновой, Сашине-Никольском и других. В 2010 году об этих личностях Новохижин написал книгу . "Ваш выход, господа корифеи!".
Михаил Михайлович вёл активную общественную деятелльность. Он был членом правления ЦДРИ, членом правления московского отделения Фонда мира, выступал на различных эстрадных площадках Москвы и других городов по приглашению общественных организаций перед ветеранами войн, студентами, учителями, школьниками, театральными работниками.
9 мая 1945 года для фронтовика Михаила Новохижина ознаменовался не только Победой, но и свадьбой с верной спутницей жизни Капитолиной Артемьевной Кузьминой, ставшей выдающейся актрисой Театра оперетты, народной артисткой России.
Заслуги Новохижина в искусстве отмечены званиями «Заслуженный артист РСФСР» (1965) и «Народный артист России» (1993).
Умер Михаил Михайлович 12 января 2012 года, похоронен на Троекурвском кладбище в Москве.
........................................
В.А. Разумный. "ПОЮЩИЙ ПРОФЕССОР"


В духовной жизни человека есть странная, быть может - унылая, а то и выражающая какой - то неведомый нам сокровенный, положительный и творческий смысл закономерность. Люди, словно подверженные воздействию вредоносного вируса, проникающего в нашу мыслительную систему, вдруг забывают ближайшее прошлое, ту питательную среду, на которой взросли сами, осознанно и лукаво поносят его во имя самоутверждения. Скопческие иллюзии геростратов одурманивают, лишают трезвости духа и простой житейской мудрости, которой ведомо, что в пустыне прорастают только новые побеги однообразных кактусов. Так при помощи потерявших общекультурные и общечеловеческие ориентиры средств электронной информации, геростраты сумели убедить не одну генерацию россиян в том, что до литераторов девяностых годов не существовало великой многонациональной советской литературы и ее классиков, пользующихся и поныне устойчивым мировым признанием, как не было, например , и великой фортепианной, скрипичной, виолончельной русской школы, дерзновенного русского балета , подлинно новаторского кинематографа и даже - нашей уникальной джазовой культуры, наших бардов, в действительности проложивших путь дальнейшему взлету и клубов современной песни шестидесятых годов, и арбатских шансонье. Констатируя на ландринно - рекламном уровне масштабное расширение клубной деятельности, они стыдливо умалчивают об ее бурном, поражающем воображение расцвете и в первые революционные годы, и в годину военных бедствий, и в сложнейший восстановительный период. И в то же время допускают одну хитринку - понося прошлое , щедро заимствуют эстетические открытия предшественников, развивают их. Думается, что настало время оценивать динамичную духовную ситуацию без излишней взвинченности, как неразрывную связь времен , не сталкивая прошлое с настоящим. Лучше всего, пожалуй, здесь не теоретизировать, а поведать о тех, кто и сегодня напоминают нам, что прошлое на самом деле не прошло.
Поет Михаил Новохижин. Поет вдохновенно и задушевно, систематически вводя миллионы радиослушателей в мир образов Пушкина, Есенина, милого и лукавого классического русского романса, русских поэтов трудных фронтовых дорог. Вместе с ними многие десятилетия зачарованно слушал его, но в иной, более интимной сфере - и на актерских посиделках в творческих клубах, и в интимных клубах по интересу, и в огромных залах во время общенародных мероприятий, и даже - на моем собственном юбилее в институте. Но вот что поразительно - пресса, в превосходных тонах воспевающая его достижения, не говорит о главном - Михаил Новохижин, еще недавно отметивший семидесятипятилетие, предстает перед нами как живая связь времен, как тот концентрированный опыт духовности России прошлого, которую он полемически - заостренно демонстрирует нам во всей ее современности, актуальности, если хотите -даже в соответствии новейшим модным течениям. Этот опыт счастливейшим образом переплавился во всей его личной и творческой биографии актера, режиссера, музыканта - исполнителя, и вне этого органического сплава прошлого и настоящего его осмыслить нельзя.
Художник, не мыслящий жизнь вне общения, он впервые нашел себя в такой уникальной форме человеческих контактов как клуб. Подобно тысячам молодых энтузиастов, он в далекие предвоенные годы прошел полный теоретический и практический курс летного дела в аэроклубе, который и дал ему путевку в Московскую авиационную школу, а затем - открыл боевой путь стрелка - радиста в 28 отдельной корпусной эскадрилье под легендарным Брестом и в 348 авиационном полку героической 104 авиационной дивизии. Но не задором боевой молодости, а велением неведомого и всесильного творческого побуждения в смертельно - опасных повседневных полетах рождались песни, что, естественно, вызывало не аплодисменты, но новые все более строгие выговоры и наряды за нарушение секретности в воздухе над врагом. Продолжал он, но уже более спокойно, петь под акомпанемент любимой гитары в клубном любительском коллективе курсантов Академии имени Н.Е.Жуковского. И снова клуб открыл перед многогранно одаренным молодым человеком новые, но уже вполне неожиданные горизонты. Однажды, на традиционном для тех лет смотре армейской самодеятельности он обратил на себя пристальное внимание таких титанов русского сценического искусства, как А. А. Яблочкина, В. Н. Пашенная, Е. Д. Турчанинова. Результат этого внимания привел всех почти в шоковое состояние : уже через несколько дней на столе руководства Академии имени Н.Е.Жуковского лежало подписанное ими письмо с просьбой откомандировать талантливого слушателя для продолжения учебы ... в прославленном театральном училище имени Щепкина при Малом театре. Кстати - с положительной резолюцией К.Е.Ворошилова. Так и начался его яркий и многотрудный путь в искусстве, сначала - в классе В.Н.Пашенной и А.Д.Дикого, а затем, с 1949 года - в труппе Малого театра.
По стечению обстоятельств именно с этого периода и началась наша дружба, ибо в ту пору мне довелось руководить творческим семинаром по эстетике , участниками которого были все корифеи Малого театра, каждый из которых мог бы составить славу любой страны и на равных - молодая поросль театра, ее будущее. Как театральный критик наблюдал за его актерскими открытиями - и в первом исполнении роли Леля в "Снегурочке" А.Н.Островского, и в "Порт - Артуре", и в "Калиновой роще", и даже в трех ролях в спектакле "Горе от ума" - Репетилова, Платона Михайловича, Загорецкого. Наблюдал и поражался работоспособности художника, который наряду с обычными для живого театра перегрузками умудрился окончить Высшие режиссерские курсы и утвердить себя как признанный мастер сценической режиссуры, а затем, совмещая все освоенное и усвоенное в Малом театре как действительно великой Академии театрального искусства стать на десять лет ректором Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина,маститым профессором - воспитателем новых талантов и целых творческих коллективов по всей России. И работать, работать неустанно по сей день, словно тяготы возраста ему вообще неведомы. О феномене Михаила Михайловича Новохижина безусловно скажут свое веское слово специалисты - театроведы. Меня же до сих пор поражает та удивительная грань его уникальной личности, которая открылась давным - давно еще в клубной деятельности, которая сделала его первым исполнителем общенародно любимой "Землянки" и любимым современной аудиторией исполнителем многих циклов лирических песен, с характеристики который я и начал рассказ Это - песенная стихия, неутомимость изысканного и простого как само совершенство пение русского актера классической, строгой школы , создание вокальных образов, равного которому по культуре и эмоциональной заразительности я сейчас не вижу. Вновь и вновь встречаю художника с неизменной гитарой в руках - то в поезде метро, то в переполненном автобусе, а то и просто с неискоренимой военной выправкой шагающего по Неглинной, навстречу благодарной аудитории, которой он дарит не только ностальгические переживания по прекрасному прошлому нашей общей родины - России, но и веру в бессмертие ее духа. Встречаю - и всегда мысленно и влюбленно преклоняюсь перед ним, перед подлинным русским интеллигентом.



Ретро 50 е - Михаил Новохижин - Сероглазая (клип)





Михаил НОВОХИЖИН - Я сказал тебе не все слова
Песня из кинофильма "Исправленному верить".





Ретро 50 е - Михаил Новохижин - Огонёк (клип)
Аудиозапись 1958г





Михаил НОВОХИЖИН - Я приду



Онлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Новохижин Михаил
« Ответ #1 : 02 Июль 2020, 16:07:52 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика