18/04/24 - 22:03 pm


Автор Тема: Никитины Татьяна и Сергей  (Прочитано 530 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27436
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Никитины Татьяна и Сергей
« : 19 Февраль 2020, 20:37:36 »

























справа налево Ким, Смехов, Митяев, Львович, Никитин, Качан.





5 марта 2014 г. ведущая передачи "Мастера" радио станции "Голос России" Диана Берлин записала часовую беседу с Татьяной, Сергеем и Александром Никитиными. Разговор шел о любимых друзьях Никитиных, об их песнях, о внуках и детях, о 70-летнем юбилее Сергея Яковлевича.


Песня "Александра" из к/ф "Москва слезам не верит"



Серге́й Я́ковлевич Ники́тин (род. 8 марта 1944) — российский композитор, автор-исполнитель. Заслуженный деятель искусств РФ (1995).


Сергей Яковлевич Никитин родился 8 марта 1944 года в Москве, в семье военного Никитина Якова Григорьевича и Никитиной Веры Сергеевны. В 1962 окончил среднюю школу № 587 ФОНО г. Москвы по адресу Хилков пер., д. 3. Окончил физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1968). Физик, кандидат физико-математических наук. Работал научным сотрудником в Институте органической химии АН СССР и в Институте биологической физики АН СССР.


С 1962 года пишет песни на стихи российских и зарубежных поэтов, таких, как Д.Сухарев, Э.Багрицкий, Б.Пастернак, Ю.Мориц, Ю. Левитанский, Г.Шпаликов, Д.Самойлов, А.Кушнер, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Рыжий, В.Шекспир и других.


Сергей Никитин активно участвовал в работе агитбригады физического факультета МГУ как музыкант, композитор, руководитель квартета Физфака МГУ. Важной частью репертуара квартета и агитбригады были песни Никитина на стихи выпускников физфака МГУ Сергея Крылова, Валерия Миляева и Геннадия Иванова. Первую песню «В дороге» («Ночь, и снег, и путь далёк…») на стихи И. Уткина Никитин сочинил в декабре 1962 года.


Сергей Никитин был организатором и руководителем квартета физиков МГУ (1963—1967), а также квинтета физиков (1968—1977), в котором пела и Татьяна Хашимовна Садыкова, в 1968 году ставшая женой композитора и его партнёром по сцене. В квинтет студентов-физиков помимо него самого и его супруги входили также Кармен Сантакреу (Carmen Santacreu), Владимир Улин и Николай Туркин. В 1972 году квинтет принимал участие в 3-м Фестивале политической песни в Берлине. С самого начала концертной деятельности Никитин получил большую известность в студенческой среде, а позже и за её пределами, благодаря своему редкому композиторскому дару, мастерской игре на гитаре и оригинальным ансамблевым аранжировкам.


В 1978 году Татьяна и Сергей Никитины познакомились с французским музыкантом и дирижёром Полем Мориа. Два месяца спустя Поль Мориа записал на фирме Phillips инструментальную версию песни Виктора Берковского и Сергея Никитина «Под музыку Вивальди». Песня была включена в диск «Dans les Yeux d’Émilie.»


В 1980 году фильм режиссёра В. Меньшова «Москва слезам не верит» с музыкой Сергея Никитина получил премию «Оскар» в номинации лучший иностранный фильм года.


Музыка Сергея Никитина широко востребована в театре, кино, на телевидении и радио. Несколько лет, с 1987 по 1995 год Сергей Никитин работал заведующим музыкальной частью московского театра «Табакерка» под руководством Олега Табакова. В настоящее время Никитин — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Царскосельской художественной премии (1997), свободный художник.


В январе 2013 года Сергей Никитин категорически отказался выступить на юбилее Юрия Башмета "«в силу серьёзных разногласий с юбиляром по поводу принятого закона „Димы Яковлева“ и его отношения к президенту В. В. Путину»".


Сергей Никитин играет на семиструнной гитаре с особым минорным строем.


У Татьяны и Сергея Никитиных один сын, Александр (родился в 1971 году) и двое внуков, Наталья и Данила - одновременно они являются правнуками композитора Аркадия Островского


Приобрёл популярность среди молодой аудитории, в том числе фанатов детского мультипликационного сериала


"My Little Pony: Friendship Is Magic" после популяризации песни "пони девочек катает".


Награды и премии


Лауреат премии Московского Комсомола, лауреат международного фестиваля молодёжи и студентов в Гаване (1978), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Царскосельской художественной премии (1997, совместно с Т. Х. Никитиной).
...........................
Татьяна Хашимовна Никитина ( 31.12.1945 года Душанбе)


В 1971 году она окончила физический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Во время учебы, в 1967 году, студенткой начала петь в квинтете физиков, которым руководил Сергей Никитин, ее будущий муж.


В 1974 года Татьяна и Сергей Никитины начали петь дуэтом, и долгое время они совмещали музыкальную деятельность с научной работой: оба - кандидаты физико-математических наук.


Вместе с Сергеем Никитиным она исполняла его песни и песни друзей-бардов - "Резиновый ежик", "Когда мы были молодые", "Александра", "Переведи меня через майдан", "Брич-Мулла", "Под музыку Вивальди", ее голос звучит в нескольких кинофильмах, в том числе в легендарной картине "Москва слезам не верит".


С 1968 года Татьяна и Сергей Никтины - неоднократные лауреаты фестивалей авторской песни, постоянные члены жюри Грушинского фестиваля.


Они не раз участвовали в различных телепередачах, гастрольные выступления проходили во многих городах России и за рубежом, в том числе в парижскомконцертном зале "Одеон" (вместе с Юлием Кимом и Вероникой Долиной) в 1988 году и в Вудстоке с Питом Сигером в 1994 году.


В 1997 году за многолетнюю преданность русской поэзии Сергей и Татьяна Никитины также получили одну из самых почетных наград поэтического мира России - Царскосельскую художественную премию.


С 1990 года Татьяна Никитина была заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, а в 1992-1994 годах работала заместителем министра культуры Российской Федерации.


В настоящее время она президент итало-швейцарской кампании "Kartina", занимается арт-бизнесом.


В 1995 году Сергей Никитин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России, а в 1997 г. Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии".


1. Под музыку Вивальди 1994
2. Избранное 1994
3. Большой секрет для маленькой компании 1995
4. Брич-Мулла 1997 
5. Времена не выбирают 1998
6. Часовые любви 1999
7. Со мною вот что проиcходит 1999
8. Ретро вдвоем 1999 1
9. Черно-белое кино 2002 
10. Зимний праздник 2003 
11. Городок, что я выдумал 2011
12.    На этом береге...


№ Сборники
1. Grand Collection 2003
................
Никитины Татьяна и Сергей 1987 - Синий цвет. Диск-гигант С60 24809 006 (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1990 - С концертов клуба песни "Восток" (2 LP) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1994 - Под музыку Вивальди (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1994 - Резиновый ёжик (CC) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1995 - Большой секрет для маленькой компании (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1996 - Золотая Брич-мулла (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1997 - Часовые любви (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1999 - Времена не выбирают (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1999 - Каждый выбирает для себя (CC) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 1999 - Со мной вот что происходит... (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2000 - Российские барды (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2002 - Зимний праздник (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2002 - Черно-белое кино (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2005 - Grand Collection (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей, Иващенко Алексей 2005 - Александра (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2008 - Песни Булата Окуджавы (CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2010 - Коллекция КП ''Российские барды'' (Т. 24) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2010 - Коллекция КП ''Российские барды'' (Т. 25) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2011 - Городок, что я выдумал (2CD) (320)
Никитины Татьяна и Сергей 2014 - На этом береге... (CD) (320)
....................................
Дорогие друзья! Вся страна уже не первый год следит за пока еще слабыми попытками убить «Эхо Москвы». Претензии были мелкими, но с каждым разом все более злобными. Сейчас, кажется, ситуация другая. Сейчас мы присутствуем при реальном выборе, куда двинется дальше Россия. Судьба «Эха Москвы» – лакмусовая бумажка этого выбора. Существование ТАКОЙ радиостанции, которая позволяет себе идти поперек крутой волны – это свидетельство существования в стране демократических институтов. Хотим сказать, про себя лично и про нашу любовь-дружбу к Эху. Мы не можем просто представить себе жизни без его голоса, без его позывных, без его выпуска новостей и голосов ведущих. Когда-то так же из "черной тарелки" советских репродукторов ждали позывные тех времен, и наши родители тоже знали голоса всех ведущих, через них шли горькие и радостные новости… Времена переменились, мы все переменились. Если наши родные комментировали новости шепотом у себя на кухне, то теперь (пока) это можно делать публично. Мы не слепые последователи всего того, что дают на «Эхе», мы разделяем не все, что там говорят, но мы знаем, что это канал, где можно произнести свое несогласие, что тебя не заткнут и дадут высказаться. Мы знаем, что «Эхо» дает честные новости, что там работают думающие журналисты, там работают люди, болеющие за нашу страну. Лить елей легко и выгодно. Говорить правду, искать ее, ошибаться и работать на будущее у нас гораздо труднее и опаснее. Люди рискуют. Но они нас всех заставляют мыслить, анализировать и понимать мир. На сегодня нет ни одного радиоканала, которой можно сравнить с «Эхом». Эта команда молодых единомышленников создала новый стиль радиожурналистики, новую жизнь в эфире. За ними потянулись десятки последователей – подчас откровенно жалких подражателей, перемешавших псевдоумные беседы с непринужденным стебем подзаборных "хихонек". Закрытие «Эха Москвы» было бы мерой, несоизмеримой с теми претензиями, которые выдвинуты к радиостанции. Более того, это, казалось бы, «частное» событие выходит далеко за рамки этой частности. По сути, это объявление внутренней войны своим гражданам, не оппозиции, а гражданам, это трагический и слепой поворот к тому, что было. Но уже нет не только прежней страны, уже нет и прежнего мира, уже все вырвалось на свободы и зажать-закрыть-унизить свои демократические институты великой державе - признаться в слабости и посеять сомнение в своем величии. Радио «Эхо Москвы» было первым голосом российской интеллигенции для всей страны в течение всего своего существования. Мы считаем, что нападение на «Эхо», кроме всего, - атака на интеллигенцию сегодняшних дней. Именно поэтому «Эхо Москвы» - НАШЕ радио, и сегодня над нами нависла БЕДА!
Татьяна и Сергей Никитины.
....................................
Сергей Никитин о Петре Тодоровском "В нем не было ни грамма лжи"





Его не стало в мае прошлого года, но память о нем жива, российские зрители по-прежнему любят творчество Петра Ефимовича. Его картины «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова» и «Последняя жертва» давно стали классикой отечественного кинематографа. Корреспондент «ВМ» побеседовал с композитором и автором-исполнителем Сергеем Никитиным, сотрудничавшем с Тодоровским. - Сергей Яковлевич, с Петром Тодоровским вы дружили много лет, также сотрудничали и в творческом плане. Расскажите, кем он был для вас? - Если ответить одним словом, то это - счастье. Счастье быть знакомым и общаться с таким человеком, да еще и играть с ним на гитаре. Об этом любому человеку можно было бы только мечтать. Петра Ефимовича невозможно разделить на оператора, режиссера, композитора, друга… Тодоровский был настолько цельным человеком, в котором все сливалось воедино. Каким вы видите его кино – таким был и он сам. В нем не было ни грамма лжи. - А как, по вашему мнению, Тодоровскому удавалось сочетать в себе все эти качества: быть талантливым режиссером, оператором и музыкантом? - Повторюсь, Петр Ефимович был абсолютно цельным человеком. Бог дал ему талант. Другое дело, удается или нет человеку использовать этот дар. Мне кажется, что Тодоровскому удавалось. - Быть может, из-за того, что Петр Ефимович больше снимал кино, мы не знаем его настолько хорошо, как талантливого музыканта и композитора? - Мне кажется, что он нашел замечательный способ – быть композитором в своих же фильмах. И в этих работах он как композитор вполне воплотился. Единственное, жалко, что многие из его песен широкой публике неизвестны. Сейчас его друзья пытаются как-то этот пробел восполнить. Год назад был вечер уже без Петра Ефимовича, но с его песнями на стихи разных поэтов, в том числе Григория Поженяна. Особенно мне запала песня Тодоровского на стихи Поженяна, где есть такие слова «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил…». - Вы помните свою первую встречу с Тодоровским? - Конечно. Мы познакомились в доме Зиновия Ефимовича Гердта. На тот момент они уже были давними друзьями. Там же начались наши с ним музыкальные взаимодействия. Мы просто брали свои гитары и наслаждались дуэтным музицированием. И именно Гердт нам сказал: «Ребята, вы должны это записать!». И мы по его завету выпустили два диска «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2». Теперь я то и дело слышу по радио и по телевизору нашу запись в качестве закадровой музыки. Вроде бы Петр Ефимович не был профессиональным гитаристом. Но его игра на гитаре обладала определенным свойством: казалось, что с тобой ведет задушевную беседу близкий друг. У него была «говорящая» гитара. - А какой ваш любимый фильм Тодоровского? - «Военно-полевой роман», и музыку оттуда очень люблю. СПРАВКА Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринце Кировоградской области Украины. С 1943 года был курсантом Саратовского военно-пехотного училища, в августе 1944-го стал командиром минометного взвода 93-го стрелкового полка 47-й армии 1-го Белорусского фронта. С 1949 по 1954 год учился на операторском факультете ВГИКа. Режиссер картин «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Анкор, еще анкор!» и «Интердевочка»
..............................
Сергей Никитин: «Меня не интересует бездарная музыка»


07 Марта 2014


«Даже блатная песня может быть настоящим большим произведением, идущим от сути, от жизни. Ведь многие такие песни сочинили интеллигентные люди, попавшие под каток системы», — сказал в эксклюзивном интервью chanson.ru известный бард Сергей Никитин.


То, что Сергей Никитин — композитор, бард, автор-исполнитель знают в России, надо думать, все. Мало кому известно, что он физик, причем со степенью: Никитин — кандидат физико-математических наук. Похоже, он сумел разрешить вечную дилемму «физиков и лириков»


— Сергей Яковлевич, в вас от физика что-нибудь осталось или вы сплошной лирик?


— Откровенно говоря, меня всегда корёжит, когда используют этот штамп. На самом деле, никакого противоречия между физиками и лириками, с моей точки зрения, нет, а есть просто две половины мозга человека. Правая половина, как известно, отвечает за иррациональное, художественное — другими словами, за лирику. Левая — за рациональное — за физику, математику. Смена деятельности, переключение с «физики на лирику» и наоборот, помогает отдыхать то одной половине мозга, то другой. Поэтому сочетание двух столь разных видов деятельности лишь улучшает работу каждого полушария. Это естественное и очень полезное сочетание.


— То есть вы по-прежнему занимаетесь физикой, проводите в лабораториях эксперименты?


— Нет, физикой, наукой я сейчас просто интересуюсь. Как человек, имеющий, скажем так, физико-математическую базу. А вообще, признаюсь, если бы я не учился на физическом факультете МГУ, как музыкант развивался бы совершенно другим путем.


— Почему?


— Потому что физика — это… (задумывается) общее мировоззрение, подход к решению не только специальных, а любых жизненных задач. Вот почему выпускники физических факультетов так успешно трудятся в самых разных областях. В бизнесе, допустим. Здесь очень много примеров можно привести — бизнесмена Олега Дерипаску. Вспомним известных джазменов — саксофониста Алексея Зубова, пианиста Вадима Сакуна, барабанщика Валерия Буланова. Моя супруга Татьяна Никитина весьма эффективно работала заместителем министра культуры. Понимаете, научная работа приучает искать суть явлений, глядеть в корень. Находить наиболее рациональное, короткое и красивое решение любой проблемы.


— Свою первую песню вы написали, будучи студентом МГУ, тогда же создали квартет. А вообще, когда увлеклись музыкой, стали играть на гитаре?


— Точно не отвечу, лет в 14-15. Помню, что гитару я взял в руки с единственной целью — научиться исполнять песни Окуджавы. Играть учился самостоятельно, мне лишь показали пять аккордов. Окуджава захватил меня сразу. Впервые услышав его, я, конечно, не знал, что он станет моим кумиром. Потом мы имели счастье дружить с Булатом Шалвовичем.


— С Высоцким, к слову, были знакомы?


— Да, несколько раз пересекались. Однажды у нас был даже совместный концерт в каком-то институте. Я выступал в первом отделении, Высоцкий — во втором.


— Вы играете на уникальной семиструнной гитаре с особым минорным строем…


— Не пытайтесь извлечь тут какой-то смысл. Из нее также можно извлекать мажорные аккорды. (Улыбается)


— В 1997 году вы с Татьяной стали лауреатами престижной Царскосельской художественной премии с формулировкой «За многолетнюю преданность русской поэзии». Что для вас важнее в песне слова или музыка?


— Это все равно, что спросить, кого больше любишь маму или папу. Все что мы делаем, можно назвать поэтической песней. Мы пытаемся создать музыкальные «переводы» стихов любимых поэтов. Для этого мы используем все средства, что в нашем распоряжении — мелодию, которую я придумываю, гитарный аккомпанемент, аранжировку, исполнение. В результате все это сливается в единое целое. И то, что, в конце концов, получается, это не слова, не музыка, а нечто третье. Если это третье по-настоящему получается, то любимые стихи приобретают свойство «полетности» и повышенной проницаемости.


— Интересно, чей сборник стихов лежит на вашей прикроватной тумбе?


— Несколько последних лет я увлечен Борисом Рыжим. Написал на его стихи шестнадцать песен. Судьба этого молодого человека была трагичной. Он родился в 1974 году в Свердловске, в 27 лет покончил с собой. Но в литературе оставил серьезный след. Его заметили такие мэтры, как Евгений Рейн, Александр Кушнер. Борису даже вручили в Голландии знаменитую премию «Антибукер». Он был парень со свердловской окраины под названием Вторчермет. Герои его стихов — алкаши, бандиты, менты. Это мир, в котором он вырос, в котором был своим человеком. Его «друганы», кстати, до сих пор не знают, что Борис был профессиональным поэтом, хорошо известным в литературных кругах.


— Что вас привлекло в Рыжем?


— Хотя в его поэзии есть весьма яркий депрессивный момент, это высокое искусство. У меня его поэзия вызывает желание жить, творить.


— Дайте пример его стихов.


— Пожалуйста: «За магазином ввечеру стояли, тихо говорили. Как хорошо мы плохо жили, прикуривали на ветру…».


— Сергей Яковлевич, кто ваш слушатель?


— Это люди разных возрастов, стремящиеся к развитию своего внутреннего мира. Те, кто размышляет о смысле жизни, те, кто не утратил такую дурацкую привычку — почитывать книжки.(Улыбается)


— Сами какую музыку любите?


— Три кита, на которых вырос композитор Никитин, — это классика: Бах, Чайковский, любимый Рахманинов, джаз и русский фольклор. В свое время я познакомился с Дмитрием Покровским, руководителем ансамбля народной музыки. Именно тогда я научился отличать истинный фольклор от ресторанной дешевки, от имитации. Ведь за русский фольклор частенько выдается некий коммерческий продукт, который не имеет никакого отношения к истинному фольклору.


— Так во всем. В том же шансоне, например.


— Конечно, есть истинный шансон, и есть его коммерческая имитация. Даже блатная песня может быть настоящим большим произведением, идущим от сути, от жизни. Такова, допустим, песня «Не печалься, любимая». Ведь многие блатные песни сочинили интеллигентные люди, попавшие под каток системы. Анатолий Жигулин, например: то, что он писал, истинно. Его песни отражают большую человеческую трагедию. Попытки же имитировать это, с целью заработать бабок, непорядочны и нечестны. Когда на сцене исполнитель так называемого русского шансона, я вижу у него в глазу не боль, а доллар.


— Любопытно, если друзья в компании просят вас спеть, берете в руки гитару?


— Зависит от обстановки. Конечно, если что-то есть новое, что сочинил недавно, этим хочется поделиться. Но, вообще, первый мой слушатель — Татьяна, и первый критик — тоже она. Если проходишь это ОТК, то все нормально. (Улыбается) Частенько, кстати, Татьяна охлаждает мой пыл. Кажется, шедевр сочинил! Но наступает утро, ты поешь это Татьяне, и получаешь ушат холодной воды. С другой стороны, не было случая, чтобы ее критика не привела к развитию. Все ведь сочиняется через мучения, через варианты. Скажем, песня «Александра» – это в итоге шестой вариант.


— Именно он звучит в фильме «Москва слезам не верит»?


— Да.


— Приятно, что эта ваша чудесная песня звучит в картине, получившей «Оскара», или вам это безразлично?


— Ну, приятно, конечно.


— Расскажите о «Никитинских встречах», для кого и зачем вы их устраиваете?


— Для детей и их родителей. Если наших детей оставить наедине с телевизором и компьютером, то из них вырастут иваны непомнящие своего родства. Это грозит потерей национальной идентичности, извините за пафос. Потому что человек, с детства не приученный к нормальному человеческому общению, не почувствовавший цену человеческой жизни, становится опасным для общества. Для него поднять руку на другого человека как пристрелить кого-нибудь в компьютерной игре. Поэтому мы должны «окучивать» детей, пытаться делать из них «человеков». На наших встречах мы этим и занимаемся. Дети поют хорошие, добрые песни, общаются с известными писателями, музыкантами.


— Чем занимается ваш сын Александр?


— У сына серьезное гуманитарное образование. Он окончил Дартмутколледж и аспиратуру Стэнфордского университета по специальности «Сравнительное литературоведение». Но музыка победила: он звукорежиссер, гитарист и аранжировщик. Кстати, в начале марта он прилетает в Москву, чтобы участвовать с нами в юбилейных концертах в Высшей школе экономики, в Московском центре авторской песни, театре Фоменко. Подборную информацию о концертах можно найти на нашем сайте www.sergeytatiananikitiny.com.


— В России нет известного музыканта, на которого в свое время не повлияли бы «Битлз». Но вас, похоже, они обошли стороной.


— Да ну что вы! «Битлз» я открывал дважды. Сначала в студенческие времена, потом уже в 80-е вместе с сыном, когда у нас стали появляться их пластинки. Они, конечно, сочиняли великолепные мелодии. Вообще, хорошую музыку я люблю в любом жанре. Не интересует меня лишь музыка бездарная.


Беседовал Серго КУХИАНИДЗЕ

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27436
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Никитины Татьяна и Сергей
« Ответ #1 : 02 Июль 2020, 14:53:36 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика