19/04/24 - 05:55 am


Автор Тема: Mulligan Gerry  (Прочитано 445 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27436
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Mulligan Gerry
« : 06 Март 2020, 18:45:31 »








A great day in Harlem – Lester Young, Gerry Mulligan, Art Farmer, Gigi Gryce. Photo/ Art Kane, 1958














Gerry Mulligan - Satin Doll .1987




Джерри Маллигэн (англ. Gerry Mulligan, 6 апреля 1927 — 20 января 1996) — американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул».


Самый известный баритон-саксофонист всех времен, Джерри Маллигэн, бесспорно, является столпом джаза. Выразительный солист, готовый импровизировать с кем угодно: от традиционных диксилендеров до авангардных бопперов, — Маллигэн придал в определенной степени революционную легкость звучанию его изначально неудобному и тяжеловесному инструменту, играя со скоростью и ловкостью альт-саксофониста. В смысле инструментального исполнения, в джазе нет ни одного музыканта, который бы владел всем арсеналом средств игры на баритон-саксофоне лучше Маллигэна.


Маллигэн начинал с фортепиано, а потом стал изучать кларнет и различные виды саксофонов. Вначале он заслужил репутацию отличного аранжировщика. В 1944 году Маллигэн писал аранжировки для радио-оркестра Джонни Уорингтона (Johnny Warrington’s radio band). В 1946 году он переехал в Нью-Йорк и присоединился в качестве штатного аранжировщика к Оркестру Джина Крупы (Gene Krupa’s Orchestra); его наиболее известной работой на тот период стала аранжировка композиции «Disc Jockey Jump». В период сотрудничества с Оркестром Джина Крупы он иногда играл на альт-саксофоне. Такая же ситуация была и в 1948 году, когда он участвовал в составе оркестра Клода Торнилла (Claude Thornhill).


Творческая биография


Впервые Джерри Маллигэн как баритонист стал записываться в нонете Майлза Дэвиса «Birth of the Cool» (1948-50), но опять его аранжировки («Godchild», «Darn That Dream» и три его оригинала «Jeru», «Rocker», «Venus De Milo») стали более значительным событием, чем короткие соло на саксофоне. Большую часть 1949 года Маллигэн писал для оркестра Эллиота Лоуренса (Elliot Lawrence's orchestra) и анонимно участвовал в его саксофонной секции. Это продолжалось чуть ли не до 1951 года, пока он не стал уделять больше внимания работе с баритоном. Маллигэн записался со своим собственным нонетом на Prestige, продемонстрировав уже узнаваемый звук. После поездки в Лос-Анджелес он написал некоторые аранжировки для оркестра Стэна Кентона (Stan Kenton), включая «Youngblood», «Swing House» и «Walking Shoes», работал в Lighthouse и затем получил ангажемент на регулярные выступления «Monday Night» в Haig. За это время Маллигэн понял, что ему нравится сверхсвобода при исполнении сольных импровизаций: без пианиста. Он импровизировал с трубачом Четом Бейкером (Chet Baker), и вскоре их магическое взаимопонимание было представлено в его квартете без пианиста. Группа быстро привлекла внимание в 1952-м и сделала Маллигэна и Бейкера звездами.


Наркотический удар выбил Маллигэна из колеи, квартет перестал существовать, но в 1954 году он вышел из тюрьмы и начал новое музыкальное партнерство с тромбонистом Бобом Брукмейером, которое стало весьма успешным. Затем к составу присоединились трубач Джон Эрдли (Jon Eardley) и тенор-саксофонист Зут Симс (Zoot Sims), и в 1958 году в группу был приглашен трубач Арт Фармер (Art Farmer). Будучи очень тонким исполнителем, относящимся с уважением к другим стилистам, Маллигэн отказался записываться с великими джазменами, которыми он восхищался. В 1958 году на Ньюпортском джазовом фестивале (Newport Jazz Fetival) он поочередно играл с баритонистом Харри Карни (Harry Carney) в исполнении «Prima Bara Dubla» в составе оркестра Дюка Эллингтона и в течение 1957-60 годов записал отдельные альбомы с Телониусом Монком, Полом Дезмондом, Стэном Гетцем, Беном Вебстером и Джонни Ходжесом.


В 1958 году Маллигэн выступил на классическом фестивале «Sound of Jazz» и написал музыку к фильмам «I Want to Live» и «The Subterraneans». В течение 1960-64 гг. Маллигэн возглавлял свой оркестр «Concert Jazz Band», который давал ему возможность писать музыку, играть на саксофоне и иногда — на фортепиано. Оркестр на то время включал Боба Брукмейера, Симса, Кларка Терри и Мела Льюиса (Brookmeyer, Sims, Clark Terry, Mel Lewis). Маллигэн стал несколько менее активным после того, как биг-бэнд распался, но он продолжал интенсивно гастролировать с квартетом Дейва Брубека (Dave Brubeck Quartet) (1968-72 гг.), некоторое время играл на сопрано-саксофоне, возглавлял в середине 70-х секстет, который включал вибрафониста Дейва Сэмюэлса (Dave Samuels), и в 1968 году импровизировал совместно на записи со Скоттом Хэмилтоном (Scott Hamilton).


Оркестровые работы


Джерри Маллиган, как и многие джазовые музыкантов того времени, иногда записывался со струнными. Известные записи включают: в 1957 с String Jazz Quartet Винни Берка, в 1959 году альбом с оркестром Андре Превина и в 1965-м альбом квинтета Джерри Маллиган и струнных. В 1974 году Маллиган сотрудничал со знаменитым аргентинским музыкантом Астором Пьяццоллой. Во время записи сессий в Милане, Джерри встретил свою будущую жену, графиню Франка Рота Борджини Балдовинетти, фотожурналистку и внештатного корреспондента. В 1975 году Маллиган записал струнный альбом с итальянским композитором Энрико Интра.


Более серьезные работы Маллигана с оркестром начались в мае 1970 года с исполнением оратории Дейва Брубека The Light in the Wilderness с Эрихом Кунцелем и Cincinnati Symphony.


В 1970-х и 1980-х годов, Маллиган работает над созданием и содействием репертуару баритон-саксофона для оркестра. В 1973 году Маллиган поручил композитору Франку Прото написать Saxophone Concerto для премьеры Cincinnati Symphony. В 1977 году Канадская радиовещательная корпорация заказала Гарри Фридману написать саксофонный концерт Celebration, который был проведен Маллиганом с CBC Symphony. В 1982 году Zubin Mehta пригласил Джерри Маллигана в нью-йоркскую филармонию исполнить партию сопрано-саксофона в «Болеро» Равеля.


В 1984 году Джерри поручил Гарри Фридману написать The Sax Chronicles с аранжировками некоторых мелодий Маллигана в стилизации. В апреле того же года, Маллиган был солистом New American Orchestra в Лос-Анджелесе на премьере Spring Wings Патрика Уильямса.


В июне 1984 г. Маллиган завершил и исполнил свою первую оркестровку Entente for Baritone Saxophone and Orchestra вместе с Filarmonia Venetia. В октябре Джерри исполнил Entente и The Sax Chronicles с Лондонским симфоническим оркестром.


В 1987 году Маллиган адаптировал K-4 Pacific (по своей записи биг-бенда в 1971 Age of Steam) для квартета с оркестром и исполнил Entente с Израильским филармоническим оркестром в Тель-Авиве, дирижировал Зубин Мета. Оркестровые выступления Маллигана в то время также включали Хьюстонский симфонический, филармония Стокгольм и Нью-Йоркская филармония.


1988 г. премьера Octet for Sea Cliff Маллигана по заказу артистов Sea Cliff. В 1991 году Concordia Orchestra исполнил премьеру Momo's Clock, работу для оркестра (без соло саксофона), которая была вдохновлена книгой немецкого писателя Михаэля Энде.


Позднее творчество Маллигэна


В конце 70-х Маллигэн, который всегда обожал сочинения Стравинского, Прокофьева и Бартока, играет с классическими симфоническими оркестрами, в 80-е появляется на европейских джазовых фестивалях в компании Лайонела Хэмптона, Ли Коница и Эллы Фицджеральд.


Незадого до смерти концертировал во Франции с 87-летним скрипачом Стефаном Грапелли.


Театр и кино


Первое появление Джерри Маллигана в кино было, вероятно, с оркестром Джина Крупы на альт-саксофоне в короткометражном фильме Follow That Music (1946). Маллиган имел небольшие роли в фильмах I Want to Live! (1958 - в составе комбо джаз), Rat Race (1960 - в котором он выступает как тенор-саксофонист, а не его обычный баритон-саксофон), Subterraneans (1960) и Bells Are Ringing (1960). Маллиган также выступал несколько раз на телевидении в различных программах в течение своей карьеры.


Как композитор, Маллиган пишет музыку для фильмов A Thousand Clowns (1965 - главная тема), экранизации бродвейской комедии Luv (1967), французских фильмов La Menace (1977) и Les Petites galères (1977 - с Astor Piazzolla) и I'm Not Rappaport (1996 - главная тема).


В 1978 году Маллиган написал музыку для бродвейского мюзикла Play with Fire Дейла Вассермана.


В 1995 году Hal Leonard Corporation выпустила видеокассету The Gerry Mulligan Workshop - A Master Class on Jazz and Its Legendary Players.


Дискография


1951 — Mulligan-Baker
1951 — Historically Speaking
1951 — Mulligan Plays Mulligan
1951 — Gerry Mulligan Blows
1952 — Gerry Mulligan Quartet [Pacific Jazz]
1952 — Gerry Mulligan with Paul Chambers
1953 — Gerry Mulligan Quartet, Vol. 1
1953 — Lee Konitz and the Gerry Mulligan Quartet
1953 — Gerry Mulligan and His Ten-tette
1953 — Lee Konitz Plays with the Gerry Mulligan Quartet
1953 — Revelation
1954 — Gerry Mulligan in Paris, Vol. 1
1954 — California Concerts, Vols. 1 & 2
1954 — Paris Concert
1954 — California Concerts, Vol. 2
1954 — California Concerts
1954 — Pleyel Concert (June 1954)
1955 — A Profile of Gerry Mulligan
1955 — Mainstream, Vol. 2
1955 — Mainstream of Jazz
1955 — Original Mulligan Quartet
1955 — Presenting the Gerry Mulligan Sextet
1955 — Presenting the Sextet
1956 — At Storyville
1957 — Gerry Mulligan Quartet/Paul Desmond Quintet
1957 — Live in Stockholm (1957)
1957 — Mulligan and Getz and Desmond
1957 — Gerry’s Time
1957 — Gerry Mulligan Meets Stan Getz
1957 — Blues in Time
1957 — Mulligan Meets Monk
1957 — Reunion with Chet Baker
1957 — The Mulligan Songbook
1957 — Lee Konitz with the Gerry Mulligan Quartet
1957 — Desmond Meets Mulligan
1958 — What Is There to Say?
1958 — Play Phil Sunkel’s Jazz Concerto Grosso
1958 — I Want to Live
1959 — Gerry Mulligan Meets Ben Webster
1959 — New Gerry Mulligan Quartet (May 19, 1959)
1960 — Concert Jazz Band
1960 — The Gerry Mulligan Concert Jazz Band on Tour
1960 — Genius of Gerry Mulligan
1960 — Gerry Mulligan Meets Johnny Hodges
1960 — Nightwatch
1961 — Presents a Concert in Jazz
1961 — Gerry Mulligan and the Concert Jazz Band
1961 — Concert in Jazz
1961 — Gerry Mulligan and the Concert Jazz Band at the Village Vanguard
1961 — Holiday with Mulligan
1962 — Jeru
1962 — Spring Is Sprung
1962 — Gerry Mulligan and His Quartet
1962 — The Gerry Mulligan Quartet [Verve]
1962 — Gerry Mulligan [1963]
1962 — Zurich 1962
1963 — Butterfly with Hiccups
1963 — Night Lights
1963 — Timeless
1965 — Feelin' Good
1965 — If You Can’t Beat 'Em, Join 'Em
1966 — Something Borrowed, Something Blue
1966 — With Guest Soloist Zoot Sims
1966 — Concert Days
1969 — Jazz Fest Masters
1971 — Age of Steam
1974 — Carnegie Hall Concert
1974 — Summit — Reunion Cumbre
1974 — Carnegie Hall Concert, Vol. 2
1974 — Gerry Mulligan [1974]
1974 — Gerry Mulligan/Astor Piazzolla (1974)
1975 — Gerry Mulligan Meets Enrico Intra
1976 — Idol Gossip
1977 — Lionel Hampton Presents Gerry Mulligan
1980 — Walk on the Water
1982 — La Menace
1983 — Little Big Horn
1986 — Gerry Mulligan Meets Scott Hamilton: Soft Lights & Sweet Music
1987 — Symphonic Dreams
1989 — Lonesome Boulevard
1989 — Konitz Meets Mulligan
1991 — Plays
1992 — Re-Birth of the Cool
1993 — In Concert
1993 — Lionel Hampton Presents Mulligan
1993 — Paraiso-Jazz Brazil
1994 — Dream a Little Dream
1994 — Gerry Mulligan & Paul Desmond Quartet
1995 — Dragon Fly
1996 — News from Blueport
1996 — The Original Gerry Mulligan Tentet & Quartet
1997 — Concert in the Rain
1997 — Two Times Four Plus Six
1999 — In Sweden
1999 — Olympia 19 Novembre 1960, Pt. 2
1999 — Olympia, 6 Octobre, 1962
2000 — Pleyel Jazz Concert, Vol. 1
2001 — Jazz Casual: Gerry Mulligan & Art Pepper
2001 — The Gerry Mulligan Quartets in Concert
2002 — Swing House
2003 — Midas Touch: Live in Berlin
2006 — Gerry Mulligan Sextet
2006 — Live at the Olympia Paris 1960
2006 — On the Road: Live in California
.....................................................
Много лет прошло с того печального дня, когда в городке Дарриен, штат Коннектикут, после осложнений, вызванных неудачной операцией на колене, скончался Джерри Маллиген (Jerry Mulligan) - саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей джазового стиля "кул". Это случилось 21 января 1996 года. Маллигену было 68 лет, из них 52 он провел на сцене.


Внешняя, поддающаяся описанию сторона жизни Джеральда Джозефа Маллигена выглядит как-то слишком уж обыкновенно для джазмена его уровня. Родился в Нью-Йорке за год до начала Великой депрессии, в 7 лет выучился отличать сонату от фуги - преподавательница была монашенка, сестра Винсента. Позже, подрабатывая после уроков, скопил денег сначала на кларнет (родители были довольны), а через пару лет - на тенор-саксофон (обратная реакция). Старшие Маллигены, ревностные католики, именовали джаз не иначе как "эта дьявольская музыка", а потому Джерри, едва окончив школу, из дому сбежал (после войны они жили в Филадельфии). Сбежал, правда, уже имея за плечами кое-какой опыт профессиональной работы - в 17 лет писал аранжировки для Джонни Уоррингтона (оркестр местного радио) и лето поработал в большом оркестре Алекса Барта в Атлантик-Сити.
К началу 50-х, когда приверженцы свинга, диксиленда и бибопа (основные джазовые направления в то время) старательно молотили друг дружку, сражаясь за право быть внесенными в анналы джаза золотыми буквами (то есть, натурально, до драк доходило), стремительно набрало силу четвертое направление, на короткий срок задвинувшее три предыдущих в пыльный угол. Оно отличалось уравновешенностью, самоуглубленной созерцательностью и даже некоторой интеллектуальностью. В противовес прежней, "горячей" в целом музыке, новое направление получило название "кул-джаз", т. е. "прохладный джаз". Сегодня критики признают этот термин неудачным, считая его не столько ответной реакцией на бибоп, сколько "продолжением тенденции, уже развивавшейся в джазе на протяжении предшествующего десятилетия". И этими словами рисуют точный музыкальный портрет Джерри Маллигена, практически не изменившийся до последних дней его жизни.
Действительно, "баритон-саксофонист №1" никаких устоев особо не подрывал, идолов не ниспровергал, а если какую новацию и привнес, так это соединил некую обобщенную "американскую джазовую традицию" с настроениями современной ему европейской музыки. "Разумеется, задумчивая, неторопливая манера игры встречалась и раньше, - писал музыковед Дж. Л. Коллиер в очерке "Становление джаза", - но спокойное созерцание прежде никогда не было превалирующим настроением. Гораздо чаще музыка выражала бурные страсти".
Кстати о бурных страстях. В джазе тех лет все еще царил "расизм наоборот": предполагалось, что белые джаз играть просто не могут, не умеют свинговать - за редким исключением. Вышло так, что Маллиген и его друзья Гил Эванс и Майлс Дэвис сделали большое дело, приоткрыв для белых музыкантов отдушину "прохладных импрессий" (и точно - большинство последователей "кула" оказались белыми).


 Маллиген довольно скоро становится немыслимой звездой и создает свой знаменитый квартет без пианиста (он не соригинальничал, просто пианист однажды не пришел на репетицию, а Джерри решил, что так даже лучше). Он перебирается в Калифорнию, и его почитают там за гуру джазовой школы Западного побережья (West Coast Jazz), хотя Джерри всего лишь остался самим собой, продолжая играть мягко, неагрессивно и романтично.
Он записывает пластинки с великими: Телониус Монк, Бен Уэбстер, Десмонд, Гетц, Ходжес, Симс... В 60-е создает большой, но не слишком популярный оркестр Concert Jazz Band, собирает квартет с тромбонистом Бобом Брукмайером, начинает выступать с Дэйвом Брубеком. В конце 70-х Маллиген, который всегда обожал сочинения Стравинского, Прокофьева и Бартока, играет с классическими симфоническими оркестрами, в 80-е появляется на европейских джазовых фестивалях в компании Лайонела Хэмптона, Ли Коница и Эллы Фитцджеральд. Незадого до смерти концертировал во Франции с 87-летним скрипачом Стефаном Грапелли...
Полвека он творил историю джаза, творил ее напрямую, а теперь вот и сам принадлежит этой истории - Джерри Маллиген, играющий ныне в небесном оркестре, если, конечно, на небесах лиры и флейты уже не в ходу.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27436
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Mulligan Gerry
« Ответ #1 : 13 Сентябрь 2020, 14:52:47 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика