08/05/24 - 23:41 pm


Автор Тема: Конвой, тюрьма.  (Прочитано 324 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27411
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Конвой, тюрьма.
« : 19 Август 2019, 16:47:24 »
    Внутренние (конвойные) войска зарождаются, вероятно, даже ранее любых иных полицейских сил. Их начало следует отсчитывать от исполнения сторожевых (караульных) функций членами родовой общины. Понятно, что ни о какой специализации членов общины для исполнения подобных функций просто -напросто не могло быть и не было.
      Правильно считать, что внутренние (конвойные) войска есть часть силовых структур аппарата государственной власти и управления, предназначенная для реализации карательной части полицейских функций. Если подходить именно с таких позиций, то отсчет реальному наличию таких сил надо начинать с княжеских дружин. В их задачи помимо реализации чисто военных функций, погранично-охранительных и общеполицейских входила и реализация полицейско - карательных, т.е. наказание за ослушание власти и принуждение населения к подчинение ей. Достаточно припомнить поход князя Игоря за данью к древлянам, его повторный поход с малой дружиной, его убийство и последующий карательный поход княжеской дружины во главе с княгиней Ольгой для восстановления статус-кво.

      Из Новгородской первой летописи младшего извода.
 
      ,. .Слышавше Древляне, яко опять идет, сдумавше же Древляне с князем свои Малом: паще ся волк в овця вводит, то выносит все стадо, аще не убиют его; таю и сей, аще его не убием, то все ны погубит». И послаша к нему, глаголю-ще сице: «почто идеши опять; поймал еси всю дань». И не послуша Игорь; и изшедше Древляне из града Коростяне противу, и убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало. И погребоша Игоря ...
      ...И пакы приложи к тому Олга послати к Древляном, сице глаголющи им: «се уже иду к вам; да пристроите ми меды многы у града, идеже убисте мужа моего, да поплачаюся над гробом его и створю тризну мужеви своему». И они же то слышавше, свезоша мед много зело и извариша. А Олга же поимши мало дружины и легко идущи, прииде к гробу его, и плакася по мужу своему плачем велиим зело. А людем в время то повеле съсыпати могылу велику; и яко съсыпаша, и повеле трызну створити. И посем седоша пи-ти Древляне; и повеле Олга отрокам своим служити пред ними. И реша Древляне к Олзе: «где суть дружина наша, их же послахом по тебе». Она же рече: «идуть по мне с дружиною мужа моего». И яко упишася Древляне, и повеле отроком своим пити на не, а сама отъиде кроме и повеле дружине сечи Древляны; и исъсекоша их 5000. А Олга възра-тися в Киев..,

      По мере развития социальных отношений возникали функции, выдвинувшие необходимость в специализации воинской силы в конвоировании грузов, пленных и заложников-аманатов, их охране в острогах, тюрьмах и на аманатских дворах, в охране городских ворот, складов, ссыпных пунктов и т.п., подавлении бунтов, восстаний, несению службы на караульных (сторожевых) башнях и т.д. Поначалу это делали княжеские дружины, позже стали привлекаться воинские формирования, различные категории служилых людей (в т.ч. и по найму)- стрельцы, казаки и армейские формирования. Так постепенно в России формировался Отдельный корпус внутренней стражи и конвойные команды. Они подчинялись военному ведомству. Но взаимодействие с полицией и жандармами, гарнизонная система дислокации российской армии, обусловленная необходимостью крепостной защиты обширных пространств, было столь тесным и сильным, что оказало существенное влияние на становление и развитие внутренней стражи. Со времени Петра I т.н. «жилые» полки, созданные с началом воцарения Романовых и размещавшиеся в городах и крепостях, уже именовались гарнизонами. Утвержденная Петром I Табель от 19 февраля 1711 г. предусматривала формирование сорока трех гарнизонных пехотных полков. А вскоре появились и гарнизонные драгунские (т.е., конные) полки, позже - гарнизонная артиллерия. Формировали их из стрельцов, наемников и нижних чинов, неспособных по каким-либо причинам нести строевую службу в регулярной армии. Общая численность такой «гарнизонной» армии уже к 1720 г. составила более 71 тысячи человек. Через сорок четыре года гарнизонное войско было реформировано. На его базе были созданы пограничные и внутренние батальоны.

      Очередное реформирование провел в январе 1798 г. император Павел I, разделив батальоны на две категории - состоящие на полевом положении и на внутреннем положении, а также вновь вернув части из них полковой статус. Каждый батальон (в т.ч. и батальоны в штате полков) имели по шесть рот. Полевые - одну гренадерскую и пять мушкетерских, а внутренние - пять мушкетерских и одну инвалидную (т.е. из чинов, имевших ранения, контузии или перенесших болезнь).

     Со времени правления императора Александра I и до событий 1917 г. полки и отдельные батальоны находящиеся на внутреннем положении, стали постоянно именоваться по названию города или крепости своей дислокации - Нижегородский, Уфимский, Екатеринбургский и т.д. К 1811 г. в России насчитывалось 22 гарнизонных полка ( 4 из них на внутреннем положении), 48 гарнизонных батальонов (15 из них на внутреннем положении) и 35 гарнизонных инвалидных рот. Именно они и реализовывали в местах своей дислокации полицейско-карательные и полицейско-охранитель-ные функции, выставляли конвойные команды.
      По штатам 1803 г. в гарнизонных полках, батальонах и инвалидных ротах несли службу 1727 офицеров и 72780 нижних чинов.
      Свою лепту в формирование внутренней стражи и конвойных команд внесли и аракчеевские военные поселения, которые просуществовали до 1857г.

      Особо следует отметить роль инвалидных рот и команд. Именно они со временем превратились в губернские штатные роты и команды, предназначенные исключительно для реализации функций полицейского характера. Обеспечиваемые по линии военного ведомства, эти роты и команды в своей непосредственной деятельности полностью были подчинены местным гражданским структурам власти и управления. И впоследствии послужили основой для учреждения внутренней стражи.
      Толчком к оформлению внутренней (конвойной) стражи в качестве самостоятельной специализированной структуры послужило заметное увеличение с петровских времен числа каторжан и ссыльнопоселенцев. В момент правления Александра I за 1807 -1823 гг. только число сосланных в Сибирь оказалось более 45,4 тысячи человек, т.е. в год ссылалось по 2,7 тысячи человек в год. Причем, число ссылаемых постоянно росло, к 1898 г. ссылалось в год в среднем уже до 13,2 тыс. человек. А общее число сосланных за 1807 -1898 гг. превысило 864,8 тысячи человек!
      Понятно, что конвоирование и надзор такого числа людей действительно составляло серьезную проблему на государственном уровне.

      ... Из годового отчета Уфимского губернатора за 1875 год .
      Наиболее действенной мерой пресечения преступлений, при недостаточности средств, которыми обладает для этого полиция, служило и служит удаление самими обществами из своей среды порочных членов. В1874 году по приговорам обществ таких лиц было сослано в Сибирь 168.

      В определенной мере функции внутренней (караульной) службы в этот период исполняли казаки. Только в Сибири в линейных казачьих полках несли службу около 6000 казаков, призванных на действительную службу. Ещё 2000 казаков несли службу в городовых караульных командах. Но казачьи общества крайне неохотно брались за исполнение полицейско - карательной функции и конвоирование ссыльных, предпочитая програнично-охранную и караульную службу.

      С 1807 г. конвоирование этапов к местам каторги и ссылки российское правительство по инициативе первого министра внутренних дел В.П. Кочубея возложило на башкир и мещеряков, записанных в воинское сословие.
      Созданное с 1798 г. Башкиро-мещерякское нерегулярное войско поначалу несло службу на Оренбургской пограничной линии, прикрывавшей российскую территорию от набегов кочевников из Казахстана. Но в качестве пограничной стражи войско не считалось властью достаточно надежным, т.к. башкиры издавна поддерживали хорошие контакты с казахами. Именно поэтому войско все чаще использовалось в качестве конвойной стражи, привлекалось к реализации прямых полицейских функций, в т.ч. и за пределами Башкирии. Более того, с переименованием его в Башкирское войско и последующим преобразованием в полк оно было полностью передано в ведение министерства внутренних дел и работало исключительно в рамках его полномочий.

      Однако, привлечение башкир и тептярей к конвойной службе проблем её не разрешило. И с 1810 г. казаки по договоренности государства с войсковыми казачьими обществами вновь стали привлекаться для исполнения конвойной и караульной службы, реализации функций внутренней стражи.
      Окончательно законодательной основой для создания конвойной стражи послужили императорские указы: от 17 января 1811 г. - о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов и 27 марта 1811 г. - о реформировании инвалидных рот и команд.
      Первым была введена новая структура, объединившая ранее существовавшие губернские роты с выделенными из гарнизонных полков отдельными ротами в гарнизонные полубатальоны двух-ротного состава. Эти полубатальоны предназначались исключительно для несения внутренней службы по охране порядка и поддержанию общественной безопасности, караульной службы, этапированию арестантов на территории губернии.
      Аналогичные функции вменялись и в обязанности переформированных инвалидных рот (с присоединением к ним уездных команд, выведенных в губернские центры). Эти роты были включены в полубатальоны, образовав новый штат трехротных гарнизонных губернских батальонов, предназначенных исключительно для внутренней службы. Спустя три месяца, в июле 1811 г., было утверждено императором и «Положение о внутренней страже»

      Из манифеста Александра I об утверждении «Положения о внутренней страже». 3 июля 1811 г.
      .. .Указом 16 Генваря сего года предназначено было Губернские роты и штатные команды, внутреннюю Губернскую стражу составляющие, привести в лучшее устройство. Ныне по окончательном соображении всех предметов, к устройству сему принадлежащих, вняв мнению Государственного Совета, признали Мы за благо образование военной внутренней стражи издать в прилагаемом при сем положении ко всеобщему сведению и исполнению. Определив в сем положении состав внутренней стражи и устройство, означив обязанности её как к военному, так и губернскому начальству, и учредив порядок её употребления, вместе с тем не оставили Мы к вящему в действии её совершенству и точности снабдить как главных, так и подчиненных ей начальников подробными инструкциями, а губернские начальства соответствующими тому предписаниями...

      Для оперативности управления и необходимости концентрации сил внутренней стражи в чрезвычайных ситуациях (бунты, восстания и т.п.) все губернские батальоны и команды инвалидов сводились в бригады, бригады - в округа, которыми командовали генеральские чины.
      Т.е., с 1811 г. на местах возникла реальная и достаточно большая воинская сила, на которую и были возложены полицейско -карательные и караульные функции. С 30 марта 1816 г. внутренняя стража стала официально именоваться Отдельным корпусом внутренней стражи. Первым его командиром стал генерал-адъютант Е.Ф. Комаровский.
      В период реформ середины XIX века Отдельный корпус внутренней стражи был упразднен. Однако, уже в 1886 г. он возродился в форме конвойной стражи. Та полнота функций, которая была присуща корпусу внутренней стражи, была утрачена. Функции новые 567 конвойных команд, созданных по императорскому указу от 26 января 1886 г., ограничивались только этапированием и охраной арестантов и ссыльных, мест заключения, содействием тюремному начальству при обысках и ликвидации беспорядков в местах заключения. Руководство конвойными командами осуществляла этапно-пересыльная часть (ЭПЧ) Главного штаба МВД, а с переходом теюремной системы в министерство юстиции, сюда же была переведена и ЭПЧ.
      В таком виде конвойная стража с незначительными структурными изменениями просуществовала до 1917 г. Основными её функциями оставались сопровождение мобилизованных в армию и иностранных подданных, конвоирование арестантов, заключенных, ссыльных и военнопленных, охрана перевозимых грузов.
      Тюремное заключение, как одна из форм наказания за нарушение порядка и общественной безопасности возникает, вероятно, ещё на стадии зарождения государства, как инструмента власти и управления. Во всяком случае лишение свободы путем содержания в специальных арестных помещениях - дворах, заковывание в цепи - кандалы и деревянные колодки существовали уже в ранне - феодальные времена.

      Из «Повести временных лет» По Лаврентьевскому списку
      ,. .Градъ же бе Киев, иде же есть ныне двор Гордятин и Никифоров, а двор княжъ бяше в городе, идеже есть ныне двор Воротиславль и Чудин, а перевесище бе вне града, и бе вне града двор другый, идеже есть двор демъстиков за святою богородицею; над горою, двор тюремный, бе бо ту терем камен...

      Непосредственно тюремное заключение, как форму наказания за преступления, ввел в России Судебник 1550 г. Более двух десятков статей этого акта предусматривало заключение в тюрьму. Но сроки заключения Судебником 1550 г. не устанавливались, а тюрьма применялась вместе с другими видами наказания.
      Ссылка же в качестве формы наказания была закреплена Соборным уложением 1649 г. Оно предусматривало ссылку «в Сибирь на житье на Лену» и в отдаленные города империи.
      Поскольку арестные и тюремные избы, дворы и остроги к этому моменту существовали везде, в т.ч. и в Уфе, управление ими и содержание возлагалось на местное руководство - воевод, путных бояр, городовых приказчиков, губных старост и т.д.
      В последующем неоднократно происходило расширение перечня статей, предусматривающих в качестве наказания за те или иные преступления тюремное заключение и ссылку.
      С возникновением приказной системы управление учреждениями тюремного типа сосредотачивается в Разбойном, Судном, Земском, Холопьем и прочих приказах. Часть приказов имела собственные помещения и дворы для содержания арестантов и наказанных.
      На местах же со второй четверти XIX в. управление тюремными учреждениями сосредоточилось в руках городовых приказчиков, сменивших в городах наместников-кормленщиков. Им было дано право заковывать преступников, нарушителей порядка и общественного спокойствия в «железо» и лишать свободы неплательщиков государственных налогов. Имели собственные тюрьмы и отдельные монастыри.
      Какой-то единой системы управления тюрьмами в тот период не существовало.

      Циркулярное письмо Департамента полиции МВД губернаторам. 13 ноября 1859 г.
      МВД. Департамент полиции исполнительный. Отделение Ш. Стол 2. 13 ноября 1859 г. № 202. О сообщении сведений весьма нужных.
      Циркулярно. Господину начальнику губернии.
      Прошу гг. начальников губерний доставить во вверенное мне министерство к 15 января 1860 гг., на прилагаемой на обороте сего форме, подробные сведения о состоянии капитала, собранного на устройство присутственных мест и тюрем
      Подписал министр внутренних дел С. Ланской
      Скрепил директор департамента С. Жданов
      Верно: за начальника отделения подпись
      (ЦГИА РБ, ф. И-9, оп. 1, д. 383, л. 58, л. 121)

      Из письма Оренбургской казенной палаты по отделению казначейства. Стол распорядительный. 15 июля 1860 г.
      В Оренбургское губернское особое по земским повинностям присутствие.
      Во исполнение предложений г. Вице-губернатора от 6 и 9 июля месяца Оренбургская казенная палата имеет честь уведомить.
      Во 1-х, сбор на постройку присутственных мест и тюрем высочайше утвержденным мнением Государственного совета в день 20 декабря 1843 г. установлен на 8 лет, и таковой начал взиматься с купеческих капиталов, податных душ с 1844 года, с башкиро-мещеряков с 1847 года, срок же на взнос этого сбора с первых истек с исходом 1851 г., с последних с исходом 1854 г.;
      2) сбора этого поступило 242931 руб. 95 ? коп.;
      3)по сметам земских повинностей с 1853 по 1860 год назначалось к расходу из губернской повинности на устройство присутственных мест и тюрем по 20740 руб. 44 коп. в год. а в 7 лет 145181 руб. 76 коп. Всего собрано 388113 руб. 71 ? коп. Из них израсходовано в 1860 г.:
      а) употреблено по назначениям начальства 65064 руб. 2 ? коп.
      б) выслано в государственный заемный банк для обращения.
      Из % по 1860 г. 294450 руб. 54 коп. В феврале 1860 г. 24819
      руб. 71 коп. Итого в расходе высланными в заемный банк
      - 384334 руб. 24 ? коп. Затем оставалось в наличности день
      гами по казначейству 3779 руб. 46 ? коп.

      В Уфе тюремный двор, вероятно, появился с момента постройки первого деревянного Кремля, т.е. во второй половине XVI в. Приграничное положение, постоянные набеги кочевников диктовали необходимость содержания пленных.
      А самое первое арестное помещение, видимо, представляло собой широко распространенную в то время земляную тюрьму. Этот тип арестных помещений продолжал использоваться в консервативно поддерживающих прежние порядки монастырях даже ещё при Петре I. Земляная тюрьма - это яма в 3 аршина глубиной. Края ямы выложены кирпичом либо из оструганных бревен. Крышу устраивали из толстых дубовых плах или досок. Небольшое отверстие в крыше служило для опускания в яму несчастного сидельца и подачи пищи. Отверстие прикрывала запираемая на замок дверь.
      Деревянная же уфимская тюрьма располагалась за тыном Кремля в северной его части рядом с воеводским домом и приказной избой. Тюрьма имела собственное ограждение - острог. Сгорела она при большом уфимском пожаре 1759 г.
      Имелось в Уфе с XVIII в. и другое помещение - для содержания заложников-аманатов, т.к. институт ама-натства был достаточно широко развит в связи с принуждением местного населения к уплате ясака.
      Создать какую-то более-менее стройную систему управления местами заключения и ссылки в России не удавалось практически до XIX в. Трудно судить по какой причине, но, вероятно, сказывался и недостаток средств в казне, и отношение к преступникам, как к людям пропащим, и относительная самостоятельность местных властей.

      Из рапорта полицмейстера
      в Уфимское губернское правление.
      8 мая 1872 „.
      .. .В ночь на 6 мая из тринадцатой камеры Уфимского тюремного замка бежали арестанты, разобрав печь и сделавши подкоп под стену.
      Донося об этом губернскому правлению, имею честь покорнейше просить поставить скорейшим распоряжением о прочном исправлении сделанных арестантами при побеге повреждений.
      Полицмейстер Митрохин 8 мая дня 1872 „.

      Акт
      1872 года мая 20 дня Уфимский полицмейстер с губернским инженером Корсак осмотрели пол первого этажа уфимского тюремного замка и нашли:
      1) чистые полы во всех помещениях настланы простые и без соеди-
      нения досок вставленными шипами, почему половицы без всякого шума могут быть подняты.
      2) фундамент прочен и не требует особенного укрепления.
      Смета на заделку подкопа, перестилку полов и исправление камеры, из которой бежали арестанты в Уфимском тюремном замке в 1872 г. всего: 76 руб. 98 коп.
      Его превосходительству господину Уфимскому губернатору Уфимского полицмейстера.
      Рапорт
      Имею честь донести Вашему превосходительству, что по произведенному помощником пристава 2 части г. Уфы, в присутствии смотрителя Уфимского тюремного замка Уманцова и караульного офицера поручика Чертова осмотру подкопа, сделанному в Уфимском тюремном замке во 2 камере, где одна доска поднимается...

      В Уфимское губернское правление губернского инженера Корсак
      Рапорт
      Представляю при сем исполнительную смету на засыпку в камере № 2 под полом пустого пространства и подкопа и других исправлений в уфимском тюремном замке в текущем году. Имею честь покорнейше просить губернское правление смету эту по рассмотрении и утверждению возвернуть мне, для составления описи работ.
      Губернский инженер Корсак
      Исполнительная смета на засыпку в камере № 2 под полом пустого пространства и подкопа, переделку повреждений голландской печи, нар, полов с балками и входной лестницы в уфимском тюремном замке в 1873 г. составила всего: 320 руб. 26 коп. (ЦГИА РБ, ф. И-9, оп. 1, д. 300, л. 1, 4, 20-27)




      Хотя, надо отметить, что основные моменты ведения тюремного дела на местах из столицы регламентировались: в части порядка и условия содержания заключенных, их конвоирования, этапирования и перевода в другие места заключения.
      В 1775 году губернаторы получили предписание помимо тюремного замка организовать «работные» дома для содержания неимущих в добровольном и принудительном порядке для прокормления. Тогда же появились и «смирительные» дома для лиц, ведущих недостойный образ жизни - пьяниц, проституток, бродяг и т.п. (в т.ч. и для несовершеннолетних). Законом 1775 г. предусматривались также телесные наказания заключенных за нарушение установленных в месте заключения правил.

      В Уфе и губернии тюремная система практически не отличалась от существовавшей в других регионах. В екатерининские времена в губернском центре началось строительство нового тюремного замка. В 1826 г. он был построен, часть его строений сохранилась и по сей день на территории, занимаемой ныне исправительным учреждением №10, следственным изолятором №1 и управлением исполнения наказаний.
      В тюрьму попадали представители практически всех сословий. В 1852 г., к примеру, в уфимском тюремном замке содержались 224 военных, 195 государственных крестьян, 52 помещечъих крестьянина, 90 удельных крестьян, 27 мещан.
      Следует отметить, что уфимская тюрьма «обслуживала» все близлежащие губернии. Самих уфимцев было немного - 10 заключенных из 598, содержавшихся здесь в 1852 „.
      Но многие из уфимцев содержались в арестных помещениях при полицейских участках, совестном суде, городском магистате. Иногда их число доходило до нескольких сотен - 533 человека в 1834 г.
      При тюрьме имелась церковь. Здесь же производились и казни путем повешения, а палачами становились на платной основе служители тюрьмы или чины из конвойной команды.
      Имелись в Уфе также губернские «работный» и «смирительный» дома, чей контингент в основном составляли нищие и поместные крестьяне.
      С 1849 г. в Уфе числилась также арестантская рота.
      Это было трудовое исправительное учреждение с очень жестким режимом, в котором содержались до отправки в Сибирь осужденные к ссылке или каторге, а также люмпен-элемент, склонный к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, распутству и прочим поползновениям на общественное спокойствие, а также беглые. Чаще всего спецконтингент арестантской роты использовался на строительных работах в городе, связанных с благоустройством.
      Уфа и губерния издавна были внесены в список городов, где отбывали ссылку осужденные по политическим мотивам. Здесь за участие в тайных обществах XIX в. находились поручик Песляк, подпоручик Фок, студенты Чечет, Салтанов и другие, участники восстания 1830-1831 гг.: в Польше. Значительно возросло число политссыльных в Уфе и губернии с конца XIX в. в связи с подъемом революционного движения. Достаточно напомнить, что здесь отбывали ссылку впоследствии видные деятели государства Н.К. Крупская, А.И. Сви-дерский, А.Д. Цюрупа и др.

      Численность и состояние здоровья
      арестантов в тюрьмах Уфимской губернии на 1 января 1867 г.
      Арестантов к 01.01.1867 г. в тюремных помещениях Уфимской губернии насчитывалось 953 мужского пола и 47 женщин, итого 1000, менее против прошлого года на 144.

      Тем не менее, до второй половины XIX в. специализированных государственных учреждений по управлению местами заключения и ссылки не существовало. Центральным госорганом, осуществлявшим надзор за тюрьмами, являлся Департамент полиции исполнительной, а местными - губернские правления и созданные во втором десятилетии XIX в. под покровительством Александра I в. тюремные комитеты «Российского попечительного о тюрьмах общества». Лишь в 1877 г. Государственным Советом была создана специальная Комиссия о тюремном преобразовании. По результатам её работы над проектом реформирования общества в 1879г. в структуре МВД было создано Главное тюремное управление (ГТУ), которое до 1895 г. находилось в ведении министерства внутренних дел, а затем было переведено в систему министерства юстиции, где и оставалось до 1917 г.

      Из отчета уфимского губернатора в министерство внутренних дел России за 1879 год.
      В нравственном отношении наиболее выдающиеся достижения в 1874 году было уменьшение пьянства в народе, доказательством которого является: 1) составление сельскими обществами приговоров о совершенном воспрещении торговли крепкими напитками в их селениях; 2)уменыне-ние расхода вина на местное потребление на 104993 3/4 ведра; 3)уменынение числа смертных случаев от пьянства за год на 37.
      Тюрьмы, хотя и ремонтируются ежегодно, но лишь настолько, чтобы поддержать их от окончательного разрушения и совершенной неспособности к содержанию в них арестантов.
      В случае же, если ожидаемое в губернии введение судебной реформы будет отложено на неопределенный срок, то дальнейшее поддержание Бирской, Стерлитамакской и Мензелинской тюрем в сколько-нибудь соответствующем назначению их виде представит весьма серьезные затруднения, а в г. Златоусте совсем нет тюрьмы...
      В 1873 г. спрашивалось разрешение на создание в губернии двух новых уездов...

      В течение 1874 г. в губернском правлении разрешено 2336 дел и исполнено 19968 бумаг, в том числе рассмотрено 149 жалоб на медленность и неправильные действия уездных присутственных мест и должностных лиц. Из числа рассмотренных жалоб - 80 признаны уважительными, а 69 признаны неосновательными и оставлены без последствий. Предано суду 16 чиновников и 64 подвергнуты административным взысканиям. К 1 января 1875 г. осталось 2721 нерешенных дел, но почти все они не получили окончания по не зависящим от губернского присутствия причинам.



      Деятельность полицейских учреждений по исполнению высочайших их обязанностей:
      -по охранению общественной безопасности и повиновение законам;
      -по взиманию податей и других сборов;
      -по охранению прав казны и частных лиц от насилия и самоуправства и преследованию преступлений.
      Дела в этой части более или менее удовлетворительны, но желательно ещё два уезда, о чем я писал Е.И.В. в 1873 г.
      Случаев умышленных и важных злоупотреблений со стороны членов полиции в 1874 г. замечено не было. Замеченные же случаи беспорядков и медленности в делопроизводстве полицейских учреждений обуссловлены крайним недостатком средств, ассигнуемых на канцелярские расходы полицейских управлений и исполнительных чиновников, сравнительно с массою поступающих к ним дел и спешностью полицейского производства; не основательностью же в исправлении дел, в особенности гражданских, неправильность распоряжений и действий чинов полиции вообще главнейшим образом зависит от недостатка в них опытности и малого знакомства их не только с общими, но и специальными узаконениями, определяющими собственно круг и порядок действий полиции по известного рода делам, так как при настоящем материальном обеспечении чинов полиции не представляется возможным привлечение даже на высшие полицейские должности.
      Людей не хватает не только с высшим юридическим образованием, но и вообще развитых и в достаточной степени обладающих юридической практикой, по крайней мере, в пределах необходимости для полицейского чиновника. В сентябре 1874 г. для руководства чинов полиции был составлен краткий и систематический свод всех узаконений и распоряжений по взиманию податей и других сборов в 1874 году.

      По указанию Уфимского губернатора была произведена ревизия Уфимского городского полицейского управления, делопроизводство которого отличалось большим разнообразием дел и делопроизводства. Это было сделано для того, чтобы сделать общие выводы для полицейских управлений, а также разъяснения и указания как в отношении приведения в порядок делопроизводства и в особенности в отношении исправления дел на точном основании законов.
      В количественном отношении делопроизводство полицейских управлений за 1874 год:
      Решено 10640 дел и исполнено 147228 бумаг, что в среднем составляет на каждое полицейское управление 1520 дел и 21032 бумаги, осталось же к 1875 г. нерешенных дел 1518 и не исполненных бумаг 2200. в решениях прочих административных учреждений, как губернских, так и уездных, не было замечено в 1874 г. особых упущений или злоупотреблений и деятельность их совершалась в обычном законном порядке.
      В 1874 г. в Уфимской тюрьме была построена вновь каменная баня, на что было израсходовано 1541 рублей.
      Преступлений, обнаруженных судебным преследованием в 1874 г. - 2173, одно преступление на 672 души обоего пола.
      В Уфимской губернии 5 тюремных замков, один рабочий дом со смирительным отделением в г. Уфе и два этапа в
      Мензелинском и Златоустовском уездах. Тюремные замки находятся в довольно удовлетворительном состоянии, как в отношении прочности зданий, так и в отношении удобств при размещении арестантов по вере, полу, возрасту и роду преступлений. В Бирске, Мензелинске. Стерлитамаке тюремные замки находятся в ветхом состоянии и неоднократно возбуждались ходатайства о постройке новых в Бирске, Мензелинске и о капитальном ремонте Стерлитамакского тюремного замка, но ходатайства отклонены ввиду трудности переустройства судебной системы в соответствии с правилами от 20 ноября 1864 года. В Златоусте в качестве тюрьмы используется заводская гауптвахта, а арестантов возят в Бирск (357 верст) и Уфу (404 версты).
      В 1874 году в пяти тюремных замках содержалось 5773 арестанта, выбыло 4658 и осталось к 01.01.1875г. 1115
      В Уфимском рабочем доме со смирительным отделением в 1874 г. было мужчин 91, женщин 48, всего 139, из которых в течение года выбыло 94, а осталось к 1 января 1875 г. 45 (мужчин - 31, женщин -14).
      Состояние здоровья арестантов, несмотря на ветхость зданий было удовлетворительным, число заболевших по отношению к общему числу содержавшихся всего 7%, а умерших - 0,5 %.
      В видах нравственного назидания и исправления арестантов принимались обычные меры, указанные в законе. Обучавшихся грамоте в Уфе было 33, Стерлитамаке - 47. Арестантами рабочего дома было выработано по разным мастер-ствам 822 руб. 70 1/4 коп.
      В 1874 году арестантами Бирского тюремного замка было учинено два побега: в первый раз бежали три арестанта, но вскоре были пойманы, а второй раз бежали два арестанта, которые доселе не разысканы. Из рабочего дома бежали 2 арестанта, которые на другой день были пойманы. Никаких других преступлений арестантами совершено не было. За маловажные проступки против тюремной дисциплины арестанты были подвержены установленным в законе дисциплинарным взысканиям.
      Из числа обучавшихся в Уфимской школе грамотности 450 арестантов православных и 30 мусульман. Выучились порядочно читать по русски до 300 православных и 20 магометан. Для чтения грамотными арестантами приобретались книги духовно-нравственного содержания и журналы: «Духовная беседа», «Мирской вестник», «Странник»...
      (ЦГИА РБ, ф. И-9, оп. 1, д. 1680, л.4,4(об) -58)

      Что из себя представляла тюремная система в период её подчинения министерству внутренних дел?
      Губернских, уездных тюремных замков общего устройства и уголовных тюрем в России к 1882 насчитывалось 597, временных дополнительных помещений при них - 6, смирительных домов 5, столичных (Московская и Санкт-Петербургская) исправительных тюрем - 2, домов предварительного заключения в Санкт-Петербурге (количество не уточнено) и Варшавская следственная тюрьма, пересыльных тюрем -11, исправительных арестантских отделений, рот и полурот - 32, временных центральных каторжных тюрем -11, подследственных «арестов» в привисленских губениях -75, полицейских домов в Санкт-Петербурге и Москве - 26. Таким образом, тюремная система Российской империи состояла минимум из 767 учреждений, в которых на 1 января 1882 г. содержалось 94797 человек (7339 из них - женщины).
      Следует отметить, что оформление единой тюремной системы обусловило постоянный рост бюджетных финансовых расходов на её содержание. В 1879 г. на российские тюрьмы было предусмотрено израсходовать около 9 млн. рублей, в 1906 г. - около 18 млн., а в 1912 г. - уже более 34 млн. рублей.
      Надо сказать, что образование ГТУ было самым серьезным шагом в создании общероссийского централизованного управления тюремной системой, послужившим дальнейшему совершенствованию системы исполнения наказаний. Тогда же в структуре ГТУ впервые возникла тюремная инспекция. В её задачу входила не только ревизия состояния тюрем и деятельности тюремной администрации, но и оказание на местах практической помощи, а также разработка законодательных и нормативных предложений, касающихся тюремной системы.
      С 1881 г. начальник ГТУ по должности стал заместителем министра внутренних дел и одновременно - Президентом «Попечительного о тюрьмах общества». Тогда же начальник ГТУ получил право голоса в Правительствующем Сенате и вновь созданном при императоре высшем органе - Совете по тюремным делам.
      Что из себя представляло ГТУ? Помимо общих для всех министерств и департаментов канцелярий, делопроизводств и столов в него входило: делопроизводство по местам заключения на Кавказе, статистическая часть, делопроизводство по организации арестантских работ, делопроизводство по организации сибирской ссылки, архив дел ссыльных, центральное дактилоскопическое бюро, делопроизводство по разработке законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, наказов и т.п., аппарат чиновника - куратора деятельности попечительных о тюрьмах обществ, редакция журнала «Тюремный вестник».
      Весь штат ГТУ состоял из 56 чиновников, имевших либо гражданские, либо воинские классные чины по «Табели о рангах», и 41 вольнонаемного сотрудника на канцелярских должностях.
      В ходе событий Февраля 1917 г. тюремная система России практически не подверглась серьезным изменениям, за исключением смены кадрового состава на высших и средних уровнях.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика