Что посеешь, то и пожнёшьЧто посеешь, то и пожнёшь — как ты, так и к тебе; в зависимости от старания — результат. Известная студенческая мудрость гласит: «первый год работаешь на зачетку, остальное время зачетка работает на тебя»
Многим известна поговорка «что посеешь, то и пожнешь», а также ее производные: «посеешь привычку – пожнешь характер», «посеешь характер – пожнешь судьбу». Однако не все знают исторические корни этого изречения и глубинный смысл процесса сеяния и жатвы.
Оказывается, источником этого крылатого выражения является Библия. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет...» – написано в 6 главе Послания к Галатам.
Законы
устанавливает Бог
Автор послания к Галатам апостол Павел предупреждает нас: не обманывайтесь! То есть, не обольщайтесь мыслью, будто в жизни нет воздаяния человеку за его поступки и дела. Бог не человек: если Он установил на земле определенные законы, то они неизменны и непреходящи.
Возьмем, к примеру, всем известный закон земного тяготения. Живая и неживая природа находится под воздействием гравитации. Люди, животные, растения, минералы – все подчинено этому закону от начала творения и до сего момента.
Закон сеяния и жатвы также установил Творец. В Библии говорится: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22). И Бог стоит за Своим словом: никто не может поменять местами зиму и лето или изменить причинно-следственную связь при посевах и жатвах.
Принципы закона
Рассмотрим принципы, на которых построен этот закон.
Первый из принципов говорит: «Что человек посеет, то и пожнет». Не правда ли, сеятель знает, что если посеял на поле пшеницу, то вырастет пшеница, а не что-либо другое. Ибо все произрастает по роду своему.
С этим принципом встречаемся уже в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:11,12).
Второй принцип, на котором стоит этот закон, – мы жнем там же, где и сеем. Если сеем на поле, то и получим плод с этого поля. Это принцип направления.
Третий принцип – принцип времени. Между сеянием и жатвой должно пройти время. Апостол Иаков говорит: «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7).
Четвертый принцип – принцип умножения, возрастания. Земледелец ожидает пожать больше, чем сеял. Например, из одного зернышка вырастает целый колос, а из единственной картофелины – до килограмма урожая.
И последний, пятый, принцип – принцип изменения. Мы сеем голое зерно, произрастает же растение другой формы. Все изменяется, преображается.
Закон нелицеприятен и неизменен
Те же самые законы действуют и во всех сферах человеческой жизни: духовной, душевной, физической, моральной, материальной. Они работают всегда, даже если мы их не замечаем. Человеку свойственно игнорировать Божьи законы, именно поэтому Писание предупреждает: «Не обманывайтесь!»
Божьи законы справедливы, беспристрастны и объективны, поэтому мы должны относиться к ним с уважением и почтением. Пренебрегая законами, мы пренебрегаем Законодателем. Закон – это установленные принципы, закон – это власть и сила. Он благословляет, когда человек находится в гармонии с ним. Когда же мы закон нарушаем, в нем открывается разрушительная и наказующая сила.
Как проявляется закон в жизни?
Мудрые люди говорили: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу». Действительно, ежедневные поступки входят в привычку. А если то, что делаем, привычно для нас, то это становится неотъемлемой частью нашей сущности.
Мы всегда что-либо сеем с самого утра, как только просыпаемся, и до вечера. Сеем словами, делами, мыслями, чувствами, желаниями, сеем в себя и в окружающих. Мы делаем что-то и получаем результат. Сеять – значит что-либо делать, а результат – это жатва; поступок – сеяние, воздаяние – жатва; преступление – сеяние, суд – жатва; грех – сеяние, смерть – жатва.
Сеяние – это бумеранг, заброшенный в цель и возвращающийся к нам же через какое-то время. Большинство событий жизни, — это жатва того, что мы однажды посеяли. Порой бывают случаи, когда говорим: «Господи, я не понимаю, почему со мной сейчас это происходит?» Ответ прост: однажды было посеяно, прошло время, плод умножился и вырос в нашей жизни. Что человек посеет, то и пожнет. Сколько бы ни посеял, пожнет еще больше. Куда посеет, оттуда и пожнет. Худую жатву мы не хотим видеть, но она приходит. Таков закон сеяния и жатвы.
Всем хочется пожинать хорошие плоды, например, иметь верных друзей, доброе расположение окружающих. В таком случае Библия говорит: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Прит. 18:24). Чтобы иметь хорошую жатву, нужно сеять хорошее.
Когда сеем слова благословения, то возникают два результата. Во-первых, благословляется тот, кому мы их говорим. Во-вторых, благословляемся мы. Если же произносим слова проклятья, разрушения, то «разрушаем» и проклинаем себя. Библия учит не воздавать злом за зло и ругательством на ругательство. Напротив, Христос побуждает: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44). Для благословений есть причины: «...благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет. 3:9).
В Евангелии от Матфея написано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:1). Другими словами: не сажайте никого на скамью подсудимых, ибо настанет время – и вас посадят туда.
Если чувствуете, что вас осуждают, то, скорее всего, вы сами недавно посадили кого-то на «скамью подсудимых». И еще знайте, ваши судьи скоро будут сидеть на вашем месте. Каким судом судим, таким и сами будем судимы. «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Если сейчас в вашем сознании кто-то уже «сидит» на скамье подсудимых, хочу сказать: остановитесь! Господь запрещает.
Бог дает человеку право сеять то, что тот хочет. В книге Екклесиаста (Еккл. 11:9) читаем: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Соломон в Библии предупреждает, что человек может делать все, что угодно, но должен не забывать одну истину: «За все это Бог приведет его на суд». Все будет оценено, даже наши слова и мотивы. За каждое посеянное «гнилое» слово дадим отчет в день суда; за каждое доброе будем благословляемы и вознаграждены.
Ответственность человека пред Богом за свои поступки, добрые ли, злые ли, неизбежна, как неизбежна смерть. Что посеешь, то и пожнешь...
Закон «сеяния и жатвы» равно действует в жизни как верующего человека, так и самого фанатичного атеиста – у Бога нет лицеприятия. Он судит беспристрастно, согласно Своему нравственному закону. И каждому надлежит в свое время дать отчет пред Богом за прожитую жизнь.