ПЕРВЫЙ ВСЕРОСИЙСКИЙ СЪЕЗД ВОРОВ (УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ).
Это событие по своему значению как для страны, так и для народа, тем более для развития социальных взаимоотношений, стоит в том же ряду, как преобразования Петра 1, приход капитализма в Россию, октябрьский переворот (самозвано обозвавшийся революцией), коллективизация, чистка 37-38 годов, Великая и Отечественная, целина и так называемая перестройка (не говоря уже об путчах, псевдокапитализме и псевдокапитализации, маневрах так называемых партий демократов, красных, коричневых и прочих в парламенте постсовка). И это не сарказм, не ирония, не преувеличение.
Посудите сами, включив в дело логику и пошевелив извилинами. Я нарочно забегу вперед: большая, несколько десятков тысяч человек группа объединенных в социальное или асоциальное формирование, провела первый учредительный съезд, приняла на нем ряд решений, которые определили жизнь на ближайшие почти сто лет не только этой социально-асоциальной группы, но и по многим-многим вопросам жизни всего народа. Или большой, более-менее части населения России. Доказательства будут. Ну как, впечатляет? Я понимаю, очень хочется это событие сравнять с кражей белья во дворе или там убийством пьяного около магазина. Да и вообще, кто они такие, эти так называемые профессиональные преступники? Мразь, мерзавцы, по которым тюрьма плачет! Да как они могут влиять на судьбу великого народа, который сам себе творец своей судьбы? Да и вообще, был ли тот съезд, может просто собрались воришки, попили водки, потрепались да разошлись... Так ведь это не демократы восьмидесятых-девяностых XX века в России, серьезные люди, ни не в конторе работали, а КРАЛИ, ГРАБИЛИ, УБИВАЛИ. А насчет был-не был, так даже коммунисты в своей литературе признают такие факты, как съезды воров. Например сталинский писатель и чекист Л.Шейн писал о таком явлении. А раз признают такое, то был и первый, эта ведь естественно. И раз сами коммунисты признают, хотя бы в прошлом далеком, организованность, организованную преступность, так значит когда-то они организовывались. Или само, как по волшебству произошло? Если кто-то дебил, то не я. Был съезд. Первый воровской.
На период созревания идеи об организации и объединения российский преступный мир представлял из себя наиболее прогрессивную социальную группу. Ну загнул, ну заврался, ну... А ведь так и было.
В каждую эпоху есть одна социальная группа или класс, наиболее прогрессивный или прогрессивная, чем остальные. При феодализме это горожане, занимающиеся ремеслом, при заселении Америки это протестантские церкви, бежавшие из Европы от преследований...
В России дворяне как класс, цеплялись за феодализм и с тоской вспоминали недавнее прошлое, когда можно было скотину продавать, бить, менять, проигрывать в карты... Ну и что, что скотина о двух ногах и разговаривает, скотина - она и есть скотина. Купцы горой за царя-батюшку и считали, чем стабильнее и неизменяемой жизнь и порядок, тем спокойнее жить и приятней карману. Крестьяне действительно в своей массе больше скотину напоминали - тупую, неграмотную, полную суеверий и дикости. Но в этом надо винить не их, но разговор сейчас не об этом. Рабочих не было. Только в далеком будущем, далеко проживающему от России привиделся пролетариат. То есть Ленину. Но он во время понял свою ошибку и в одном из своих многочисленных томов изрек - мол будем рвать там, где тонко, то есть революцийку забацаем в одной из наиболее отсталой стране, с точки зрения капитализма и наличия пролетариата. То есть в России. Офицерство вытекало из дворян и вливалось в оплот царя. И даже декабристы не меняют картины. Студентов было столько, что мы их рассматривать не будем. Про капитализм все сказано коммунистами, и хоть были Саввы Морозовы и прочие вкупе с ними, но не они правили бал. Правили те, кто часть зарплаты или всю зарплату давал заборными талонами, по которым можно было у того же заводчика, но по повышенным ценам и худшего качества, и намного, продукты и вещи покупать. И это не считая штрафов и низких расценок. Кто остается в социальном плане?
Как не странно - ни кто. Или почти ни кто. Есть конечно людишки. Между собою ладят без полиции, этнических, национальных, расовых, религиозных распрей не затевают, делят заработанное вроде бы как поровну или скажем так - не обижают ни кого. Правда зарабатывают или все больше в ночи или по чужим домам-квартирам, но кого этим на Руси удивишь - ни кого. Песню о С.Разине, как он украденную княжну лихо утопил, все знают. Так что пополнение шло не просто постоянно и непрерывно, но даже таким потоком, что позволяло брать не всех, а отбирать лучших. Все бы шло хорошо, но назрело. Нагорело. Накипело. Всем надоела русская-российская безалаберность и разгильдяйство. Захотелось привести в порядок наработанное.
Первые сведения об первом съезде воров, как ни странно, в полицию попали лишь через несколько лет после случившегося. А причина лишь одна - точна такая же, как и через сто лет с лишним не позволяла увидеть существующее. Российскую преступность. Как же ее увидеть, если ее нет. Есть преступники, грабители, воры, убийцы. А преступности, профессиональной нет. Что бы на такое признание решится, надо над собой сделать одно маленькое усилие. Ты можешь не любить преступность, даже ненавидеть, можешь презирать или заигрывать с нею, но не можешь ни замечать. Иначе это больно ударит по тебе самому, как не раз уже было. Те, кто думает, что профессиональная преступность не существует, уподобляются врачу, лечащему дизентерию и оставляющего больного в антисанитарных условиях. Пока есть побудительные причины для возникновения преступности, она будет существовать. И заявлять, что ее нет, значит быть страусом с головою в песке.
Так вот, страусы из уголовной полиции усиленно делали вид, что ни чего такого на бескрайних просторах России нет и не происходит. А на нет и суда нет.
В истории не осталось ни каких свидетельств (разве в архивах, если не сожгли за все это время, но я в архивы не вхож), кроме устных, перевранных на миллион раз, об этом съезде. Поэтому буду реконструировать, запускать авторский домысел и вымысел, стараясь не сильно завраться.
Примерно с середины семидесятых годов, по всей территории России происходили, естественно не в ущерб основному занятию, сходы-толковища преступного элемента. В Москве и Одессе, Киеве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре, Екатеринодаре и Варшаве, Ревеле, Новониколаевске, Томске, Иркутске, Чите и Владивостоке бурно и оживленно проходили общий собрания. Естественно, не везде шло гладко и без накладок, кое-кого даже пришлось похоронить. Что поделаешь - такова жизнь. Сначала спорили и кричали в низовых образованьях - шайках и бандах, то сходясь, то расходясь во мнении и видении будущего, лучезарного и светлого. Затем, выработав что-то похожее на единое мнение или более-менее устраиваемое всех, кого не зарезали еще, посылали делегата на сходы уже городского уровня. Чаще всего это были главари-паханы шаек и банд. Особенно хорошо было тем, у кого непререкаемый авторитет и железная дисциплина. Но в шайках карманников царил самый настоящий плюрализм и демократия. Что поделаешь - все специалисты, все в цене и себе цену знают. Зато в бандах у скокарей и клюквенников (грабителей и налетчиков-убийц) царила деспотия похлеще, чем при будущем Сталине. Так иначе и нельзя - лихие людишки, за ними глаз да глаз нужен. Сходы на общегородском уровне также проходили бурно, мнения высказывались зачастую совершенно противоположные, но... Все когда ни будь кончается. И облеченные доверием, нагруженные наказами, ехали на скорых поездах делегаты на региональные сходы, и все повторялось вновь. Затем на краевые - Россия, Сибирь, Украина, Польша, Финляндия, Прибалтика, Кавказ... Кстати о Кавказе. Тамошние заправилы и князья преступного мира категорически отмели какие-либо потуги и попытки на объединение, консолидацию и организованность. Дикие люди. Они заявили - деды наши грабили, отцы грабили, мы грабим, еще и дети с внуками-правнуками будут грабить безо всякой организации (и оказались правы, насчет детей, внуков и правнуков). Горному орлу ни к чему объединение... А Средняя Азия тогда была в вопросе преступного мира на уровне Х1V века и ни кто не звал разбойников этих на сходы; естественно, все выше и выше посылались наиболее авторитетные и обладающие как и реальной силой и весом, так и опытом, умом и практичностью, делегаты. То есть вожаки, главари, паханы не просто крупных шаек и банд, а наиболее умные. И это имело тоже решающее значение. Представьте себе, если б воры поступили, как современные попугаи из российского парламента-думы - тогда ни чего совсем бы не вышло.
Наконец прошли и краевые сходы, много было выяснено и утрясено на этом уровне каждый делегат привез определенный пакет наказов и свое решение по большинству вопросов. В торжественной обстановке была назначена дата и место проведения первого российского съезда воров. Он тогда еще не именовался ни воровским, ни учредительным.
А теперь, уважаемый читатель, когда ты все это прочитал, то осознаешь ли ты какая огромная работа была проделана? Сколько бумаги было изведено на письма шайкам и бандам, главарям и паханам, сходам-толковшцам, сколько средств было истрачено на курьеров, делегатов, организацию сходов и прочая? Сколько было положено сил, нервов и ума на все это дело? А для чего? Для чего весь сыр-бор? В Америке «Коза Ностра» прошла этот путь примерно в это же время, но по другому. Можно сказать автоматически. Как только преступные формирования и образования входили в конфликт с друг другом в поле каких-либо интересов, так сразу или путем войны или переговоров находился оптимальный вариант. И в конечном итоге произошло объединение кланов и семей, разделение на сферы влияния и территории, а все остальные вопросы решались уже впредь, так сказать в рабочем порядке.
Но посмотрите внимательно, что получилось в конечном итоге в Америке. Мафия «Коза Ностра» есть военизированная организация, где все подчинено сверху вниз и обсуждению не подлежит. И это было принято всеми. Кто не принял эти правила, был позже, в легендарные стреляющие тридцатые похоронен с почестями и вошел в мифологию США.
В России, где преступный мир был отдушиной и рассадником демократизма и вольности, как ни странно это звучит, такая бы схема не сработала бы. Воздух вольности, вдохнутый с первым осознанным уголовным преступлением, позвал бы воров и грабителей на баррикады. Против паханов. А как же главная цель, ради которой и существует преступный мир? Кто же тогда красть и грабить будет? Поэтому и было затеяно все это волокитство со сходами и делегатами, оказывается российский преступный мир ну если не демократичней американского, то более свободолюбивей. Так и передайте всем этим дон Карлеонам.
Ну а теперь загадка. Где был проведен первый съезд преступного мира? Вспомните предыдущие главы, проанализируйте, кто крутил шарманку, кто ни хотел жить по старому, а по новому не всегда получалось? Правильно! Первый съезд-сход всероссийский прошел на юге Украины, в уже тогда известном среди преступников городе Одессе. Косвенное доказательство сохранилось в фольклоре - Одесса-мама, Ростов-папа (Ростов-на-Дону) для всякого жулья...
Лето 1880 года было жаркое и засушливое. Даже ветер с моря не приносил прохлады на одесские улицы. На пыльных окраинах было безлюдно и только на Малой Сухотке было шумно. Старый Моше выдавал свою любимую и единственную Енту за Мотке-Струн, по отцу Ваквелеса, но более известный именно как Струн, прозванный так за худобу и умение открыть куском рояльной струны даже новомодные немецкие замки. Старый Моше прекрасно понимал, что Мотьке не лучшая партия для его Енты, но ни чего не поделаешь - новые нравы, новые нравы - новые люди, новые люди - новые песни, и если его сердце больше лежит к аптекарю Фиме или приказчику Яше, ну в крайнем случае можно согласится и на портного Сруля, то Ента ткнув родному отцу под нос свадебный подарок жениха - почти новую и не ношенную лисью шубу и прочие цацки, заявила категорично:
-Твой Сруль или Яша может таки шубу такую задарить?
-Зохен вей, зохен вей, а вдруг за ней прийдут?
-Не прийдут, она с Киева, где Одесса, а где Киев...
Вопрос был решен бесповоротно и навсегда.
Мама, я жулика люблю,
Мама, я за жулика пойду,
Жулик будет воровать,
А я буду продавать,
Вот за это я жулика люблю!
Как точно и метко подметил народ новые тенденции, возникшие среди молодежи.
На свадьбу были приглашены гости - Демьян Иванович с супругой, Курт Фридрихович с семейством, Аростотес Пенелосис с братом, Никола с гармошкой и многочисленная родня Моше и жены по Адаму, Еве, Исааку и прочим библейским дальним родственникам. Приглашена была также вся улица, не взирая ни национальность, ни на возраст и социальное положение жителей маленькой улочки на окраине Одессы. Ну как вы понимаете, социальное положение большинства жителей этой улочки было фактически одинаковое. Старый Моше пригласил рыбаков и портных, грузчиков- биндюжников и аптекарей, старьевщиков и скупщиков темного барахла, приказчиков и их хозяев, хозяев махоньких лавочек, старый Моше пригласил даже веселых девиц, девиц веселого нрава, зохен вей, что Ента не стала одной из них, эти девицы ездят на работу вечерней порой на Фонтан. Моше пригласил всех, что б ни кто не обиделся, что б ни кто не затаил зла. Моше не любил делать зла ни кому. Старый Моше пригласил старьевщиков, старуху Нейду, славящуюся вздорным характером, служащих с синагоги и певчих с трактира, конечно был раввин с помощником, ну а со стороны жениха были приглашены крепкие молодцы, чьи рожи были известны очень таки хорошо в полиции, но женихов не выбирают, бог послал... Моше хотел даже пригласить околоточного, но Мотьке внимательно посмотрел на старого Моше тревожным взглядом черных глаз и пожав плечами, отказал.
-Папа, позволь мине тебя так звать. Папа, околоточному будет тесно. С одной стороны Гала-Бимбар, с другой Лева-Крюк. Мы его пригласим на твои именины.
В последний день приготовлений к свадьба случилось странное событие. Мотька привез на двух извозчиках груду стульев, досок, столов и огромнейшую кучу бутылок и закуски в огромных корзинах.
-Мотке, ты решил пригласить всю Одессу, Мотя наши гости столько не съедят...
-Нет, папа, к мине на свадьбу приедут друзья с других городов, я же не могу сажать их на грядки, как морковку и угощать водой.
Старому Моше оставалось только качать головой...
Первый воровской съезд был приурочен к свадьбе. С целью конспирации. И в дальнейшем это стало традицией. Начиная с городского уровня, все сходы-воровские съезды маскировались свадьбами, похоронами, именинами.
Кто же стоял во главе организации (с маленькой буквы), то есть во главе организационного процесса? В истории не осталось имен организаторов, хотя конечно жаль, что эти люди незаслуженно забыты историками и соплеменниками. А своих героев народ должен знать, даже если это и отрицательные герои. Разина с Пугачевым понят же...
Отступление:
Почему народ должен знать своих отрицательных героев? Потому что отрицательные, а не положительные герои в основном двигают народы к прогрессу и прогресс к народу. Корысть, злоба, зависть, тщеславие, страх ответственности за совершенные преступления зачастую являлись движущей силой в великих географических открытиях, присоединение Сибири и Аляски, использование только что изобретенной ацетиленовой горелки для взлома сейфа в лондонском банке. Тихие и скромные, приличные и благонравные люди только потом пользуются благами и плодами прогресса, за который негодяи поплатились полной мерой. Пираты повешением на нок-реях, разбойники укорачиванием на плахе, воры заживо погребением на каторгах... А прогресс на благо честных, скромных и приличных, на благо тихоням.
Первый воровской съезд был более, чем представительный. Сто с небольшим самых авторитетных, известных и уважаемых человек, за плечами которых была несколько десятков тысячная армия преступников, отдавших им право предоставлять себя, отдавших им свои голоса в решении назревших вопросов, плотно уселась за стол, установленный в огороде. Тогда как остальные гости расселись в саду, перед домом.
Стол прогибался от бутылок и тарелок с закуской, но не это привлекло сюда всех их. Не смотря на то, что все делегаты представляли будущее российского п преступного мира почти одинаково, не смотря на то, что все делегаты принадлежали к высшему сословию преступного мира, так сказать «сливки» и иерархи «почтенного общества», не смотря на то, что по основным вопросам объединения, развития и перспективы преступного мира у делегатов было в общем-то общее мнение, не смотря на все это, съезд проходил далеко не так гладко, как съезды КПСС во времена Брежнева.
Во-первых, фракция бандитов, возглавляемая делегатами из Санкт-Петербурга, известного своими сильными пробандитскими тенденциями, категорически запротестовали против принятия пункта, гласящего - «...лица, совершившие убийство ради корыстных целей, не могут достигнуть высшей ступени в иерархической пирамиде Сообщества». Пришлось Сычу разъяснить бандюгам.
-Клюквой плещешь ради бумаги, как же тебе опосля судьбы братвы доверить? Для тебя че клюква, че водица - едно. Чем же ты от каина отличку иметь будешь? Да и лягавые нам дышать в спину будут...
Клюква - кровь, бумага - бумажные деньги, братва - преступный мир.
После долгих прений, препираний и споров с криками, прошел первый вариант -не могут убивавшие в корыстных целях достигать высшей ступени и распоряжаться судьбой Сообщества и его членов.
Фракция бандитов в ответ на такую откровенную дискриминацию, раскололась пополам. И позже, после схода-съезда, все российские бандиты разделились пополам. Одна часть приняла постановление и ради выгод от объединения и участия в Сообществе смирилась с дискриминацией (до поры, до времени), другая отвергла притязания воров в первенстве и лидировании над бандитами. Что из этого подучилось, вы узнаете из главы седьмой. Примкнувшие к Сообществу бандиты остались под прежним именем - уркаганы. Кстати, чуть позже, слово урка, производное от уркагана, стало нарицательным для мелких воров, грабителей, бандитов. Как входящих в Сообщество, так и не входящих.
Не вошедшие в Сообщество бандиты, в отличие от уркаганов (продавшихся ворам) стали именоваться жиганами (жиган - с тюркского - разбойник).
Собственную, отличную от позиции большинства, заняли польские делегаты по вопросу участия воров в военной службе на благо Отечества. То ли шляхтичи прокрались в польские преступники, то ли просто голубая гордая кровь бурлила... Непонятно. Но так же, после прений и выдвижения ряда аргументов, посланцы Речи Посполиты склонили гордые выи и дружно проголосовали за несовместимость воинской службы и участия в Сообществе.
Прибалтийские и финские делегаты в свою очередь выдвинули требование, принятое единогласно всеми присутствующими. Всех беспокоила и беспокоило беспорядочное гастролирование братвы из других регионов, после отъезда которой расхлебывать кашу и разбираться с полицией приходилось местным аборигенам. Прибалтийские господа воры и бандиты выдвинули конструктивное решение данного вопроса - территория Российской империи делится на участки, участки закрепляются за низовыми формированиями преступного мира (шайками и бандами) уже имеющимися на данных участках и вошедшими в Сообщество. Все гастролеры должны согласовывать с главарем, курирующем данный участок, сроки и объекты для гастролей. Все «дикие» объявлялись вне закона с соответствующим решением. Уже тогда, в решении, предложенном прибалтийцами и финнами, чувствовалась продуманность и деловитость, присущая им.
От партии деловых (беловоротничковая преступность от аферистов строящих железные дороги на Луне и банки в Таганроге до мошенников, продающих под видом рубашки кусок тряпки, джинсов еще тогда не было в России) присутствовала группа наблюдателей, не облеченная деловыми правом голоса. Таким образом, деловые самоустранились от входа в Сообщество, что в дальнейшем сыграло несколько печальную роль во взаимоотношениях деловых и воров-бандитов.
Решив все вопросы, написав наказы-обращения российскому преступному миру и люду с объявлением об объединении и результатах съезда, одним из последних вопросов был решен и решен положительно вопрос об объявлении войны Каинам.
-Послушай ты, старый дурак, эти люди хозяйничают у нас в огороде, как у себя дома, вытоптали мой душистый перец и помидор, с остальными гостями не пьют и не разговаривают, это наш дом или нет? -
кричала жена старого Моше, худая Сара, на четвертый день свадьбы. Внезапно открылась низкая дверь и в комнату вошел худой высокий господин, один из огородных гостей. Он был одет в черный сюртук, такие же штаны и лаковые штиблеты, на господский манер. Гладко выбритый подбородок подпирал накрахмаленный воротничок, черная бабочка-бантик казалось на секунду уселся на шею худого незнакомца. Улыбнувшись во весь рот, но поблескивая холодными серыми главами, он сказал, обращаясь к старому Моше:
-Мы вам сделали немного беспокойства, но свадьба есть свадьба. Здесь деньги, подарок жениху и невесте, да и вам на огород, -
и положил на край непокрытого стола пухлый пакет.
К вечеру гости и друзья Мотьке разошлись и разъехались. Моше и его жена четыре раза пересчитали пухлый пук ассигнаций различнейшего достоинства, так как они всю свою жизнь столько денег не видели сразу. Моше поделил деньги пополам и отдавая половину Мотьке, не удержал своего любопытства:
-А кто это такой худой будет?
Мотьке ответил совсем кратко:
-Вор.
...И урку не заставишь спину гнуть...
Старинная блатная песня.