02/05/24 - 18:40 pm


Автор Тема: Парень в кепке.  (Прочитано 330 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27434
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Парень в кепке.
« : 09 Октябрь 2019, 15:19:22 »


Во времена НЭПа уголовники сочинили «мурку» - наоборот!  Это своеобразный вариант «Мурки»: повесть о предательстве любимой, предательстве идеологи­ческом. При этом гибнет в конце не «мурка», связанная с ЧК, а «честный парень», урка. Наиболее раннее упо­минание о песне «Парень в кепке и зуб золотой» относится к концу 40-х годов, но скорее всего, как считают историки блатного фольклора, ро­дилась эта песня в начале 30-х или даже в период НЭПа.
«Романтическая песня СССР»
     Что касается возраста этой песни. Когда мы писали про знаменитую песню блатных всех времен и народов - «Мурку», то до­статочно убедительно доказали, что песня эта была написана, исходя из некоторых деталей содержания, в начале 20-х годов прошлого века.

     Например, следуя по тексту, за прибыв­шей «из Амура» в Одессу бандой тут же начинает присматривать «Губчека».

     Что же это такое? ГубЧК - это структурная единица ВЧК, полное название которой -Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создана она была по инициативе В. И. Ленина еще в 1917 году. Просуществовала ВЧК без малого пять лет, до 6 февраля 1922 года, когда она была реорганизована в ГПУ (Государственное Политическое управление).

     Соответственно, песня «Мурка» была на­писана до февраля 1922 года. Вот и в песне «Парень в кепке» присутствует та же самая «губчека». Означает ли это, что песня «Па­рень в кепке» тоже была написана до 1922 года? Совсем не факт. Уж больно эта песня не скрывает параллелей с «Муркой», идет ее, своего рода, сиквелом. Поэтому такие строгие фактические привязки могут и ни о чем и не говорить.

     Скорее же всего песня все эта была напи­сана в 30-е годы, время ностальгии преступ­ного элемента Страны Советов по сытным и безнаказанным временам НЭПа. Естественно, что, как и у любой популярной властной песни, у «Парня в кепке» есть множество вариан­тов - наиболее известны же семь из них, а мы приводим в нашем сегодняшнем материале всего лишь два.

     В некоторых версиях девица-чекистка зовется Катюшей, в некоторых Лелькой - весьма популярное женское имя у приблатненных («Какая Леля? - с Пятницкой?» - говорил бандит Промокашка из популярного телесериала «Место встречи изменить нельзя»). Есть песня «Парень в кепке» и во вполне светских сборни­ках типа «Романтические песни СССР».

От Макаревича до Бабкиной

     Конечно, незабываемо песню «Парень в кепке и зуб золотой» исполнял ныне покойный Аркадий Северный, один из лучших советских шансонье.

     Но и современные исполнители песен в жанре шансона имеют слабость к этому произведению: поет ее Виктор Петлюра, Вячеслав Асанов и «Братина», «Шанхай», «Американка», Андрей Макаревич, Максим Леонидов, Геннадий Гладков, Александр Волокитин, Алексей Козлов, Евгений Евдокимов, Виктор Гагин, Сергей Рыжов, Леша Тульский, Валерий Коротин, Борис Львович, Надежда Бабкина, Константин Беляев, Юрий Настюк и группа «Арго», Элеонора Филина, группа «Ленинград».

     Видите, какие совершенно разные испол­нители поют эту песню! Тут и Андрей Макаревич и Надежда Бабкина и казачий ансамбль «Братина».

Мильтоны и урки

     Что касается стилистики песни, то и тут она похожа на легендарную «Мурку». К примеру, в ней есть словечко – «мильтоны». Мы уже стали о нем забывать во многом благодаря сериалу «Менты». А ведь еще  в доперестроечные 80-е годы милиционеров у нас чаще называли не ментами, а именно мильтонами.

     Теперь поговорим немного о морали. Точ­нее, о тех понятиях, которыми руководствовались в своих действиях «бродяги», «коренные обитатели тюрем».

     Многие психологи, имеющие дело с про­фессиональными уголовниками, отмечают, что осужденные часто и весьма охотно припи­сывают себе бурные романы с прокуроршами, судьями женского пола, надзирательницами.

     И не только приписывают. Достаточно вспомнить пылкую любовь, вспыхнувшую между бандитом Мадуевым-Червонцем и про­куроршей Воронцовой, когда та пошла даже на явное нарушение закона, снабдив своего возлюбленного револьвером «наган» из сейфа с вещдоками. Что ни говори, но с точки зрения уголовников, в таких романах что-то  есть для них почетное, героическое - развести на любовь женщину в погонах.

     Тут же вроде как не совсем тот случай. Не знал бедный парень, что его красавица работает в Губчека. Но основной принцип жанра соблюден - именно сыщики и другие силовики более других граждан общаются с преступным элементом. Тут недалеко и до романов

     Как мы уже говорили, они и на самом деле случаются. Но в песне «Парень в кепке» по законам патетического блатного жанра влюб­ленная «мусорша» еще была вынуждена и расстрелять своего ненаглядного. Стоит ли говорить о том, что она попала не куда-нибудь, а прямехонько в его зуб золотой? Конечно же, в действительности вряд ли кто-нибудь из ее коллег заставил бы опера, а уж, тем более, женщину, заниматься расстрельной работой... Но таковы законы жанра камерной музыки. И от этого никуда не уйдешь.

   В блатном понимании этот случай говорит о беспринципности правоохранительных органов.

   А может, он говорит об их профессиона­лизме, который оказывается выше любых личных чувств?..

Евгений Зимородок

«Парень в кепке и зуб золотой»

Есть в скверу ресторанчик отличный,

Скучно-грустно там Лельке одной,

К ней подсел паренек симпатичный,

В кепке набок и зуб золотой.

 

«Разрешите мне, милая дама,

Одинокий нарушить покой», -

Так сказал и придвинулся парень

В кепке набок и зуб золотой.

 

Долго девушка с парнем дружила,

Завела наша Лелька дружна,

А сама от него утаила,

Что служила она в Губчека.

 

Так встречались они понемногу.

Но на банк был налет боевой –

Из нагана поранили в ногу

Парня в кепке и зуб золотой.

 

Тут мильтоны его повязали:

«Отвечай, с кем пошел на разбой!»

Долго били его и пытали –

Он упрямо качал головой.

 

И взбешенный начальник кичмана

Пишет Лельке приказ боевой:

«Сей же час расстрелять уркагана

В кепке набок и зуб золотой !»

 

Наша Лелька лишилась покоя,

Вспоминая тот маленький сквер,

Но своей пролетарской рукою

Она молча взяла револьвер

 

Входит в камеру пьяной походкой,

Жмет курок непослушной рукой...

Грянул выстрел – и грохнулся парень

В кепке набок и зуб золотой.

 

Лелька вышла, дрожали коленки,

А за ней вынес парня конвой;

Только кепка валялась у стенки,

Пулей выбило зуб золотой.

 

Есть в скверу ресторанчик отличный,

Скучно-грустно здесь Лельке одной.

Не придет паренек симпатичный

В кепке набок и зуб золотой.

 

«Парень в кепке и зуб золотой»

(второй вариант)

 

Есть один ресторанчик портовый,

Лельке скучно и грустно одной.

Вдруг зашел туда парень фартовый –

Парень в кепке и зуб золотой.

 

Лелька ножку за ножку забросила

(Дескать, знаю я мир ваш блатной!),

Как мальчишку, опростоволосила

Парня в кепке и зуб золотой.

 

Даже урки не помнили смелые

Никогда в жизни сцены такой:

Как лобзал Лельке рученьки белые

Парень в кепке и зуб золотой.

 

Раз на дело пошли пустяковое,

Миллион таких дел за спиной;

Но попался башка бестолковая –

Парень в кепке и зуб золотой.

 

Его сердце томилось разлукою

С той, кого он считал дорогой;

Но не знал, что обманут был сукою

Парень в кепке и зуб золотой.

 

Лельку вызвал начальник угрозыска

И дал Лельке приказ боевой:

Кончить парня в тринадцатой камере

Парня в кепке и зуб золотой.

Лелька в камеру входит решительно,

Пистолетик держа за спиной;

Умирал, матерясь выразительно,

Парень в кепке и зуб золотой.

 

Есть один ресторанчик портовый,

Лельке скучно и грустно одной.

Не зайдет туда парень фартовый –

Парень е кепке и зуб золотой.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика