28/03/24 - 20:15 pm


Автор Тема: Дога Евгений  (Прочитано 550 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Amazonka

  • VIP-релизёр
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 371
  • Пол: Женский
Дога Евгений
« : 13 Февраль 2020, 12:56:50 »














Вальс "Мой ласковый и нежный зверь". За роялем автор - Евгений Дога



Евгений Дога родился 1 марта 1937 года в селе Мокра Рыбницкого района Молдавской АССР, ныне территория непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
 
В 1951—1955 годах учился в музыкальном училище в Кишинёве по классу виолончели, потом в консерватории (1955—1960). Параллельно с учёбой работал на Молдавском радио. Карьере музыканта помешал паралич левой руки. Дога ещё 5 лет учится в консерватории по классу композиции (1960—1965), в то же время дебютирует песней в исполнении оркестра под управлением Шико Аранова. В 1963 году он пишет свой первый струнный квартет.
 
После окончания консерватории прекратил писать музыку и увлёкся теорией, написал и издал учебник для студентов. В 1962—1963 годах Евгений Дога преподавал в одной из кишинёвских музыкальных школ, а в 1963—1967 годах — теорию музыки в Кишинёвском музыкальном училище им. Е. Коки. В 1967—1972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдавии. В 1987—1991 годах был членом комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдавии, два — в Верховном Совете СССР. Участвовал в разработке Закона «Об интеллектуальной собственности», который перевесом в 6 голосов был заблокирован.
 
В 1973 году Евгений Дога получил Премию комсомола Молдавии имени Бориса Главана за музыкальные произведения «Песня о моём городе» на слова Г. Водэ, «Я и ты» на слова Л. Ошанина, «Кодрий мей фрумошь» («Мои прекрасные Кодры») на слова П. Крученюка, «Хора приетенией» («Хора дружбы») на слова И. Подоляну, «Нунта веселэ» («Весёлая свадьба») на слова Н. Чепраги, пролог к фильму «Кишинэу-Кишинэу» («Кишинёв-Кишинёв»; оркестровый вариант), позывные радиостанции «Оризонтул». После распада СССР в 1991 году, Евгений Дога живёт и работает в Москве[1], Российская Федерация.
 
Семья
 Отец — Дмитрий Фёдорович Дога (род. 1906).
 Мать — Елизавета Никифоовна Дога (род. 1915).
 Жена — Наталья Павловна Дога (род. 1939), инженер.
 Дочь — Виорика Евгеньевна Дога (род. 1966).
 Внук — Доминик Дога (род. 2001).
 
Творчество
 
Евгений Дога является автором музыки многих популярных фильмов. Прежде всего, его творчество связано с фильмами Эмиля Лотяну. Он назвал Евгения Догу «Жюль Верном в музыке». Полная фильмография Евгения Доги — более двухсот фильмов. Е. Дога много лет сотрудничает с режиссёрами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербенёвым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым и другими.
 
Самая известная песня о Кишинёве — «Мой белый город» на слова Г. Водэ, написана также им. Кроме этого Евгений Дога составил сборник песен о Кишинёве «Город поёт» (1967) и посвятил Кишинёву музыкальную пьесу для эстрадного оркестра «Ритмы города» (1970).
 
Известные песни Е. Доги
 «Мне приснился шум дождя» (В. Лазарев) — исп. Н. А. Чепрага и В. А. Коннов
 «Верни мне лето» (Р. Казакова) — исп. Э. С. Пьеха
 «Здравица» или «Ла мульц ань» (слова народные) — исп. Н. А. Чепрага
 «Верю в твои глаза» (И. Подоляну) — исп. С. М. Ротару
 «Панчавэ»
 «Весна-ровесница любви» (И. Резник) — исп. Н. А. Чепрага
 «Песня Нептуна» (М. Танич) — исп. Л. А. Долина
 «Солнечный день» (В. Лазарев) — исп. Н. А. Чепрага
 «Не хватает парней» (Ф. Чуев) — исп. М. П. Кодряну
 «Мария, Мирабела» (Г. Виеру, пер. Ф. Берестов и Е. Агранович) — исп. Л. Ф. Серебренников, Н. А. Чепрага
 «Амор» (Г. Виеру) — исп. Н. А. Чепрага
 «Песня о моём городе» (Г. Водэ, пер. В. Лазарев) — исп. С. М. Ротару
 «Строевая» (Ф. Чуев) — исп. М. П. Кодряну
 «Днестр-гордость моя» (Г. Водэ) — исп. Н. А. Чепрага
 «Всё начинается с любви» (А. Дементьев) — исп. П. Е. Смеян
 «Голуби с нашей улицы» (Э. Лотяну) — исп. М. Ивануш
 «Человеческий голос» (Р. Рождественский) — исп. Н. А. Чепрага
 «Любовь начинается просто» (М. Танич) — исп. Л. А. Долина
 «Тоска-всегда тоска» (П. Крученюк) — исп. Н. А. Чепрага
 «Как прекрасна земля на рассвете» (В. Лазарев) — исп. И. Д. Кобзон
 «Плыть, плыть» (Н. Рубцов) — исп. Л. Ф. Серебренников
 «Счастья вам, люди!» (А. Дементьев) — исп. Н. А. Чепрага
 «Как букет душистый»
 «Я думала-гадала» (Ф. Чуев) — исп. И. Баженова, М. П. Кодряну
 «На последнем сеансе кино» (М. Танич) — исп. Л. А. Долина
 «Песня Рады» (В. Захарие) — исп. Н. А. Чепрага
 «Свет синих звёзд» (Л. Ошанин) — исп. М. П. Кодряну и И. А. Суручану
 «Нанэ цоха» (В. Василаки) — исп. Н. А. Чепрага
 «Нас венчали не в церкви» (А. Никифоров) — исп. А. П. Литвиненко
 «Свидание с Москвой» (М. Лаписова) — исп. Н. А. Чепрага и Л. Ф. Серебренников
 «Вишня» (М. Танич) — исп. Л. А. Долина
 «Струны гитары» (Я. Халецкий) — исп. Н. А. Чепрага
 «Дальние дали» (В. Лазарев) — исп. А. Б. Пугачёва
 «Весёлая свадьба» (Н. Чепрага) — исп. Н. А. Чепрага
 «Танцплощадка» (М. Танич) — исп. Л. А. Долина
 «Кукушечка»
 «До встречи» (Г. Виеру) — исп. Н. А. Чепрага
 «Воздействие земное» (Л. Мартынов и Д. Максимович) — исп. Л. Ф. Серебренников
 «Песня о Тане Савичевой» (В. Гин) — исп. Э. С. Пьеха
 «Осенние деньки» (М. Матусовский)
 «Кодры Молдовы» (Г. Водэ, пер. В. Лазарев) — исп. С. М. Ротару, Н. А. Чепрага

Дога Евгений 1979 - Табор уходит в небо. LP Мелодия С60-07625-6 (320)
Дога Евгений 1985 - Мой белый город. Диск-гигант С60 22509 000 (320)
Дога Евгений 2006 - Вальсы (320)
Евгений Дога 2009 - Лучшее (320)
......................................
Народный артист СССР, народный артист Молдовы, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств Молдовы, действительный член Академии наук Молдовы


Родился 1 марта 1937 года (в начале всенародного обрядового праздника "Мэрцишор") в селе Мокра Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной части Молдавии. Отец — Дога Дмитрий Федорович (1906 г. рожд.). Мать — Дога Елизавета Никифоровна (1915 г. рожд.). Супруга — Дога Наталья Павловна (1939 г. рожд.), инженер. Дочь — Дога Виорика Евгеньевна (1966 г. рожд.).


Родное село расположено в низине, посреди которой протекает маленькая безымянная речушка, а за холмом — знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и другой растительностью, которая осталась живой и восхитительной памятью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с живой природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщать к себе все живое и разумное. А собственно, что такое разум!? Не есть ли это сама природа неразгаданная и манительная.


Слово "doga" по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Маленький Женя любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.


Запомнился и приехавший откуда-то оркестр народной музыки тараф, а также симфонический оркестр из Кишинева. С ним был казус. Сцена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Этот большой симфонический оркестр частично расположился на сцене. Но большая его часть, в том числе огромные скрипки, — на улице. Потом Женя узнал, что это были вовсе не скрипки, а контрабасы. Они что-то долго играли, и кто-то впереди им все время угрожал палочкой. Было очень интересно, как можно было так долго играть, и чтобы никто не танцевал. Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-то из другого мира. Этот "другой" мир пришлось через некоторое время открыть для себя заново и только что окончившему сельскую семилетку Жене.


Учился вначале в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели (1951—1955), потом в консерватории (1955—1960, 1960—1965).


Тайком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадь. А однажды на репетиции оркестра Молдавского радио, где параллельно с учебой работал Евгений (1957—1962), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П. И. Бачинин (в прошлом — Pablo Baccini — итальянец, ставший впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню. Когда та заявила, что у нее больше ничего нет, виолончелист Евгений вдруг сказал, что у него есть песня. Дирижер даже не удивился и очень тактично согласился принять завтра ее в программу. Это был первый выход из "подполья" и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу. А далее уже трудно было определить, чему больше уделяет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. Партитуры особенно занимали его. Он оркестровывал А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов — молодому автору выпала огромная часть оркестровочной и обработочной работы. Это была прекрасная школа оркестрового письма в сочетании с изучением теоретических трудов в новой для него сфере музыкального творчества.


Карьере музыканта помешала беда — паралич левой руки, — и уж тогда Евгений Дога окончательно решил профессионально заняться композицией. И вот снова 1-й курс консерватории. Проходит еще 5 лет консерваторского обучения у профессора С. Лобеля. Кроме собственно сочинения и изучения теории музыки он прошел полный курс симфонического дирижирования. А вот с вокалом все было очень лаконично: сорок минут занятий и вердикт — природное безголосие.


В 1963 году он пишет свой первый струнный квартет, потом с интервалом в десять лет второй, третий, четвертый, пятый. Композитор собирался написать десять квартетов и пригласить всех на премьеру десятого. Однако после окончания обучения дипломированный композитор решил музыку больше не писать: писать так, как учили, не захотелось, а как хотелось, не умел, и два года понадобилось для того, чтобы, поискав себя в себе, можно было снова писать музыку, но уже совсем другую, ту, которую знают и почитают поныне. В период молчания появилось новое увлечение — теорией музыки, следствием чего явился учебник для студентов, которым Е. Д. Дога преподавал, выдержавший уже два издания.


Вернули его к композиции и определили во многом путь композитора встречи с Эмилем Лотяну, Георге Водэ, Ионом Унгуряну. Он опять, уже в новом качестве, обратился к истокам народного мелоса, к основополагающей музыки — мелодии. До этого пришлось испробовать и додекафонию, и другие современные конструктивистские направления, которые явно не пришлись ему по душе. Его привлекала музыка, способная собрать много слушателей, и которая была бы, в тоже время, серьезной и разной по жанру. Евгений говорил, что это утопическая идея, но отступать не стал. Самые большие концертные залы: Дворец съездов, ГЦКЗ "Россия", Колонный зал Дома союзов в Москве, зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, дворец "Украина" в Киеве, дворец "National" в Кишиневе, Дворец имени Ленина в Ташкенте, залы в Минске, Новосибирске, Саратове, многие другие престижные концертные эстрады с большим количеством прекрасных певцов и музыкантов всегда были переполнены во время его концертов. А совсем недавно во время авторского концерта в Киноцентре на Красной Пресне в Москве при переполненном зале даже директора пришлось попросить освободить место. А десятка три человек, не сумевших приобрести билеты, согласились все два отделения слушать, стоя вдоль стен.


Песня "Мой белый город", написанная в конце 1971 года на стихи В. Лазарева, на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора наряду с уже известным оркестровым циклом "Ритмы города". Прочный успех пришел с экрана, особенно после фильмов Эмиля Лотяну "Лаутары", "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Анна Павлова". Вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" вот уже более двадцати лет исполняется везде, где только можно, даже в переходах метро или во дворцах бракосочетания.


Е. Дога много лет сотрудничает с режиссерами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербеневым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым и др. Евгений Дога сочинил музыку к более чем 200 фильмам, в том числе "Джамиля" (1954), "Нужен привратник" (1969), "Лаутары" (1973), "Дом для Серафима" (1973), "Табор уходит в небо" (1976), "Стажер" (1977), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "Я хочу петь" (1980), "Весенняя Олимпиада" (1980), "Мария, Мирабелла" (1982), "Портрет жены художника" (1982), "Восьмое чудо света" (1982), "Анна Павлова" (1983), "Одиноким предоставляется общежитие" (1984), "Танцплощадка" (1985), "Казино" (1992), "Господа артисты" (1992), "На муромской дорожке" (1993), "Черный лист" (1993), "Бульварный роман" (1995), "Грешные апостолы любви" (1995), "Черная вуаль" (1995), "Искушение" (1996). Классикой стала музыка к фильму Иона Понеску-Гопо "Мария, Мирабелла".


Наряду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, для радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом "Этот фантастический мир" по страницам произведений писателей-фантастов Р. Брэдбери, А. Толстого, Н. Хикмета и др. Значительным событием в жизни Е. Доги стало написание музыки к открытию и закрытию "Олимпиады-80" в Москве, а также своего первого балета "Luciafarul" в 1982 году, за который ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1991 году на Международном фестивале музыкальных фильмов в Брно композитор был удостоен Гран-при за значительный вклад в киномузыку.


Первая симфония композитора не нашла своего продолжения, ибо популярный песенник и кинокомпозитор не вписывался в когорту "серьезных" мэтров, хотя написанные им симфония (1969), балеты "Luciafarul" и "Venancia" (1963, 1973), пять струнных квартетов (1983, 1993, 2004), кантаты "Белая радуга" (на стихи Э. Лотяну), "Весна человечества" (на стихи А. Стрымбяну), "Человеческий голос" (на стихи Р. Рождественского), "Сердце века" (на стихи И. Подоляну), два реквиема (1969 — без слов, 1994 — на стихи А. Пушкина), две симфонические увертюры, девять хоров а capella на стихи Е. Букова, два хора а capella и восемь романсов на стихи М. Еминеску, три тетради "Песни и романсы" на стихи поэтов серебряного века, несколько пьес для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составляют солидный баланс "несерьезным" жанрам.


Он написал несколько сотен песен на стихи современных и классических авторов, среди которых: "Мне приснился шум дождя" на стихи В. Лазарева, "Мария, Мирабелла" на стихи Г. Виеру, "Пришла любовь" на стихи В. Лазарева, "Все начинается с любви" на стихи А. Дементьева. Часть из них издана в 9 сборниках. Из нескольких десятков песен для детей на стихи Г. Виеру, Н. Стожковой, А. Толстого изданы единицы, остальные звучат только в кинофильмах, таких как "Мария, Мирабелла", с концертной эстрады или в детских коллективах. Для детского исполнителя композитор написал множество инструментальных пьес, среди которых "Скрипунэлла", "Джой", "Вдвоем", "Сонет" и др.


В 1962—1963 годах Е. Дога преподавал в одной из кишиневских музыкальных школ, а в 1963—1967 годах — теорию музыки в кишиневском музыкальном училище. Вот уже несколько лет у себя дома в Крылатском, где находится его московская квартира, он собирает детишек 6—7 лет в ансамбль "Крылатские козявки". Они выступали в детских передачах по телевидению, в Колонном зале, Доме журналистов, Доме композиторов...


С 1971 года и по сей день Е. Дога — в свободном полете... Он старается и сейчас сохранить для своего творчества хоть часть того огромного, когда-то духовного пространства, сотрудничая со многими художниками разных стран.


Е. Д. Дога — обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист СССР (1987), народный артист Молдовы (1984), заслуженный деятель искусств Молдовы (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета "Лучафэрул" и музыку кино (1984), премии "Овация" (2001), обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов "Брно-91" за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии — ордена "Звезда Румынии" в степени командора (2004), ордена "Меценат столетия" (2003), золотой медали "Человек-2000" (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004).


Действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдовы (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975). В 1967—1972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдовы. С 1987 по 1991 год — член комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдовы, два — в Верховном Совете СССР. Будучи заместителем председателя Комиссии по культуре, участвовал в разработке Закона "Об интеллектуальной собственности", который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.


В свободное время Евгений Дмитриевич любит мастерить — от детекторных радиоприемников до конструирования жилого дома. Может на самодельной мандолине из решетки сыграть на свадьбе.


Живет и работает в Москве и Кишиневе.
................................
Евгений Дога: Я зарекся устраивать праздники


00:37 1 марта 2012
 
Сегодня композитору Евгению Доге исполняется 75 лет.


Он входит в число самых популярных советских композиторов, а его музыкальную тему к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» Американская академия искусств и наук назвала шедевром ХХ столетия.




Поздравительный звонок от «Вечёрки» застал маэстро в заснеженном Ханты-Мансийске.


— Ну какой же это юбилей? Вот когда исполнится 80, тогда и погуляем, — пошутил композитор.


Евгений Дмитриевич, а если серьезно, будете отмечать?


С тех пор, как в мой день рождения умерла мама, я зарекся устраивать праздники. Зажигаю лампаду и молюсь перед двумя образами — иконой Божьей матери и моей мамы.


Давайте вспомним, как родился ваш знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».


До начала съемок оставалось два дня, были заказаны оркестр и хор.


Ближе к полуночи Лотяну спрашивает: «Где вальс?» Я наиграл несколько вариантов, чувствую, ему не нравится. Да и мне тоже. Поднял с пола последний эскиз и наиграл первые ноты. Вижу, Эмиль сразу отреагировал и попросил проиграть до конца.


А этот вариант был недописан, пришлось сочинять на ходу, импровизировать. Лотяну дослушал и сказал: «Тебя только под дулом пистолета можно заставить писать!» К утру вальс был готов.


Вы, пожалуй, один из немногих людей, который признался, что с войной у него связаны светлые воспоминания.


Во время войны я был совсем ребенком и не понимал творящегося вокруг ужаса. К тому же и до войны я не знал, что такое благополучие и сытость, так что мне не с чем было сравнивать это время. Хлеб я впервые увидел в 1951-м, когда приехал в Кишинев поступать в музыкальное училище. Мне было 14 лет. Время было страшно голодное.


Отец мой погиб на фронте, нас воспитывали мама с бабушкой. Ходили зимой в лаптях из телячьей кожи и даже подумать не могли, что может быть иначе


Целыми днями мы бегали, куролесили и горя не знали — светлые воспоминания…


Вы пишете много музыки. Но почему в Молдавии не издают ваши ноты?


Зато у меня есть несколько изданных книг на русском и румынском языках — «Немузыкальные россыпи» и «Виртуальная спираль времени». И еще две книги про моих домашних питомцев — собак, в том числе и про Джоя, который ценой своей жизни спас мой дом от грабителей — поднял такой скулеж, что разбудил всех соседей, которые примчались в дом. Воры ретировались.



Eugen Doga - Sonetto (Sonnet). by Musica Gradevole




Евгений Дога -Зимний Вальс




Евгений Дога-Нежность


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Дога Евгений
« Ответ #1 : 15 Май 2020, 16:33:56 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика