04/05/24 - 13:52 pm


Автор Тема: Дуэль — поединок чести.  (Прочитано 386 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27434
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Дуэль — поединок чести.
« : 15 Январь 2020, 17:18:42 »
Дуэль издавна была способом окончательного выяснения отношений. Как известно, победителей не судят, поэтому выигравший в поединке по умолчанию признавался правым. Дуэль со всеми её атрибутами и ритуалами допускалась исключительно среди благородного сословия, и дворянин никогда бы не скрестил шпагу с простолюдином.



Как русский царь Европу испугал
История знает немало громких дуэлей, но самый необычный случай вызова на дуэль произошёл с участием русского императора — Павла I. Известный своей любовью к армии, порядку и оружию, император, раздосадованный большим количеством претензий и публичных нападок со стороны европейских правителей к России, взял да и вызвал их на дуэль. Всех сразу!
Вряд ли эта история стала бы достоянием гласности, если бы не известный немецкий писатель начала XIX века — Август фон Коцебу. Он оказался непосредственным участником этой действительно удивительной истории.
В Париже в 1802 году была опубликована его книга «Достопамятный год в моей жизни». На её страницах немецкий прозаик с чувством рассказал, что ему пришлось пережить в далёком Санкт-Петербурге. Дело в том, что фон Коцебу служил в России ещё во времена Екатерины II, а выйдя в отставку, перебрался в Вену. На жизнь писатель зарабатывал постановкой в придворном театре злободневных пьес собственного сочинения. Все бы ничего, но решил драматург навестить своих детей, которые в этот момент учились в Санкт-Петербурге в кадетском корпусе. Правда, до своих отпрысков фон Коцебу так и не добрался: при пересечении русской границы он был тут же арестован и сослан в Тобольск. Причиной стала одна из пьес драматурга, не понравившаяся самому императору. Впрочем, каторга закончилась уже через два месяца. Один из отечественных писателей перевёл одну из пьес фон Коцебу на русский язык с посвящением Павлу I.
Произведение императору понравилось, и он, сменив гнев на милость, приблизил к себе опального литератора. Август фон Коцебу был даже назначен директором немецкого театра в Петербурге. Очевидно, считая, что немец обязан ему карьерой и свободой, Павел I нередко обращался к нему с просьбами литературного характера.
Например, немец должен был составить первое описание Михайловского замка, новой резиденции императора. В другой раз Павел I попросил перевести на немецкий язык и опубликовать в прессе вызов на дуэль сразу всех государей Европы и их министров. На недоуменный взгляд немецкого писателя фон Пален, через которого была озвучена просьба императора, подтвердил, что немец не ослышался.
Оказалось, что накануне Павлу I пришла в голову оригинальная мысль, что все международные конфликты и войны идут исключительно от честолюбия государей и интриг их свиты. Поэтому он решил, что ни его, ни подданные других правителей не должны «расточать свою кровь и свои богатства в войнах, в которых им нечего выиграть». В качестве выхода Павел I предложил всем европейским монархам, имеющим к нему претензии, собраться в определённом месте и решить свои отношения в честной дуэли.
Через час проект вызова на дуэль представителей монарших дворов Европы был готов. Но документ не устроил фон Палена, который счёл его недостаточно язвительным! Бумагу переписали. Однако Павел забраковал и его как слишком мягкий и написал свой вариант монаршего вызова. Августа фон Коцебу пригласили на аудиенцию. Павел I принёс писателю свои извинения за прошлые обиды и попросил напечатать текст вызова на дуэль в «Гамбургской газете» и других иностранных журналах. За оказанную услугу по переводу и публикацию 20 строк текста фон Коцебу получил из рук императора табакерку, украшенную бриллиантами!
Самое удивительное, что проблемы с публикацией вызова произошли только в Москве и Риге. Цензура не поверила, что подобный текст мог написать сам государь. Тем временем Павел I с нетерпением ждал ответа, надеясь на дуэли решить разом все международные конфликты…
Однако, несмотря на публикацию вызова сначала зимой 1801 года в «Лондонском вестнике», а потом и в «Нижне-Рейнском вестнике», ответа он так и не дождался. Европейские монархи то ли проигнорировали вызов, то ли струсили, а спустя два месяца, 12 марта 1801 года, не стало и самого Павла I.

Один за всех
Впрочем, Павел I был не оригинален. Традиция проведения поединков для определения правды, по мнению авторов Средневековья, существовала ещё с библейских времён. К первым дуэлянтам историки относят Давида и Голиафа, Гектора и Ахилла у Гомера, Горациев и Куриациев у Тита Ливия. Мало того, на заре первых государств Европы судебный поединок являлся не чем иным, как испытанием Божьим судом. Предполагалось, что победа есть высшее провидение, когда Всевышний осуждает виновного и помогает правому. Самое интересное, что традиция поединка вместо войны была популярна у совершенно разных народов Земли.
Так, у эскимосов два воюющих племени никогда не дерутся напрямую. Вместо этого в сражение вступают лишь несколько избранных защитников племени. Аналогично поступают индейцы низовья реки Колумбия. Обычно на месте сражения двух воюющих племён остаётся всего одна жертва — павший в поединке воин. Ещё более гуманно поступали жители Центральной Калифорнии. В случае войны-дуэлянты сражались не насмерть, а до первой крови. Африканские племена сродни своим американским «коллегам»: во время конфликтов выставляли одного или нескольких дуэлянтов. Как только один из них оказывался убитым, все племя спасалось бегством. Подобного правила ведения войны всегда придерживались и аборигены Австралии. После долгого обсуждения проблемы два племени вставали друг напротив друга и начинали оскорблять противоположную сторону. После этого в бой вступали дуэлянты.

Дуэлянты на подмостках
Но если у «детей природы» — аборигенов Австралии, индейцев Америки или эскимосов — дуэль вместо войны служила благородной цели — сохранить жизнь большей части племени, в том числе и самым сильным его представителям, то в Европе дуэли королей превратились в самые настоящие шоу. Легендарный Людовик XIV — «король-солнце», несмотря на то что запретил участвовать в дуэлях офицерам французской армии, сам послал вызов императору Леопольду во время войны за испанское наследство. В свою очередь, весной 1778 года два принца, граф д’Артуа и герцог Бурбон, устроили дуэль в Булонском лесу, а затем вдвоём заявились в оперу, и зал аплодировал им стоя.
Из исторических хроник известно, что германский император Карл V послал вызов на поединок французскому королю Франциску I, а Наполеона Бонапарта приглашал к барьеру шведский король Густав IV. На дуэли с графом Монтгомери был смертельно ранен французский король Генрих II. Герцог Бургундский Филипп Добрый и вовсе считал дуэль лучшим способом разрешения конфликтов, в том числе и между государствами. Подробный перечень королевских дуэлей Средневековья приводится в речи Йохана Хейзинги «Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем Средневековье».

Русский вызов
Можно долго перечислять европейские королевские дуэли, но все же нигде дуэлянты не применяли столько выдумки и смекалки, как в России. Особенно занимательный случай произошёл во время войны со Швецией в 1808 году. Конфликт разгорелся между князем М.П. Долгоруковым и генералом Зассом. Князь вызвал генерала на дуэль. Тот согласился, но, чтобы не подавать войскам дурной пример, предложил довольно оригинальный способ поединка. Дуэлянтам надлежало встать на бруствер перед вражеской батареей и терпеливо ждать, пока вражеская пуля или снаряд не сразит одного из них. Так и сделали. Тридцать минут под шквальным огнём противника судьба не могла решить, кто из дуэлянтов достоин жизни, а кто должен умереть. В итоге пуля сразила М. П. Долгорукова.
Не менее удивительный случай произошёл во время кругосветного плавания кораблей «Надежда» и «Небо» в 1803-1804 годах. Один из участников экспедиции, граф Фёдор Иванович Толстой, повздорил с одним из корабельных офицеров. Хотя повод для ссоры был пустячный, дело приняло серьёзный оборот, и граф был вызван на дуэль. Зная, что Толстой является искусным фехтовальщиком и прекрасным стрелком, офицер предложил провести дуэль по морскому обычаю — прыгнуть за борт и драться прямо в воде до смерти одного из соперников. Толстой отказался, сославшись на то, что не умеет плавать. И тут же был обвинён в трусости. Тогда разъярённый граф схватил морского офицера в охапку и выпрыгнул с ним за борт. С огромным трудом матросы выловили из воды обоих дуэлянтов. От полученных ран и нервного шока офицер, вызвавший графа на дуэль, скончался через двое суток.
Как ни странно, истинным защитником Родины проявил себя теоретик анархизма — Бакунин. Несмотря на то, что идейно он был против любого государства как такового, в том числе и всех видов регулярной армии, он вызвал на дуэль Карла Маркса за пренебрежительные высказывания о русской армии. Поединок имел все шансы состояться, ведь Карл Маркс слыл отличным дуэлянтом и гордился шрамами на лице, полученными во время состязаний. Однако на этот раз он благоразумно отказался, сославшись на то, что его жизнь теперь принадлежит мировому пролетариату.

Обнажённая истина
Казалось бы, дуэль — занятие исключительно мужское. Тем не менее всего несколько столетий назад дуэли между представительницами слабого пола, включая особ королевской крови, происходили довольно часто. Самой известной женской дуэлью Средневековья считается поединок в 1624 году между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Женщины не поделили герцога Ришельё, того самого, который позже войдёт в мировую историю как легендарный кардинал Ришельё. Дуэль состоялась на шпагах в Булонском лесу. Никто не погиб, но одна из дуэлянток ранила свою соперницу в ухо.
В Россию же моду на женские дуэли привезла сама императрица Екатерина II, которая ещё в 15-летнем возрасте участвовала в поединке с собственной троюродной сестрой. Неудивительно, что в правление Екатерины II женские дуэли в России происходили особенно часто. Только в 1765 году произошло 20 поединков, в 8 из которых секундантом была сама императрица.
Но наиболее активно женщины выясняли отношения на дуэлях всё же во Франции. Пик поединков пришёлся на середину XVII века. При этом надо сказать, что женские дуэли были не лишены изящества и даже некоего эротизма. Дело в том, что представительницы прекрасного пола предпочитали биться на дуэли либо обнажёнными по пояс, либо вовсе без одежды. До наших дней дошло множество Гравюр, изображающих обнажённых «амазонок» во время поединка. Вызвать на дуэль можно было по любому поводу: косой взгляд, неудачный отзыв о платье, отбитый любовник или муж — всё вело к поединку.
Нередко женщины даже отстаивали честь своих мужчин. В 1872 году француженка мадам Шашеру вызвала на дуэль обидчика мужа и смертельно ранила его в бою на шпагах. В Лондоне некая Роза Кробби заколола насмерть соперницу, отбившую у неё мужа. Французская оперная певица Мопен сумела заколоть насмерть трёх дворян, попытавшихся выдворить её с бала за оскорбление знатной дамы…

Оригиналы
Тем не менее самой оригинальной дуэлью можно назвать поединок с участием генерала США Исаака Бантама. Однажды во время Войны за независимость его вызвали на дуэль. Генерал не пожелал драться на шпагах и предложил другой способ решить, кто же прав в ссоре: сесть подле бочки с порохом и поставленной сверху стеариновой свечой. Тот, у кого первым сдадут нервы, будет считаться проигравшим. Соперник Бантама не решился даже начинать подобную дуэль, прислав секунданта с извинениями. Причём, когда тот вошёл в комнату, генерал уже сидел подле бочки с порохом и горящей свечой.
Очень странной дуэлью, когда сам Бог помог невиновному, считается поединок, состоявшийся во Франции в 1400 году. Один дворянин убил другого и закопал его тело в лесу на глазах у собаки покойного. Когда началось следствие и пёс стал кидаться на убийцу, судьи предложили поединок подсудимого с собакой. В качестве оружия дворянин выбрал палку с шипами, но проиграл и был заслуженно повешен.
В номинации «самая брезгливая дуэль» лидером считается поединок, произошедший в 1806 году между двумя английскими джентльменами, поссорившимися на скачках. Один из дуэлянтов прибыл на место поединка полностью обнажённым, заявив секундантам, что его опыт военно-полевого хирурга однозначно доказывает, что в большинстве случаев смерть наступает не от ран, полученных на дуэли, а от заражения крови благодаря инфекции, попавшей в неё с одежды. Однако соперник не оценил поступка бывшего хирурга и от дуэли отказался.
Ну и самой «ядовитой» дуэлью историки считают поединок будущего канцлера Германии Бисмарка и некоего профессора, который предложил сражаться на сосисках. По задумке учёного одна из сосисок будет отравленной, и тот, кому она достанется, умрёт волею судьбы. Бисмарк от дуэли отказался. В его понимании смерть от еды была недопустима.

Увы, я промахнулся
Во время многочисленных войн XX века происходило множество воздушных дуэлей, но первая из них состоялась во Франции в 1808 году. Двое соперников решили стреляться, поднявшись в воздух на воздушных шарах. Тот, кому выпало стрелять первым, нажал на курок и промахнулся, тогда его соперник, дабы не искушать судьбу, выстрелил прямо в воздушный шар противника. Тот, разумеется, разбился.
В фарс превратил свою очередную дуэль Дюма-отец. По жребию, вытянувший чёрную метку должен был выйти в другую комнату и застрелиться. Не повезло знаменитому писателю. Под скорбные взгляды окружающих автор множества захватывающих романов вышел в отведённую комнату, где спустя мгновение раздался выстрел. Вскоре Дюма как ни в чём не бывало вышел к секундантам и нагло заявил: «Господа, я стрелялся. Но, увы, промахнулся». Конфликт был исчерпан.

Автор: Дмитрий Сивицкий

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика