Александр Новиков - Помнишь девочка
Александр Новиков- Журавли над лагерем.
Поэт. Композитор. Исполнитель песен в жанре городского романса. Художественный руководитель студии «Новик — рекордс».
Детство и юность
Родился 31 октября 1953 года в поселке Буревестник на острове Итуруп (Курильские острова), в семье военного летчика, мать домохозяйка. С 1957 по 1958 гг. жил с семьей в г. Вайноде в Прибалтике. В 1959 г. отец вышел на пенсию, и семья переехала в Киргизию, в г. Фрунзе (ныне — Бишкек). Здесь в 1960 году пошел учиться в начальную школу. С 1962 по 1964 гг. проживал в г. Славгород Алтайского края, учился в школе № 3. В 1964 г. вернулся в г. Фрунзе, где закончил 8 классов средней школы № 47. С 1969 г. переехал в г. Свердловск, где в 1970 г. закончил среднюю школу № 110.
Музыка
В конце 70-х годов увлекался рок-музыкой. В 1975—1979 гг. работал музыкантом в ресторанах «Уральские пельмени», «Малахит», «Космос». В 1981 г. создал студию «Новик-рекордс» и группу «Рок-Полигон», с которой записал одноименный альбом. Концертная деятельность группы проходила полулегальным способом, впрочем, как и у всех рок-групп того времени. Тогда же наладил выпуск самодельной электромузыкальной аппаратуры, которая превосходила по качеству все отечественные образцы и пользовалась, благодаря этому, огромным спросом по всей стране. Аппаратура являлась аналогом зарубежной и мало чем отличалась от нее, как по внешнему виду, так и по звучанию. Некоторые образцы её работают до сих пор. Также в 1980—1984 гг. работал инструктором производственного обучения в спортивно-техническом клубе.
Юность
Учился поочередно в трех вузах: Уральском Политехническом, Свердловском Горном, Уральском Лесотехническом. Из всех был отчислен по разным причинам.
Наотрез отказался вступать в члены ВЛКСМ, критиковал советский режим, со студенческих лет находился под особым контролем властей. Город Свердловск наперекор всем именовал Екатеринбургом.
«Извозчик»
В 1984 г. резко отошел от рок-музыки неожиданно для всех записал свой знаменитый альбом «Вези меня, извозчик». В записи альбома принимали участие музыканты: А. Хоменко, В. Елизаров, С. Пьянков, Ю. Абрамов, В. Чекунов, С. Кузнецов. Запись производилась подпольно во Дворце культуры завода «Уралмаш». Альбом побил все рекорды популярности и масштабы тиражирования.
После выхода альбома была установлена круглосуточная слежка, прослушивание телефонных разговоров и сбор информации.
Арест
5 октября 1984 года, утром, был схвачен посреди улицы людьми в штатском, арестован и помещен в СИЗО № 1 г. Свердловска. Было заведено уголовное дело, начинавшееся с документа, именуемого «Экспертиза по песням А. Новикова». Документ содержал в себе рецензии на каждую из песен альбома «Вези меня, извозчик», написанные в оскорбительно-пасквильном тоне и общее резюме, суть которого сводилась к тому, что «автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка»! Составили её и подписали, по указке соответствующих органов, композитор Евгений Родыгин, член Союза писателей СССР Вадим Очеретин, и некто от культуры — В. Олюнин. Однако, впоследствии, видя, что дело приобретает нежелательную политическую окраску, следствие отказалось от привлечения А. Новикова к уголовной ответственности за песни, и пошло по пути фабрикации дела по «изготовлению и сбыту электромузыкальной аппаратуры».
В 1985 г. по приговору Свердловского суда получил 10 лет лагерей усиленного режима.
Все попытки давления на него с целью получения раскаяния и отречения от написанных песен и стихов, находясь в лагере, вынес гордо и достойно. В лагере отказался от каких-либо поблажек, от работы в клубе, библиотеке и т.д. Работал наравне со всеми заключенными, на самых тяжелых работах по разделке леса, на сплаве и строительстве, за что снискал любовь и уважение заключенных России. Отбывал незаслуженное наказание в учреждении Н-240-2/2 в г. Ивдель на севере Свердловской области. В 1990 г. Указом Верховного Совета РСФСР был освобожден, а позднее Верховный Суд России отменил приговор, признав тем самым, что 6 лет проведенные поэтом в заключении были результатом сфабрикованного дела.
Позиция
С 1990 г. А. Новиков — художественный руководитель Театра песни Александра Новикова, студии «Новик-рекордс». Александр Новиков был первым, кто ещё в 1993 году публично выступил с осуждением позорной практики работников телевидения брать с исполнителей деньги в виде взяток за прокрутку клипов. Первым публично выступил о клановости в отечественном шоу-бизнесе и на телевидении, деградации российской эстрады. В результате этого попал в негласные списки «лиц, нежелательных к показу», что только добавило популярности и интереса к личности А. Новикова со стороны простых граждан России.
Колокола
В 1993 г. совместно с уральским мастером Николаем Пятковым разработал макеты и отлил на собственные средства 7 колоколов в дар для Храмана месте расстрела семьи Романовых, который был к тому времени ещё только в проекте. Поэтому в 2000 г. во время визита в г. Екатеринбург Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II передал их в дар мужскому монастырю на Ганиной Яме, построенного в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Каждый колокол имеет имя — по именам членов царской семьи и их барельефы. Самый маленький — «Цесаревич Алексей», самый большой — «Николай II».
В 2000 г. по решению Священного Синода в Екатеринбурге началось строительство Храма на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших на месте расстрела Романовых. По благословлению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия А. Новиков начал проведение благотворительной акции «Колокола Покаяния» по сбору средств для отливки колоколов для храма. На собранные и личные средства было отлито 14 колоколов.
Вес самых больших 1,3, 2,5 и 6 тонн. Колокола отличаются уникальным, художественным оформлением. На каждом отлиты иконы, а на больших — по несколько икон. Изготовлены они фирмой «Пятков и К» в г. Каменск — Уральском.
Творчество
За время творческой деятельности А. Новиков создал более трехсот песен и стихов. В 1994 г. записал песню «Шансоньетка», по которой, по собственному сценарию, совместно с режиссером К. Котельниковым, снял клип. Уникальный и первый в России клип, в котором реальное изображение совмещено с рисованным. В клипе не использовано никаких компьютерных технологий. Вся мультипликация сделана вручную. Кроме этого снял ещё ряд клипов: «Уличная красотка», «С красавицей в обнимку», «Красные и белые», «Пускай ты выпита другим», «Извозчик», «Екатеринблюз» и др. Сценарии всех без исключения клипов придуманы и написаны самим А. Новиковым. А также несколько документальных фильмов: «Я только что из клетки», «Помнишь, девочка?», «Гоп-стоп шоу». В 1995 г. А. Новиков с режиссером К. Котельниковым сняли большой документальный фильм о группе «Бони М» и её продюсере и композиторе Фрэнке Фариане — «О, этот Фариан!». Съемки проходили в Люксембурге и Германии. Фильм очень нужный и интересный, но по центральным каналам ТВ показан не был.
Овация
В 1995 г. А. Новиков стал лауреатом общенациональной премии «Овация» в номинации «Городской романс». В 1997 г. написал цикл песен на стихи С. Есенина и выпустил 2 альбома «Сергей Есенин» и «Я помню, любимая…», которые, по мнению музыкальных критиков, искусствоведов и общественному мнению, являются самой удачной и значимой работой за все годы со дня смерти великого русского поэта. Написав более 300 песен, выпустив более двух десятков пластинок, А. Новиков создал совершенно необычный жанр — жанр современного городского романса. В настоящее время кроме музыкального творчества и концертной деятельности занимается общественной деятельностью — возглавляет «Фонд „400-летия Дома Романовых“ на Урале».
Театр Эстрады
С 24 июня 2010 года является художественным руководителем Екатеринбургского Театра Эстрады.
1. Вези меня, извозчик. Оригинальная запись MA,CD 1994, 1995, 2007 1984 1984 18
2. Вези меня, извозчик LP 1984 1991 9
3. Ожерелье Магадана LP,MC,CD 1995, 2007 1993 1993 12
4. Шансоньетка MC,CD 1996 1995 1995 10
5. Городской роман CD 1995 15
6. С красавицей в обнимку MC,CD 1996 12
7. В захолустном ресторане CD 1996 13
8. Сергей Есенин MC,CD 1997 10
9. Записки уголовного барда MC,CD 1997 12
10. Бурлак MC,CD 1999 11
11. Стенка MC,CD 2000 10
12. Красивоглазая MC,CD 2000 10
13. Извозчик-84 CD 2002 18
14. Журавли над лагерем MC,CD 2002 12
15. Настоящий MC,CD 2003 10
16. Понты Амура MC,CD 2005 13
17. Луали CD 2007 12
18. Сергей Есенин. Я помню, любимая CD 2008 13
19. Ананасы в шампанском CD 2010 11
20. Расстанься с ней CD 2012 11
21. Ё-альбом 2013 10
22. Блатной CD 2016 12
23. Девочка-огонь CD Мистерия Звука 2018 2018 13
№ КОНЦЕРТЫ (LIVE) (13)
1. Через 10 лет CD 1995 30
2. Концерт в Театре Эстрады CD 1998 30
3. Извозчику - 15 лет CD 1999 17
4. Юбилейный CD 2004 39 / 37
5. Извозчику — 20 лет CD 2005 35 / 34
6. Сергей Есенин - 110 лет CD 2006 24 / 23
7. Улица любви CD 2007 29
8. Я не бывал в Монако CD 2008 17 / 16
9. Екатеринблюз CD 2011 28
10. Девочка из лета CD 2012 26
11. Юбилейный концерт «Вдоль по памяти» CD 2014 30
12. Улыбка Родины CD 2015 31 / 30
13. Извозчику – 30 лет CD 2015 32
№ СБОРНИКИ
1. Помнишь, девочка? CD 1996 17
2. Золотая коллекция CD 1996 30
3. Золотая коллекция 2 CD 2001 20
4. Золотое Серебро CD 2015
Новиков Александр 1984 - Вези меня, извозчик (320)Новиков Александр 1990 - Я в Екатеринбурге (320)Новиков Александр 1990 - Ожерелье Магадана (МА) (320)Новиков Александр 1991 - Вези меня, извозчик (LP) (320) Новиков Александр 1992 - Городской роман (RGM 7060 AT440EF86) (LP) (320)Новиков Александр 1993 - В захолустном ресторане (320)Новиков Александр 1993 - Городской роман (CD) (320)Новиков Александр 1993 - Ожерелье Магадана (320)Новиков Александр 1995 - Вези меня, извозчик (320)Новиков Александр 1995 - Городской роман (320)Новиков Александр 1995 - Ожерелье Магадана (CD) (320)Новиков Александр 1995 - "Помнишь, девочка?.." (CD) (320) Новиков Александр 1995 - Через 10 лет (2 CD) (320)Новиков Александр 1995 - Шансоньетка (320)Новиков Александр 1996 - Золотая коллекция (2 CD) (320) Новиков Александр 1996 - С красавицей в обнимку (320)Новиков Александр 1997 - Записки уголовного барда (320)Новиков Александр 1997 - Сергей Есенин (320) Новиков Александр 1998 - Концерт в Театре Эстрады (320)Новиков Александр 1998 - Лучшие песни (2CD) (320)Новиков Александр 1999 - Бурлак (CD) (320)Новиков Александр 1999 - Извозчику 15 лет (320) Новиков Александр 2000 - Красивоглазая (320)Новиков Александр 2000 - Стенка (CD) (320)Новиков Александр 2001 - Золотая коллекция (320) Новиков Александр 2001 - Песни из нашей жизни (CD) (320)Новиков Александр 2001 - Шансонье. Легенды жанра (CD) (320)Новиков Александр 2002 - Grand Collection (CD) (320)Новиков Александр 2002 - Журавли над лагерем (320)Новиков Александр 2002 - Извозчик '84 (CD) (320) Новиков Александр 2003 - В захолустном ресторане (CD) (320) Новиков Александр 2003 - Настоящий (CD) (320) Новиков Александр 2004 - Юбилейный Концерт в ГЦКЗ Россия (2 CD) (320)Новиков Александр 2005 - Извозчик 20 лет (2 CD) (320)Новиков Александр 2005 - Настроение шансон. Александр Новиков (CD) (320) Новиков Александр 2005 - Понты Амура (CD) (320) Новиков Александр 2006 - 110 лет Сергею Есенину (2 CD) (320)Новиков Александр 2007 - Луали (CD) (320)Новиков Александр 2007 - Улица любви (2 CD) (320)Новиков Александр 2008 - Я не бывал в Монако (320)Новиков Александр 2008 - Я помню, любимая (Сергей Есенин 2) (320) Новиков Александр 2010 - Ананасы в шампанском (320)Новиков Александр 2011 - Аллея шансона. Музыкальная коллекция МК (CD) (320)Новиков Александр 2011 - Екатеринблюз (2 CD) (320) Новиков Александр 2012 - Девочка из лета (320)Новиков Александр 2012 - Расстанься с ней (320) Новиков Александр 2013 - ё-альбом (CD) (320)Новиков Александр 2013 - Репетирую жизнь (с концерта) (320)Новиков Александр 2014 - Юбилейный (Вдоль по памяти). Концерт в ГКД (128) Новиков Александр 2015 - Золотое Серебро (320)Новиков Александр 2015 - Улыбка Родины (2 CD) (320) Новиков Александр 2015 - Репетирую жизнь (2 CD) (320)Новиков Александр 2016 - Блатной (CD) (320) Новиков Александр 2016 - Извозчику - 30 лет (2 CD) (320)Новиков Александр 2017 - Концерт в Государственном Кремлевском Дворце 2015 (2 CD) (320)Новиков Александр 2018 - Девочка-огонь (CD) (320)Новиков Александр 2020 - Золотая рыба (320)Новиков Александр 2021 - Стрелочник (CD) (320) Новиков Александр 2021 - Бомба (CD) (320)Александр Новиков Полный список альбомов (совместные издания) »
Номерные альбомы:
1981 — Рок-полигон (Александр Новиков и группа «Рок-полигон») (ранее официально не издавался, в 2008 году вошёл в сборник «Александр Новиков. MP3-серия»)
1983 — Вези меня, извозчик (звучание песен в альбоме 1983 года более медленное, чем в альбоме 1984 года) (магнитоальбом, 11 песен)
1984 — Рок-полигон II (Александр Новиков и группа «Рок-полигон») (магнитоальбом)
1984 — Вези меня, извозчик (изначальное название «Улица Восточная») (магнитоальбом, 18 песен)
1990 — Я в Екатеринбурге (Александр Новиков и группа «Внуки Энгельса») (магнитоальбом)
1991 — Вези меня, извозчик (Александр Новиков и группа «Хипиш») (винил, 9 песен)
1993 — Ожерелье Магадана
1995 — Шансоньетка
1995 — Городской роман
1996 — С красавицей в обнимку
1996 — В захолустном ресторане
1997 — Сергей Есенин (первый альбом песен на стихи Сергея Есенина)
1997 — Записки уголовного барда
1999 — Бурлак
2000 — Стенка
2000 — Красивоглазая
2002 — Журавли над лагерем
2003 — Настоящий
2005 — Понты Амура
2007 — Луали
2008 — Я помню, любимая… (второй альбом песен на стихи Сергея Есенина)
2010 — Ананасы в шампанском (альбом песен на стихи поэтов Серебряного века)
2012 — Расстанься с ней
2013 — Ё-альбом
Концертные альбомы
1990 — Второй концерт после освобождения (магнитоальбом) (официально не издавался)
1995 — Через 10 лет
1997 — Концерт в Театре Эстрады
1998 — Концерт в театре Эстрады (2CD)
1998 — Акустический концерт в Екатеринбургской Филармонии
1999 — «Извозчику» — 15 лет
2004 — Концерт в Филармонии г. Екатеринбурга (2CD)
2004 — Юбилейный (Концерт в ГЦКЗ «РОССИЯ» 30 октября 2003 г., 2CD)
2005 — Вези меня, извозчик. 20 лет (Концерт в ГЦКЗ «РОССИЯ» 31 октября 2004 г., 2CD)
2006 — Сергей Есенин — 110 лет (2CD)
2007 — Улица Любви (2CD)
2008 — Я не бывал в Монако (Концертная запись в Государственном Кремлёвском дворце)
2011 — Екатеринблюз (Концерт в Московском Международном Доме Музыки)
Сборники:
1996 — Помнишь, девочка?..
1996 — Золотая коллекция
2001 — Золотая коллекция-2
2008 — «Александр Новиков. MP3-серия» (сборник всех записей в формате MP3 на 5 дисках)
..................................
Неопубликованное интервью Александра Новикова
изданию "Российская газета"
— Какими наиболее значимыми мероприятиями Театр отметит 14-ый год – год культуры?
В 2014 году, я думаю, мы, наконец-то, поставим музыкально-поэтический спектакль на стихи Сергея Есенина. В постановке будет звучать моя музыка.
Запланировано много гастролей. В Государственном Кремлевском Дворце пройдет концерт Уральского государственного эстрадно-симфонического оркестра. Этот уникальный коллектив объединил лучших музыкантов Екатеринбурга. У многих музыкантов оркестра есть и свои авторские проекты в самых разных музыкальных направлениях. Поэтому наш эстрадно-симфонический оркестр не имеет творческих границ, ему подвластны любые стили. Летом состоятся гастроли в Японии мужского концертного хора «Русские певчие». Фолк- группа «Солнцеворот» приглашена на выступление в Прагу… Вообще, за последние годы, мы уверенно вышли на мировой уровень. Нас знают, следят за нашей деятельностью, звезды мирового джаза с удовольствием принимают приглашение приехать к нам, приглашают наши коллективы на гастроли. О наших «Русских певчих» восторженно писала американская пресса. Детский Театр Эстрады единственный, кстати, в России детский театр, коллектив которого составляет более 500 человек, готовит новые постановки. Дети - это будущее и нашего театра, будущее российской эстрады, и будущее нашей страны. На обучение мы берем ребят с 3 лет. И уже с 5-ти лет – они на сцене. Во всех детских спектаклях у нас играют дети.
— Каковы статистические итоги 2013-го (средняя заполняемость зала, количество постановок и т.д.)?
— Билеты на наши постановки раскупаются за неделю – две. Так что заполняемость 100%. В 2013 году на сцене театра прошло 15 премьер. Шоу «Короли», которое мы впервые представили в апреле 2013 года по музыкальному материалу, техническому сопровождению, спецэффектам, зрелищности – шоу достойное лучших театров Бродвея. «Короли» - визитная карточка театра, и идет каждый месяц по два показа, и все-равно билетов не хватает.
Театр эстрады – единственный в России театр, на сцене которого идут ледовые спектакли. А премьер детских спектаклей было более 10.
— В этом году расходы областного бюджета на культуру, по утверждению министра культуры, беспрецедентны – 7% консолидированного бюджета. Сколько средств бюджет выделяет театру эстрады и на какие статьи расходов?
— Любая культура не может существовать за счет самоокупаемости. Государственная поддержка очень важна. Сейчас много говорят об инвестиционной привлекательности региона. Только не забывайте, что ее оценивают и по уровню развития культурных объектов. Поэтому не надо удивляться озвученной цифре. В культуру необходимо вкладывать.
Что касается конкретно Театра эстрады, субсидируются крупные проекты, такие как международный фестиваль джазовой музыки «ProJAZZ». Задача фестиваля – познакомить нашего зрителя с музыкантами, которые вошли в историю мирового джаза. В рамках фестиваля нам удалось организовать выступление целых коллективов. Например, великий джазмен Бобби Уотсон на фестиваль «ProJAZZ» прилетел со своим коллективом в полном составе.
А теперь я скажу главное. Наш театр является самым успешным государственным учреждением России! Нет в стране такого второго учреждения, которое за три года увеличило бы свой доход в четыре раза, а зарплату работников – в три.
— Как вы определили бы нишу, которую в свердловской культуре занимает Театр эстрады? Каков обобщенный портрет зрителя? Как бы вы разместили на пьедестале три театра областного подчинения или это невозможно?
— Слоган, определяющий наше направление и поле деятельности: «Театр эстрады – театр хорошего настроения». Эстрада по своей форме – развлекательный жанр. Мы в нем работаем, и в своем роде мы единственные не только в нашей области, но и во всей стране. Наш зритель – умный, не унылый, жизнерадостный. А самое главное, достаточно молодой и очень благодарный. А на пьедестале театры я бы разместил так: на высшей ступеньке - мы, а за второе и третье место пусть бьются все остальные (смеется).
— Насколько велико, на ваш взгляд, значение современных технологий на современной эстрадной сцене? Чем в этом смысле может похвастаться Театр?
— Современные сценические технологии – основа всех развлекательных зрелищ в мире. Ни одно шоу в Лас-Вегасе или Атлантик-сити без этого не мыслимы. Нам трудно гнаться за Америкой – мы бюджетное учреждение, но по нашим российским меркам мы находимся на достаточной высоте. Чего нам сегодня очень не хватает, это современного светового оборудования. Его стоимость составляет несколько миллионов долларов и, конечно же, сам театр заработать таких денег не может. Надеюсь, что Правительство изыщет эти средства. А из того, что у нас есть, не каждый театр может этим похвастаться. Новый рояль «Steinway», светодиодные экраны, мультимедийное оборудование, лазерные установки, самая современная звуковая аппаратура. К слову сказать, точно такая же стоит в Лондонском Королевском театре. Все это было приобретено за три года моего руководства.
— Насколько сократились объемы ваших гастрольных выступлений с принятием художественного руководства? Что еще изменилось в вашей жизни с назначением на эту должность?
— В связи с деятельностью в театре – ни на сколько. Да и в жизни мало что изменилось – разве что времени свободного меньше стало. А еще сдерживать себя в связи с должностью приходится чаще. Иной раз дал бы кому-нибудь в морду или послал желтую прессу на три буквы – ан, нет, приходится искать более гуманные формы. Ничего, когда уйду из театра, наверстаю (смеется).
— Претерпело ли изменения ваше творчество? Стихи по-прежнему пишутся (или, скажем, меньше про любовь – больше про религию)? Или же переход на прозу – естественное явление, связанное с возрастом или с обретением мудрости, – кому как нравится? Изменились ли ваши слушатели и почитатели (постарели)?
— Никогда не думал, о чем нужно больше писать - о насущном, о вечном, о любви или о Боге. Поэзию или прозу. Жизнь как река, плывешь по ней, созерцаешь, и музыка, и стихи, и проза приходят сами собой от увиденного. Мудрость и опыт – главные враги не только поэзии, но и вообще любого творчества. Начинаешь делать, как надо, как научили, как безошибочно, как наверняка. И сразу же пропадает взгляд ребенка. А значит - ничего нового на свет не принесешь. В лучшем случае повторишь себя же. Революции совершаются по наитию, порывом души, а не скрипом мозгов. Возраст моих слушателей абсолютно с годами не меняется: от пяти лет до восьмидесяти. Но половина из них – неизменно молодежь.
— Какие изменения, на ваш взгляд, претерпела эстрада за последние годы? Если сравнить с площадкой в «Малахите», то в чью пользу? Необходима ли госполитика в этой сфере? Что можно обозначить таким термином сейчас, и возможно ли ее как-нибудь улучшить? Возможно ли верно обозначить грань между цензурой и вседозволенностью (и вспомнить «Экспертизу по песням А.Новикова)?
— Эстрада когда-то имела еще и воспитательную роль. Была критиком и разила сатирой. Сегодня другое время, нет никаких запретов и она перешла в чисто развлекательный жанр.
В «Малахите» я работал музыкантом, и ресторанную площадку вряд ли можно считать эстрадой, хотя в чем-то сходство, безусловно, есть.
Государственная политика в области эстрадного искусства нужна только в виде финансирования. Пока культура будет довольствоваться только подачками и остаточным принципом, вести разговоры о развитой экономике и мировых прорывах бессмысленно. В основе всего лежит культура нации. Она неразрывно связана с образованием. Интеллект нации – вот главный показатель для государства. В становище людоедов играть на скрипке и читать Пушкина можно. Но публика будет думать о том, как вкусно будет, если скрипача и чтеца сварить или изжарить на костре. И никак – о нотах или строфах. Грань между цензурой и вседозволенностью определяет как раз уровень интеллекта, образования и духовности нации, одобренная обществом степень его политической свободы.
Если вспомнить «Экспертизу по песням А. Новикова», то это образец бессовестной, безграмотной бумаги, происхождение которой возможно только в условиях тоталитарной системы. Отголосок 37-хх годов. Несмотря на то, что Верховный Суд еще в 1992 году признал мой приговор незаконным, а меня невиновным, никто практически об этом не знает. Я же не могу ходить с этой бумагой и кричать на каждом углу: читайте, я невиновен! До сих пор треплют мое имя, вешают ярлыки. Я ни за что отсидел шесть лет, но государство до сих пор передо мной не извинилось.
— Есть ли динамика в жанре, который все называют шансоном (но вам это название, насколько знаю категорически не нравится)?
— Сегодняшний массовый шансон из одной крайности – псевдоуголовной романтики перетек в другую – штампованную попсу. Основой жанра, который мы сегодня условно называем «русский шансон», всегда были стихи великих поэтов – Есенина, Вертинского, Высоцкого, Галича, Окуджавы. В 90-хх появилось полчище воющих о тюрьме и нарах, ни разу ни того ни другого не видавших. Потом это схлынуло и рвануло к еще худшему – безликой и бессмысленной попсе.
— Могут ли вопли «желтой прессы» работать во благо (скажем, можно ли считать, что информация об опоздании Коляды на самолет в Москву обеспечила аншлаговые гастроли)? Насколько они беспокоят вас? Хотя бы раз, указывая на отбытие срока, кто-либо упомянул об «отсутствии состава преступления»?
— Сегодняшняя желтая пресса – это уже не представители второй древнейшей профессии. Это представители первой и второйвместе взятых, причем, первая, по сравнению с ними, просто отдыхает! В стране сегодня практически нет положительного пиара. Его никто не печатает, потому что его никто не читает. Сегодня есть просто пиар. Отрицательный, при этом, лучше всего. Пример – одна вездесущая телеведущая. Даже фамилию называть не надо – так все поймут. Как только эта дама не куражилась, не глумилась над телезрителями, каким матом в эфире не ругалась. Родную мать на три буквы перед телекамерами посылала, и про пьянство свое, и про кокаин рассказывала. И на тебе – одна из самых известных телеведущих. Уровень разложения общества определяется уровнем благополучного существования в нем таких диковинных персон.
Желтая пресса, как таковая, меня не беспокоит. Она питается продуктами жизнедеятельности. Вот, есть слон. И на то, что он оставляет при ходьбе после себя, сползаются червяки, микробы и слетаются мухи. Они и есть природные аналоги желтой прессы. Не было бы известных людей, то есть, этого слона, они умерли бы с голоду. Но даже если завтра их начать кормить шоколадом, они все-равно умрут, потому что они привыкли питаться только этим.
По поводу влияния ее на аншлаги могу сказать точно: никакого значения она не имеет. Разве что, когда уж взахлеб воет, как было с «Голубым щенком», например, это приносит положительный результат. Я лично под эти вопли тогда заработал за год почти на миллион долларов больше обычного.
— Как вы реагируете на такие нападки? Как посоветуете реагировать мэру Екатеринбурга?
— На нападки я реагирую всегда одинаково. Если желтая стая не лает, значит, я стал жить слишком правильно. А это неинтересно ни мне, ни зрителю. Поэтому, проходя мимо желтогазетного болота, кишащего пишущими кикиморами, нет-нет, да и кину кость, а то и плюну. И сразу – вой! Дешево и эффективно. Чего и всем известным людям желаю (смеется).
Вопросы задавала Кася Попова .