25/04/24 - 15:39 pm


Автор Тема: Пантыкин, Александр.  (Прочитано 540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27432
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Пантыкин, Александр.
« : 19 Февраль 2020, 16:36:32 »












Александр Пантыкин - "Земляника"
Песня из военного мюзикла "Храни меня, любимая".

Алекса́ндр Алекса́ндрович Панты́кин (12 января 1958, Свердловск, ныне Екатеринбург, Россия) — российский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Председатель союза композиторов Свердловской области. Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года». «Дедушка уральского рока», лидер легендарной группы «Урфин Джюс». Директор «Студии TUTTI Records». Женат, пятеро детей. Именем Александра Пантыкина в 2002 году названа Детская школа искусств в городе Верхняя Тура Свердловской области.

В 1981 году окончил физико-технический факультет УПИ по специальности «инженер-технолог». В 1985 году окончил эстрадное отделение Свердловского музучилища по специальности «джазовое фортепиано». В 1994 году окончил Уральскую Государственную Консерваторию по специальности «композитор».

В студенческие годы играл в группах «Слепой музыкант» (1973—1976) и «Сонанс» (1976—1980), в 1980—1986 годах — лидер группы «Урфин Джюс».

В 1982 году выступил в роли продюсера и клавишника на записи альбома группы «Наутилус Помпилиус» Переезд. С «Наутилусом» Пантыкину также пришлось сотрудничать ещё два раза — в 1989 (запись альбома Человек без имени) и 1993 году (участие в трибьюте Отчёт 1983—1993). Также Пантыкин принимал участие в записи сольного альбома Егора Белкина Около радио и альбома группы «Настя» Тацу.

В 1986—90 — участник группы «Кабинет».

С 1990 года участвует в группе «Проект Александра Пантыкина». Автор мюзикла «Конец света», музыки к театральным спектаклям, игровым и документальным фильмам («Дело следователей» — 1991; «Чужие города» — 1993, реж. В. Трояновский).

В 1994 им основана «Студия TUTTI Records» — независимая студия звукозаписи и музыкальный лейбл, бессменным генеральным директором которой является до сих пор.

В 1996—2003 играет в группе «Поезд куда-нибудь». Председатель жюри фестиваля «Rock-Line» 1996—2003 г.

Именем Александра Пантыкина названа Детская школа искусств в городе Верхняя Тура.

Участие в группах
1973—1975 — «Слепой музыкант»
1976—1980 — Музыкальная студия «Сонанс»
1980—1985 — «Урфин Джюс»
1985—1986 — «Егор Белкин и его друзья» («Группа Егора Белкина»)
1985—1986 — «Настя»
1985—1987 — «Кабинет»
1988—1989 — «Урфин Джюс»
1989—1991 — «Проект Александра Пантыкина» («ПАП»)
1998—2002 — «Поезд Куданибудь»

Пантыкин Александр 2001 - Пять зим пять лет (320)
...................................
Русский рок в лицах: Александр Пантыкин

ЛИПНИЦКИЙ: Здравствуйте. В эфире радиостанция «Финам FM», 99,6. И я, автор программы «Содержание», Александр Липницкий приглашаю вас в студию поучаствовать в разговоре с моим дорогим гостем Александром Пантыкиным. Конечно, для подавляющего большинства радиослушателей «Финам FM» это имя просто неизвестно. Я себе представляю: XXI век, какая-то в прошлом была магнитофонная закрытая империя, где пленки легендарной «Урфин Джюс» из Свердловска, расходились так же, как и пленки ранних альбомов «Аквариума» «Треугольник» и «Синий альбом» и вот, собственно, человек, стоявший у истоков новой волны свердловского рока, (поясняю для тех, кто не знает такой город, сейчас он называется, как в прошлом и в позапрошлом веке, Екатеринбург). Александр, здравствуй.

ПАНТЫКИН: Добрый вечер всем.

ЛИПНИЦКИЙ: Все-таки о новой волне 80-х, о питерской волне, о ленинградском рок-клубе, о Москве, о ленинградской рок-лаборатории, в общем-то, в центре все известно. А как все это начиналось у вас? Ведь я уверен, что радиослушатели могут быть знакомы только с вершками, но отнюдь не с корешками, то есть с творчеством «Чайфа» и «Наутилуса», тех групп, которые остались на поверхности, но я-то знаю, что все начиналось совершенно иначе.

ПАНТЫКИН: Это так и, на самом деле, и «Чайф», и «Наутилус», и «Агата Кристи» появились значительно позже основных двух групп, которые как раз были предтечей, будем так говорить, наиболее известных групп, это группа «Урфин Джюс», руководителем которой был я, и группа «Трек». Обе эти группы возникли из осколков знаменитой студии «Сонанс», которая выступала еще в 1978 году в Черноголовке на фестивале, организованном Артемием Троицким, вместе с «Машиной времени», тогда еще были такие группы, как «Виктория», и так далее. Поэтому, даже музыкальная история «Сонанс» была больше известна в центре, чем «Урфин Джюс» и «Трек»; чуть позже эта группа раскололась на две, в результате чего эти две группы были основоположниками уральского рока.

ЛИПНИЦКИЙ: Давай послушаем песню, которая мне нравится по названию – «Автомобиль без управления», «Урфин Джюс». Я совсем недавно купил довольно быструю машину «Subaru», с чем ты можешь меня поздравить.

ПАНТЫКИН: Поздравляю.

ЛИПНИЦКИЙ: Напоминаю вам, вы слушаете программу «Содержание», на радиостанции «Финам FM», 99,6. И у меня в гостях Александр Пантыкин, один из, я бы сказал, двух, на мой гамбургский счет, крестных отцов свердловского рока, свердловской волны. Про второго крестного отца речь, безусловно, зайдет позже. А сейчас, Александр, я бы хотел узнать, кто играет в этом боевом составе «Урфин Джюса»?

ПАНТЫКИН: Классический, золотой состав группы «Урфин Джюс», это – я бас-гитара и лидер-вокал, Егор Белкин – лидер-гитара и вокал, и Владимир Александрович Назимов – самый знаменитый барабанщик группы, и не только этой группы, он играл во многих группах, таких, как «Наутилус», «Чайф», и так далее. Вот эти три человека и четвертым человеком, это и есть тот крестный отец, его имя я не могу не упомянуть, потому что это был полноценный, четвертый член нашей группы – Илья Кормильцев.

ЛИПНИЦКИЙ: Да, это, можно сказать, великий поэт русского рока. К счастью, я сумел его зафиксировать на телекамеру в моей программе «Еловая субмарина», где мы с Ильей обсуждали, кто же является самым лучшим поэтом русского рока. И, так как мы не переходили на первое лицо, то телезрители вместе с Ильей выбрали Александра Башлачева и, я думаю, что Илья железно находится в первой пятерке.

ПАНТЫКИН: Конечно.

ЛИПНИЦКИЙ: Об этом речь зайдет позже. Ты упомянул, что в начале 80-х, вы насаждали рок-культуру с другой знаменитой в городе Екатеринбурге группой.

ПАНТЫКИН: Да, это группа «Трек» и лидером этой группы был Игорь Скрипкарь. Это очень знаменитый человек в городе Екатеринбурге, он играл на бас-гитаре в группе «Трек» и пел. Кстати, он был первым мужем Насти Полевой.

ЛИПНИЦКИЙ: Ой, у вас, как я чувствую, так же, как и в Питере, так как местечко небольшое по сравнению с Москвой, все переплетено.

ПАНТЫКИН: Конечно, деревенька-то маленькая!

ЛИПНИЦКИЙ: Все друг на друге переженились.

ПАНТЫКИН: Поэтому, в группе «Трек» было два вокалиста – Игорь Скрипкарь и его супруга Анастасия Полева, которая позже, вместе с Егором Белкиным, кстати, гитаристом группы «Урфин Джюс» (вот какое кровосмешение интересное) организовала группу, которая называется «Настя». К ней мы вернемся позже, а сейчас речь идет о группе «Трек».

ЛИПНИЦКИЙ: Какую бы песню ты порекомендовал послушать?

ПАНТЫКИН: Я бы хотел, чтобы вы послушали «Песню Любви» и сказать еще об одном очень интересном человеке, знаковая фигура для уральского рока, это так называемый «Полковник», Александр Гноевых, это человек, который отвечал за качество записи. В начале 80-х годов, когда вообще не было никакой техники, ему удавалось на двух магнитофонах «Тембр» делать многоканальные записи особого качества, которое, как ни странно, приближалось к мировым стандартам.

ЛИПНИЦКИЙ: Значит, это уральский Тропило.

ПАНТЫКИН: Абсолютно верно, это уральский Тропило и помимо него в этой группе еще были активными людьми Михаил Перов – гитара, Андрей Балашов – скрипка и клавиши, а ударником был Андрей Котов, который позже стал играть в группе «Агата Кристи».

ЛИПНИЦКИЙ: Александр, вернемся к карьере «Урфин Джюса». Для Москвы это, увы, так и осталось легендарным, музыкальным объединением, потому что концертов в Москве «Урфин Джюс» в 80-е практически не играл.

ПАНТЫКИН: Никогда не играл.

ЛИПНИЦКИЙ: Я всегда ходил на все концерты ведущих провинциальных групп, вернее ведущих групп из русской провинции, но, увы, «Урфин Джюс» не доехал, поэтому, рассказывай!

ПАНТЫКИН: Группа «Урфин Джюс» в составе Егор Белкин – гитара, Владимир Назимов – барабаны, и я на бас-гитаре и вокал, была, прежде всего, потрясающей концертной группой и я очень сожалею, что мы ни разу не играли в Москве, это действительно историческая правда. Группа была организована в этом составе в 1981 году и записала четыре альбома. Первый альбом назывался «Путешествие», второй альбом назывался «15», третий альбом назывался «Жизнь в стиле Heavy Metal». После этого вышло еще два альбома, один из которых назывался «Легенды русского рока», это такая серия была.

ЛИПНИЦКИЙ: «Moroz records».

ПАНТЫКИН: Да, «Moroz records» и последний альбом, это «5 минут неба», который не считается классическим урфинджюсовским альбомом, это больше мой сольный альбом.

ЛИПНИЦКИЙ: Давай все-таки вернемся к классическим альбомам.

ПАНТЫКИН: Самым классическим альбомом является альбом «15».

ЛИПНИЦКИЙ: Почему такое название? Кто придумал?

ПАНТЫКИН: Потому что в этом альбоме оказалось 15 песен. А название альбома придумал знаменитый художник из Екатеринбурга, Александр Коротич, который делал оформление практически всем ведущим рок-группам, это и «Наутилус Помпилиус», и «Агата Кристи», и Насте Полевой, и нам. Александр Коротич, это тоже очень легендарная личность, потому что его, будем так говорить, оформление, являлось неотъемлемой частью этих альбомов.

ЛИПНИЦКИЙ: Слушай, получается так, что вы абсолютно синхронно шли с ленинградским рок-н-роллом, но мне на глаза не попадались альбомы «Урфин Джюса» в этих коробочках. Они сохранились?

ПАНТЫКИН: Конечно. Все альбомы сохранились, все оформления сохранились. Более того, мы сейчас готовим, в связи с 30-летием группы «Урфин Джюс», которое будет в 2011 году, мы собираемся выпустить CD в том виде, в котором мы наконец-то можем себе позволить это сделать, потому что…

ЛИПНИЦКИЙ: Ну, к старости все разбогатели и понятно, что все выпускается на свои деньги.

ПАНТЫКИН: Конечно, на свои деньги, благо они есть и на это, скажем так.

ЛИПНИЦКИЙ: Ты выбрал песню из этого альбома, мне понравилось название – «Человек наподобие ветра». Я сразу подумал, что, наверное, ее написал Илья Кормильцев.

ПАНТЫКИН: Конечно, автор текста Илья Кормильцев, ведь только он с его потрясающей фантазией, мог придумать такую вещь – «Человек наподобие ветра».
ЛИПНИЦКИЙ: Напоминаю вам, вы слушаете программу «Содержание», на радиостанции «Финам FM», 99,6. И мой гость, знаменитый, свердловский музыкант, басист, клавишник, вокалист и композитор, Александр Пантыкин, прокомментирует песню, которую мы сейчас слушали. Мы слушали оркестр, да?

ПАНТЫКИН: Да, дело в том, что фишка группы «Урфин Джюс» с самого начала была в том, что мы всегда выступали с оркестром. И в частности песня «Человек наподобие ветра», кто внимательно слушал, то расслышал, что вместе с нами играет симфонический оркестр. И кстати, в 2006 году, 5 августа мы справляли 25-летие группы «Урфин Джюс», когда мы впервые позволили себе сыграть наши вещи именно так, как они были задуманы с самого начала, а именно – с оркестром. Скоро выйдет DVD, посвященный этому концерту и там группа как раз играет с симфоническим оркестром.

ЛИПНИЦКИЙ: Смотри, у меня подряд сразу два таких гостя, видимо сильно заучившихся музыкой с детства, потому что Градский всегда говорил, что у него 18 лет беспрерывного музыкального образования. (Сашка у меня был в гостях). А как ты учился музыке и где?

ПАНТЫКИН: Музыке я учился так: сначала я закончил физико-технический факультет УПИ…

ЛИПНИЦКИЙ: Ты хочешь сказать, что до этого ты не учился музыке?

ПАНТЫКИН: До этого я музыке учился только в музыкальной школе. Да, я был блестящим пианистом, даже выиграл конкурс пианистов в городе Екатеринбурге, тогда Свердловске, потом поступил в УПИ, закончил через 6 лет, чтобы от армии убежать, потому что этот институт позволял уйти от армии. После этого я за два года закончил экстерном музыкальное училище, эстрадное отделение и поступил в консерваторию, получив уже композиторское образование. И в 1994 году я завершил свое музыкальное образование, как профессиональный композитор.

ЛИПНИЦКИЙ: И теперь тебя редко можно встретить на рок-сцене, как и всех состоявшихся композиторов.

ПАНТЫКИН: Реже, но, тем не менее, я с удовольствием принимаю участие в различных сессионных альбомах и, в частности, мы, наверное, еще коснемся моего второго рода деятельности, помимо композиторского.

ЛИПНИЦКИЙ: Коснемся. Но ты знаешь, то, что сейчас у меня назрело, это интерес к тому, что отличает свердловскую новую волну 80-х от питерской и московской? Безусловно, одна песня, которую мы сейчас слушали, где ты поешь, она совершенно иная, она имеет какую-то совершенно другую наполненность, совершенно другие истоки. Похоже, что арт-рок англо-американской музыки повлиял на вас сильнее, чем на ленинградцев и, тем более, на москвичей, которые больше слушали рок-н-ролл.

ПАНТЫКИН: С моей точки зрения, уральская рок-музыка, прежде всего, отличалась равенством музыки и текста. Потому что у истоков рок-поэзии в городе Екатеринбурге, помимо Ильи Кормильцева стоял еще другой абсолютно блестящий поэт Аркадий Застырец, который работал с группой «Трек», а Илья Кормильцев работал с группой «Урфин Джюс». Вот эти два очень больших поэта заставили, как мне кажется, говорить о рок-поэзии, как об отдельном, очень большом, серьезном искусстве. Я работал и с одним и с другим, но так как они являлись равноценными членами всех без исключения групп, то музыкальная составляющая и поэтическая составляющая уральских групп всегда была равна. Потому что если говорить, например, о питерском рок-н-ролле, то, конечно, там можно говорить, что у БГ превалирует текстуальная составляющая…

ЛИПНИЦКИЙ: У Майка тоже.

ПАНТЫКИН: Да, у Майка тоже, и так далее, список бесконечен. Если мы говорим о московской лаборатории того времени…

ЛИПНИЦКИЙ: То, скорее, там превалирует музыкальная. 

ПАНТЫКИН: Там превалирует музыкальная составляющая, потому что там все-таки желание сыграть музыку так же, как ее играли многие англоязычные группы, оно все-таки превалирует.

ЛИПНИЦКИЙ: Да, я думаю, что Мамонов и Шумов скорее исключение среди рок-лабораторских групп.

ПАНТЫКИН: Да, это исключение, потому что основная масса ориентировалась на музыку.

ЛИПНИЦКИЙ: Да, и «Отказ», и «Коперник», не говоря уже о «Браво», «Бригада С».

ПАНТЫКИН: Поэтому, конечно, эта тема требует отдельного изучения, но на сегодня, как мне кажется, уральский рок отличался равенством поэзии и музыки.

ЛИПНИЦКИЙ: Давай-ка сейчас вернемся в начало 80-х. Еще одна песня с очень поэтичным названием «Другая сторона холма». Наверняка, это Илья Кормильцев.

ПАНТЫКИН: Да, это он.

ЛИПНИЦКИЙ: Музыка?

ПАНТЫКИН: Музыка Александра Пантыкина.

ПАНТЫКИН: В этой песне, как и во многих других, помимо меня поет Егор Белкин. Специфика его вокала заключается в том, что этот человек вообще не обладает никакими вокальными данными, но он поет нутром, будем так говорить, тем самым важнейшим, как мне кажется, рокерским нутром, когда, не обладая особыми вокальными данными, человек просто передает какие-то очень важные вибрации.

ЛИПНИЦКИЙ: А вот если говорить о музыкальной составляющей, вот не могу уловить словесное выражение, объяснение специфики уральского рока. Давай, попробуй ты.

ПАНТЫКИН: Я могу сказать следующее, по крайне мере по поводу группы «Урфин Джюс». Вообще, если говорить об уральском роке в целом, то каждую группу всегда очень сильно заботила фишка этой группы. Что группа «Наутилус Помпилиус» во главе со Славой Бутусовым, что «Чайф», что «Агата Кристи», (особенно ранние альбомы «Агаты Кристи»), что «Апрельский марш» – у каждой этой группы была своя фишка и над ней, кстати, работа шла особенно тщательно. Потому что, как мне кажется, ни в Москве, ни в Питере так тщательно об этом не думали, скорее всего, там получалось так, как получается.

ЛИПНИЦКИЙ: Нет, мы думали.

ПАНТЫКИН: Ваша группа исключение, причем знаменитое исключение, может быть, поэтому мы ее слушали чаще, чем другие группы. Группа «Урфин Джюс», в частности, когда мы думали над музыкальной фактурой, дело в том, что втроем играть всегда очень сложно, это три инструмента: гитара, барабаны и бас-гитара и тремя инструментами нужно создавать достаточно плотные фактуры, но при этом интересные. А так как я был пианистом (я очень много играл Прокофьева, я очень много играл современной именно музыки: и Оливье Мессиана, и многих французских классиков – Сати, Мийо, Пуленка), то благодаря этому возникала такая токкатная, очень энергетически емкая музыкальная фактура, идущая от рояля, от фортепиано.

ЛИПНИЦКИЙ: Пиететы перенес и в «Наутилус».

ПАНТЫКИН: Отчасти это и в «Наутилусе», отзвуки как бы получились. Потому что «Наутилус» шел следом за «Урфин Джюсом». И естественно, что многое, что было наработано в «Урфин Джюсе», генетически перешло и в эту группу. Так вот, переносом фортепианной фактуры на гитарную и получилась такая интересная фишка, благодаря которой «Урфин Джюс» зазвучал совершенно – будем так говорить – отлично от других. Насколько это получилось – уже судить, так сказать, не нам, но это был такой музыкантский эксперимент.

ЛИПНИЦКИЙ: Напоминаю, вы слушаете программу «Содержание» на радиостанции «Финам FM» 99,6. И мы продолжаем беседовать с Александром Пантыкиным об уральской новой волне. Называется эта песня «Контакт», которую мы сейчас слушали. И она, по-моему, с вашего последнего альбома «Жизнь в стиле Heavy Metal». Судя по всему, тяжеляк 80-ых, накрывших рок-музыку, сказался на названии?

ПАНТЫКИН: Безусловно. Но в данном случае Илья Кормильцев – автор всех текстов в этом альбоме – имел в виду, конечно, жизнь в стиле Heavy Metal, как состояние души, что ли, человека, состояние его внутренних каких-то, так сказать, вещей. Тем более в то время группа «Урфин Джюс» была со стороны властей, в общем-то, достаточно серьезно атакована, будем так говорить. И этот альбом был записан даже не в городе Свердловске тогда, а мы вынуждены были уехать за пределы этого города, и мы его записывали инкогнито в городе Каменск-Уральском – это город-сателлит недалеко от города Свердловск. И надо сказать, что у нас была база. Почему нас долго не могли найти в Свердловске определенные органы? Потому что мы базировались за городом – в городе Верхняя Пышма. Ее, кстати, называют уральским Ливерпулем, откуда вышли многие-многие известные музыканты, в том числе Егор Белкин и Владимир Назимов. Они родом как раз из города Верхняя Пышма. И в этом городе было знаменитое производственное объединение «Радуга», в клубе которого мы и работали – у нас была своя сцена, у нас была потрясающая аппаратура, которую нам поставил тот самый Александр Новиков, сегодня бард.

ЛИПНИЦКИЙ: За которую его и посадили.

ПАНТЫКИН: Да. Александр Новиков, кстати, упаковал группу «Урфин Джюс» – мы были упакованы тогда как средняя европейская группа. У нас были потрясающие инструменты, у нас был клавинет «Hohner», по тем временам настоящий, например, у нас были настоящие гитары – все было настоящее, родное, «фирменное», как тогда называли. Поэтому группа «Урфин Джюс» в смысле звука, в смысле базы была, я думаю, одной из самых лучших обеспеченных групп в стране в то время.

ЛИПНИЦКИЙ: А вы сохранили с лидером сегодняшнего нашего русского шансона добрые отношения?

ПАНТЫКИН: Честно говоря, шансон лично для меня – направление не очень интересное, поэтому я практически ничего не слушаю. Но какие-то отдельные вещи долетают до моих ушей.

ЛИПНИЦКИЙ: Нет, я спросил про личные отношения с Новиковым.

ПАНТЫКИН: Ну, личные отношения с Александром, в общем-то, как-то прекратились, практически, с тех времен. Потому что наши пути-дорожки очень сильно разошлись, он исчез по известным причинам – его посадили. Я начал заниматься более академической музыкой, стал заниматься музыкой к кино и театру, а потом уехал, вообще, в Москву. Поэтому в результате наши пути-дорожки разошлись.

ЛИПНИЦКИЙ: Понятно. Ну, а если говорить о преемственности – для многих в Москве в 80-е годы свердловский рок, конечно, начался с группы «Наутилус Помпилиус».

ПАНТЫКИН: Безусловно.

ЛИПНИЦКИЙ: Ну, давай-ка немножко о том, как эта преемственность реально осуществлялось в 80-е.

ПАНТЫКИН: Значит, я всегда с большим пиететом относился к молодым группам, потому что молодые группы для меня были источником свежих, новых идей. Мне всегда было очень интересно с ними общаться, работать. Может, поэтому и прозвали меня «дедушкой уральского рока», что я работал практически как продюсер практически со всеми свердловскими рок-группами. И, в частности, группа «Наутилус Помпилиус» во главе со Славой Бутусовым не избежала, так сказать, этой участи. Потому что в то время это были студенты архитектурного института. Они базировались в общежитии архитектурного института, у них была группа, которая называлась «Али-Баба и 40 разбойников». А так как я все время следил за группами, которые появлялись – ко мне попали записи этой группы. Я послушал – группа играла ужасно: ни петь, ни свистеть, ни дудеть, что называется, но вот что-то меня тогда уже как бы задело, остановило мой взгляд. Я послушал и познакомился с этими ребятами, и мне стало очень интересно, потому что в общении они оказались – и Дима Умецкий, и Слава Бутусов – людьми, во-первых, очень близкими по музыкальным взглядам ко мне, потому что они в то время страшно любили группу «Led Zeppelin», а эта группа – номер один у меня до сих пор. И мы просиживали вечера, пели эти песни. В общем-то, я тогда был достаточно большим авторитетом, и они очень долго не показывали мне свой новый материал; но когда, наконец, они осмелели, показали, и я послушал – я предложил им сделать нормальную запись. А я выступал в роли продюсера, аранжировщика, я пригласил Полковника (лучшего звукорежиссера на Урале), чтоб он этот альбом записал. И мы в клубе архитектурного института записали альбом, который назывался «Переезд». Кстати, вот я предлагаю сейчас из этого альбома послушать одну вещь.

ЛИПНИЦКИЙ: Какую?

ПАНТЫКИН: Эта вещь называется «Ястребиная свадьба». Но эта песня в моем исполнении, когда я спел ее уже спустя 10 лет, как исполнилось группе. Но чтобы понять, какого плана вещи в то время уже фигурировали в творчестве Вячеслава Бутусова и группы «Наутилус» – мне кажется, это было бы очень интересно.

ПАНТЫКИН: Соавтором. Соавтор – это точнее.

ЛИПНИЦКИЙ: А слова здесь?

ПАНТЫКИН: Слова в «Ястребиной свадьбе» чешского поэта. Дело в том, что это было еще до того, как Илья Кормильцев стал работать со Славой Бутусовым.

ЛИПНИЦКИЙ: И задолго до того, как Слава начал писать свои песни.

ПАНТЫКИН: Да, и задолго до того, как Слава начал писать свои песни. Слава тогда читал очень много различной поэзии, в частности, чешской.

ЛИПНИЦКИЙ: Ну что ж, отлично. Ну, насколько я понимаю, твой рассказ про выходцев из Верхней Пышмы – это ведь всего лишь часть довольно широкой географии уральского рока. Я помню, была такая чудесная группа «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе». Это же тоже ваше?

ПАНТЫКИН: Да. Из какого-то небольшого городка…

ЛИПНИЦКИЙ: Верхотурье.

ПАНТЫКИН: Верхотурье – абсолютно верно, точно. Вот это память!

ЛИПНИЦКИЙ: Чудесные ребята. Да, ну потому что это был альбом, который в 80-е годы меня очень заинтересовал.

ПАНТЫКИН: Да. И, кстати, из города Первоуральск – Настя Полева.

ЛИПНИЦКИЙ: О! Вот, давай мы перейдем к этому хорошо известному и любимому в России дуэту – Настя Полева и Егор Белкин. Во-первых, вопрос: а почему все-таки вы почти все уехали из вашего родного города? Расскажи.

ПАНТЫКИН: Ну, причин, на самом деле, было достаточно много, и они, конечно, в основном, связаны с основной деятельностью, будем так говорить. В частности, многие музыканты вместе со Славой Бутусовым – а у него прошло три-четыре состава. Причем все эти музыканты, по мере того, как Слава приглашал их в свои коллективы, уезжали из города. Поэтому можно сказать, что здесь пара десятков человек – это те, кто работали в «Наутилусе». Я уехал в Москву из Екатеринбурга, как и многие, потому что у меня работы в Москве просто стало больше, чем в Екатеринбурге.

ЛИПНИЦКИЙ: И, видимо, так и у всех.

ПАНТЫКИН: Так и у всех.

ЛИПНИЦКИЙ: Скажи, а сейчас в Екатеринбурге есть какая-то, так скажем, площадка для рок-музыки? Есть, где играть молодым музыкантам, как ты думаешь?

ПАНТЫКИН: До сих пор существует так называемое рок-объединение «Сфинкс», которым занимается Володя Ведерников абсолютно героически, потому что, по сути дела, все, что он делает – он делает на собственные средства, никто ему не помогает. Но это, конечно, уже слабое подобие свердловского рок-клуба.

ЛИПНИЦКИЙ: Где руководил Коля Грахов и Александр Калужский. Я их хорошо помню. Чем они сегодня занимаются?

ПАНТЫКИН: Сегодня Александр Калужский живет в Америке и преподает английский язык американцам – как это ни смешно. Ну, а Коля Грахов является радиомагнатом, является владельцем около 30 уже радиостанций, которые расположены в разных городах нашей страны.

ЛИПНИЦКИЙ: Понятно. Ты с ним контактируешь иногда?

ПАНТЫКИН: Я со всеми контактирую, даже и с Калужским тоже. Потому что благодаря, так сказать, новейшим технологиям, благодаря «Skype» удается абсолютно безвозмездно и бесплатно общаться со всем миром.

ЛИПНИЦКИЙ: Ну вот, убежавшие в Питер вместе со Славой Бутусовым Настя Полева и Егор Белкин, поближе к легендарному ленинградскому рок-клубу, давно уже составляют очень креативный творческий дуэт. Может быть, пару слов о них?

ПАНТЫКИН: Ну, с Настей произошла такая история: опять же, если вспоминать о тех временах, когда я начинал с группой «Наутилус Помпилиус» – в эти же самые времена из города Первоуральска в город Свердловск тогда приехала молоденькая девочка по имени Настя. Фамилия у нее была другая. Настя Полева – это уже ее псевдоним.

ЛИПНИЦКИЙ: А какая, помнишь?

ПАНТЫКИН: К сожалению, я этого уже не помню.

ЛИПНИЦКИЙ: Ну ладно, неважно. Девичья, будем считать.

ПАНТЫКИН: Да, девичья фамилия. Настя поступила в архитектурный институт и пришла в тот самый клуб, где записывал «Наутилус Помпилиус» свой первый альбом, о котором я рассказывал раньше. И эта девочка взяла гитару и под гитару пела песни из репертуара Аллы Пугачевой, потому что другого репертуара в тот момент у этой девушки не было. Девушка оказалась очень настойчивой и в музыкальном смысле очень одаренной, потому что мы ее пригласили как раз в музыкальную студию «Сонанс», и она согласилась. Потом она стала вокалисткой группы «Трек». И супругой бас-гитариста этой группы Игоря Скрипкаря. И вот уже позже, когда группа «Трек» прекратила свое существование, она стала фактически супругой Егора Белкина.

ЛИПНИЦКИЙ: И его музой.

ПАНТЫКИН: Ну, Настя всегда сама писала и тексты, и музыку, поэтому основным автором в группе является как раз Настя Полева. А Егор является аранжировщиком и продюсером этой группы.

ЛИПНИЦКИЙ: Ну вот, еще один патрон из славной обоймы свердловского рока – Настя Полева и Егор Белкин с песней «Танец на цыпочках». Скажи, Александр, а что ты поделываешь в наши дни?

ПАНТЫКИН: Ну, в наши дни я занимаюсь, в основном, музыкой к кино и театральной музыкой.

ЛИПНИЦКИЙ: В кино вас всех не Балабанов затащил?

ПАНТЫКИН: В кино, кстати, Балабанов нас, наоборот, не затащил, а он наотрез отказывается в кино приглашать меня, допустим. Очень смешная история, но, тем не менее, это факт. Но недавно Алексей Балабанов пригласил Вадика Самойлова, который помог ему сделать музыку к кино. Нет, я в основном работаю с другими режиссерами – с такими как Дмитрий Астрахан, Владимир Хотиненко. Самая моя последняя работа, о которой я могу рассказать – это фильм «Мы из будущего 2», может быть, многие видели.

ЛИПНИЦКИЙ: Сериал, да?

ПАНТЫКИН: Нет. «Мы из будущего 2» – это полный метр. И вообще, я являюсь специалистом по записи оркестра к кино, потому что у меня есть своя собственная технология записи оркестра для кино, которое, кстати, очень многим нравится. И поэтому как раз к этому фильму у меня получилось, как я называю, «голливудское звучание», «голливудский оркестр». А то, что касается театральной музыки: в основном, я сейчас пишу оперы, мюзиклы и, в частности, в 2010 году на «Золотую маску» моя лайт-опера «Мертвые души» по Гоголю получила 10 номинаций, что является абсолютно беспрецедентным случаем. И, в частности, я – как композитор – выдвинут среди композиторов на номинацию «Лучший композитор в театре».

ЛИПНИЦКИЙ: Кошмар! Зачастили ко мне на «Содержание» настоящие композиторы. Не уверен, что всем радиослушателям это по душе. Но вот мне как раз попалась на глаза пластинка из той кучи, которую ты мне принес в подарок с жирной подписью «Оформление Андрея Макаревича». И такое, очень симпатичное граффити с именами, так и называется: «Имена. Маргулис, Чиж, Ромарио». Какое отношение имеет к тебе этот красивый альбомчик?

ПАНТЫКИН: Это альбом, который вышел совсем-совсем недавно и надо сказать, что в этом альбоме участвовали все мои друзья. И если Евгений Маргулис и Чиж – это мои давнишние друзья, то Ромарио – это мой новый друг, музыкант из Екатеринбурга, который собрал всех нас, старичков для записи этого альбома. Я в этом альбоме играю на фортепиано. И как я это делаю, кстати, мы можем сейчас послушать песню, которая называется «Друг мой заграничный». Про эту песню я могу сказать, что поет ее Чиж, написал ее Ромарио, я играю на фортепиано, а на контрабасе играет Билли Новик.

ЛИПНИЦКИЙ: Напоминаю, вы слушаете программу «Содержание» на радиостанции «Финам FM» 99,6. И мы с моим гостем, Александром Пантыкиным, уже приближаемся к концу нашей беседы о славной волне свердловского рока 80-х. Саша, сохранилась ли, на твой взгляд, та общность, которая, конечно, выделяла свердловский рок-клуб и свердловскую рок-музыку все 80-е, сегодня? Сохранились ли какие-то контакты, есть ли в московском или, вообще, всероссийском воздухе музыкальные струны, которые ты сразу можешь почувствовать: «Вот это наши, это мои птенцы, это мои внуки», музыкальные, естественно.

ПАНТЫКИН: Вопрос сложный, скажу честно, потому что когда я бываю в городе Екатеринбурге и слушаю новые молодые команды – мне кажется, что эти группы могли появиться в любом городе нашей страны. И та специфика, которая была в 80-х годах, она, конечно, безвозвратно – с моей точки зрения – улетучилась, как дым. И сегодня совсем другие ощущения. Есть замечательные молодые команды, которые сегодня появились и, в частности, Ромарио, которого мы слушали – молодой исполнитель. И так далее. Но той атмосферы, того единства и того духа, который был, его нет – может, к сожалению, может быть, к счастью, но это нормально, это жизнь. Мне кажется, что это естественный процесс, который происходит не только в музыкальной среде, это вообще процесс более широкого звучания: это и социальный процесс, это процесс изменения, я бы даже сказал, мировой процесс, потому что во всем мире рубеж веков, конечно, сильно поменял ситуацию. И этому подвержена не только Россия, этому подвержена и Европа, этому подвержена и Америка. И многие-многие процессы, о которых мы сейчас говорим, изменились и там. И сегодня мы тоже не можем узнать и американскую музыку – она другая стала, и английскую музыку – она тоже другая, и европейскую. Все стало уже другим.

ЛИПНИЦКИЙ: Планетарным.

ПАНТЫКИН: Планетарным. Поэтому, я думаю, что благодаря, прежде всего, конечно, серьезнейшим техническим изменениям в мире, благодаря Интернету, благодаря появлению таких мощных средств, когда не существует расстояния, когда не существует даже проблемы общения, получения информации, когда ты одной кнопкой можешь узнать все, что ты захочешь. Вот я ради интереса экспериментировал со своими друзьями: мы сидели около Интернета и задавали разные вопросы – и не было ни одного вопроса, на который бы нам Интернет не давал ответа. Да, какие-то вопросы более точны, какие-то менее точны. Но тайна исчезла.

ЛИПНИЦКИЙ: Но тайна сохранилась, где и когда родятся такие же прекрасные песни, которые когда-то рождались в недрах советского коммунистического города Свердловск.

ПАНТЫКИН: Да, то есть осталась тайна творчества, тайна создания – это правда.

ЛИПНИЦКИЙ: Мы будем прощаться с Сашей. И что бы ты хотел на коду из своего творчества?

ПАНТЫКИН: На коду я хотел бы предложить песню, которая называется «Сверчок» в исполнении замечательного певца Николая Носкова, из проекта, который называется «Автобус», который я сделал вместе с замечательным поэтом Вениамином Голубицким на нашей студии «Мосфильм» вместе с оркестром Союза кинематографистов, дирижером Сергеем Скрипкой. Это очень большая работа, песня называется «Сверчок».

ЛИПНИЦКИЙ: Ну что ж, спасибо, что пришел, до свидания.

ПАНТЫКИН: На здоровье. Всем огромные приветы и наилучшие пожелания.



Пантыкин - Чего это стоило мне




Александр Пантыкин - "Троечка"
Песня из военного мюзикла "Храни меня, любимая".


Онлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27432
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Пантыкин, Александр.
« Ответ #1 : 07 Июль 2020, 14:41:24 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика