28/03/24 - 21:48 pm


Автор Тема: Вяльцева Анастасия.  (Прочитано 611 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Вяльцева Анастасия.
« : 12 Февраль 2020, 15:54:01 »























Анастасия Вяльцева - Скажи, зачем / Anastasia Vyaltseva - Tell me why .

Анастаси́я Дми́триевна Вя́льцева (по мужу — Бискупская; 1 (13) марта 1871, слобода Алтухово, Трубчевский уезд, Орловская губерния— 5 (18) февраля 1913, Санкт-Петербург)

Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась 1 марта 1871 года в Орловской губернии. В детстве она вместе с матерью переехала в Киев, где с 8 лет начала работать в мастерской дамского платья, а с 11 - подгорничной в гостинице. В 15 лет Настя пришла к известному в Киеве балетмейстеру Ленчевскому. К искусству ее подтолкнул случай, который произошел с ней, когда она убирала в гостинице апартаменты артистки Вельской. Когда Настя убиралась, она пела. Вельская услышала ее пение и сказала:  "А знаешь, у тебя есть голос, тебе нужно учиться петь. Да и внешние данные у тебя прелестные. Знаешь, ты должна пойти в оперетту..."

После этого несколько лет Вяльцева выступала в разных опереточных труппах, гастролировавших по провинции.  Она выступала и в балетной группе, и в вокальной: в шестнадцать лет Вяльцева запела, стала хористкой. У нее появились поклонники. Но больших успехов тогда Вяльцева не добилась. Петь и танцевать у нее получалось плоховато, и бывали случаи, когда молоденькую певичку закидывали помидорами.
 
В 1893 году Вяльцева поступила в опереточную труппу Малого Петербургского театра. Ей доверяли незначительные выходные роли. К ней пришёл первый успех в оперетте-мюзикле Н.Куликова "Цыганские песни в лицах". В спектакле участвовали многие артисты, которые пели популярные романсы и модные городские песенки конца XIX века. И вдруг Вяльцевой повезло. Ей дали роль девушки Кати, молодой цыганки. Роль была маленькой, но в конце последнего акта Вяльцевой доверили спеть песенку "3ахочу - полюблю":

    Захочу - полюблю,
    Захочу - разлюблю,
    Я над сердцем вольна,
    Жизнь на радость мне дана...

Стройная, привлекательная барышня с очаровательной улыбкой, которую потом так и назовут "вяльцевской", кокетливо и игриво исполнила простенькую песенку, вызвав бурю аплодисментов. Этот вечер и стал началом её карьеры. Потом судьбоносный романс станет постоянным украшением её концертного репертуара.

 Богатый петербургский адвокат Николай Иосифович Холева полюбил Вяльцеву и оказывал ей материальную поддержку. Анастасия стала, как тогда говорили, его воспитанницей. На деньги своего мецената она стала брать уроки пения у самых дорогих педагогов по вокалу, а также занялась самообразованием. Работать она умела, и успехи у нее были замечательные. И уже через год-полтора Вяльцева стала появляться в музыкальных салонах и на эстрадных вечерах как исполнительница романсов.

Первый сольный концерт Вяльцева дала в 1897 году. Публика приняла Вяльцеву на "ура".  Анастасия пела о любви, о радостях жизни, унося слушателей в беззаботный и праздничный мир мчащихся троек, звенящих гитар, пенящегося шампанского. Певица очаровала свою публику игривостью и легкостью звонкого голоса.

С 1902 года певица начинает гастролировать по всей России. Первые четыре года Вяльцева ездила в гастрольные поездки - по сорок концертов - ежегодно. Потом она гастролировала уже два раза в год - весной и осенью.

Статистики подсчитали: за 5 лет, с начала 1908 по конец 1912 года, длина гастрольного маршрута Вяльцевой по России составила 175 тысяч верст - половину расстояния от Земли до Луны или 4.5 оборота вокруг Земли по экватору! Путешествовала Вяльцева в своем собственном вагоне, отделанном по вкусу самой певицы.
 
Поклонники называли ее "певицей радостей жизни". И это было правильно, потому что Вяльцева не пела те цыганские романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Нет! Она пела о любви. В ее романсах и эстрадных песенках постоянно присутствует "жажда свиданий, жажда лобзаний", призывы "сбросить оковы любви".

    Дай, милый друг, на счастье руку,
     Гитары звук разгонит скуку.
     Забудь скорее горе злое,
     И вновь забьется ретивое!..
 
  Когда Вяльцева, протягивая руки в зал и улыбаясь, пела этот припев, каждому казалось, что она именно ему протягивает руку, ему улыбается, и зал расцвечивался ответными улыбками!

В Петербурге артистка давала 2-3 сольных концерта в год в зале Благородного собрания с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер - сумма, невиданная даже для мировых знаменитостей (средняя зарплата учителя составляла тогда 35 рублей). Пластинки с записью Вяльцевой стоили до 6 рублей. Певица сделала около сотни записей на грампластинках, но сколько из них сохранилось до нашего времени - неизвестно (как минимум, 55 записей).

Нередко концерты затягивались за полночь - Анастасии Дмитриевне приходилось петь на "бис" и 10, и 20, и 30 раз. Были случаи, когда публика категорически отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей говорили: "Что Вы делаете? Вы себя убиваете! К чему эта безумная расточительность? Зачем Вы поете столько "бисов"? Ведь публика - тиран алчный, ненасытный, безжалостный!" Она отвечала: "Они заплатили деньги и поэтому могут требовать!". Это и погубило Вяльцеву.

Осенью 1912 года Вяльцева заболела воспалением легких. Не выздоровев до конца, она в очередной раз отправилась на гастроли. На концерте в Курске она вдруг упала в обморок от недостатка сил. Когда  она очнулась, в первую очередь она хотела закончить свое выступление!

После этого случая ей порекомендовали гастроли отменить, но она дала еще с десяток концертов, после чего она вообще не смогла выйти на сцену.

 Врачи ей поставили диагноз "рак крови". Даже в сегодняшние времена, при высоком уровне развития медицины, процент смертности от этой болезни очень велик. Была предпринята попытка переливания крови. Донором выступил муж Вяльцевой полковник Бискупский. Попытка оказалась неудачной: больной стало на время немного лучше, но спасти ее жизнь не удалось. 4 (17) февраля 1913 года она скончалась.

Вся Россия оплакивала "несравненную", "королеву русского романса". Газета "Раннее утро" изумлялась: "Что такое Вяльцева? Когда умирал Антон Павлович Чехов, то почти никто в России не следил за ходом его болезни...". На это "Петербургская газета" отвечала: "Говорящий так забывает, что Чехов был и писал для немногих, а Вяльцева служила своим талантом многим...".
 
Жизнь коротка, искусство вечно! Первым эту крылатую фразу сказал Гиппократ, и она как нельзя точно подходит к творчеству Анастасии Вяльцевой.

Вяльцева умерла - ее песни остаются с нами.
.......................................
Кажется, чего же такого привлекательного может быть в творчестве певицы, которая родилась в далёком 1871 году, а выступала с 1897 года по 1912-й? С тех пор появилось много разных музыкальных жанров, стилей, исполнителей и групп, и качество звукозаписи ушло далеко вперед. Но из-за некоторого "упрощения" пения, проникновения в музыкальный мир всяких компьютерных "примочек", таких, как корректировка тембра голоса, устранение "непопаданий в ноты", ПОВСЕМЕСТНОЕ выступление под фонограмму (и пусть не говорят, что "по техническим причинам" артист не может выступать вживую - зачем мне тогда платить немалые деньги за билеты, я диск куплю или скачаю песни из Интернета!) мастерство исполнения потеряло свою значимость. Известно несколько случаев, когда певица поскальзывалась и падала на сцену, а песня продолжала звучать. Какой смысл в посещении таких концертов?
 
Ознакомьтесь с моим мнением о причинах этого явления.
 
Раньше же всего этого не было, поэтому исполнители добивались успеха в первую очередь благодаря своим способностям и трудолюбию. Это были такие известные имена, как Фёдор Шаляпин, Варвара Панина, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Надежда Обухова, Людмила Зыкина, Алла Баянова и другие. Когда слушаешь песни в их исполнении, чувствуешь, переживаешь за героев песни. Например, Людмила Зыкина пела известный романс "Вернись, я всё прощу". Она пела не в одном и том же темпе.
 
Вернись, я все прощу - упреки, подозренья,

Мучительную боль невыплаканных слёз,

Укор речей твоих, тревожные сомненья,

Позор и стыд твоих угроз.

 Когда певица исполняет этот романс, она поёт его так, чтобы слушатель мог создать в своём представлении картину событий, о которых поётся в песне. Строки романса несут в себе трагичность, бесплодные попытки вернуть любимого.
 
Ещё одной отличительной особенностью многих известных исполнителей прошлого является их стремление поддержать свой жанр на эстраде как можно дольше. Самым поразительным примером является выпуск в 2009 году нового диска Аллы Николаевны Баяновой "Среди миров" с песнями из репертуара Александра Вертинского. Я прослушал песни с этого диска и оригинальные записи Вертинского, Алла Николаевна смогла передать интонации певца, который был её кумиром всю жизнь. Самым удивительным в этом событии является то, что Баянова познакомилась с Вертинским и начала выступать с ним в 1927 году. Тогда она даже не могла представить себе, что через 82 года (здесь всё правильно: через восемьдесят два года!) она выпустит диск с его песнями. Причём споёт так, как пел сам Вертинский (в похожей манере исполнения). а не так, как сейчас пытаются перепевать романсы некоторые современные певички.
 
Большинство (не скажу, что все) популярных современных эстрадных исполнителей об этом даже не задумывается. Их задача - увлечь слушателя простенькими мелодиями и простоватыми текстами песен и "срубить" на этом побольше "бабок". Иногда тексты песен превращаются в такой бред, что невозможно понять, о чём песня, что хотел сказать миру её автор и исполнитель. Например, песня одной современной певицы, по какому-то странному совпадению тоже носящей фамилию (или псевдоним) Зыкина:
 
А мне хотелось пользу приносить - неоперабельная моя тоска.
 
Я перегрелась, я вишу на ситце неба - муха и никто пока,
 
Но на самом-то деле мне моё имя карусели пели
 
И целую неделю слушали ночами кошки только меня.
 
Просили только меня,
 
Просили: "дальше!"
 
- А что еще мне надо?
 
(Татьяна Зыкина, "Тоска")
 
Я не могу понять, о чём поётся в этой песне. Если кто-нибудь знает, какой смысл заключён в словах этой песни - напишите мне по электронной почте. Автор этой страницы будет вам благодарен.
 
Представим себе ради смеха, что в 2009 году молодая 13-летняя певица знакомится с современным известным эстрадным певцом, и выступает с ним. Через 82 года, в 2091 году, она записывает диск с песнями из репертуара этого певца, и люди с наслаждением слушают эти песни. Какая это может быть певица и с каким певцом она может выступать? Причём без фантастических догадок вроде машин времени, неограниченной продолжительности жизни человека или полётов на скоростях, близких к скорости света. Основная проблема здесь - создание таких новых песен, которые могли бы быть популярными спустя такой большой промежуток времени.
 
Еще страшнее то, что многие песни современных исполнителей являются откровенно пошлыми и неприличными . Как же в таких песнях воспевается пошлость, секс и извращения, включая однополую любовь! "Я сошла с ума, мне нужна она" - это еще не самое вызывающее.
 
Я ничего не имею против сексуальности в песнях. Даже наоборот, я считаю, что секса в песнях должно быть как можно больше. В конце концов, секс - это то, от чего зарождается жизнь, и то, что приносит удовольствие. Только эти сексуальные эмоции должны выражаться так, чтобы у читателя или слушателя не возникало ощущения пошлости и неприличности. Именно в этом состоит различие между пристойным и непристойным, эротикой и порнографией. Эта задача непроста, но Анастасии Вяльцевой удалось ее решить в своём творчестве.
 
Что оставят современные исполнители в наследство потомкам? Какие их песни будут слушать через 10 (на даче у меня лежат кассеты 10-летней давности, большую часть исполнителей я уже не знаю), 20, 30 лет? Даже представить трудно.
 
Теперь представим себе 2109 год. Я даже не могу сказать о том, какого уровня развития достигнет тогда наука и техника. Может быть, люди начнут осваивать другие планеты или дно океана. И вот в 2109 году внук спросит своего деда: "Какие песни любил слушать народ 100 лет назад?"  Что ответить деду?   Я предполагаю, что Аллу Пугачёву он упомянёт. Но как быть с исполнителями, появившимися на эстраде в последние 10-15 лет? Кого вы можете назвать? "Фабрику звёзд" (ещё уточнить надо, какого выпуска, 5-го или 7-го) или "Ногу свело" или "Иванушек Интернэшнл"?

Поэтому если вам тошно от таких текстов современных эстрадных песен и от их исполнителей - слушайте старые! Время является лучшим методом проверки "качества" песен. Такая ерунда не может  долго оставаться популярной.

Вяльцева Анастасия 1974 - Песни и романсы минувших лет (320)   https://shanson-mp3.ru/index.php?topic=30373.0

Анастасия Вяльцева. Лети, лети мечта любви. Old Russian Romance.




Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Вяльцева Анастасия.
« Ответ #1 : 03 Май 2020, 14:43:29 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика