28/03/24 - 19:11 pm


Автор Тема: Скоморовский Яков.  (Прочитано 629 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Скоморовский Яков.
« : 24 Февраль 2020, 15:06:26 »




Яков Скоморовский- День и ночь (М.Блантер) Blues

Скоморовский Яков Борисович
19.08.1889, Херсон, Украина —
04.07.1955, Ленинград
 Трубач, руководитель лучшего ленинградского джаз-оркестра 30-х годов.


В 1912 году окончил с отличием Петербургскую консерваторию по классу трубы. В 1908–11 был солистом Императорского симфонического оркестра, в 1911–18 — солистом оркестра Театра музыкальной драмы, в 1918–32 — ведущим трубачом в оркестре Ленинградского малого театра оперы и балета и одновременно солистом оркестра Ленинградской филармонии. В 1929 вместе с Леонидом Утесовым организовал «Теа-джаз», но не разделил восторга по поводу эстрадно-развлекательных программ и в 1932 собрал танцевальный бэнд из 10 музыкантов, который работал в гостинице «Европейская» (с 1934 назывался Концертный джаз-оркестр). В 1935 коллектив был приглашен на радио, а через два года начал гастролировать от имени Ленгосэстрады с эстрадно-джазовыми программами. С оркестром Скоморовского сотрудничал И. О. Дунаевский, поручив ему озвучивание кинофильмов «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Девушка спешит на свидание». В конце 30-х годов главным аранжировщиком оркестра стал пианист и композитор Илья Жак, а солисткой Клавдия Шульженко. В 1944–46 Скоморовский руководил симфоджазом «Ансамбль пяти морей».
Записи:
«Джаз-оркестр Якова Скоморовского. Записи 30–40-х годов» (1977)
«Голубая ночь» (1985)
«Парад» (1985)
«Мне грустно без тебя» (1986)
«Мы из Ленинграда» (1987)
........................................
ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА

О Леониде Осиповиче Утесове очень много написано и сказано. Но в разные годы ему помогали разные люди, о которых широкому кругу известно не много.

8 марта 1929 года на сцене Ленинградского оперного театра дебютировал теа-джаз под управлением Леонида Утесова. Музыкальным руководителем и одним из организаторов коллектива был Яков Борисович Скоморовский.
Он родился 6 августа 1889 года в Херсоне. Отец, дядя и три брата Якова были талантливыми музыкантами, поэтому споров о выборе профессии в семье не было. В 1897-1898 гг. Яков Скоморовский учится в Одесском музыкальном училище РМО (Российского музыкального общества) по классу трубы у выдающегося преподавателя и исполнителя Михаила Прокофьевича Адамова (1874-1946). В 1898 году М.П. Адамова приглашают в Петербург на должность первого трубача-солиста оркестра Мариинской оперы. Вслед за ним в Петербург отправляется и Яков Скоморовский. Там он поступает в консерваторию, в класс Александра Бернгардовича Гордона (1867-1942).
С первых дней учебы Яков зарекомендовал себя как виртуозный трубач. Не случайно после окончания консерватории молодой музыкант получил лестное по тем временам приглашение в симфонический оркестр гвардейского Волынского полка в качестве солиста-трубача.
Уже после октябрьской революции, когда в России вновь начали функционировать театры, Скоморовского пригласили в качестве ведущего трубача-солиста в оркестр Малого Ленинградского театра (МАЛЕГОТ), где он проработал более десяти лет. Отсюда Якова Скоморовского "увел" в свой джаз-оркестр Леонид Утесов. На протяжении многих лет Я.Б. Скоморовский совмещал работу в разножанровых коллективах Ленинграда. Он играл в оркестре под управлением Леонида Утесова, оркестре Малого оперного театра (1918-1932), симфоническом оркестре Петроградской (Ленинградской) филармонии.
 "Яков Борисович Скоморовский был одним из выдающихся трубачей-солистов; его игра отличалась сильным и красивым звуком, техническим совершенством", — отмечал дирижер, заслуженный артист РСФСР А. Коган. Исполнительское мастерство музыканта ценили и отмечали такие выдающиеся композиторы, как А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов; дирижер С.А. Самосуд сказал об игре Скоморовского: "Его "Золотой петушок" (речь идет об опере Н.А. Римского-Корсакова. — прим. Б.Ш.), как драгоценный бриллиант, излучал искры, от которых загоралось пламя вдохновенного исполнения чудесной оперы".
Со временем у Скоморовского произошла размолвка с Утесовым по многим творческим вопросам, тем не менее, Яков Борисович успел "заразиться" джазом. В 1930 году он создал свой джазовый коллектив, собрав многих талантливых музыкантов Ленинграда, работавших в театральных оркестрах, а также в оркестре Ленинградского мюзик-холла, которым в то время руководил композитор Исаак Дунаевский.
Премьерное выступление концертного джаз-ансамбля под руководством Я. Скоморовского состоялось в начале 1931 года в ленинградской гостинице "Европейская" и имело большой успех. Критики отмечали изящество аранжировок, выполненных Николаем Игнатьевым, прекрасный вокал баритона Ивана Миловидова, игру на гавайской гитаре Джона Данкера и, конечно же, виртуозное владение трубой руководителя ансамбля. В состав оркестра также входили Петр Скрипаченко, Иосиф Тершкович, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов, Федор Осипов, Иосиф Уткин, Леонид Шатохин, Иван Морозов, Александр Леонтьев, Илья Жак, Джек Смилга и два родных брата Скоморовского.
Джаз Я.Б. Скоморовского сделал немало записей на грампластинки в 30-е годы, а несколько последних записей с соответствующей тематикой — в годы Великой Отечественной войны. Коллектив также выступал с концертами в краснофлотских частях и гарнизонах. Любопытно, что Клавдия Ивановна Шульженко, имея свой джаз-оркестр под управлением В.Ф. Коралли, ряд песен ("Челита", "Не забудь" и др.) записала в сопровождении оркестра под управлением Я.Б. Скоморовского.
После войны Яков Борисович руководил эстрадным оркестром ленинградского Дома культуры работников связи, а с 1951 года до конца своих дней преподавал в Военно-морской музыкальной школе имени Н.А. Римского-Корсакова.
Яков Скоморовский — автор ряда произведений для джаз-оркестра, концертных миниатюр, транскрипций. И все же в музыкальный мир он вошел как один из организаторов и, без преувеличения, — душа легендарного утесовского теа-джаза, созданного двумя этими музыкантами. А рассказывать о популярности джаза Леонида Утесова нет необходимости, она была поистине всенародной.
...................................
Большинству поклонников и знатоков эстрады это имя хорошо известно, поскольку Яков Борисович был одним из организаторов и, не будет преувеличением, душой легендарного утесовского теаджаза, созданного в Ленинграде двумя этими музыкантами в далеком 1928 году. А говорить о популярности джаза Леонида Утесова нет необходимости она была поистине всенародной.

Яков Скоморовский родился в Киеве в 1889 году в исключительно музыкальной семье, где и отец, и брат отца, и братья Якова (а их было трое) былиталантливыми музыкантами. Поэтому о выборе профессии споров в семье Скоморовских не было и Яков отправился в Петербург, где и поступил в консерваторию по классу трубы, и уже с первых дней обучения зарекомендовал себя виртуозным трубачом. Не случайно, чтопосле окончания консерватории молодой музыкант получил лестное, по тем временам, приглашение в симфонический оркестр гвардейского Волынского полка в качестве трубача. Здесь он совершенствует свое мастерство, исполняя ведущие сольные партии, написанные для кларнета и трубы. Когда, после октябрьской революции, в России начали вновь функционировать театры, Якова Борисовича пригласили в качестве ведущего трубача - солиста в оркестр Малого Ленинградского театра, где он проработал более десяти лег. Из МАЛЕГОТа Скоморовского ''увел'' в свой джаз Утесов Леонид. Правда с Утесовым уже в первый гол работы произошла размолвка по многим творческим позициям и они расстались, но, тем не менее, Яков Борисович успел ''заразиться'' джазом. Недолго думая, он создает свой джаз, собрав многих талантливых ленинградских музыкантов, работавших в оркестрах театров, а также в оркестре Ленинградского мюзик-холла, которым в то время руководил известный композитор Исаак Дунаевский. Премьерное выступление концертного джаз - ансамбля под руководством Якова Скоморовского состоялось в ленинградской гостинице ''Европейская'' (это было в начале 1931 гола) и имело большой успех. Критики, описывая это музыкальное событие, отмечали изящество аранжировок, выполненных Николаем Игнатьевым, прекрасный вокал баритона Ивана Миловидова, изящество исполнителя на гавайской гитаре Джона Данкера и, конечно же, виртуозное владение трубой руководителя джаза Якова Скоморовского. Собственно, слушателиэтого диска сами могут убедиться в правоте оценок, данных музыкальными критиками той поры. Джаз Якова Скоморовского сделал немало записей на грампластинки в 30-е годы, а несколько последних записей с соответствующей тематикой - в годы Великой Отечественной войны. По окончанию войны начавшиеся гонения на джаз не обошли стороной и Якова Скоморовского, коллектив которого распался, прекратив свое существование, а в 1955 году не стало и его руководителя. В музыкальную программу этого диска мы включили записи джаза Якова Скоморовского, сделанные в 30-е годы. Надеемся, что они воскресят а памяти слушателей мелодии, волновавшие когда-то наших пап и мам, бабушек и дедушек.
......................................
Яков Борисович Скоморовский является одним из наиболее видных представителей ленинградской джазовой школы наряду с Г.Ландсбергом и А.Семеновым. Из джазовых музыкантов, работавших в основном в Ленинграде, он оставил самое значительное фонографическое наследие. Однако в отечественной джазовой историографии ему уделено очень мало места, тогда как этот музыкант заслуживает явно большего. Биографические сведения о нем довольно скудны (особенно в раннем и позднем периодах его жизни).

Яков СкоморовскийЯков Скоморовский родился в 1889 году в Киеве в семье, прославленной в этом городе своими музыкальными традициями. Его отец и дядя были известными музыкантами, по некоторым данным, дядя был дирижером симфонического оркестра. Трое его братьев - Абрам, Александр и Юзеф, стали также профессиональными музыкантами. Все они, кроме Юзефа, играли в оркестре Якова. Известно, что он поступил в Петербургскую консерваторию по классу трубы отнюдь не в юношеском возрасте, по окончании был зачислен в симфонический оркестр лейб-гвардии Волынского полка, который исполнял классическую и салонную музыку (духовые оркестры для сопровождения маневров и парадов были практически в каждой части, а оркестр симфонический был только один). Уже там Скоморовскому поручали ответственные соло для корнета и трубы. После революции Скоморовский приглашается в Малый Ленинградский Государственный Оперный Театр (МАЛЕГОТ), бывший Михайловский в качестве солиста-трубача. С 1919 по 1929 год театр становится его основным местом работы. В симфоническом оркестре театра он зарекомендовал себя настоящим виртуозом: немецкий оперный дирижер Георг Себастьян, большую часть жизни проводивший на гастролях в Советской России, в Ленинграде и на московском радио делавший записи арий опер Моцарта с советскими оперными певцами, был в середине 20-х годов поражен талантом рыжеволосого трубача-солиста. Условием своего следующего контракта с МАЛЕГОТ Себастьян поставил участие Скоморовского, который к тому времени уже полтора года играл в Теа-Джазе Леонида Утесова и не слишком аккуратно относился к ежедневным репетициям симфонического оркестра. Это было в 1929 году. Вскоре после этого Яков Скоморовский навсегда уходит из театра, отдав себя целиком джазу. О периоде его работы в театре напоминает фантазия на темы из оперы Римского-Корсакова "Золотой Петушок", открывающаяся соло засурдиненной трубы.

Скоморовский знакомится с Леонидом Утесовым в 1928 году и спустя несколько месяцев уже играет в первом составе его Теа-Джаза, дебютировавшем, кстати, на сцене МАЛЕГОТа. Репетиции проходили в огромной квартире Скоморовских на Конногвардейской улице (ныне ул. Перовской). Однако через год Скоморовский покидает и театр, и Утесова. Их мнения насчет того, каким должен быть оркестр, резко разошлись: Скоморовскому, инструменталисту-виртуозу с рафинированным вкусом, претила театрализация джаза и включение в него сочинений доморощенных авторов, мягко говоря, не высшей пробы. Практически все записи 1932 - 1933 и 1937 - 1938 годов, сделанные Скоморовским со своим оркестром - это сочинения зарубежных авторов. Исключение было сделано лишь для музыки, сочиненной им самим, его братом Александром - талантливым пианистом, руководившего своим собственным джаз-ансамблем, Дунаевским и Николаем Игнатьевым, лучшим джазовым аранжировщиком Советской России конца 20-х - начала 30-х годов.

Проработав некоторое время в оркестре Ленинградского мюзик-холла, руководимом Исааком Дунаевским, Скоморовский дебютирует уже со своим собственным оркестром в гостинице "Европейская" в Ленинграде в 1931 году. В репертуар были включены сочинения в подавляющем большинстве зарубежных авторов, в основном немецких. Партитуры были написаны Николаем Игнатьевым (до последнего времени они хранились в архиве Александра Скоморовского, после 1989 года их судьба неизвестна), а также использовались печатные голоса, вывезенные из Германии. Вокалистом оркестра был в то время Иван Миловидов с густым оперным баритональным тембром (в прошлом солист оперной труппы МАЛЕГОТа), на гавайской гитаре играл "человек-оркестр" Джон Данкер, игравший в джаз-оркестре и на банджо. Джаз Скоморовского записал в 1932 - 1933 годах в студии Музтреста более сорока произведений, опередив по числу записей своего бывшего партнера и теперешнего конкурента Утесова с его джазом. Многие вещи были записаны по нескольку раз, и до сих пор находятся все новые и новые пластинки. Оркестр тогда назывался "Концертный джаз-ансамбль", вероятно, в противовес Теа-Джазу Л.Утесова.

После этих сеансов в работе Скоморовского для грамзаписи наступил перерыв до 1937 года. Интересно, что деятельность оркестра ограничивалась в основном выступлениями в крупных ресторанах и гостиницах Ленинграда и Москвы, концертные программы, сделанные специально для выступлений с подиума, либо были редки, либо их не было вовсе. За это время состав оркестра несколько изменился, но кардинальные перемены произошли вместе с приходом аранжировщика Ильи Жака, писавшего все партитуры для оркестра с середины 30-х годов. У него был свой, непохожий ни на кого другого почерк, определивший, однако, звучание не одного ленинградского джаз-оркестра. В скорых мажорных вещах использование необычайно подвижной группы деревянных (reeds) придавало партитурам непринужденную легкость и веселость, а в вещах в минорных тональностях (особенно в tutti) слышался сумрачный, почти трагический колорит благодаря особому расположению медных, а также использованию в ритм-секции аккордеона и изредка тубы (даже в такой записи января 1940 года, как "Блюз"Воспроизвести в формате RealAudio).

Исаак Дунаевский, с которым Скоморовский был знаком еще по Мюзик-холлу, сыграл положительную роль в судьбе не одного джаза СССР благодаря своим связям в Наркомате по делам искусств, Государственном Репертуарном Комитете (ГРК) и даже более высоких инстанциях. Он привлек джаз Скоморовского к сотрудничеству еще в 1936 году. Неудивительно, что первые записи оркестра в 1937 году, сделанные выездной бригадой Грампласттреста в Ленинграде, запечатлели музыку этого самого известного композитора-песенника. Более того, Дунаевский выступал в этих записях в качестве дирижера и аранжировщика. Джаз Скоморовского озвучивал и кинофильм "Девушка спешит на свидание" с его музыкой. К сожалению, оригинальная фонограмма до нас не дошла, а в версии, вышедшей на экраны кинотеатров после реставрации ленты, играет студийный оркестр фирмы "Мелодия" под управлением Г.Гараняна. Однако сохранилась студийная грамзапись 1937 года трехминутной "Песни" - одного из центральных музыкальных номеров кинофильма.

После этого оркестр Скоморовского регулярно записывал на пластинки инструментальные композиции (из них только два вальса с тогдашней солисткой джаза Л.Соловьевой). В 1939 году оркестр начинает сотрудничество с восходящей ленинградской (поначалу) эстрадной звездой, молодой Клавдией Шульженко и записывается с ней на пластинки фабрики "Ленинград". Авторство аранжировок так и не установлено - скорее всего, часть из них делал Илья Жак, а часть - Алексей Семенов, чей оркестр находился одно время то под руководством Дунаевского, то под руководством Шульженко и ее мужа, куплетиста Владимира Коралли. Одни и те же партитуры использовались и в довоенных записях оркестра Скоморовского, и в записях 1945 года оркестра Семенова.

В последний раз в довоенное время оркестр Скоморовского появляется в студии Грампласттреста в январе 1940 года. С наступлением войны оркестр занимается культмассовой работой в действующей армии, записывает свои последние пластинки - "Бескозырка", "Земляки", "Краснофлотская улыбка", "В лесу прифронтовом", запечатлевшие резкий поворот от инструментальной музыки к советской патриотической песне и одновременно падение уровня исполнения, сведшегося к простому аккомпаниаторству певцам, имена которых прочно забыты.

После войны оркестр уже не записывается, а музыканты все чаще играют порознь, например, в оркестре Юзефа Скоморовского, который появлялся на танцевальных вечерах в домах культуры (например, в д/к им. Капранова на Московском проспекте за Обводным каналом, - тогда проспекте Сталина), состав его резко сокращается, а с приходом к власти в Ленинграде нового секретаря горкома Толстикова культурная жизнь в Ленинграде начинает замирать, и даже громкое имя и довоенные заслуги не могли спасти коллектив Скоморовского от окончательного распада.

Руководитель прославленного джаза довоенной поры, трубач и дирижер Яков Борисович Скоморовский скончался в Ленинграде в 1955 году.



Джаз-оркестр Якова Скоморовского - Блюз (1940)





Джаз-оркестр Якова Скоморовского - Голубая ночь (Блюз), 1932



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Скоморовский Яков.
« Ответ #1 : 22 Июль 2020, 15:10:28 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика