29/03/24 - 01:53 am


Автор Тема: Christoff Boris  (Прочитано 421 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Christoff Boris
« : 24 Февраль 2020, 14:04:36 »








Борис Христов - Жертва Вечерняя



Бори́с Кирилов Хри́стов (болг. Борис Христов; 18 мая 1914, Пловдив, Болгария — 28 июня 1993, Рим, Италия) — болгарский оперный певец (бас).


Борис Христов родился 18 мая 1914 года в Пловдиве в семье болгарского общественника и национал-революционера Кирила Совичанова, выходца из Вардарской Македонии.


Певческий талант Христова проявился в юности, когда он поступил в хор собора Александра Невского. Однако он предпочёл заниматься пением в свободное время, избрав юридическую карьеру, не оставляя тем не менее выступлений в хоре. Всё изменилось в 1942 году, когда его пение в соборе услышал болгарский царь Борис III. Под впечатлением от выступления Христова царь назначил ему государственную стипендию и отправил на учёбу в Италию. В Италии Борис обучался классическому вокалу у легендарного итальянского баритона Риккардо Страччари. Обучение прервалось в 1943 после смены политического режима в Италии, после чего Христов вернулся в Болгарию. В 1944 году он отправился в Германию для изучения немецкого оперного репертуара, но в Австрии был арестован и заключён в лагерь для интернированных лиц. После освобождения Борис вернулся в Италию, продолжив обучение у Риккардо Страччари.


Профессиональный дебют Христова состоялся 28 декабря 1945 в академии "Санта Чечилия" в Риме, где он исполнил несколько произведений итальянского и русского репертуара. Дебют на оперной сцене состоялся 12 мая 1946 года. Христов исполнил партию Коллена в «Богеме». С той поры и до окончания своей карьеры в 1986 году он с неизменным успехом выступал в лучших оперных театрах мира.
Творчество
Христов знаменит своими выступлениями в итальянском, французском и русском оперных репертуарах, среди ролей артиста стоит особо отметить образы Бориса («Борис Годунов»), Филиппа II («Дон Карлос»), Мефистофеля («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто), Аттилы («Аттила»), Фиеско («Симон Бокканегра»), Досифея («Хованщина») и другие. Не менее известен Христов своим вдохновенным исполнением болгарской и русской церковной музыки.
.........................
Борис Христов - величайший бас второй половины XX века


Многие музыкальные критики нашего времени считают Бориса Христова величайшим басом второй половины XX века с точки зрения вокальных данных, артистических способностей и сценического эффекта. Блестящий успех и триумф выдающегося певца Бориса Христова известны всем, но мало кто что-либо знает о драматических поворотах в его личной жизни, которых никак не мало.


По линии отца корни происхождения Бориса Христова связаны с Македонией и с музыкой. Еще в ХIХ веке его дед Христо Совечанов прославился в качестве ведущего певца в местной болгарской церкви в Битоле, его называли “Псалта”. Люди проходили пешком десятки километров, чтобы прибыть в Битолю и услышать как он поет. Его отец Кирилл (по отчеству Христов, которое все чаще используется и вместо фамилии) тоже отличался ярко выраженными музыкальными способностями, обладал чудесным тенором и был сравнительно хорошим скрипачом. Кроме этого Кирилл Христов был типичным интеллектуалом того времени и известным преподавателем и музыкантом. В своей родной стране он сначала окончил филологическое образование, а затем получил второй диплом по французской литературе в Лионе.


Кстати, мировое сообщество могло и ничего не узнать о Борисе Христове. Он окончил юридический факультет, а пением занимался только на досуге. Но все изменилось, когда царь Борис III случайно услышал его голос на концерте и с удивлением воскликнул: “Если хотите принести пользу Болгарии, Вы должны посвятить свою жизнь пению и уйти из суда!“. Борис Христов и присутствующие на концерте не сочли слова царя особо важными, приняв их за самую обычную любезность, и их удивление было огромным, когда спустя неделю в дом семьи Христовых пришло письмо из Царской канцелярии, в котором сообщалось, что Борису Христову выдается стипендия для обучения пению за рубежом. Письмо вызвало переполох в семье. Борис боялся самостоятельно принять столь ответственное решение и посвятить все свое время пению, его мать Райна была против, считая, что у их младшего сына стабильная профессия и ему не следует заниматься авантюризмом, а Николай считал, что будущее его брата заключается в пении. Кирилл Христов, после долгого молчания, в конце концов спустя несколько дней сказал “последнее слово”: ”Давай, сын, уезжай! Да хранит тебя Бог!”. После получения царской стипендии в качестве места специализации была выбрана конечно же Италия, а дата отъезда совпала с днем рождения Бориса. Вечером 18 мая 1942 года Борис Христов сел на поезд в Милан и отправился покорять мировую музыкальную сцену. Таким образом, почти случайно началась одна самых выдающихся певческих карьер ХХ-го века, но до вершины успеха пришлось пройти долгий и трудный путь.


Гражданская война, начавшаяся после падения фашизма в Италии в июле 1943 года, превратила жизнь там в трудное испытание. Борис продолжил свое обучение в Зальцбурге. В его буднях часто присутствовал вой сирены воздушной тревоги. В результате бомбардировки пансионат, в котором он жил, был разрушен, а сам Борис спасся чудом. В начале 1945 года нацисты и заграничное правительство Ал. Цанкова приступили к формированию болгарского корпуса добровольцев для участия в войне. Их агенты начали вербовать молодежь и студентов стать частью корпуса. Конечно же, Борис Христов отказался, бурно и непреклонно заявив, что приехал обучаться пению, а не заниматься политикой. Спустя несколько дней по приказу Гестапо он был принудительно отправлен в лагерь Фельдкирхен, недалеко от границы со Швейцарией. К счастью, это был только лагерь труда – работники занимались тяжелой работой, режим был строгим, но ни в коем случае его нельзя было сравнить с ужасом нацистских концлагерей, в которых погибли миллионы человек. Борис решил сам найти выход и справиться с пленничеством – с песней! Он успел взять с собой несколько партитур, преимущественно с нотами русских песен, которые он пел при каждом удобном случае. Для этого он сформировал хор, состоящий из молодых русских беженцев. Вместе с остальными юношами, многие из которых были еще почти детьми, певец проживал на огороде, почти не питался из-за отврательного зловония, спал на твердых нарах в пропитавшемся влагой подвале. И все-таки он успел взять с собой несколько партитур и иногда втайне пел для поднятия настроения своих товарищей по судьбе.


Одним утром всех заключенных выстроили на площади после того, как надзиратели обнаружили на одном из углов изображение серпа и молота. В число заподозренных сначала попали молодые украинцы, одного из которых забили до полусмерти. Потрясенный этим жестоким зрелищем, Борис в течение долгих дней и ночей заботился о пострадавшем товарище, носил ему пищу и воду. Нацисты это заметили и заподозрили его не только в соучастии, а и сочли его инициатором акции протеста. И в момент, когда его жизнь висела на волоске, французская военная часть стремительно вторгнулась через границу и оккупировала лагерь. Командир оказвался заядлым меломаном. Узнав о болгарине с невероятным голосом, он сказал ему что-нибудь спеть для солдат. На последующих после этого концертах бурные овации долго не затихали, а восхищенный французский офицер был готов оказать любую поддержду для поощрения такого невероятного таланта. Вернуться в Болгарию было невозможно – путь к родине проходил через самые горячие военные точки, а и какое будущее его ждало там? Борис Христов решил снова вернуться в Италию. Француз помог ему с получением необходимых пропусков, довез его на военном джипе до границы, где они распрощались. В течение долгих лет, обращаясь в газеты и информационные агентства, выдающийся бас искал своего спасителя, чтобы отблагодарить его, но к сожалению так его и не нашел.


В конце августа 1945 года Борис покинул лагерь и после долгих скитаний попал к своему учителю Страчари в Риме. Маэстро с трудом узнал своего ученика в представшем перед ним похудевшем и плохо одетом человеке. Он с радостью установил, что голос Бориса не изменился в результате пережитых страданий, и продолжил его обучать бесплатно. В то время у будущего знаменитого певца часто не было денег даже на один бутерброд. Его оперный дебют состоялся 12 марта 1946 года в городе Реджо-ди-Калабрия и не прошел без перипетий. В результате землетрясения были разбиты стекла в отеле, а воспаление горла чуть не сорвало выступление. Однако представление прошло великолепно и талантливого болгарина два раза вызывали на бис.


И лишь спустя три дня судьба преподнесла 32-летнему Борису настоящую награду, когда во время обеда с дружеской семьей он познакомился с Франкой де Рензис, дочерью известного музыколога и музыкального критика. Между ними сразу загорелась искра, они начали часто встречаться и проводить много времени вместе. Будучи женщиной с высокой музыкальной культурой и отличным вкусом, Франка сразу оценила способности болгарина. Она посещала все его концерты и занималась организацией прослушивания. Ее родственники тоже приняли его очень радушно. Последовала помолвка, а 15 мая 1949 года влюбленная пара обвенчалась на скромной церемонии, состоявшейся в Капелле Этиопе в Ватиканских садах. С тех пор, в течение 44 лет до конца жизненного пути Бориса Христова, Франка была его первым помощником и неизменным советником во время его блестящей карьеры. Но судьба, когда одной рукой воздает, другой забирает. Семейная пара мечтала о ребенке и летом 1956 года их мечта сбылась. Франка забеременела, а Борис был на седьмом небе от счастья, что скоро станет отцом. И точно в этот момент состоялся его дебют в самом известном южно-американском театре “Колон“ в Буэнос-Айресе, где он сыграл две своих коронных роли - Бориса Годунова и Мефистофеля. Его преданная супруга Франка снова была с ним. Но на одной из репетиций она потеряла сознание. Прийдя в себя, она сама пошла в больницу, чтобы не прерывать репетицию. Врачи категорически заявили, что необходимо проведение неотложной жизненно важной операции. Когда Борис пришел в больницу, уже все закончилось – его супруга была в хорошем состоянии, но ребенка спасти не смогли. Больше они никогда не смогли иметь детей. Оба они были буквально разбиты горем, но выдающийся певец успел скрыть свое страдание от посторонних глаз и снова с триумфом вернулся на сцену.


В середине 60-х другая личная драма стала причиной того, что легендарному басу пришлось начинать все почти с самого начала. В конце 1964 года он получил тяжелое кровоизлияние в мозг. Исключительно сложная операция продолжалась в течение 18 часов, с малым шансом успеха и без особой надежды на дальнейшее восстановление. Но все-таки Борис Христов выжил, хотя все предрекали ему будущую инвалидность. Однако он, благодаря непреклонной силе духа, следующей весной уже полностью восстановился без никаких усложнений. Но ниоткуда не поступало предложений на участие в спектаклях, включительно и из театров, которые раньше были готовы на все, чтобы привлечь выдающегося певца к выступлению на их сцене. После прошедшей болезни никто не хотел рисковать. В конце концов Ковэнт Гардэн сер Дейвид Вебстер решил рискнуть, отправив ему цветы в мрачные дни болезни и пригласив его к участию в 7 представлениях в роли Бориса Годунова. Весь мир оперы был потрясен силой и энергией, с которой феноменальный болгарин вернулся на сцену.


Последний концерт с участием Бориса Христова состоялся 22 июня 1986 года в Болгарской академии в Риме. Борис Христов ушел из жизни 28 июня 1993 года в Риме. Его тленные останки были захоронены в Софии, а в кафедральном храме Александра Невского состоялась торжественная заупокойная молитва.


Коллекция личных вещей, сценических костюмов, партитур, фотографий и книг артиста была предложена сначала в Болгарии в целях создания экспозиции в его доме в Софии. Такой была и последняя воля великого артиста.
Но из-за абсолютного бездействия и необъяснимого молчания со стороны Министерства культуры, которое в течение трех лет не отвечало на письма, вдова болгарского певца подарила всю коллекцию лондонскому оперному театру ”Ковэнт Гардэн“. Таким образом дом Бориса Христова, где в настоящее время размещается Музыкальный центр имени Бориса Христова, остался пустым и бесценная коллекция была безвозвратно утеряна для соотечественников великого баса.




Boris Christoff - Vdol po Piterskoj (Борис Христов - Вдоль по Питерской)


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Христов Борис
« Ответ #1 : 10 Август 2020, 14:44:15 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика