29/03/24 - 08:39 am


Автор Тема: Horne Lena  (Прочитано 437 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Horne Lena
« : 24 Февраль 2020, 13:45:57 »
























Lena Horne-Love



Лина Мэри Кэлхун Хорн (англ. Lena Mary Calhoun Horne; 30 июня 1917 — 9 мая 2010) — американская джазовая вокалистка, киноактриса, одна из первых звёзд негритянского киномюзикла.
 
Лина Хорн родилась 30 июня 1917 года в окрестности Бруклина. Она происходила из семьи Джона СиКалхауна, где и отец, и мать представляли собой гремучую смесь европейских американцев, американских индейцев и афро-американцев.
 
Её отец, Эдвин Флетчер «Тедди» Хорн-младший был вором в законе в игорном бизнесе и оставил семью, когда Лине было три года. Мать, Луиза Эдна Скоттрон, дочь изобретателя Сэмюэля Р. Скоттрона, была актрисой в чёрной труппе театра и путешествовал. Бабушка Амели Луиза Эштон была рабыней из Сенегала. Лину Хорн, в основном, воспитали её бабушка и дедушка, Кора Калхун и Эдвин Хорн.
 
Когда Хорн было пять лет, её отправили жить в Джорджию. В течение нескольких лет она путешествовала с матерью. С 1927 по 1929 годы она жила со своим дядей Фрэнком С. Хорном, который был деканом индустриального института (впоследствии он стал советником Франклина Делано Рузвельта).
 
Из Форта Валли Лина Хорн ненадолго переехала в Атланту с матерью. Они вернулись в Нью-Йорк, когда девочке было 12 лет. Она училась в средней школе для девочек в Бруклине, но не получила аттестат. В возрасте 18 лет она переехала к отцу в Питтсбург, оставаясь в городском Литл Гарлеме в течение почти пяти лет, и учась с Pittsburghers Билли Стрейхорном и Билли Экстайном.
 
На музыкальной сцене Хорн дебютировала в 16-летнем возрасте в знаменитом нью-йоркском клубе «Cotton Club», где некоторое время выступала певицей в вечерних шоу. После переезда в Голливуд она появилась в эпизодических ролях во многих кинокартинах, наиболее заметными из которых стали «Хижина на небесах» (1943) и «Дождливая погода» (1943). В конце 1940-х годов из-за своих левых политических взглядов с началом периода «Красной угрозы», Лина Хорн попала в «Чёрный список Голливуда», и в последующие годы ей с трудом удавалось находить работу.
 
В 1950-х годах Лина Хорн вернулась к выступлениям в ночных клубах, стала периодически появляться на телевидении, а также записала несколько музыкальных альбомов. В августе 1963 года она приняла участие в акции протеста Марш на Вашингтон. В марте 1980 года Хорн заявила о своём уходе со сцены, хотя после этого успешно выступила в музыкальном ревю «Лина Хорн: Леди и её музыка», который ставился на Бродвее более 300 раз, и принёс певице две премии «Грэмми».
 
Общественная деятельность
 
Лина Хорн была прочно связана с «Движением за гражданские права». В 1941 году она пела в Cafe Society и работала с Полем Робсоном. Во время Второй мировой войны, когда она развлекала войска, Лина отказалась выступать «для раздельной по цвету кожи аудитории или для групп, в которых немецких военнопленные сидели впереди афро-американских военнослужащих». Армия США отказала в выступлении перед смешанной аудитории, но Лина сделала интересный ход, выступая перед черными американскими солдатами и белыми немецкими военнопленными. Увидев, что черные солдаты были вынуждены сидеть на задних сидениях, она прошла со сцены к ним и выступала у немцев за спиной. Она была на митинге NAACP с Медгаром Эверсом в Джексоне, штат Миссисипи, когда Эверс был убит. Хорн также встретилась с президентом Джоном Кеннеди в Белом доме за два дня до его убийства. Она выступала в Вашингтоне и говорила от имени NAACP, SNCC и Национального совета негритянских женщин. Она также работала с Элеонорой Рузвельт пройти против Законов Линча. Кроме того, Лина была членом женского клуба Дельта Сигма Тета.
 
Том Лерер упомянул Лину Хорн в своей песне «National Brotherhood Week» («Национальная неделя Братства»).
 
Дискография

Albums

Moanin' Low (Victor, 1942)
Classics in Blue (Black & White, 1947)
Lena Horne Sings (Tops, 1953)
It's Love (RCA Victor, 1955)
Lena Horne (Tops, 1956)
Jamaica with Ricardo Montalban (RCA Victor, 1957)
Stormy Weather (RCA Victor, 1957)
Lena Horne at the Waldorf Astoria (RCA Victor, 1957)
Lena and Ivie with Ivie Anderson (Jazztone, 1957)
I Feel So Smoochie (Lion, 1958)
Give the Lady What She Wants (RCA Victor, 1958)
Songs by Burke and Van Heusen (RCA Victor, 1959)
Porgy & Bess with Harry Belafonte (RCA Victor, 1959)
Lena Horne at the Sands (RCA Victor, 1961)
L' inimitable Lena Horne with Phil Moore (Explosive, 1962)
Lena...Lovely and Alive (RCA Victor, 1962)
Lena on the Blue Side (RCA Victor, 1962)
Fabulous! (Baronet, 1962)
Here's Lena Now! (20th Century Fox, 1963)
Swinging Lena Horne (Coronet, 1963)
Lena Horne Sings Your Requests (MGM, 1963)
Lena Like Latin (CRC Charter 1963)
Gloria Lynne & Lena Horne (Coronet, 1963)
The Incomparable Lena Horne (Tops, 1963)
Feelin' Good (United Artists, 1965)
Merry from Lena (United Artists, 1966)
Soul (United Artists, 1966)
Lena in Hollywood (United Artists, 1966)
The Horne of Plenty (World Record Club 1966)
Dinah Washington: A Memorial Tribute with Ray Charles, Sarah Vaughan (Coronet, 1967)
My Name Is Lena (United Artists, 1967)
Lena & Gabor with Gábor Szabó (Skye 1970)
Harry & Lena with Harry Belafonte (RCA, 1970)
Nature's Baby (Buddah, 1971)
Lena (Ember, 1971)
Lena & Michel with Michel Legrand (RCA Victor, 1975)
Lena: A New Album (RCA, 1976)
The Exciting Lena Horne (Springboard, 1977)
Love from Lena (Koala, 1979)
Lena Horne: The Lady and Her Music (Qwest, 1981)
A Date with Lena Horne 1944 (Sunbeam, 1981)
The One & Only (Polydor, 1982)
Standing Room Only (Accord, 1982)
The Men in My Life (Three Cherries, 1988)
Lena (Prestige, 1990)
We'll Be Together Again (Blue Note, 1994)
An Evening with Lena Horne (Blue Note, 1995)
Cabin in the Sky (TCM, 1996)
Wonderful Lena (Sovereign, 1997)
Being Myself (Blue Note, 1998)
The Complete Black and White Recordings (Simitar, 1999)
Stormy Weather (Bluebird, 2002)
Seasons of a Life (Blue Note, 2006)
.............................
Она родилась в Гарлеме в театральной семье. Ее мать Эдна Хорн была в двадцатые годы одной из ведущих актрис театра “Лафайет”, и Лена буквально с колыбели впитала в себя запах кулис. Как-то еще в младенческом возрасте она проползла до середины сцены, забралась в камин, стоящий у задника, и до самого конца действия оттуда до зрителей доносились невнятные бормотания...
В начале тридцатых дела у Эдны Хорн пошатнулись, и, чтобы выправить материальную ситуацию, она обратилась к своей подруге Этель Уотерс с просьбой взять ее шестнадцатилетнюю дочь в свое шоу. Так Лена Хорн переступила порог Коттон-клаба, и уже с первых дней ее пребывания здесь было ясно, что вокальные и пластические данные девушки намного выше, чем это требуется хористке и участнице кордебалета. К тому же светлокожая мулатка была ослепительно красива. Свои первые мемуары “Lena Horn: In Person” она опубликовала в сорок лет. В середине шестидесятых годов я читал эту книгу во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (“Разинке”, как мы ее тогда называли, поскольку она находилась на улице Разина). Дойдя до фотографии шестнадцатилетней актрисы, я долго не мог от нее оторваться. Оглянувшись назад, с изумлением увидел за спиной несколько пар восторженных глаз. Когда через несколько дней мне снова выдали эту книгу, этой фотографии уже не было — она была аккуратно вырезана бритвой...
По причине своих вокальных, пластических и внешних данных Лене предоставили сольный номер. Это была песня Гарольда Арлена “As Long As I Live”, которую юная красавица пела в дуэте с Эвоном Лонгом. Успех был потрясающий. Но проходили годы, репертуар вокалистки не пополнялся, несмотря на ее страстные желания. И она поняла, что песню “Так долго, как я живу” она будет петь так долго, как живет. Нужно было уходить из Коттон-клаба. Но это было сделать очень непросто. Если музыкант уже свое отработал, то с ним расставались легко, даже если это личность такого масштаба, как Дюк Эллингтон. Но если артист приносил клубу доход, то вырваться из его тисков было почти невозможно. Как-то к руководству клуба пришел отчим певицы, поговорить о расширении репертуара дочери, и был жестоко избит. Выход из создавшегося положения подсказала мать, Лена спокойно доработала до окончания срока контракта и на следующий день в Коттон-клаб не заявилась.
Она стала солисткой оркестра Ноубла Сисла и одной самых замечательных певиц эпохи свинга. В 1933 году коронным номером Коттон-клаба была песня “Штормовая погода”, сочиненная Гарольдом Арленом для Этель Уотерс. Ее также с блеском исполняла Айви Андерсон с оркестром Дюка Эллингтона. Лина Хорн рискнула создать свою версию этой песни и превзошла своих знаменитых коллег. Услышав ее, Элла Фицджеральд заметила: “После Лины Хорн к этой песне лучше не прикасаться”.
Следующим хитом артистки стала песня Винсента Юнанса “Мore That You Know", входящая в антологию легендарных вещей свинга. А дальше была штормовая погода. Певица была что называется нарасхват. Она пела с поразительным лиризмом песни Дюка Эллингтона, Фэтса Уоллера, Кола Портера, вызывая восхищение авторов. С огромным драматизмом исполняла трагический народный блюз “Rainy Kay”. Газеты сравнивали ее голос с каплями меда. Мне это сравнение кажется поверхностным. Оно предполагает некоторую дискретность в то время, как зафиксированные на пластинки исполнения певицы покоряют совершенством фразировки, дополненной в видеозаписях изяществом пластического рисунка. Кроме того, у нее огромный лирический дар, так что каждая фраза — полифония чувств.
В 1940 году Лену пригласил в свой коллектив Чарли Барнет. Это был первый в истории джаза случай, когда цветная вокалистка стала штатной солисткой белого оркестра, хотя “гостящие” негритянские певицы выступали со своими “бледнолицыми” коллегами и раньше. Она работала также с оркестром Арти Шоу.
Оставаясь популярной джазовой певицей, Лена Хорн в сороковые годы становится кинозвездой. В тридцатые годы негритянские артисты приглашались в Голливуд для исполнения либо второстепенных ролей (главным образом слуг), либо вставных музыкальных номеров. В фильме “Панама Хатти” с музыкой Кола Портера, вышедшем на экраны в 1940 году, Лена сыграла одну из главных ролей наряду с белыми коллегами, и этот факт был высоко расценен прогрессивной общественностью. Продолжая сниматься и дальше, певица стала такой же этикеткой мюзиклов фирмы “Метро-Голдвин-Мейер”, как Джуди Гарланд, Дина Дурбин, Джинджи Роджерс. Она вышла замуж за известного белого голливудского дирижера, пианиста и сонграйтера Ленни Хейтона. Супруги организовали интеллектуальное общество. На его вечеринках хозяин дома вспоминал свою бурную джазовую деятельность в двадцатые годы, дружбу с Баксом Бейдербеном. Но главной темой собраний была проблема расового равенства.
Представленный Дюком Эллингтоном, одним из самых активных членов общества был Билли Стрейхорн, к которому супруги относились как к своему сыну. А далее Дюк пригласил актрису в свой антирасистский спектакль “Прыгай от радости”, где были заняты исключительно негритянские актеры. “Ревюзикл” не имел большого успеха, но сыграл важную роль в формировании гражданского и художественного облика артистки. Работая над своими номерами, Лена советовалась с Полем Робсоном. Правда, сыграла она лишь в нескольких представлениях, а далее вынуждена была отдать свою роль Доротти Дэндридж.
Одним из последствий спектакля стала идея создания фильмов, в которых бы снимались только негритянские артисты. В 1943 году Винсент Минелли решил перенести на экран спектакль “Хижина в небе”, который уже три года с успехом шел в Нью-Йорке в театре Мартина Бека и был охарактеризован критиками как “краеугольный камень американского музыкального театра”. Играли в нем негритянские актеры, но режиссерская группа состояла из белых людей, причем русских. Балетмейстером был Джордж Баланчин, художником Борис Аронсон, а композитором Владимир Дукельский, он же Вернон Дюк.
Спектакль, поставленный по мотивам негритянского фольклора, рассказывал о вознесении на небо цветного парня по имени Литл Джо. Эту роль исполнял Тодд Данкан, прославившийся исполнением заглавной роли в известной опере Гершвина. В праведных делах молодому человеку помогала обаятельная неунывающая Петунья, блестяще сыгранная Этель Уотерс. А сбивала героя с “пути истинного” обольстительная Джорджия Браун, воплощенная на сцене знаменитой балериной Кэтрин Данхем.
Экранизируя спектакль, режиссер переосмыслил образ соблазнительницы, сделав ставку не на пластическую, а на вокальную характеристику героини. Кэтрин Данхем для такой трактовки роли не подходила. По совету Дюка Эллингтона была приглашена Лена Хорн. Картина с успехом шла в США и Франции, но ее негритянский колорит устраивал не всех. Однажды в Монт Плисент (штат Теннеси) толпа расистов ворвалась в кинотеатр и прекратила демонстрацию фильма.
Но зерно было брошено, и конкурирующая с “Метро-Голдвин-Мейер” фирма “Двадцатый век Фокс” почти одновременно с вышеназванной картиной выпустила свою, тоже “всенегритянсккую” — “Штормовая погода”. Фильм не блещет драматическими и постановочными находками. Он сделан по принципу “ах, так?!...”. Ах, у вас оркестр Дюка Эллингтона — так у нас будет Кэб Кэллоуэй. У вас вставной номер Луи Армстронга? Так мы покажем Фэтса Уоллера. У вас танцы? В таком случае мы пригласим братьев Николас, а главную мужскую роль предложим Биллу Робинсону, а женскую, естественно, Лене Хорн. Благодаря этому прагматизму фильм имеет историческую ценность. Помимо названных артистов, зрители видят в начале фильма прародителя гарлемского джаза Джима Риза. В годы первой мировой войны он, будучи капельмейстером духового оркестра пятнадцатого пехотного полка, первым познакомил французов и англичан с джазом, за что и получил прозвище “Европа”.
В конце шестидесятых годов этот фильм демонстрировался в Москве в Центральном Доме композиторов. Аудитория собралась песенно-академичная, но было немало и композиторских детей. И когда в финале фильма появилась крупным планом Лена Хорн с исполнением титульной песни, публика восторженно зааплодировала.
Сорок третий год явился для артистки кульминацией карьеры, и мэр Нью-Йорка Лагардиа объявил один из дней года "Днем Лены Хорн". С утра до вечера актриса ездила по улицам города на открытом автомобиле, принимая восторженные приветствия жителей. Популярность не избавила певицу от проявлений расизма. Как-то в годы войны она зашла в ресторан для белых, и ее отказались обслуживать. Когда же артистка выходила, один из посетителей попросил у нее автограф.
Фильм "Слова и музыка", вышедший на экраны в 1948 году, принес Лене очередную удачу и хит “Lady Is A Tramp” (музыка Ричарда Роджерса, стихи Лоренца Харта). И снова штормовая погода: мюзиклы, мюзиклы, мюзиклы. В 1957 самым популярным из них явился спектакль “Ямайка” с музыкой Гарольда Арлена, не сходивший со сцены в течение двух лет. Он рассказывал об уроженке Вест-Индии, которая живет в окружении морских волн, пальм, акул и не выходит замуж за своего избранника до тех пор, пока тот не выполняет своего обещания свозить ее в Нью-Йорк. Исполняя эту роль, актриса пела восемь песен в разных жанрах: блюз, баллада, калипсо. И после каждой аудитория взрывалась аплодисментами. Ведущий театральный критик тех лет Брукс Эткинсон писал в рецензии на спектакль: “Своим ароматом комедия обязана, прежде всего, Лене Хорн. Эта сепиа-леди с блестящими глазами и сочным певческим голосом умеет внести эмоциональность в каждую песню без ущерба своим аристократическим манерам”.
В конце пятидесятых Лена была широко известна не только своими художественными достижениями, но и гражданскими поступками. Она отказалась сниматься во многих фильмах, где негры трактовались по голливудским стереотипам. Актриса расторгала контракты с театрами и концертными залами, если в них не допускались цветные или им разрешалось сидеть только в специально отведенных местах (так называемых “райках”).
Ее социальная активность особенно возросла в шестидесятые годы, когда Америку штормило от смелых действий новых левых. Тогда певицу можно было видеть на политических митинга столь же часто, как и в концертных залах. Она участвовала в Марше на Вашингтон, явившемся кульминацией Третьей негритянской революции. Вспоминая об этих годах, Лена говорила: “Я видела, как белые и черные американцы постепенно стали жить и работать вместе. Это сделало нас лучше”.
Несмотря на свою огромную художественную и социальную занятость, артистка покоряет своих коллег обаянием и удивительной отзывчивостью. В 1959 году в канун своего шестидесятилетия Дюк Эллингтон стал получать посылки от разных музыкантов, где были пластинки с записями его любимых произведений. Радости композитора не было предела. Инициатором акции была Лена Хорн. Дружба с Эллингтоном, начавшаяся еще с Коттон-клаба, сохранилась до последних дней композитора. Великий Герцог джаза посвятил ей одно из своих стихотворений — вариацию на тему “Sophisticated Lady”, где говорится о том, что все, к чему прикасается Лена, будь то поношенная шляпа или старомодный флакон духов, становится прекрасным. В шестидесятые-семидесятые годы певица принимала активное участие в религиозных концертах бэндлидера.
Лена Хорн поет и сейчас. Причем не скрывает своего возраста, иногда иронизирует над ним. И люди снова удивляются. Подходят к ней после концертов и говорят, что благодаря ей перестали стесняться своих лет. А уходя, напевают “Штормовую погоду”.

Арнольд ВОЛЫНЦЕВ



Lena Horne-Moon River 1965


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Хорн Лина
« Ответ #1 : 10 Август 2020, 14:01:28 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика