28/03/24 - 20:00 pm


Автор Тема: Городницкий Александр  (Прочитано 488 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Городницкий Александр
« : 13 Февраль 2020, 15:39:04 »


Александр Городницкий- "Снег"



Ученый‑океанолог, поэт и исполнитель авторских песен Александр Моисеевич Городницкий родился 20 марта 1933 года в городе Ленинграде (ныне ‑ Санкт‑Петербург) в семье служащих. Пережил блокаду.


В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу.


В 1957 году окончил геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова (ныне Национальный минерально‑сырьевой университет "Горный") по специальности "геофизика". Доктор геолого‑минералогических наук (1982).


В 1957 году Городницкий был принят на работу в Научно‑исследовательский институт геологии Арктики Министерства геологии СССР.


В 1957‑1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика и начальника отряда, начальника партии работал в северо‑западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах. Занимался геофизическими поисками медно‑никелевых руд и медного оруденения. Был одним из первооткрывателей Игарского медно‑рудного поля (1962). С 1961 года в качестве геофизика принимал участие в океанографических экспедициях в Атлантике, Охотском, Балтийском и Черном морях, в том числе на экспедиционном паруснике "Крузенштерн".


Городницкий — один из авторов нового метода измерений электрического поля океана (1967). В 1967 году был одним из соавторов открытия биоэлектрического эффекта фитопланктона в море.


С 1969 по 1972 год руководил Лабораторией морской геофизики в Научно‑исследовательском институте геологии Арктики.


В 1972‑1985 годах работал старшим научным сотрудником в отделе тектоники литосферных плит в Институте океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук (РАН) в Москве.


В 1985‑2005 годах Городницкий руководил лабораторией геомагнитных исследований Института океанологии.


С 2005 года занимает должность главного научного сотрудника лаборатории геофизических полей Института океанологии.


Участвовал более чем в 20 океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана на судах РАН и военной гидрографии. Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах. Является одним из авторов нового метода измерений электрического поля океана (1966) и первооткрывателем биоэлектрического эффекта фитопланктона в море (1968).


Александр Городницкий — один из ведущих российских ученых в области геологии и геофизики океана. Им опубликовано более 250 научных работ, в том числе более 20 монографий, посвященных геофизике и тектонике океанского дна. Он является академиком Российской академии естественных наук (РАЕН, 1992), членом бюро Секции наук о земле РАЕН (1993). Председатель рабочей группы по геомагнитным и электромагнитным исследованиям океана в Совете по Мировому океану при президиуме РАН, председатель рабочей группы по магнитным аномалиям морей и океанов во Всероссийском совете по геомагнетизму горных пород и палеомагнетизму при Президиуме РАН. Входит в ученый совет Института океанологии, ученый совет Международного университетата в Дубне, геофизический совет РАЕН, а также является членом рабочей группы по геотермии при президиуме РАН.


Наряду с научной деятельностью Александр Городницкий широко известен как поэт и автор песен. Он является одним из основоположников жанра авторской песни. Песни на свои стихи начал писать с 1953 года.


Среди лучших песен: "Над Канадой", "На материк", "Кожаные куртки", "Паруса "Крузенштерна", "Снег", "Песня полярных летчиков", "Предательство", "Воздухоплавательный парк", "Чистые пруды". Со своей песней "Атланты" в 1966 году Городницкий стал победителем Первого Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню.


Всего Городницкий написал 42 книги стихов, песен и мемуарной прозы и выпустил несколько десятков дисков с авторскими песнями.


Член союза писателей России (1972) и Международного Пен‑клуба (1998). Входил в жюри и был его председателем на многих фестивалях, в том числе Грушинском.


Первый лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (1999), лауреат царскосельской художественной премии (1998, 2012) и национальной общественной премии в области авторской песни "Благодарность" (2005).


Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы.


Городницкий ведет преподавательскую работу в Международном университете в Дубне, где является профессором на кафедре наук о Земле, и в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, где читает курс лекций по морской геофизике. Неоднократно выезжал по приглашению с лекциями в университеты Германии, США, Бельгии и Израиля.


Он автор и ведущий цикла научно‑популярных передач "Атланты. В поисках истины" на телеканале "Россия‑Культура".


Заслуженный деятель науки РФ (2005). За научные заслуги Александр Городницкий в 1998 году был награжден знаком "Рыцарь науки", а в 2004 году — крестом "За заслуги" РАЕН, в 2003 году — орденским знаком "Полярная звезда". Решением РАН в 1999 году в честь Александра Городницкого названа малая планета Солнечной системы №5988. Его именем назван также горный перевал на Восточном Саяне.


В 2013 году Александр Городницкий вошел в число кандидатов на звание почетного гражданина города Санкт‑Петербурга.


Женат на Анне Наль — русской поэтессе и переводчице. Сын Владимир родился в 1955 году.

Городницкий Александр, Эйдельман Натан 1982 - Река времен (2 CD) (320)
Городницкий Александр 1987 - Атланты (LP) (320)
Городницкий Александр 1988 - Берег (LP) (320)
Городницкий Александр 1993 - Около площади (LP) (320)
Городницкий Александр 1995 - Атлантида (CC) (320)
Городницкий Александр 1996 - Моряк, покрепче вяжи узлы (CD) (320)
Городницкий Александр 1997 - Как медь умела петь (CD) (320)
Городницкий Александр 1997 - На материк (320)
Городницкий Александр 1999 - Система Декарта (CD) (320)
Городницкий Александр 18.04.2000 - Концерт в Центре авторской песни (2CD) (320)
Городницкий Александр 2000 - Концерт в Политехническом музее (2 CD) (320)
Городницкий Александр 2001 - Grand Collection (CD) (320)
Городницкий Александр 25.10.2002 - Концерт в Центре авторской песни (2CD) (320)
Городницкий Александр 2002 - За шпилей твоих окоём... (CD) (256)
Городницкий Александр 2003 - Двадцать первый тревожный век (CD) (320)
Городницкий Александр, Галич Александр 2005 - Атланты (320)
Городницкий Александр 2005 - Уйти на судне (CD) (320)
Городницкий Александр 2005 - Grand Collection (CD) (320)
Городницкий Александр 2006 - За тех, кто на Земле (переиздание) (CD) (320)
Городницкий Александр 2007 - Гадание по ладони (CD) (320)
Городницкий Александр 2008 - Острова в океане (2 CD) (320)
Городницкий Александр 2009 - Новая Голландия (CD) (320)
Городницкий Александр 2009 - От Оренбурга до Петербурга (CD) (320)
Городницкий Александр 2010 - Коллекция КП ''Российские барды'' (Т. 4) (320)                                                                                   

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Городницкий Александр
« Ответ #1 : 13 Февраль 2020, 17:18:50 »
Александр Городницкий: «Стихи пишу на ходу»
 
  20 Марта 2014 05:00

«В 60-е годы авторская песня была формой звучащей литературы. С гитарой в руках. Но у следующих поколений таких стихов уже не было», — сказал Александр Городницкий в эксклюзивном интервью сайту chanson.ru. 20 марта 2014 года легендарному барду исполняется 80 лет.
 
Имя Александра Городницкого стоит в одном ряду с такими мастерами, как Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Юлий Ким… При этом его основная профессия весьма далека от сочинительства. Городницкий — геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, долгие годы работающий в Институте океанологии имени П. П. Ширшова. С научными экспедициями он объездил чуть ли не весь мир, был на Северном полюсе и в Антарктиде, многократно погружался на дно океана в подводных обитаемых аппаратах. Непонятно лишь одно: когда он успевает писать свои замечательные стихи? А ведь их у него уже не одна сотня!
 
— Александр Моисеевич, начну с шутливого вопроса. Вам по-прежнему снятся «крокодилы, пальмы, баобабы и жена французского посла»?
 
— Ну, сейчас в силу моего возраста уже в меньшей степени. Но иногда все-таки снятся. Особенно последнее. (Улыбается.)
 
— На самом деле мой вопрос шутливый лишь отчасти. Эту веселую песню «Жена французского посла», написанную в Африке, вам ведь в свое время запрещали петь, правильно?
 
— Да, причем мне не просто не разрешали ее исполнять. Мне запретили выезжать за рубеж, отобрали на три года загранпаспорт, инкриминируя… «интимную связь с женой французского посла на африканской территории».
 
— Абсурд! То есть вы стали «невыездным», к тому же ваши стихи много лет в СССР не издавались. Принимая во внимание эти обстоятельства, скажите, неужели никогда не возникало желания остаться за границей?

— Если бы оно у меня возникло, я бы давно так и сделал. Потому что возможностей, действительно, было предостаточно. Но желание такое, к сожалению или к счастью, меня никогда не посещало. И еще. Знаете, как говорится, моя родина — мой язык. Мой язык русский, других я не знаю. А кому нужен человек, пишущий по-русски, кроме России? Мы в этом плане там абсолютно не нужны.
 
— Ладно, спрошу иначе. В какой стране, где довелось побывать, вам наиболее комфортно?
 
— Самая комфортная из тех стран, что я видел, это, пожалуй, Новая Зеландия. Там и климат прекрасный, и сама она всегда находилась полностью в стороне от многих проблем, войн… Люди там совершенно другие, добрые. Там как на другой планете. Так же комфортно я чувствую себя в Австралии и, пожалуй, еще в Канаде. Это страны, сформировавшиеся из эмигрантов. И поэтому там нет национализма, который есть во всех монокультурах, чтобы ни говорили. В странах, которые я назвал, самое приятное, с моей точки зрения, человеческое сообщество.
 
— Раз ваши песни запрещали, вы, надо думать, были в Советском Союзе диссидентом, ярым антисоветчиком…
 
— Это вопрос серьезный. Очень многие барды моего поколения, те, что живы, сейчас бьют себя в грудь и кричат, что они всегда боролись с советской властью, что их запрещали… Хотя я точно знаю, что это неправда. Сам же я совершенно открыто заявляю, что никогда с советской властью не боролся и никогда не был диссидентом. Более того, как научный сотрудник я работал над проблемами нашего славного военно-морского флота. И не стыжусь этого обстоятельства. Хотя, конечно, были такие герои-диссиденты, как Галич, Юлий Ким, молодой Высоцкий и многие другие. Иное дело, что власть воевала с нами. Потому что авторская песня с самого начала стала жанром нелегальным и преследуемым. Независимо от того, о чем пели, что пели и кто пел. Причина проста: авторская песня не укладывалась в рамки соцреализма.
 
— Что же это такое — авторская песня?
 
— Да, название, что и говорить, не очень. Ведь автор, по сути, есть у каждой песни. Но в данном случае подразумевалось то, что один и тот же человек придумывает стихи, а тогда главным был текст, мелодия имела второстепенное значение… Суть авторской песни, таким образом, в соединении стихов, мелодии и личности автора, которая, наоборот, значила много. Всем было интересно, что думают, чувствуют такие яркие личности, как Окуджава, Галич, Высоцкий... К слову, именно отсутствие интересных личностей в этом жанре сегодня приводит его к жесточайшему кризису. По сравнению, разумеется, с 60-ми годами прошлого века.
 
— Получается, авторская песня это только наше, советское изобретение?
 
— Я бы так не сказал. Есть аналогии и на Западе. Например, французский шансон. Шарль Азнавур, Жак Брель, Ив Монтан. Окуджава мне даже рассказывал, что за гитару взялся после приезда в Москву Ива Монтана — такое впечатление произвело на него тогда песенное искусство этого француза. Словом, я считаю, что на нашу авторскую песню большое влияние оказал французский шансон. Хотя имеются у нее и чисто российские исторические корни. Это и цыганский, и городской романс, и, наконец, русская народная песня. А вообще у авторской песни есть много родственных жанров, то же американское кантри, например.
 
— То есть авторская песня и есть шансон?
 
— Можно сказать и так. Во всяком случае, между ними нет непримиримых противоречий. Ведь «шансон» в переводе — песня, и как правило песня авторская.
 
— Но почему авторская песня переживает сейчас такой кризис?
 
— Потому что в 60-е годы авторская песня была формой звучащей литературы. С гитарой, скажем так, в руках. Или с фортепиано, как в случае с Вертинским. Но у следующих поколений таких стихов уже не было. Авторская песня ушла из литературы, вышла на эстраду и живет теперь по ее законам, являясь элементом шоу-бизнеса, причем не самым лучшим. Это во-первых. Во-вторых, авторская песня возникла на основе протеста, оттепели 60-х годов. А сегодня где и какой протест в авторской песне, хотя проблем немало? Сейчас же главное другое: сделайте нам красиво. То есть авторская песня уже не та. Можно ли вернуть к ней интерес? Нужно, чтобы писать в этом жанре и исполнять песни начали молодые, талантливые люди нового поколения.
 
— Александр Моисеевич, вы ученый, причем крупный. У вас имеется немало открытий в области геофизики. Не пойму, когда вы пишете свои стихи: в свободное от работы время?
 
— Да, так всю жизнь и пишу — на ходу. Ни одной песни, кстати, не написал дома, сидя за письменным столом. Это происходит на корабле, на вахте или когда иду по улице, стою под душем. Ни с того, ни с сего какая-то строчка начинает «наматываться» на музыку. Нотной грамоты я не знаю, поэтому мелодию, которую я начинаю напевать, запоминаю, после чего кто-то понимающий записывает ее.
 
— Но как вообще вы стали писать стихи?
 
— Дурацкая, в общем-то, история. (Смеется.) В школе у меня был приятель, сосед по парте Володя Михайловский. Он рисовал тогда и сейчас тоже блестяще рисует. Володя художник-маринист. Как-то он пошел записываться в кружок рисования. Сам я чудовищно рисовал, но отправился вместе с Володей. Когда мы пришли во Дворец пионеров, выяснилось, что в тот день кружок рисования был закрыт. Но рядом была открыта дверь, где читали стихи. Стихи мне понравились. Оказалось, что это был кружок литературного творчества. Чтобы в него поступить, надо было написать два стихотворения или один рассказ. Я побежал домой и за неделю состряпал два стихотворения. Одно из них, признаюсь, подозрительно смахивало на лермонтовское стихотворение о гладиаторах, второе было про геологов. Как бы то ни было, меня в тот кружок литературного творчества приняли. Если б случилось иначе, даже не знаю, стал бы я писать стихи?
 
Автор: Серго Кухианидзе

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Городницкий Александр
« Ответ #2 : 13 Февраль 2020, 17:19:16 »
Александр Городницкий: «Шансон - это яд, который капают в ухо»

Популярный бард рассказал о закулисных интригах Грушинского фестиваля.
Известный поэт, авторитетный ученый-океанограф и самый настоящий экстремал Александр Городницкий бывал на Северном полюсе, спускался в глубины океана, более 17 лет отработал на Крайнем Севере. Его песня про атлантов, которые «держат небо на каменных плечах», давно стала неофициальным гимном Петербурга. А сам поэт, много лет назад уехавший жить в Москву, по-прежнему остается гражданином нашего города.

«На гитаре играть так и не научился»

- Александр Моисеевич, люди, впервые попавшие на ваш концерт, удивляются, что вы поете без гитары - под чужой аккомпанемент.

- Юрий Визбор однажды сказал, что руки Городницкого огрубели в экспедициях и плохо справляются с гитарой. На самом деле это была шутка, играть на гитаре я так и не научился. Свои песни я начал писать на Крайнем Севере, а там гитары не выживают - слишком тяжелые условия: перепад температур, вертолет, нарты, какие-то плавсредства. А гитара - инструмент хрупкий. И потом, меня избаловали хорошие гитаристы. Мне аккомпанировал Сергей Никитин. Покойный Евгений Клячкин играл для меня на гитаре. На недавнем концерте в Петербурге мне помогал мой старый друг Михаил Кане.

- Вы много лет возглавляете жюри Грушинского фестиваля. Сейчас там начались какие-то разборки из-за земли. Народ волнуется: фестиваль вообще будет?

- Все верно: у земли, на которой проходил фестиваль, появились арендаторы. Но они хотят продолжить традицию и даже создали оргкомитет. К сожалению, со старым оргкомитетом у них возник конфликт. Сейчас заявлены два фестиваля в одно и то же время на расстоянии 20 километров друг от друга. Это безобразие. И, что характерно, обе стороны ссылаются на меня.

- А вы за кого?

- Я за фестиваль. Я считаю, что конфронтация между новым и старым оргкомитетом должна быть ликвидирована. Надо сесть за стол переговоров и спокойно все согласовать. А сам фестиваль должен вернуться к истокам авторской песни. Слишком много там стало эстрадных артистов. В итоге фестиваль превратился в концертное шоу с редким вкраплением поющих под гитару авторов.

Необходимо отказаться от такой ориентации. Я очень уважаю Гарика Сукачева, Юрия Шевчука, хорошо отношусь к другим эстрадным артистам, например к Михаилу Боярскому, но это уже иной жанр и другая публика. Потому что вслед за сценой начала перерождаться сама гора: в последнее время люди приезжают на фестиваль «оттянуться по полной», выпить, поколоться, девушек пообнимать. В такой обстановке уже не до авторских песен.

«По радио звучит фальшак»

- Вы упомянули Гарика Сукачева и Юрия Шевчука, но всегда считалось, что именно звезды русского рока - прямые продолжатели традиций авторской песни.

- Это неверно! Русский рок - самостоятельный жанр. Его основой является жесткая музыкально-ритмическая конструкция, которой отводится главная роль. А текст второстепенен. Хотя тот же Шевчук ухитряется в эту жесткую конструкцию загнать очень интересные стихи. Авторская же песня идет от песни народной. Ее музыкальная основа традиционна. Главной несущей конструкцией в ней была и остается стихотворная строка, положенная на несложное, как правило, гитарное или фортепианное сопровождение, если, например, мы вспомним Вертинского. То есть различен сам принцип. Роднит русский рок и авторскую песню только то, что в советское время и то и другое запрещали.

- А что хуже: цензура времен СССР или нынешняя цензура денег?

- Цензура денег лучше. Это нормальный вариант, если публика голосует рублем. Хотя лично меня шокирует ситуация, когда люди платят бешеные деньги за концерт Киркорова, твердо зная, что это будет фонограмма. Ведь диск стоит гораздо дешевле. Но самое неприятное - это так называемый русский шансон. Популярность этого, с позволения сказать, жанра просто пугает.

- На это обычно отвечают, мол, у нас полстраны в тюрьмах отсидело.

- И что? Это повод объявить Россию уголовным лагерем? И разлагать юное поколение пошлыми песенками, которые в лагерях на самом деле не поют? Я это точно знаю, потому что сам начал писать на Крайнем Севере, подражая песням заключенных. Все, что звучит сейчас по радио, - это фальшак, не имеющий ничего общего с классическим репертуаром старых времен. Я говорю о «Мурке», написанной талантливейшим человеком Ядовым, о любимой мною песне «Идут на север срока огромные». Тот «шансон», который сейчас в моде, призывает молодежь не работать, не заниматься творчеством, а воровать, грабить и убивать. Когда в Дании хотели отравить короля, то капали ему яд не куда-нибудь, а в ухо. Что-то подобное происходит сейчас и у нас.

«Он все наши песни знает!»

- Многие ваши песни давно стали народными. Но всегда ли приятна слава, когда имени автора никто не помнит?

- В прошлом году я был в Иркутске, выступал в филармонии. И на мой концерт приехали геологи из окрестной тайги - в штормовках, бородатые. В перерыв я вышел в фойе и услышал, как один бородач говорил другому: «Интересный человек из Москвы приехал, он все наши песни знает». А мне было приятно: такого комплимента я удостоился впервые.

- А курьезные истории случались, когда в ваше авторство упорно не верили?

- Нечто подобное произошло с песней «На материк», правда, смешного там было мало. Все происходило на Крайнем Севере. Люди, которые работали с нами в экспедиции, уверяли, что слышали эту песню еще в сорок третьем году, когда сидели в лагерях под Норильском. Я ее написал в шестидесятом, а потому попробовал возразить. Но народ был серьезный, и меня предупредили: «Еще раз скажешь, что это ты сочинил - замочим». Напугать меня не удалось, но на авторстве я уже не настаивал - зачем людей злить.

«Верю, что Питер не утонет»

- А какой момент вашей жизни был по-настоящему экстремальным?

- Их несколько было. Во-первых, погружение на дно океана на глубину 5 километров. У американцев всегда два аппарата на одном борту - если один терпит аварию, то второй идет на помощь. А у нас один аппарат работает в Тихом океане, а второй - в Атлантическом. Если что-то случится - не достанут. Еще помню, как заблудился в горящей тайге, под ногами тлел ягель, у меня плавились резиновые сапоги, а я не знал, куда бежать, потому что дымом все вокруг затянуто… Прыгал с порога на резиновой лодке… Из нагана в меня стреляли с десяти шагов. Сейчас все и не вспомнишь.

- В ангела-хранителя верите?

- Верю. Я ведь человек слабохарактерный и по натуре увлекающийся. Мне всегда казалось, что пока сижу в этой комнате, в соседней происходят гораздо более интересные вещи. Это касалось всего - работы, женщины. Именно из-за этой слабости характера я не могу выбрать что-то одно. Всю жизнь пытаюсь совместить занятия литературой и наукой.

- Тогда вопрос к Городницкому-ученому: насколько серьезны разговоры о том, что наш город скоро утонет?

- На этот счет существуют две прямо противоположные точки зрения. Одни ученые уверены, что Петербург неминуемо скроется под водой. Другие говорят: нет, город не утонет, потому что находится на так называемом Фенн-Cкандинавском щите. А эта область земной коры как раз поднимается. И значит, город будет выше уровня Балтийского моря. Мне хотелось бы верить во второй вариант. И думаю, что все мои земляки со мной солидарны.

Анна Кукушкина, Смена.ru, 23 мая 2007 г.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Городницкий Александр
« Ответ #3 : 06 Май 2020, 14:31:06 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика