29/03/24 - 11:57 am


Автор Тема: Клемент Лидия.  (Прочитано 743 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Клемент Лидия.
« : 17 Февраль 2020, 20:21:57 »




Лида с подругой.







Выступление с квартетом В.Румянцева.



Творческие вечера.



В поездке от Ленконцерта.





Лидия Клемент- Когда вам двадцать лет

Ли́дия Ри́чардовна Кле́мент (8 июля 1937, Ленинград — 16 июня 1964, Ленинград) — советская эстрадная певица (лирическое сопрано).

Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года в Ленинграде на улице Подольской, 26.

Отец – Ричард Германович Клемент, инженер из Эстонии скончался еще до войны, и маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой – Марией Гордеевной Голубевой.

В 1944 году Лида пошла в школу, а вскоре проявилась её артистическая натура: девочка стала посещать школу музыкальную, где обучалась игре на фортепьяно и пела в хоре.

Когда пришла пора выбирать профессию, Лидия не сомневалась в том, что свяжет свою жизнь с музыкой. Однако мама, вышедшая на пенсию, была категорически против. Она искренне желала добра дочери и считала, что обеспечить жизнь способна лишь «настоящая» профессия. На этом же настаивал и отчим Лидии: он был архитектором, а после войны строительные специальности оказались востребованы, и девушке пришлось уступить: в 1955-м году она поступила в Ленинградский Инженерно-Строительный Институт.

В середине 50-х жизнь в стране начала меняться. Качественно новое развитие получила самодеятельность, в первую очередь студенческая. В ЛИСИ существовал первоклассный оркестр, руководил которым пианист Наум Тёмкин, и Лидия стала активной участницей этого коллектива. Оркестр регулярно выступал не только на институтских вечерах, но и был частым гостем в Домах Культуры Ленинграда, особенно в «ДК им. Орджоникидзе» на Васильевском острове. В этот же период молодую певицу пригласил в свой ансамбль руководитель оркестра «Дома Народного Творчества» Владимир Фёдоров.

Еще, будучи студенткой, Лидия познакомилась с музыкантом Борисом Шафрановым, который серьёзно увлекался джазом. Они поженились.

Студенчество закончилось. В 1960-м Лидию распределили на работу в Ленпроект, но проработала она там недолго: ушла в декретный отпуск, из которого к инженерной деятельности уже не вернулась. И вообще мысли девушки были далеки от кульманов и ватманов. Она продолжала искать пути творческой реализации, и начала петь в ансамбле «ДК имени Ленсовета» (тогда – только что переименованного «ДК Промкооперации»).

В 1961-м у Лидии и Бориса родилась дочь Наташа, и работу на эстраде Лидия Ричардовна делила с обязанностями молодой мамы. Весной 62-го она стала участницей квартета п/у Румянцева, который работал с композитором Василием Соловьёвым-Седым, и выехала в свою первую и единственную зарубежную гастрольную поездку – в Венгрию.

О молодой певице заговорили. Музыкальный редактор Ленинградского ТВ – дирижёр и композитор Анатолий Бадхен познакомил Лидию с композитором Андреем Петровым, которого она буквально очаровала. Специально для Лидии Клемент Петров написал песню «Звёзды в кондукторской сумке». Имя автора уже тогда было достаточно весомым для того, чтобы обойти препоны худсоветов, и голос Лидии зазвучал по радио. А сама Лида была ангажирована петь в кафе «Север» на Невском проспекте, где работали музыканты довоенной джазовой школы. Именно туда в июле 1962-го всё тот же Анатолий Бадхен привёл режиссёра Льва Цуцульковского, который подбирал участников программы «На огонёк». Третий выпуск этого проекта, ставшего впоследствии «Голубым огоньком», снимался в Ленинграде. В нём Лидия исполнила песню Андрея Петрова «Здравствуй». Город был покорён молодой талантливой певицей. А ленинградское отделение Союза композиторов выстроилось в очередь к молодой Звезде с предложениями новых песен.

Впрочем, звёздности в молодой очаровательной девушке не было никакой. Она покоряла своей скромностью и внутренней культурой.

В сентябре 62-го Лидия Клемент стала солисткой оркестра Анатолия Бадхена в Театре Эстрады, где и проработала до конца. Всесоюзную известность принесли ей песни «Карелия» Александра Колкера на стихи Михаила Гиндина, Генриха Рябкина и Кима Рыжова; и «Дождь на Неве» Вадима Шеповалова на стихи Бориса Гершта и Константина Григорьева. Лидия стала частой гостьей телевизионных программ, её песни регулярно звучали по Всесоюзному радио, в нескольких кинофильмах. Казалось, впереди долгая успешная творческая жизнь. Но страшная болезнь уже жила в ней…

Травма родинки, которой Лидия не придала значения, обернулась онкологическим заболеванием, не оставляющим шансов молодой, красивой, талантливой женщине.

Лидия продолжала работать в буквальном смысле до последних дней, и мало кто подозревал о том, чего ей это стоит. Последней ее съемкой на Ленинградском телевидении была песня Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», за две недели до 16 июня 1964 года – того дня, когда ее не стало.

Прощание с Певицей проходило в Ленинградском театре Эстрады, где собралось огромное количество ее поклонников. Похоронена Лидия Клемент на Богословском кладбище в Ленинграде.

Она не успела увидеть свою первую и единственную большую пластинку, которая вышла практически сразу после смерти Певицы...

Многие из песен своего репертуара Лидия Клемент не успела записать, киноплёнки «Карелия» и «Дождь на Неве» оказались утрачены…

Её жизнь на сцене длилась менее 2-х лет, но оставила след в сердцах людей, которым так не хватает искренности и доброты. И сегодня, спустя полвека после ее смерти, песни Лидии трогают души тех, кто родился совсем в другое время.

Клемент Лидия 2004 - Золотая коллекция ретро (320)
.............................
Слушай, Ленинград, я тебе спою…»

Лидия Клемент.

Летом 1963 года композитор Александр Колкер отбыл в свою первую гастрольную поездку по Карелии — со своими первыми популярными песнями, в надежде написать что-то новое и необычное. И, как рассказывают, однажды поэт Ким Рыжов, один из участников гастрольной группы, спустился к озеру с пустым листом бумаги и сигаретой, а вернулся со стихами:

Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять — то ли небо в озера упало,
И не понять — то ли озеро в небе плывет…

Александр Колкер потом вспоминал: «Какая-то искра словно прожгла сердце. Я не знаю, сколько прошло времени — десять минут, или сорок, или двадцать восемь. Музыка… Как будто я уже знал ее. И слышал. Отдельные обороты я потом подправил. Кое-что изменилось…» Впервые «Карелия» прозвучала в авторском исполнении в Петрозаводске, а вернувшись в Ленинград, Колкер отдал песню молодой певице Лидии Клемент.
 
«На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Н. Курихин снял фильм, куда вошла «Карелия» в исполнении Л. Клемент. Режиссер застелил пол студии стеклом, и лучи света, преломленные им, казались игрой солнечных бликов на воде. Певица исполняла песню на большом «валуне» возле «озерной глади». В финале она поднималась и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение, напротив, уходило в глубину кадра. Простой прием рождал поэтическую мысль: часть души остается здесь навсегда, растворяется в карельском пейзаже. Фрагмент с «Карелией» часто показывали по телевидению. А потом какие-то равнодушные люди сочли, что пленка устарела… И пленку уничтожили!» — писали в одной из публикаций об истории песни.
 
Клемент Лидия Ричардовна родилась в августе 1938 г. в Ленинграде. Музыкой и пением занималась с детских лет — сначала в музыкальной школе, обучаясь игре на фортепиано и участвуя в школьном хоре. Затем, поступив в Ленинградский инженерно-строительный институт, пела в студенческом джазе. Окончив институт и работая проектировщицей, около двух лет пела с эстрадным оркестром ДК им. Орджоникидзе под управлением пианиста Наума Темкина. Особой любовью пользовалась в ее исполнении песня «Невский туман» (композитор С. Пожлаков, стихи С. Льясова). В 1958 г. музыкальный руководитель Ленинградского театра комедии В. Федоров создал ансамбль, куда Клемент привел композитор А. Колкер, и около года она выступала с ансамблем. Красивая внешность, обаяние, артистизм в соединении с вокальным дарованием (мягкое лирическое сопрано), особой простотой и проникновенностью исполнения привлекли внимание ленинградских композиторов. Специально для нее стали писать песни («Здравствуй» — А. Петров, стихи С. Фогельсона, исполнена была в 1962 г. на ТВ в «Огоньке» и др.). Клемент стала любимицей публики. За полгода до раннего ухода певицы из жизни ее пригласили в свою программу Г. Орлов и В. Нечаев («Тысяча почему» вышла в декабре 1963 г.). В репертуаре Клемент были и другие песни А. Петрова («Звезды в кондукторской сумке», стихи Л. Куклина, «На кургане», стихи Ю. Друниной), А. Колкера («Если б не было в мире влюбленных», стихи Норкина), песни А. Эшпая («Нет, скажешь ты», стихи Г. Регистана), Г. Портнова («Весенняя песня», «Я счастье несу» — обе на стихи Ю. Принцева), В. Соловьева-Седого («Когда вам двадцать лет», стихи М. Матусовского). Всесоюзную известность принесли Клемент песни «Карелия» (А. Колкер, стихи К. Рыжова), «Дождь на Фонтанке» (В. Шаповалов, стихи Б. Гершта и К. Григорьева), «Неужели это мне одной?» (Г. Портнов, стихи Ю. Принцева). Клемент много выступала на ТВ, радио, в 1964 г. вышла пластинка с записью 9 песен певицы. Умерла в 26 лет на самом взлете своего таланта (из официальной биографии).

«Девушку быстро запомнили. Лучистые голубые глаза с золотыми искрами в глубине зрачков, прелестная улыбка, ямочки на щеках. Ее никогда не видели хмурой, взвинченной, рассерженной, хотя жизнь ее в общем-то не баловала. У Клемент небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет. Не заигрывала с публикой. Держалась с достоинством. Была увлечена песней. Этим и заражала», — писали о Лидии в одной из статей.

Александр Колкер: «Лидия Клемент… Мы жили вместе на даче в Кирилловском. По дороге на Выборг. У Лиды с мамой там был свой домик, а мы снимали комнату, чтобы вывозить на лето дочку. Загорали вместе, на озере. Как-то я заметил, что Лида заклеивает пластырем родимое пятно на ноге… Лида была красивой и талантливой. Умирала она под звуки «Карелии». В тот скорбный день Центральное радио передавало эту уже очень популярную песню двенадцатый раз».

Лидия умерла, а песни, исполненные ею, заняли свое место среди так называемых «народных песен», когда почти не важно, кто написал к ним музыку и слова.

Есть еще одна любимая многими песня — «Дождь на Неве», музыку к которой написал композитор Вадим Шеповалов, а стихи совместно с Борисом Герштом — актер, поэт, музыкант Константин Григорьев, талантливый человек с трагической судьбой, вначале искалеченный преступниками на улице, а затем умерший в нищете. Лидия Клемент спела ее в 1963 году.

 Не изменяя веселой традиции
Дождиком встретил меня Ленинград.
Мокнут прохожие, мокнет милиция,
Мокнут которое лето подряд.

Дождь по асфальту рекою струится,
Дождь на Фонтанке и дождь на Неве,
Вижу родные и мокрые лица,
Голубоглазые в большинстве,

Что нам нехоженых троп испытания,
Мы закалились под этим дождем,
Мы ленинградцы с тобой по призванию,
Хоть не всегда в Ленинграде живем.

Пять миллионов людей замечательных
И миллионы приветливых глаз,
Добрых, больших, озорных и мечтательных,
Мне повезло — я опять среди вас!

Дождь по асфальту рекою струится,
Дождь на Фонтанке и дождь на Неве,
Вижу родные и добрые лица,
Голубоглазые в большинстве.

Композитор, бард, ленинградец Борис Полоскин, которого многие должны помнить по песне «Проходит жизнь, проходит жизнь, как ветерок по полю ржи…», в своих воспоминаниях об истории бардовской песни «Путь к «Востоку», опубликованных в журнале «Нева», 2006, №6, рассказал об одном из вечеров-встреч 1965 года:

«Женя Клячкин попытался поговорить на равных с композитором Петровым: «Что я могу сказать о песнях Андрея Петрова? Хороши «На кургане» (стихи Юлии Друниной) и «Я шагаю по Москве» (стихи Геннадия Шпаликова) — остальные спасает только музыка! (аплодисменты). «Звезды в кондукторской сумке» (текст Льва Куклина) — стихи здесь не только не убедительны, здесь романтика ничем, по существу, не подкреплена. Все на себя взяла музыка. Я думаю, что композитору следовало бы более ответственно подбирать текст, чтобы потом не спасать его музыкой (аплодисменты)…»

А по мнению Олега Измерова, посетителя одного из музыкальных форумов в Интернете, мелодия песни Андрея Петрова «Звезды в кондукторской сумке» — явное продолжение его темы к фильму «Человек-амфибия». Песня была написана в 1963 году.
 
Я кондуктор трамвая, мне город знаком,
Все считают работу мою пустяком.
Я зимою и летом отрываю билеты,
И мечтаю в вечернем вагоне пустом.

Я лечу, лечу, лечу, лечу над землей,
Я шепчу, шепчу, шепчу, шепчу: «Милый мой!
Где же ты и когда ты войдешь в мой вагон?
Нас далекой звездою зовет небосклон…»
И все круче, круче, круче, круче полет,
Через тучи, через звезды, все вперед,
Всех земных пассажиров с собой я зову —
Я билеты до звезд вам продам наяву!

Под дождем я по улицам спящим иду,
Каждым утром чего-то я нового жду,
Над рекой голубою, над своей головою,
Я счастливую мокрую вижу звезду.

Я ловлю, ловлю, ловлю, ловлю ясный свет,
Я люблю, люблю, люблю мир планет,
Светофоров зеленые звезды горят,
Все дороги с тобой нам открыты подряд.
И все круче, круче, круче, круче полет,
Через тучи, через звезды, все вперед,
Всех земных пассажиров с собой я зову —
Я билеты до звезд вам продам наяву!

Мне от этой мечты ни за что не уйти,
Мой трамвай голубою ракетой летит,
До далеких созвездий мы отправимся вместе,
Ждет вагон остановка на Млечном пути.

Я лечу, лечу…

Я спешу, спешу, спешу, спешу за звездой,
Я дышу, дышу, дышу, дышу своей мечтой,
И земных пассажиров с собой я зову —
Я билеты до звезд вам продам наяву!

«Летучее и зыбкое ощущение счастья» — так определила свое состояние одна из пользовательниц Интернета, говоря о песнях Лидии Клемент.

А это высказывание, судя по всему, принадлежит питерской певице Ирине Понаровской:

«Более юные мои коллеги любят говорить в своих интервью, что в нашей стране у них кумиров не было. Вспоминают только о заокеанских идолах. Может, у них другая шкала ценностей или просто модно все советское в черный цвет красить? Лично мне на нашей эстраде очень нравились Лидия Клемент и Мария Пахоменко. Хотелось быть похожей на них. Всегда искренне любовалась Эдитой Пьехой. Но подражать ей желания не было, потому что просто не понимала, как это сделать. У меня ведь всегда был звонкий и крепкий голос, а у Пьехи — очень низкий и вдобавок есть акцент. Кстати, Лидию Клемент мне довелось знать лично — и только благодаря ей я решила стать профессиональной певицей. К сожалению, она рано — в 28 лет — ушла из жизни: саркома. Познакомил нас папа. Они вместе работали в Ленконцерте. Благодаря папе я имела возможность посещать все музыкальные мероприятия в Ленинграде».

Отец Ирины, Виталий Понаровский, был в то время известным человеком в музыкальных кругах Ленинграда. Мне же попался обрывок фразы из некорректно сохраненной в Интернете страницы. Смущает только определение — «звонкий голос».

И еще несколько отзывов:

«Вчера смотрела в поисковых системах все, что есть по Лидии Клемент, ее творчеству и ее семье (искала, вообще-то, что-нибудь о ее дочери и бывшем муже, который должен быть в США). Очень много есть людей, которые до сих пор помнят ее и слушают…»

«Вообще еще была такая девушка — Лидия Клемент, так лучше нее для меня никого нету, а я уж много всякой музыки слыхал».

«Я старею, лет за плечами, кажется, много. Иные вот столько не живут. И даже укладывают свой век в мой, уже прожитый, несколько раз! А как бы хорошо от моего века отщипнуть хоть сколько и передать Лидии Клемент. Я много уже живу. И век мой прошел под обаянием ее песен. Песни эти формировали во мне любовь к миру и к людям. Этот голос божественного очарования! Песни — каждая золотая. Их исполняли разные люди, а вот Лидия Клемент смогла их душу представить лучше всех…» (Юрий Аленко).

«О, дивная, волшебная и таинственная музыка. О Лидии Клемент я узнал, когда еще жил на Украине. Первую песню услышал — «Звезды в кондукторской сумке» в ее исполнении. Сразу полюбил эту певицу. Очень-очень жаль, что она так рано ушла от нас. На могиле ее, по-моему, на памятнике треснутая пластинка… В Ленинграде… Но песни ее будут жить долго…» (Юрий, США, Солт Лейк Сити).
...............................

.............................

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Клемент Лидия.
« Ответ #1 : 04 Июнь 2020, 16:31:14 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика