28/03/24 - 21:57 pm


Автор Тема: Райбург, Ян.  (Прочитано 590 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Райбург, Ян.
« : 20 Февраль 2020, 17:09:39 »


















Ян Райбург- Лагеря (Ian Raiburg)

Ян Ра́йбург (молд. Ian Raiburg; род. 7 января 1952, Макарешты, Молдавская ССР) — молдавский композитор-песенник, автор-исполнитель песен. Заслуженный деятель искусств Молдовы (Maestru în Arta, 2007).

Родился в селе Макарешты Ниспоренского района (ныне Унгенский район Молдавии) в семье учителей. Отец, Михаил Ефимович Райбург (1923—2006), преподавал историю и был директором школы; мать, Марьям Райбург (род. 1924), работала учительницей английского языка.

Закончил музыкальную школу по классу аккордеона в Кишинёве, куда семья переехала когда ему было 12 лет.

После окончания Киевского инженерно-строительного института работал инженером проектного бюро в Кишинёве, с 1977 года был гитаристом ансамбля при гостинице «Кишинэу», вокально-инструментального ансамбля «Фортина» под руководством О. Мильштейна и ВИА «Букурия» при Кишинёвской государственной филармонии.

С 1981 года работает в ансамбле «Черемош», в этот же период начинает сочинять собственную музыку, среди первых исполнительниц песен Яна Райбурга сёстры Софии Ротару — Аурика и Лидия, работавшие в том же ансамбле.

С 1982 года был постоянным автором песен Иона Суручану на молдавском языке, главным образом на стихи Григория Виеру («Ce seara minunаtă», «Cumpăraţi flori», «Astă seră», «Clar de lună» и других) и Думитру Матковского. Песни Яна Райбурга также исполняли Надежда Чепрага («Вот она какая…» на стихи Михаила Танича, «Живу на Земле» на стихи Думитру Матковского, «Твоё письмо» и «Тайна» на стихи Григоре Виеру, «Золотой звездопад», «Три молдована» и «Бабье лето» на стихи Я. Райбурга), Анастасия Лазарюк, Ольга Чолаку.

С 1984 по 1989 год возглавлял организованный им ансамбль «Реал», который вместе с Ионом Суручану подарил публике множество песен.

В 1989-1990 году работал в ансамбле «Норок» под руководством Михая Долгана, здесь впервые начинает исполнять свои песни.

В конце 1990 года Пётр Теодорович сообщает Яну Райбургу о том, что требуется собрать команду Филиппу Киркорову, после чего Ян отправляется в Москву. Некоторое время работал в ансамбле певицы Азизы.

В 1991 году поселился в Нью-Йорке, где был совладельцем ресторана молдавской кухни «Трансильвания» (Квинс). Выпустил 5 компакт-дисков авторских песен в собственном исполнении, всего вышло 13 альбомов песен композитора. Автор эстрадных шлягеров «Дарите женщинам цветы», «Гуляй, бригада», «Играй, скрипач» и других.

С 2006 года вновь проживает в Кишинёве.

1.    Дороги, которые мы выбираем                        2002   
2.    Люди-волки                        2003   
3.    Наша жизнь                        2004

Ян Райбург Полный список альбомов

Райбург Ян 2001 - Anii mei si tineretea (320)
Райбург Ян 2002 - Дороги , которые мы выбираем (320)
Райбург Ян 2002 - Si prietenii sai (320)
Райбург Ян 2003 - Люди и волки... (320)
Райбург Ян 2004 - Наша жизнь (320)
Райбург Ян 2006 - Si prietenii sai vol.2 (320)
Райбург Ян 2007 - Cantati cu mine (320)
Райбург Ян 2009 - Esti una pe pamint (320)
Райбург Ян 2009 - Slagare de ieri, de azi si de maine (320)
Райбург Ян 2011 - La mulți ani, prieteni! (320)
..............................
Ян Райбург родился в селе Мэкэрешть, Ниспоренского района (ныне Унгенского района Молдавии), Республики Молдова, в семье учителей истории и английского языка.

В двенадцатилетнем возрасте переезжает с родителями в Кишинёв. Первые музыкальные знания получает уже в Кишиневе в средней музыкальной школе, оканчивает школу по классу аккордеона.

После окончания средней школы поступает в Киевский инженерно-строительный институт, по окончании ВУЗа работает инженером проектного бюро в Кишиневе около года, затем принимает предложение стать гитаристом ансамбля при гостинице «Кишинэу», и понимает, что инженерия не его стихия.

Становится гитаристом вокально-инструментального ансамбля «Фортина» Дворца Молодежи под руководством О. Мильштейна. Через некоторое время получает приглашение работать в эстрадном оркестре «Букурия» при Национальной Филармонии.

С 1981 года работает в ансамбле «Черемош» (вместе с сестрами Софии Ротару – Аурикой и Лидией), в этот же период начинает сочинять собственную музыку, звучат первые песни, автором которых является Ян Райбург, среди первых исполнительниц песен Яна Райбурга сёстры Ротару.

В этот плодотворный период своей жизни выходят в свет песни в исполнении Иона Суручану, Надежды Чепраги, Анастасии Лазарюк, Ольги Чолаку, которые станут известными и которые публика будет долго помнить. Тесно сотрудничает с поэтами Григоре Виеру, Думитру Матковски, Михаилом Таничем.

С 1984 по 1989 год работает в группе «Реал» и вместе с Ионом Суручану дарят публике множество песен.

С 1989 по 1990 год работает в легендарном ансамбле «Норок» под руководством Михая Долган. Здесь впервые начинает исполнять свои песни. В конце 1990 года Петре Теодорович сообщает Яну Райбургу о том, что требуется собрать команду Филиппу Киркорову, тогда Ян Райбург отправляется в Москву. Затем работает в ансамбле певицы Азизы.

В силу обстоятельств Ян Райбург уехал в США, где прожил около 12 лет. Долгое время, не занимался музыкой, как он сам говорил «не брал музыкальный инструмент в руки в течение почти 8 лет». Но тяга к музыке, к сцене одержала верх в его судьбе. Он вернулся на родину и продолжил карьеру музыканта и композитора. За свою творческую карьеру написал около 300 песен для отечественных и зарубежных исполнителей.

Выпустил 5 компакт-дисков авторских песен в собственном исполнении, всего вышло 17 альбомов песен композитора. Многие из его песен стали шлягерами.

Ему были присвоены почетные звания Заслуженный деятель искусств, Почетный гражданин Республики, Народный Артист Республики Молдова, а от радио «Норок» он получил «Золотую подкову».
..............................................
Ян Райбург: Каждая песня остается во мне маленькой историей

В семье Яна Райбурга не было профессиональных музыкантов.
Недавно в Национальном Дворце чествовали 30 лет его творческой деятельности. За 30 лет он выпустил 13 альбомов, написал более 300 песен, большинство из которых поются десятилетиями, а многие – стали поистине народными.
27.11.2008

Мое детство пришлось на послевоенное время. Тогда все мальчики играли в "войнушку" с двумя непримиримыми сторонами – немцами и русскими. Причем, играли с самыми что ни на есть настоящими автоматами, касками и орденами, которые мы находили на нашем "поле битвы". Как-то мы принесли во двор противотанковую мину. Мы и не догадывались, что это такое. Она была ржавой и никакой опасности для нас не представляла. Хорошо, что я зашел домой и попросил у мамы молоток, чтобы открыть непонятную для нас находку. Мама, конечно, вызвала саперов, которые мину обезвредили. Так, ребяческое любопытство сохранило мне жизнь.

В моей семье не было профессиональных музыкантов. Мой отец – историк, но он очень хорошо играл на аккордеоне. Мама – учитель английского языка, но она хорошо пела под аккомпанемент отца. Их до конца не раскрытые музыкальные способности во всю раскрылись во мне. Но не сразу. О том, что я стану музыкантом, я не думал даже тогда, когда окончил музыкальную школу по классу аккордеона.

После окончания школы, я поступил в киевский инженерно-строительный институт. Тогда было очень престижно, если дети учились в институте.
Когда я уехал из дома в большой красивый город, в многонациональное общежитие, передо мной раскрылись все возможности ничем не скованной юности.
Там мы организовали ансамбль, где мои "спавшие" музыкальные способности дали о себе знать. Мы играли то, что слушали, а слушали мы недоступную для тех времен западную музыку: The Beatles, Rolling Stones, Tom Jones, Pink Floyd, Queen, Doors и многих других. Достаточно быстро я понял, что строительство не имеет ничего общего с тем, что мне нравится на самом деле.

По профессии я все-таки поработал. Месяцев восемь числился в проектном институте.
Моя творческая деятельность как музыканта и исполнителя началась с ансамбля "Фортина".
Наш руководитель Олег Менштейн, который впоследствии был руководителем очень популярного в 70-е годы ансамбля "Оризон", не ограничивал нас самодеятельностью при доме молодежи, предоставляя нам возможность для больших гастролей. Мы ездили по Союзу и зарабатывали большие по тем временам деньги, выступая в центральных залах Риги, Таллинна, Вильнюса, Ленинграда, Киева и других городов. Нашу популярность сравнивали с популярностью ансамбля "Норок".
Это было время, когда многотысячная толпа была готова к самым безрассудным действиям ради того, чтобы прикоснуться к своим кумирам.
Сейчас это трудно представить, а тогда это было нормой нашей жизни.
Потом мои друзья-музыканты пригласили меня играть в ансамбле в ресторане "Кишинэу".
Это были времена, когда в городе было всего несколько ресторанов, и в каждый из них была длинная очередь из желающих туда попасть. Наш ресторан пользовался особенным спросом. Мы были молодыми ребятами с длинными волосами и со свежим пониманием музыки. Это была модная группа из пяти человек, каждый из которых был на своем месте: клавиши, гитара, бас гитара, барабан, саксофон, четверо из пяти еще и пели. В общем, истинные герои того времени. На нас ходили, нас слушали, нами восхищались.

Был тогда большой эстрадный оркестр Молдовы – "Букурия". Когда его решили омолодить, пригласили нашу группу. Так я оказался на профессиональной сцене филармонии. Вместе с Штефаном Петраке, Ионом Суручану, Валентином Дынгэ и другими ныне известными музыкантами.
Потом началась многолетняя и плодотворная работа с Ионом Суручану.
Для него было написано огромное количество песен, которые достаточно быстро стали шлягерами не только в Молдове, но и на территории Советского Союза.
После работы в ансамбле "Констелация" при молодежном центре имени Гагарина, я со своим коллективом, который впоследствии стал называться "Реал", был приглашен для работы с Ионом Суручану в молдавскую государственную филармонию.
Там проработал до 89-го года, после чего перешел в ансамбль "Норок" под руководством Михая Долгана.

Какое-то время работал с Киркоровым, был с ним в трех поездках. Как о человеке, о нем много чего можно сказать, но таланта ему на самом деле не занимать. Работал с Азизой. И с ней и с Киркоровым мы не раз виделись в Америке. У нас сохранились хорошие, добрые отношения. И возможно, они развились бы, ответь я на приглашения работать в Москве. Но я отказался, и сейчас сложно сказать, правильно ли я тогда сделал.
В 91-м году я уехал в Америку. Я много работ перепробовал, пока не понял, что один в поле не воин. Я вызвал музыкантов из Молдовы и, порепетировав, мы стали выступать в небольшом румынском ресторанчике "Трансильвания". Ажиотаж с нашим появлением был очевиден.

Так получилось, что хозяину пришлось ресторан продать. Я понял, что если этот ресторан не куплю, то останусь у разбитого корыта. Я его купил на одолженные деньги, которые отдавал еще много лет. Ничего кардинально не менял. Просто румынская кухня заметно разбавилась молдавской. Еще я приглашал выступать в ресторане многих молдавских исполнителей – Иона Суручану, Ольгу Чолаку, Анастасию Лазарюк, цыганский ансамбль "Драго" и других.

В какой-то период моей американской жизни я перестал заниматься музыкой, посчитав, что она осталась в прошлом. Но от судьбы, видимо, не уйдешь. Мелодия стала выходить одна за другой. Я приобрел сначала маленькую студию, потом студию побольше. Стал записывать музыку, к ним как будто сами по себе сочинялись слова. У меня в месяц выходило по альбому, с которым абсолютно нечего было делать в Америке. Я стал все чаще приезжать в Молдову. Дороги меня изматывали как физически, так и финансово. Я решил вернуться в город, в котором прожил всю свою сознательную жизнь.
С этих пор я стал не только сочинять песни, но и исполнять их. Я, в прошлом – боец невидимого фронта, стал узнаваем.
-Эхо весеннего фестиваля-
"О, ностальгия, о, гармония..."
3 марта в рамках "Мэрцишора" прошел замечательный концерт "Музыка - моя жизнь" Яна Райбурга.

Ян Райбург - личность для Молдовы легендарная. Поколение семидесятых очень хорошо помнит его песни, внимательно следит до сих пор за его судьбой. В свое время - в конце 60-х годов - он стоял у истоков знаменитого вокально-инструментального ансамбля "Норок", который впоследствии был разогнан якобы за "распущенность и национализм" (власти не нравилось свободолюбие и проявление яркой индивидуальности), а его солисты практически выдавлены из Молдовы.
А ведь это была целая эпоха! Молдавский "Норок" с Яном Райбургом, Ионом Суручану, Лидией Ботезату, Михаем Долганом, братьями Казаку в свое время были не менее популярным, чем группы "Мондиал", "Секрет", "Машина времени", "Битлз"... И именно дружба Райбурга с Ионом Суручану сделала из последнего молдавского Челентано, поскольку Ян предложил Иону исполнить песню своим натуральным голосом - баритоном, а не тенором, как до этого пел Ион народные и эстрадные песни. Да и сам Райбург может запросто претендовать на звание классика молдавской эстрадной музыки, хотя и не имеет здесь наград и регалий. Поэтому приезд этого человека (да не одного, а со своим сыном Гарри) из Америки в родной город - настоящий подарок для кишиневцев.
Сегодня Ян - владелец популярного В Нью-йорке ресторана "Трансильвания". Здесь он угощает своих гостей (среди которых бывает много молдаван и румын) не только молдавскими национальными блюдами - плацындами и мамалыгой, но и хорошей песней - также собственного "приготовления". Как признался Ян, бизнес не мешает ему сочинять новые песни. Практически на каждую мелодию у Яна Райбурга свои тексты - и на русском, и на молдавском, которые он сам может и спеть.
И вот наши зрители, пришедшие 3 марта во Дворец Республики, жаждущие встречи с любимым композитором и певцом, наконец, тоже смогли убедиться в неисчерпаемости его таланта. Зал был полон под завязку. Свободных мест не было.
На сцену выходили Ольга Чолаку и Ион Суручану, сорвавшие бурю аплодисментов (зрители соскучились по любимым артистам), Виталие Дани и Ана Пуйкэ, другие молодые исполнители в сопровождении шоу-балета "Фантезие", манекенщицы в одеждах от модельера Ольги Осояну, юморист Георге Урски и даже оркестр МВД. Бравые ребята в праздничной форме аксельбантами исполнили замечательную песню-марш о полицейском, которую Райбург написал для них буквально в этом году. И песня была замечательная, и оркестр смотрелся весьма торжественно. Если честно, даже хотелось встать и слушать их стоя. Не побоюсь сказать, что именно такие вещи и воспитывают в людях настоящий патриотизм.
Все играло и переливалось в свете прожекторов и создавало чудесную атмосферу ностальгии по ушедшей молодости, всепроникающего взаимопонимания, тепла и любви, истинной трепетной гармонии. Так что душа каждого зрителя пела в унисон с прекрасной музыкой композитора Яна, а задушевные слова поэта Яна ложились прямо на сердце. И не случайно в его песнях чаще всего употребляются именно такие слова, как "ностальгия", "меланхолия", "душа", "слеза", "гармония" и, конечно, "весна" и "любовь"... Перед ностальгией все равны: в в партере и на галерке, в ложах и на балконах в едином порыве, буквально взявшись за руки, наслаждались музыкой своей молодости и присутствующий на концерте президент нашей страны, и так называемые ВИПы, и сельская учительница, выложившая немалую для нее сумму, чтобы попасть на встречу с любимым артистом, и простой клерк со свой дочкой-школьницей.
Зал неистовствовал и требовал песен. Еще и еще. Сцена была буквально завалена цветами. Уходить никто не торопился, поэтому артистам приходилось снова и снова выходить на бис (надо сказать, они сами получали от концерта громадное удовольствие - это чувствовалось). Очень трогательно было видеть, как сын Яна - Гарри, - впервые увидевший родной Кишинев после 20-летнего перерыва и тоже спевший несколько песен своего отца, под занавес преподнес ему громадный букет цветов, с гордостью провозгласив: "Это мой папа!". Праздник получился... Говорят, благодарить за него нужно не только устроителей фестиваля "Мэрцишор", но и самого Яна Райбурга, который позаботился о том, чтобы пригласить на этот концерт всех своих старых друзей. Специально для "Мэрцишора" он лично исполнил несколько своих новых песен, доказав, кстати, что он не забыл в далекой Америке родной молдавский язык.
Но все хорошее рано или поздно кончается. Ян Райбург уехал. Теперь мы будем с нетерпением ждать его в гости в Кишинев снова. С новыми песнями, с новой прекрасной музыкой, которой нам так не хватало последние 20 лет!

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Райбург, Ян.
« Ответ #1 : 13 Июль 2020, 15:51:39 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика