28/03/24 - 22:00 pm


Автор Тема: Братья по разуму (Челябинск)  (Прочитано 689 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Братья по разуму (Челябинск)
« : 07 Февраль 2020, 16:23:13 »











Женский вокал БПР - Нелли Дворко

Братья по разуму- Хорошие Времена

Вова Синий и «Братья по Разуму» — снежинский музыкальный коллектив.

Группа была основана в 1983 году Владимиром «Вова Синий» Емелевым и Игорем «Гоша Рыжий» Шапошниковым в городе Челябинск-70 (ныне Снежинск). Чуть позднее в группу вливаются Вадим Кутявин и Игорь Ракин.

В 1984 году группа выпускает альбом «88А». Это был первый в истории советской музыки альбом, в котором применялись сэмплы. Через год группа выпускает еще несколько альбомов, один из которых — «Хали-Гали» — вошел в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». Производимый материал получил некоторое распространение по всей стране. Альбомы были специально оформлены и передавались из рук в руки в виде магнитных катушек.

Деятельностью «Братьев По Разуму» заинтересовались спец-службы КГБ. Известно, что Владимира Емелева застали с марихуаной во время одной поездки.

Какое-то время Владимир Емелев был призван на срочную службу в Советской Армии. Вернувшись, он переезжает в Москву, где и возрождает группу. С этого момента «Братья По Разуму» не только продолжают записывать новые альбомы, но и давать концерты, один из которых состоялся совместно с группой «Sonic Youth». Также в 1988 году снимается первый клип в истории группы, на песню «Индустрия», позднее показанный в «Программе „А“».

В настоящее время Владимир Емелев является композитором многих фильмов и сериалов, а также организатором выпуска нескольких компакт-дисков с современной электронной музыкой.

Дискография
88А (1984)
Игра Синих Лампочек (1985)
Молчать! (1985)
Хали-Гали (1985)
Ну как не запеть (1986)
Смерть в эрогенной зоне (1989)
Альбомыч (1992)
Те самые песни (1993)
................
Вова Синий (жизнь советской рок-звезды)

"Пейте, пейте томатный сок!"  звучало в восьмидесятых во всех уголках необъятной родины  СССР с катушечных Маяков и Астр и первых кассетных переносных Романтиков. Я прямо помню деревенских парней, в руках у которых огромный бобинный магнитофон с шестнадцатью круглыми батарейками внутри, откуда орёт: "Голос примерзает к слепому металлу, вкус крови во рту и ужас в глазах! Зачем я это сделал? Не знаю, не знаю! Пронзает меня неистовый страх!". То же самое я услышал в середине девяностых в прокуренной квартире у друга, когда какойто пьяный персонаж, выключил насильно магнитофон и с криком: "Давайте послушаем мою музыку",  Это и был Вова Синий, с которым мы потом дружили много лет, пока я не уехал из Ёбурга навсегда.

Артемий Троицкий говорил о нём: "Власти Челябинска должны поставить Вове Синему памятник на родине!",  памятник при жизни не воздвигли, но за популяризацию культуры закрытого города, Вове дали трёхкомнатную квартиру, правда уже в двухтысячных. А в девяностых, каждый поход с ним в  обязательно заканчивался дракой с гопотой. Иначе он, как рокзвезда, не мог. Правда в клубе "Люк" всё обычно обходилось, там все были свои и на Вовины провокации отвечали рюмкой водки или дешёвого коньяка.

Вова Синий и Братья По Разуму достойны внимания по трём причинам.
1  Они изобрели советскую сэмплерную музыку. В то время, когдаБрайан Ино, вместе с Дэвидом Бирном только эксперементировали с первыми музыкальными компьютерами, в Челябинске 70 компьютеров не было, тем более музыкальных. И тогда, в коморке местного ДК, Братья ПО Разуму просто поставили десяток катушечных магнитофонов, нарезали и склеили из плёнки любимых исполнителей кольца и пустили их через сложную систему роликов, прибитых прямо на стенах и столах. Запуская системы таких колец они и получали такие хиты, как Не знаю сам. Это уже в сольных последних альбомах (в наше время) Вова переработал ту же Шизгару настоящими сэмплами, а в те далёкие восьмидесятые в распоряжении музыкантов из Челябинска были только кольца из магнитной ленты.

Конечно последний кирпич в популяризацию Вовы Синего вложил Сева Новгородцев, регулярно транслируя треки БПР на вражеской БиБиСи, но был и ещё один секрет успеха. Совершенно инновационный (как сегодня бы сказали) способ музыкального маркетинга. Катушки со своими альбомами парни просто давали любому знакомому, который ехал в один из городов СССР, а тот, по иснтрукции, оставлял бобину на автобусной остановке. Нашедший получал не только катушку, но и совсем неизвестную ему необычную музыку на русском языке! В те времена это была такая редкость, что записи продолжали свою жизнь уже вирусным способом, переходя самостоятельно с бобины на бобину
.....................
"Вова Синий и Братья по разуму", они же просто "Братья по разуму", они же просто БПР.
В 1984-м, году, богатом на рождение "сверхновых" на любительской сцене, каждая "сверхновая" была не похожа на остальных, этим они и запоминались нам, выделяясь из череды безликих групп, упорно соблюдавших блюз-стандарты и вершиной творческой состоятельности считавших достижение схожести со своим заграничным кумиром. Но когда осенью того года мне среди прочих "новых новинок", включили плёнку с БПР, я был сметён и смят.То, что я услышал, было не похоже уже вообще ни на что! Никаких аналогов и предтеч из моего тогдашнего ещё довольно скромного меломанского опыта я назвать не мог! Но что самое интересное, годы шли, эрудиция ширилась, а факт оставался тем же! Наоборот, в творчестве западных артистов стали вылавливаться элементы подобного толка: "похоже на БПР, но не дотягивает, нет, не дотягивает". И до наших дней, тот редкий журналист, что пытается описать их музыку, приводит для сравнения имена, которые освещают скорее узость восприятия этого журналиста, с таким же успехом можно сказать, что "Аквариум" похож на Beatles, с каким и "БПР похожи на Swans, Cabaret Voltaire, Can...". Единственный пример предшественников,  вписывающийся в их стилистику настолько, что можно его представить, как чуть ли не "неизвестный трэк БПР", который я выискал многие годы спустя, это Under heavy manners, исполняемый Дэйвидом Бирном и Робертом Фриппом в альбоме последнего "God save the king" за 1980 год. Любитель Гребенщикова с лёту вспомнит фразку "Трубы, я слышу трубы". Это цитата из той же песни. Это так, к слову.
В 84-м же поразили отточенные до блеска концептуально-гипнотические аранжировки бпр-овских песен, в сочетании с абсолютно любительским вокалом. Казалось, что ребята записывались чуть ли не в соседнем доме, что любой в общем-то мог бы сбацать этакое. Но где взять инструменты? Негде.. У БПР, видимо, они были, и даже самые современные, у слушателей ходили версии об использовании самых последних технологий, употреблялось малознакомое слово "секвенсор". Сторонники другой гипотезы восхищались безупречной отточенностью и ритмичностью работы ударной установки, "барабанщик у них - монстр". Но главный кайф вызывало не то, "как" они играют, а то, "что" они играют. Гипнотические циклические ритмы производили неизъяснимый эффект, их хотелось слушать снова и снова. Поверх этой музыки звучали  остроумнейшие и неожиданные стихи, иногда это были самые непредсказуемые версии известных песен, иногда авангардные номера,  иногда неслыханный по тем временам даже для неофициальной песни эротизм, иногда научная фантастика. Страна вступала в пору бурных пертурбаций, вся неофициальная сцена перестраивалась, рифмовала газетные статьи, активно участвовала в процессе.., Братья же по разуму продолжали выпускать альбомы, которые звучали как из другой галактики, в их песнях почти не отражалось окружающее внешнее, вернее это внешнее преломлялось до такой неузнаваемости, что их альбомы казались растущими прямиком из той золотой почвы "гонения на самодеятельное творчество", которая только и могла породить такие ...клубни.
Реальной же информации к нам во глубины сибирских руд почти никакой не доходило, поэтому только в начале 90-х, из появившихся кое-где скуднейших упоминаний стало немножко проясняться, кем как и где Это делалось. Это был шок номер два, об этом вы узнаете ниже, но это уже другая история, а пока позвольте поимённо представить главных героев:


Вова Синий (Владимир Емелев) и Гоша Рыжий (Игорь Шапошников) - основные идеологи группы,


хотя кроме них в ней участвовали и многие другие братья по разуму.

Проект был студийным по самой своей сути, поэтому светиться на концертах ему не светило, отсюда и неизвестность даже для потенциальных поклонников. В дальнейшем, вплоть до распространения в конце 90-х интернета, о БПР  почти ничего не было слышно, тотальная неизвестность и забвение. Кроме некоторых самых продвинутых москвичей, да единичных упёртых ценителей по всей остальной стране, о Братьях никто не вспоминал. Интернет, принципиально обеспечивающий всеобщий доступ даже к единственному источнику информации, залатал многие и многие информационные дыры, в том числе и эту. О группе довольно хорошо рассказал А. Кушнир в одной из статей своей знаменитой книги "100 магнитоальбомов советского рока", сегодня доступной и в онлайн. К этой статье пытливого читателя и отсылаю .
Я же, потешив душу изложением части личных БПР-впечатлений и БПР-воспоминаний, предлагаю дайджест практически всей доступной на сегодняшней момент информации о группе и её участниках.

Краткое резюме
"Братья по разуму" в середине 80-х создали и развили абсолютно уникальный музыкальный язык, используя технику сэмплирования. Впоследствии, в 90-х годах, подобные техники получили очень широкое распространение в мире, и совершили в поп-музыке оглушительную революцию.
Известное английское музыкальное издание New Musical Express в номере за 26.09.1987 признаёт БПР "самым радикальным и новаторским ансамблем в России"
В 80-е годы песни БПР звучат на волнах Би-Би-Си
Тогда же, во время визита в СССР, Брайан Ино (вообще-то изобретатель тэйп-техник) знакомится с творчеством БПР и по словам очевидцев, находится под очень сильным впечатлением
В 1992 году группа распадается, Вова Синий уходит в творческую тень, Гоша Рыжий продолжает эксперименты в в той же стезе, что и ранее, (оказалось, что это называется хаус-мьюзик) создаёт многие проекты, продюсирует многих электронных музыкантов, возрождает БПР, признаётся новым поколением музыкальных экспериментаторов - патриархом и "отцом по разуму", не спеша, однако, тиражировать легендарные работы 80-х, сотрудничает с сайтом "Особое радио".

Дискография

1984 "88-А"
1985 "Игра синих лампочек"
1985 "Молчать!"
1985-86 "Хали-гали"
1986 "Ну как не запеть"
1988 "Фантомасовщина в самом разгаре" (разыскивается)
1989 "Перепрыгивающие памятники" (разыскивается)
1989 "Смерть в эрогенной зоне" (разыскивается)
1990 "Брежнев Бит Дженерэйшн" (разыскивется)
1990 "Последний выдох" (разыскивается)
1991 "Хороший" (разыскивается)
1989-92 "Альбомыч" (на CD и МС в 1997)
1993 "Те самые песни" (сборный LP)
новые БПР
2002 "Живи и радуйся" (CD)
2003 "Фокус-покус" (CD)
2004 "Рок-ко-ко" (CD)

Пожалуй, первая в интернете статья о группе, 1999 год

"Братья по разуму",

 Группа "Братья по разуму" была образована в 1983 году двумя энтузиастами из челябинского "почтового ящика". Технический гений музыкантов помог им в далекой уральской глуши справиться с отсутствием необходимых инструментов и аппаратуры. Вова Синий и Игорь Шапошников разработали несколько новых технических путей в области создания аккомпанемента, предвосхитив своей методикой наслоения различных ритмических колец и музыкальных тем появление компьютерного сэмплинга и кавер-версий. Эксперимент прошел почти незамеченным. Почти -- потому, что редкие записи, любовно оформленные в виде магнитофонных катушек, передавались из рук в руки по всей стране, народ тащился и отказывался верить тому, что подручными средствами можно достичь такого современного звучания. К сожалению, записи вызвали интерес не только у прогрессивной общественности, но и у соответствующих органов.

Вскоре группа подалась в теплые края (в Москву), но и там записаться, как правило, было проще, чем издать тираж. Не помогло и участие в судьбе группы Севы Новгородцева -- экстремальную музыку "Братьев" не брался издавать никто. Сейчас судьбой уникальной команды интересуются только коллекционеры да ностальгирующие диссиденты. Поэтому "Братья по разуму" сделали римейки самых популярных своих песен и записали ударный сборник из 16 композиций, уважительно назвав его "Альбомыч".

9 магнитоальбомов, один LP -- и вот собранная в 1997 году квинтэссенция шестнадцатилетнего труда на благо музыки снова лежит в студии ("Пурпурный Легион") почти без надежды когда-нибудь увидеть свет.

Можно говорить что-то о горькой судьбе челябинских музыкантов, а можно утешиться Real Audio-версией "Альбомыча". Кто его знает, может быть, производители еще пожалеют...
.....................
Статья 
Братья по разуму

В далеком 1983 году после внеочередного радиоционнго выброса в атмосферу Земли в районе южного склона уральских гор, два молодых энтузиаста из Секретного Ядерного Центра создали эксперементальную группу для домашней записи оригинальной музыки. Именем проекта стало название футбольной команды из книги Стругацких - "Братья По Разуму". Вова Синий, изменившись внутренне, бросил свою футбольную команду и прекратил запрешенное прослушивание радио передач "Голоса Америки", а также "Русской службы Би-Би-Си". Совместно с Гошей Рыжим началось воплошение музыкальных идей новой генерации. Из-за отсутствиявия необходимой для этого аппаратуры группа разработала несколько новых технических путей в области создания аккомпанемента в виде ритмических колец различных гармонических конфигураций, взятых из Мирового Музыкального Наследия. Позднее зтот принцип стали использовать на Западе на музыкальных компьюторах и семплерах. Производимый материал имел необычайно современное звучание и получил самое широкое распространение по всей стране. Альбомы были специально оформлены и передовались из рук в руки в виде магнитных катушек. Реакция не заставила себя ждать, Деятельностью "БПР" заинтересовались спец-службы СЯЦ и атомного Министерства Москвы. Вова Синий, спасаясь от холода и слежки на трассе Челябинск - Свердловск в районе татарского поселка ТюБук, был вынужден вступить в контакт с сигарообразным, серебристым, сверкающим телом НЛО. Инопланетяне передали послание: "Всей Хорошой" и доставили Вову по назначению. Это позволило "БПР" записать еще несколько альбомов, прежде чем Вова Синий под давлением был отослан на срочную службу в Вооруженные Силы.

Спустя два года проект возродился в Москве. Состав коллектива постоянно поплнялся и видоизменялся. Помимо энергичной студийной работы, происходили концертные выступления. "БПР" учавствовали в фестивале МежКниги в Горбушке, в совместном выступлении с американскими ветеранами молодежной музыки Sonic Youth и других культурных мероприятиях столицы. Пока единственный клип "Индустрия" демонстрировался АК Троицким в Программе А, многие песни часто звучали на волнах радиостанций "СНСи", "Максимум", "Радио Россия", "Эхо Москвы", "Эхо Планеты", "Голос Америки", "Радио Аляска", "Би-Би-Си - радио 1", "Би-Би-Си - Русская Служба". "БПР" учавствовали в сьемках и озвучивании телесериала о КГБ, организованного телеканалом "Антенн 2" (Франция), Группа вошла в справочники, энициклопедии, антологии отечественного рока и в книгу о магнитно-пленочной культуре в СССР.



Братья по разуму - Народная песня
С магнитоальбома "88А" (1984 год)


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Братья по разуму (Челябинск)
« Ответ #1 : 23 Апрель 2020, 15:15:39 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика