29/03/24 - 03:48 am


Автор Тема: Козин Вадим.  (Прочитано 841 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Козин Вадим.
« : 17 Февраль 2020, 21:26:38 »




















 

Вадим Козин- "Осень"/Vadim Kozin "Autumn"
Танго "Осень" (В. Козин-Е.Белогорская, В. Козин) , Джаз-оркестр п/у Я. Хаскина. 1939 год
В 1939 году Вадим Алексеевич Козин написал целый цикл песен, который он назвал "Времена года" по аналогии с циклом любимого композитора певца П.И. Чайковского.
В него вошли танго "Осень", "Забытое танго"(Весна), "Я увидал тебя впервые" (Зима), "Дышит имя твое" (Лето).
Два последних танго популярности не имели и Козин не стал их записывать на грампластинки.
"Осень" и "Зима" певец написал в творческом союзе с талантливой певицей и автором стихов Елизаветой Борисовной Белогорской.
Елизавета Белогорская начала свою карьеру в середине 1920-х годов, выступала в Москве и Ленинграде.
По свидетельству Козина имела небольшой , но очень приятный голос. Много писала текстов к песням и романсам. В том числе к знаменитому романсу Бориса Прозоровского "Вам 19 лет". На пластинки он был записан Тамарой Церетели.
В начале войны Белогорская выступала с антифашистскими стихами, куплетами и песнями собственного сочинения. К сожалению, жизнь талантливой певицы и поэта оборвалась трагически.
Когда началась эвакуация из Москвы в связи с угрозой взятия, Белогорская вместе с Тамарой Церетели поехала на Кавказ, в Кисловодске их путь не надолго разошелся - Церетели уехала в поисках родственников в Тбилиси, обещав сделать вызов Белогорской, но, почти сразу после ее отъезда, в Кисловодск вошли немцы. И Белогорская, зная, что ее ожидает за антифашисткую пропаганду и происхождение (Белогорская была еврейкой), покончила с собой.


Вади́м Алексе́евич Ко́зин (1903—1994) — советский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.

 Эстрадный певец, композитор Вадим Алексеевич Козин родился 3 апреля (21 марта по старому стилю) 1903 года в Санкт‑Петербурге в семье купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских‑Санкиных Веры Ильинской. Детство Вадим Козин провел в городе Луга под Петербургом. Одновременно с обучением в средней школе служил в детском отделении библиотеки подавальщиком книг из хранилища. Окончил краткосрочные курсы и стал младшим библиотекарем.
 Отец умер рано, и Вадим вынужден был помогать семье. Работал грузчиком, прислуживал в ресторанах.
Артистическую карьеру начал тапёром в кинотеатре Народного дома, озвучивая немые кинофильмы. С 1920‑х годов Козин стал выступать в хоровом самодеятельном кружке клуба Ленинградского монетного двора. Также пел в комическом хоре Чарова, выступал в сборных концертах в кинотеатрах "Гигант", "Капитолий", "Колосс".
 С 1929 года он начал исполнять известные романсы ''Калинка'', ''Утро туманное'', ''Мой костер'', и вскоре приобрел большую популярность. Козин также включил в свой репертуар несколько произведений советских композиторов: "Шел отряд" Волкова, "Ковыль" Заславского. Много гастролировал по городам России, выступая в сопровождении известных аккомпаниаторов ‑ Давида Ашкенази, Аркадия Покрасса, Михаила Дулова.
 В 1935 году Козин приехал в Москву. Его первые выступления проходили в Зеленом эстрадном театре парка культуры и отдыха имени Горького. Последовали сольные программы, в которых Козин исполнял до 40 романсов и песен: ''Пара гнедых'', ''Вот мчится тройка почтовая'', ''Нищая'', ''Эй, быстрей летите, кони'', ''Прощай, мой табор'', ''Улыбнись, Маша''. Созданное им танго ''Осень'' (''Осень, прозрачное утро'') на стихи известной в те годы певицы Елизаветы Белогорской сохраняется в концертном репертуаре современных вокалистов. В его исполнении впервые прозвучала и стала популярной ''Дружба'' (''Когда простым и нежным взором…'').
 В годы Великой Отечественной войны Вадим Козин ездил по частям и выступал с концертами. По распоряжению наркома путей сообщения ему выделили для поездок специальный вагон. В 1941 году Козин подготовил программу с главной патриотической песней ''Нет, моя Москва не будет взята''. В начале декабря 1943 года он выступал в концерте для участников Тегеранской конференции вместе с Марлен Дитрих, Изой Кремер и Морисом Шевалье. После концерта маршал Иван Баграмян вручил ему орден Красной Звезды.
 В феврале 1945 года особым совещанием при НКВД Вадим Козин был осужден на 8 лет. Отбывал наказание на Колыме, его голос пропал из эфира, пластинки перестали выпускаться. Точная причина ареста так и осталась неизвестной.
 Во время отбывания срока Козин выступал перед заключенными в составе культбригады. В начале 1950 года ''за хорошую работу и примерное поведение'' был досрочно освобожден. Певец остался в Магадане, работал в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре и продолжал выступать.
 В 1958 году он впервые за последние годы совершил гастрольный тур по центральным районам страны, но опять вернулся на Колыму. Его песни теперь не только о любви, но и о тяжелой судьбе. Он создал ''Колымский цикл'' ‑ около 20 посвящённых Магадану песен. В 1960‑х появляются песни ''Не стращай меня горькой судьбиной'' (на стихи Анны Ахматовой), ''Лишь черный бархат'' (на стихи Николая Гумилёва), ''Не буди воспоминаний'' (на стихи Константина Бальмонта), ''Идут белые снеги'' (на стихи Евгения Евтушенко).
 В 1985 году фирма ''Мелодия'' выпустила первый диск‑гигант, в который вошли многие известные песни: ''Осень'', ''Прощай, мой табор'', ''Дружба'', ''Маша''.
 Скончался Вадим Козин 19 декабря 1994 года в Магадане.
 В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок, но до середины 1980‑х их переиздание в СССР было официально запрещено.
 В 1995 году глава Магадана Николай Карпенко распорядился о создании единственного в России музея памяти великого артиста в его квартире в Школьном переулке. Здесь сохранен интерьер, окружавший Козина долгие годы: пианино ''Красный Октябрь'', магнитофон ''Тембр'', мебель, личные вещи.
 На доме, в котором жил Вадим Козин, установлена мемориальная доска.
 К 110‑летнему юбилею в Магадане появится скульптурная композиция Вадима Козина с любимой кошкой на руках.
.................................






Вадим Козин пел, умирая
 
Его голос теперь мы можем слышать только на дисках и сохранившихся старых пластинках. Его судьба — странная и страшная. Вадим Козин был самым популярным певцом начала прошлого века. Пережил не одно тюремное заключение. После магаданской тюрьмы не стал возвращаться в Москву. Хотя его ждали и звали. О добровольной магаданской ссылке Вадима Козина мне рассказал Игорь Сдобников, долгие годы бывший тайным поверенным великого певца.
 
Музыкальная карьера сына не входила в планы зажиточной купеческой семьи Козиных, хоть его мать, Вера Ильинская, и была цыганского происхождения. Все изменила революция. Купцы и дворяне теперь оказались в одном строю с разночинцами и пролетариатом. Отец Вадима Алексеевича умер вскоре после революции. Большая семья (а у Козина было пятеро сестер) осталась без средств к существованию. Юноша поступил в военно-морское училище. Море любил всю жизнь. Но карьера моряка оказалась для него невозможной, так как вскоре он был отчислен из училища за "непролетарское происхождение".
 
Пришлось идти работать тапером. Развлекать публику в кинотеатрах перед сеансами немого кино. Но и в таперах Вадим Козин не задержался. Однажды заболела певица, и его вытолкнули на сцену: "Ты тоже хорошо поешь. Выручай!" Он спел. Так началась его карьера.
 
Козин очень быстро набрал популярность. У него был необычный голос, который позже назовут "ангельским", "божественным эхом". Те, кто слышал этот голос, помнили его потом всю жизнь.
 
— Люди толпами валили на концерты Козина. Всюду, куда он приезжал, его сопровождали сумасшедшие аншлаги, — рассказывает Игорь Сергеевич. — За пластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию.
 
Самая большая награда
 
Когда началась Великая Отечественная война, Козин с его темпераментом, ясное дело, оказался на передовой. Оружия в руках не держал — искусство убивать так и осталось для него непостижимым. Ему пригодилось другое искусство — возвращать людей <к жизни своим голосом. Он участвовал во фронтовых бригадах, пел военные песни.
 
Один раз чуть было не попал в плен к фашистам. Приехал на концерт, а в этот момент немцы начали стремительное наступление. Козин едва успел вырваться с места сражения. Он никогда не отказывался участвовать в концертах, какими бы опасными они ни были. Маршал Баграмян лично вручил ему орден Красной Звезды. Это была одна из немногих наград, которой Козин гордился до конца жизни.
 
Пел для Ленина, дружил со Сталиным
 
Козин стал частым гостем в доме Сталина. Вождь был одним из его самых верных поклонников. Вот только вкус у него был странный. Сталин был большой любитель частушек. И ему из всего репертуара Козина, а у того было три тысячи песен, нравились только самые незамысловатые куплеты.
 
— Вадим Алексеевич не любил рассказывать о своих встречах со Сталиным. Но, по его словам, Сталин был простым человеком, лишенным вождизма. Он приглашал певца к себе домой, говорил с ним о музыке. Вернее, говорил в основном Козин, так как Сталин, конечно, был небольшой знаток. Частушки вот только любил. Они общались один на один. Козин был знаком и с Лениным. Еще в молодости его в числе других цыганских артистов вызывали к Ильичу. Такие разные вкусы были у пролетарских вождей.
 
Вадим Козин имел популярность не только в России. Он добился мирового признания. Во время Ялтинской конференции, где встречались Сталин, Черчилль и Рузвельт, был дан концерт в честь дня рождения Черчилля. В нем участвовали Морис Шевалье, Марлен Дитрих. Черчилль попросил, чтобы от Советского Союза выступал Вадим Козин.
 
Виновен!
 
В то железное время требовались марши и гимны: "О Сталине мудром, родном и великом прекрасные песни слагает народ". Но Вадим Козин слагал совсем другие песни. Он пел романсы про любовь. Однажды Берия вызвал его к себе и спросил:
 
— Вадим Алексеевич, почему у вас нет песен о товарище Сталине?
 
— Репертуар у меня другой. Вот есть песня о Ленине на стихи Демьяна Бедного. А вообще благодарственные гимны — не мой жанр.
 
— При чем тут Ленин? Я вас спрашиваю, вы о Сталине петь будэте? — с родным акцентом спросил певца Лаврентий Берия.
 
— Нэт, нэ буду, — по-хулигански съязвил тот.
 
Через месяц был подписан приказ об аресте Козина. Сталин, его самый большой поклонник, за несколько дней до этого на банкете поднимавший тосты за здоровье великого музыканта, не проявил никакого участия в судьбе певца. Это было в 1944 году. Обвинения — в антисоветской пропаганде и мужеложстве. После года мыканья на Лубянке Козин был отправлен в Магадан.
 
Бриллиант в темноте
 
В Магадане Вадим Козин получил возможность выступать. Из тюрьмы его под конвоем препровождали в концертный зал. И он пел. Люди ломились на его концерты. А за пределами Магадана о нем и не вспоминали в те годы. Во второй раз он попал в тюрьму в 1959-м. Госбезопасность не отпускала, держала его на крючке.
 
Когда Козин вышел на свободу, первое время — около года — работал в библиотеке при театре. Стал коллекционировать книги. После музыки это стало второй его страстью. Потом — магаданский театр. Его так и стали называть — "козинский театр". Из Магадана он ездил на гастроли по Советскому Союзу: Урал, Поволжье, Закавказье. Газеты писали о нем восторженно. Вадиму Козину уже было за пятьдесят. Его необыкновенный голос изменил краски, но все равно остались проникновенность и глубина.
 
На Колыму в 50-х годах приезжал вице-президент США. Он подарил Козину необычную бриллиантовую звезду. Потом на концертах выключали электричество, и горела только эта бриллиантовая звезда, способная отражать малейший источник света.
 
Когда Козину было уже за семьдесят, концерты он стал давать очень редко. Но если это случалось, приходило огромное количество людей. Последний концерт великий певец дал в 70-х годах.
 
"Я живу на улице Портовой"
 
Вадим Козин обитал в маленькой квартирке на Портовой улице. У него и песня была такая: "Я живу на улице Портовой".
 
— В 1985 году я приехал к отцу в Магадан, а потом остался там жить, рассказывает Игорь Сдобников. — До 1994 года пробыл в Магадане и постоянно встречался с Вадимом Алексеевичем. Он произвел на меня большое впечатление. Невысокого роста, седые волосы, голова большая, глаза широко посажены, очень пристальный взгляд. У него был вид необычного человека. Вся маленькая его комната была до потолка завалена книгами. Мы долго говорили в первый вечер. В основном о музыке. Но с ним можно было говорить, о чем угодно. Его интересовало все. Спрашивал про мою работу, учебу в Ленинградском университете. Он был, возможно, не совсем понятен и логичен по обычным человеческим меркам. Я принес ему цветы. Он обругал меня за это: "Зачем? Разве я уже умер? Я живой. Унесите их сейчас же!" Я не понял его. Что может быть естественней? Подарить музыканту цветы! Во второй раз пришел опять с цветами, он их опять не принял, а потом вспомнил песню Юрия Антонова:
 "Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной земля.
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
и ромашковые поля".
 
И действительно, цветы, когда они срезаны, — мертвые. Какая радость смотреть на засыхающие цветы? А Козин очень любил природу. Солнышко любил, как все цыгане. Солнце — верховное божество в древних цыганских поверьях. А еще у Козина жило около десятка котов, все были очень ухоженные. Он заботился о них. Кормил их по часам, давал им какие-то специальные травы. Семьи у него не было. Про его романы я никогда не слышал. Насколько знаю, была "учительница", которая еще в детском возрасте пристрастила его к оргиям и отбила всякий интерес к женщинам. Но и противоестественных отношений он не принимал. Однажды мы смотрели телевизор. Там показывали демонстрацию гомосексуалистов в Москве. Он возмутился тогда. Ему было неприятно: "Что это? Зачем они это показывают?"
 
Козин перенес свою заботу на котов. Однажды его любимого кота убили. Вадим Алексеевич отпустил кота гулять, а мальчишки его задушили. Но он все равно продолжал подписывать письма: "От Вадима Козина и кота Мосика".
 
"Отсюда никуда не поеду"
 
А в Москву возвращаться Козин не стал. Хотя мог бы. Сталина уже не было у руля. Козина бы приняли, слушали, приглашали, давали бы премии.
 
— Почему он не вернулся? Иногда я спрашивал его об этом, — рассказывает Игорь Сергеевич.
 
— А он отвечал с расстановкой: "От-сю-да я ни-ку-да не по-е-ду". Наверное, он вжился в тот край, в людей. Ему нравилось там. Хотя раньше и подумать было бы страшно — уехать в Магадан! Ему писали письма со всей страны. На конвертах часто было: "Магадан. Вадиму Козину" или "Вадиму Козину. Адрес почта знает". И действительно, все эти тысячи писем доходили до адресата. Он отвечал на письма, пытался их все прочитывать. Давал читать и отвечать всем друзьям и знакомым, потому что физической возможности ответить всем у него не было. Однажды к Козину пришло такое письмо из Чувашии: "Я прикован к постели. Единственное, что меня держит в этой жизни, — ваш голос. Прошу вас ответить мне". Он себя и сам плохо чувствовал тогда, зрение уже было неважное. Попросил нас ответить. Даже когда Козину было за восемьдесят, он оставался необыкновенно темпераментным человеком, интересующимся всем. Казалось бы, пенсионер, ему бы хлебца кусочек, чайку. А он болел за людей. В трудные 90-е годы спрашивал, сколько стоит хлеб. Мог пригласить в гости нуждающегося человека, обогреть. Он был подлинно народный артист. Сын двух народов: цыганского и русского. Талантливый сын. И его любили! Изабелла Юрьева жаловалась, что в последние годы к ней никто не ходил. У Козина такого не было. Его дом был всегда полон людей. К нему приходили на домашние концерты. Он, несмотря на свой возраст, мог выпить, играл на фортепиано, пел, рассказывал о своих песнях. Был очень гостеприимный хозяин.
 
Смерть мудреца
 Вадим Козин прожил долгую жизнь, с 1903 по 1994 год, начиная от Серебряного века и заканчивая компьютерным.
 
На 90-летие ему подарили рояль красного цвета. Устроили шумное празднество "Золотая осень певца". В Магадан приехали танцовщики, цыганские артисты, много известных певцов из Москвы, был Иосиф Кобзон. А он не пришел на этот концерт. Зачем? Раньше не признавали, подыскивали для него тюрьму, а не театр, а тут вдруг вспомнили. Шумное и суетное признание ему было не нужно. Все, что хотел, он уже сказал и спел сам, своим голосом.
 
— За месяц до смерти я бывал у него реже. Начались скандалы, какие-то люди выясняли, кто родственник, кто приближенный. Люди радуются, когда замечают слабость великих. Это дает им возможность приблизиться к ним. Как-то Вадим Козин рассказал мне историю про Наполеона. Наполеон занял Голландию и пришел в то место, где жил Петр Первый. Увидев крохотную лежанку, явно не подходящую по размеру двухметровому человеку, сказал: "Для истинного великана нет ничего маленького"... Неожиданно Козин попал в больницу. Ему стало совсем плохо с сердцем. В последние дни он пел один романс за другим. Он умирал и пел. У него жизнь уходила с романсами. Умер он в час пятьдесят. 19 декабря 1994 года. Сердечный приступ.
 
— Благодаря Козину я стал понимать, что каждое мгновение жизни необычно, — говорит Игорь Сергеевич. — Оно может быть серым, а может быть цветным. Все зависит от того, как ты смотришь на мир. У него был дар видеть отсутствие суеты. Он ничего не превращал в привычку. Жить подневольно, из-под палки — это не творчество, это серость. А он ненавидел серость и равнодушие. Он творчески относился к жизни. Был настоящим творцом. За деньгами никогда не гнался. В последнее время одевался очень бедно. Ходил в шароварах, стареньком свитере и ватнике. Он интересовался Шамбалой. Эта тема его не отпускала. Цыгане — выходцы из Индии. Он был мудрец, гуру. Может, поэтому ему и был дан такой голос, который сводил людей с ума и возвращал их к жизни.
 
Ольга Горшкова
Смена, 12 мая 2004 г

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Козин Вадим.
« Ответ #1 : 17 Февраль 2020, 21:27:28 »

1930-е годы.


Артист Мосэстрады - 1937 г.


с Семёном Ничукиным.Первые колымские снимки - 1947 г.




1970-е.


Вадим Козин и М. Шуфутинский.

В Магадане открыли памятник Вадиму Козину .



Вадим Козин-Осень-Осень, прозрачное утро... (Vadim Kozin - Autumn)

21.03.1903 - 19.12.1994

Великолепный русский тенор Вадим Алексеевич Козин родился 21 марта 1903 года в Петербурге в богатой купеческой семье. Его мать, цыганка, была хорошей певицей, его двоюродная бабка - знаменитая Варя Панина. Частыми гостями в доме Козиных были такие знаменитости тех лет как Анастасия Вяльцева, Юрий Морфесси и многие другие, что во многом предопределило жизненный певческий путь Вадима Козина.
 
С 1923 года, занимаясь в самодеятельности, Вадим Алексеевич выступал в составе Комического хора А. Чарова, затем непродолжительное время работал тапёром в кинотеатре Народного дома (Ленинград), там же впервые выступил в дивертисменте. Пел в сборных концертах в кинотеатрах "Гигант", "Капитолий", "Колосс".
 
В конце 20-х годов Козин начал сольные выступления, исполняя известные романсы "Калитка", "Утро туманное", "Мой костёр", и вскоре приобрёл большую популярность. С 1924 года певец выступал в Ленинградском посредническом бюро работников искусств, с 1931 - в концертном бюро Дома политпросвещения, с 1933 - в Ленгосэстраде под псевдонимом Вадим Холодный, исполняя преимущественно русские народные и старинные цыганские песни. Позднее он включил в свой концертный репертуар множество романсов и лирических песен современных композиторов.
 
В сильном, красивом теноре Козина одновременно звучали и русская удаль, и цыганская страстность. Взрывной темперамент, стихийное органическое чувство песни, романтическая взволнованность и эмоциональность захватывали слушателей. Каждый концерт был непохож на предыдущий - Козина приходили слушать по несколько десятков раз.
 
В годы Великой Отечественной войны певец выступает с концертами в частях действующей армии, был участником фронтовых агитбригад, пел в госпиталях, на призывных пунктах, гастролировал по Уралу, Сибири. Незадолго до трагического поворота в судьбе артист пережил пик своего творческого признания. В 1943 году во время знаменитой Тегеранской конференции глав государств СССР, США и Великобритании У. Черчилль, отмечавший в Тегеране день своего рождения, попросил Сталина, чтобы на торжестве, где выступали Марлен Дитрих, Морис Шевалье и Иза Кремер, от СССР пел Вадим Козин. На спецсамолёте артист вылетел в Иран, вечером пел перед юбиляром и на следующий день тем же самолётом был доставлен в Москву.
 
Позднее певец с большим успехом гастролировал в Швеции, Дании, Норвегии, Болгарии. Исполняемые им песни и романсы встречали тёплый приём у публики, а пресса отмечала его высокое вокальное мастерство, мгновенно возникающую "контактность" со зрительным залом.
 
В 1944 году за отказ включить в концертную программу песни о Сталине и партии, Козин был осуждён на 8 лет ГУЛАГа (Находка, Магадан). В 1950 году был досрочно освобождён и назначен художественным руководителем магаданского Ансамбля песни и пляски им. Дзержинского. С 1955 года Козин снова начал выступать с сольными концертами - ему даже разрешили гастролировать по Дальнему Востоку и Сибири (1956-58), в центральных районах России (Воронеж, Горький - 1958) и по Кавказу.
 
В послевоенные годы о Вадиме Козине знали только в Магадане, в городе, который он горячо полюбил, для остальных жителей страны певец был "персона нон грата". Практически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. За свою жизнь Вадим Козин создал около 300 песен. Его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.
 
В 1955-1965 годах Козин создал "Колымский цикл" - около 20 посвящённых Магадану песен. В то же время написал он и множество авторских песен и романсов на стихи А. Ахматовой, И. Анненского, Н. Гумилёва, К. Бальмонта и др.
 
Лишь в 80-е годы об артисте появляются статьи и снова выходят его пластинки.

Умер Вадим Алексеевич Козин 19 декабря 1994 года в Магадане.

На пороге 20-той весны.
Домашний концерт записанный в г. Магадан - 10 апреля 1979
Записи разных лет
1959 - Концерт в г. Куйбышев
Козин Вадим 1997 - Письмо из Магадана (320)
СБОРКА ПЕСЕН -1
СБОРКА ПЕСЕН -2
CБОРКА ПЕСЕН -3

Козин Вадим 1994 - Я люблю вас так безумно (320)
 Козин Вадим 1994 - Лучшие песни (часть 1, часть 2) (128)                                                                                         
20 лучших песен

Поёт Вадим Козин часть 1                       
Поёт Вадим Козин часть 2                       

 Вадим Козин Полный список альбомов »

Концертные и студийные записи (Дальний Восток) - альб. 1976
Концерт, записанный в г. Свердловске - альб. 1958
Концерт, записанный 22 марта 1970
Концерт, записанный Г. С. Шкредовым с 22 по 24.04.1978
Песни прошлых лет - альб.
Козин Вадим 1987 - Песни и романсы. Диск-гигант М60 47725 005 (320)
Козин Вадим 1989 - Песни и романсы (LP) (320)
Улыбнись, родная - альб.
Кумиры 20 века - альб.
...................................
Козин Вадим 1986 - Старинные романсы и песни. Диск-гигант М60 46669 007 (320)
Козин Вадим и Фомин Борис 1940-е - В студии Константина Шифферса (320)
Козин Вадим 1995 - Последний концерт (320)
Козин Вадим 2000 - Золотые россыпи романса (320)
Козин Вадим 2006 - Grand Collection (CD) (320)
...............................
Воспоминания о В. Козине. Скажите, почему?

Вера Лещенко о встрече с Вадимом Козиным.

Был май 1959 года. Наша бригада от Москонцерта выступала в магаданском театре, художественным руководителем которого был Вадим Козин. Первый концерт прошел успешно при аншлаге. Мне сказали, что в зале Козин. Я очень хотела с ним познакомиться, но первой подойти, конечно, не решилась бы.

Знала, что он досрочно освободился, что не захотел возвращаться в Москву. И у себя столичных коллег не жаловал. И вдруг наутро через администратора я получаю приглашение посетить Козина у него дома. Он жил рядом с театром. Я приняла приглашение и встретилась с певцом, творчеству которого давно симпатизировала.

Не могу не привести слова Петра Константиновича о Козине. Еще в начале нашего знакомства с Петей, я стала допытываться, кто ему нравится из советских певцов.

Первым он назвал Козина. «Репертуар близок. Манера исполнения созвучна. Музыкален. Артистичен». – Все это Петр Константинович перечислил. Потом пауза последовала и так раздумчиво, с улыбкой добавил, что Козин умеет петь, не надоедая.

В исполнении танго такая загадка: не открываться до конца, – должна быть. Козин не форсирует эмоции зрителя.

Честно признаюсь, тогда не поняла, о чем он говорит. Только, когда стала работать с Петром Константиновичем на одной сцене, когда появилась возможность слушать записи Козина, я поняла, что это значит. Часто вспоминаю те слова Петра Константиновича. Очень тонко он подметил. Может быть прекрасная песня, голос красивый, и артист выкладывается до донышка. Сильно. Талантливо. Но больше тебе нечего ждать от этого исполнителя. Он все выдал. Мечтать не о чем.

Я постаралась Козину передать, что думал о нем Лещенко. Вадим Алексеевич улыбнулся и говорит: "Я всегда старался недодать зрителю". Но откуда было Петру знать об этом? Значит, почувствовал. Жаль, что судьба лишила нас возможности общения».

Когда незадолго до ухода из жизни Козина, на его юбилей из Москвы отправился самолет с нашими артистами, когда только ленивый не рыдал по Козину, который, плохо выглядел, даже фото тиражировали по всем СМИ. Я, как глянула, не по себе стало, но увидела хитрый взгляд «бомжа» в одноухой ушанке и поняла – спектакль, хорошо срежиссированный Мастером спектакль. Козин подготовился к показательным выступлениям москвичей и ответил своими не менее показательными: отказался от торжеств, в дом не пригласил, оделся соответствующе своему демаршу.

Конечно, нелегко ему было жить. И финансы пели романсы, и здоровье уже было не ах, и он заслужил иного отношения от властей, иного признания. А его сломали и выкинули, по праздникам вспоминали, да он не откликался на подачки. Тогда хорошую отговорку нашли, мол, характер сложный. Мне этого тоже довелось хлебнуть, но никто не задумывается над тем, кто сделал этот характер сложным.

Говорю это, потому что знаю, какой Вадим Алексеевич может быть открытый, хлебосольный, когда рад встрече. В том далеком 59-ом Козин встретил меня очень щедро накрытым столом. По-домашнему одет был, но элегантен и красив. Мы с ним долго и о многом говорили. Козин хорошо знал репертуар Петра Константиновича, ему была ближе лирика. Я от Вадима Алексеевича услышала, как его ломали, а когда не согнулся, то и статью нашли. На вопрос, почему после освобождения он не пытается объяснить народу, что его осудили несправедливо. Он ответил: «Не хочу». Доказывает виновный, а я не буду.

Не обошлось без музыки. Вадим Алексеевич сел за пианино, пел «Осень», «Прощай, мой табор», «Пару гнедых», «Утро туманное» и, конечно, «Нищую». Я тоже рискнула, смелее стала после его комплиментов о моем выступлении в концерте, села за инструмент. Начала с «Мамы», потом спела «Синий платочек» и «Любимая», «Черные косы». Даже дуэт у нас сложился.

Козин подписал и подарил мне фотографию свою: «На долгую и добрую память Верочке. Желаю от души всего хорошего. Уважающий Вас. 7.5.59. В память концертов».

Просил писать, мол, поодиночке пропасть можно.

Какое-то время мы переписывались, потом только на поздравительные открытки по праздникам нас хватало да на телефонные звонки.

У меня был очень плотный график, да и ему было не проще. Но я часто фантазирую, представляя их встречу с Петром Константиновичем. Мне кажется, я слышу, о чем они говорят, что поют. Сколько таких праздников души могло быть, да не случилось.

Да, грешна, любила и люблю я одного единственного певца, равных ему, на мой взгляд, нет. Но есть имена исполнителей, слушать которых могу с удовольствием.
........................................
Черносвитов Евгений Васильевич «В гостях у Вадима Козина»



Впервые о Вадиме Козине (именно так, без «Алексеевича») Я услышал от своего отца, Василия Петровича Черносвитова, летчика, отвоевавшего три войны — с белофиннами, немецкими фашистами и японскими самураями — и уехавшего из победоносной Москвы на Дальний Восток осваивать северо-восточные воздушные трассы. Хабаровск, Охотск, Магадан, Анадырь и далее, к Ледовитому океану, прокладывал он трассы на «ЛИ-2», «ИЛ-12». В первые послевоенные годы наша семья жила сначала в Хабаровске, затем в Охотске. Тогда в семейной библиотеке появилась книга, которую, как я знал, отец бережет прежде всего из-за дарственной надписи, никакого отношения не имевшей, к авторству; «Васе Черносвитову на добрую память. С уважением В. Козин. Магадан. 1953 г.». Книга была толстая и тяжелая, в ней лежала фотография: Вадим Козин стоит в окружении летчиков ГВФ рядом с моим отцом. С тех пор осталось в памяти — в Магадане есть удивительный  артист. И вот через десятилетия оказался я в «столице колымского края». Из беседы с коллегами узнал, что певец по-прежнему живет в Магадане. Нельзя ли его увидеть? К Козину повела меня потомственная колымчанка Любовь Кожеурова. В центре города, в пятиэтажном бетонном доме, в однокомнатной квартирке, мы должны были оказаться ровно в 21,00. Люба пояснила, что «Козин человек ночной, принимает у себя поздно, разговаривать любит долго».
 
Нажимаем кнопку звонка у чеканной таблички, дверь открывается, и появляется маленький, сухонький старый человек в потертом, видавшем виды жилете, надетом поверх клетчатой рубашки, с аккуратным галстуком в тон. Раздеваемся в узком коридоре, большую часть которого занимают книжные полки, уставленные папками с тщательно подобранными в течение многих лет вырезками из газет. Вадим Алексеевич тут же рассказывает, что «это все статьи о советской и зарубежной эстраде, о культуре, о возвышении, величии и падении певцов, музыкантов, артистов». Коридор буквально завален кипами журналов и газет, сегодняшних и пятидесятилетней давности.’
 
Сухопарый, очень подвижный, с венчиком редких седых волос, обрамляющих голову, с лукавыми живыми глазами, он, кутаясь в меховой жилетик, извиняется за тесноту. Козин объясняет, почему не хочет покидать эту квартирку, хотя ему предлагают: «Мои тут стены». Он просит власти, коль они о нем «так стали последнее время заботиться», дать двухкомнатную квартиру его соседям, живущим через стенку в такой же однокомнатной, а ему сделать квартиру из двух однокомнатных. «Вот, — он открывает дверь на кухню, — здесь, посмотрите, полки. А на них высыхают и корежатся от непостоянной температуры пластинки и бобины с магнитофонной пленкой, на которых голоса Вертинского, Лещенко, Утесова, мои старые концерты…»
 
Не успели мы разместиться за столом, как раздался звонок: «Наверно, это мой друг-фотограф, я его пригласил, должны же мы сфотографироваться на память?!» Но, оказывается, пришли с телевидения договариваться с Вадимом Алексеевичем о новой передаче. «Становлюсь популярным,— шутит он, этот человек, которого знает весь мир. —Вот уже и по Центральному телевидению показали в «90 минутах», скоро магаданцы со мной получше познакомятся!»
 
В 1984 году в Нью-Йорке вышел диск-гигант с записью концерта Козина. Песни и романсы, представленные тут, записаны в 1958 году На обороте по-американски роскошного футляра — русский текст:
 
 «На советской довоенной эстраде рядом с именем Вадима Козина трудно поставить равноценного исполнителя по славе, по популярности и по количеству пластинок, расходившихся по стране огромными тиражами. Казалось, слава его легендарной бабушки Вари Паниной возродилась в нем. Его необычной красоты цыганский голос сводил с ума всех, кто его слышал, — женщин, мужчин…»
 
 Диск назван «Привет из Магадана».
 
«Честное слово,— клянется Вадим Алексеевич,— не знаю, как они попали на концерт со своей аппаратурой. Ведь запись-то великолепная». Действительно, запись на этом диске великолепна, не то, что на пластинках фирмы «Мелодия». Кстати, на обоих конвертах этих пластинок изображено солнце. Вадим Алексеевич шутит; «Посмотрите! Если на первом конверте оно еще в зените, то на втором — в закате!» Показывает нам запрос одной из западногерманских фирм выпустить диск с его песнями. «Миллионы сулят, — говорит Вадим Алексеевич, — отовсюду посылают такие вот бумажки — из Бразилии, Аргентины, Швеции…»
 
Вскоре приходит и фотограф — Анатолий Николаевич Костырин, преданный друг и помощник в ведении «козинского хозяйства». Начинаются фотосъемки, а Вадим Алексеевич рассказывает…
 
…Еще до революции 1917 года семью цыган Ильинских в Петрограде знали все. Исполнительница цыганских романсов Варя Панина, бабушка Козина, снискала непревзойденный успех.
 
Вадим Алексеевич показывает фотографии черноокой красавицы, которую хранит под стеклом на своем рабочем столике.
 
Еще одна фотография — на ней великолепное здание, окруженное сквером. Улица братьев Васильевых — на углу бывшего Каменноостровского проспекта (ныне Кировского) — на Васильевском острове. Дом 20. Здесь прошло детство Козина.
 
«Я петербуржец, — продолжает артист.— Парадоксально, но, живя в Магадане, я живу дома. Здесь мой Ленинград, мой город, в который я врос. И там, и здесь — я дома».
 
И вновь скачок в прошлое…
 
«Дедушка мой был коробейником, торговал мануфактурой. Козины, Каширины, Ягодины — известные до революции старинные купеческие фамилии. Собственного положения дед добился непросто. Начало положил прадед. У него была любопытная профессия — он ходил по деревням и продавал крестики, иконки. Коробейник, одним словом.
 
Будучи крепостным графа Шереметева, накопил он таким образом 100 рублей и выкупился на волю. Благодаря природной предприимчивости приобрел в Петербурге участок земли и выстроил свой первый дом».
 
Слушая Козина, я невольно оглядывал его комнатку, хаос и нагромождение таких разных по форме и ценности предметов и думал: «Вот он, мир Козина. Вот она, его Вселенная!»
 
Уезжая домой, в Москву, я сказал Любе Кожеуровой, что, возможно, буду писать о своем визите к Козину — сильное впечатление он произвел на меня.
 
Вот оно — настоящее-то золото Колымы, сама история. Запад миллионы сулит, присваивает наше отеческое достояние и, парадоксально, сохраняет его для людей… А мы ждем, пока уникальные пластинки с изумительными голосами покорежатся, рукописи, если не сгорят, то истлеют… Доколе безалаберность наша будет править бал?
 
За несколько дней до 85-летия Вадима Алексеевича — он родился 21 марта 1903 года — я получил от Любы письмо с дополнениями к рассказу самого певца о времени начала войны. Вот краткое изложение этого письма.
 
В окопах пели бойцы песню «Москва», написанную Козиным, — ее размножили и раздали как листовку. Козин был членом актерской концертной бригады, побывавшей в Севастополе. У него сохранилась, оказывается, вырезка из севастопольской газеты с фотографией: певец на палубе боевого корабля перед моряками-черноморцами. Выступал Вадим Алексеевич в частях действующей армии, где сценой служили кузов грузовика, поляна или поле. Пел в госпиталях и на передовой. Козин выступал не только перед фронтовиками, пел и для рабочих оборонных заводов Урала и Сибири.
 
В 1943 году в Москве вышла грампластинка с популярными козинскими песнями —«Письмо с фронта», «Всем ты, молодец, хорош», «Махорочка».
 
Прочитал я письмо Любы, и захотелось услышать голос Вадима Алексеевича тех лет, чистый голос, юношески застенчивый, негромкий, удивительно нежный.
 
Я вспомнил, что и как говорил мне Козин о нашей современной эстраде. «Отбери-ка у них микрофон и усилители, смогли бы они удержать внимание публики? А Вертинский пел вполголоса, и толпа с первых звуков замолкала, зачарованная… Бывало, что и я переходил на шепот, но не боялся, что меня не услышат в последних рядах летней эстрады…»
 
Прошлой осенью, вернувшись в Москву, я, конечно, поведал своему отцу о визите к Козину, показал фотографии. «Да, Вадик изменился… не просто постарел, а каким-то другим стал… Был такой элегантный, круглощекий, чрезвычайно обаятельный. Ну, а на сцене — бог». И отец вспомнил о концертах, которые он слушал в 48—50-х годах в Магадане. Вот один из его рассказов:
 
«Маглаг (так назывался магаданский музыкально-драматический театр — ныне Театр имени М. Горького), в те годы находился в самом центре Магадана. Вадим Козин пользовался свободой передвижения, ибо был в постоянной группе актеров этого театра (тоже «зеков»). Дом культуры в зоне. Здание новое. Актеры средних лет. Зал всегда полон. Первые ряды — для магаданской «знати»: красивые женщины в шифоне и бархате, избыток меха, золота и бриллиантов. Тяжелый запах духов «Красная Москва», «Каменный цветок». Занавес открывается. Выходит элегантный Козин. В зале тишина. Козин смотрит в персональную ложу, где восседает с супругой Никишов — директор Дальстроя, самодержец колымского края. Жена Никишова выдерживает продолжительную паузу. В зале гробовая тишина. Козин не сводит глаз с Никишовой. Наконец она медленно наклоняется к мужу и что-то говорит ему. Раздается властный голос Никишова: «Бродягу»! Козин, улыбаясь, начинает петь. Песня окончена. Зал молчит, все глядят на Никишовых. Пауза. Если оттуда начинают раздаваться слабые хлопки женских рук — зал взрывается овацией. Затем опять, тишина. Никишова вновь наклоняется к мужу. Тот же властный голос произносит: «Публика желает слушать «Нищую»!» И все повторяется вновь. Было и такое, что хлопков из «правительственной» ложи не раздавалось. Тогда и зал молчал. Козин, элегантно поклонившись, уходил со сцены…»
 
Прощаясь с Козиным в Магадане, я подарил Вадиму Алексеевичу свою семейную фотографию, которую он тут же при мне «зарегистрировал» в специальной книге и положил под стекло на свой рабочий столик. Под этим толстым с неровными краями стеклом хранится не только фотография его знаменитой бабушки, но снимки многих друзей и почитателей таланта Вадима Козина. Здесь Михаил Ульянов, Михаил Глузский, Борис Штоколов, Людмила Чурсина, Ролан Быков, Сергей Юрский — все фото с теплыми словами благодарности и признательности. А над стеклом лежит переписка — «пикирование» эпиграммами с Валентином Гафтом; поэма Евгения Евтушенко «Северная надбавка» с автографом: «Дорогому, любимому, великому человеку и артисту с любовью и нежностью, восхищением, завистью. Е. Евтушенко. 17.7.1977». Кстати, Вадим Алексеевич показал, какие оценки он выставил Евтушенко за главы этой поэмы: в основном «3» и «4», ни одной «5». «Когда я ему показал, как оцениваю части поэмы, автор обиделся: «Вадим Алексеевич! Неужели не заслужил ни одной «5»?» А я ответил ему: «Ты что, Пушкин?»
 
Замечательный счет. Вот, оказывается, какие меры существуют для истинного художника. И ничто на свете не может ему помешать быть собою.



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Козин Вадим.
« Ответ #2 : 27 Сентябрь 2020, 14:35:45 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика