29/03/24 - 05:26 am


Автор Тема: Розова Майя.  (Прочитано 735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Розова Майя.
« : 22 Февраль 2020, 11:22:28 »
КОМАНДА  «ТРАССА»  ВЫРАЖАЕТ  БЛАГОДАРНОСТЬ  МАЙЕ
      ЗА  РАЗРЕШЕНИЕ  НА  ПУБЛИКАЦИЮ  МАТЕРИАЛОВ!








Майя Розова Осень,Осень Вновь надо мной твоё... крыло


Розова Майя 1973 - Поёт Майя Розова (LP) (320)
Розова Майя 1983 - Пора любви моей (LP) (320)
Розова Майя 1986 - Память (LP,CC) (128-320)
Розова Майя 2011 - Моя песня… (DA) (256)
Розова Майя 2012 - Песни моего папы (DA) (320)

Эстрадная певица. Родилась в Одессе. Уже в 18 лет Майя стала солисткой одесского джаз-оркестра Евгения Болотинского при одесской филармонии. Пела в программе «Гамбринус 67» под псевдонимом «Майя Белорозова». В 1967 году певица перехала в Москву, где позднее стала солисткой эстрадного джаз-оркестра под управлением Олега Лундстрема, в котором она выступала под фамилией Розова. В 1969 году получила награду на международном фестивале "Золотой олень" в Румынии, много гастролировала по СССР. Записей на пластинках у Майи Розовой было только пять: с оркестром Лундстрема - «Полынь», А. Пахмутовой и Р. Рождественского, «Оборвалась тропинка» О. Фельцмана и Г. Регистана, «Нет, не прошла весна» Я. Френкеля и И. Йоффе, «Сияет Балтики простор» З. Бинкина и одну песню с Э. Колмановским, на его авторском диске: «Всё, что было» на стихи И. Грицкова. В 1975 году певица вышла замуж за музыканта Алика Шабашова, покинула оркестр Лундстрема и начала петь в ресторане «Арбат» с оркестром Вячеслава Кадерского. В 1977 году эмигрировала в США.
Михаил Дюков.
................................
Творческая биография певицы, музыканта, барда, геммолога

1948 – 1967 годы

Майя Давидовна Розова (Розенвайс), родилась в г. Одессе 27 апреля 1948г.
Отец - Давид Моисеевич Розенвайс, участник Финской и ВОВ, обладал красивым баритональным тенором. Мать - Мира Сомойловна Цацкина, в юности, пела в хоре.


Майя Розенвайс. Одесса, 1950г.


Мира Сомойловна Цацкина с дочерю Майей. Одесса, 1952г.


Давид Моисеевич Розенвайс с дочерью Майей. Одесса, 1953г.

Музыкальные способности Майи проявляются рано. Уже в трехлетнем возрасте она поет любимую песню отца «Вдыхая розы аромат, я о любви вас не молю…», муз. Е. Розенфельда на слова Н. Венгерского, а с пятилетнего возраста учится игре на фортепьяно.
В 1955г. Майя поступает в общеобразовательную среднюю школу №2 и одновременно в музыкальную школу №3, спев для комиссии «Солдатский Вальс», муз. А. Воронова на слова Б. Царина: «Снежные сибирские, белые поля. С детства сердцу близкая, русская земля...». В музыкальной школе Майя занимается по классу фортепьяно.
Любовь к музыке предопределила ее дальнейшую судьбу.


1961г. Школьная фотография. Майя Розенвайс в третьем ряду, пятая слева.

После окончания музыкальной школы в 1963г., Майя сдаёт экзамены в Одесское музыкальное училище, но первый блин оказывается комом. Майю в училище не принимают и она остаётся в общеобразовательной школе. После окончания 11-летки, в 1966г, в возрасте 18 лет, приходит в Одесскую Филармонию в поисках любой работы. Именно в это время (1966г.) Евгений Болотинский организует джазовый оркестр с программой "Гамбринус - 67" при Одесской филармонии.
После участия в конкурсе на место солистки, Майю принимают в оркестр певицей. Из Майи Розенвайс она превращается в Майю Белорозову (перевод с немецкого «Розенвайс»). Евгений Болотинский становится для Майи тем человеком, который за короткий срок, воспитал в певице профессионализм, стиль, сценическую культуру «на всю оставшуюся жизнь».
После сдачи программы "Гамбринус", Майю принимают в музыкальное училище с распростертыми объятиями на заочный факультет.
Работу в Одесской филармонии Майя совмещает с заочным обучением в музыкальном училище.

1967 – 1977 годы

Осенью 1967 года, в Одессу приезжает с концертами оркестр п/у Олега Лундстрема и, после прослушивания, Майю приглашают на работу солисткой. Майя из Белорозовой превращается в Майю Розову. Музыкальное училище с дипломом преподавателя игры на фортепьяно, Майя закончивает уже работая в оркестре О. Лундстрема.


Город Владимир, 1969г. Сидят слева направо: Олег Лундстрем, Майя Розова, Юрий Горшков. Стоит за О. Лундстремом - Дмитрий Ромашков.


Олег Лундстрем с оркестром и Майя Розова на концерте.

В 1969г Майя снимается у кинорежиссера Ларисы Шепитько в фильме-концерте «В тринадцатом часу ночи», снятом в Архангельском, в усадьбе князя Юсупова, где исполняет русский романс «Снился мне сад», Б.Борисов - Е. Дитерихс.



С 1967 по 1975 гг., вместе с оркестром Олега Лундстрема, Майя гастролирует по СССР и странам Восточной Европы, принимает участие в Международных конкурсах артистов эстрады в Сочи и Брашове (Румыния). В 1972г. Майя становится лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады.


Майя Розова – лауреат 5-го Всероссийского конкурса артистов эстрады, 1972г.


Майя Розова. Норильск, 1973г.

В 1972г. Майя записывает песню «Лишь вчера» (Я. Френкель – И. Шаферан).
На ТВ (студия Останкино) в период 1972-73 гг, в различных передачах, в исполнениии Майи звучат песни: «Играет Орган», «Капитан», романс «Ямщик не гони лошадей» в чудесной аранжировке О. Лундстрема, «Тополиный Пух», Ю. Саульского и Паши Леонидова – все под аккомпанемент оркестра Лундстрема. Песню «Капитан» , сразу после съёмки, «зарезали» и Майя больше ее никогда не исполняла.
В 1976г., за год до отъезда из страны, Майя записывает песню «Журавлик» (Э. Ханок – И. Резник), под аккомпанемент оркестра Вечеслава Мещерина. В том же году на авторском диске Эдуарда Колмановского записывается еще одна песня в исполнении Майи - «Всё, что было» (Э. Колмановский - И. Грицков).
К большому сожалению, фонограммы песен «Играет Орган», «Ямщик не гони лошадей», «Тополиный Пух» и «Журавлик» разыскать не удалось.

В 1973 году, Фирма «Мелодия» выпускает пластинку (45 об/мин) под названием «Поет Майя Розова» с записанными на ней, в сопровождении оркестра Олега Лундстрема, песнями:


1 сторона
01. Сияет Балтики простор (3.Бинкин - В. Семернин)
02. Оборвалась тропинка (О.Фельцман - Г. Регистан)

2 сторона
03. Нет, не прошла весна (Я.Френкель - И. Гофф)
04. Полынь (А.Пахмутова - Р. Рождественский)

С 1975 года и, вплоть до эмиграции, Майя выступает на сцене Московского ресторана "Арбат".


Майя Розова. Москва, ресторан ''Арбат'', 1976г.


Майя Розова. Москва, ресторан ''Арбат'', 1976г

Обладая уникальным голосом, Майя Розова, вне всякого сомнения, стала бы звездой Советской эстрады, но все попытки записать сольный диск на фирме "Мелодия" заканчиваются только лишь обещаниями рассмотреть просьбу. За 10 лет профессиональной певческой карьеры, Майе удается записать на фирме «Мелодия» только 5 песен!
Талант певицы оказывается невостребованным, а, следовательно, никаких перспектив на будущее.
Перед Майей встает вопрос: остаться на Родине, которой она не нужна или попытаться хоть что-то изменить в своей жизни. Зреет решение эмигрировать. Ресторан в Москве или в Нью -Йорке – разницы никакой, но отсутствие цензуры, и полная свобода выбора репертуара говорят в пользу эмиграции. Но главный аргумент – это возможность записываться. Количество студий звукозаписи в одном Нью-Йорке, невозможно пересчитать, хотя это «удовольствие не из дешевых». В марте, 1977 г. Майя эмигрирует в США.
Не всех эмигрантов «заграница» принимает с распростертыми объятиями, нужно доказывать свое право на существование, пробивать заново дорогу в жизни. Кому-то это удалось, кому-то нет. Но одно совершенно ясно, что именно самовыражение, талант и творческий потенциал позволяют артисту нащупать почву под ногами и определиться со своим собственным будущим.

1977 - 1992 годы

В 1977г. Майя Розова прибывает в г. Нью-Йорк.


Майя Розова. Бруклин, 1977г.


Майя Розова. Ресторан «Балалайка» 1977г.

Обосновавшись в Бруклине, Майя поёт в ресторанах «Балалайка», «Садко», «Сирокко», «Скрипач на крыше», «Националь», «Одесса», «Эль Аврам», «Петрушка». В репертуар Майи входят песни народов мира, песни из мюзиклов, американские стандарты, хиты того времени. Но репертуар Майи пополняется и русскими песнями, о существовании которых, в России она даже не подозревала.


Бруклин. Кабачок «Садко», 1978 – 1979гг. Слева-направо: Майя Розова, Марик Имерман, Гриша Димант.


Бруклин. Кабачок «Садко», 1978 – 1979гг. Слева-направо: Ефим Фельдман, Майя Розова, Алик Шабашов и Гриша Димант


Бруклин. Кабачок «Садко», 1978 – 1979гг. Майя Розова и Гриша Димант.


Кабачок «Садко», 1978 – 1979гг. Вадик Косинов и Майя Розова.


Майя Розова. Бруклин, ресторан «Скрипач на крыше», 1980г.


Майя Розова и Миша Беленький. Бруклин, ресторан «Скрипач на крыше», 1980г.


Майя Розова с Анатолием Могилевским. Бруклин, ресторан «Скрипач на крыше», 1980г.


Майя Розова. Бруклин, Golden palace (Золотой дворец), 1981г.

В 1983г. Майя Розова записывает свой первый альбом «The season of my love» (Сезон любви моей) – виниловый диск с одиннадцатью песнями и тиражом лишь в 2000 экземпляров (1000 дисков и 1000 кассет). Аранжировщиком песен и музыкальным руководителем оркестра был Михаил Шуфутинский. В России этот диск (компакт-кассета) известен еще и под названием «200 лет», по словам первой сторочки песни «Цыганка» (Вячеслав Малежек – Павел Хмара).


Обложка лицевой стороны диска «The season of my love»


Обложка обратной стороны диска «The season of my love»


Обложка компакт-кассеты «The season of my love», 1983г.

Майя осваивает и серьезно увлекается новым для себя музыкальным инструментом - гитарой.


Майя Розова. Бруклин, ресторан «Одесса», 1984г.


Майя Розова (без галстука). Ресторан Одесса, 1984г.

В 1985г. трагически погибает муж Майи Розовой.

Майя Розова. Парк в штате Нью-Джерси, 1985г.

Через несколько месяцев после смерти мужа, Майя начинает запись второго диска «Memory» (Память), где впервые звучат ее авторские песни. Аранжировки к диску также написаны Михаилом Шуфутинским. В России этот диск известен еще и под названием «Как мне забыть тебя», по словам стихов одной из первых авторских песен Майи.


Обложка лицевой стороны диска «Memory».


Обложка обратной стороны диска «Memory»


Обложка компакт-кассеты «Memory», 1986г.

Майя продолжает петь в ресторане «Петрушка».


Майя Розова. Нью-Йорк, ресторан «Петрушка», 1987г.


Майя Розова. Нью-Йорк, ресторан «Петрушка», 1987г.


Майя Розова и пианист Марик Баренбойм. Нью-Йорк, ресторан «Петрушка», 1987г.


Майя Розова и пианист Марик Баренбойм. Нью-Йорк, ресторан «Петрушка», 1987г.

Понимая, что рано или поздно придется расстаться с карьерой певицы, Майя решает овладеть профессией, которая в дальнейшем помогла бы ей зарабатывать на жизнь. Выбор падает на ювелирное искусство. В 1987г. Майя поступает в школу ювелирных изделий в Нью-Йорке.


Майя Розова. Нью-Йорк, ювелирная школа, 1987г.

После окончания школы, Майя начинает работать в ювелирном магазине, при этом продолжая выступать в ресторане "Петрушка".

1992г. - по настоящее время

В 1992г. Майя переезжает в Лос-Анжелес.
Как человек, который всегда стремится совершенствоваться в любом деле и достичь вершин профессионального мастерства, Майя в 1995г. поступает в Геммологический Институт Америки (GIA), который заканчивает в 1996г. В этом же институте она заканчивает курс по дизайну ювелирных изделий.


Выпускной курс Геммологического Института Америки (GIA). Лос-Анжелес, 1996г. Майя в первом ряду, седьмая слева.


Майя Розова среди выпускников Института Геммологии. Лос-Анжелес, 1996г.

Майя Розова пробует свои силы в поэзии. В 1997г. появляется первое стихотворение ''Детство''. Затем следует целый цикл разноплановых стихов, навеянных личными переживаниями и чувствами.
После окончания Института Геммологии Майю приглашают на работу в EGL – Европейская Геммологическая Лаборатория, где она работает до 2001г.
Но музыка по-прежнему живет в душе певицы.
В 2000г Майя выступает на вечерах бардовской песни в Лос Анжелесе уже со своими авторскими песнями.


Майя Розова на вечере бардовской песни. Лос-Анжелес, 2000г.


Майя Розова и поэт Петр Вегин на вечере бардов в Лос-Анжелесе, 2000г.

В 2002 и 2003гг. Майя опубликовывает свои стихи в литературно-художественном альманахе «Зеркало», под редакцией поэта Петра Вегина. В альманахе №1 опубликованы стихи Майи Розовой "Своди меня с ума", "Тост за жизнь", "Памяти папы", "Сирень". В альманахе №2 опубликованы стихи "Уехала ты", "Корабль надежды", "Детство", "Какого цвета мои чувства", "Таксист", "Разговор с бутылочкой", "Триумф непобеждённого порока"

И, хотя Майя отдается работе всей душой, она находит время для любимого дела – музыки и не расстается с гитарой.


Майя Розова. Санта-Моника (район Лос-Анжелеса), 2008г.

Майя по-прежнему пишет стихи. В феврале 2011г. она записывает альбом авторской песни, состоящий из двух дисков CD1 и CD2 (21 песня) под общим названием «Моя песня». В альбом, по разным причинам, не вошла песня «Лубянка».


Обложка лицевой стороны альбома "Моя песня"


Обложка обратной стороны альбома «Моя песня»

В настоящее время Майя работает над созданием второго альбома авторской песни.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Розова Майя.
« Ответ #1 : 22 Февраль 2020, 11:23:04 »
ИНТЕРвью Майи Розовой

Однажды я заглянул в музей одного из сайтов, посвященных шансону. Случайно на глаза мне попалась одинокая фотография с обложки пластинки певицы. Биографии нет, фотоальбома нет, короче ничего нет, сплошное "белое пятно". А певица мне очень хорошо знакома...

 ...1955 год. Первый класс школы восьмилетки №2 города Одессы. Одноклассница - Майечка Розенвайс. Смешная девчонка с косичками, непоседа, постоянно что-то напевающая. Восемь лет в одном классе, в школе и дома. Учительница пения всегда оставляла её у пианино и мы все, затаив дыхание, слушали ее игру и пение.

Окончили школу. Разбежались кто куда и всё... Больше не встречались. Хотя по ЦТВ иногда показывали её. Солистка Эстрадного джаз-оркестра п/у Олега Лундстрема - Майя Розова.

А потом? Потом прошло 53года. Я решил её разыскать. Мне сопутствовала удача, через моих друзей музыкантов, я нашел адрес её электронной почты и отправил письмо, с надеждой, что меня помнят.

Меня помнили! Завязалась переписка. В письмах трудно рассказать о всей, пролетевшей жизни. Майя рассказала, что пишет стихи и песни. Я предложил опубликовать их на поэтической странице нашего Интернет-портала "Шансон - портал" и дать интервью, (чего раньше она категорически избегала) после стольких лет молчания. На что она любезно согласилась.

Я не представлял себе, насколько это будет сложно... Но слава Б-гу всё у нас получилось.

Дмитрий Шварц: В отличие от других одесских певиц, ты "избежала" работы в ресторанах. Сразу была принята солисткой в большой, профессиональный коллектив.  Какие чувства испытала тогда начинающая певица?

Майя Розова: Я, восемнадцатилетняя девчонка, всё воспринимала, как должное, т. к. пела, не задумываясь о мнении окружающих. Женя Болотинский был первым, открывшим мне Мир Джаза! Ни он, ни музыканты, никак не могли мне вдолбить,что такое "СВИНГ"! Первые репетиции пела в долю - и всё! Как девушка с классическим музыкальным образованием. Потом - дошло! Женя был высокой культуры человек, с идеальным вкусом к музыке и сцене и ещё был уникальным учителем, который знал сильные и слабые стороны артиста и умел вытащить самое лучшее. Именно он научил меня пользоваться моим диапазоном в четыре октавы. Ах, Женя, Женя! Потратил свою драгоценную жизнь и талант на сражения с антисемитской, тупой швалью в министерствах в Киеве, в Одессе и, конечно, везде, где пытался что-то создать. Ничего не знаю о его жизни и переменах после моего отъезда и после "потепления". Есть люди, кто знают больше меня! В последний раз мы встретились с Женей напротив Пассажа на углу Преображенской и Дерибасовской в 1967г. Просил не уезжать в Москву, а мне уже мерещились "Кремлёвские звёзды!" Даже в первом концерте на сдачу программы оркестра Лундстрема в Театре Эстрады, из шести песен, четыре были из репертуара, что подобрал для меня Женя Болотинский в "Гамбринусе"! Вот так! После короткой "школы" Болотинского, пришла к Лундстрему уже профессиональной певицей! Я помню, была песня, где припев запевался на "ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ"... Женя возмутился и сказал, что у меня говор одесской хайки и нужно петь не "ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ", а "ЛА, ЛА, ЛА"! И ещё запрещал мне даже прикасаться к еде за три часа до концерта, а я, еврейская девочка, могла "рубануть" в любое время суток! Однажды перед репетицией около филармонии отобрал у меня палочку эскимо и обвинил в отсутствии дисциплины, но на репетиции хвалил безмерно! Женю буду помнить до конца моих дней! Он всегда был и будет моим первым и любимым дирижёром...

Отзовитесь, кто помнит поездку оркестра в Белгород-днестровский! О, это была ещё ТА поездка! Я заболела, связки не смыкались. На репетиции я села перед оркестром, разрезала лимончик и сижу себе очищаю своё горлышко. Тут ко мне подходит кто-то из оркестра и очень не по-дружески приказывает немедленно убираться из зала и грызть лимон где-то в другом месте! Духовики понимают, о чём я говорю! В этой поездке с нами была Лилечка Шиндеровская. Она меня научила накладывать грим, за час до моего выхода на сцену. Была очень добра ко мне. Каким изумительным голосом она обладала! В её жанре, я равных не знаю! Голос был высокий, но не писклявый - насыщенный и полный с такими же красивыми низкими нотами. Она, как никто, умела плавно переходить из регистра в регистр. О, эти жалкие московские опереточные дивы... Но у Лили не было ни малейшего шанса туда пробиться. В какое проклятое время мы жили! Так вот, возвращаемся с, выше описанной поездки. По дороге - мост и на нём, без того узком, неизвестно почему, стоит трак с алюминиевой обшивкой. Наш автобус на полном ходу въезжает на мост! Соприкосновение было неизбежным. Грохот стоял неимоверный, когда автобус сдирал обшивку трака и валил столбики ограды на противоположной стороне моста! Мы чудом не свались в, не очень глубокий но, всё же, обрыв ! Как будто это было вчера... Как рассказали, Женя умер в питерской коммуналке, в одиночестве...

Жене Болотинскому

 Жизнь – залётной птицей,
Вестницей печали,
Крыльями забилась о моё окно.
И мне вновь не спится
 Белыми ночами –
Всё поёт, Поёт мне песни, спетые давно...

Разными по тону
 Свищет голосами,
Будто человечий молвит в них язык.
Одухотворённый,
Сокровенный самый...
От его тепла и силы я совсем отвык.

Задержись, моя жизнь, только не улетай!
Ночь бредовую эту со мной проведи...
Я под утро уйду в неизведанный край,
Где все песни ещё впереди...

Что сравнится в счастьи,
В нежности великой,
С тем, что есть в слияньи с преданной душой...
Чувствам неподвластный,
Замкнутый, безликий,
Жив одной лишь музыкой мир эфемерный мой.

Там поют цыгане –
Непокорны моде!
Там витают скрипки в бархате валторн!
Флейте, с придыханьем
 Запевавшей в коде,
В такт рукою машет седовласый дирижёр...
ЖЕНЯ БОЛОТИНСКИЙ – дирижёр!

Задержись, моя жизнь, только не улетай!
Ночь бредовую эту со мной проведи.
Я под утро уйду в неизведанный край,
Где все песни ещё впереди...

В «джеме» там, с «трампетом»
И уже в «заводе»
Сатчмо затевает с Эллой разговор...
В дыме сигаретном
 Джазовых мелодий,
В такт рукою машет седовласый дирижёр...
ЖЕНЯ БОЛОТИНСКИЙ – дирижёр!

Д. Ш.: Майечка, как получилось, что из Майи Розенвайс ты превратилась в Розову?

М. Р.: Прочла предисловие к интервью, где ты упоминаешь мою девичью фамилию и вспомнила смешные подробности о перемене еврейской фамилии на "русско-звучащую". В "Гамбринусе" меня величали Майя БЕЛОРОЗОВА, ха, ха, ха - идея моего папы, переведшего немецкое "РОЗЕНВАЙС" - что означает "роза белая"... Факт перемены фамилии был само-собой разумеющимся - кто бы меня даже близко подпустил к советской сцене с моей девичьей фамилией! Приезжаю к Лундстрему, а там в это время работал очень хороший конферансье, большой юморист, добрейший человек, мой друг, Боря Алов (АЛОИЦ)! Умер в Бруклине от тоски. Сердце не выдержало... Через него, Мишенька Бакальчук и сосватал меня к Лундстрему. О Мише у меня остались самые тёплые воспоминания! Добрый и талантливый человек с очаровательной улыбкой! Итак, первое, что Боря меня спросил: "Мейделе", твой папа имеет зефирную фабрику? - с прекрасным одесским акцентом, где голос повышается в тоне на конце фразы! Помните, "БЕЛОРОЗОВЫЙ ЗЕФИР"?.. Все вместе решили "БЕЛО"- отрезать и оставить "РОЗОВА".

Д. Ш.: Затем был государственный оркестр п/у Олега Лундстрема. Почти все звезды советской эстрады прошли через этот коллектив. Какая это была школа?

М. Р.: Да, оркестр Олега Лундстрема был очень престижным местом работы, обеспеченным, удобным и УСЫПЛЯЮЩИМ! Я пришла туда в 19 лет и в последующие годы ничего не сделала для карьеры! И вообще, никогда не стремилась к общению с влиятельными людьми, что могли бы помочь в продвижении. На Сочинский фестиваль к Ю. Силантьеву, Олег притащил меня с пляжа, где я и не помышляла о славе... С босыми ногами и обгоревшим носом - оторвал от красивого мальчика, москвича... Работая в оркестре, я не часто бывала в столице. Может на репетициях на базе на Красной Пресне и во время редких московских концертов. Только потом поняла, что лучшие годы - 8 лет, ушли! Годы, когда ещё могла бы оторваться, пробиться на студию звукозаписи, позаниматься пластикой, вокалом - никогда не училась вокалу! 8 лет были растрачены по гастролям, в ... Сибири! Варилась в собственном соку, вот и всё! Только лишь те, кто ушли вовремя из оркестра, сумели сделать себе имя! Олег Леонидович был очень грамотным аранжировщиком. Писал в определённом стиле. Его аранжировки можно было узнать по звучанию - лёгкие, ажурные, ничего лишнего! Он был честным человеком, любил и ценил своих музыкантов и заботился о них. Не терпел антисемитизма! Ко мне всегда очень хорошо относился и называл меня "приемной дочкой" Я всегда вспоминаю его добрым словом!

Д. Ш.: Но ты еще участвовала во многих конкурсах эстрады?

М. Р.: Конкурсов было много. Я получила лауреатство на пятом Всероссийском конкурсе артистов эстрады. После заключительного тура, когда пришло время жюри раздавать места, между Н. Богословским и Л. Утёсовым состоялся следующий разговор... Богословский, в раздумье, кому отдать предпочтение между мной и певцом в стиле, скажем, Эдуарда Хиля, заявляет: Майя Розова - ЧЁРНАЯ певица! В её голосе нет ни одной оптимистичной ноты! Она не советская певица! А Лёнечка Утёсов отвечает: "Я, певцов, как, такой-то, имея в виду а-ля Хиля, найду тебе дюжину, а Майя Розова - у нас одна!". И мне дали лауреатство. Этот конкурс мне совершенно не нужен был! Участвовала по просьбе Олега - ему хотелось иметь в оркестре лауреата! Мне от этого было ни холодно и ни жарко, т. к. тут же уехали в... Сибирь!

Международный Сочинский Фестиваль. Места мне не дали, хотя на фестивале пользовалась большим успехом. Аркадий Райкин подошёл ко мне после выступления, поздравил меня и сказал, что ему очень понравился мой голос и манера исполнения... Но первое место дали певице из Молдавии, т.к. представляла СССР, как и я... Только без кирпичей ЕВРЕЙСТВА на плечах! Её имя было, кажется, Оля, или фамилия, Олина, не помню. Она, естественно, олицетворяла собой СССР-скую дружбу народов... Она была доброго нрава, хорошенькая блондиночка, с чистым, но с каким–то, не знаю как объяснить, "пресным" голосом и манерой. Но это, конечно, на чей вкус! Победила она с песней «Там вдали, за рекой». Ты знаешь: Упал с коня «...И закрыл свои карие очи. Ты конёк вороной, передай, дорогой, что я честно погиб за рабочих...». Как ты понимаешь, против такой песни и с указанием свыше, кто мог бороться! Но я получила приз Комсомола, т.к. "комсомол" представлял тогда Володя Ковалёв - молодой скрипач, с консерваторским образованием, честный человек. Он ещё не был отравлен коммуняцким блядством... Отважно рвал за меня глотку на заседании жури! Приз - хрустальная ваза с гравировкой, вроде: Майе Розовой от ЦК ВЛКСМ... бла, бла, бла... Когда покидали Союз, в Шереметьево вазу не пропустили... Мама продала её перед отъездом и теперь она у кого-то, а может разбили... А может гравировку удалили... Для справки: Никогда в комсомоле не состояла!!!

А еще был международный фестиваль "ЗОЛОТОЙ ОЛЕНЬ" в 1969 году в Румынии! После Сочинского. Мне, конечно , как всегда, очень повезло...Майя Розова из СССР поёт о любви в Брасове - Румыния, а в это время, чешский студент СОВЕРШАЕТ ОБРЯД САМОСОЖЖЕНИЯ перед советскими танками, распахавшими ПРАГУ и, конечно, на виду у всего мира! Но, наградили премией МОЛОДЁЖИ - большой бронзовый поднос с чеканкой и массивная пластина с моим именем. После конкурса, я опять уезжаю в... Сибирь! Да! Сегодня, на подносе, в кухонном шкафу, храню картошку и лук. Сейчас цены на изделия из бронзы подскочили – я опять в выигрыше...

Д. Ш.: Блестящая карьера певицы, гастроли, конкурсы, фестивали, запись и выступление на Ц. Т. И вдруг… Эмиграция. Почему?

М. Р.: В 27 лет - прощай Лундстрем! Я, свалившись с пьедестала ухожу петь в ресторан "Арбат" в оркестр п/у Славы Кадерского! После этого путь на "приличную" сцену мне был заказан! "Арбат" был любимым рестораном Галы Брежневой и её свиты! Как вы думаете, какую песню они чаще всего заказывали, и, конечно, не платили? "Ах Одесса - жемчужина у моря!". И вокруг Галы, под "Ах, Одесса…", дрыгались партийные амёбы, прикрывая её от толпы простых смертных! А однажды днём, туда забрёл Рауль Кастро, Фиделькин братан со сворой коммуняк разных калибров! Они кутили за одним столом, а неподалёку за другим, разместились очень молоденькие "русские красавицы!". Через полчаса, после начала пьянки, Рауль перекочевал за соседний стол и в несколько минут у него на коленях уже хихикала и кокетничала одна из девчушек. На второе отделение "циркового представления" нас, музыкантов, не пригасили... В оркестре Кадерского в разное время играли наилучшие музыканты не только Союза, но и Европы. В их числе, уйдя от Лундстрема, джазовый тромбонист Алик Шабашов. Работая в "Арбате", я и записала "Журавлика" с оркестром Мещерина. Слова этой песни: "...Я хочу увидеть небо, море, землю и т.д. ...Ты возьми меня с собой...". Как нагадали... Мы с Аликом решаем, что с таким же успехом можем работать в "русских" кабаках Нью-Йорка! Прощай, столица, прощай, родина! Песня "ПРОЩАЙ РОССИЯ" - посвящена отъезду и была написана много лет спустя.

ПРОЩАЙ, РОССИЯ

 Ах Россия, Россия, нагрянут глухие морозы.
А потом разольётся с дождём перламутровый лёд.
Зашевелятся гибко под ветром весенним берёзы
 И сама тебе жизнь, свою песню во всю запоёт!

Ты когда-то мне часто являлась в виденьях крылатых,
А теперь поселилась в моих нестареющих снах:
Будто я, от метро, направляюсь к ночному Арбату
 И снежок голубой всё кружит в золотых фонарях.

Я, лишь в книжках встречаю картины, родные когда-то:
Суетливые галки уселись в проёме окна.
Ах ты русская быль: Шереметьево, обыск, солдаты
 И я горечь из чаши отчизны хлебаю до дна!

Покидали тебя, разрывали железные сети!
Ты, как мачеха пасынков, нас провожать не пошла.
У кого мне спросить, кто признается, кто мне ответит?
Невзлюбила за что, за какие грехи нас кляла!

Зла в душе на тебя не таю, боль годами укрыта...
Меня долго чужбина учила, как выжить на дне!
Я оставила юность с тобой, и меня не вини ты,
Что мои сыновья родились на чужой стороне!

Ах Россия, Россия, гляжу на тебя из далёка.
И, как в песне, весной, журавлей наблюдаю полёт.
Обо мне, прилетев, прокурлычат тебе ненароком...
И над домом, когда-то родным, заалеет восход.

Д. Ш.: Расскажи о своих записях, дисках. Почему предпочтение романсу, а не популярным полублатным песенкам? Была ли ностальгия по прошлому?

М. Р.:Дисков у меня не так уж много! Первая пластинка, сорокопяточка, была записана с оркестром Лундстрема - четыре песни. На пластинке с Лундстремом есть песня «ОБОРВАЛАСЬ ТРОПИНКА» - О. Фельцмана. На записи песни Фельцман попросил убрать форшлаг в конце, на словах: « Я всё смогу, такая в жизни я» - на «Я». Еврей Фельцман заявил, что звучит очень по-еврейски, а у самого сын - я помню его, когда был еще школьником, Владимир Фельцман - известный пианист, уже после моего «еврейского форшлага» взял и «намылил» в США, конечно как еврей! Потом с Эдуардом Колмановским записала "Всё, что было, то прошло" - его авторская пластинка с разными исполнителями. Чьи стихи - не помню. Потом уже в Нью-Йорке, как только приехали, записала пластинку на идиш с песнями Аркадия Гершбурга. Следующая пластинка вышла в 1984 году с аранжировками Миши Шуфутинского «Тhe Season of My Love» ("Пора любви моей"). С разными по жанру песнями. Там была песня на стихи Марины Цветаевой "Але":

Знай одно: что завтра будешь старой.
Пей вино, правь тройкой, пой у Яра.
Синеокою цыганкой будь.
Знай одно: никто тебе не пара -
И бросайся каждому на грудь.

 ...Знай одно: что завтра будешь старой.
Остальное, деточка, - забудь.


Эта песня тоже нагадала... Мелодию к стихам написал Алик Шабашов. Он, блестящий джазовый музыкант и композитор, вдруг, в стиле М. Леграна, пишет очень мелодичную, сентиментальную музыку к стихам. Это был тот случай, когда стихи и музыка - схлестнулись и получилась очень красивая песня! Алик принимал участие в записях на студии, хотя мы с ним тогда уже расстались...

Следующая пластинка "Memory" - "Память" с Мишей Шуфутинским вышла в 1987 году и была целиком посвящена памяти Евсея Агрона. Музыка и стихи нескольких песен были мои. Слушая теперь, понимаю, что, может стихи и были непричёсанными, наивными и корявыми, но сколько откровения было в них! Благо, Миша был тогда бесконечно терпелив со мной! Никто, кроме него, не смог бы так "приодеть" мой "крик"...

Последний магнитоальбом записали с Женей Кричмаром. С «вкусными» аранжировками Кости Швуима - как только он умеет! Костя Швуим ещё и талантливый композитор, мелодист, кто совершенно нестандартно подходит к написанию музыки, мелодии и ненавидит шаблоны.

Назывался "Оторванная Нота", по одноименной песне, музыку к которой я написала. Я понимаю, почему Женя уничтожил кассету и память о ней! Ведь тогда стало бы понятно, что всё, что написал в своей книге обо мне - результат горечи, оттого, что ушла. Узнала я о Жениной книге и о статейке, где Женя выступает одним из "ПРОКУРОРОВ", несколько недель назад, где, наряду со сплошным порицанием меня, с подробностями, известными только мне и Жене, описана ситуация нашей встречи с ним в ресторане "Чёрное море", где я пела "какой-то романс" и Женя спросил, кто эта певица? Ну ладно... Итак: "Майя - скандальная, бесталанная, беспомощная дура, незаслуженно восхваляема! Непрошено припёрлась ко мне в дом с двумя детьми... А до этого, искусно скрывавшая наличие детей за... пазухой! Я ей подарил бриллиантовое колечко старинной работы, и... она силой женила меня на себе! Я её так ненавидел, что даже пригласил её родителей в Лас-Вегас и всё оплатил! После Лас-Вегаса я, всё ещё под влиянием её злого колдовства, зарегистрировал наш брак официально! Потом, спустя время, она довела меня до того, что я доверил ей написание музыки к моим лучшим стихам! А потом, опять, спустя время, от пущей ненависти к ней, ещё и потратил тысячи долларов и записал с ней кассету "Оторванная Нота", где, среди других, была песня, что записал от ярой ненависти к ней и назвал "АМОРЕ" - О МОРЕ и вечной любви, исполняемую дуэтом с Майей..." "НЕ КЛЕИТСЯ, ПРАВДА? А всё было очень просто! Майя стала писать неплохие стихи и, как выразился однажды Женя: "Ты залезла на мою территорию!". Но я прощаю! Женя очень талантливый человек с уникальным чувством юмора. Он написал немало прекрасных стихов и, конечно ПЕСЕН! У нас с ним было много общего и он часто любил говорить: "Пора каску надевать", т.к. просто заканчивали мысли и фразы друг-друга. Я желаю ему только здоровья и творческих удач, как всегда! "Вот и все «диски», что записала и каждый имеет историю! А ностальгии по покинутой родине не испытывала. Скорее это была боль, обида, за то, что были мы там второго сорта граждане! Как бы различно сложилась судьба многих из нас, родись мы на западе!

Д. Ш.: Не многим удалось вырваться из среды Брайтона и "маленькой Одессы", "Русских" ресторанов, гастрономов, парикмахерских. "Русской" тусовки", где все про всё и всех знают… А твоя жизнь за семью печатями. Как это тебе удалось? Как сложилась потом твоя жизнь?

М. Р.: Из русской тусовки удрала от страха! После смерти Евсея, перебралась к родителям. Мои мама и папа - вечная им память! Дня не проходит без тоски, без мыслей о них. Сколько же я им горя причинила! А тогда - боялась за всю свою семью! В книге Р. Фридмана иначе быть не могло...

Д. Ш.: Прости, что перебиваю. А кто это такой Фридман?

М. Р.: Я удивлена, что ты не знаешь, кто такой Фридман, т.к. его имя упоминается в статье "Вора не спалила..." Книга называется "RED MAFIYA" by R. Freedman. Мне вот только сегодня попались CASTOMER REVIEWS книги на АMAZONе. Сколько же людей уличают его в вопиющей лжи! Я была просто потрясена! Как оказалось, не я одна возмущена его бессовестной грязью, но, когда книга вышла, я ничего не сделала, для того, чтобы доказать, какое, Фридман, лживое ничтожество! Не хотела протаскивать моё имя и имена моих детей через суды и прессу! Евсей посоветовал бы то же самое! Так вот... Он собирал информацию у врагов Евсея, а потом подмешал мафиозный стандартный "ШМОЛЦ" "ЖЁЛТОЙ" ПРЕССЫ! "Электрическая палка для убоя скота"? А где он её хранил? В шкафу? В холодильнике? Где? Он всегда имел при себе пистолет 32 калибра и дома был 22-ой! Всё! Особенно бесценно описание моей внешности!: "A striking blond cabaret singer"- "Поразительная блондинка, певица кабаре" (!!!???). Я - ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ и... БЛОНДИНКА! Перед его смертью, я уже давно не работала в ресторане! Да! И описание наших позолоченных унитазов в, отделанных импортным мрамором, туалетах... В маленькой трёхкомнатной квартирке на Ocean Parkway на шестом этаже под крышей. Дом стоял у мостика с огромной железной пластиной, брошенной посередине. Трафик там - 24 часа в сутки и каждая машина или трак, пересекая мостик, наезжали на пластину со звуком разорвавшейся бомбы! Там до нас жили таиландцы и...тараканы, что просто падали на голову! Я и друг Евсея - поклеили обои, покрасили паркет, даже не циклюя. Всё! Да, и каждые полгода приходил дядька с шприцалкой и травил уже новых тараканов! Французский, изысканный одеколон для бритья... Он пользовался "Mennen" after shave за $3.00! И описание его других «дорогих» привычек - ЛОЖЬ!

Евсей Агрон был незаурядным человеком. Скольким людям он помог устроиться в стране! Деньги давал тем, кто нуждался, без отдачи! Но если одалживал, то НИКОГДА - под проценты, что делали очень многие «честные НЕ БАНДИТЫ и УБИЙЦЫ»

Он помог одному известному классическому музыканту выбраться из Восточной Германии, когда муха не могла пролететь через границу! Евсей встречался с Владимиром Высоцким и Мариной Влади в гостинице, по- моему «Хилтон» ,в последний приезд Володи в Нью-Йорк. Он просил Евсея помочь вернуть деньги, что ему не доплатили устроители концерта, или записей его пластинки – не помню. Подробности описывать не буду! Я рассказываю тебе об этом, т.к. считаю, что это очень важно!

Я вспомнила ещё один эпизод и хочу рассказать об этом, т.к. участниками, кроме Евсея, являются люди нашей профессии. Все знали Пашу Леонидова! Я спела его песню «ТОПОЛИНЫЙ ПУХ» на музыку Ю. Саульского, на большом телеконцерте. Паша просто был талантлив во всём, за что бы ни брался, но писал ещё и замечательные стихи. Не буду описывать подробно, но он очень бедствовал в США. Евсей ему одолжил несколько тысяч долларов. Он часто бывал у нас дома. Вот бы хохотал над "позолоченными унитазами..." Он умер от инфаркта, третьего или четвёртого по счёту. Остался его младший сын, но не знаю где он и что делает. Столько лет прошло. Его зять, Толя Днепров, тоже уже покойный, даже страшно подумать, жил тогда в США. Он, кстати, единственный из советских музыкантов и певцов–иммигрантов, попал на очень популярное американское шоу со своей музыкой! Талантливый был мелодист! Так вот, кто–то звонит, Евсей поднимает трубку, после «привет» молчит и слушает пол минуты, а в конце говорит, дословно не помню, но, что, мне эти деньги не нужны, оставь себе!

Я в это время была беременна с Гришенькой. Евсей подходит ко мне и говорит: Майечка, ты не расстраивайся, но мне позвонил Толя Днепров: Паша умер, во время телефонного разговора с дочерью...".

Сколько людей просили его рассудить, в ситуациях, где споры шли не на жизнь, а на смерть и речь шла о сотнях тысяч долларов! Среди ночи звонили! Вот где он нажил себе врагов, т.к. судил честно, не взирая на лица!

Он прекрасно знал русский язык и литературу! Разбирался не только в русской, но и в западной музыке. Знал наизусть множество русских стихов, особенно любил Лермонтова и умел красиво декламировать. Его русский был безупречным! Хоть и с сильным акцентом, но говорил по-английски и знал язык. Люди приходили к нему заполнять документы на английском, так как доверяли ему и он это делал совершенно бескорыстно, а другой, «честный НЕ БАНДИТ и УБИЙЦА» брал бы за это деньги.

Несчастные лгуны!!! Он в свое время отсидел три года в Вологде, за «гешефты», а не 7 лет за убийство, как написал Фридман! В России за убийство расстреливали или же, в хорошем случае, давали "Четвертак". От звонка до звонка! А в Питере он кормил всё городское начальство! Я могу доказать ложь по КАЖДОМУ слову о нём в книге - что может быть ниже, чем оклеветать человека, который уже не может себя защитить, но уже стара и не хочу суеты и боли… Я до сих пор боюсь тех, кто его убил!

Эти стихи посвящены Евсею и были написаны через 20 лет после его смерти...

Это не ты

 Как будто я дню подвожу итог –
С тобою одним разговор веду,
Что вот и ноябрь почти истёк,
Что дней не осталось уже в году.

Что вот по ночам в чёрно–белом сне
 Я зрю синеву лишь в твоих глазах.
Ты хочешь о чём–то поведать мне,
Но, там где ты есть – звука нет в словах.

Там судьбы предписаны без письма.
Туда не проникнет души порыв.
Там, в белых одеждах, моя зима
 Вот–вот уж дождётся своей поры...

Звонок неожиданно голосист,
Но ты не пугайся, не исчезай.
Лучом упади на осенний лист,
Иль, в чаше, прозрачной водой сверкай!

Я дверь открываю лицом в цветы,
А он говорит, говорит... Ну что ж,
Хоть голос его так на твой похож,
Но это не ты, понимаешь, не ты...

Д. Ш.: А твои пацаны?

М. Р.: У меня есть два сына. Мой старший, Jeff, (Хаим) окончил компьютерную школу, работает в престижной компьютерной компании, пишет музыку, стихи, киносценарии и по выходным тусуется с ребятами из киноиндустрии и, кто знает, может с Б-жьей помощью, пробьётся! Мой младший, Greg, (Гриша) окончил школу с отличием и тут же записался в морскую пехоту - US Marines - на четыре года и в 2003, в 19 лет уплыл на авианосце через океаны в Персидский залив, на войну в Ирак! Совершил три тура - с самого начала наступления из Кувейта и до 2007г. Кто знает, каких мне это стоило мук... Дубасил арабов почти три года! Был ранен, награждён, в числе других бесчисленных наград, орденом "Purple Heart" и в чине сержанта ушёл в запас. Поступил в ОЧЕНЬ престижный колледж из Ivy League и учится на адвоката! Пишет неплохие стихи на английском. У меня есть за что быть благодарной Б-гу!

Д. Ш.: А дальше, что было?

М. Р.: Уехала из Нью-Йорка, т.к. Прошлое было везде! Ещё в Нью-Йорке я, работая в ресторане "Петрушка" у Эдика Нахамкина, пошла в ювелирную школу на полгода, а потом - днём работала с паяльником в задней комнатке ювелирного магазина, а ночью пела в "Петрушке". Было не очень легко с двумя детьми... Хочу упомянуть пианиста-одессита Марика Баренбойма! Надеюсь, что правильно запомнила его фамилию! Блестящий музыкант и композитор! Как я знаю, он окончил школу Столярского и консерваторию, но где, не помню. Марик с одинаковым блеском исполнял классику, джаз, поп - абсолютно всё! Ему не нужен был оркестр! Еврейский Оскар Питерсон! Он мог развлекать публику часами и никто не уставал! Сейчас, по-моему, преподаёт в Juilliard в Нью-Йорке. Ещё одна звёздочка, кто имел несчастье родиться в СССРе!

Д. Ш.: Вдруг ты всё бросаешь и переезжаешь в L.A. Идешь учиться. Новая профессия... геммология, что это? Для чего это было нужно? Ведь многие думают, что ты превратилась в старуху на государственном пайке, у которой всё в прошлом.

М. Р.: В Лос-Анжелесе я работала в разных местах, но не по музыке. В универмаге, в оптике. В русские рестораны меня уже не брали! Но я понимала: Кто хотел смотреть и слушать постаревшую Майю Розову со скандальным прошлым! Из России потянулись молодые певцы, танцоры, музыканты. Тогда я, в полном отчаянии от никчёмности, отдала свои последние 10 тысяч и пошла учиться геммологии в GIA - Gemological Institute of America. Успела на подножку УХОДЯЩЕГО поезда! Получила диплом "GRADUATE GEMOLOGIST" и сразу приняли на работу в ЕGL - European Gemological Labоratory, где, глядя в микроскоп, определяла чистоту бриллиантов и других драгоценных камней! Это стало моей второй любовью! Музыка - всегда будет первой! ГЕММОЛОГИЯ – учение о драгоценных камнях.

Хозяйка лаборатории - бельгийская еврейка, Mуriam Tashеу, не глядя на мой возраст, дала мне шанс начать жизнь сначала! Потом я вернулась в GIA и получила диплом in "JEWELRY DESIGN". Вы имеете возможность взглянуть на работы, выполненные мной пастелью и гуашью. Колье с двойным жемчугом и baguette бриллиантами и брошку с жемчугом в цветах с бриллиантами заказали и я получила свои первые деньги, как Jewelry Designer! Теперь обладаю уникальной профессией и надеюсь, что ещё много лет смогу работать, т.к. очень люблю мою новую "ЛЮБОВЬ"!

Д. Ш.: Семья, работа. Не думаю, что ты как улитка в своем домике закрылась. Наверно есть друзья, подруги?

М. Р.: Хочу сказать ещё об одном человеке в моей жизни. Эту песню написала лет двенадцать назад - не верится, что так давно, и посвятила моей единственной подруге, НИНЕ ФИЛОНОВИЧ, которую встретила уже в США более 30 лет назад! Она была со мной в счастье, в горе и неудачах, как НИКТО другой в моей жизни! На протяжении многих лет была моей поверенной и если еврей в горе идёт к РЕБЕ за советом, то, НИНА - русская женщина, была моей РЕБЕЦЕЙ! Помогала мне и моим детям безмерно! Преданна мне беззаветно, что с моей стороны взаимно до конца дней! Была моей защитницей, помогла мне подняться с земли с высоко поднятой головой и стать тем, кто я сейчас есть! Стихи, хоть и наивные, сентиментальные, женские, но откровенные и отражали моё душевное настроение в те времена!

ПОДРУГЕ

 Ты подруга моя дорогая! Пишу тебе, здравствуй!
Нас с тобой разделяют мечты, километры, года.
Без тебя и фортуна мне стала совсем неподвластна:
Не везёт всё, а жизнь наша, как дождевая вода...

Утекла, отшумела, отпела гремящим оркестром!
В вихре танцев кружила в угаре ночных кабаков!
Всё ушло и признаться пора, что нам нету там места!
Наши песни поёт редкий, немощный хор стариков!

Я не буду грустить. Утром солнышко выйдет на волю.
За чертой горизонта раскроет корону лучей.
Я запру своё сердце от гнева, от лжи и от боли!
Никому не позволю найти подходящих ключей...

Тишина разразится желанным звонком телефона.
И отступит тоска, и твой голос меня оживит.
Не могу объяснить я такого в природе закона:
Что от сердца подашь - то с лихвой тебе Б-г возвратит!

Я целую, подруга моя, твои добрые руки.
Пусть оркестр умолк, пусть не все оправдались мечты...
Помнишь, Нина, кладбище и слёзы, и мрамор, и муки...
Ты меня от отчаянья спасла! Незабвенная ты!

Д. Ш.: Майя ты человек самодостаточный. Живёшь полноценной жизнью. Вырастила прекрасных сыновей. Поэтесса. Пишешь стихи и песни. Мечтаешь написать книгу. Твои стихи печатались в поэтическом альманахе "ЗЕРКАЛО".

М. Р.: Ты сказал - "поэтесса"?.. Марина Цветаева - поэтесса, Софья Парнок - поэтесса, Анна Ахматова - поэтесса! А мне просто на закате лет вдруг открылась какая-то дверь в хаотичный, непостижимый мир стихов! Кто, однажды срифмовал "БОЛЬНО ТОЛЯ ОЛЮ КОЛЕТ" и "А ЧТО ЖЕ НА РОЖЕ КОЖУ - ТО ГЛОЖЕТ... ВСЁ ЖЕ" и т.д. - считай, попробовал сильнейший наркотик и "сойти" уже "ТОЛЯ НЕ МОЖЕТ"! Вот когда вернусь после реинкарнации, надеюсь не мухой или пауком - за грехи, то уж точно начну стихи писать на заре моей жизни и тогда, с годами, заработаю право зваться ПОЭТЕССОЙ. А пока, МОИ СТИХИ - ОТ СОХИ... ТИХИ ...

В Лос-Анжелесе мне посчастливилось познакомиться с Петей Вегиным и он, услышав меня с гитарой на сабантуйчике сказал, что стихи мои - как короткие рассказы, простые, понятные и полны чувства и объяснил это тем, что, подсознательно, пишу не стихи, а песни. Он устроил мне передачу на русском радио, где сказал обо мне много тёплых слов. Я выступила в нескольких бардовских концертах. А потом Петя удостоил меня чести и напечатал мои стихи в двух выпусках альманаха "Зеркало", рядом с известными поэтами и бардами. Это была уже не МАЙЯ РОЗОВА, известная певица, солистка оркестра Лундстрема, с красивым голосом, а просто Майя Розова, поющая свои стихи под гитару или пианино, голосом небольшого диапазона и не претендующая на гениальность и неумирающую славу, благодарная за возможность излить душу, выразиться, высказаться! Петя Вегин был золотым человеком, талантливым русским поэтом с нежной, честной, полной любви, душой но, в последние годы, разбитой! Умер от тоски и нищеты! Настрадался - не описать! В США он знаком был со многими, ОЧЕНЬ богатыми людьми, но никто ему никогда не помог. Самая добрая память о нём!

Не рассказала вам и одной сотой о себе, но мне кажется теперь, что всю мою прошлую жизнь как будто прожил кто-то другой! Еврейская мудрость гласит, что нельзя сожалеть о прошлом и волноваться о будущем, т.к. прошлое не исправить, а будущее - не предсказать! Нужно жить сегодня! И, как вы видите, никогда не поздно начать жизнь сначала. В течении 10 лет, мной написаны около сотни песен, стихов, рифмованных юморесок. Готовлю книгу и надеюсь, справлюсь к середине 2009 года.

Как говорят: "Спасибо вам за свободные уши!" Здоровья всем, удачи и любви! Отдельно хочу сказать спасибо моему потерянному, и снова обретённому другу, Диме Шварцу. Мы с ним знакомы всего лишь каких-то 53 года! С первого класса. Он меня нашёл и предложил мне опубликовать стихи на Портале "Посвящается Русскому Шансону" и ещё с интервью! Я считаю, что мне очень повезло! Стихи: "ДЕТСТВО" я посвящаю ему, т.к. не могу представить себе большего сходства нашей встречи, пусть по Интернету, с содержанием этого стиха!
ДЕТСТВО

 Детство далёкое, нежное, тёплое.
Дом двухэтажный с высокими окнами.
Тьма в подворотне обдаст чем-то квашенным.
Сами ворота не раз перекрашены.

Выступ парадного, лепка под сводами
 Музыкой мне зазвучат старомодною.
Смех со слезами, с отчаянной руганью
 В летопись века ушедшего угнаны!

Выемкой выхожен мрамор на лестнице.
Кот на перилле хвостом перевесился.
Дверь наблюдает за мной настороженно,
Хриплым звонком тишина потревожена...

Что, если путь мой был чистой бессмыслицей,
Что, если друг мой давно тут не числится?
Лишь только голос - лица не увижу я,
Глухо промолвит, что детство не выжило...

Веки в тревожном смятении сомкнуты:
Сотни начал, разорённых и скомканных
 Буйно кружатся в обнимку с потерями!
Мне б устоять, мне бы только уверовать,

Что ещё живо моё поколение!
Имя моё не предали забвению!
Речью мне дверь распахнулась, знакомою:
 "Здравствуй мой друг! Заходи - вот и дома ты.

Лос-Анжелес, США – Нетания, Израиль.
Август, 2008г.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Розова Майя.
« Ответ #2 : 22 Февраль 2020, 11:23:51 »
Майя Розова: «Жизнь моя – история Золушки и я ее выиграла в лотерею…»

- Майя, спасибо, что согласились на беседу… начнем с вопроса простого и сложного одновременно, как бы сама Майя Розова рассказала о себе слушателю и читателю, буквально в двух словах…
- И Вам спасибо, что разыскали меня и предоставили возможность высказаться! Итак, о себе: Я, Майя Давидовна Розова (Розенвайс), родилась, росла, выросла, жила, любила, ненавидела, и опять любила, грешила, расплачивалась за грехи, совершала поступки, которых стыжусь, страдала, была бита, огрызалась, отбивалась, поднималась, шла вперёд, но, всегда и везде была охраняема Б-ом и за это благодарю Его тысячи раз! Ну, не получилось в двух словах, а где-то в сорока трех!

- Музыка окружает вас с детских лет, но, может, есть мелодия, песня, которая, если не помогала жить, то однажды, услышав ее, Вы сказали сами себе: хочу и буду петь дальше!
- Михаил, есть такая мелодия и это не эстрадная музыка, а... оперная. Ария Канио из оперы «Паяцы» композитора Руджеро Леонкавалло в исполнении великого Энрико Карузо. Пластинка была у нас в доме с самого моего детства и до сих пор, слушая, восхищаюсь музыкой и божественным голосом этого певца.

- Как так получилось, ведь почти история Золушки – одесская девушка без связей и блата, с одним талантом и вдруг попала в оркестр Олега Лундстрема? Как так бывает?
- Бывает! Я думаю, что просто выиграла эту историю в лотерею, точнее сказать, стечение жизненных обстоятельств, коих мы смертные не в состоянии предсказать, но конечно, можем неустанно работать в нужном направлении и приближать их, эти удачные стечения обстоятельств. В моём случае – была любовь к музыке и, особенно, к песням и я пела, пела, пела и... допелась в оркестр к Олегу Лундстрему, но всегда буду помнить моего первого дирижёра, Женечку – Евгения Наумовича Болотинского, руководителя одесского джазового оркестра «ГАМБРИНУС-67».

- Майя, и вопрос о еще одном, почти героическом поступке, Вы покинули коллектив Лундстрема и ушли петь в ресторане? Ведь кто-то может сказать, что это шаг, в смысле карьеры, шаг вниз… Как вы сами считаете?
- Хочу сказать, Михаил, что в мои 27 лет, карьера у Лундстрема была в тупике. Ещё пару лет и меня бы из оркестра попросили, как это случилось с одной прекрасной певицей – не могу назвать её имени. Ей было всего 32 года! Она отдала много лет работе в коллективе. Однажды в одной из поездок, во время обеда в ресторане, директор оркестра подошёл к ней и просто сказал: «Дорогая такая-то, мы должны с вами расстаться...»
Гастроли оркестра никак не помогали нам в популярности. Приезжаешь в любой город в Союзе и в гостинице на экранах ТВ и на радио, с утра до вечера видишь лица и слышишь голоса артистов, кто большую часть года проводят в столице. Именно они записывались на фирме «Мелодия», участвовали в различных передачах на ТВ и имели доступ к элите музыкального мира.
А вот в ресторанной работе, кроме того, что не нужно было больше скитаться 9-10 месяцев в году по гастролям, была хоть какая-то свобода в выборе репертуара. Хотя, как я уже рассказывала, у нас, певцов, имелась синенькая репертуарная книжица, где перечислялись песни и их авторы, дабы «враги» втихаря не испаганили сути девственного коммунистического искусства. Как я уже писала, их содержание и исполнение песен регулярно проверялось бдительными хранителями чистоты идеологии – партийными бездельниками.
Ещё помню, как часто, во время танцев под мою песню, люди останавливались, подходили ближе к сцене и слушали меня, как на концерте. Никогда этого не забуду. Для меня, это являлось самой высшей наградой! Но почему же, всякий раз, когда приходила на «Мелодию» со списком «законных» песен, меня заверяли, что мол, рассмотрим и дадим знать.
Годы шли и прошло 8 лет! За это время записала четыре песни с Олегом Лундстремом, после интенсивных переговоров самого Лундстрема и начальства Россконцерта с «сильными мира сего», но это была «сорокопяточка» под эгидой оркестра со всеми солистами коллектива. Потом, уже где-то за полгода до отьезда, одну песню Эдуарда Колмановского «Всё, что было» и то, потому, что певице, для которой писалась песня, была высока тональность оркестровки и никто не хотел переписывать. Пять песен за 8 лет! А может потому, что мой голос не умещался в «рамки» эталонов советской певицы? Так однажды заявил Никита Богословский: «Майя Розова – чёрная певица, в её голосе нет ни одной оптимистичной ноты». Подумать только, что если бы не уехала в США, дисков «SEASON OF MY LOVE» и «MEMORY» не было бы и я, «прокажённой», продолжала бы работать в «Арбате» до поры, когда уже старая, даже и в ресторане была бы не нужна...

- Как Вы решились на эмиграцию? Ведь бросить все и уехать, несмотря ни на что, это шаг тоже сложный, кому-то покажется авантюрой.
- Наверно, и покажется, только авантюра – это вроде как, совершить нечестный поступок в надежде на быстрый успех, но для меня, как я уже писала, ничего не изменилось, только кабаки, где я пела после эмиграции, находились не в Москве, а за океаном, но публика ведь была та же. Большая сцена для меня была закрыта навсегда. А вот шаг, конечно, сложный и не объяснить и не рассказать через что мы прошли, когда объявили, что уезжаем... Подав документы на выезд, мы надеялись, что сможем сохранить это в тайне. Буквально на следующий день Славик Кадерский, руководитель оркестра, великодушный и порядочный человек, пришёл в «Арбат» на работу и сказал нам, что представители определённых органов его предупредили, что Майя Розова и Алик Шабашов уже на выходе, но он нас не уволил, а наоборот, сожалел, что теряет нас. Мы проработали до последнего дня. Работники ресторана, оркестр и солисты устроили нам очень тёплые проводы и я никогда этого не забуду. Мы оставили там множество хороших друзей...

- Ваша первая пластинка, она на идиш…. Почему именно так?
- Да, первая пластинка в США. Аркадий Гершбург уже имел тогда готовый материал и мне ничего не стоило это сделать. Песни были красивыми, с интересными текстами. Мне только жаль, что на записи, баланс между голосом и оркестром не был выдержан. Мы записали её за каких – то два дня. Если бы песни были на китайском, я бы тоже их спела, так как на протяжении многих лет была лишена возможности по-настоящему записываться на студии и, добравшись к микрофону, была несказанно счастлива. Только я тогда ещё не ведала, что записать пластинку в США на любом языке, на свои средства – ничего не значит. Известные студии звукозаписи, как мы теперь знаем, кроме того, что записывают тебя, ещё и популяризируют твой диск и никогда не потратят и одного пенни, не будь они уверенны, что сделают на тебе деньги. С пластинкой Гершбурга была совсем другая ситуация. Аркадий просто решил записать свои песни, я была под рукой, и ещё знала язык и за сто пятьдесят долларов напела весь диск.

- Сколько всего альбомов в вашем репертуаре на сегодняшний день? Когда они выходили и можно ли их где-то купить?
- Вот они, альбомы: С Олегом Лундстремом – четыре песни на «сорокопяточке»
С Эдуардом Колмановским – песню «Всё, что было» - одна на его авторской пластинке. С Аркадием Гершбургом – диск на идиш. С Мишей Шуфутинским – два: «THE SEASON OF MY LOVE» и «MEMORY» Вот, пожалуй, и всё.
Где купить их? Не знаю. Отдельные песни имеются в инете и эти диски переиздавались, но не мной. Да, наверное, их можно купить через инет, но самодельные. Пусть их и перекатали, но я благодарна тем, кто это сделал, так как только поэтому моя музыка сегодня доступна людям.
Хочу рассказать об одном человеке. Зовут его Михаил Владимирович Павлов. Вот что он мне однажды написал: «Дорогая Майя! Впервые услышал ваши песни во время зимовки в Антарктиде в 1988 году. Кто-то из радистов привёз с собой песни из альбома «200 лет» (орогинальное название «The season of my love» - М.Р.) и по обсерватории «Мирный «через радиоузел полярники с удовольствием слушали изумительный голос. Записи с магнитной ленты ходили по рукам и перезаписывалось на всём, на чём можно записать. Вот с тех пор я и стал вашим поклонником. Эти записи я храню до сих пор. Все, кто бы не слушал мои записи, с изумлением спрашивали: кто это поёт? С гордостью отвечаю – Майя Розова. С появлением компьютера и доступа в мировую паутину, искал всё, что связано с вашим творчеством. То, что удалось найти, разместил на этом блоге...»
Tеперь на этом сайте, конечно при добром содействии администрации, имеется несколько моих страничек с моей музыкой и перепиской с посетителями.
Я Михаила Павлова тепло поблагодарила и вот что рассказала ему про те времена: «... В 1988 году, я пела в кабачке «Петрушка» у Эдика Нахамкина, в Нью-Йорке, расположенном в подвале, как и многие этническое ночные клубы в Манхаттене. Тогда в кабаках ещё курили во всю и дым был – не продохнуть! К нам часто заглядывали представители советского посольства. Они любили мои песни и я, бывало, подсаживалась к их столу и пела для них под гитару до поздней ночи. Потом, подвыпивши, они, сокрушаясь, спрашивали меня, учу ли я сыновей русскому языку...»
Какая ирония – мой голос в самодельной записи слушают славные русские полярники в обсерватории Мирный, а я, в сигаретном дыму, в подвальном русском кабачке в Нью-Йорке, вживую пою опьяневшим представителям советского посольства... Кстати, мои сыновья довольно прилично знают русский. Мой старшенький вырос окружённый русским – благодаря моим родителям, а младшенький пошёл дальше и взял в колледже русский, как иностранный и теперь читает не что-нибудь там, а Льва Толстого и Фёдора Достоевского в оригинале. Хочу сказать, что оба употребляют русские матюки очень даже грамотно, a когда, нуждаясь в объяснении, всё-таки задают вопросы по тем или иным «перлам», особенно многоэтажным, то со смеху – можно помереть!
Теперь о Михаиле Павлове. Он необыкновенно интересный человек – инженер по электронике, геолог, поэт, фотограф и конечно – романтик! Представьте себе, я стала получать весточки от незнакомых людей, благодаривших меня за мою музыку. Мишенька Павлов, хранитель огня – спасибо ему!

- Могли бы Вы отдельно рассказать о тех альбомах, что записали с Михаилом Шуфутинским, ведь вы там выступили не только, как исполнитель, но и как автор песен…. Как Вам работалось с ним? Кто принимал участие?
- О, эта история очень длинна и неоднозначна. Песни я стала писать уже для второго альбома «MEMORY», что целиком посвящён памяти Евсея Агрона, человеку, без которого небыло бы и первого альбома, «THE SEASON OF MY LOVE». С самого начала, это была его идея – записать пластинку. А альбом «MEMORY», не предназначался для продажи, с чем Миша был не согласен и говорил, что я несправедлива к себе и к людям. Но мне казалось тогда недопустимым, делать деньги на своём горе! В «MEMORY» имеется 5 или 6 моих песен (одни – музыка и стихи, другие – только музыка) и они были очень личные, неотшлифованные для слушателя. Может, и в этом их ценность. С годами мы становимся более сдержанными в выражении чувств. А сам факт встречи с Мишей Шуфутинским я отношу к одному из важных периодов моей творческой жизни. Я думаю, что и другие русские певцы-эмигранты, пусть и уехавшие обратно в Россию, тоже благодарны Мише за то, что помог им почувствовать почву под ногами. О каждой песне в интервью рассказать невозможно, но Миша один из тех музыкантов-художников (я неспроста назвала его художником), кто в каждой аранжировке – творил и делал это с удовольствием, а не только ради денег и с каждой удачной музыкальной находкой в оркестровке, его глаза загорались и радовался он, как мальчик!

- А вообще, есть у российского слушателя надежда, что он услышит полностью Ваш авторский диск? Планируете ли вы такой проект? Или какие-нибудь другие пластинки записаны или записываете?
- Да, Михаил, я планирую записать новый диск и уже подобран обширный репертуар для нескольких, состоящих целиком из моих песен, но занята сейчас книгой и всякий раз, когда думаю, что, скажем российский период исчерпан, память награждает меня ещё одним интересным событием, о чем не рассказать невозможно. Думала, сумею справиться в этом году, но не получится – как оказалось, мне есть, о чём рассказать! Так что нужно подождать. Ведь столько лет молчала, ещё годик ничего не изменит, хотя сами годы тоже подгоняют...

- Вопрос деликатного порядка (если у Вас нет желания, то можно не отвечать), Вы записали диск вместе с Евгением Кричмаром, какова, по большому счету, судьба этой пластинки? Ее можно где-то найти?
- Почему же, я отвечу. Эта кассета родилась, но о судьбе её не имею никаких сведений, вот и не упомянула её в списке. Я написала музыку ко многим Жениным песням и спела их, но мало ли чего я в жизни напела, но записи и память о песнях были уничтоженны...

- Кстати, Евгений Кричмар, упоминает Вас и эту пластинку в своих мемуарах, Ваши мысли и чувства по этому поводу? Знаю, что и Вы пишете книгу воспоминаний, когда мы сможем увидеть ее? Или хотя бы почитать отрывки?
- Лучше бы вы, Михаил, этого вопроса не задавали. Чувств по этому поводу у меня нет никаких, хотя Женя в своих воспоминаниях не очень лестно отозвался обо мне и «моих талантах». Приведу только выписки из главы обо мне из Жениных мемуаров:

« Вдруг ей показалось, что она может писать стихи и песни. Получалась белиберда, которую она заставляла меня прослушивать и давать оценку»

 «Моя критика не воспринималась. Начинались скандалы и слезы. В свидетели призывались друзья, которые, естественно, не хотели обижать ее».

«Стоит ли заглядывать в историю, чтоб определить, сколько женщин (в процентном отношении) было среди великих композиторов, художников, писателей, поэтов, ученых... Да что тут перечислять?»

 «Прав был царь Соломон, когда сказал, что даже самая красивая женщина не может дать больше, чем она имеет».

«Женщине в жизни отведено особое место, и, в первую очередь, она должна уметь быть женщиной».
Дальше идут стихи обо мне:

 "Она еще хотела свету
 Свои таланты показать.
Он знал, что песенка уж спета,
Но кто осмелиться об этом
 Ей правду высказать в глаза…"

«В конце концов Майя решила разорвать наши отношения, собрала вещи и переехала в другую квартиру».
И финал: «С Майей мне было нелегко. Будет ли легче без неё?»
Итак, написав это, Женя вытащил из «нелюбимой» кассеты песню «Оторванная нота» и совсем не брезгуя «белибердой», поместил её на сайтах, никому не сказав, что музыка-то – моя! Мы и кассету назвали «Оторванная нота», так как уж очень красивой получилась эта песня. Только недавно на одном Интернет-портале, внизу под текстом подписали и моё имя, как композитора песни. Через 12 лет! Пусть в количественном отношении, женщин композиторов не так много, как мужчин, но музыку к одной из лучших Жениных песен, написала я, женщина! На одном из Жениных авторских вечеров, я первая её спела под свою гитару...
Кстати, на упомянутом выше сайте я регулярно помещаю свои материалы, участвую в форуме. Там опубликованны отдельные главы из моей книги, из раздела «Школьные Рассказы», а так же имеется большая подборка моих стихов и полное оригинальное собрание песен из дисков «The season of my love», «Мemory» и история их написания. Там опубликованно моё первое интервью с Дмитрием Шварцом, моим одноклассником. Дима первый вытащил меня из небытия, за что я ему несказанно благодарна.
Песню «Оторванная нота», я случайно нашла на одном из сайтов. Пусть поёт на здоровье и другие песни с моей музыкой - это нормально, но мог бы и указать имя композитора. Это было бы справедливо по отношению ко мне и было бы мне очень приятно.
А теперь, коль мне «предоставили трибуну», я хочу сказать несколько слов в защиту женщин и привести имена нескольких великих женщин, лидеров: царица Савская, Клеопатра, королева Елизавета I, королева Виктория, Ектерина Великая, Изабелла Перон, Голда Мэйер, Маргарет Тэчер, Мадэлин Олбрайт, Индира Ганди, Беназир Бхуто и Анжела Маркел. Неплохо, да?!
А вот имена нескольких замечательных и великих писательниц и поэтесс: Сафо – 612 год до нашей эры! Вирджиния Вулф, Гарриэтт Бичер Стоу, Джорж Елиот (псевдоним Марианы Еванс), Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюпен), Этель Лилиан Войнич, Зинаида Гиппиус, Лидия Сейфулина, Теффи (псевдоним Надежды Лохвицкой), Ольга Бертгольц, Юлия Друнина, Эмилия Дикенсон, Анна Ахматова, Габриэлла Мистраль, Софья Парнок, Шарлотта и Эмилия Бронте, Марина Цветаева, Маргарита Алигер, Римма Казакова, Белла Ахмадулина, Сильва Капутикян, Франсуаза Саган, Агата Кристи и Стефани Адамс.
Женщин в скульптуре, живописи, науке и деловом мире и не буду упоминать, так как сегодня мы говорим о музыке и поэзии, но список будет очень внушительным. Я перечислила эти имена, не потому, что являюсь членом какой-то экстремистской феминистской мужененавистнической организации – наоборот, люблю мужчин и счастлива быть женщиной, но как же можно сравнивать великих женщин и мужчин в количественном соотношении?!
Теперь о царе Соломоне. Мы так же знаем кое-что о царице Савской, властительнице царства Шеба! Она имела счастье родиться в царской семье, получила прекрасное образование, чего большинство женщин были лишены на протяжении многих тысячелетий, владела несколькими языками и вскружила голову царю Соломону не только красотой, но и интеллектом!
Возвращаемся к сегодняшним дням. История Жениных мемуаров на этом не заканчивается. Хочу рассказать так же о Максиме Кравчинском – человеке, которого я никогда не видела, которому никогда ничего плохого не сделала и не знаю даже как он выглядит. Рассказывая обо мне в своей книге «Русская песня в изгнании», он сослался на Женины мемуары, добавил свою порцию яда (информацию, несусветную лживость которой подтвердил недавно уже посторонний человек, нью-йоркский журналист Александр Грант в своей статье «Криминальный дон «маленькой Одессы»), надписал цитатой «Вора не спалила, любила» (песня Михаила Круга), и в своей книге «отдубасил» меня! Максиму Кравчинскому нужен был козёл отпущения (в данном случае – козлиха), так как о личной жизни всех остальных «изгнанных» он не сказал ни одного плохого слова! Б-г ему судья...

O моей книге – это сборник коротких историй, но, как мы знаем, не все жизненные истории подлежат публикации. Всё, что вам рассказала – только факты! А Жене я всегда желала и желаю самого хорошего и от меня в его адрес никто никогда не услышит плохого слова.
Вот, что я сегодня чувствую в отношении моей жизни и поэтому живу в полнейшем мире с собой. Отрывок из моего стиха сделала своей цитатой:

МОЛИТВА

 Молитвою себя освобождаю
 От жажды ненавидеть, жалить, отомстить.
Прощеньем безграничным наслаждаюсь,
Желаньем возродиться и опять любить
 Людей, с кем путь мой ежедневный связан,
Подобно мне, измученных войной страстей.
Меня влечёт к ним - непохожим, разным,
Что к самородкам, скрытым в серости камней!

Отдам тепло я до последней искры
 Другой душе, что впала в ледяной покой
 И разольётся лёд водою чистой,
Падёт слезами радости людской!

Кого винить мне в разочарованьи,
В том, что искала, что желала и звала?!
Во мне, как будто бы пред смертью ранней,
В терпещущей агонии душа жила.
И жизнь позади... Ах - мне бы больше!
Закатом солнце и сегодня догорит.
Его огонь я сохраню по-дольше,
Чтобы хватило мне хотя бы до зари.

Отдам тепло я до последней искры
 Другой душе, что впала в ледяной покой
 И разольётся лёд водою чистой,
Падёт слезами радости людской!

- Вы много пели в ресторанах в США, записывали диски, но как-то остались стоять особняком, остались независимой. Или Вы сознательно не вошли (или не захотели войти) в брайтонское созвездие певцов-эмигрантов?
- Я скажу Вам, Михаил, что у меня было много серьёзных причин уйти с Брайтона. В созвездие войти не смогла, так как многие вернулись в Россию. А у меня такой возможности не было. Мне нужно было растить детей и оплачивать счета. Я перешла рубеж эмигрантского гетто и стала полноправной гражданкой этой страны, пошла в колледж, получила образование геммолога и дизайнера ювелирных изделий, а английский язык буду совершенствовать до конца дней. Хотя хочу похвастать, что когда к нам в ювелирный магазин заходят туристы из России, я с удовольствием разговариваю по-русски и они всегда приятно удивлены чистотой моей речи и спрашивают, как это я умудрилась сохранить язык. Очень просто: в своей речи, я, по возможности, стараюсь не употреблять английские слова, переделанные на русский лад, потому что русский язык богат и нет необходимости одалживаться у английского. И ещё, конечно, часто возвращаюсь к классикам русской литературы и поэзии – единственный способ сохранить язык, так как большинство современных русских художественных изданий, а так же материалы и программы СМИ забиты переиначенными английскими словами.

- Майя, Вы уже много лет живете в США, записали не один диск, теперь сменили род занятий – занимаетесь ювелирным производством…. Бываете ли в России, думали вернуться туда?
- Ах, Михаил! Конечно, мне бы хотелось побывать в России и, конечно, навестить Одессу, но уже поздно…. Ни в Москве ни в Одессе меня никто не ждёт.

- Может быть, вопрос прозвучит странно и не совсем логично, но…. Что для Вас счастье?
- Мишенька, можно я назову Вас этим именем? Счастье – это быть здоровым, прежде всего! Счастье – это довольствоваться тем, что тебе доступно и не расстрачивать жизнь на зависть к чьему-то богатству и на неуёмное желание владеть большим. Ведь всегда найдётся кто-то ещё богаче. Счастье – это возможность заниматься любимым делом и быть вознаграждённым за труд. Счастье – это когда твои дети здоровы, счастливы и им не угрожает опасность. Счастье – это быть любимой и любить. Я могу привести ещё парочку примеров, но еврейская пословица звучит примерно так: «Всего вместе – нет ни у кого!».

-Что бы вы хотели пожелать или просто сказать своим слушателям, живущим по обе стороны Атлантического океана?
- Всё, что я перечислила в моём понимании счастья, я желаю Вам, дорогие слушатели, по какой стороне океана вы бы не жили! Здоровья, МИРА, удачи, любви и... душевного покоя! Всё остальное, как говорят, мы купим!

Беседовал Михаил Дюков.
 Июль 2009 года
 Россия-США

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Розова Майя.
« Ответ #3 : 15 Июль 2020, 14:57:21 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика