19/04/24 - 16:47 pm


Автор Тема: Coleman Ornette  (Прочитано 431 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Coleman Ornette
« : 18 Февраль 2020, 15:54:51 »












Ornette Coleman Quartet :: Roma 1974

О́рнетт Ко́улман (англ. Ornette Coleman; 9 марта 1930, Форт-Уэрт, Техас — 11 июня 2015, Нью-Йорк)

О́рнетт Ко́улман (англ. Ornette Coleman; 9 марта 1930, Форт-Уэрт, Техас) — американский джазовый альт- и тенор-саксофонист, трубач, композитор. Один из самых известных джазовых новаторов, пионеров фри-джаза (термин «фри-джаз» вошёл в обиход после выхода в 1961 году одноименного альбома). Роль Коулмана в джазе приравнивается к роли Арнольда Шёнберга в европейской музыке.

Саксофон освоил самостоятельно, играл в школьном духовом оркестре (вместе с Дьюи Рэдменом и барабанщиком Чарльзом Моффетом), в 14 лет начал выступать с местными ритм-энд-блюзовыми группами, некоторое время аккомпанировал вокалисту Бит Джо Тернеру. В 1952-59 работал в Лос-Анджелесе лифтером и брал уроки музыки, в 1957 году вместе со своими друзьями — трубачом Доном Черри, барабанщиком Эдом Блэкуэллом и другими единомышленниками — начал экспериментировать, играл на пластиковом альт-саксофоне и строе С (как самоучка, вначале он неверно транспонировал), вводил в импровизационную музыку мелодическую непрерывность, ритмическую асимметрию, отказывался от привязанности к тональности и от куплетной формы. Первые записи — Something Else! (1958) и Tomorrow Is The Question (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе Five Spot (1959). В 1959-63 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтерее), гастролировал в Европе.

В 1963-64 Коулман прекратил выступления и потратил более полутора лет на освоение трубы и скрипки. В 1965 организовал квартет (с Чарльзом Моффетом и Дэвидом Айзензоном), а в следующем году журнал Down Beat назвал его «музыкантом года». В середине 60-х годов написал музыку к нескольким кинофильмам, а в 1972 году записал с Лондонским симфоническим оркестром альбом Skies Of America, использовав свою новую так называемую гармологическую теорию (построение одинаковых интервалов у транспонирующих и нетранспонирующих инструментов). В 1973 году начал новые эксперименты, соединяя африканскую музыку и рок-ритмы и вводя в ансамбль электрогитару (группа Prime Time).

Деятельность Коулмана разделила джазовый мир на два лагеря — на тех, кто видел в нём мессию, и на тех, кто считал его шарлатаном. Темпераментные и свободные импровизации Коулмана были неповторимо индивидуальны и наполнены огромной энергией, инструментальное мастерство покоряло любую аудиторию, но выработанные им концепции не всегда были понятны даже его партнерам по ансамблю. Любопытно, что Коулман не сблизился с другими представителями фри-джаза ни в Америке, ни в Европе. Много времени уделял сочинению музыки для камерных ансамблей (три произведения были исполнены в 1985 году на фестивале в Хартфорде). Самая популярная тема Коулмана — Lonely Woman, менее известны Broken Shadows, Space jungle, Comme Il Faut, Love And Sex, Focus On Sanity.

Дискография

The Music of Ornette Coleman — 1958
Coleman Classics Vol.1 — 1958
Tomorrow Is The Question! — 1959
The Shape of Jazz to Come — 1959
Change Of The Century — 1959
This Is Our Music — 1960
Free Jazz: A Collective Improvisation — 1961
Ornette! — 1961
Ornette On Tenor — 1961
The Art Of The Improvisers — 1961
Twins — 1961
To Whom Who Keeps A Record — 1960
Beauty Is A Rare Thing — 1961
Town Hall — 1962
Chappaqua Suite — 1965
An Evening With Ornette Coleman — 1965
Who’s Crazy Vol. 1 — 1965
Who’s Crazy Vol. 2 — 1965
The Paris Concert (2CDs) — 1965
Live At The Tivoli — 1965
At The «Golden Circle» Vol. 1 — 1965
At The «Golden Circle» Vol. 2 — 1965
Ornette Coleman: The Empty Foxhole. Blue Note 9/66 — 1966
The Music Of Ornette Coleman — Forms & Sounds — 1967
The Unprecedented Music Of Ornette Coleman — 1968
Live in Milano — 1968
New York Is Now — 1968
Love Call — 1968
Ornette At 12 — 1968
Crisis — 1969
Man On The Moon / Growing Up — 1969
Broken Shadows — 1969
Friends And Neighbors — 1970
Science Fiction — 1971
European Concert — 1971
Broken Shadows — 1972
Paris Concert — 1966
The Belgrade Concert — 1971
Skies Of America — 1972
J For Jazz Presents O.C. Broadcasts — 1972
Dancing In Your Head — 1976
Body Meta — 1976
Soapsuds, Soapsuds — 1977
Of Human Feelings — 1979
Opening The Caravan Of Dreams — 1983
Prime Time/Time Design — 1983
Song X — 1985
In All Languages — 1987
Live at Jazzbuehne Berlin — 1988
Naked Lunch — 1991
Tone Dialing — 1995
Sound Museum — Hidden Man — 1994
Sound Museum — Three Women — 1994
Verona Jazz — 1996
Colors: Live from Leipzig — 1996
Sound Grammar — 2006

Ornette Coleman 1968[2016] - New York Is Now! LP Blue Note BST 84287 (320)
....................................
Ornette Coleman (р.1930) – американский джазовый саксофонист, трубач, скрипач и композитор, является одним из основателей фри-джазового направления 60-х годов XX века. Тембр саксофониста однозначно узнаваем: его звук пронизывающий, почти плачущий, истинно блюзовый.

Coleman родился в Форт Уорт, штат Техас. Саксофон и музыкальную грамоту осваивал самостоятельно. К 15 годам он уже достиг определенного уровня мастерства, чтобы организовать собственную группу. Однако жизнь в родном городе, осложненная бедностью и расовыми гонениями, не устраивала саксофониста, и в возрасте 19 лет он отправился на гастроли вместе с ритм-энд-блюзовым шоу Нового Орлеана. Присоединившись позже к другому ансамблю, переехал жить в Лос-Анджелес.

С самого начала карьеры саксофониста его музыкальное мышление и манера игры воспринимались с большой долей критики. Его подход к гармонии и аккордовым последовательностям был гораздо менее жестким, нежели у бибоперов. Всё более интересным ему становилось играть то, что он слышит в голове, вместо того, чтобы подстраивать эти мысли под определенные гармонические последовательности. Из-за слегка грубоватого, высоко звучащего тембра саксофона и склонности к игре «на грани» тональности многие джазовые музыканты Лос-Анджелеса подозревали его в игре мимо нот. Иногда Coleman испытывал трудности при поиске музыкантов для совместного выступления. Но, тем не менее, нашлась целая группа музыкантов, воспринимавших его музыкальные концепции: это были трубачи Don Cherry и Bobby Bradford, барабанщики Ed Blackwell и Billy Higgins, пианист Paul Bley и басист Charlie Haden.

В 1958 году с выходом дебютного альбома «Something Else!!!!: The Music of Ornette Coleman» стало ясно, что саксофонист открыл новую эру в истории джаза. Эта музыка была свободна от традиционных правил обращения с гармонией, ритмом и мелодией. Свою концепцию организации музыки Coleman назвал гармолодической теорией.

В 1959 году музыкальная работа закипела – саксофонист подписал контракт со звукозаписывающей компанией на несколько альбомов. Вышедшая в свет музыка Ornette Coleman открыла перед его группой двери известного джаз-клуба Five Spot в Нью-Йорке, от которого квартет получил приглашение на долговременное сотрудничество. Благодаря этим выступлениям коллектив и его лидер получили много отзывов от уже известных и почитаемых джазменов, таких как участники Modern Jazz Quartet, Leonard Bernstein, Lionel Hampton, Miles Davis, Roy Eldridge. Мнения, как и прежде, разделялись, но положительных становилось всё больше.

В 1960 году Coleman записал альбом «Free Jazz: A Collective Improvisation». Состав коллектива при этом был следующий: трубачи Don Cherry и Freddie Hubbard, Eric Dolphy на бас-кларнете, басисты Charlie Haden и Scott LaFaro, барабанщики Ed Blackwell и Billy Higgins. Запись была сделана в стерео, по квартету в каждом канале. Она длится примерно 40 минут, это была самая длинная джазовая композиция в записи к тому времени. Музыка здесь имеет правильную, но сложную ритмическую организацию: один барабанщик играет ровно, а другой в удвоенном темпе. Тематический материал состоит из коротких, диссонансных отрывков фанфарного характера. Как и полагается в джазовой музыке, здесь у каждого участника коллектива есть сольные импровизационные куски, однако остальные музыканты в это время свободны добавлять звуки и фразы на своё усмотрение, поэтому в целом получается несколько экстраординарная, но согласованная коллективная импровизация. Поначалу «Free Jazz» было просто названием альбома, но растущая репутация музыканта как новатора постепенно трансформировала фри-джаз в название нового направления джазовой музыки.

Начиная с того времени и до конца 60-х Ornette Coleman записал полтора десятка альбомов, большинство из которых сейчас относятся к джазовой классике. Кроме того, он начал записывать струнные квартеты, духовые квинтеты и симфонии, основанные на гармолодической теории.

В начале 70-х Coleman путешествовал по Марокко и Нигерии, играл с местными музыкантами, изучал мелодические и ритмические особенности их музыки. В 1975, в поисках более полного звучания для своих композиций, Coleman собрал новый ансамбль под названием Prime Time, который включал двух гитаристов, двух басистов и двух ударников. В музыке этого коллектива нашли отражение этнические и танцевальные мотивы. Некоторым записям этого периода, как например «Of Human Feelings», присущи черты рока и фанка, однако в основе исполнения по прежнему находились те же несколько угловатые мелодии и коллективные импровизации, поэтому иногда эту музыку называли фри-фанком. В следующем десятилетии саксофонист порадовал публику новыми оригинальными альбомами: «Song X», записанным с гитаристом Pat Methany, и «Virgin Beauty», где участвует Jerry Garcia.

В 90-е годы Ornette Coleman увлекся грандиозными проектами: премьерой балета Architecture in Motion, музыка которого была также основана на гармолодической теории, и записями саундтреков к фильмам «Naked Lunch» и «Philadelphia».

В 1997 году на фестивале в Центре Линкольна в Нью-Йорке публика наслаждалась различными амплуа музыканта в течение четырех дней, включая выступления с New York Philharmonic и Kurt Masur с его симфоническим произведением «Skies of America».

Редко бывает, что один человек меняет восприятие музыки многих, но Ornette Coleman стал таким человеком. Он учил людей во всём мире слушать музыку по-новому, с тех пор как впервые вышел на сцену клуба Five Spot. Его революционные музыкальные идеи много критиковали, но сегодня его грандиозный вклад в современную музыку признан во всем мире. Благодаря этому, Ornette Coleman стал обладателем множества различных наград и знаков внимания, включая почетные степени в нескольких учебных заведениях США. В 2004-м, например, он получил одну из самых щедрых премий в искусстве, The Dorothy and Lillian Gish Prize, которая вручается ежегодно человеку, который внес выдающийся вклад в красоту мира, удовольствия человечества и понимание жизни. В 2007 его альбом «Sound Grammar» получил премию Pulitzer Prize for Music. А в 2009-м Coleman получил премию имени Майлза Девиса, которой награждают музыкантов, чья творческая деятельность повлияла на развитие джазовой музыки в целом.



Ornette Coleman - Dancing In Your Head (live)




Ornette Coleman and Prime Time 1988




Ornette Coleman - Germany 1978


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Коулман, Орнетт.
« Ответ #1 : 08 Июнь 2020, 16:05:30 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика