20/04/24 - 02:28 am


Автор Тема: Пономарёва Валентина .  (Прочитано 600 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Пономарёва Валентина .
« : 20 Февраль 2020, 12:50:39 »
















Валентина Пономарева. Глядя на луч пурпурного заката

Валенти́на Дми́триевна Пономарёва (10 июля 1939, Москва) — советская и российская певица, исполнительница романсов и джазовая вокалистка. Представительница династий русских цыган Пономарёвых и сэрвов Эрденко. Мать Олега Пономарёва, сестра Владимира Пономарёва и тётка Сергея Эрденко.

Биография певицы включена в энциклопедию «Кто есть кто в мире музыки» и международную книгу «500 выдающихся личностей в истории человечества». Создательница «Музыкального театра Валентины Пономаревой».

Родители Валентины Пономарёвой — скрипач Дмитрий Пономарёв, племянник знаменитого цыганского музыканта — Михаила Эрдэнко, и пианистка Ирина Лукашова. Будущая певица родилась, когда её родители ещё обучались в Московской консерватории и жили в общежитии. Валентина росла, окружённая музыкой. Европейская классика и цыганские мелодии одинаково хорошо знакомы ей с детства.

Валентина обучалась во многих школах, поскольку ей приходилось переезжать с родителями из города в город. После получения среднего образования она поступила в музыкальное училище города Хабаровска, сразу на два факультета — вокальный и фортепиано. Во время обучения Пономарёва знакомится с джазом и увлекается этим жанром.

Закончив училище экстерном, Валентина вскоре принимает приглашение на драматическую роль цыганки Машеньки в театральном спектакле «Живой труп» (Театр драмы г. Хабаровска). В роль входят цыганские песни. Премьера спектакля состоялась 18 декабря 1960 года. «Машенька» имеет большой успех у зрителей.

В 1967 году Валентина принимает участие в Международном джазовом фестивале в Таллине. Там её замечает и приглашает солисткой в свой джаз-оркестр Анатолий Кролл.

В 1971 году певица покидает оркестр и становится артисткой театра «Ромэн». В 1973 году в театре образуется трио «Ромэн», солисткой которого становится Валентина Пономарёва. В том же году трио становится лауреатом Всероссийского конкурса театральной молодёжи и лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Трио «Ромэн» быстро становится очень популярным, как в СССР, так и за его пределами. Оно выступает на радио, телевидении, записывает альбомы, гастролирует по Союзу и зарубежью. Во время заграничных гастролей Валентина посещает джаз-клубы, в которых не только слушает, но и поёт, навлекая на себя недовольство «органов».

В 1979 году Пономарёва покидает театр. Начиная с 1980, она вновь принимает участие в джаз-фестивалях. Фактически, её голос становится голосом советского джаза.

В 1983 году певица покидает трио «Ромэн» и устраивается работать в варьете в «Интуристе». Программа делается специально под неё, позволяя ей максимально полно реализовываться.

В том же году Пономарёву приглашает исполнить песни главной героини в фильме «Жестокий романс» режиссёр Эльдар Рязанов. Романсы в исполнении Валентины Дмитриевны имеют большой успех, их постоянно заказывают на радио.

С 1985 по 2004 год Пономарёва записывает 18 сольных альбомов, с 1978 по 2007 также участвует в записи большого количества сборников и альбомов других исполнителей.

С 2002 по 2006 год В. Пономарёва осуществляет постановку и проведение циклов концертов «Душа моя романс» в ГЦКЗ «Россия», где представляет своим слушателям талантливую молодёжь исполняющую классический, бытовой и цыганский романс.

С 2007 года Валентина Пономарёва активно выступает с сольными концертами, является членом правления Дома Работников Искусств и членом жюри конкурса «Романсиада».

На протяжении всего своего творческого пути Валентина Пономарёва всячески поддерживает и продвигает талантливую музыкальную молодёжь. Среди её учеников такие известные исполнители как Шандор Ковач, Дмитрий Шумейко, Диана Савельева, Герман Юкавский, Евгений Южин и другие.

Дискография

Пономарёва Валентина 2008 - Ночные цветы (CD) (320)
Gypsy Romances (2004)
Авангардный РОМАН с Юрием Кузнецовым (2003)
Пономарёва Валентина 2003 - Как хороши те очи (CD) (320)
Пономарёва Валентина 2003 - Любимые песни.RU (CD) (320)
Очи чёрные (2001)
April in Japan (2001)
Forte (1999)
Две гитары (1999)
Пономарёва Валентина 1990 - А напоследок я скажу (LP) (320)
Пономарёва Валентина 1998 - Мы странно встретились (CD) (320)
А напоследок я скажу… (1994)
Пономарёва Валентина 1993 - Две гитары (CD) (320)
Романсы моих друзей (1992)
Live in Japan (1991)
Пономарёва Валентина 1990 - Не пробуждай воспоминаний... (LP) (320)
Terra Incognita (1990)
Пономарёва Валентина 1994 - А напоследок я скажу... (CD) (320)
Искушение (1989)
Intrusion (1988)
Fortune-teller (1985)


................................................
Фрагменты из книги Григория Гаврилова Валентина Пономарева цыганка с русскою душой .

Писать книгу о чьей-то жизни можно лишь в том случае, если узнав об этой жизни все возможное, проникнешься ею глубоко и сильно, если очаруешься ею. Вот уже несколько лет я работаю с Валентиной Дмитриевной в качестве ее секретаря, имею возможность наблюдать ее в разных жизненных ситуациях: дома, когда она находится среди своих близких и друзей, за кулисами перед концертом, когда она как обнаженный нерв чрезвычайно чувствительна и буквально перенасыщена энергией и эмоциями, которые несет зрителю, и в те минуты, когда, отдыхая от гастролей, она делится со мной впечатлениями. Но, может быть, самыми интересными и дорогими для меня являются моменты, когда, помогая пополнить материал для книги, она раскрывает мне сокровенные мысли и чувства, поражая глубиной и многообразием своих духовных исканий. Во время этих бесед у меня не раз мелькала мысль, что моя собеседница принадлежит к тем немногим, кто вправе назвать себя творцом своей судьбы. Постепенно меня все сильнее захватывало обаяние этой яркой и многогранной личности, стремящейся достигнуть совершенства во всем, к чему бы она не прикасалась. И чем чаще это происходило, тем увереннее я приходил к решению сделать книгу максимально точной и правдивой, по существу просто приводя факты и события этой удивительной жизни без каких - либо комментариев, уповая на то, что умница - читатель сам разберется, все поймет и проникнется тем же уважением и восхищением, что владеют мной. Мне кажется, такой подход также оправдывает участие в повествовании личного дневника Валентины Дмитриевны и выдержки из ее многочисленных интервью. Это волнует меня чрезвычайно.
      Неоценимую пользу мне доставило общение с родственниками моей героини, в первую очередь, с мамой Ириной Александровной, братом Владимиром Дмитриевичем, сыном Олегом. Без их теплого участия книга потеряла бы много интересных страниц. Большую часть необходимых для работы печатных и видеоматериалов мне предоставил Константин Гогунский, продюсер, музыкант, спутник жизни Валентины Дмитриевны. Итак, дорогой читатель, приглашаю Вас на время отрешиться от своих проблем и погрузиться в чтение творческой биографии Валентиной Пономаревой, удивительные перипетии которой происходят на моих глазах, а также записанной с ее слов и со слов тех, кто ее хорошо знает и - потому - любит.

 СОДЕРЖАНИЕ КОРНИ

     Всем известное выражение «Яблоко от яблони недалеко падает» в последнее время чаще всего почему-то принято употреблять с отрицательным, критическим оттенком. Между тем, яблоко, особенно наше, российское, - прекрасный душистый плод. И почему не быть ему ближе к корням - в том смысле, что, набираясь сил, вобрать в себя все лучшее, дополнить его плодами поисков и воспользоваться тем драгоценным опытом, который ценой усилий собственной жизни сумели накопить наши предшественники по генеалогическому древу. Ибо нет ничего хуже «Ивана, родства не помнящего». Сознаем мы это или нет, многое - не только гены - берем мы от родителей, бабушек и дедушек, - жесты, улыбку, походку, бытовые навыки. Но нередко перенимается и становится главным нечто большее, существенное, отчего возникают династии - гончаров, моряков, учителей, артистов, музыкантов.
      Именно в такой музыкальной династии «умудрилась» родиться Валентина Дмитриевна Пономарева. Соблюдая историческую справедливость, начинать надо с природной музыкальности всего цыганского племени (или племен?), ведь для цыгана музыка, песня - это не столько отдых и развлечение, сколько откровение души, молитва. Это одна из главных составляющих частей его жизни.
      Цыганский род Пономаревых был известен в Курской губернии своими музыкальными традициями еще с дореволюционных времен. Многие в округе заслушивались игрой братьев Пономаревых. Один из них играл на скрипке, другой на трубе, а третий брат, Василий, самостоятельно освоил игру на многих инструментах, но любимыми у него были пианино и контрабас. Первая мировая рано унесла его жизнь, как и жизнь братьев, но он все же успел передать любовь к музыке старшему сыну Дмитрию, отцу нашей героини. Имя Василий стало одним из самых любимых в роду Пономаревых...
      В Дмитрии Васильевиче соединились линии двух известных цыганских музыкальных династий - Пономаревых и Эрденко. Музыкальная слава рода Эрденко начиналась с блестящего скрипача Михаила Эрденко, добившегося большой известности и заслуженного признания. Музыкальность цыганского народа проявилась в нем в превосходной степени. В его судьбе, как это нередко бывает, помимо генов и выдающегося таланта, сыграл определенную роль его величество Случай. Так или иначе, когда в середине прошлого века некий меценат из Петербурга проезжал Курскую губернию, в одном из местечек его внимание привлек маленький цыганенок, весьма бойко игравший на скрипке. Загоревшись идеей сделать из него настоящего музыканта, меценат увез его в северную столицу, помог получить классическое музыкальное образование и в итоге стать блестящим скрипачом, в четырнадцатилетнем возрасте покорившим своей виртуозной игрой самых искушенных слушателей Европы. Вскоре Михаил Эрденко становится профессором Киевской, а позднее Московской Консерватории. Его заслуги на этом поприще были высоко оценены, и после его смерти в 1939 году его имя было занесено золотыми буквами на почетную доску при входе в Консерваторию.
      Среди его потомков многие стали превосходными музыкантами. И один из них - Дмитрий Пономарев, отец героини нашего повествования. Соединившиеся «музыкальные гены» двух цыганских династий будоражили горячую кровь этого одаренного юноши. Музыка стала мечтой и смыслом его жизни. Он поступает в Курское музыкальное училище по классу скрипки, где вскоре знакомится со своей будущей женой Ириной Шепеленко. Ей было восемь лет, когда они впервые увиделись. Жила она с бабушкой, Екатериной Николаевной Лукашевой. Потомственная дворянка строгих правил, Екатерина Николаевна часто рассказывала маленькой Ирочке историю любви ее родителей. Вспоминала, как появился однажды в ее доме молодой статный купец Александр Шепеленко из Чернигова, чтобы просить руки ее красавицы - дочери Валентины. Поначалу она ответила отказом, но любовь молодых людей была взаимной и страстной, и Александр со всей решительностью заявил тогда, что в случае отказа он сейчас же застрелится у нее на пороге. Непреклонная Екатерина Николаевна вынуждена была согласиться. Молодые жили дружно и счастливо, и даже разразившаяся война не смогла их разлучить, Валентина мужественно сопровождала мужа во время боевых действий. После революции Александр стал командиром Красной Армии, командовал 203 - им стрелковым полком и геройски погиб в 1921 году в Грузии при усмирении белогвардейской банды. Волею судьбы почти одновременно с любимым мужем в Батуми во время родов умирает и Валентина, оставив после себя маленькую дочь. Именно в честь нее, так рано ушедшей из жизни, назовут через восемнадцать лет нашу героиню, для которой фотографии бабушки и рассказы о ней стали одним из самых ярких детских впечатлений. И, может быть, магия имени «Валентина», что по-гречески означает «мужественная», «сильная», и помогала ей преодолевать те немалые жизненные трудности, которые встречались на ее пути.

     Заботы о родившейся внучке взяла на себя бабушка Екатерина Николаевна. Чего только не было в их жизни, куда она их не бросала. Ирина Александровна до сих пор хорошо помнит, как она двухлеткой пряталась с бабушкой в подвалах домов в революционном Киеве, а по улице с гиканьем и стрельбой проносились всадники... Не смотря на жизненные трудности, Екатерина Николаевна старалась приобщать внучку к миру искусства, при первой возможности водила в театр, на концерты заезжих знаменитостей. На всю жизнь запомнились ей раскаты Шаляпинского баса и непостижимые танцы Айседоры Дункан с ее длинным шарфом и стремительными па. Увлекшись музыкой, она удивительно быстро и успешно осваивает премудрости фортепианной игры и с десяти лет становится концертмейстером в классе скрипки педагога М.Г.Файна. Небольшой зарплаты Ирочки едва хватало ей с бабушкой, которой как бывшей дворянке пенсия не полагалась. Маленькая пианистка вынуждена была подрабатывать, играя на «фортепианах» в кинотеатре немого кино. Нередко, уставая, она засыпала над клавишами, и сидевшая рядом бабушка, смахивая украдкой слезу, бережно ее будила.
      Однажды в музыкальной школе юной Ирине пришлось аккомпанировать чернокудрому цыганскому юноше с горящим взором, который был старше ее на восемь лет. Вспыхнувшее между молодыми чувство вскоре переросло в глубокую и сильную любовь, и Дмитрий, не смотря на бурные протесты своей многочисленной цыганской родни и возражения Екатерины Николаевны, забирает Ирину к себе вместе с бабушкой.
      Цыганская семья неоднозначно приняла невесту старшего сына, статную красавицу с длинной косой. Кто-то ее полюбил и был с ней добр и ласков, были и недовольные присутствием девушки другой крови. Но настоящая любовь сильнее всех преград, - история знает немало тому примеров. Продолжая занятия в музыкальном училище, Ирина и Дмитрий становятся мужем и женой.
      Вскоре у Ирины подошли к концу годы учебы, отзвенел последний звонок. Она легко сдает экзамены в Московскую Консерваторию, и, отучившись там год, возвращается, в Курск, готовит мужа по теоретическим дисциплинам, и вскоре он тоже становится студентом этой прославленной во всем мире кузнице выдающихся музыкантов. Тонкостям скрипичной игры он обучается в классе своего знаменитого деда профессора Михаила Эрденко.
      Старший сын в семье, Дмитрий стал примером для трех других своих братьев - Алексея, Федора и Василия. Волшебство мира музыки увлекло и их. Алексей стал хорошим профессиональным виолончелистом (к сожалению, он рано ушел из жизни), а об удивительном пении и виртуозной игре на разных инструментах брата Василия среди цыган ходят рассказы и по сей день. Сестры тоже не отставали - Нюра, Люба и Рая стали прекрасными певуньями и танцовщицами, передов впоследствии свою увлеченность и мастерство детям и внукам.
      Итак, Ирина и Дмитрий - студенты Московской консерватории, причем одни из тех, на кого педагоги возлагают особые надежды. Рядом учились и другие, наделенные недюжинными способностями и талантом.
      Студенческое общежитие, тарелка винегрета с мужем на двоих и самозабвенные занятия любимой музыкой. Первые крупные успехи, конкурсы, дипломы, выступление в Кремле перед Сталиным, - все предвещает блестящую музыкальную карьеру. Радостное событие - рождение дочери, названной Валентиной в честь бабушки, которую дочка никогда не увидит. Пусть будет она такой же сильной и мужественной!
      19 июня 1941 года Ирина Александровна, ожидавшая второго ребенка, аккомпанирует мужу на выпускном экзамене, а через два дня - война, эвакуация в Уфу, письма мужа с фронта, и двое детей на руках: двухлетняя Валентина и сын Владимир, родившийся на второй месяц войны. Работа концертмейстером в эвакуированном Киевском Оперном Театре. У самой Ирины Александровны - прекрасное сопрано, и она успешно готовит с певцами сложнейшие оперные партии. Зарплата концертмейстера не позволяет сводить концы с концами. Немного выручают выступления перед киносеансами, где она поет популярные танго и вальсы, аккомпанируя себе на аккордеоне. Вот только пальцы плохо слушаются, - сказывается частая сдача донорской крови. А как иначе прокормить детей:
      Окончилась война, вернулся муж Дмитрий, и семья, получив приглашение, переезжает в Ташкент. Дмитрий Васильевич становится концертмейстером в оркестре Оперного театра, Ирина Александровна работает с певцами.
      Цыган не зря называют «бродячем племенем». Страстная и деятельная натура молодого отца семейства требовала перемен, и этому не в состоянии была противиться многочисленная семья и родственники. Начинаются бесконечные переезды из города в город, из республики в республику, а их в то время в СССР было пятнадцать! Семья постоянно срывается с места, перевозя с собой немногочисленные пожитки. Ирине Александровне начинало казаться, что эта кочевая жизнь становится ее вечным уделом Но вот, наконец, оказались на самом краю земли - на Дальнем Востоке. И здесь Ирина Александровна взмолилась - сколько можно переезжать, дети должны получить образование, необходимо где-то обосноваться. «Ну ладно, - согласился Дмитрий Васильевич, здесь красиво, много зелени, прекрасная река Амур. Будем с тобой путешествовать и ездить на рыбалку». Так в 1953 году семья Пономаревых оказалась в г. Хабаровске.

 СОДЕРЖАНИЕ ХАБАРОВСК

     Но вернемся в Хабаровск конца 50-х. Жизнь Валентины Пономаревой постепенно входит в привычную колею, заполненная самообразованием и работой концертмейстера в Хабаровском драмтеатре. Именно театр стал следующим важным этапом в жизни Валентины. А произошло это так. В театре по случаю юбилейной даты - 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого - готовили премьеру спектакля «Живой труп». И вот однажды, когда Валентина играла за кулисами на фортепиано, сопровождая действие в спектакле, мимо проходил со своими помощниками главный режиссер театра М.С.Амитов. Увидев, что юная пианистка увлечена игрой, он постарался шагать тише, затем остановился неподалеку и произнес:
        - Ну хороша девочка, просто невозможно. А кто она?
      Кто-то из помощников ответил:
     - Это наш концертмейстер, выпускница Института Искусств, из знаменитой цыганской семьи Пономаревых.
      Амитов:
        - Как, цыганка? Не хватало, чтобы она еще и пела!
      На что услышал в ответ:
        - Так она закончила вокальный факультет.
        - Попросите ее завтра зайти ко мне в кабинет.
      В одиннадцать часов, как положено, раздался стук в дверь главного, на пороге появилась черноволосая глазастая пианистка: «Здравствуйте, Михаил Семенович, я - Валентина Пономарева». В это утро она получает приглашение на роль цыганки Маши, одну из главных в спектакле и неожиданно для себя оказывается в самой гуще театральной жизни. Волнения и сомнения не покидали юную дебютантку до самого дня премьеры, тем более что другим кандидатом на эту роль была опытная актриса, заслуженная артистка России Н. А. Медведева. И вот, наконец, 18 декабря 1960 года, премьера. Борясь с волнением, Валентина выходит на сцену и вдруг, как было на выпускном спектакле в Институте Искусств, волнение уходит, она уже чувствует себя не актрисой, а настоящей цыганкой Машей, и страдает, и любит, и падает в самый настоящий обморок, когда слышит выстрел Протасова, и, не в силах подняться, не идет, а с трудом ползет к нему по сцене. Этого не было в сценарии и на репетициях, и главный режиссер следит за реакцией зала. А зал, захваченный неподдельными чувствами страдающей девушки - цыганки, взрывается аплодисментами. Аплодирует партер, галерка, аплодируают главреж Амитов и заслуженная артистка Медведева, оценившая темперамент и искренность юной актрисы. А на следующий день к ней на улицах города подходят незнакомые люди, поздравляют, благодарят, называя ласково «Машенькой». Кстати, именно в этом спектакле Валентина Пономарева впервые спела свою знаменитую «Невечернюю».

Юность
 
     И все-таки в то время в глазах Валентины грусти было больше, чем радости. Недаром Михаил Семенович Амитов говорил, что она никогда не смеется в полную силу, что у нее смех - всегда сквозь слезы, и что в глазах ее вся грусть цыганского народа. А еще в этих глазах отражалась странная, парадоксальная линия жизни: закончила Институт Искусств как классическая певица и пианистка, играла в драмтеатре, пела цыганские песни и романсы, а мечтала... о джазе! Частенько идут письма в столицу, к знатокам джаза, в ответ приходят конверты за подписью музыковедов Аркадия Петрова, Алексея Баташова. Продолжаются самостоятельные уроки джазовой импровизации, нужен был лишь случай, который всегда на стороне тех, кто мечтает и стремится к цели. И он наконец возник, в образе большого эстрадного оркестра, приехавшего в Хабаровск на гастроли. В оркестре неожиданно заболела солистка, и после недолгих поисков ей нашлась замена в лице юной «цыганки Маши».
      Дневник Валентины отразил сомнения этих дней: «Я на перепутье. Сегодня иду на первую репетицию, конечно, с нетерпением, конечно, с волнением, предстоящее знакомство с ребятами - мой первый экзамен, вторым будет мой дебют на публике»... «Репетиция прошла, и очень неплохо. Впереди - концерт. Сейчас поздний вечер, а спать не хочется, настолько голова и сердце переполнены впечатлениями»... «Вчера прошел мой дебют. Я не ожидала такого теплого приема публики, хотя это - мизер по сравнению с теми овациями, которыми меня избаловала публика в драмтеатре.» Следующая запись сделана через несколько дней: «Руководитель оркестра сказал, что я произвела очень хорошее впечатление. Завтра он придет уговаривать моих родителей отпустить меня на гастроли».

Первые роли в Хабаровском драматическом театре
 
     Вот так и началась у Валентины Пономаревой «жизнь на колесах», как будто вырвалась на свободу ее вольная натура, унаследованная от отца. Концерты, переезды, новые города, новые люди. Кажется, о такой жизни она и мечтала. А может быть, это сказывалась унаследованная от предков тяга к перемене мест? Как это прекрасно сказал о цыганской натуре Лев Толстой устами Федора Протасова: «Это даже не свобода, это - воля». А унаследованная от мамы самоуглубленность звала отчитаться перед дневником: «Скоро месяц, как я в новом коллективе. Мой дневник - моя отдушина, мое самое сокровенное, самое личное. С него я и начну. Кажется я здорово влюбилась и счастлива...»

     Вспыхнувшая любовь не принесла удачи в браке, который оказался коротким, но зато счастьем для Валентины стало рождение сына Олега, любимец всей семьи. Материнская любовь и тревога отразилась и в строках дневника: «Сыночек, любовь моя, не беспокойся. У всех детей двое родителей, а у тебя их трое - бабушка, дедушка и я. Мы сообща сделаем тебя счастливым».
      Так и было. Воспитанием любимого наследника занимались сообща и дружно. Чуткость родителей в этот период была так необходима раненой душе дочери. В семье по - прежнему царили любовь и забота друг о друге. Сохранилась фотография, где Олежка, едва научившись стоять, под руководством деда пытается удержать в неловких детских ручках смычок и скрипку: гены что-нибудь да значат!

     Два года дома с сыном пролетели незаметно, и вот уже вновь одолевают мечты о музыке, о сцене. Валентина устраивается в Хабаровскую филармонию, разъезжая с разными коллективами по всей Сибири и Дальнему Востоку, мечтая заработать денег на дорогу, чтобы поехать Таллинн на международный джазовый фестиваль.
      1967 год. Она в Таллине, такого представительного джазового форума советская страна еще не видела. Приехали гости из США, Англии, Финляндии, Норвегии, Прибыл даже сам Уиллис Коновер, тот самый автор и ведущий передачи «Час джаза» радиостанции «Голос Америки», из радиорассказов которого Валентина черпала драгоценные крохи информации. Гостиницы были переполнены, и устроители фестиваля селили вновь прибывающих любителей джаза в общежитиях и школах, где досталось место и нашей хабаровчанке. Билеты на концерты фестиваля достать было невозможно, но все же Валентине удалось прорваться на один из них (сохранилась программка с автографом Уиллиса Коновера и совместное фото). И еще ей повезло попасть на ночной джемсейшн - удивительное изобретение джаза, где музыканты импровизируют вместе или соло, демонстрируя мастерство, фантазию и вкус, играя часто с незнакомыми музыкантами. Там - то и увидел Валентину старый знакомый Герман Лукьянов: «Валентина, вы здесь? Ну так идите на сцену и пойте». Она как будто ждала чьей-то команды; и вот она прозвучала. На шумной сцене, переполненной своими и иностранными музыкантами, звучал любимый блюз. Все внутри ее пело, и она шагнула туда, к ним. Шагнула в новую жизнь. Позже, окруженная толпой улыбающихся и поздравляющих ее, она разглядела московских «джазоведов», любимых музыкантов, тех, кого она забрасывала своими горячими письмами. Посыпались вопросы: «Так вы та самая Пономарева из Хабаровска? Как же вы сюда добрались?» - «Семь дней на поезде, - отвечала она. Я и мой магнитофон «Аэдос». - Где вы остановились, почему не предупредили нас в Москве, мы бы вам помогли». А зачем было кого - то беспокоить, ведь она была уверена, что сама вырвется в эту новую жизнь, чего бы ей это ни стоило. И вот она здесь, окруженная знаменитостями.
      Именно здесь, на «джеме», познакомилась Валентина с Анатолием Кроллом, руководителем лучшего в то время джаз-оркестра страны, На просьбу прослушать ее он ответил: «Приезжайте в Тулу, где базируется мой оркестр, там все и решится». И она поехала в Тулу, нашла Анатолия Кролла:
         - Здрасьте, я Валентина Пономарева (эту замечательную фразу мы еще не раз услышим из ее уст, когда она, решит в очередной раз резко изменить ход своей жизни).
         - А, да-да, та самая Пономарева, которая, говорят, прибыла в Таллинн из Хабаровска чуть ли не на оленях. О вашей любви к джазу ходят легенды.

 СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТР  «РОМЭН»

     Теперь в постановках «театра» ее необычный голос звучал все чаще. Играла она и драматические роли, - например, роль Наргис в пьесе «Большая волна Ганга». Но по-настоящему переломным моментом в ее жизни того периода стала постановка пьесы «Золотая перина», которую специально для молодежи театра написал И. Ром - Лебедев. В ней впервые прозвучали песни того вокально-инструментального ансамбля, впоследствии переросшего в трио «Ромэн». Переливы гитар и удачно сочетающиеся по тембру голоса Играфа Иошки и Георгия Квика создавали музыкальную ткань, в которую золотой нитью вплетался высокий чистый голос Валентины Пономаревой. Этот спектакль вообще был необычным для театра, на сцене которого впервые появились барабаны, электропианино, в то время именуемое ионикой. Молодому поколению театра было дано полное право импровизировать, предлагать свои варианты сценографии, придумывать музыку самим, и эта музыка могла содержать современные ритмы. А кто разбирался в них в театре лучше Валентины Пономаревой? И она с увлечением отдалась подготовке музыкального ряда спектакля. Прозвучавшие в нем песни «Шатрица» и «Золотая серьга» в исполнении трио были горячо приняты зрителями, и ансамбль был рекомендован к участию во Всероссийском конкурсе театральной молодежи 1973 года, который проходил в ЦДРИ. Выступление трио «Ромэн» поразило всех необычной трактовкой, прекрасно звучащими голосами и какой-то особенной утонченностью, изысканностью исполнения. Трио стало лауреатом конкурса, что заставило его участников по - новому взглянуть на свои задачи и возможности. В ходе работы над репертуаром рождались новые идеи. Так возник, например, своеобразный вариант романса «Луны волшебной полосы», где в качестве вокализа Валентина спела отрывок из ноктюрна Шопена, так любимого произведения ее мамы Ирины Александровны. Поиски музыкантов трио были оценены по достоинству: выиграв в трудном состязании, они в декабре 1973 года стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. С этого момента начался звездный путь трио «Ромэн». Их стали приглашать буквально повсюду, они выступали на праздничных концертах в Кремлевском Дворце Съездов, в посольствах, на встречах глав государств, на чествованиях космонавтов... Вскоре начались и зарубежные гастроли.   

     И вот, наконец, как воплощение долгожданной мечты, поездка в Америку, родину джаза. Вот что писала газета «Вечерняя Москва» 25 июня 1976 года: «Около 170 посланцев советского искусства, в их числе артисты Москвы, поднялись сегодня на борт воздушного лайнера, взявшего курс за океан, в США. В этой группе - коллектив Академического русского народного хора им. Пятницкого, вокально-инструментальное трио «Ромэн» и многие другие известные коллективы и музыканты. «Фестиваль народов СССР» откроется 28 июня в зале «Метрополитен - опера». За два с половиной месяца советские артисты дадут около шестидесяти концертов». Фестиваль был приурочен к двухсотлетию со дня образования Соединенных Штатов. Вот где пригодились Валентине Пономаревой выписки об истории и культуре этой страны, сделанные еще в Хабаровске! И в дневнике появились свежие записи:
      «Мы летели 11 часов, с посадкой в Англии. В Нью-Йорк прибыли в 21 час. Первое сильное впечатление: этажность автострад, небоскребы. Наш отель Koliseum на Бродвее, 57 этажей. Огромный номер из двух комнат, кухня, 12 каналов телевидения.
      Первый выход утром на улицы. Фантастическое смешение стилей в одежде, внешности. Еще перед сном я сказала себе: каждый день я должна что-то понять. Ведь об этих днях я мечтала всю жизнь.
      28 июня. Метрополитен - опера! Вчера на репетиции была первая встреча с этой великой сценой, с этим великолепным залом. Микрофоны, которых не видно, и прекрасная акустика, - я должна хорошо чувствовать себя вечером на этой сцене. Сегодня вечером!
      На экране телевизора я видела уже три концерта, из которых ни один я не смогла бы увидеть дома и за десять лет... (Имелись в виду концерты джаза).
      4 июля. Америка празднует двухсотлетие. В Нью-Йорке в этот день 16 миллионов гостей. Телевизор дал мне возможность многое увидеть».
      За этой последней фразой стоит многое - огорчение, недоумение, умело скрываемое возмущение. В этот день из советской делегации выйти на улицу не разрешили никому. Быть в Америке, стране ее мечты, стране джаза, в год ее юбилея, в день его грандиозного празднования - и смотреть его по телевизору, не имея возможности прийти по улицам и площадям, увидеть фантастическое шествие, услышать игру многочисленных оркестров, и все из-за этих «дурацких» запретов, «железного занавеса», который продолжал давить всей своей холодной массой и Нью-Йорке. Здесь, пожалуй, даже еще сильней. «Куратор» (то есть тот, кто приставлен следить за «благонадежностью» членов делегации, - какое с виду безобидное слово!) мог без стука войти в комнату в любой момент и проверить, что вы смотрите по телевизору, какие журналы лежат на столе, и, если что - то ему покажется подозрительным, «дать сигнал куда следует», разрушив человеку карьеру или как минимум сделав его «невыездным». Все телефоны отеля прослушивались, и за каждый звонок в город надо было отчитываться (куда, кто, что). Бояться надо было всех и каждого, коллектив был напичкан тайными и явными осведомителями. На улицу по одному выходить было нельзя, только втроем (?). На концерт, в музей, на экскурсию - только коллективно, под присмотром. Да и сам выезд за рубеж натыкался на сложности порой непреодолимые, с проверкой всей жизни человека и его родственников чуть ли не до седьмого колена. Помимо такой проверки, надо было ходить на политзанятия, комиссии, собеседования в горкомах партии, с волнением ожидая, подпишут ли характеристику. Ее могли не подписать, если ты вдруг не ответишь, сколько орденов на знамени ВЛКСМ или когда начато строительство БАМа. Какой-нибудь «доброжелатель» мог сорвать поездку, написав анонимку о твоей неблагонадежности («плохо относится к строю», «рассказал анекдот о генеральном секретаре партии» и т.д.). Впрочем, за последнее могли и посадить. Сейчас трудно поверить, что такое могло быть, но все это было на самом деле, люди старшего поколения хорошо это помнят. Скрывать свои мысли надо было даже перед дневником, - не отличающиеся избытком такта «ответственные товарищи» могли прочесть его в любой момент.   

     Побыть (так и хочется сказать, погостить) дома удалось недолго, и вскоре трио «Ромэн», вместе с ансамблем «Песняры» и восходящей звездой советской эстрады Аллой Пугачевой отправились во Францию, в Канны, для выступления на юбилейном десятом фестивале МИДЕМ - международной ярмарке грамзаписи и музыкальных изданий (декабрь 1976 года). Как писал позднее в своей статье в журнале «Музыкальная жизнь» участник делегации композитор Ян Френкель, сюда съехалось более пяти тысяч участников из многих стран мира, представляющих почти 1500 звукозаписывающих фирм. Чтобы вместить всех желающих увидеть это грандиозное представление, здесь был выстроен зал - шапито на несколько десятков тысяч зрителей. На фестивале среди прочих выступали француз Джо Дассен, американская джазовая певица Эстер Филиппс, англичанин Рик Уэйкман, Советским артистам выказали особый почет, предложив выступить с отдельной программой.
      И снова - работа в театре, гастроли по стране и за рубежом. Популярность трио «Ромэн» все растет, и они наконец решаются на самостоятельную, отдельную от театра жизнь. Валентина наконец получает желанную прописку и комнату в огромной коммунальной квартире на Кузнецком мосту. Восторгам ее не было предела, и они выплеснулись на страницы дневника:
      «26 августа 1977 года. Ощущение непередаваемое. Невероятное. Нереальное. Через два дня приезжают мама и сын. Как приятно наводить порядок в комнате к их приезду. Убирать мою комнату. У меня несколько дней отдыха. Не знаю, что в этом ощущении самое сильное. Может быть то, что никуда не надо уходить и целый день можно делать все, что угодно, или вообще ничего не делать, только ждать прихода сына или друзей. Можно слушать музыку, вязать, можно долго читать или валяться в кровати. Постепенно расслабляется пружина во мне, закрученная в дни невероятных мытарств на протяжении многих напряженнейших лет. Как я устала скитаться по квартирам, по общежитиям, зажимая чувства в кулак, отводить сына в интернат. Сейчас у меня ровное, желтое, плавное, глубокое блаженство. Я счастлива, сидя за столом с друзьями и сыном Тянусь к нему как никогда ранее и радуюсь нашему общему удовольствию друг от друга. Впервые я начинаю водить его на серьезные вечера в ВТО и специально удерживаю его рядом с собой, когда ко мне подходят интересные люди. А днем у меня масса приятных хлопот по дому. И я молю Бога задержать мне мое состояние подольше. Мне так хорошо в моем доме! Так хорошо».
      Теперь у Валентины достаточно высокие заработки. Родители перебрались из Хабаровска и теперь живут недалеко от Москвы, у сына прекрасные успехи в музыке. Казалось бы, все в порядке, и чего еще ожидать от жизни! Той жизни, о которой она мечтала и которую заслужила. И все же, все чаще не дает покоя мысль, что жизнь ее идет по замкнутому кругу. Материальная обеспеченность, комфорт - это никогда не было и не станет для нее самоцелью. Популярность, известность, - как и любой актрисе, это необходимо и ей, но никогда она не поступится ради популярности своими творческими идеалами. Чем же руководствуется эта необыкновенная

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Пономарёва Валентина .
« Ответ #1 : 20 Февраль 2020, 12:51:19 »
2.

 Все чаще мысли ее возвращаются к «запретному плоду». Джаз никогда не умирал в ее сердце, он лишь замирал в ожидании. Музыканты трио, как минимум, «не одобряли» ее прошлой профессии и зорко следили за ее внерабочими контактами. Посвящать время любимой музыке удавалось лишь тайком либо ценой огромных усилий и споров. Отношения в коллективе становились все более напряженными.
      Она тайком выбирается на несколько джазовых фестивалей, где вдруг понимает, что традиционный джаз уже не отвечает ее исканиям - она его переросла, пережила. В душе зреет иное, неизведанное. Непреодолимое желание искать новые горизонты в своем творчестве приводит Валентину к решительному шагу: она порывает с трио «Ромэн», уходит из него на пике популярности. Непросто дался этот шаг, - столько сделали вместе, столько объехали стран и континентов. Но она уходит - практически в никуда. Дневник отразил сомнения этих дней: «Откуда эта грусть и безысходность? Слушаю эфир, ищу, что же мне надо, в голове путаница - какие-то идеи, прожекты. С одной стороны материальный комфорт, популярность, с другой - сумятица в душе. Какие - то новые, мучительные горизонты открываются передо мной. Обстоятельства изменились, изменились мои друзья, меняется моя жизнь, я путаюсь, ошибаюсь, стараюсь быть честной, страдаю...Скоро год, как я не могу понять, что делать и как это сделать правильно. Понимаю лишь, что надо искать, ждать, слушать себя». Но вскоре она напишет: «Моя новая жизнь налаживается. Брожения, неуверенность, кажется, прошли. Я - в пути, в поиске. Сын рядом, - я счастлива. Я чувствую, что мой успех, мое здоровье и настроение зависят от того, что на душе, от эмоций. Все мое самое главное растет из души... Трио «Ромэн» расформировано. Что ж! Все имеет свой срок. А десять лет - срок немалый. В последние годы, не смотря на материальный комфорт, я чувствую неудовлетворенность, творческий голод. Сколько можно выходить на сцену с одним и тем же репертуаром? Да к тому же мне не позволяют заниматься любимым делом, без которого я просто умру. Нет, дальше выносить эту фальшь невозможно. Все, конец! Что теперь? Я без работы, но я свободна. Мне сорок четыре, я много умею и ничего не боюсь».
      Итак, звезда трио «Ромэн» внезапно закатилась, просияв на эстрадном небосклоне десять славных лет. Теперь можно с уверенностью сказать, что подобного ансамбля в цыганском искусстве не было и нет до сих пор. Никто другой пока не смог так, как они, соединить в своем творчестве народные мелодии с классическими обработками. Высочайшего уровня ансамблевое пение сочеталось в трио с филигранной игрой на старинных гитарах. Нюансировка произведений говорила о высоком музыкальном профессиональном профессионализме, а горячее темпераментное пение выдавало национальную принадлежность артистов. Да, конечно, имя Николая Сличенко стало в России легендой, но и звезду трио «Ромэн» по сию пору не затмил ни один из существующих цыганских ансамблей!
      Поскольку в Советской стране безработных быть не могло, Валентине Пономаревой после ухода из трио «Ромэн» надо было определяться с местом работы. И такое место вскоре нашлось - варьете в «Интуристе». Здесь специально для нее была сделана программа, учитывающая широкий спектр творческих ее возможностей, здесь она пела и традиционный джаз, и блюз, и многое другое. Из дневника: «Передо мной вырисовываются новые рубежи и перспективы. Я вступаю в иное измерение, вхожу в иной расклад. я рождаюсь вновь, в другую жизнь, где надобно разобраться. Я чувствую себя коконом, постепенно ощущаю свою раскрутку. Я должна побыстрее сориентироваться. Вот эту опасность и ощущаю. Нет, не так, скорее, тайну. Она постигаема, все ключи аккуратно разложены - надо только четко разобраться в системе подбора. Я не имею права на осечки. Я полна сил, и я чувствую ответственность перед сыном и перед родителями».
      Хочется дать своеобразный итог этим десяти годам жизни и творческой судьбы Валентиной Пономаревой, которые хронологически совпали с восьмидесятыми годами нашего столетия. Хотя, какая может быть итоговая черта в жизни творческой личности, все мысли которой устремлены вперед, в будущее? И все же - что дали ей эти годы? Конечно же, славу, популярность, творческий опыт. И они же были годами поисков, внутреннего созревания, самоопределения. Годами борьбы за право петь то, к чему стремилась душа. На волю рвалось что-то новое, определения чему сейчас она сама, пожалуй, не смогла бы дать. Накопленное за это время вдруг стало проявлять себя, давая удивительные ощущения, которые, как всегда, отразились дневнике: «Наконец я осознала в полной мере, что десять лет с трио окончены и канули. Содержимое кокона сформировалось и бабочка, счастливая и прекрасная, наконец освободилась... Что теперь? - Радость свободного полета. Необычайное ощущение самостоятельности, освобождения. Я свободна, и я новая. Наполненная прежним опытом и силой, но новая и раскрепощенная...».
      Начинался новый период, новый виток этой яркой и полной парадоксов творческой судьбы.

 СОДЕРЖАНИЕ РОМАН  С  «ЖЕСТОКИМ  РОМАНСОМ»

     1984год. Художественный фильм «Жестокий романс», поставленный кинорежиссером Эльдаром Рязановым по пьесе А. Н. Островского, завоевывает большую популярность и любовь в нашей стране, получив по опросам кинозрителей звание лучшего фильма года. Из десятков тысяч зрителей, приславших письма в журнал «Советский экран», две трети выбрали именно его. В январе 1985 года жюри международного кинофестиваля в Дели под председательством Жанны Моро присудило фильму главный приз «Золотой павлин». Многие участники фильма получили премии. В сентябре того же года состоялась премьера фильма в Америке. Выпущенное количество пластинок с музыкой к «Жестокому романсу» превысило два миллиона экземпляров, становясь своеобразным рекордом года. Радио, телевидение, пресса с восторгом говорили и писали об игре любимых актеров, и, конечно же, о прекрасной музыке. Популярность романсов из фильма достигла уровня поистине всенародной любви, они постоянно звучали по радио, с телевизионного экрана, доносились из окон квартир. Ими заслушивались, их напевали. И только один человек не принимал участия во всем этом празднике, - та самая, голосом которой звучали все романсы кинофильма.
      В титрах фильма нет ее имени. В огромной аннотации на конвертах грампластинок о ней не сказано ни слова... По традиции на премьеру фильма в столичном Доме Кино перед показом его выходит вся творческая труппа, и кто-то из киногруппы рассказывает о своей работе, кто-то отвечает на вопросы зрителей. На этот вечер певица приглашения не получила.
      В популярной в те годы телепередаче «Кинопанорама» на встрече с Ларисой Гузеевой, исполнявшей роль «бесприданницы», один за другим звучали романсы из фильма и во весь экран демонстрировалось лицо «поющей» актрисы, по которому скатывается крупная слеза. А растроганный и обманутый зритель у телеэкрана (говорила в фильме Гузеева тоже не своим голосом, - ее «дублировала» актриса Анна Каменкова) не предполагал, что в это же самое время у телевизора сидит женщина, по лицу которой катятся настоящие, а не поддельные слезы, - слезы обиды.
      Спустя годы Валентина Пономарева вспоминает об этом с улыбкой: «Сейчас, когда прошло столько лет, я уже не чувствую обиды, важнее, что приглашение Андрея Павловича Петрова спеть его романсы заставило меня по-новому взглянуть на этот жанр. Ну, а в те дни больше всего переживали, пожалуй, родители, - они ведь так радовались, когда я спела эти романсы. Мама была уверена, что это - мое, что я должна их петь. Не уверена в этом была только я...». Ответ дала сама жизнь, - теперь уже ни у кого не вызывает сомнения, что замечательные романсы Андрея Петрова, исполненные Валентиной Пономаревой, в немалой степени способствовали популярности фильма «Жестокий романс».
      Но недолго была разлучена певица со своими романсами. «Рассекретил» ее зритель. А произошло это так. Однажды в ее квартире раздался телефонный звонок: «Валентина Дмитриевна, вас беспокоит Всесоюзное радио. Мы хотели бы пригласить вас на передачу. У нас здесь мешок писем от радиослушателей, они требуют встречи с вами, задают массу вопросов. И, конечно же, они хотят узнать, вы ли поете в фильме «Жестокий романс»? Да и мы хотели бы познакомиться с вами поближе, ведь это ваш голос звучал в трио «Ромэн». И правда ли, что вы любите джаз? Пожалуйста, приходите!». Вот так однажды жизнь все повернула и расставила по своим местам. В дверь редакции Всесоюзного радио вошла женщина с большими печальными глазами и сказала: «Здравствуйте, я - Валентина Пономарева».

     К Валентине Пономаревой начали приходить многочисленные письма и кассеты с романсами, просьбами их оценить и высказать свое мнение. Как тут не поверить в провидение, которое свело ее с такими прекрасными и при этом совершенно новыми, только что родившимися, никем еще не спетыми романсами? Наверное, это большое счастье - петь «свои» романсы, которые слушатель связывает только с твоим голосом и ни с чьим другим. Чувствовать вместе с композитором сопричастность, сопринадлежность к великой поэзии. Особенно дорогим для нее стало прикосновение к поэзии Марины Цветаевой, может быть оттого, что стихи эти удивительным образом оказались уже давно вплетены в ее внутреннюю жизнь.

     И вот - новая встреча с творчеством великой поэтессы, теперь уже оказавшаяся плодотворной. «Под лаской плюшевого пледа»... Проникновенные Цветаевские стихи зазвучали голосом Валентины Пономаревой, помогая лучше понять чувства героини Островского. Все романсы в фильме прекрасны, выразительность их - от удивительно точной и человечной драматургической мысли Николая Островского, которого можно по праву назвать соавтором их создателей. Марина Цветаева, Бэла Ахмадулина, Андрей Петров, Эльдар Рязанов... Рожденные ими образы, мысли и музыка соединились в этих романсах, приобретя особенное, проникновенное, личностное звучание в голосе Валентины. Но почему же среди всех романсов фильма более всего нас волнует и трогает именно «А напоследок я скажу», какая в нем тайна, в чем секрет его притягательной силы? Быть может, оттого, что в нем - предельное состояние чувств, сильнейшее их напряжение? Это - край самой жизни Ларисы Огудаловой, конец ее надежд, крах любви, отчаянье от столкновения с предательством любимого человека. Пронзительное чувство безысходности от того, что уже ничего нельзя исправить, лишающее сил, желания и способности что то делать, о чем - то мыслить. Как будто сама жизнь покидает ее («и стайкою наискосок уходят запахи и звуки»), и нет сил остановить, потому что непонятно - зачем? Сила ее отчаянья в этот момент столь велика, что способна лишить ее разума - «с ума схожу, иль восхожу к высокой степени безумства...», - лишь бы уйти от этой боли. Кто знает, если бы не выстрел Карандышева, не бросилась ли бы она сама за борт корабля, в холодную предрассветную Волгу? И не был ли роковой выстрел спасительным, уводя ее от греха самоубийства или от позора стать игрушкой купца Кнурова?
      Именно жанр романса, в силу своей интимной, личностной природы более всего оказался способен отразить и сделать понятными такие тонкие и разнообразные оттенки переживаний. Это хорошо почувствовали и зрители фильма, их восторженные отзывы помогли Валентине Пономаревой начать петь и другие романсы. С наслаждением, как бы заново открывала она для себя мир русского романса, этого чудесного отражения нашей способности любить. Чувства романсовых героинь переплетались с ее собственными - ведь и сама она была в это время влюблена. Удивительным образом обретение романса в ее жизни совпало с обретением личного счастья. Долгому одиночеству Валентины приходит конец: «Он - тот, кого я ждала всю жизнь».

     Константин Гогунский, давний поклонник Валентины, музыкально одаренный человек, влюбленный в современную музыку... Они встретились Ленинграде в 1983 году, на джазовом фестивале «Осенние ритмы», встретились, чтобы уже никогда не расставаться. Освоив классическую гитару, он встал рядом с ней на сцену, слева, со стороны сердца. Теперь в ее жизни появились опора и организующее начало.
      Подивившись тому, что в годы работы в джаз - оркестре Кролла, да и позднее Валентина не сохраняла своих записей, Константин стал ее «архивариусом», а высшее техническое образование помогло ему освоить звукооператорский пульт, и теперь на всех пластинках и компакт - дисках значится его имя. К тому же он взял на себя весь груз административных забот, освободив Валентине время для творчества. Так, вскоре она получила отдельную квартиру на Малой Бронной, выехав наконец из коммуналки. А в наступившие годы перестройки, когда вся советская концертно-гастрольная система развалилась как карточный домик, Константин Гогунский организовал «Музыкальный театр Валентины Пономаревой». Теперь они все время вместе, и на сцене, и в жизни, и в творчестве.
      Как происходят подобные встречи? Как вообще происходят события, которые вдруг непостижимым образом меняют жизнь? Кто знает! Судьба щедра на подарки тем, кто в нее верит и умеет ждать, не разменивая себя по мелочам. И если джаз Валентины Пономаревой во многом был протестом против несправедливости и неустроенности жизни, то не явился ли романс неким ответом, отражением той теплоты и гармонии, которую она наконец обрела?
      Отныне звездный путь Валентиной Пономаревой стабилизируется и набирает обороты. Она по-прежнему верна идеалам своей юности, которые за прошедшие годы советской власти в ней лишь утвердились. Для нее, как и раньше, всего важнее ее внутренняя целостность и свобода. Став полноправной москвичкой, она сторонится столичной мишуры и светских раутов, как и раньше, ее не интересует политика, она отказывается от громких общественных регалий и званий. Некогда ей ходить по кабинетам! Впереди еще столько нереализованных творческих задумок, идей и проектов.

 СОДЕРЖАНИЕ НОВЫЕ  ГОРИЗОНТЫ

     «Романсиада», акции Дома актеров, романсовые и джазовые концерты, гастроли за рубежом, работа в студии над новыми записями... Кажется, физически невозможно успеть сделать что - либо еще помимо этого списка. Но одним из главных принципов всей жизни Валентины Пономаревой был поиск, стремление найти себя в каком - то новом качестве. И - вот парадокс - нередко это новое становилось продолжением того, что уже когда - то было начато в прошлом, но волею судьбы (или как по причине этого непрерывного поиска) временно приостанавливалось - и в будущем снова появлялось, уже в новом качестве, на новом уровне. Так было с джазом - увлекшись им, Валентина Пономарева вдруг становится артисткой драмтеатра. Затем опять джаз - международный фестиваль в Таллинне, джаз - оркестр п/у А. Кролла, и опять театр, на это раз московский театр «Ромэн». Потом - десять лет в трио «Ромэн», цыганские и русские песни и романсы, и - одновременный поиск новых путей, киномузыка. И вот она снова поет джаз, на этот раз самую сложную его разновидность, авангард, в котором она наконец занимает свое, только ей одной присущее место, создав особенный оригинальный стиль импровизационного вокала. Потом - фильм «Жестокий романс», и, начиная с этого момента, джаз и романс на равных представлены в ее творчестве.

 СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ  ЗА  ЧАШКОЙ  ЧАЯ

     Я хорошо знаю эту уютную комнату, которую хозяйка называет своей «лабораторией». Здесь она «колдует» над любимыми кушаниями, за этим столом принимает гостей и друзей, да и мы с ней частенько просиживаем в работе над книгой.
      Вот и сегодня, наслаждаясь ароматом чая, я немного волнуюсь в ожидании предстоящей беседы. Сегодня у нас «вечер общения».
        - Валентина Дмитриевна, такой вкусный чай. Эти травки от мамы?
        - Конечно, они собраны ее ручками в Заокске, а вот эти, кстати, собраны в Подмосковье вами - Вы не забыли? Вот травы из Сибири, а эти - из моей любимой Одессы, так что все эти корешки, веточки и листочки - в них не только сок земли нашей, они сохраняют энергетику рук сборщиков, мне от них польза великая. Но сегодня у нас разговор не о травах, Вы небось приготовили мне кучу вопросов?
        - Не стану отрицать, ведь я давно жду этого вечера, а первый вопрос к Вам зреет не один год. В последнее время Вы нередко получаете предложения от журналистов (и порой именитых) написать о Вас книгу, но всем отказываете. Почему, Валентина Дмитриевна, Вы разрешили это мне, безвестному непрофессиональному журналисту?
        - (смеется). - Ну вот, наконец-то высказался. Давайте, Григорий, вспомним, как это произошло. Года три тому назад, на одном из концертов, в перерыве между романсами я увидела в зале поднявшегося со своего места мужчину. - «Вы хотите что-то спросить? - обратилась я к нему». - «Да, - ответил человек из полумрака зала, - я хотел бы узнать, написана ли о Вас книга?». - «Нет, - ответила я. - А что, вы хотите написать?». - «Да, - отвечает незнакомец, - хочу». - «Ну так напишите», - закончила я разговор.
      Поначалу я вообще забыла об этом шутливом диалоге, потому что не отношусь серьезно к подобным предложениям. Почему? - Потому, что у меня была уверенность, что «еще не вечер» и мне рано подводить итоги. К тому же это такое серьезное дело - «книга о себе». Для кого она? Кто вообще имеет право на такую книгу? Каждый раз, когда я получаю подобные предложения, эти вопросы смущают мою душу. Наш неожиданный шутливый разговор между романсами застал меня врасплох, ведь я прелюдно дала Вам согласие. Позже ваша пунктуальность и обязательность стали все чаще склонять меня к мысли, что, пожалуй, следует переосмыслить свою позицию. К тому же близился мой юбилей. 60 лет не 20, я задумывалась над тем, что неплохо бы как-нибудь разобраться с дневниками, систематизировать видео и печатные материалы. И Костя и я, мы иногда не успеваем сделать что-то более важное и срочное, а тут воспоминания. Ваше появление в этом смысле было предопределено, а то, что Вы не дипломированный журналист и писатель, да так ли это важно? Важнее то, что Вы оказались абсолютно «нашим» человеком и стали незаменимым помощником Константину, наши семьи подружились и вдруг оказалось, что мы живем одинаковыми устремлениями, даже принадлежим одному знаку зодиака. Я всегда мечтала, чтобы меня окружали люди, влюбленные в свое дело и обязательно связанные с музыкой, искусством, так что сегодня, по прошествии трех лет, я могу сознаться, что Вы, Григорий, для нас с Костей просто подарок судьбы. Вот и все. Мы на сегодня закончили наше общение или есть еще вопросы?
         - (необыкновенно смутившись от этих теплых и очень дорогих для меня слов): - Валентина Дмитриевна, в отличие от большинства женщин, Вы никогда не скрываете свой возраст. Вот и сегодня...
        - (перебивая). - Да что вы, Гриша с этим вопросом! Между прочим, в этом «большинстве» более чем достаточно и мужчин. Скрывают - значит, что-то не в порядке. Красивейшие женщины нашего столетия - Софи Лорен и Элизабет Тейлор - рассуждают о своем преклонном возрасте во всеуслышание, да еще и советы молодым дают. Я горжусь, что в мои 60 в моем доме, в моем творчестве и внутри меня все в порядке - мне нечего скрывать. К тому же я уверена, что наступает моя лучшая пора жизни.
        - Но тогда, Валентина Дмитриевна, Вас не должны покидать романтические настроения. Я знаю, во время концертов Вы получаете массу записок самого разного содержания. На некоторые из них Вы не отвечаете...
        - (смеется). - Ну, Григорий, быть Вам профессиональным журналистом! Да, получаю и записки, и письма, на которые порой не знаю, как ответить... Ну, а что касается романтических настроений, они меня по-прежнему посещают, и могу сознаться, что часто это связано с именем Игорь... Удовлетворены?
        - Спасибо, Валентина Дмитриевна, вполне! Но и женщинам в дружбе Вы не отказываете. Самые близкие Вам, какие они?
        ВД: - Их не так много, моя кочевая жизнь мешает нашей дружбе, и тем более я благодарна им за верность. Мои подружки не имеют отношения к миру сцены и шоу - бизнеса, с ними я отдыхаю душой. Моя Любаня К., самая скромная из всех, отдала свои лучшие годы производственному труду, а получила в благодарность от государства мизерную пенсию. Но когда она у меня в доме, комнаты наполняются светом и радостью. Поражаюсь ее жизнелюбию. Везет мне и на Валентин, одна из них, Валентина С., подруга детства. Мы с ней были вместе на сцене Хабаровского драмтеатра, с тех пор нас связывают воспоминания юности, к тому же она так и осталась артисткой в душе, хоть и выбрала прямо противоположную профессию. А другую, Валентину Б., черноволосую красавицу, Вы должны были видеть на всех моих московских концертах, она не пропускает ни одного из них, неизменно встречая мои романсы букетами роз... Хрупкая эстетка Леночка Б. - люблю ее дом, ее маму, ее собаку. А как она вкусно готовит! Ну и наконец моя Марина К., одна из красивейших женщин Москвы, элегантная и вальяжная. Тонко разбирающаяся в искусстве, она строго следит за моими успехами, она моя верная помощница и в творчестве, и в повседневной жизни. О каждой из них могу говорить бесконечно, каждая заслуживает своей истории.
        - С юных лет Вы на сцене. Наверняка творческая жизнь Ваша пестрит интересными случаями, может быть, что-то расскажете?
        - О-о-о! Их столько, этих случаев, что можно написать новую книгу. Практически на каждом концерте, в каждом новом городе что-то проходит непредвиденное, а сколько у меня этих концертов и городов?! Давайте, я Вам расскажу историю, которая недавно случилась здесь в Москве. История, доказывающая, в какое парадоксальное время мы с вами живем. Решили мы как-то с моей Маришей в свободный вечер вместе поужинать и отправились с нашими мужьями в один из лучших московских ресторанов, «Серебряный век». Царская еда и напитки, к тому же в зале весь вечер цыганский ансамбль под управлением Петра Деметера. Вечер на славу! Обычно меня усаживают в укромном уголке, чтобы не привлекать внимания, но на сей раз меня рассекретили мои же друзья артисты из ансамбля, да к тому же ведущий вечера, известный шоу-мен Николай Тамразов решил устроить аукцион, разыграв в мою честь алую розу. Итак, стартовая цена - пять долларов. Из-за соседнего стола встает человек и объявляет цену, после которой аукцион прекращается. Мне преподносят нежную веточку розы, за которую этот человек заплатил... 5000 долларов. Пять тысяч долларов! После ужина мы решили прогуляться и у входа в метро как-то все разом обратили внимание на одинокую, сгорбленную фигуру женщины. Опрятно одетая, интеллигентная москвичка, пряча глаза от людей, стояла, опустив седую голову. Стояла с протянутой рукой... Глядя на это униженное существо, мы разом вспомнили о той дикой сумме, что выбросил человек за веточку розы. Все вокруг как-то поблекло и потускнело - и пышная московская иллюминация, и веселые голоса гуляющих. Кто-то из моих спутников произнес: «Да-а, умом Россию не понять...». Настроение испортилось, и мы вскоре разошлись по домам.
        - Грустная история, но, Валентина Дмитриевна, давайте надеяться, что приближается время, когда мы, наконец, станем гордиться нашей Москвой, нашей Россией.
        - Дай-то Бог!

     Ну, а пока к парадоксам нашего времени можно отнести немало фактов биографии и нашей героини. И один из них тот, что нынче, в юбилейный год, отдав отечественной сцене без малого сорок лет, Валентина Дмитриевна так и не стала ни народной, ни даже заслуженной артисткой, не получив признания в своем отечестве. А вот мировая общественность ее оценила, ее биография включена в Международную Книгу Чести «500 выдающихся личностей в истории человечества», издаваемую Американским Биографическим Институтом, а также в почетную книгу «Выдающиеся люди ХХ века», издаваемую Оксфордским Биографическим Центром, с вручением соответствующих грамот и медалей. Ее творческая биография помещена также в энциклопедию «Кто есть кто в мире музыки».
        - Валентина Дмитриевна, близятся Ваши юбилейные торжества в ГЦКЗ «Россия». Самое время для получения званий, наград, Вам предлагают открыть звезду у концертного зала «Россия».
        - Да, да, звания, награды! Ничего у меня нет и теперь уже и не надо. «Хороша ложка к обеду.» Когда-то мне эти звания и награды ох как необходимы были, небось, не мыкалась бы я по общежитиям и частным комнатам, да и сыночек был бы рядом, а не жил в интернате. Теперь смешно мне собирать характеристики, документы, отзывы и ходить по кабинетам Министерства Культуры в ожидании звания. Теперь мне ни-че-го этого не нужно. Теперь я приезжаю на гастроли и вижу огромные афиши, где около моего имени стоит «Народная артистка России». Откуда это? Объясняю организаторам, что нет у меня никаких званий, предупреждаю ведущих перед концертом: «Объявите, пожалуйста, просто - Валентина Пономарева», нет, выходит и : «Поет Народная артистка России Валентина Пономарева». И поделать с этим ничего не могу. Ну а если хотите знать, чего я больше всего хочу в мой юбилейный праздник, так это того, чтобы со мной на сцене в этот вечер были мой сын, мой брат, мой муж. Чтобы в зале была моя мама, мои друзья и те, кто действительно любит мои романсы, а не официальные лица из министерств, пришедшие по долгу службы. А еще хочу познакомить россиян с творчеством всемирно известного цыганского трио «Лойко» - вот это будет праздник души, именины сердца. Если все это состоится, большей награды от судьбы мне не нужно.
        - Сейчас, когда остались считанные дни уходящего года, века и тысячелетия, Вы можете назвать самое яркое событие года, или, может быть самое для Вас неожиданное?
        - Абсолютно неожиданным для меня явилось признание, пришедшее из Англии и Америки. Ну а самое радостное - это, конечно же, рождение в сентябре в Ирландии Анны Пономаревой. Мои внуки Василий и Анна - это дети XXI века, пусть они будут счастливы!
        - Что Вы хотели бы сказать в эти дни читателям нашей книги?
        - Со времен древней Руси бытует у нас мудрое приветствие, которым мы обмениваемся каждый день. Вот и я в конце уходящего тысячелетия с удовольствием приветствую читателей - Будьте счастливы, дорогие, и Здравствуйте! Ваша Валентина.
      За окнами сгустились сумерки, мы оба приумолкли, задумавшись. В комнату вошел Константин и строгим глазом глянул на меня, - «Валентине пора отдыхать». Я заторопился.
        - Простите, что утомил Вас, Валентина Дмитриевна. Мой последний вопрос, я тут перебирал Ваши архивы и наткнулся на статью Таисии Рублевой из города Красноярска. Вам знакомо это имя?
        - Нет, не знакомо.
        - Тогда можно напоследок я прочитаю несколько предложений из ее статьи?
        - Напоследок можно.
      «...Маленькая хрупкая женщина сумела сделать невозможное: без всякого эстрадного антуража - дымовых завес, мельтешения света и прочих ухищрений - она сумела наполнить своей искрящейся всеми цветами радуги волшебной аурой не только огромное пространство сцены, но и сердца зрителей. Казалось, на ней мерцают блики костров, догорают закаты, мчатся кибитки, цветут хризантемы... Есть певицы знаменитые, замечательные, популярные. Валентина Пономарева - Великая певица. И этим все сказано...»



Valentina Ponomareva - Утро туманное





Ponomareva Пономарева : Только раз бывают в жизни всречи





Валентина Пономарева - А напоследок я скажу.avi



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27438
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Пономарёва Валентина .
« Ответ #2 : 11 Июль 2020, 14:27:33 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика