28/03/24 - 19:26 pm


Автор Тема: Shaw Artie  (Прочитано 398 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Shaw Artie
« : 26 Февраль 2020, 15:48:04 »










Artie Shaw - Nightmare



А́рти Шо́у (англ. Artie Shaw), настоящее имя Артур Джейкоб Аршавский (Arthur Jacob Arshawsky; 23 мая 1910, Нью-Йорк — 30 декабря 2004, Лос-Анджелес) — американский джазовый кларнетист, дирижёр, композитор и писатель, один из крупнейших музыкантов «эры свинга».

Артур Аршавский родился в семье еврейских иммигрантов из России и Галиции. Его отец, выходец из Одессы Харольд Аршавский (1880—?), перебрался в Америку ребёнком в 1888 году и работал фотографом; мать, Сара Страусс (1884—?), эмигрировала в Америку из Самбора в 1899 году и работала швеёй.

Ранние годы

Рос и учился музыке в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), где в 1925 в качестве саксофониста попал в танцевальный оркестр Джонни Кавалларо. На следующий год он начал играть на кларнете, который вскоре стал его основным инструментом. В 1926—1929 он работал в оркестре Остина Уайли, для которого делал аранжировки, затем играл на саксофоне у Ирвинга Ааронсона, в 1929 году в Чикаго участвовал в джем-сессиях с местными музыкантами. В это же время он знакомится с музыкой Клода Дебюсси и Игоря Стравинского, оказавшей большое влияние на развитие его музыкального мировоззрения.

Начало творческой деятельности

В 1931—1934, уже под псевдонимом Арти Шоу, музыкант выступает как свободный артист, а в 1936 для концерта в театре «Империал» формирует свой первый ансамбль. Его состав был необычен для джаза того времени — струнный квартет, ритм-секция и кларнет соло, однако это не помешало Шоу произвести на публику большое впечатление собственным сочинением «Интерлюдия in B». В дальнейшем к коллективу присоединились два трубача, тромбонист, саксофонист и певец, но настороженное отношение музыкальной общественности к нестандартному составу и инструментовке вынудило Шоу распустить её в марте 1937.

Через месяц Шоу собирает новый оркестр, с которым вскоре записывает свой первый хит — композицию Коула Портера «Начало танца» (Begin the Beguine) в аранжировке Джерри Грэя. К Шоу приходит известность, и многие начинают говорить о нём как о конкуренте Бенни Гудмена. Не приняв роли идола танцующей молодежи, Шоу в ноябре 1939 года временно покидает сцену.

«Пятёрка Грэмерси»

В начале 1940 Шоу работает в Голливуде над музыкой к фильмам, а также записывает со струнным оркестром композицию Frenesi. Её успех сподвиг Шоу на концертный тур в сопровождении оркестра, дополненного струнными инструментами. Из состава этого оркестра он создаёт «Пятёрку Грэмерси» (Gramercy Five) и записывает ещё несколько хитов: Summit Ridge Drive, Moonglow, Dancing In The Dark, Stardust, I Cover The Waterfront. Несмотря на то, что эти композиции стала весьма популярными, Шоу скоро вновь распустил свои ансамбли и обосновался в Нью-Йорке, где начал изучать оркестровку и продолжил записываться в студиях.

1940-е годы

В январе 1942 Шоу призван во флот, где по поручению командования организует оркестр, которым руководит в течение ближайшего года. Вскоре музыканта демобилизуют, и в 1944 он создаёт новый биг-бэнд, который многими историками джаза считается лучшим из всех, с которыми он работал. Среди хитов этого периода наиболее известной стала композиция Little Jazz, записанная с трубачом Роем Элдриджем.

Последние годы карьеры

Шоу также возрождает «Пятёрку Грэмерси», а затем организует ещё два больших оркестра. Он активно выступал и записывался до 1954 года, после чего объявил, что прекращает выступления. Лишь в 1983 Шоу вновь собрал свой оркестр и изредка дирижировал им, но основным руководителем этого коллектива стал кларнетист Дик Джонсон.

Творчество

Шоу часто сравнивали с другим выдающимся кларнетистом этого времени — Бенни Гудменом. Также, как и Гудмен, Шоу обладал высочайшим техническим мастерством и хорошим чувством фразировки, однако манера его исполнения была более спокойной. Как композитор Шоу известен прежде всего своим Концертом для кларнета с оркестром (1940), который сам же и исполнял с большим успехом.

Личная жизнь

Был женат несколько раз, среди жен были писательница Кэтлин Уинзор, кинодивы Ава Гарднер и Лана Тернер.

Шоу Арти 1986 - Один только ты (LP) (320)
.......................................
Арти Шоу: философ с кларнетом 

Судьбе этого музыканта удивлялись, завидовали и недоумевали, и действительно: под одним пиджаком билось два сердца —  кларнетиста-плейбоя, и писателя-отшельника. Одно рвалось на сцену, другое — в пустыню одиночества. В одном звучал Кол Портер, в другом —  Стравинский. Кем же был на самом деле Арти Шоу? Загадка…

Родился Арти Варшавски в бедной еврейской семье, приплывшей в Америку в поисках хлеба и счастья. В 12 лет он, без билета, пробрался на какой-то водевиль, и услышал там саксофониста. «И я буду так играть!», — решил мальчик и взял в руки незнакомый ему инструмент. Дело пошло, и вскоре он сбегает из дома с проезжим оркестром, в котором ему, однако, вручают кларнет: нам саксофонисты не нужны, играй на этом! И Арти не расстаётся с инструментом уже на протяжении всей жизни. Он колесит по Америке, меняя оркестр за оркестром — обычная практика той поры, и, наконец, бросает кларнет в угол — надоело! 

  Покупает на скопленные деньги участок земли, строит хижину и садится писать книгу — вот моё истинное призвание, решает музыкант. Однако перо в его руке не столь виртуозно, как заброшенный кларнет, да и деньги кончаются.

И Арти снова приезжает в Нью-Йорк, где собирает ансамбль, играющий в перерывах между выступлениями биг-бендов. В ансамбле странный состав: струнная группа, ударник и сам кларнетист. Но его пьеса так нравится зрителям, что оркестру Бинга Кросби приходится ждать, пока публика на бис трижды не выслушает никому не известного Шоу — такой псевдоним взял тогда Арти. Постепенно в Арти приходит известность. Послушаем запись его оркестра: Хелен Форрест поёт песенку "А любовь всё сильнее".

Как не странно, Арти Шоу порою просто ненавидел джаз: он вдруг кидался к музыке Дебюсси, Стравинского и Шестаковича — этих авангардистов симфонической музыки, и записывал пластинки с классическими пьесами. То вдруг пытался «подтянуть» джаз к классике: известен его «Концерт для кларнета с оркестром». Душа музыканта разрывалась, не в силах оставить джазовые клубы, но в то же время, стремясь выше и выше. Вообще, он решил для себя: заработаю 25 тысяч долларов и уеду в глушь писать книги. Джаз, а именно тот, которым он занимался, коммерческий, казался ему мелкой лужей в сравнении с морем классики. Арти надоедало играть одно и то же, по нотам, без той доли импровизации, которая рождает творческий огонёк. Музыкант стал заложником танцевальных оркестров, от которых мечтал сбежать в глушь лесов. Он уже скопил нужную сумму, но случилось неожиданное: к Арти пришла слова, и все планы мечтателя разом рухнули! «Второй Гудмен», — кричали газеты, посвящая целые развороты. Послушаем, как оркестр Арти Шоу исполняет мелодию "Звёздная пыль": пожалуй, это одна из лучших её записей.

Красивейшие женщины вешались ему на шею, и стряхнуть эти плоды славы он не решался, с наслаждением вкушая их нежную мякоть! Но не только слава и мужская красота Артура Варшавски привлекали прелестниц: была в нём та интеллектуальная изюминка, отличавшая музыканта ото всех прочих. Восемь женщин попытались быть счастливыми с ним, но семь разводов последовали один за другим.

 Хотелось калейдоскопом прокрутить здесь лица упомянутых жён, говорящие в вкусе музыканта, но фотографии нашлись не всем: вот лишь некоторые.

А были и ещё три жены, ушедшие в тень забвения в блеске писаных красавиц. О последнем браке не умолчим: его нужно считать удачным, ведь Эвелин Кийс сумела удержать в нежных руках беспокойную душу Арти почти тридцать лет, с 1957 по 1985 год.

Однако Артуру не нравилась публичная жизнь: он был творец, а здесь требовалось иное — жёсткая хватка дельца, слава плейбоя, калейдоскоп подмостков. Для отшельника по натуре это было не выносимо. Поэтому, когда японские комикадзе разбомбили с воздуха морскую базу Пирл-Харбор, Ати с радостью бросил кларнет в угол: всё, иду на войну! И пошёл в матросы, да только и там знаменитому музыканту дали в руки не ружьё, а дудку: будешь играть в армейском оркестре!

Интересно, что Арти, спустя годы, всё-таки бросил джаз, поселился на молочной ферме в штате Нью-Йорк и взялся за перо. Думаю, не покажется странным, если скажу, что писал он… о джазе! Это была автобиографическая книга, художественные достоинства которой нам, увы, не доступны. Затем, видимо, чтобы набраться свежих впечатлений, Арти возвращается на сцену, играя то с биг-бендом, то с симфоническим оркестром пьесы Шостаковича и Бартока. То с джазом — классику!

      Наконец, окончательно бросает кларнет и уезжает в Испанию, где пишет вторую книгу…. Глубоким стариком вновь собирает биг-бенд, но в последний момент так и не решается взять в руки инструмент. «Я уже всё сыграл!», — говорит он журналистам и удаляется,   и мир, забывший джазовые ритмы, ни мало не скорбит о нём.
................................

 Ведущий кларнетист эпохи свинга. Критик Джордж Саймон писал: «Шоу был мыслителем, причем более глубоким, чем большинство лидеров биг-бэндов, человеком, постоянно заботящимся о своем месте и месте своей музыки в обществе». Действительно, Шоу был единственным серьезным конкурентом Бенни Гудмена, хотя многие считали, что он играет не так «горячо», как признанный «король свинга».

В 12 лет начал играть на альт-саксофоне, а в 16 лет перешел на кларнет и после этого три года работал в Кливленде (шт. Огайо) аранжировщиком и музыкальным руководителем танцевального оркестра Остина Уайли. В конце 1929 года приехал в Нью-Йорк, регулярно посещал клубы и всегда играл на джем-сэйшнз, постепенно завоевывая репутацию блестящего кларнестиста. В 1936 году собрал первый небольшой оркестр со струнной группой, но прославился лишь со вторым составом — биг-бэндом, собранным в апреле 1937 года не без помощи аранжировщика Джерри Грэя. Успех принесли хиты — Begin The Beguine, Indian Love Call, Frenesi и такие солисты, как Билли Холидэй и Хелен Форрест. В 1940 году Шоу опять собрал новый оркестр со струнной группой, а внутри этого состава создал группу The Grammercy Five (Джонни Гварнери играл на спинете, Билли Баттерфилд на трубе). После полутора лет работы с бэндом Военно-Морских Сил (1942–43) Шоу собрал еще один оркестр, в который вошли Рой Элдридж, Барни Кессел, барабанщик Додо Мармароза (позже игравший в ансамбле Луи Армстронга), тромбонист Рэй Конифф. В середине 50-х годов окончательно бросил музыку, поселился в Испании и стал писателем. Его автобиографические книги «Неприятности с Золушкой», «Люблю и ненавижу, черт побери!» — блестящие примеры джазовой беллетристики.

Шоу всю жизнь экспериментировал, именно поэтому ни один из его оркестров не существовал длительное время. Подобно Бенни Гудмену, он боролся с расовыми предрассудками, приглашая в свои составы негритянских музыкантов. Публично обличал шоу-бизнес, негодовал по поводу равнодушия публики к серьезному искусству. Только в 80-е годы его уговорили вернуться на сцену, он собрал оркестр и иногда играл на кларнете. Читал лекции по истории музыки в университете Санта-Барбары. Его лучшие композиции — Nightmare, Baca Bay Shuffle, Concerto For Clarinet.

Selected discography

1936   There's Frost On The Moon   10
1937   All God's Chillun Got Rhythm   15
Free Wheeling   13
Love Is Good For Anything That Ails You   20
Love And Learn   11
1938   Back Bay Shuffle   8
Begin The Beguine   1
Deep In A Dream   3
Goodnight, Angel   2
I Have Eyes   10
Indian Love Call   6
Let 'Er Go   12
Nightmare   7
One Song   15
They Say   1
1939   Between A Kiss And A Sigh   13
Comes Love   4
Day In, Day Out   11
Deep Purple   17
Delightful Delirium   15
I Poured My Heart Into A Song   4
Jungle Drums   15
Many Dreams Ago   11
Melancholy Mood   8
Pastel Blue   12
Thanks For Everything   1
Traffic Jam   9
What Is This Thing Called Love   15
When Winter Comes   6
You Grow Sweeter As The Years Go By   15
1940   All The Things You Are   8
Old, Old Castle In Scotland   25
Frenesi   1
Adios, Mariquita Linda   20
The Blues, Pt. 1 & 2   14
1941   Star Dust   6
Summit Ridge Drive   10
Concerto For Clarinet, Pt. 1 & 2   10
Dancing In The Dark   9
Blues In The Night   10
1944   It Had To Be You   10
1945   Ac-Cent-Tchu-Ate The Positive   5
1946   I Got The Sun In The Morning   17
References



Artie Shaw - "Dancing in the Dark" (original 78) .




Artie Shaw - Frenesi




Artie Shaw- Concerto for Clarinet


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Шоу, Арти.
« Ответ #1 : 18 Август 2020, 14:46:45 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика