29/03/24 - 11:11 am


Автор Тема: Бергер Леонид .  (Прочитано 760 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Бергер Леонид .
« : 30 Сентябрь 2019, 16:21:09 »
















АЛЁШКИНА ЛЮБОВЬ _ Леонид Бергер - 2013 год

Леонид Бергер родился в Москве в 1946 году. Его отец заметил ранние музыкальные способности Леонида и уже в четыре года мальчик начал обучаться музыке. Вскоре он сам стал сочинять и проигрывать на пианино простенькие мелодии. Отец всячески поощрял его увлечение музыкой и в 12 лет отдал обучаться по классу кларнета в школу для музыкально одарённых детей. Леонид очень хорошо пел. Как он сам говорит, по пению в школе у него всегда была оценка близкая к шести.

По окончанию школы, Леонид Бергер поступает в Гнесинское музыкальное училище и обучается вокалу. Здесь к нему, выросшему на классической музыке и любившему её, пришло первое увлечение "Битлзом". Знание английского языка дало ему возможность легко повторять песни "Битлз". Начались полуподпольные выступления, первая слава и... первое поражение. За многочисленные пропуски занятий и неуспеваемость его отчисляют с первого курса. Однако, в новом учебном году Леонид упрямо вновь поступает на первый курс этого же музыкального училища. И его принимают, несмотря на негласный запрет не принимать однажды отчисленных.

Параллельно с учёбой, Леонид устраивается преподавателем музыки в школу. Он постепенно начинает понимать, что его не влечёт профессия преподавателя, а также и карьера музыканта. Его неудержимо тянет исполнять... англоязычные песни. И однажды, ему в руки попала магнитофонная кассета (катушка) с песнями Рея Чарльза, которая всё перевернула в душе! Песни Рея Чарльза настолько запали, что Леонид выучил их наизусь и после долгих упражнений исполнял не хуже оригинала.

Мне, по-правде, всё-таки нравилось всё то, что Бергер исполнял именно на русском языке. Да, мелодии Битлз действовали как откровение. Да, зажигательные ритмы и серебрянный тенор Тома Джонса завораживали... Но, "этот синий вечер летний закружил ребят" - волшебство текста в сочетании с красивой мелодией всё-таки действуют по-другому. Да и не верится мне, что самого Леонида не трогала незамысловатая, но волнующая мелодия "Алёшкиной любви".

Окончив училище, Леонид Бергер совместно с Вячеславом Добрыниным и Александром Витебским создаёт вокально-инструментальный ансамбль "Орфей", где исполняют и свои песни, и песни Рея Чарльза, и группы "Битлз", и многие другие. Поскольку Леонид уже неплохо владеет английским языком и обладает голосом с красивым, свежим тембром, то песни "Битлз" в его исполнении становятся очень популярны. К тому же "Битлз" в то время в Советском Союзе был под неофициальным запретом и поэтому исполненные Леонидом Бергером песни были для публики открытием и первым знакомством с этой группой.

В эти же годы (конец 60-х) молодой Павел Слободкин только "раскручивал" свой, ставший впоследствии знаменитым, ансамбль "Весёлые ребята". Павел Слободкин, может, по причинам того, что его отцу - выдающемуся виолончелисту, международному лауреату Пражского конкурса, молва приписывала "приближенность к императору" (к Юрию Андропову - тогдашнему председателю КГБ), обладал практически неограниченными возможностями. Так случилось, что Леонид Бергер с его необычайно красивым голосом и композиторскими способностями стал трамплином для популярности "Весёлых ребят".

Слободкин, которому очень нужен был ведущий солист, пригласил Леонида на прослушивание. В зале прослушивания оказалось всего два человека: Павел Слободкин и Леонид Бергер. Едва дождавшись окончания песни, которую Бергер исполнил под свой фортепьянный аккомпанимент, Павел тут же предложил Леониду стать участником "ВИА" "Весёлые Ребята".

Первая грампластинка "Веселых ребят" с голосом Леонида Бергера имела необычайный успех. Множество раз переизданная, она неизменно "сметалась" с прилавков музыкальных магазинов. На этой маленькой пластинке было всего три песни: "Алёшкина любовь", "Старенький автомобиль" "Весёлых ребят" с одной стороны, и "Эти глаза напротив" в исполнении Валерия Ободзинского, с другой. "Алешкину любовь" исполнял солист - Леонид Бергер. "Старенький автомобиль" на самом деле была песня "Битлз". О песне "Эти глаза напротив" и её исполнителе рассказывать, думаю, не нужно. Эта пластинка действительно стала шедевром музыкального песенного творчества и побила все тиражные рекорды!

С "Весёлыми ребятами" Леонид Бергер отработал почти три года и был в коллективе солистом номер один. Лучше всего о силе и обаянии Леонида сказал тогдашний участник ВИА Алексей Пузырев. Находясь за рубежом (в Чехословакии), "Весёлые ребята" записывали новую песню. Музыкальное сопровождение обеспечивали местные звукотехники, которые бурно и громко иронизировали, относительно способностей русских музыкантов. Однако, как только запел Леонид Бергер, все они, как по команде, притихли!

В 1970 году новым председателем Гостелерадио СССР был назначен Сергей Лапин, который вошёл в историю своим заявлением о том, что мы встретим новый 1971 год без Мондрусов и Мулерманов, хватит с нас одного Кобзона! В число "Мулерманов", естественно, вошел и Леонид Бергер. С его громадным творческим потенциалом Бергеру предстояло решать: быть в безвестности и потихоньку спиваться, как Валерий Ободзинский, который, не будучи евреем, тоже почему-то попал в "Мулерманы". Леонид Бергер выбрал второе, воспользовавшись возможностью эмигрировать к сестре в Австралию. Перед своим отъездом, чтоб не навредить коллективу "Весёлых ребят", в 1972 году Леонид покинул его состав.

В ожидании разрешения на выезд из СССР Леонид Бергер работает в небольшом оркестре п/у Виталия Клейнота. Оркестр числился в штате московского ресторана "Лесной". Леонид исполняет песни широкого репертуара, в основном англоязычные. В 1974 году решились формальности с разрешением на выезд.

Первое время в Австралии (около полугода) Леонид работает в магазине упаковщиком. Талантливый исполнитель и композитор с музыкальным дипломом, широко известный в СССР - какая буря чувств бушевала в это время в его душе?

Вскоре, освоив язык, он устроился петь в ресторан. Затем начал сочинять свои песни на английском и записывать их. Песни получили успех - были заключены первые коммерческие контракты. Наступил "сиднейский" период жизни Леонида, который сделал его известным и в Австралии, и за её пределами.

Леонид приезжал в Россию и выступал в Москве в 1989 году, а в мае 2006 года был в Москве проездом. Сейчас Леонид Бергер по-прежнему живёт в Австралии и занят своим любимым делом: он записывает музыку - свою и чужую, он широко известен в Австралии. Получил-бы он такую известность и благополучие, останься в России? Учитывая его свободолюбивую натуру, думаю, что нет.

22 ноября 2008 г Н.Ковалёв .

Бергер Леонид - Лучшие хиты 1999           http://shanson-mp3.ru/index.php?topic=1868.0
.......................................
Леонид БЕРГЕР - "Взгляд из-за бугра".

Сидней, 7 августа 2004г., суббота, 11 утра...

В эту минуту сижу я хоть и не на самом чистом песке в Австралии, однако ж - всемирно известного Бондай-бича. Смотрю на северо-запад, в сторону России, лениво вспоминаю улицу Герцена, Измайлово, Архиерейский пруд в Черкизове и одновременно прикидываю: для кого всё это я строчу? Молодняк меня уже не помнит: ведь чтобы вспомнить, нужно сначала забыть, а забыть можно лишь то, что ты когда-то знал...

"Возрастной" середняк мелодии вспомнит точно, голос - может быть, лицо - никогда. Ну, разве что, припомнив Пугачёвские "Рождественские встречи" 1989 года, где я был представлен королевой российской эстрады (мы с нею из одного и того же гнезда, вместе начинали) как бывший артистически-политический изгнанник, а ныне - почётный иностранный гость.

Но давайте тогда сначала и по очереди.

Музыка моего детства началась очень рано, в виде таинственного многозубого чудовища - пианино, утроба которого порождала бесконечную пищу для детского воображения.

Потом были учительницы, гаммы, пионерские песни, сыгранные одним пальцем, и папины довольные глаза. Тогда я благодаря своей, как папе объяснили, "исключительной способности подбирать по слуху" исполнил ему несколько мелодий его молодости, которые он часто нам напевал. Папа у меня австро-польских кровей, и выжил при Сталине только благодаря своему высококлассному закройному мастерству. Хотя в душе он всегда был то певцом, то композитором, а то и изобретателем... Ему сейчас 94, тьфу-тьфу, живёт с мамой здесь, в Сиднее, и частенько вспоминает те годы.

Потом начались славные вехи: ЦМШ, Мерзляковка, Гнесинский институт. Я натужно писал какую-то классическую ерунду и белой завистью завидовал Рахманинову и Равелю: как это они ухитрялись столько много нот втискивать в малый объем, и так гладко всё у них льётся!

Кстати, с Гнесинским институтом, вопреки некоторым слухам, произошла моя следующая история.

Поступил туда сразу после Мерзляковки, я проучился несколько месяцев, после чего начал страшно маяться и почти уж было ушёл... Но тут родители начали сильно давить: хочешь неучем остаться?

Хотя Мерзляковка с её первоклассным преподавательским составом (Блюм, Рукавишникова - Туманина и др.; по гармонии у меня была 5+ , до сих пор зачётка лежит) дала мне серьёзнейшую подготовку, а в Гнесинском, не в обиду будь сказано, у меня постоянно было чувство того, что уже ничему больше не научусь.

В итоге отправился я назад в Гнесинский снова вступительные экзамены сдавать, хотя меня предупредили: второй раз подряд у нас не проходят. Но ведь взяли же! Опять честно продержался два курса. Но, работая при этом уже преподавателем в школе, я чётко понял, что ни перспектива преподавания, ни какая-либо другая консервативная музыкальная деятельность меня уже не интересуют. Только современная, передовая, в основном англоязычная, почти что крамольная в тогдашней России музыка. Она тогда получалась у меня (без ложной скромности!) как ни у кого (да и мало кто пытался) и ставила на уши всё моё существо. Я понял это и решил не терять времени даром, тем более что "Весёлые ребята" уже поджидали меня за углом моей судьбы.Кстати, в детстве по пению у меня была почти шестёрка, но все эти пионерские "Взвейтесь, кострами" и другие песенки начинали уже тогда навевать скуку.

Потом папа купил магнитофон "Днепр" и стал откуда-то доставать в основном иностранную попсу того времени: итальяно, аргентино, индийское и т.п. Я тут же начал имитировать, получалось похоже, даже соседи это заметили.

Неожиданно один из особо состоятельных дружков получил в подарок портативный магнитофон со встроенным радио! И мы вдруг открыли для себя сказочный мир Коротких Волн (когда их не глушили). Элвис, битлы, буги-вуги... Начался торчок, появился английский язык, и все остальные языки для меня сразу отступили. Тут у меня уже стало здорово получаться - ребята сразу поняли, девчата тоже...

От пианино меня уже оторвать было сложно. Папа уже был недоволен: ты что, хочешь стать королём рок-н-ролла? А профессия? А как же классическая музыка?

Но никто никого уже не слушал. Я организовал свой первый "школьный оркестр", заработал первые деньги, жизнь начала брать чёткий курс. И вот тут раздался взрыв, изменивший всё: на одной из гулянок я застукал свою гёрлу со старшим товарищем, целующимися взасос в коридоре. Гёрла была хорошенькая, и я расстроился. Старший товарищ подошёл и говорит: "Леня, не бери в голову, вот лучше, послушай". И даёт мне кассету. А на этой кассете - Рей Чарльз (чтоб земля была ему пухом).

Включил я ее прямо там, на вечеринке и ... улетел навсегда в бездонную вселенную человеческой страсти, эмоций, исторической печали, сокровенного интима, взрывной необузданности и в тоже время джентльменской уверенности и спокойствия. А самое главное - до вожделения возбуждающее сочетание ритма со скользящей, почти неуловимой, бисерной вокальной фразировкой, сегодня классифицирующейся как R&B.

Но я её уловил, эту неосязаемую жар-птицу, которая навсегда увлекла меня за собой в неведомое... Потом были и другие жар-птицы, но такой "первой любви" уже не повторилось.

В итоге, после пары лет серьёзных вокальных тренировок, научившись звучать "по-чёрному" довольно правдиво, что для тех времён было не слыхано (извините, за каламбур), я начал искать аудиторию, "своих слушателей".

Это были 1964-1965-1966 гг. Как раз открылось первое "молодёжное кафе" на Горького, единственное место, где музыкальная "крамола" признавалась как какая-то новая музыкальная форма. Всей кухней там правил (к сожалению, многие фамилии стёрлись, но лица помню очень хорошо) один старший комсомольский и, я думаю, хорошо сверху заряженный, деятель. Плюс известные джазовые музыканты, такие как Игорь Бриль, Пономарёв, Фридкин, Герасимов, Сакун и другие, для которых "молодёжное кафе" уже давно служило очень популярным в Москве и даже Союзе убежищем (попасть туда было практически невозможно).

Они сидели на вечерах нашего нового биг-бита по углам и ядовито улыбались, как бы посмеиваясь над невежественными новыми "дубарями" с гитарами и убогими оргАнами. Хотя в их улыбках при желании можно было заметить хорошо завуалированное недоумение перед новым, коммерческим, желанным и обожаемым, таинственным, но неумолимо надвигающимся поколением музыкальной свободы, энергии и, самое главное, доступности. Поколением, которое явно хотело освободиться от канонов советского музыкального "законодательства". И одновременно, хотя и не без уважения, оставить позади "чрезмерные" интеллектуальные изощрения российского джаза, который сам по сути дела занимался только тем, что пытался с переменными успехами имитировать "потусторонних". Как показала последующая история, подавляющее большинство выехавших на запад джазменов кануло в небытие.
        Теперь снова назад в 60-е... В советскую полуподпольную попсу.

Вдруг меня пригласила посотрудничать на выступлениях (кажется, в Лужниках), всего 2 концерта, одна очень известная венгерская бит-группа. Помню, в этом же концерте, аккомпанируя себе под гитару, выступил в антураже молодой Саша Градский. Саша под гитару выдал что-то среднее между Окуджавой и французским шансоном и "прошёл на ура".

Я вышел на сцену в чёрных очках и красном полосатом пиджаке, взятом напрокат у негра из московского университета: вид молодого Рей Чарльза, репертуар Ареты Франклин, Отиса Реддинга... Должен признаться, народ был слегка в недоумении, хотя прозвучали мы достаточно убедительно. Это меня не обескуражило. Я знал, что "моя" музыка ещё и близко не "просочилась" в народ. А вот просочится ли? Я очень надеялся.

В 1966-1967 гг. у меня появилась идея организовать ансамбль, и она осуществилась как ВИА "Орфей". Почему имя в единственном числе? На меня был основной вокальный упор из-за непохожести на остальные самодеятельные ансамбли биг-бита (а их уже появилось немало). Нам даже иногда за это доставалось: "Ну, вы, орфеи, когда же роллингов начнёте лабать, под вас не потанцуешь...". Пел песни "Бич Бойз", Чеслава Немана, Отиса Реддинга, Ареты Франклин.

В составе ансамбля был Валя Витебский, бас-гитарист, абсолютно и бесповоротно уплывший в новую музыку, битломан до потери пульса. Хороший, мирный, по тем временам "культурно захипевший" музыкант. А также - Слава Антонов, ритм-гитара, (ныне Добрынин, да-да, тот самый), выпускник (кажется) МГУ, филолог.

Очень смышлёный, находчивый, дипломатичный, с тонкими манерами и в тоже время с жёстким (если надо) подходом к жизни; искатель самовыражения, обратившийся к музыке, почувствовав чутьём надвигающиеся перемены в молодёжных вкусах; почти профессиональный сердцеед, в своё время положивший глаз на мою молодую сестричку, подпевающую ансамблю. На что мама сказала: "Мила, я тебе больше не разрешаю петь. Ты можешь попасть под влияние...".

Слава тоже до умопомрачения обожал битлов; втроём мы устраивали ритуальные вечера по премьерам прослушивания выходящих тогда одна за другой ИХ пластинок. Улетали в трансе без всяких наркотиков и алкоголя - просто на волнах уникального и по сей день новаторства и духа современности, непредсказуемости.

Слава имел хороший подход к людям: нежный, обволакивающий и интеллектуальный. Мне он говорил (чего сейчас стесняться?), когда я устраивал импровизированные "чёрные" концерты за роялем с микрофоном: "Лёня, это же гениально! Чего ты вообще здесь делаешь?". И я начинал думать и фантазировать...

Слава был чуткий, надёжный музыкант с джонленноновским голосом, но никогда не лез, слишком, вперёд - такое впечатление, что он все время учился и ждал...

Мы предпочитали музыку интеллигентную: в глухой рок-н-ролл никогда не ударялись, и начали, даже было, подумывать и пробовать, как преломить русский язык в биг-битовскую интерпретацию. Поверьте, по тем временам это звучало диковато, нелепо, неуклюже, даже неестественно и ... почти опасно.

Наверно, по сравнению с тем, что было у всех на слуху из тогдашней поп-музыки ("Голубые огоньки" и т.п.), наши попытки "заговорить" в музыке по-другому выглядели как коверкание русского языка иностранцами, которые до конца не понимают его тонкости. На самом же деле (и как показало будущее) мы просто начинали чувствовать, что есть в этой жизни и другие языковые "тонкости", и их надо искать. Пусть даже пока и в темноте.

Конец 1968-го. Работаю музыкальным преподавателем в Нахабино за 70 рублей. Слушаю в Гнесинском (уже после Мерзляковки) профессора Розеншильда, пою на weekend-ах, а про себя думаю: "Славка прав, какого... я здесь делаю?!"

А тут у меня уже Том Джонс пошёл крупным помолом, а на его пластинках - фотографии Лас-Вегаса, огней Запада... У меня ещё лучше стало получаться, я начинал терять терпение и чувство реальности.

Просветы, правда, были: появился некий Рафик, который на основе Ереванской комсомольской инициативы устраивал нам концерты в Ереванском дворце спорта: "Орфей", "Скифы"... Деньги были неплохие, народу - тьма, аппаратура - спасайся, кто может; короче, почти что Лас-Вегас. Затем "Орфей" пёрся по горам Армении на автобусе просвещать высокогорные аулы на английском языке с удивительно неплохим результатом. (Последний такой "Ереван" был уже перед моим отъездом в Австралию в 1973г.)

Потом я узнал, что Рафика посадили, а моя мама в завуалированной форме передала мне, что за мной приходили "люди в штатском", якобы с требованием судебных показаний. Жизнь продолжалась по-остаповски - со всеми её скачками и ужимками.

И вдруг звонок - на проводе бывший сокурсник по Мерзляковке Паша Слободкин: "Слушай, Лёня, ты не хотел бы...?"

Я? Не хотел бы?! Да я бы ползком от Щёлковской до самого Москонцерта...
                  "Весёлые ребята"... Первая репетиция... Толик Чех - Пашина правая рука, по совместительству саксофонист, в позе Хлестакова читает нам внушительные нравоучения. (Правда, от него вскоре Паша дипломатично отделался как Битлз от Питера Беста - за отсутствие понятия о прогрессе и современности). Паша нам тоже всегда твердил: "Нечего вам шляться по Москонцерту! Вы что, лабухи, что ли? У вас же сольный концерт, вашу мать! Увижу в Москонцерте - ставку понижу!".

Ко мне он всегда относился с уважением, хотя в силу моего западного репертуара и манеры исполнения географически мною маневрировал: на западной Украине и в Чехословакии я шёл красной полосой, в сибирских глубинах уступал место Юлию Слободкину и его "Вдоль по Питерской". С Пашей мы часто вели музыкально-политическо-душеспасительные разговоры, держался он всегда на высоте и на гастролях дурака не валял (и дуру тоже!).

Итак, в моей жизни началась интенсивная концертная и студийная творческая деятельность. Первые уроки советской эстрадной конъюнктуры - начальные 20 минут концерта - посвящались теме "Как хорошо в стране советской жить". Правда, в новой, довольно свежей интерпретации, с напряжёнными аранжировками, поэтому пробегали они очень быстро.

Потом шли лёгкие, безобидные шлягеры, где мне давали вставлять кое-какие западные колоратурные эпизоды, которые "Ребятам" очень нравились. Аудитория же врубалась не всегда, что меня часто удручало.

"Разнос" начинался во втором отделении, где, если география позволяла, я имел возможность экспериментировать с менее политически безопасным материалом, правда, тоже с переменным успехом. Из песен тех лет помню "Угощайтесь", "Здесь на перекрёстке", "Облади-облада"... За "Дилайлу" Паша повысил мне ставку, а вот "Анджелина" Луи Примы кайфовалась на сцене, в то время как в зале вытягивались лица и вызвать аудиторию на стандартную скандировку барабанщику, несмотря ни на какие Пашины угрозы, было невозможно. Правда, вскоре Онегин Гаджикасимов написал на неё русский текст (довольно неплохой), и песня медленно, но верно утратила свою первоначальную бродвейскую окраску.

Первых участников ансамбля я так хорошо уже не помню, многие из них быстро исчезли из состава. Расскажу только о тех, с кем работал в расцвете ансамбля.

С Юрой Петерсоном, впоследствии ушедшим в "Самоцветы", я сдружился сразу и надолго. В гостиницах мы жили почти всегда в одном номере. Он в программе, благодаря звонкому, юношескому голосу и своим рижским, довольно западным повадкам, был беспроигрышным номером, где бы мы ни работали. Юрий был всегда задумчив и слегка печален - этакий москонцертовский Пьеро, поэтому очень нравился девицам.

Юлий Слободкин, вроде бы Пашин дядя (но достаточно молодой), был крепким стандартным российским фольклорным вокалистом с крепким же и стандартным российским фольклорным репертуаром. Благодаря голосу и жестикуляции он нередко, особенно в средней части России, проходил на "ура" (а иногда вообще не проходил). Часто злился, чувствуя, что "современная" часть ансамбля его всерьёз не воспринимает. В записях никогда не участвовал. На меня с моим "сиплым" голосом смотрел с наигранной иронией "профессионала".

Мне хорошо запомнилось как однажды, выйдя из студии "Мелодия" в расстроенном состоянии, после не очень удачной сессии (мы много экспериментировали), я попал на репетиции на него. Он, сразу поняв, в чём дело, спросил язвительно: "Ну что наговнял, а теперь не знаешь, что делать?".

Не в обиду сейчас Юлию будет сказано, я-то знал, что делать...

Валя Витебский попал в ансамбль благодаря моей протекции, но вписался очень удачно и надолго. Делал своё дело чётко и точно, был хорошим приятелем.

Слава Антонов, правда, несмотря на мои рекомендации, в ансамбль не попал. Я думаю, Паша понял сложность его характера и дальнобойность целей и задач, после чего решил, что будет проще без него.
               Кубарем, с грохотом, громом и молниями, также молниеносно пронёсся через ансамбль Александр Градский (всего два месяца был). Я, правда, успел с ним общнуться; не помню, почему мы с ним частенько оказывались тоже в одних номерах на гастролях. Он утром вставал перед зеркалом голый и спрашивал: "Лёня, для звезды эстрады у меня не слишком крупный торс?". На сцене ему всегда было мало места и недостаточно песен, и обуздать его в ансамблевую упряжь было невозможно. По тем временам Градский имел очень свежую, довольно агрессивную, достаточно гибкую и современную манеру исполнения и высокий, сильный бардовский голос. Не помешало бы чуть больше международной попсовой вокальной техники, но, по-моему, на это у него никогда не было времени. Он и так всем нравился.

В ансамбле принимали участие: клавишник, бас-гитарист Казанцев, барабанщик Полонский, музыкант с современным подходом к инструменту и с таким же современным зачёсом; гитарист Хабазин со свежими музыкальными идеями и с коммерческим подходом к заграничным гастролям, трубач Избойников, берущий самую высокую ноту в Москонцерте, но предпочитающий не вылезать за пределы написанной ему Пашей партии; вокалист-гитарист Фазылов, с самыми длинными ногами в Москонцерте и с убойной версией шлягера "Люди встречаются", не очень разговорчивый узбекский красавчик со взглядом удава-гипнотизёра, когда дело доходило до девочек в первых рядах... По-моему у него был очень богатый папа, и в ансамбле он просто коротал время, токмо баловства ради.

С Александром Лерманом я свиделся уже на выходе из ансамбля и России. Мало что о нём знаю. Например, что он уехал в Штаты и записывался там по-русски.

Уже позже, в Австралии, я прослышал, что после моего ухода в ансамбль вошла Алла Пугачёва, потом Буйнов, Барыкин... Остальное, как говорят "у нас" в Австралии - уже история.

Реальные причины моего отъезда из России? Их много: артистические, творческие, политические, семейные и т.д.

Первые две: хотелось и хорошо получалось петь на английском языке, что сейчас в России, насколько я знаю, абсолютно не проблема. А есть ли к этому интерес сегодня - это уже второй вопрос.

Не будем забывать, что на многих современных конкурсах теперь почему-то поют по-английски. Может они хотят побольше дисков продать ТАМ, где авторские исправно выплачивают? А вот мне, например, за центральное участие в первой пластинке "Весёлых ребят" (ведущий вокал во всех 4 песнях плюс русский текст битловской песни) фирма грамзаписи "Мелодия" заплатила аж 25 рублей, якобы за работу, а продала пластинок 16 миллионов!!

Лет десять назад товарищ Киркоров записал мою песню "Ночными островами" и сколько уж продал экземпляров, считайте сами. А мне даже шоколадку не прислал... Потом даже запрос поступил от кого-то (сейчас не помню); видимо, приближённо-заинтересованных. Не могли бы вы ещё что-нибудь такое написать? Я хотел было написать... все, что по этому поводу думаю, а потом прикинул: кому писать-то? На деревню дедушке? Ну, это в порядке лирического отступления.

Английский язык был тогда для меня как окно в свободное вокальное самовыражение. И не потому, что русский слишком скованный (хотя мы можем говорить о разнице в длине слов). Разговорный английский, в целом, намного короче - в слоговой резкости, в эмоциональной разговорной амплитуде, акцентировке выражений и т.д.

Нет, русский язык далеко не скован, как показали последние годы современных попсовых интерпретаций! Он был просто заключен в строжайшую формулу политической цензуры: что можно, только осторожно, и что нельзя (до хрена - как отсюда и до самого забора). Пример: в Киеве, в зале "Украина", где "Весёлые" давали десять (!) сольных концертов, в антракте к нам ворвался местный замминистра культуры, или кто-то в этом роде, и заорал: "Что за безобразие? Куда смотрит Москонцерт (а, может, и КГБ)? Что это за шибзик (на меня) там у вас: по-русски хрипит, а по-английски зрителей обзывает: шиза! шиза! (She''s got it, she''s got it - песня Venus). Он что, думает, мы не понимаем?! Чтобы в следующем концерте этого больше не было! И вообще..."

Третья причина отъезда - политическая.
              Председатель Гостелерадио Лапин выпустил закрытое письмо - знаю из достоверных источников: Мондрус, Ободзинского, Мулермана, Горовца и ещё одного там на "Бэ" (!) в эфир стараться не пропускать - мол, не те фамилии. А тот, который на "Бэ", пока ещё не прославился, пусть подумает и фамилию поменяет (может, на "Береговой", по системе "Не нужен мне берег турецкий"?). А я уже много чего поназаписывал и, причём, под своей фамилией - и с Додиком Тухмановым ("Как прекрасен этот мир", где все "Весёлые ребята" - это я один, без "Весёлых", "Вальс"), с Фельцманом, Гаджикасимовым, Пляцковским, Дъячковым, Ивановым, Леонидовым, Мондрус, Лукач... С Максимом Дунаевским даже записал в Ленинграде целую серию песен к фильму "Синие зайцы".

Моя сольная (без "Весёлых ребят") премьера должна была состояться на Голубом Огоньке 1972г. Уже произведена предварительная съёмка, всё наготове... За несколько часов до передачи 31 декабря 1971г. мне передали, что песня "в последнюю минуту" была вырезана из программы (не успел фамилию поменять?!). Это был последний новогодний подарок мне от советской индустрии популярной песни. Лапин сказал: "Пусть подумает".

Вот я подумал и пошёл к Паше: так, мол, и так - уезжаю. А он мне: "Ты спятил! Тебе сейчас ставку поднимут! (до неслыханных в моём возрасте 30 руб. за концерт!) Мы в Чехословакию едем, новый альбом начинаем, перед нами просто космос, а ты?!"

В Чехословакию я поехал: у меня в программе был всё-таки самый западный репертуар. Там был тише воды, ниже травы - чтоб не пришили! (меня и выпустили туда только благодаря тому, что знаменитый Яков Слободкин (Пашин папа) был личным другом Андропова) и получил по приезде самую красивую и смирную характеристику. Хотя кое-кто из "Ребят" залетел за поведение и стал "невыездным".

Уходя из ансамбля, я обещал Паше сразу документы на выезд не подавать, чтобы не портить ансамблю репутацию - всё-таки четыре с половиной года вместе работали.

Последний год в Союзе был солистом очень необычного для тех времён состава типа "Кровь, пот и слёзы" и "Чикаго" под управлением Виталия Клейнота, матёрого джазмена, "Паркериста". Музыканты ансамбля были серьёзными профессионалами. Многие впоследствии уехали в Штаты, работали там с джазовыми светилами, хотя сами так никогда и не высветились.

Здесь программа была уже на очень высоком техническом уровне, с нашими собственными обработками и интерпретациями, но всё на английском языке. Пели и играли преимущественно в московском ресторане "Лесное", где, как мне говорили, была особая охрана милиции, и водились довольно солидные фарцовщики с "зеленью"; для тех времён - это почти смертельная опасность...

Снялись в эпизоде какого-то нашего художественного фильма в баре на Новом Арбате.
Апогей нашей деятельности пришёлся в городе Каунасе на полу-международный (я тогда так и не разобрался в его статусе) фестиваль-конкурс, где мы шли как почётные гости. Наше выступление погрузило публику в полный транс. Потом ходили устойчивые слухи, что после фестиваля кто-то из местных облил себя бензином на центральной площади и сжёг в знак протеста против запрещения музыкальной свободы.

Последний мой тогдашний российский всплеск музыкальной деятельности - Ереван, вместе с друзьями: Дюжиков, Валов и др. Опять толпы народа, возбуждение, истерический концертный кайф, потом беспорядки в городе, милиция... Но хотя и хорошо мы там с местными ребятами погудели, и даже анашой меня в первый раз угостили, моё воображение и всё существо уже были в пути, в полёте - без всякой анаши...

Операция "Даёшь Запад!" Господа, присяжные заседатели! Самолёт тронулся - назад дороги нет!

Или всё-таки есть?

Свои западные похождения последних 30 лет со всеми взлётами и падениями, ансамблями и хит-парадами, фестивалями, конкурсами, телевизионными выступлениями, компаниями звукозаписи, а самое главное - смертный бой с англо-саксонизмом за место под музыкальным солнцем, я мог бы описать отдельно, если это кому-то интересно. Уж больно длинная история, и говорят, что это ещё не конец!

Леонид (Леон) Бергер

Материалы от Леонида передал Юрий Анненков (Сидней)



Леонид Бергер - "Счастливчик тот" (1972)





Леонид Бергер и Лариса Мондрус -Не упрекай любовь



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Бергер Леонид .
« Ответ #1 : 23 Август 2020, 15:56:48 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика