28/03/24 - 15:55 pm


Автор Тема: Науменко Майк  (Прочитано 533 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Науменко Майк
« : 19 Февраль 2020, 19:34:49 »








































Майк Науменко : "...всё остальное - иллюзии"
Документальный фильм о легендарном рок-музыканте, лидере группы «Зоопарк» -- Майке Науменко.Запись с телеканала "Время".



Майк Нау́менко (настоящее имя — Михаи́л Васи́льевич Нау́менко; 18 апреля 1955, Ленинград, СССР — 27 августа 1991, там же) — известный советский рок-музыкант, основатель и лидер рок-группы «Зоопарк». Первый советский музыкант, совместивший в своём творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре бытового реализма. Широкой публике наиболее известен как автор таких «знаковых» песен, как «Сладкая N», «Пригородный блюз», «Дрянь» и др.


Родился 18 апреля 1955 года в семье ленинградских интеллигентов. Его отец (Василий Григорьевич, 1918—2007) был преподавателем в ЛИСИ, а мать (Галина Флорентьевна Науменко-Брайтигам, 1922—2010) — работником библиотеки. В детстве музыкой не занимался. Увлечение музыкой началось, когда Майк впервые услышал музыку The Beatles. Затем сильное влияние на его творчество оказали Чак Берри, Боб Дилан, Марк Болан, Лу Рид и др.


Писать песни начал ещё в школе, после того как бабушка подарила ему гитару. Первые песни Майк сочинял на английском. Науменко учился в спецшколе и неплохо владел языком. Там же он получил прозвище «Майк». Бывшая жена Майка, Наталья, утверждает, что так его впервые назвала школьная учительница английского языка. Первые тексты на русском были написаны в 1972 году под влиянием Бориса Гребенщикова. Кроме музыки увлекался изготовлением моделей самолётов, чтением советских детективов, переводами с английского языка.


После школы по настоянию отца поступил в ЛИСИ, но после четвёртого курса бросил учёбу. Работал звукорежиссёром в Большом Театре Кукол, потом — сторожем. Всё это время оставался музыкантом.


Во второй половине 1970-х Майк играл в группе «Союз любителей музыки рок», в 1977—1979 годах выступал с «Аквариумом» в качестве гитариста. В 1978 году Майк вместе с лидером «Аквариума» Б. Гребенщиковым записал акустический альбом «Все братья — сёстры». Длительное время Майк играл во многих малоизвестных ленинградских группах бас-гитаристом, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов. Много выступал сольно и только в 1981 году организовал свою группу «Зоопарк». До 1987 года команда была любительским коллективом, после чего прошли тарификацию в «Ленконцерте». Вместе с группой Майк давал концерты по всему СССР.


С единственной женой Натальей прожил 10 лет. От этого брака есть сын Евгений.


В конце 1980-х у Майка появились проблемы со здоровьем, которые усугубились бытовыми неурядицами и злоупотреблением алкоголем. Его оставила жена. Резко ухудшилась моторика левой руки, что привело к затруднениям в игре на гитаре.


Умер 27 августа 1991 года от кровоизлияния в мозг в результате несчастного случая у себя в квартире.


Барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов высказал другую точку зрения: по его словам, Майк Науменко действительно умер от кровоизлияния в мозг, но оно произошло не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа в результате жестокого удара, нанесённого Майку при ограблении во дворе, о чём свидетельствует пропажа личных вещей музыканта. Существуют также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно. Однако многие люди, знакомые с обстоятельствами гибели Майка, эту гипотезу не подтверждают.


Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.


Сын Майка Евгений женат, воспитывает двух дочерей, работает на телевидении. Придерживается той же версии смерти отца, что и Валерий Кирилов.


Творчество


Начало музыкальной деятельности


Майк начал увлекаться музыкой ещё в школьные годы. Первыми музыкальными группами, творчество которых привлекло его внимание, были «The Rolling Stones», «The Beatles», «Jefferson Airplane», кроме того, он собирал западные статьи про «T. Rex», «The Doors», Дэвида Боуи.


О его «дозоопарковском» творчестве известно немногое: ещё в школе сочинял песни на английском, но так и не сумел их реализовать. В начале 1977 года недолго играл в «Союзе Любителей Музыки Рок» Владимира Козлова[16]. В период 1977-79 сотрудничал с группой «Аквариум» в качестве приглашенного электрического гитариста, под названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри». Летом 1979 года совершает турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный Ремонт».


В середине 1978 года Майк с Борисом Гребенщиковым записывают акустический альбом «Все братья-сёстры». Запись выполнена на магнитофон «Маяк-202», местом проведения записи музыканты выбрали берег Невы, а из инструментов имелись лишь акустическая гитара и губная гармошка. Качество записи очень сильно отличалось от студийного, но многие записанные тогда песни стали впоследствии хитами. Летом 1980 года при поддержке БГ и гитариста Вячеслава Зорина в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк записывает свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из 32 записанных песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошёлся по Москве, и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».


Формированию музыкального лица Майка способствовало личное сближение с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной, что отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоём» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «Сто магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: "В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: «Все мои песни посвящены ей…».


Зоопарк
Следующим этапом на творческом пути музыканта стала организация группы «Зоопарк», в которой он был бессменным солистом и руководителем до конца своих дней.


Поскольку Науменко не обладал выдающимися вокальными данными, свои песни он исполнял речитативом. Популярность Майк завоевал благодаря ироническим и сатирическим песенным текстам. Большинство песен Майка поются от первого лица. Но, по словам автора, это вовсе не значило, что он именно такой, как персонаж, от лица которого поётся песня. Тексты Майка зачастую являются переводами или переработками западных песен — Боба Дилана, Лу Рида или «T. Rex» (иногда Майк сохранял и исходную мелодию — например, можно сравнить «Золотые львы» или «Позвони мне рано утром» и, соответственно, дилановские «Idiot Wind» и «Meet Me in the Morning», или «Я люблю буги-вуги» и «I Love to Boogie»). В специфическом советском пространстве вопрос о плагиате не вставал, а «восприимчивость» Майка скорее выглядела способом освоения чужой музыкально-поэтической традиции на русской почве.


Многие песни, написанные Науменко, исполнялись другими артистами. Среди них — «Аквариум», «Кино», «Чайф», «Секрет», «Крематорий», «Чиж & Co», «Алиса», «Ноль», «Собаки Качалова», «Наив», «Ва-Банкъ», «Кирпичи», «Ленинград», Земфира, «Оазис Ю», Ольга Арефьева, Casual, «Заповедник» и многие многие другие.


Дискография
Сольные альбомы


1978 — «Все братья — сёстры» (совместно с Б.Г.)
1980 — «Сладкая N и другие»
1982 — LV


Зоопарк


1981 — Blues de Moscou
1983 — «Уездный город N»
1984 — «Белая полоса»
1991 — «Музыка для фильма»
2000 — «Иллюзии»
2000 — W


Концертные записи


1980 — «Майк и Аквариум. 25 октября 1980. Москва»
1984 — «Концерт в кафе „Чайка“, ноябрь 1984 года, Новосибирск» (Майк и Юрий Наумов)
1985 — «Жизнь в Зоопарке»
1996 — «Весна-лето» (Майк и Цой)
1996 — «12-13 января 1985 года, Москва» (Майк и Цой)
1997 — «Квартирник» (Майк и Рыженко)
1998 — «Майк Науменко. Виктор Цой» (Майк Науменко и Виктор Цой)
1998 — «Исполнение разрешено» (Майк, БГ и Виктор Цой)
2009 — «Ленинград 1984» (Майк Науменко и Виктор Цой)


Трибьют-альбомы


1993 — «Песни Майка»
1998 — «Парк МАЙКского периода» («Трибьют. Зоопарк»)
2000 — «РеМайк» (трибьют)
2001 — «Ром и Пепси-кола» (Песни Майка Науменко исполняет Дмитрий Дибров и «Антропология»)
2005 — «Трибьют Майку Науменко, 50 лет. Уездный город N 20 лет спустя»
2008 — «Грязные блюзы» (Александр Дёмин)
2016 — «Песни простого человека»


Литература


Рыбин А. Три кита: БГ, Майк, Цой. — СПб.: Амфора, 2013. — 223 с. — (Дискография.ru) — 3000 экз. — ISBN 978-5-367-02833-1


Интересные факты


Песня Майка «Уездный город N» (заглавие, взятое из русской классики) подсказала создателям ростовского делового еженедельника «Город N» название для этого издания.
Фрагменты поэзии Майка почти полностью составляют диалоги и монологи в фильме «Эскизы».


Музыка


Михаилу Науменко посвящён фото- и аудиоальбом (на enhanced-CD) — Петров-Тверской «Профили рок-н-ролла» © 2007

Науменко Михаил, Виктор Цой 1984 - Квартирный концерт на Петроградской (320)
..................
Интервью корреспондента «Газеты» Александра Зайцева с товарищем Майка и менеджером группы «Зоопарк» Всеволодом Грачом.


- Как вы познакомились с Майком?


- Я даже не помню, когда я первый раз видел Майка. Я знал практически всех музыкантов, в том числе и группы 1960-х, которые играли «фирму». Мы, видимо, пересекались году в 1975-1977-м. Мы потом вспоминали это, когда уже скорешились довольно сильно. Потом так получилось, что я немного отъехал от этой тусовки. Жена у меня работает в Консерватории, и туда устроились работать монтировщиками Дюша Романов, Джордж Гуницкий и Рыба. А я с ними что-то года полтора не общался, так получилось. Они подружились, пришли к нам в гости, мы попили винца и с Рыбой поехали к Майку на работу опохмеляться вдумчиво. Ну и потом это уже все покатило, поскольку нам с Майком было друг с другом интересно. К тому же мы оба были любителями кроссвордов, даже можно сказать - профессионалами. Он выписывал «Вечерку», а я - «Смену». Я к нему приходил, давал свою «Смену» - в кроссворде было два-три слова недобито, а он мне - свою «Вечерку». И вот такой диалог: «Майк, ну интеллигентный человек должен вообще-то знать, что такое топинамбур!» А он все знал про самолеты, просто на звук мог их определять. И он говорит: «Ну а турбодвигатель «Ила» такого-то - это вообще каждый должен знать!» Я к нему частенько заходил на работу выпить винца, да много кто к нему заходил поговорить о том о сем. Он мне рассказывал кучу всяких баек о любимых музыкантах, потому что постоянно читал `NME`, `Melody Maker` и владел английским хорошо.


- А когда вы стали официальным менеджером «Зоопарка»?


- С 1986 года, когда группа получила тарификацию. Потом у нас сразу были концерты в СКК, причем в такой солянке с эстрадниками. А тогда было модно такие солянки заряжать и какого-нибудь рок-н-ролльщика кондового пригласить, чтобы зал собрать и всю эту шнягу кормить. Тогда первый раз разрешили танцевать в зале, а все концерты шли при аншлагах. У нас было две баллады в программе. Я говорю: «Майк, баллады убираем, играем только рок-н-ролл». И тысяч пять к сцене ломанулось!


- В те времена, во второй половине 1980-х, «Зоопарк» ведь гастролировал очень активно?


- Да, хотя были проблемы. Не было новой программы, не было нового альбома, и мы съехали со стадионов на «тысячники» и «двухтысячники». Но тем не менее Союз мы объездили от Петропавловска-Камчатского до Калининграда и от Мурманска до юга России. Больших городов, в которых мы не были, я что-то и не припомню. Первые концерты были в «Юбилейном», дали восемь аншлагов. Играли, помню, со «Звуками Му». Комиссия сидела дурацкая. Поскольку не было должности менеджера, я тоже числился артистом - вышел с гитарой на сцену, взял пару аккордов. Просто я во время гастрольных дел вел концерты, потому что мы были единственная группа, которая выступала с перерывом. «Алиса», «Аквариум» играли нон-стоп, а мы - с перерывчиком. Там в среднем час-десять, час-двадцать концерт длился. «Зоопарк» играл два отделения музыки, между ними - перерыв. В то время было мало информации, и поэтому в любом городе типа Сыктывкара или той же Казани, когда народ спрашивал «а что сейчас делает Гребенщиков?» или «а что делает Рикошет?», я с удовольствием эту информацию заполнял. В Казани в 1988-м мы с Валерой Кирилловым нарвались на гопников, но, когда они узнали, что мы из «Зоопарка», они сказали: «Да, слушай, я тебя вчера на сцене видел!», поймали нам такси, запугали водителя: «Если денег с них возьмешь, найдем!».


- А как гопники, интересно, реагировали на песню «Гопники»?


- Постоянно приходили записки такого рода: «Просьба сыграть песню «Гопники». И, допустим, подпись: «Тюменские гопники»... Почти каждые выходные мы где-то выступали. Тогда появились деньги более-менее приличные. Какое было у звезды подпольного рока преимущество в жизни? Выпить на халяву. Не все же такие удары держат. Я видел Майка за месяц до смерти. Мы слегка поссорились перед этим - на этой же почве, - я позвонил ему: «Майкуша, ну что ты, как?». Заехал к нему. А он получил тогда приличные деньги за `LV`, который был издан на виниле не то в Харькове, не то в Киеве, и бухал. Говорит: «От меня Наташка ушла». Я говорю: «Ну который раз уже». А он говорит: «Нет, тут все серьезно. С рукой вот беда». Я ему говорю: «Так надо не бухать, а идти в больницу». А он был такой человек - ненавидел что-нибудь просить. Приезжали, например, америкосы - та же Джоанна, другие. Они привозили гитары и все такое. И все подмажоривали, потому что откуда у музыкантов были деньги на хорошие гитары? Я Майку говорю: «Приехал какой-то рок-н-ролльный чел из Америки, привез гитару акустическую. Я знаю, что она для тебя. Посмотри, на чем ты играешь квартирники! Но для этого надо встать, дойти до рок-клуба, получить гитару. Я не могу ее за тебя получить». «Ну да», - отвечает. Я отвлекся минут на двадцать. Прихожу, а он специально, чтобы не идти и не унижаться - как ему казалось, уже неподъемный. Он как человек интеллигентный не мог сказать: «Нет, пошли они со своими подачками». В принципе, он мог быть жестким. Иногда он мог что-то тихо сказать, если хотел кого-то обидеть, но это было круче, чем на х... послать. Так и остался без гитары.


- А почему, как вы думаете, Майк практически перестал писать в это время новые песни?


- Я недавно перечитывал книгу о Майке - там есть разные версии. А ведь я же с ним прожил бок о бок все это время. Тема Троицкий говорит, что люди разные. Из Гребенщикова песни выскакивают как естественные надобности. Или Юрка Шевчук: вот прошло два года, пора написать альбом. Он собирается специально, едет в деревню и там сидит и творит. Майк, если у него не писались песни, не вымучивал их из себя. Я считаю, что последний сильный номер, который он написал, - это «Выстрелы». Это такой реквием по самому себе, это 1987 год.


Я ему говорил: «Миша, нужна новая программа», а он говорил: «Все будет». Но я видел, что не будет, увы. Может быть, человек уже сказал все, что хотел сказать. Майк - это единственный человек, который написал стандарты на русском языке. Потому что у нас не принято петь чужие песни, но, начиная еще с «Секрета», у нас ни одной команды нет, которая не пела бы его песни. От «Аквариума» до появившихся уже после его смерти «Кирпичей». Он Боб Дилан и Чак Берри в одном лице. Троицкому не нравились все эти рок-н-роллы, буги-вуги, он больше любил баллады, а мне, наоборот, они страшно нравятся, потому что так, как «Зоопарк», рок-н-ролл у нас до сих пор никто играть не умеет. Майк сам всегда говорил такую фразу: «Пусть народ танцует, это очень даже в кайф. Нам нравится, когда под нас танцуют». Песенки дурашливые - буги-вуги, твист и все такое. Но написать такую песню так, чтобы это не выглядело идиотизмом, иногда труднее, чем написать серьезный текст.


- Майк действительно был таким уж домоседом?


- Последние лет десять он даже на гастролях никуда особо не выходил. Я, как бывший экскурсовод и музейщик, старался что-то успеть посмотреть, погулять - а Майкуша... Выезд на природу ему был вообще по барабану, он был совершенно урбанистический человек. У нас была одна длинная гастроль - Дальний Восток, Сибирь. И я так построил, что было три дня отдыха во Владивостоке: город шикарный. Мы договорились, что нас отвезут на остров Попов в океан на три дня. Майк не поехал: `Ну чего там - остров, зачем мне эта рыбалка`. И вот они с Илюшей Маркеловым остались в гостинице, запаслись алкоголем - у них это называлось автономное плавание, - и сидели каждый в своем номере: шампанское, водочка, всякая корейская еда. Идти из номера в номер уже в лом, и вот они по телефону созванивались. «Что сейчас будем пить? Шампанское?» - «Давай шампанское».


- А чья была идея снять фильм «Буги-вуги каждый день»?


- Я в этом никак не участвовал. Там хорошая была идея, и он сам по себе такой «зоопарковский» - без понтов, без говна всего этого. Там одна неудачная шутка, которая сначала смотрелась весело, как у Джармуша, - когда Майк висит в петле. Я в мистику не верю, и Майк был человек неверующий, просто атеист. Но вот довиселся, через полгода - бабах! - и все.


- О смерти Майка. Я встречал такую версию, что он умер не из-за падения в квартире, а был избит на улице.


- У него было давление, и с рукой все эти проблемы - она немела. Я у ребят специально спрашивал: «Сколько вы выпили в тот день?» Я точно выяснил, что выпили они на всех три банки пива - советского, баночного, из ларька. Для «Зоопарка» это вообще ноль. Ему сплохело, он упал и головой ударился о табуретку - перелом основания черепа. Это был несчастный случай.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Науменко Майк
« Ответ #1 : 29 Июнь 2020, 15:43:40 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика