28/03/24 - 22:08 pm


Автор Тема: Павлова Зина.  (Прочитано 618 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Павлова Зина.
« : 19 Февраль 2020, 16:01:42 »


Зина Павлова- Осень

О Зинаиде Павловой известно совсем мало (по крайней мере, мне). По крохам, найденным в интернете, стало ясно, что жила в Сербии, Франции и США, представительница дворянского рода России, состоит в родственной связи с генералом Александром Александровичем Павловым (ее дядя), воевавшим в составе войск Деникина. Пела в Парижских ресторанах. В середине 60-х переехала в США. Примерно в это время на независимом американском лейбле Monitor Records вышла пластинка Зины Павловой "Пой, цыганка". Практически во всех песнях Зине аккомпанирует оркестр Кости Полянского с виртуозом-балалаечником Сашей Полинофф.
..............
“Наперекор советской власти

я свой поставлю самовар...”

Судьба секретаря издательства “Задруга” Зинаиды Павловой

После долгого забвения труды историка Сергея Петровича Мельгунова стали возвращаться в Россию. Все больший интерес у российских исследователей вызывают его жизнь и творчество. Однако до сих пор в биографии Мельгунова много белых пятен. Так, мало известно о периоде его пребывания в заключении, когда он вел дневник “Последний год”. Этот дневник, хранящийся в Центральном архиве ФСБ России, готовится к печати при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Несколько страниц из дневника были опубликованы в журналах “Новая и новейшая история” (2007, № 4) и “Звезда” (2008, № 6).

Готовя материалы к публикации, архивисты провели кропотливую исследовательскую работу, поскольку в тексте дневника много сокращений и условных знаков. Так, было установлено, что инициалы “З. П.” принадлежат секретарю издательства “Задруга”1, выпускавшего журнал “Голос минувшего”, — Зинаиде Павловой. Более пяти лет она работала в издательстве и хорошо знала Мельгунова и его супругу — Прасковью Евгеньевну. После их отъезда за границу вела с ними переписку. Близость к семье Мельгуновых сказалась на дальнейшей судьбе Зинаиды Павловны Павловой. Ей пришлось пережить и аресты, и обыски, и допросы, и лагерь.

Зинаида Павловна Павлова родилась в 1885 г. в Москве в семье служащего Волжско-Камского коммерческого банка. Когда девочке было 8 лет, умерла мать, и отец поместил ее в приют. С 15 лет она состояла ученицей в различных портняжных мастерских Москвы. В ноябре 1904 г. поступила в общину сестер милосердия, где пробыла до декабря 1905 г. В 1906 г. скончался отец Зинаиды. На оставшиеся после его смерти 500 рублей она начала учиться и концу 1906 г. выдержала экстерном экзамены за 7 классов гимназии.

С октября 1906-го по октябрь 1907 г. Зинаида Павлова работала продавщицей в магазине для актеров. Затем жила частными уроками, а с началом Первой мировой войны отправилась на фронт сестрой милосердия. В 1916 г. вернулась в Москву и снова давала уроки.

В апреле 1918 г. Зинаида Павлова поступила в редакцию журнала “Голос минувшего”, выходившего в издательстве “Задруга”, где сначала работала конторщицей, а затем — секретарем редакции. В “Голосе минувшего” она трудилась до начала 1924 г. Именно в это время она была особенно близка к семье Мельгуновых и жила в их квартире. 25 июля 1923 г. Президиум ВЦИК лишил Мельгунова гражданства РСФСР и постановил конфисковать его личное имущество.2 В этот же день в бывшей квартире Мельгуновых был произведен обыск. Сотрудники ГПУ изъяли несколько писем Мельгунова и документы антисоветского содержания. Тогда же Зинаиду Павлову арестовали в первый раз.3

На допросах в ГПУ Зинаида Павлова заявила, что не читала изъятых документов и не знает, кто их написал. Сотрудники редакции намекали, что эти бумаги могут принести неприятности. Поэтому она забрала их домой, чтобы уничтожить, но потом, как говорила на допросе, забыла. 11 сентября 1923 г. Зинаида Павлова была отпущена под подписку о невыезде из Москвы.4

Ее вновь арестовали 17 апреля 1924 г. Изъяли всю личную переписку, но через несколько дней отпустили.

В третий раз Павлова была арестована 26 июля 1930 г. при попытке нелегального перехода советско-латвийской границы в районе г. Острова. Решив бежать за границу, Зинаида Павлова собиралась добраться до Франции и обратиться за поддержкой к своим единственным друзьям — Мельгуновым, готовым помочь с работой: после ликвидации “Задруги”, не имея постоянного места работы, она жила случайными заработками.

На допросе в 10-м Пограничном отделе ОГПУ Зинаида Павлова сказала, что тяжелые материальные условия побудили ее попытаться перейти границу. Но главной причиной стали ее убеждения. Она заявила, что не признает насилия над личностью, считает, что человек в своих действиях должен быть совершенно свободен: “Условия же в СССР связывают мою личность; так, например, устранение частного заработка уже будет насилие: человек, поступая на государственную службу, связывает себя тем, что он должен идти в известное время на работу, быть членом профсоюза и т. д. <...> В СССР же существование государства как органа насилия есть уже доказательство неполной свободы для человека”.5

Следствие продолжалось несколько месяцев. В итоге Зинаида Павлова была обвинена в преступлениях, предусмотренных ст. 58-4 (помощь международной буржуазии) и 58-6 (шпионаж) УК РСФСР. На основании постановления Коллегии ОГПУ от 23 ноября 1930 г. Павлова Зинаида Павловна была заключена в ИТЛ сроком на 10 лет.

Через четверть века, в июле 1956 г., в письме к председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову с просьбой о реабилитации по делу 26 июля 1930 г. Павлова писала, что “никаких активных действий против Родины и Советской Власти” не совершала, а по своим убеждениям была лишь не согласна “в способах проведения в жизнь идеи коммунизма... Я считала, что всякая идея на благо человечества должна проводиться менее болезненно, чем это было, поэтому не могла включиться в общественную жизнь”.6 Будучи одинокой и не имея постоянного источника дохода, она сетовала на то, что при советской власти не разрешен частный заработок, ведь именно он спасал ее раньше. В показаниях 1930 г. она ясно заявляла о своих антисоветских убеждениях, теперь же в письме к Ворошилову сказано было несколько иначе: “Я не могла включиться в общественную жизнь, не работала на советской службе, хотя очень нуждалась. <...> С течением времени жизнь стала сложнее, жить вне общественной жизни становилось труднее, и я ничего для себя не нашла подходящего, как симулировать преступление, получить возмездие в виде за-ключения, где с годами могла перевоспитаться и тогда начать новую жизнь”.7

На допросе, который проводился в связи с заявлением о пересмотре дела Зинаиды Павловой, 5 января 1957 г. она вновь говорила следователю УКГБ в г. Белая Церковь о своих взглядах, о сотрудничестве с С. П. Мельгуновым и о переписке с его супругой. В СССР было известно о том, что Мельгунов до конца жизни оставался активным борцом против советской власти, видимо, поэтому следствие постановило дело Павловой не пересматривать.

Только 9 марта 1989 г. Прокуратура СССР реабилитировала Павлову.

В приложении к архивному следственному делу Р-34410 сохранились изъятые у Зинаиды Павловой при обыске 1923 г. две машинописные рукописи: шутливые пьесы в стихах “Страшный заговор, или Торжество советской власти” и “Терпеливая Пенелопа, или Грядущий Одиссей”. Они представляют интерес как самостоятельные литературные произведения, характеризующие 1920-е годы и людей той поры.

По утверждению А. Л. Толстой8, поэма “Страшный заговор...” была написана в 1920 г. A. M. Хирьяковым9. Основой ее сюжета стал судебный процесс по делу Тактического центра10. Имя одного из действующих лиц, Предверти, представляет собой аббревиатуру должности председателя Верховного революционного трибунала при ВЦИК И. К. Ксенофонтова11. Поводом иронично назвать пьесу “чаесамоварной драмой” стал диалог между прокурором Н. В. Крыленко12 и Александрой Львовной о ее участии в деле Тактического центра. Как оказалось, Толстая всего лишь поила чаем членов Центра, собиравшихся в ее квартире.

Авторство пьесы “Терпеливая Пенелопа...” по материалам архивного дела установить не удалось. Пьеса построена по аналогии с “Одиссеей” Гомера и посвящена событиям Гражданской войны: Пенелопа — это Россия, ожидающая своего мужа Одиссея, который, в свою очередь, попеременно предстает в облике Колчака, Деникина, Врангеля, Юденича, олицетворяя собой все белогвардейское движение. В финале высказывается надежда на возвращение Одиссея и установление старого строя.

В подлиннике машинописный текст набран согласно дореволюционной орфографии русского языка, в публикации он приведен в современный вид.

Не отличающиеся большими литературными достоинствами и предназначенные исключительно для узкого круга друзей, сохранившиеся тексты, тем не менее, представляют интерес как документ времени. Ясно выраженный антибольшевистский протест, ирония и гротеск делали эти шутливые зарисовки опасными. Ведь после Октябрьской революции, когда устанавливалась власть большевиков, любые, даже самые ничтожные, антисоветские высказывания или действия становились поводом для применения репрессивных мер. Поэтому вполне понятна обеспокоенность сотрудников “Голоса минувшего”, знавших, что из-за изъятых документов для редакции возможны “неприятности”. И подтверждением тому служат многие материалы из Центрального архива ФСБ России, как уже опубликованные, так и ожидающие своего издания.

Обыски и аресты, допросы и лагерь — все это пережила Зинаида Павлова только из-за того, что поддерживала отношения с семьей Мельгуновых и хранила у себя стихотворения, авторов которых даже не знала.

Павлова Зина 1993 - Пой, цыганка (256-320)
Павлова Зина и Бикель Теодор 1995 - At the russian restaurant (320)

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Павлова Зина.
« Ответ #1 : 06 Июль 2020, 14:50:08 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика