Charlie Byrd -Jitterbug Waltz
Charlie Byrd - b. Sep 16,1925 in Chuckatuck, VA. 1 Dec 2,1999Чарли Ли Берд (16 сентября 1925 – 2 декабря 1999) был американским джазовым гитаристом. Берд был наиболее известен своей связью с бразильской музыкой, особенно босса-нова. В 1962 году он сотрудничал со Стэном Гетцем над альбомом Jazz Samba, записью, которая вывела босса-нову в мейнстрим североамериканской музыки.
Берд играл в стиле фингерстайл на классической гитаре.
Чарли Берд родился в 1925 году в Саффолке, штат Вирджиния, и вырос в городке Чакатак. Его отец, мандолинист и гитарист, научил его играть на акустической стальной гитаре в возрасте 10 лет. У Берда было три брата: Оскар, Джек и Джин "Джо" Берд, который был басистом. В 1942 году Берд поступил в Политехнический институт Вирджинии и играл в школьном оркестре. В 1943 году он был призван в армию Соединенных Штатов, участвовал во Второй мировой войне, а в 1945 году дислоцировался в Париже. Там он играл в оркестре армейских спецслужб и гастролировал по оккупированной Европе в постановке "Все солдаты" Г.И. Кармен.
После войны Берд вернулся в Соединенные Штаты и изучал композицию и теорию джаза в Национальной музыкальной школе Харнетта в Манхэттене, Нью-Йорк. В это время он начал играть на классической гитаре. После переезда в Вашингтон, округ Колумбия, в 1950 году он несколько лет изучал классическую гитару у Софокла Папаса. В 1954 году он стал учеником испанского классического гитариста Андреса Сеговии и некоторое время учился у него в Италии.
Самое раннее и наибольшее влияние на Берда оказал цыганский гитарист Джанго Рейнхардт, выступление которого он видел в Париже.
В 1957 году Берд познакомился с контрабасисткой Кетер Беттс в Вашингтоне, округ Колумбия, в клубе под названием the Vineyard. Двое мужчин начали давать совместные концерты, и к октябрю часто выступали в клубе под названием the Showboat. В 1959 году они присоединились к группе Вуди Германа и три недели гастролировали по Европе в рамках тура доброй воли, спонсируемого Государственным департаментом. Другими участниками группы были Винс Гуаральди, Билл Харрис, Нэт Эддерли и барабанщик Джимми Кэмпбелл. Берд руководил своими собственными группами, в которых иногда выступал его брат Джо. Берд также активно работал преподавателем в конце 1950-х; он обучал студентов игре на гитаре у себя дома в Вашингтоне, округ Колумбия, каждый из которых должен был пройти прослушивание, прежде чем он согласится стать их учителем.
Берда познакомил с бразильской музыкой Феликс Грант, друг и радиоведущий, у которого были контакты в Бразилии в конце 1950-х, и который был хорошо известен там к 1960 году благодаря усилиям бразильского радиоведущего Пауло Сантоса. После дипломатического турне по Южной Америке (включая Бразилию) Государственного департамента весной 1961 года Берд вернулся домой и встретился со Стэном Гетцем в Showboat Lounge. Берд пригласил Гетца к себе домой, чтобы послушать несколько записей босса-новы Жуана Жилберту и Антонио Карлоса Жобима, которые он привез с собой. Гетцу понравилось то, что он услышал, и они решили, что хотят записать альбом из этих песен. Однако задача создания аутентичного звучания оказалась намного сложнее, чем кто-либо из них ожидал.
Гетц убедил Крида Тейлора из Verve Records продюсировать альбом. Тейлор и Берд собрали группу музыкантов, которых они знали. Эти ранние сессии пришлись не по вкусу ни одному из них, поэтому Берд собрал группу музыкантов, которые ранее были с ним в Бразилии, и практиковался с ними в Вашингтоне, округ Колумбия, пока не почувствовал, что они готовы к записи. В группу входили его брат Джин ("Джо") Берд, а также Кетер Беттс, Билл Райхенбах и Бадди Деппеншмидт. Райхенбах и Деппеншмидт были барабанщиками, и их комбинация облегчала достижение ритма самбы. Наконец группа была признана готовой, и Гетц и Тейлор прибыли в Вашингтон, округ Колумбия, 13 февраля 1962 года. Они записывались в здании, примыкающем к Унитарианской церкви All Souls, из-за отличной акустики здания.
Jazz Samba был выпущен в апреле 1962 года, а к сентябрю вошел в чарт поп-альбомов Billboard. К марту следующего года альбом занял первое место. Термин "босса-нова" использовался позже. Альбом оставался в чартах семьдесят недель, и вскоре Гетц обошел Джона Колтрейна в оптимистичном опросе. Одной из самых популярных мелодий альбома был хит Жобима под названием "Desafinado".
После успеха Jazz Samba Берд подписал контракт с Riverside Records, которые переиздали шесть его альбомов, записанных для небольшого необычного лейбла, дочерней компании Washington Records.
В марте 13, 14, 15, 16, 1963, Берд отправился в двух часах езды к югу от Вашингтона, округ Колумбия, в Университет Вирджинии в Шарлотсвилле, чтобы написать музыку для оригинального мюзикла "Плач для гитары и двух влюбленных". Пьесу поставил Ли Девин из драматического факультета UVa, музыку для ансамбля из 10 произведений написал Сидни Ходкинсон из музыкального факультета UVa. Двумя вечерами позже, 18 марта, трио Byrd сыграло концерт с песней “Lament for Guitar and Two Lovers” в Кейбелл-холле, акустической аудитории университета. Солисткой концерта была Джослин Анкер Мосс.
В 1963 году Берд совершил турне по Европе с Лесом Макканном и Zoot Sims. Между 1964 и 1965 годами он выступал на джазовом фестивале в Ньюпорте с епископальным священником Малкольмом Бойдом, сопровождая молитвы из своей книги Ты бежишь со Мной, Иисус? с гитарой. В 1967 году Берд подал в суд на Стэна Гетца и MGM, утверждая, что ему несправедливо заплатили за его вклад в альбом 1962 года Jazz Samba. Жюри согласилось с Бердом и присудило ему половину авторских отчислений с альбома.
В 1973 году Берд переехал в Аннаполис, штат Мэриленд, а в сентябре того же года он записал альбом с Кэлом Тьядером под названием Tambú, единственную запись, которую они сделали вместе. В том же году Берд присоединился к гитаристам Хербу Эллису и Барни Кесселу и сформировал группу Great Guitars, в которую также входил барабанщик Джонни Рей. Берд сотрудничал с венесуэльским пианистом и композитором Альдемаро Ромеро над альбомом Onda Nueva/The New Wave.
С 1980 по 1996 год он представил несколько своих аранжировок сообществу джазовой и классической гитары на форуме гитариста (gfmusic.com), в том числе рождественские гитарные соло Чарли Берда, Моцарт: семь вальсов для классической гитары и Библиотека Чарли Берда с музыкой Джорджа Гершвина и Ирвинга Берлин. Он также сотрудничал с Брасс-квинтетом Аннаполиса в конце 1980-х, выступая с ними на более чем 50 концертах по всей территории Соединенных Штатов и выпустив два альбома.
Берд несколько лет играл в джаз-клубе в Силвер-Спринг, штат Мэриленд, под названием Showboat II, которым владел и управлял его менеджер Питер Ламброс. Он также работал дома в ночном клубе King of France Tavern в отеле Maryland Inn в Аннаполисе с 1973 года до своей смерти в 1999 году. В 1992 году издательством Stewart, Tabori & Chang была опубликована книга "Джазовые повара" Боба Янга и Эла Станкуса, представляющая собой сборник рецептов, включающий несколько рецептов от Берда. Он также является автором публикации 1973 года "Мелодический метод Чарли Берда для гитары".
Берд был женат 3 раза. Его первой женой была певица Вирджиния "Джинни" Мэри Берд, которая исполнила вокал на ряде его ранних записей и которая умерла в 1974 году. У них было двое детей: Кэрол М. Роуз и Джеффри. Джеффри погиб в 1973 году в автомобильной аварии. Его второй брак с Мэгги Берд закончился разводом; у них родилась дочь, Шарлотта Э. Берд.
На момент своей смерти Берд был женат на Ребекке Берд из Аннаполиса в течение одного года. У него остались жена, дочери от первого и второго брака, два брата: Джек Р. Берд из Саффолка, Вирджиния, и Джин Х. "Джо" Берд из Эджуотера, и внучка.
Он любил кататься под парусом, и у него была двадцатишестифутовая лодка под названием "I'm Hip", на которой он плавал в разные уголки мира.
Чарли Берд умер от рака легких 2 декабря 1999 года в своем доме в Аннаполисе, штат Мэриленд, в возрасте 74 лет.
...................
Гитарист. Он вырос в музыкальной семье и уже ребенком начал учиться игре на гитаре. Когда Вyrd был во Франции во время второй мировой войны, ему выпало счастье сыграть со своим кумиром Django Reinhardt. После войны Вyrd сотрудничал с Sol Yaged (1947), Joe Marsala (1948) и Freddie Slack (1949), но, посчитав карьеру джазового музыканта недостаточно перспективной, он решил выбрать профессию концертирующего гитариста. Вyrd обучался искусству игры на классической гитаре, у Sophocles Papas (1950) и Andrea Segovia (1954). Будучи исполнителем произведений классического репертуара, он, тем не менее, увлекся идеей использования техники игры на классической гитаре в применении к музыке джазовой, а также и народной. Начиная с 50-х гг. Вyrd регулярно выступает в Вашингтоне, кроме того, он играл и записывался с Woody Herman (1958-89).Его интерес к латиноамериканской музыке обострился после турне по Южной. Америке, организованного госдепартаментом США (1961), и в 1962 году он записал вместе со Stan Getz альбом "Jazz Samba", положивший начало популярности стиля босса-нова в США. В 1973 году Вyrd основал группу Great Guitars с участием в ней Barney Kessel и Herb Ellis. Вyrd обладает превосходной техникой; несмотря на его восхищение игрой Reinhardt, Les Paul и Antonio Сarlos Jobim, собственный стиль музыканта не теряет самобытности. Вyrd является автором учебного пособия "Charlie Byrd's Melodic Method for Guitar, NewYork,1973.
Брат Вyrd — Joe Byrd учился в Peabody Conservatory и впервые участвовал в записи пластинки в качестве гитариста и контрабасиста под руководством брата в 1962 году. Начиная с 1964 года, он является постоянным участником групп, возглавляемых Charlie Byrd, в которых играет на контрабасе и электрической бас-гитаре.
...............
Charlie Lee Byrd (16 сентября 1925 - 2 декабря 1999) был известным и разносторонним джазовым гитаристом из Suffolk (штат Virginia), исполнявшим музыку в стилях: бразильский джаз, латиноамериканский джаз, босса-нова, боп…
Легенда гласит, что играть на гитаре он научился у отца-мандолиниста, а первые музыкальные впечатления получил, слушая безработных музыкантов, игравших в лавке отца в годы "Великой Депрессии". Впоследствии он получил техническое образование и сражался в рядах американской армии в Европе во время Второй мировой войны. С конца 40-х Чарли Бёрд профессионально выступал как джазовый гитарист - огромное впечатление на него произвела встреча во время армейском службы с игравшим для американских войск цыганским супергитаристом Джанго Рейнхардтом (Django Reinhardt), единственным европейцем, ещё до Второй мировой вошедшим в "первую лигу" джаза. В 1950 Чарли переехал в Вашингтон, чтобы получить образование по классической гитаре: его учителем стал легендарный Софоклес Папас (Sophocles Papas). А в 1954 г. Берд на время переехал в Испанию, чтобы брать уроки классической гитары у самого Андреса Сеговии (Andrés Segovia), величайшего классического гитариста XX века. В начале 60-х Чарли Бёрд в числе других американских джазовых музыкантов серьёзно увлёкся бразильской музыкой, в первую очередь стилем босса-нова. Именно Бёрд наряду с тенор-саксофонистом Стэном Гетцем был среди тех, кто сделал босса-нову популярной с США и во всём мире. Совместная запись с Гетцем Jazz Samba и концертная запись трио Чарли Берда в нью-йоркском клубе Village Vanguard принадлежат к числу эпохальных работ в истории джаза. В начале 70-х Бёрд продолжал оставаться активным и уважаемым действующим лицом американской джазовой сцены, много путешествовал и увлекался парусным спортом - он владел 8-метровой парусной яхтой I'm Hip ("Я Клёвый"). За популяризацию бразильской музыки во всём мире правительство Бразилии в 1999 году наградило Чарли Бёрда званием "Рыцарь Риу-Бранку" (Knight of the Rio Branco).
1957 Jazz Recital Savoy 1957
1957 Blues for Night People Savoy 1957
Everybody's Doin' the Bossa Nova Riverside 1960
1960 ‘’Four Suites by Lodovico Roncalli’’ Washington Records 1960
1962 Latin Impressions Riverside 1962
1962 Jazz Samba Verve 1962 Stan Getz
1960 Mr. Guitar Riverside 1962
1962 Bossa Nova Pelos Passaros Riverside 1962
1958 Byrd's Word! Riverside 1962
1960 The Guitar Artistry of Charlie Byrd Riverside 1963
1961 Charlie Byrd at the Village Vanguard Riverside 1963
1961 Blues Sonata Riverside 1963
1963 Once More! Charlie Byrd's Bossa Nova Riverside 1963
1963 Byrd at the Gate Riverside 1963
1959 Byrd in the Wind Riverside 1963
1964 Byrd Song Riverside 1964
Byrdland Columbia 1966
1965 The Touch of Gold Columbia 1966
1965 Travellin' Man Columbia 1965
Christmas Carols for Solo Guitar Columbia 1966
1965 Brazilian Byrd Columbia 1966
1967 Hollywood Byrd Columbia 1967
1965 Solo Flight Riverside 1967
1967 More Brazilian Byrd Columbia 1967
1967 Sketches of Brazil: The Music of Villa-Lobos Columbia 1968
1968 Hit Trip Columbia 1968
1968 Delicately Columbia 1968
The Great Byrd Columbia 1968
1969 Aquarius Columbia 1969
Let It Be Columbia 1970
1971 For All We Know Columbia 1971
1971 The Stroke of Genius Columbia 1971
Onda Nueva Columbia 1972 Aldemaro Romero
1974 Byrd by the Sea Fantasy 1974
1975 Great Guitars Concord Jazz 1975 Barney Kessel, Herb Ellis
1975 Top Hat Fantasy 1975
1976 Charlie Byrd Swings Downtown Improv 1976
1976 Great Guitars 2 Concord Jazz 1976 Barney Kessel, Herb Ellis
1977 ‘’charlie Byrd’’ Crystal Clear Records 1977. Joe Byrd, Wayne Phillips, Paula Hatcher, Bill Reichenbach
1979 Blue Byrd Concord Jazz 1979
Sugarloaf Suite Concord Jazz 1979
Great Guitars at the Winery Concord Jazz 1980
Brazilian Soul Concord Jazz 1981 Laurindo Almeida
1981 Brazilville Concord Jazz 1982 Bud Shank
1982 The Charlie Byrd Christmas Album Concord Jazz 1982
1984 Isn't It Romantic Concord Jazz 1984
1985 Tango Concord 1985 Laurindo Almeida
1986 Byrd and Brass Concord Jazz 1986 Annapolis Brass Quintet
1988 It's a Wonderful World 1988
Music of the Brazilian Masters Concord 1989 Laurindo Almeida, Carlos Barbosa-Lima
1992 The Washington Guitar Quintet Concord Jazz 1992
1994 Moments Like This Concord 1994
1993 Aquarelle Concord 1994
1994 I've Got the World on a String Timeless 1994
1995 Du Hot Club de Concord Concord Jazz 1995
1996 The Return of the Great Guitars Concord Jazz 1996 Herb Ellis, Mundell Lowe
1997 Au Courant Concord Jazz 1998
1999 My Inspiration Concord 1999
2000 For Louis
Byrd Charlie 1957 - Blues For Night People (320)Byrd Charlie 1958 - Bamba Samba Bossa Nova (320)Byrd Charlie 1958 - Byrd's World (320)Charlie Byrd Trio and Woodwinds 1959 - Byrd in the Wind (320)Byrd Charlie 1960 - The Guitar Artistry Of (320)Byrd Charlie 1961 - Blues Sonata (320)Byrd Charlie 1961 - Mr. Guitar (320)Byrd Charlie & Getz Stan 1962 - Jazz Samba (320)Byrd Charlie 1962 - At The Village Vanguard (320)Byrd Charlie 1962-63 - Bossa Nova Pelos Passaros (320)Byrd Charlie 1962-63 - Latin Byrd (320)The Charlie Byrd Trio 1963 - At The Village Gate (320)Byrd Charlie 1965 - Brazilian Byrd (320)Byrd Charlie With Voices 1965 - Byrd Song (320)Byrd Charlie 1965 - Solo Flight (320)Byrd Charlie 1974 - Byrd By The Sea (320)Byrd Charlie 1980 - Sugarloaf Suite (320)Byrd Charlie & Almeida Laurindo 1981 - Brazilian Soul (320)Charlie Byrd Trio 1981 - Brazilville (320)Byrd Charlie & Almeida Laurindo 1983 - Latin Odyssey (320)Charlie Byrd Trio 1984 - Isn't It Romantic? (320)Byrd Charlie & Almeida Laurindo 1985 - Tango (320)Byrd Charlie & Peplowski Ken 1991 - The Bossa Nova Years (320)Byrd Charlie 1992 - The Washington Guitar Quintet (320)Byrd Charlie 1994 - Moments Like This (320)Byrd Charlie 1995 - Jazz'n'Samba (320)Byrd Charlie 1997 - Classical Byrd (320)Charlie Byrd Trio 1997 - Au Courant (320)Byrd Charlie 2000 - For Louis (320)Byrd Charlie 2002 - Plays Jobim (320)Charlie Byrd - A Man And A WomanCharlie Byrd - Freddie's TuneMoments like thisCharlie Byrd - Favela