Александр Жданов. Перепела
Александр Михайлович Жданов (10.02.1948 - 9.02.2013) - поэт, композитор, певец.
Родился в 1948 году на хуторе Широком Донецкой области (Украина).
Филолог. Инженер-эколог. Работает геологом на предприятии «Сингеос» (Москва).
Музыкальное образование.
Автор 420 песен (стихи, музыка, исполнение).
Две трети из них ждут своей материализации в звукозаписи.
В концертном варианте – циклы песен «На войне, что зовется жизнь», «Дуэль», «Я тут стоял», «Мы», «Реабилисудие», «Там, где нас нет», «Скиф-1», «Скиф-2», «Эпоха экстрасенсов», «Вишневая веточка», «Млечный путь», «Сон-трава», «Пастух дождей», «Одно мгновенье», «Где Бог – там и Родина», «Перекати-поле», «Урок этикета», «Глухомань», «Калиточка».
***
За несколько минут до своего дня рождения ночью 9 февраля от гриппа, осложненного пневмонией, в реанимации Московской клинической больницы №15 скончался поэт, композитор и певец Александр Михайлович Жданов.
Ему исполнилось бы 65 лет.
Жданов Александр 1994 - Там, где нас нет (CD) (320)Жданов Александр 1995 - 259 (CD) (320)Жданов Александр 2000 - Скиф 1 (CD) (320)Жданов Александр 2000 - Скиф 2 (CD) (320) Пастух дождей
Жданов Александр - Одно мгновение (192) Сон-трава
Жданов Александр 2003 - Где Бог - там и Родина (256)Жданов Александр 2002 - Перекати-поле (VBR)Урок этикета
Зубрите феню!
Жданов Александр 2002 - Калиточка (VBR)............................
Жданов Александр 1989 - Долюшка (256)Жданов Александр 1990 - Патроны (320)Жданов Александр 1990 - Приходи в пивную (320)Жданов Александр 1992 - Старенький наган (320)Жданов Александр 1996 - Я тут стоял (CC) (320)....................
Александр Жданов: «Уроки музыки»
(странички автобиографии)
Баян был большой и пугающе красивый. Темно-вишневый перламутр. Перл-ла-муутрр – это уже музыка. Слаще музыки был его запах. Сердце замирало, и грудь не могла вместить вдыхаемый воздух, потому что выдыхать не хотелось. Конечно, в руках его далеко не унесешь – футляр бил по ногам всеми углами, какие у него были, и волочился по земле, а вот в чехле, сшитом из серого папиного плаща, баян почти ничего не весил. Если крепко стянуть лямки на груди и немного отдохнуть после каменного карьера и перед редким лесочком возле Новостройки, то часа за полтора можно запросто добраться от хутора до дворца культуры в Городе, особенно если снег в степи не очень глубок.
Учитель Музыки – Владимир Викторович – высокий, прозрачно-бледный, с широко открытыми глазами, был слепым. Он всегда смотрел вверх, будто прислушиваясь к тому, что не могли слышать другие.
Когда я, пытаясь сыграть «Перепёлочку», извлек из баяна какие-то жуткие сипящие звуки, учитель дернулся, быстро провел рукой по инструменту, потом по моим мокрым волосам, курточке и громко позвал Анну Ивановну. Меня раздели, растерли водкой и завернули во что-то холодное.
Несколько дней подряд, открывая глаза, я видел испуганное лицо мамы, а, закрыв глаза, снова срывался в талую мартовскую кашу, заполнившую карьер, и молча пытался выплыть с баяном за спиной. Молча, потому что знал: звать на помощь глупо – в степи никого нет.
На этом моё музыкальное образование закончилось. «Подрастешь – научишься еще», - сказала мама. А шапку мою нашли пацаны в карьере летом и наделали себе из нее жошек.
Александр Жданов.
.................
Александр Жданов: «Голосовой нерв»
(о песнях Александра Жданова)
Во времена глубокого духовного обморока, в котором пребывали люди конца шестидесятых – начала семидесятых годов, родилась альтернатива официальной культуре – самодеятельная песня. Это было не первое, и не второе рождение жанра: трубадуры, барды и менестрели охотно заполняли пространство культуры в эпохи ее вынужденного подполья. Это было
и противостояние глухому молчанию тех, кто не хотел мириться с воцарившейся в мире полуправдой, кого не устраивала декорированная бодрыми лозунгами социальная повседневность.
В наши дни мы стали свидетелями редкой ситуации, когда на эстраде,
по радио и телеканалам, в домашнем кругу и на площадях больших и малых городов слышны голоса певцов нескольких поколений. Интонации Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого звучат на одной высоте с голосами певцов, родившихся в конце сороковых - начале пятидесятых, а эти последние вплетаются в еще непривычные для нас голоса тех, кто родился в шестидесятые годы.
В этом пестром песенном многоголосии все отчетливее определяет свои контуры творчество Александра Жданова, который возрастом принадлежит к среднему поколению певцов, а смыслом своего песенного энтузиазма – классической традиции и самой актуальной современности.
Быть наследником классической лиры ответственно и опасно. Это наследие отмечено высоким состраданием малым мира сего, оно составляет опору национального предания, в нем – завет отечественной культурной памяти. Есть память жанра и память голоса, есть рискованный дар жизненного артистизма, противостоящий обыденной ролевой игре в жизнь. Есть наследование артистического жеста, которым на ноги подымают зал, и есть умение трагического вживания в героя песни. Наконец, есть в профессиональной оглядке на традицию (страшный и веселый) риск разделить участь ее создателей, потому что сама идея жизненного риска входит в состав традиции. От «бездны мрачной на краю» до «хоть немного еще постою на краю!» живет в русской поэзии это жутковатое самоутверждение над пропастью (столь далекое от богемной эстетики смерти и столь близкое отечественному ощущению реальности как непрерывного Армагеддона).
Лирические песни-новеллы А.Жданова - в их внутренней голосовой напряженности – возвращают нас ко времени классического романса.
Это странный жанр: жалоба, молитва и заклинание; внезапно освещенный уголок памяти, из которого наплывают на нас мучительно знакомые силуэты, милые тени.
Самая высокая, самая чистая лирика неизбежно превращается в романс. Многие стихи А. Жданова минули переход от слова к его музыкальной огласовке и сразу родились в камерном уюте романсных ритмов с той же естественностью, с какой волна набегает на берег. Школа романса для А.Жданова – это не просто дань слишком близко лежащей традиции; это стало школой вокальной примерки, а исполнительства – к тексту.
Ни играть, ни петь Александра никто не учил, поэтому ему, как автору по преимуществу, остается то, что остается всякому автору наедине с материалом: слух, интуиция, ощущение слушателя – весь ненадежный в отдельности и нехитрый в целом инструментарий ремесла, который Вл. Ходасевич называл «поэтическим хозяйством». Но песни-стихи Александра Жданова, рожденные доверием слуховой догадке и музыкальной гипотезе, вынесенные на интонационном жесте навстречу нашему вниманию, - эти мгновенно запоминающиеся песни рождены энергией подлинно творческого порыва.
Это песни доверия; в них ожидание надежды и возможность отпрянуть от края бездны, такой притягательной. В них есть приглашение к горькому глотку свободы. В них есть личность, искусившаяся опытом самопознания и уставшая ловить свои неверные отражения в кривых зеркалах внутренней рефлексии. В них есть попытка преодоления самого черного из путей – пути одиночества.
Камерная песня широкой известности, как правило, не приносит; она в ней и не нуждается. Песни А. Жданова ждала популярность (поймем это слово в буквальном переводе на русский: «публичность», «народность»), когда они превратились в музыкальное эхо социальной событийности. Песни афганского цикла, не раз исполненные в коллективах людей, вернувшихся с войны, вызывали однозначную оценку: их мог написать только свидетель и соучастник событий под Гератом. Автор там не был и быть не мог. И все-таки он там «был» в том специально творческом смысле присутствия, которое порой много подлиннее фактического (исторического) присутствия. Так Пушкину, не бывавшему в военных стычках, удалось пережить их в эстетической подлинности стихотворства.
Вот эта эмоциональная подлинность переживания и превращает афганский цикл А.Жданова в историческое свидетельство нашей национальной трагедии, которая, как всякая большая беда, складывается из «малого»: дерзание – гибель – сознание непоправимости – горе матери – скорбное предстояние друзей.
Гражданские песни А. Жданова можно было бы назвать историко-политическими ретроспекциями: в них осмысляется далекое и близкое прошлое нашей Отчизны в его неизбывной трагедийности.
Надо ли удивляться тому, что песенная лирика такого типа ставит, среди прочего, и классическую тему поэта, поэзии, творчества? Поэт в нашей истории – фигура трагическая (и в бытийном, и бытовом плане). Дуэль с мертвым бытием – такова жизненная позиция отечественной поэзии. Когда поэт выходит на дуэль с изобретательной и всемогущей Ложью, все порядочные люди становятся его секундантами. Но они не станут выполнять главной задачи дуэльного обряда – примирить противников. Дуэль поэзии и неправды – не ритуал, а принцип жизни. Когда у человека нет другого способа бытия, он становится поэтом, бардом, он превращается в голосовой нерв своего народа.
Из предисловия к сборнику песен Александра Жданова, 1989 г.