28/03/24 - 22:36 pm


Автор Тема: Дулькевич, Нина Викторовна.  (Прочитано 613 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Дулькевич, Нина Викторовна.
« : 13 Февраль 2020, 16:21:48 »
















Ни́на Ви́кторовна Дульке́вич (в девичестве Бабу́рина; 1891, Петербург — 1934, Ленинград) — российская и советская эстрадная певица (меццо-сопрано).
 
Начала петь в 15 лет, вышла за руководителя цыганского хора Николая Дулькевича. С 18 лет Нина Дулькевич начала гастролировать по России. Первые сообщения о концертной деятельности Нины Дулькевич относятся к 1906 году. Как «русско-цыганская певица» в сопровождении двух гитар в 1907 выступала в программе одного из фешенебельных петербургских садов «Аквариум». В том же 1907 участвовала в концерте по случаю гвардейского праздника в Царском Селе. В первых рецензиях отмечалась скромность её вокальных и актёрских данных. Но Дулькевич уверенно расширяет репертуар, много работает и, начиная с 1910, переходит к сольным программам.
 
С 1911 года начались регулярные концерты Нины Дулькевич в Москве и Петербурге, она исполняла старинные цыганские романсы. Концерты ежегодно проходят в Больших залах Благородного собрания обеих столиц при большом стечении публики. Среди её почитателей Александр Куприн, Леонид Андреев.
 
Чистота фразировки, темперамент в соединении с искренностью, задушевностью, выразительное пиано отличают ее исполнение песен (в том числе из «Живого трупа»: «В час роковой», «Невечерняя», «Шел мэ вэрсте»), старинных романсов, русских песен. Её грудной, низкий голос передавал «поэзию дикой воли, тёмной ночи у пылающего костра, лихую удаль и тихую грусть» (Рампа и жизнь. 1912. № 47). Таборные песни пела с хором цыган: Николая Шишкина в Петербурге, со Стрельненским хором Ивана Лебедева в Москве.
 
В 1915—1917 годах выступала в театрах миниатюр, гастролировала по стране, дала много благотворительных концертов.
 
В 1917—1920 продолжала исполнять свой репертуар в театрах миниатюр Петрограда, в начале 20-х годах на летних эстрадах. Борьба с «цыганщиной» заставила изменить репертуар и характер выступлений — перешла на исполнение детских песенок, умело подражая детскому голосу.
 
Записала на диски фирмы Патэ, кроме таборных песен и романсов («Нет, не любил он», «Ну же, ямщик», «Уголок», «Я не хочу, чтоб свет узнал» и др.), также русские народные песни («Вечор поздно из лесочка», «Ах, кумушка» и др.).

Дулькевич Нина - Золотые россыпи романса 2000 (192)   Дулькевич Нина 2000 - Золотые россыпи романса (192)
.....................................
Евгений Пучков 2
                   «СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ: НИНА ДУЛЬКЕВИЧ».
                        (1891-1934).

Нина Викторовна Дулькевич ( в девичестве Бабурина) родилась в 1891 году, в Петербурге, в бедной семье. Ей суждено было стать одной из самых популярных певиц императорской России. Свою творческую карьеру Дулькевич начала в раннем возрасте. В  15 лет, чтобы прокормить семью, Нина нанялась горничной в дом к очень известному человеку. Это был руководитель знаменитого тогда в Петербурге цыганского хора Николай Дмитриевич Дулькевич. О нем стоит сказать несколько слов.
Сам родом из Рязани, Николай приехал в Петербург по настоянию родного брата, Василия Дмитриевича, коннозаводчика. В 1903 году Николай Дулькевич организовал в Питере свой собственный  хор из Тульских и Рязанских цыган. Он был очень хорошим наставником и педагогом, выпустившим из-под своего крыла много талантливых людей цыганской и русской сцены, среди которых первое место, бесспорно, принадлежит Нине.
Как это часто бывает, в дело вмешался его величество случай. Однажды, подавая обед, Ниночка стала что-то напевать. Сильный и звонкий голос молодой девушки  понравился Николаю Дмитриевичу, и он не долго думая, пригласил ее в свой хор. Нина согласилась и, некоторое время спустя, стала официальной женой Николая Дулькевича.
Первые выступления принесли молодой девушке большой успех. Певица покоряла слушателей своим звонким заливистым меццо-сопрано с настоящим цыганским надрывом, хотя во внешности певицы не было ничего цыганского: белокурая девочка с голубыми  глазами и добрым лицом славянского типа.
С 1910 года Нина Дулькевич Начинает выступать на большой сцене с сольными программами. Ей исполняется 19 лет. Девчушка из бедной питерской семьи становится безумно популярной. Ее имя ставят в ряд с самыми популярными певицами России: Варей Паниной, Анастасией Вяльцевой…  Репертуар Дулькевич составляли старинные романсы и русские народные песни, среди которых: «Ах, кумушка», «Вот мчится тройка почтовая», Ах, мальчишка, шалунишка»,"Жалобно стонет ветер осенний" и др. Включала Нина в свой репертуар и чисто цыганские произведения: « Народная песня Соса Гриша», «Шел мэ верстэ» и некоторые другие. 

За глаза поклонники называли Дулькевич  «белая цыганка», за ее надрывные нотки в голосе, и  чисто цыганские интонации. Нина Викторовна работала, что называется, «на износ». Репетировала по восемь часов без перерыва, а на концертах «на бис» исполняла до 70 романсов и песен! В этом с ней могла соперничать лишь «несравненная» Анастасия Вяльцева.
Слушая старые записи Нины Дулькевич  в интернете, я заметил, что она чередовала грустные песни и романсы с веселыми разухабистыми мотивами: «Быстро промчалися вы, дни золотые мои!
Радость, надежду, любовь – вы навсегда унесли!
Нет, не увижу я вновь, светлых и радостных дней,
Нет, не забьется во мне, сердце восторгом любви!
И как на шумном пиру грустно незваный презрен,
Так без привета и слов кончится жизненный путь…»
И тут же могла звучать задорная, плясовая песня: «Конфетка моя леденистая, полюбила я милОго, румянИстого!»  Это своеобразное чередование, смена настроений, нужны были, чтобы зрители на концерте не очень уставали, но и чтобы не дать им сильно отдохнуть. Ведь без серьезного нет прекрасного, а заставлять людей все время плакать – нельзя. Певцам и актерам давно известен этот закон.
Одним из самых ярых поклонников творчества Нины Викторовны Дулькевич был писатель Александр Куприн. Вот что он писал о творчестве певицы в одном из своих очерков:
"В первом же спетом старинном романсе „Дремлют плакучие ивы“ певица развернула всю прелесть богато одаренной натуры.
В третий раз я слышал госпожу Дулькевич. Пела она на «бис» бесконечно много современных романсов и русских песенок и, наконец, перед тем, как совсем оставить эстраду, вдруг по какой-то случайности или по капризу, запела настоящую цыганскую таборную песню. Я никогда не забуду этого внезапного, сильного, страстного впечатления. Точно в комнате, где пахло модными духами, вдруг повеял сильный аромат какого-то дикого цветка, повилики, полыни или шиповника.  Я не один почувствовал. Я слышал, как притихли понемногу очарованные зрители, и долго ни одного звука, ни одного шороха не раздавалось в огромном зале, кроме этого милого, нежного, тоскующего и пламенного мотива, лившегося, как светлое красное вино. Из тысячи присутствующих вряд ли один понимал слова песни, но каждый пел душою ея первобытную звериную инстинктивную прелесть». (А.И.Куприн статья «Фараоново племя»).

А вот что писала от 3 марта 1911 года газета «Биржевые ведомости»: Это был вечер старой цыганки В.Паниной в Дворянском собрании...устала...силы стали видно изменять...вместо себя В.Панина благословила для хранения старинной цыганской песни...Нину Дулькевич.. И зажглись глаза слушателей..не увяло ещё цыганское пение...даже перебиравшие струны гитар цыгане одобрительно кивали головой..."
Несколько лет спустя настают тяжелые  времена для России: первая мировая война, две революции… Нина Дулькевич в этот период своей жизни продолжает активно гастролировать, в начале 1920х годов певица принимает решение остаться в России, пусть непонятной, советской, разрушенной до основания, и все-таки родной… Нина Викторона по-прежнему живет в своем  городе – Петрограде. Певица работает  в местном театре миниатюр, исполняет свою романсную программу, но в 1924 году к власти приходит И.В.Сталин, который начинает вести активную борьбу «с цыганщиной». Романс становится «идеологически вредным жанром», «пережитком прошлого», «мещанством»… В этих условиях Нина  Дулькевич была вынуждена в корне изменить репертуар. Она стала петь детские песни, умело подражая голосам мальчиков и девочек. Работа в театре миниатюр все-таки приносила свои плоды. Еще одной известной актрисой, поющей детскими голосами, как мы знаем, была Рина Зеленая… Конечно, после старинных романсов петь детские песенки было мягко говоря не привычно,  но на лучшее в те времена нельзя было рассчитывать… Как бы там не было, в конце 1920х годов стали выходить пластинки Нины Дулькевич с записями детских песен, взрослые, покупавшие детям эти пластинки удивлялись: «Неужели это та самая Дулькевич?!»
Однажды промозглым октябрьским вечером 1933 года Нина  Викторовна первый раз за много лет исполнила свою старую  программу. Зал  был не топлен, народу мало, но атмосфера была по-настоящему теплой, и овации зрителей не заставили себя ждать. К сожалению, это была «лебединая песня» прославленной русской певицы. В январе 1934 года Нина Дулькевич скончалась в своем родном городе Ленинграде. Ей было всего 43 года. 
В книге "Не уходи, побудь со мною! Старинный русский романс" в разделе, посвящённом Н. Дулькевич, приведены слова песни:
 МОГИЛА
Музыка и слова Якова Пригожего

Пускай могила меня накажет
За то, что я тебя люблю,
Но я могилы не страшуся:
Кого люблю – и с тем умру.

Он подходил ко мне с улыбкой,
Мне руку жал, меня ласкал,
И называл меня голубкой,
И в губки алы целовал.

Мне поцелуй твой был прощальный,
Когда настал разлуки час,
Ведь я, дитя, любви не знала,
Не знала, что любить - страдать.

Ах, лучше б тебя не встречала
И не любила б я тебя,
Мое бы сердце не страдало,
И век бы счастлива была.

В постели я лежу, болею,
Мне всего семнадцать лет;
А завтра лягу я в могилу,
И скажут все: ее уж нет.

Зажигай же, мать, лампаду,
Уж скоро, скоро я умру,
Белый свет я покидаю,
В могилу хладную пойду.

Могилу мою землею зароют,
Когда я в ней буду лежать,
Ты вспоминать будешь, мой милый,
Мою могилу посещать.

И прихожу я на кладбище,
Спросил у деда-старика:
- Могила, чья эта сырая,
И кто такая померла?

- Здесь лежит одна девица,
От чахотки померла,
От любви в землю пошла.
Эту песню когда-то с огромным успехом исполняла и Нина Викторовна…Похоронили «Белую цыганку» на одном из кладбищ города Ленинграда.  Так закончился жизненный путь великой певицы, оставившей о себе добрую память…

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Дулькевич, Нина Викторовна.
« Ответ #1 : 18 Май 2020, 15:37:00 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика