29/03/24 - 08:46 am


Автор Тема: Данин Дмитрий  (Прочитано 687 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Светлана

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 18288
  • Музыка. Для каждого своя.
Данин Дмитрий
« : 12 Февраль 2020, 16:53:22 »

Дмитрий Данин (музыкант, певец, композитор, аранжировщик Дмитрий Магазаник)





Дмитрий Яковлевич Данин (настоящая фамилия - Магазаник) - талантливый музыкант, певец, композитор, аранжировщик. Родился 2 февраля 1950 года в Виннице. С 1977 года по 1986 год в качестве клавишника и композитора играл в ансамбле «Фестиваль», который был создан композитором Максимом Дунаевским и музыкантом, певцом и композитором Марком Айзиковичем на основе полтавской группы «Краяны». С конца 1970-х и до середины 1980-х годов «Фестиваль» записал музыку и песни для многих кинофильмов и мультфильмов - «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978 год), «Ах, водевиль, водевиль...» (1979 год), «Летучий корабль» (1979 год), «Карнавал» (1981 год), «Куда он денется!» (1981 год), «Трест, который лопнул» (1982 год), «Зелёный фургон» (1983 год), «Приключения Петрова и Васечкина» (1983 год), «Маленькое одолжение» (1984 год), «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984 год)... После раскола «Фестиваля» Дмитрий Данин некоторое время играл в музыкальном коллективе «Высший пилотаж», работавшим преимущественно как аккомпанирующий состав эстрадного певца Михаила Муромова. А в 1989 году совместно с поэтом и продюсером Александром Елиным Дмитрий Яковлевич создал свой шансонный проект «Одесса-мама» и выступал в нём как ведущий солист вплоть до 1993 года. За несколько лет своего существования группа «Одесса-мама» объездила с гастролями всю европейскую часть России и выпустила несколько магнитоальбомов - «Сладкая наука» (1989 год), «Красавица-Одесса» (1990 год), «На старенькой шарманке» (1992 год). Песни группы («Ностальгия», «Судьба-индейка», «И хочется, и колется», «Благородное собрание», «Не люблю капиталистов», «Я вам не расскажу», «Птичка-невеличка» и многие другие) в те годы пользовались большой популярностью. Затем Дмитрий Данин работал аранжировщиком в студии звукозаписи Бориса Оппенгейма при театре «Ленком». Как композитор проявил себя ещё в начале 1980-х годов в ВИА «Фестиваль» - Дмитрий Данин писал для ансамбля песни. Кроме того, песни Данина вошли в репертуар Ларисы Долиной («Встреча»), Николая Караченцова («Рыцари оседлые», «В парке за городом»), Александра Абдулова («Мои друзья»), Павла Смеяна («Гордость», «Жизнь на грани риска», «Поговорим», «Велосипед»), Натальи Андрейченко («Песенка про папу»), Ирины Отиевой («Мы друг друга нашли»), Евгения Головина («Переводные картинки», «Рафаэль»), Марка Айзиковича («Не судьба!») и других известных исполнителей. В 1985 году грампластинку Анне Вески открывала песня Дмитрия Магазаника на стихотворение Константина Бальмонта «Я обещаю вам сады». Эта песня дала название всему виниловому диску-гиганту певицы. Анне Вески записала песню на русском и эстонском языках. Вариант на эстонском языке - крайне редко звучащая запись эстрадной певицы.


«Я обещаю вам сады»
(Дмитрий Магазаник - Константин Бальмонт, перевод Леэло Тунгала)
Анне Вески



В популярной телевизионной передаче «Утренняя почта» неоднократно звучала композиция «Старый трамвай», написанная Дмитрием Даниным совместно с Максимом Дунаевским на стихи Наума Олева. Её в те годы исполнял Михаил Боярский. Наибольшую известность получил дуэт «Улица Случайная», который в разное время записали артисты: в 1987 году - Павел Смеян и Вера Соколова, в 1989 году - Александр Абдулов и Азиза, а в 2001 году - Николай Караченцов и Ольга Кабо. В 2014 году к 70-летию Николая Караченцова фирмой «Бомба-Мьюзик» был выпущен двойной компакт-диск актёра «Лучшее и неизданное», в который включены несколько произведений Дмитрия Яковлевича Данина. С 2000 года по 2007 год Дмитрий Данин работал преподавателем в Московском музыкальном училище имени Гнесиных (факультатив компьютерной аранжировки). С 2013 года живёт и трудится в Звенигороде, где осенью 2017 года создал свою студию звукозаписи. Сайт «Retroportal.ru» публикует материал на основе интервью, которое Дмитрий Данин дал продюсеру Максиму Фёдорову и автору сайта Виталию Гапоненко в 2017 году.







Родился я в Виннице, «в еврейском местечке» - в черте оседлости... Папа мой - рядовой инженер. Но он был Героем Советского Союза, защитником Дома Павлова в Сталинграде! Человек непростой судьбы: он чудом выжил, когда фашисты топили его в Волге, привязав к бревну... Потом служил инструктором в артиллерийских войсках... Мама преподавала украинский язык в школе... Я до сих пор помню наизусть выученные в детстве стихи, свободно говорю на украинском языке... Школу окончил с серебряной медалью - «пять» по украинскому мне не поставили только по одной причине: я - еврей... Музыкальную школу окончил, а после - дирижёрско-хоровое отделение Винницкого музыкального училища. А поступил в Киевский политехнический институт, выучился на инженера. При этом, в институте у меня был джазовый квартет - мы играли джаз! За год до окончания вуза женился. Моя первая жена - актриса Лариса Власенко. Поженились специально ещё во время учебы, так как семейным молодым специалистам давали не только направление на работу, но и право на жильё. Приехали по распределению в Полтаву и нам выделили однокомнатную квартиру. Правда, вскоре меня призвали в армию. Год служил в Пирятине в Чапаевской 25-й дивизии. А, вернувшись на гражданку, работал конструктором в Укрсовхозпроекте с хорошей по тем временам зарплатой в 130 рублей. Жена стала актрисой Полтавского музыкально-драматического театра.





Для меня же, музыка постепенно из хобби превращалась в основное занятие... Я неплохо играл на фортепиано и был приглашён музыкантами «в кабак» - в ресторан гостиницы «Интурист». Приличная аппаратура по тем временам была в ансамбле, да и платили нам немалые деньги за то, что вечерами играли всё, что угодно публике - от советской эстрады тех лет и зарубежных шлягеров до «блатняка» и песен времён Петра Лещенко... А публика была самая уважаемая: и местные бандитские авторитеты, и партийная номенклатура... И я мог позволить себе периодически для своих инженеров из Укрсовхозпроекта накрывать стол в ресторане «Интуриста»!.. В это время в Полтавской филармонии работал ВИА «Краяны» и его солист Марк Айзикович заглядывал к нам «в кабак» периодически и даже своим красивым баритоном солировал в нашем ансамбле. А мы, бывало, ходили в филармонию на концерты «Краянов»; музыканты знали друг друга, общались.





И вот, в Полтаву приезжает Максим Дунаевский, который был приглашён на торжества в честь дня рождения отца - легендарного Исаака Осиповича Дунаевского на его родину в Лохвицу Полтавской области. И Максим, остановившись в «Интуристе», невольно стал слушателем нашего концерта... Подошёл к музыкантам, представился, сказал о том, что мы превосходно звучим, что даже в Москве редко кто так играет и предложил записать песни к фильму о мушкетёрах, над музыкой к которому сейчас работает и как раз ищет музыкантов для её записи. Грех было не согласиться! Для такого важного дела наш «кабацкий ансамбль» и «Краяны» объединились. А записать в Полтаве музыку возможно было лишь в студии областного радио и только по ночам, так как в дневное время из этой студии рапортовали в эфир директора колхозов о своих успехах... Обычная студия радиокомитета с роялем в её центре, дряхлые бобинные магнитофоны в аппаратной, венгерский пульт... и талантливейший звукорежиссёр Лёня Сорокин, который просто сотворил чудо! Максим Дунаевский прислал ноты трёх песен - «Пора-пора-порадуемся...», «Дуэт королевы Анны и герцога Бекингэма» и «Пуркуа па». Марк Айзикович спел «Пуркуа па», вместе с моей женой исполнил «Дуэт королевы и Бекингэма», а все мы дружно с блестящим украинским акцентом спели «Пора-пора-порадуемся...»! Поездом отправили фонограммы в Москву Максиму Дунаевскому. Буквально через три дня примчался в Полтаву полный восторга Дунаевский вместе с композитором и аранжировщиком Дмитрием Атовмяном и сообщил о том, что решено: музыку к фильму пишем мы! И вот, днями сижу с чертежами в институте, по вечерам играю «в кабаке», а ночами пишем музыку к фильму в студии Полтавского радио... Через месяц все фонограммы были готовы. Записали мы только инструменты, а вокальные партии уже в Москве спели солисты ансамбля «Коробейники» Вячеслав Назаров, Владимир Чуйкин, Александр Левшин и Юрий Меньшов, ну и, конечно же, самый поющий из «мушкетёров» Михаил Боярский озвучил свои вокальные партии!


«Песенка мушкетёров»
(Максим Дунаевский - Юрий Ряшенцев)
Михаил Боярский и ансамбль «Фестиваль»



После этого Дунаевский предложил нам перебраться в Москву. Но не всё так просто оказалось - из Полтавской филармонии «Краян» отпускать не хотели... В итоге ансамбль отказался от этого названия и перешёл в Белгородскую филармонию - ещё не Москва, но уже ближе к ней! Начались гастроли по городам СССР. Пели мы и русские, и украинские песни, эстраду разных лет, джаз, песни, сочинённые самими музыкантами и, конечно же, песни из «Мушкетёров»... Ввиду такой пестроты репертуара у Марка появилась идея назвать ВИА «Фестивалем». А у меня во время работы в ансамбле появился псевдоним - Данин. Ведь, Магазаник - чисто еврейская фамилия. Дескать, очередной еврей на сцене... А меня мама в детстве Даней называла... И в ансамбле, как-то повелось вместо «Димы» - «Даня» говорить... Когда песни стал писать, спрашивали: чья песня? Данина! Ты кто? Данин! Были у «Фестиваля» совместные концерты с Ирой Понаровской, Жанной Рождественской, Михаилом Боярским, Пашей Смеяном, Колей Караченцовым и даже два концерта с Владимиром Высоцким в самом начале 78 года... Кстати, в начале 80-х мы с Максом Дунаевским вместе написали песню «Старый трамвай» на стихи Наума Олева специально для Миши Боярского. Мишка - большой поклонник «The Beatles», и мы постарались сделать такую стилизацию. Записывали вместе с музыкантами «Фестиваля».





В то время художественным руководителем «Фестиваля» был Максим Дунаевский, музыкальным руководителем и аранжировщиком - Дмитрий Атовмян; Марк Айзикович солировал, на гитарах играли Коля Явир и Коля Лепский (он затем перешёл к Софии Ротару в ВИА «Червона рута», а позже стал работать в московской группе «Крымский мост»), Саша Сиренко играл на бас-гитаре, Валя Приходько - на ударных, Олег Шеременко на флейте, саксофоне и клавишных и я играл на клавишных. Также в ансамбле работал Константин Никольский и некоторые его песни, позже ставшие известными в исполнении группы «Воскресение», записали мы в «Фестивале».




«Один взгляд назад»
(Константин Никольский)
Ансамбль «Фестиваль»



Шёл 1985-й год. Ансамбль «Фестиваль» на гастролях в Сочи... Во время одного из концертов убедился в том, что всё в коллективе дошло до такой степени автоматизма, при которой уже не осталось места ни для импровизации, ни для поиска чего-то нового... Концерт начался, а потом, как говорится, аплодисменты «разбудили» меня... После концерта поделился с ребятами мыслями по этому поводу. Говорю им: «Надо менять ситуацию! Мы играем классно, но уже не соответствуем времени: сейчас музыка вся секвенсорная, а мы по старинке звучим... Надо на электронику переходить...» Они в ответ: «Видишь, как нас зрители великолепно принимают! А тебя не устраивает что-то... Вечно тебе неймётся!» «Нет, - говорю, - исчерпали мы себя! Так что, доигрываем гастроли и я - в Москву отдыхать. Будут дельные предложения - будем дальше вместе играть...» Мы не ссорились, мы остались дружны, просто мне ансамбль в данном виде перестал быть интересен. Надо сказать, что «Фестиваль» затем ещё несколько лет просуществовал, но уже без моего участия. Мы до сих пор - все, кто живы - дружны! Традиционно зимой ко мне на день рождения приезжают ребята из нашего «Фестиваля»...





Так вот, Истра. Чудесная природа. Лето 1986-го... Живу на даче, рыбку ловлю, наслаждаюсь безмятежностью бытия... Я в то время был женат на дочери именитого пианиста Льва Оборина - Марии. И у нас соседи по даче в посёлке Снегири - Максим Дунаевский, Майя Плисецкая, Иван Козловский... И вот звонит мне редактор Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения Сергей Карпов, предлагает заняться музыкальным оформлением первой в Москве выставки цветов - написать к её открытию песни. Это было заманчиво, интересно! Я пишу соло для трубы с оркестром, приглашаю для его исполнения лучшего трубача из родной Винницы; Паше Смеяну романс «Поговорим» предлагаю, а Ларисе Долиной - песню о Москве «Встреча» (Лариса тогда ещё не была столь популярна, «Льдинку» и «Погоду в доме» ещё не спела...). Премьера моих песен прошла под живой аккомпанемент Эстонского симфонического оркестра! Но «полтавские пацаны» - участники «Фестиваля» решили-таки осваивать электронику и вместе с музыкантом и композитором Толей Розановым, который в «Фестивале» вторым звукорежиссёром был, договорились о работе в Красноярске в качестве аккомпанирующего ансамбля певице Наде Мельновой. Но быстро разочаровались в этой затее - певица оказалась далеко не звездой первой величины и часть коллектива, в том числе и я, и Розанов, переметнулись из Красноярской филармонии в Барнаул. Подготовили программу, обкатываем её на публике, да только больших успехов нет. А в Алтайской филармонии числился Михаил Муромов, которому нужен был свой ансамбль. Директором у Михаила был Рафаэль Мазитов из ВИА «Орфей». И нас поставили перед выбором: либо мы за свой счёт вместе со всей аппаратурой уезжаем из Барнаула, либо отправляемся с Муромовым на гастроли. Денег на выкуп музыкальных инструментов у нас не было, так что, оставался только один вариант: разучить «Яблоки на снегу» и прочие песни Миши Муромова...





Через два дня выезжаем на гастроли в Казахстан. И вот, парадокс... Полные стадионы! «Яблоки на снегу» идут на ура! Вчера два концерта, сегодня уже три, вновь при переполненных трибунах стадионов, а на завтра все билеты проданы на четыре или даже пять концертов... Целый месяц аншлаг! И это пока только Казахстан! Как говорится, с таким успехом у публики пора засветиться и на телевидении. Звоню в Москву на Центральное телевидение музыкальному редактору Диане Берлин, говорю о том, что есть стопроцентный хит... Она в ответ: «Слухи доходят о том, что весь Казахстан стоит на ушах от ваших «Яблок...», приезжайте - мы как раз «Песню года» снимаем...». С клавишником Сашей Белым делаем приличную аранжировку, которую тут же Муромов отметает, уверенный в том, что «чем проще, тем лучше»... Приезжаем в Останкино, исполняем весь этот ужас и - обратно в Казахстан. Дня через три выпускают в эфир «Песню года» и уже вся страна начинает сходить с ума от «Яблок на снегу»... А мы ещё где-то полгода по пять концертов в день на переполненных стадионах с этой песней... Творчества - ноль, но денег заработали очень и очень прилично. Потом Толя Розанов основал группу «Фристайл», став её бессменным руководителем и автором практически всех песен. А я переговорил с Игорем Ятором из «Верных друзей» - ансамбля, который в то время практически умирал, собрал команду хороших музыкантов, но собственной программы не получилось - и мы, под названием «Доктор шлягер», стали аккомпанировать Вячеславу Добрынину. Хватило нас всего на полгода «попсу» Добрынина петь и разбежались кто куда...





А потом мы с Сашей Белым и поэтом Александром Елиным, да с четырьмя балетными «чувихами», приглашёнными для подтанцовки, создали группу «Одесса-мама». Елин стал её директором и сочинил тексты всех песен, я написал музыку, Белый сделал аранжировки. На сцене он играл на клавишных, я пел, а девицы плясали и были на подпевках. Моя подруга из Москонцерта Маша Касаткина поставила им сценографию. И это было здорово! На первые гастроли отправились в Иркутск вместе с пародистом Александром Песковым. Дворец спорта в Иркутске - битком! Мы в первом отделении, Песков во втором. Принимали великолепно! Проект «Одесса-мама» оказался коммерчески успешным и просуществовал лет пять или шесть. А песни «Одессы-мамы» записывали в МХТ в Камергерском переулке... Затем Елин уехал в Израиль, потом вернулся и сейчас пишет песни, за которые я никак не могу его уважать...



Оффлайн Светлана

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 18288
  • Музыка. Для каждого своя.
Re: Данин Дмитрий
« Ответ #1 : 12 Февраль 2020, 16:53:58 »
«Прости меня, Одесса-мама»
(Дмитрий Данин - Александр Елин)
Дмитрий Данин и группа «Одесса-мама»


Как говорится, чем дальше - тем жизнь интереснее! Время меняется и мы меняемся. Главное - соответствовать времени, но не скатываться в примитив; надо постоянно что-нибудь выдумывать! Вот этому меня научил поэт Наум Олев. Он - гений! Он очень чистый, мягкий, честнейший человек был. Хотя внешне носил вот этот «панцирь», чтобы давать отпор хамству, которого всегда немало вокруг... Наум Миронович научил и меня защищаться!.. И, главное, научил профессии: глубоко понимать смысл текста, музыкальность поэзии...



Паша Смеян спел мою песню на стихи Наума Олева «Жизнь на грани риска». Спел потрясающе эмоционально! Он был замечательный певец! Кстати сказать, Паша некоторое время пел и с ансамблем «Фестиваль»... А помните в его исполнении «Ветер перемен» и «Непогоду» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»? Уже столько лет прошло, но никто так и не смог лучше Паши спеть эти песни Макса Дунаевского!.. И в «Юноне и Авось» Смеян великолепно играл роль Главного Сочинителя... «Романс морских офицеров» - это Паша! Да, без голосов, без темпераментов Смеяна и Караченцова - «Юнона...» уже другой спектакль...

«Жизнь на грани риска»
(Дмитрий Данин - Наум Олев)
Павел Смеян



Для Коли Караченцова я написал песню на стихи Лёши Лысенко «В парке за городом». Это было в 86-м году, когда Коля начал степом заниматься - отбивать чечётку - и попросил меня специально для этого дела что-нибудь сочинить. «В парке за городом» была первая песня, которую я целиком на синтезаторе - в электронном звуке сделал! Коля поёт вокально чисто! Жаль, что тогда песня не была издана... Вообще, добиваться от Николая Петровича безупречного вокала мы приноровились ещё двумя годами ранее, когда в студии Ленкома писали песни к фильму «Маленькое одолжение», в котором Караченцов играл роль эстрадного певца. Часов шесть записывали песню «Кленовый лист»... Коля был напряжён, всё заметнее переживал, оттого ещё реже попадал в ноты... Измучились все, устали... Максим Дунаевский - композитор песни - не выдержал такого «издевательства», уехал. Сделали перерыв, пошли в буфет и (это было ещё до начала антиалкогольной кампании в стране) немного «смягчили горло»... Невероятно, но факт: вернувшись в студию, Караченцов спел практически идеально свой впоследствии хит - «Кленовый лист». А слова, которые невнятно произнёс, вклеили из других дублей! В те времена мы всё писали на магнитофоны, в живую, не было ещё тюнинга! На подпевках - Паша Смеян, Люда Ларина и, припоминаю, Лена Рудницкая были... На следующий день приехал Дунаевский, послушал запись и ему очень понравилось! С Сашей Абдуловым много песен записали - можно сказать, целый альбом! Это были не только мои песни, но и других авторов. А началась с Сашей работа с песни «Мои друзья». Песня искренняя получилась, честная! Я её сам спел в студии у Володи Черепанова. Абдулов услышал песню и попросил разрешение тоже спеть... Вообще, у Саши великолепно фантазия работала - он мгновенно выдумывал сюжеты клипов к песням, которые исполнял! Песня «Улица Случайная» появилась так: мне понравились стихи Лёши Лысенко и я написал к ним мелодию - в память о моей первой жене... После Паши Смеяна эту песню многие хотели петь... Практически экспромтом получилась запись Саши Абдулова и Азизы, с которой на гастроли собирались ехать. Была инструментальная фонограмма в Ленкоме и Абдулов предложил Азизе: «Давай, красотка, споём!». Эту запись тогда сделал знаменитый ленкомовский звукорежиссёр Владимир Черепанов. А после этого неожиданного дуэта Николай Караченцов и Ольга Кабо записали песню в студии «БОП» у Бори Оппенгейма... Я для них специально сделал новую аранжировку. И вот их исполнение стало наиболее известным!



Сегодня на сцене есть, пожалуй, единственный артист, также одарённый, как Паша Смеян - это Коля Носков. У него песни с глубоким смыслом, красивая музыка, прекрасные аранжировки! Я его искренне люблю и с удовольствием слушаю!

«Песня про любимых»
(Дмитрий Данин - Евгений Зилков)
Дмитрий Данин


Заказов на песни сейчас мало, но имеется потребность души сочинять. И этому очень рад! Во мне живёт музыка. Ничего с этим поделать не могу: пишу инструментальные пьесы, песни для детей... Например, сочинял просто для себя, получая истинное удовольствие от самого процесса, а в итоге вышел целый альбом - 12 инструментальных произведений - виртуозная игра на рояле! Я писал фрагментарно, собирая треки наложением фрагментов... А целиком каждое произведение альбома, пожалуй, только Денис Мацуев в России сыграть может, никто другой!



Каждую свою аранжировку, каждую песню или инструментальную мелодию делаю так, чтобы она соответствовала мировому стандарту - звучала как в лучшей американской школе! Вот, к примеру, придумал образ - «Хромой палец», не попадающий в ноты - вышла забавная импровизация. Или сделал вариации на тему простой русской попевки «Во саду ли, в огороде» - получилась джазовая мелодия!.. А, помните, у знаменитого тромбониста Константина Бахолдина был быстрый блюз «Когда не хватает техники» - виртуозное, великолепное оркестровое произведений! Так вот, одну из своих мелодий я посвятил памяти Кости, назвав её «Когда хватает техники».

«Когда хватает техники»
(Дмитрий Данин)
Дмитрий Данин (фортепиано)


Ищу талантливых исполнителей. В Звенигороде у меня студия. Красота здесь, особенно летом великолепно: природа чудесная, река рядышком... Много занимаюсь с совсем ещё юными - девчонками и мальчишками. Создал детский ансамбль «Подгруппа Пролетарская». Почему такое название? Да потому, что есть улица Пролетарская, существует группировка «Ленинград», музыкальных групп полным полно, а детям самое место «в подгруппе»! Как-то всё спонтанно сложилось... Родители приводят ко мне детей заниматься на фортепиано. Попутно учу деток петь - попадать в ноты, а ещё показываю им как на компьютере музыка пишется... И им всё это безумно интересно! В общем, инициатива не столько от детей, сколько от их родителей исходила по поводу создания ансамбля, с которым мы в итоге получили дипломы конкурса Детской современной песни в Москве! Сегодня, к великому сожалению, много примитивной музыки вокруг - по радио, по телевидению... Нельзя авторам опускаться до этого, надо беречь наши давние традиции, развивать их! А вот чего толком не умею, так это заниматься продюсированием. Для этого, видимо, совсем другой талант нужен...

Максим Фёдоров, Виталий Гапоненко

Источник



Оффлайн Светлана

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 18288
  • Музыка. Для каждого своя.
Re: Данин Дмитрий
« Ответ #2 : 12 Февраль 2020, 16:54:43 »
Интервью
Дмитрий ДАНИН: «Я хочу изменить ситуацию к радости для людей!»



В 2018 году исполняется ровно 40 лет культовому музыкальному фильму «Д`Артаньян и три мушкетёра», который прославил Михаила Боярского на весь Советский Союз. Песни Максима Дунаевского из этого фильма моментально стали шлягерами. До сих пор по радио и телевидению часто можно услышать: «Пора-пора-порадуемся на своём веку…». Но мало кто сейчас вспоминает о том, что всю музыку для этой картины записывал некогда популярный ансамбль «Фестиваль». С одним из участников этого коллектива Дмитрием Даниным мы и решили побеседовать в год юбилея «Мушкетёров». Дмитрий Яковлевич Данин (настоящая фамилия — Магазаник) — талантливый музыкант, певец, композитор и аранжировщик. Его песни уже не один десяток лет входят в репертуар многих популярных артистов, среди которых Лариса Долина, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Павел Смеян, Александр Абдулов, Анне Вески, Ирина Отиева и многие другие.



— Дмитрий Яковлевич, расскажите, пожалуйста, о начале своего творческого пути.

— Я занимался музыкой с самого детства, как и любой еврейский ребёнок в то время. Музыкальную школу окончил, потом дирижёрско-хоровое отделение Винницкого музыкального училища, поскольку сам я из Винницы. Но музыка поначалу была у меня в качестве хобби. Я отучился на инженера в Киевском политехническом институте и стал работать по профессии в городе Полтаве, куда попал по распределению. А вечерами в кабаке играл для собственного удовольствия. Так продолжалось до той поры, пока не познакомился с Марком Айзиковичем, солистом ансамбля «Краяны». Марик пригласил меня в качестве клавишника к ним в ансамбль. А потом начинающий в те годы композитор Максим Дунаевский начал работу над музыкой к фильму Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетёра» и, будучи проездом в Полтаве, увидел наш коллектив и услышал, как мы играем. Он предложил нам записать инструментальную музыку к этому фильму. С этого всё и началось.

— А как «Краяны» стали «Фестивалем»?

— У нас произошёл конфликт с руководством Полтавской филармонии, в результате чего нам пришлось оставить название «Краяны». Айзикович был знаком с известным администратором Эдуардом Смольным, который поспособствовал тому, чтобы мы всем коллективом перешли в Белгородскую филармонию. Нами была отрепетирована программа с тремя песнями из «Мушкетёров», кое-какими тогдашними хитами, джазовыми композициями и песнями народов мира. И в результате такого смешения Марик предложил новое название коллектива — «Фестиваль». Таким образом к моменту выхода на экраны фильма «Д`Артаньян и три мушкетёра» мы уже были «Фестивалем». А потом последовали дальнейшие работы с Максимом Дунаевским. Мы записывали его музыку ко многим фильмам и мультфильмам. Уже в 1979 году благодаря Дунаевскому я сумел перебраться из Полтавы в Москву. Он познакомил меня с дочерью знаменитого пианиста Льва Оборина Марией, которая стала моей второй женой. Дунаевский же и придумал мне псевдоним — Данин. Магазаник — чисто еврейская фамилия, а времена были, как вы понимаете, советские. Меня мама всегда называла Даней, да и в коллективе меня звали не Дима, а Даня. Таким образом я стал Дмитрием Даниным.

— И тогда же вы стали писать песни…

— Я писал песни для «Фестиваля». Потом уже мои произведения стали исполнять Анне Вески, Лариса Долина, Евгений Головин, Ирина Отиева… В 1982 году мою «Песенку про папу» замечательно исполнила тогдашняя жена Максима Дунаевского Наталья Андрейченко. С Дунаевским вместе мы написали песню «Старый трамвай» на стихи Наума Олева специально для Миши Боярского. Мишка — большой поклонник «The Beatles», и мы постарались сделать такую стилизацию. Записывали это дело вместе с музыкантами «Фестиваля».

Вообще нас с Максом связывают долгие годы очень близкой дружбы. Мы и сейчас общаемся. Я уже пять лет живу в Звенигороде, а он в Алабино. Мы периодически видимся.



— В 1986 году вы ушли из «Фестиваля».

— Да, но никаких конфликтов не было. Причины ухода были чисто творческими. Потом я работал с группой «Высший пилотаж», где несколько моих песен исполняла солистка Нина Кирсо — «Любовь втроём», «Попробуй!», ещё что-то…

— Расскажите о вашем проекте «Одесса-мама». В начале 90-х годов эта группа пользовалась большой популярностью.

— Это был 1989 год. Ко мне пришёл поэт и журналист Александр Елин, который в то время продюсировал группу «Примадонна». И он мне сказал: «Слушай, у меня есть одна шикарная идея. Давай сделаем коммерческую команду под названием «Одесса-мама», но чтобы это были не дешёвые блатные песенки, а поприличнее и поинтереснее». Я согласился. Елин мне принёс тексты песен, я написал музыку, а мой приятель Александр Белый сделал аранжировки. Встал вопрос, кто всё это будет петь. Елин говорит: «Давай-ка спой сам». Я ему: «Ты с ума сошёл? Какой из меня певец?». А он в ответ: «Давай, давай, будет самое оно». Другой мой знакомый, покойный Саша Альпер, который занимался аппаратурой у Миши Муромова, договорился во МХАТе со звукорежиссёром, чтобы записать песни для «Одессы-мамы» там. Мы приехали в Камергерский переулок и сразу записали пятнадцать песен. И уже через месяц мы поехали на первые гастроли в Иркутск — Саша Белый играл на клавишных, я пел, а четыре девочки-вокалистки подпевали мне и были на подтанцовках. Елин стал директором группы, он всё организовывал, но на концертах с нами не выступал. Начинали мы все свои программы с песни «Ещё жива красавица Одесса…». Я сделал её в стиле джаз-рок, немножко попсовый мотив. Потом уже у нас был конферансье Володя Шандырь, он один из первых в стране очень хорошо пародировал Горбачёва. Я специально для него написал юмористическую песню о Михаиле Сергеевиче Горбачёве и о перестройке. Она так и называется «Ай да Сергеич!». Вообще все песни для «Одессы-мамы» мы сделали в таком гротескном ключе. Начали выступления с Иркутска. И потом лет пять непрерывных гастролей по всей стране. Проект оказался действительно коммерчески успешным. Мы собирали огромные концертные залы. И магнитоальбомы с нашими записями в те годы выходили. Последние наши гастроли, как сейчас помню, проходили в Калининграде.

— Почему проект «Одесса-мама» в конечном итоге прекратил своё существование?

— Времена изменились. Саша Альпер, который вместе с Елиным занимался административными делами, умер. Сам Елин уехал в Израиль, потом вернулся. Сейчас он пишет такие песни, которые мне не очень понятны.

— Да, сейчас Александр Елин работает в несколько ином жанре.

— Странную позицию он занял. Я не могу относиться к таким песням с уважением и не могу принять, когда ругают Россию. Скажу честно, мне много доставалось при советской власти, я ненавижу ту глобальную ложь, которая тогда была. Но при советской власти были у людей совершенно другие чувства по отношению к жизни, было очень глубокое чувство патриотизма, была любовь к Родине. Сейчас об этом многие забывают. Но Россия — это наша Родина, здесь умер мой отец. После развала СССР многие мои друзья уехали за границу на сытую жизнь. У меня даже песня об этом есть «Мои друзья». А я не мог и не хотел этого делать, так как здесь мои корни, здесь могила моего отца, который был героем Советского Союза, защищал Сталинград. Ну как можно отказываться от своей Родины? И поскольку я здесь живу и как профессионал что-то ещё могу сделать, я занимаюсь с детьми и воспитываю в них дух настоящего патриотизма и любви к нашей стране. Без этого не может быть нормальной жизни, если ты не помнишь, кто тебя родил и кому ты обязан. Поэтому я не люблю, когда говорят, что наше государство плохое, а другие государства — хорошие. Наша страна замечательная, поверьте! То, что нужно в какой-то степени поднимать культуру — это факт. И по мере сил я сейчас как музыкант стараюсь это делать. Сейчас на радио и телевидении огромное количество примитивной музыки, песен с ужасающими текстами. А нам нельзя до этого опускаться, нужно беречь свои традиции.

— Вы упомянули песню «Мои друзья». Её ведь, кажется, исполнял Александр Абдулов?

— Песню «Мои друзья» я написал для проекта «Одесса-мама». Кстати, тоже на стихи Александра Елина. И исполнял её сам. Эта композиция в наших выступлениях всегда проходила «на ура!». Она такая ностальгическая. И вот мой близкий друг Саша Абдулов как-то раз услышал её и уговорил меня разрешить ему её спеть. Это был как раз 1989 год. Песня тогда была очень актуальной, так как в тот период многие наши граждане уезжали за границу в поисках лучшей жизни: кто в Америку, кто в Израиль. А когда времена изменились, то многие стали возвращаться обратно в Россию. Саша записал песню «Мои друзья» в «Ленкоме», у звукорежиссёра Владимира Черепанова. Было дело, он даже загорелся идеей снять на неё видеоклип.

— Вы ведь и с Николаем Караченцовым много работали?

— Да, в период моей работы в ансамбле «Фестиваль» Колька много с нами гастролировал. В 1984 году мы вместе с Максимом Дунаевским специально для него написали песню на стихи поэта Андрея Внукова. Получилась такая ироническая кантри-баллада «Рыцари оседлые». Её Коля записывал с ансамблем «Фестиваль». А через два года, когда Караченцов начал заниматься степом, то попросил меня написать какую-нибудь мелодию, под которую можно было бы степовать. И я написал песню на стихи Алексея Лысенко «В парке за городом» специально, чтобы Коля мог танцевать под неё степ. Это была первая песня, которую я сделал целиком на электронике, без живых инструментов. Караченцов потом часто пел её на концертах. Ещё у нас с ним была песня на стихи Бориса Ческиса «Городское многоборье». Её в разное время исполняли и Николай Караченцов, и Лариса Долина. А последняя наша с Колей работа — дуэт «Улица Случайная». Он записал её вместе с Олей Кабо на студии у Бориса Оппенгейма. Я, кстати, на этой студии в «Ленкоме» работал какое-то время в качестве аранжировщика. Первым «Улицу Случайную» спел когда-то Паша Смеян в дуэте с Верой Соколовой (если помните, была такая певица, которая спела популярную некогда «Последнюю поэму» вместе с Ириной Отиевой). После Паши её записали дуэтом Азиза и Александр Абдулов. А спустя почти двенадцать лет её исполнили Оля Кабо и Николай Караченцов. Это была целиком инициатива Оли, я сделал для них новую аранжировку. А несколько лет назад я написал очень красивую песню «Осенний сон» и хотел предложить её Кольке. Увы, помешала авария, в которую попал Караченцов. Я тогда очень надеялся, что он выкарабкается из этой ситуации. Так что песня осталась пока в моём исполнении. Хотелось бы, чтобы это спел по-настоящему классный актёр. Это ведь наш менталитет такой. На Западе, например, нет такого понятия «актёрская песня».

— Дмитрий Яковлевич, если речь зашла об артистах «Ленкома», вы ведь и с Павлом Смеяном очень много работали.

— Паша очень много спел моих песен — «Гордость», «Жизнь на грани риска», «Велосипед», «Рафаэль» и многие другие. И потом он очень много гастролировал с нами в ансамбле «Фестиваль» и даже какое-то время был официально оформлен в нашем коллективе. На гастроли выезжал, когда у него было свободное время в театре. В середине 80-х он на несколько лет ушёл из «Ленкома». Помнится, тогда в 1986 году я делал музыкальное оформление для первой в Москве выставки цветов и предложил Паше спеть свой романс «Поговорим» на стихи Лёши Лысенко. Его мы записали с эстонским симфоническим оркестром, я сыграл на рояле. А через год Паша переписал этот романс в другой аранжировке в городе Полтаве на местном радио, где звукорежиссёром был легендарный Леонид Сорокин, мой большой друг. Именно Лёня записывал музыку к культовым фильмам «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон» и многим другим.

— Каковы сейчас ваши творческие планы? Чем сейчас занимаетесь?

— Мне шестьдесят восемь лет, но я всё же питаю надежду, что среди молодых появится столь же талантливый и одарённый певец, каким был Паша Смеян. Или я научу кого-нибудь… Может быть я ещё напишу что-нибудь интересное и подвижное. Я хочу изменить ситуацию к радости для людей, как бы громко сейчас это ни звучало. Хотелось бы передать молодым то, что я умею, передать им свой профессиональный опыт. Я лет семь преподавал компьютерную аранжировку в Гнесинке. А сейчас я живу в Звенигороде, где у меня есть своя студия. Учу детей музыке, учу их попадать в ноты. Мы с ребятами даже свою детскую музыкальную группу создали. Много пишу инструментальных тем, стараюсь, чтобы все мои аранжировки соответствовали мировым стандартам. Совсем недавно крупнейшая российская музыкальная компания «Bomba-Piter inc.» решила издать мои старые и новые песни. Уже вышло несколько альбомов, среди которых есть сборник инструментальных пьес, записи с группой «Одесса-мама», а так же песни в исполнении артистов театра, кино и эстрады. У меня есть готовое либретто для музыкального спектакля. В его основу легла одна из основных моих песен — «Улица Случайная». Очень хотелось бы осуществить этот проект.

Беседовали Виталий ГАПОНЕНКО, Максим ФЁДОРОВ?
Фото из личного архива Дмитрия ДАНИНА

Источник



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Данин Дмитрий
« Ответ #3 : 11 Май 2020, 14:25:40 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика