28/03/24 - 14:25 pm


Автор Тема: McShann Jay  (Прочитано 437 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
McShann Jay
« : 17 Февраль 2020, 13:40:14 »




Jay McShann - 'Tain't Nobody's Bizness If I Do



Джей Макшенн (англ. Jay "Hootie" McShann; 12 января 1916 — 7 декабря 2006) — джазовый и блюзовый пианист, вокалист, композитор, руководитель оркестра. Переехав в Канзас-Сити в 1930-х, наряду со своим приятелем, пианистом и бэнд-лидером Каунтом Бэйси, стал основателем стиля «свингующего блюза»: сильно приблюзованный джаз, ведомый свингующими духовыми, положенными на мощный и в то же время мягкий ритм. Ярчайший представитель музыкальной сцены Канзас-Сити, он в последние годы был и живой её энциклопедией, завершая свои альбомы колоритными историями из её богатой на события жизни. Начав записываться более 60-ти лет назад, но и в нынешнем веке выпускал энергичные альбомы. Оставшись последним и наиболее известным реликтом времен расцвета местной блюзовой сцены, он хранил и приумножал её славу.
 
Джеймс Коламбас МакШенн родился 12 января 1916 года в городе Маскоги, штате Оклахома. Родители Джея были очень религиозными и небогатыми, они могли позволить себе оплатить уроки игры на фортепиано только для старшей сестры. Однако маленький Макшенн просто слушал и узнавал, каким образом сестра извлекает звуки, играя дома на фортепиано, а позже в церкви на органе. Мальчик также часто пытался имитировать услышанное им по радио. Более всего Макшенна впечатлили и вдохновили живые выступления в Чикагском Гранд Террэйс Хотел (Chicago’s Grand Terrace Hotel) пианиста Эрла Хайнса.
 
Так как родители были против увлечения Джея, ему пришлось уйти из дома. Таким образом музыкальная карьера Макшенна началась в возрасте 15 лет. Джей начал гастролировать с саксофонистом Доном Байесом и несколькими группами с юго-запада страны. На технику игры Джея оказали влияние Томас «Фэтс» Уоллер и Эрл «Фаза» Хайнс, а что касается стиля — немногим позже Макшенна поразил энергичный, глубоко блюзовый стиль игры Пита Джонсона и других мастеров Буги-вуги. Джей работал в этом стиле и не изменял ему практически 75 лет.
 
Однажды в 1936 году, по пути к родственнику в Омахе, он на два часа задержался в Канзас-Сити, из-за пересадки с одного автобусного маршрута на другой. Канзас-сити в то время был многочисленным, шумным, ярким, но в нём практически отсутствовали нормы морали, что создавало идеальную среду для расцвета ночных клубов и музыкальной активности. "Этот город был открыт для всех, " говорил Макшенн в интервью газете Chicago Tribune в 1991 году. «Поэтому туда приезжали девочки, сутенеры, понимаете, о чем я? Все были счастливы, ночная жизнь бурлила, а музыка звучала фактически постоянно, вплоть до 5 или 6 часов утра.» Случайный знакомый в одном клубе стал уговаривать его остаться. Как раз на тот момент у Джея не было денег, да и остановиться было негде. Знакомый вручил ему ключи от своей квартиры и помог найти работу в клубе. В Канзас-Сити Макшенн стал своим человеком. Работу Джей Макшенн нашёл в течение двух дней, стал выступать в трио с Элмером Хопкинсом и Оливером Тоддом. Кто бы мог подумать, что со временем, в этом городе-кузнице легендарных музыкантов, Макшенн станет ведущим пианистом и бэнд-лидером. В 1937 году как-то раз Джей проходил мимо клуба Канзас-сити и услышал игру альт-саксофониста, да такую, которой он никогда доселе не слышал. Молодым саксофонистом оказался 17-летний Чарли Паркер.
 
Оркестр Макшенна и Чарли Паркер
 
Приобретя достаточную популярность, Джей в 1938 году сформировал секстет, а в следующем, 1939 году, свой биг-бэнд, игравший главным образом блюзы в таких заведениях Канзас-сити как «Century Room» и «Fairyland Park». В 1940 на радиостанции города Уичита, штат Канзас, Макшенн с октетом из оркестра записали восемь пьес, которые не издавались вплоть до 1970 года. В этом октете (следовательно и оркестре) и начал свою профессиональную карьеру никому не известный Чарли Паркер. Уже тогда, в 1941 году, в его исполнительской манере можно заметить черты стиля будущего великого новатора джаза. Пьесы являются первыми записями партий Чарльза Паркера (блестящие соло в «Honeysuckle Rose» и «Lady Be Good»). В 1941 году оркестр записал всего две сессии на фирме «Decca», так как оркестр в то время считался типичным блюзовым биг-бэндом для танцевальных залов (позже всплыли несколько редких записей радиопередач с оркестром, которые позже были изданы на диске фирмой Vintage Jazz Classics). Помимо Паркера оркестр Джея Макшенна включал таких великолепных музыкантов, как басист Джин Рэйми (1940-44), барабанщик Гас Джонсон (1940-42), и саксофонист Пол Куиничетт (1943), блюзовый вокалист-шаутер Уолтер Браун и трубач Бадди Андерсон. В ноябре 1941 года в Далласе, штат Техас, оркестр Джея Макшенна при участии Паркера записал такие хиты как «Confessin' the Blues», «Hootie’s Blues», «Jumpin The Blues», «Sepian Bounce» и «Swingmatism». Также оркестром была сыграна собственная композиция Паркера «What Price Love», которая позже вошла в одну из его значительных работ «Сюита салаги» («Yardbird Suite»). В то время оркестр конкурировал с биг-бэндом Каунта Бэйси за звание самого горячего бэнда Канзаса. В феврале 1942 года биг-бэнд Джея МакШенна приехал в Нью-Йорк и выступал в известном «Savoy Ballroom», чем снискал ещё большую популярность аудитории. Согласно легенде, именно там произошло невероятное. Концерт транслировался по радио. Играя соло в теме «Cherokee», Паркер так увлекся, что превысил все дозволенные временные рамки. Но его импровизация была настолько впечатляющей, что представители радиостанции не решились прервать трансляцию и были вынуждены нарушить расписание работы станции. Отсюда и начался взлет Чарли Паркера, который, покинув оркестр, стал играть только со своим малым составом. Оркестр Макшенна имел грандиозный успех и казалось, что прочно вошёл в элиту биг-бендов эпохи свинга, однако Вторая мировая война и «Запрет Петрилло» сделали дальнейшее восхождение оркестра к вершине славы невозможным. Данный запрет, выдвинутый главой профсоюза музыкантов Джеймсом Петрилло, состоял в законном приостановлении работы коммерческих студий граммзаписей, вынуждающего их заключать справедливые, с финансовой точки зрения, контракты с музыкантами. С августа 1942 вплоть до 1944 года была запрещена любая музыкальная звукозапись, поэтому 2 июля 1942 года оркестр Джея Макшенна сделал последнюю свою запись. МакШенна, как и многих музыкантов, призвали служить в 1943 году в армию Соединенных Штатов, находившихся в состоянии войны с фашистской Германией.
 
После войны
 
Демобилизовавшись в 1944 году, Джей вновь собрал биг-бэнд и продолжал работать в клубах и боллрумах Нью-Йорка. Затем Джей переехал в Лос-Анджелес, где начал свое сотрудничество с Джимми Визерспуном. В период 1945-50 годов они добились успеха в рамках стиля ритм энд блюз и записали такие хиты, как «Money’s Getting’ Cheaper», «Shipyard Woman Blues», а также великий хит ’49 «Ain’t Nobody’s Business». В конце 40-х, когда для биг-бэндов наступили тяжелые времена, Джей начал выступать с комбо, а в начале 50-х перебрался обратно в Канзас-сити, где он открыл не слишком удачный бизнес по обслуживанию лимузинов. После большого перерыва и относительной безвестности он вернулся в музыку. В декабре 1957 года Макшенн принял участие в записи Визерспуна на лейбле RCA Victor.
 
Макшенн и кино
 
Макшенн снялся в нескольких документальных фильмах, самым значимым из которых был «The Last of the Blue Devils», лента 1980 года о канзасском джазе. Помимо прочего Джей стал героем документально-музыкального автобиографического фильма Hootie Blues, а саундтрек к нему, записанный в 2003 году диск «Goin' to Kansas City», был номинирован на Грэмми в номинации «лучший традиционный блюзовый альбом». Также Джей появился в одной из 10 серий сериала «Джаз» Кена Бернса 2001 года и документальном фильме Клинта Иствуда 2003 года «Piano Blues», входящего в проект М.Скорсезе «The Blues».
 
Зрелые годы
 
После своего европейского турне 1969 года, Джей обрел второе дыхание и его карьера поползла вверх: Он начал часто выступать (в том числе со скрипачом Клодом Уильямом) соло и как лидер различных по численности ансамблей, вокальные партии исполнял самостоятельно, ездил в туры, был званным гостем на многих джазовых фестивалях как в США так и за океаном. В 1972 году он удачно перебрался в Канаду, где записал около дюжины альбомов. 70-е 80-е 90-е годы были на редкость продуктивными. Его диски очень хорошо продавались, с новым молодым поколением слушателей пришла ещё большая известность, а благосостояние росло. Где бы Макшенн не записывался, будь то Onyx (радиотрансляции 1940 года), Decca, Capitol Records, Aladdin Records (US), Mercury, Black Lion Records, EmArcy Records, Vee-Jay Records, Black & Blue, Master Jazz, Sackville Records, Sonet, Storyville, Atlantic, Swingtime или Music Masters, его игра всегда была подчёркнуто душевной, а эффектный, легко узнаваемый вокал звучал в классическом живом стиле. В 1987 Джей был принят в Blues Foundation’s Hall of Fame, а в 1996 был удостоен a Pioneer Award от the Rhythm and Blues Foundation. Также в 1996 году совместно с гитаристом и продюсером Дюком Робиллардом Джей записал альбом «Hootie’s Jumpin’ Blues», а тремя годами позже ещё один великолепный диск «Still Jumpin’ the Blues» при участии Робилларда и Марии Малдор. Оба альбомы были изданы на лейбле Canadian Stoney Plain. Джей Макшенн всегда будет ассоциироваться со своим детищем, канзасским свинг-блюзом. Он был наделен крепким здоровьем и недюжинной силой духа, что позволило ему быть свидетелем материального и духовного признания своих музыкальных заслуг.
 
Джея Макшенна не стало 7 декабря 2006 года. Он умер в Госпитале Святого Луки своей второй родины Кэнзас-сити, где прожил почти 70 лет. А всего лишь за год до этого он давал очередной концерт в Кэнзас-Сити.
 
Альбомы
 1954 Jay McShann, Decca
 1966 McShann’s Piano, Capitol
 1967 Kansas City on My Mind, Jzm
 1969 Confessin' the Blues, Classic Jazz
 1969 Roll 'Em, Black & Blue
 1969 New York: 1208 Miles, Decca
 1970 Kansas City Memories, Black & Blue
 1971 The Big Apple Bash, New World
 1972 Going to Kansas City, New World
 1972 Man from Muskogee, Sackville
 1974 Vine Street Boogie, Black Lion
 1976 Crazy Legs and Friday Strut, Sackville
 1977 After Hours, Storyville
 1977 The Last of the Blue Devils, Koch Jazz
 1978 A Tribute to Fats Waller, Sackville
 1978 Kansas City Hustle, Sackville
 1980 Tuxedo Junction, Sackville
 1982 Swingmatism, Sackville
 1983 At Cafe Des Copains, Sackville
 1983 Just a Lucky So and So, Sackville
 1985 Airmail Special, Sackville
 1989 Paris All-Star Blues: A Tribute, Music Masters
 1990 Some Blues, Chi-Sound
 1991 Blue Pianos, Vagabond
 1992 The Missouri Connection, Reservoir
 1996 Warm, Snowball
 1996 Piano Playhouse, Night Train
 1996 Swing The Boogie, Vagabond
 1997 Hootie’s Jumpin' Blues, Stony Plain
 1998 Havin' Fun, Sackville
 1998 My Baby with the Black Dress On, Chiaroscuro
 1999 Still Jumpin' the Blues, Stony Plain
 2000 Hootie! [live], Chiaroscuro
 2001 Earliest Bird, Arpeggio Jazz
 2003 Goin' to Kansas City, Stony Plain
 2006 Hootie’s Blues [live], Stony Plain




Jay Mcshann _ Once upon a time [HQ audio]




Jay Mcshann - Blue Devil Jump


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Макшенн Джей
« Ответ #1 : 20 Июнь 2020, 15:08:45 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика