28/03/24 - 17:08 pm


Автор Тема: Lunceford James  (Прочитано 451 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Lunceford James
« : 15 Февраль 2020, 09:50:23 »















78's - Sit Back And Ree-Lax - Jimmie Lunceford And His Orchestra



Джимми Лансфорд (James Lunceford, 06.06.1902 – 12.07.1947)


Джимми Лансфорд родился в Фултоне, штат Миссисипи, но вскоре его семья переехала в Денвер, где в начале двадцатых Джимми начал играть на альт-саксофоне в оркестре Джорджа Моррисона.


Лансфорд, планировавший сделать карьеру серьёзного музыканта, начал изучать музыкальную теорию в Fisk University, который окончил в 1926 году со степенью бакалавра, поступив затем в City College of New York, по окончании которого начал преподавать в Manassas High School в Мемфисе. Именно там в 1927 году он собрал из своих учеников оркестр под названием The Chickasaw Syncopators, уже тогда нёсший на себе отметку дисциплинированно-коммерческого стиля, которым Лансфорд позднее прославился на всю Америку.


Оркестр, в который входили Уилли Смит и Эдвин Уилкокс, начал гастролировать
 в 1929 году, выступая в основном в Кливленде и Баффало, выпустив свою первую
 запись в 1930 уже под именем Jimmie Lunceford Orchestra.


 1934 год стал звёздным для оркестра Лансфорда – был подписан контракт с Decca и получен ангажемент в гарлемском Cotton Club. В том же году были сделаны две записи – «Jazznocracy» и «White Heat», аранжированные Уиллом Хадсоном, которые сразу же привлекли внимание публики, и к 1935 году оркестр Лансфорда, включавший Джо Томаса, Эдди Дархэма и Томми Стивенсона, считался столь же блестящим, как и оркестр Эллингтона. Лансфорд начал безустанные гастроли, часто покрывая сотни миль между представлениями.


Оркестр Лансфорда был действительно одним из лучших, непревзойдённая слаженность дополнялась неповторимым звучанием, созданным в конце тридцатых трубачом Саем Оливером в таких композициях как «For Dancers Only» и «Margie». Лансфорд также использовал самые причудливые аранжировки 1930-х, например, в композиции «Organ Grinder’s Swing» 1936 года.


Прославленная скаредность Ланфорда и его нежелание нанимать дополнительно певцов и танцоров для туров привели к тому, что музыканты оркестра были вынуждены брать эту часть представления на себя, и получили прозвище «цирковых морских котиков». Сай Оливер был одним из постоянных вокалистов оркестра, равно как и тромбонист Трамми Янг, прославившийся записью «Tain’t What You Do».


Единственным вокалистом, нанятым за всю историю оркестра, был Дэн Гриссом. Оркестр Лансфорда отличался высочайшей текучестью персонала, поскольку Лансфорд регулярно недоплачивал. Но публика почти не замечала постоянной смены музыкантов, благодаря требованию Лансфорда, чтобы новые солисты выучивали наизусть соло с записей оркестра. Тем не менее, после того как Сай Оливер покинул Лансфорда ради оркестра Томми Дорси в 1939 году и ухода Уилли Смита в 1942, блеск оркестра померк и даже несколько прекрасных аранжировок, написанных Джеральдом Уилсоном (в 1939-40 годах), Тэддом Дамероном (в 1941-42) и Джорджем Давивьером (в 1945-47) не могли поддержать прежней славы.


Тем не менее, оркестр продолжал пользоваться большим спросом у танцующей публики, и в 1947 году Лансфорд отправился в турне по Западному побережью.


В городке Сисайде, штат Орегон, расистки настроенный хозяин ресторана вначале отказался обслуживать оркестр, но менеджерам удалось его уговорить. В тот же день Лансфорд умер от пищевого отравления, и ходили слухи, что его отравил обозлённый ресторатор.Пару лет Уилкокс пытался удерживать оркестр на плаву, но без лидерства Лансфорда исчезли и дисциплинированность, и развлекательность оркестра, и в 1949 году он был распущен.

Лансфорд Джимми и его оркестр 1988 - Ритм - наше дело (LP, М60 48311 002) (320)
..................................
Кларнетист, саксофонист, гитарист, руководитель оркестра. Наряду с Дюком Эллингтоном и Каунтом Бэйси руководил одним из самых популярных биг-бэндов эпохи свинга. Джазовый критик Джордж Саймон писал: "Это был такой оркестр, перед которым не мог устоять ни один человек, если он обладал хотя бы минимальным чувством ритма".


В 1926 году окончил университет в Мемфисе, где изучал аранжировку и композицию. В 1924–26 играл на саксофоне в оркестрах Элмера Сноудена и Уилбура Суитмена, а в 1927 вернулся в Мемфис и собрал бэнд Chickasaw Syncopators, с которым добился известности, регулярно выступая в танцевальных залах Буффало. В 1933 ему удалось попасть в нью-йоркский Cotton Club. В 1934 в оркестр пришел трубач и аранжировщик Сай Оливер, который разработал так называемое звучание Ландсфорда — саксофонные унисоны, баунс-ритм в аккомпанементе, технику риффов. Он же создал хиты — For Dancers Only, Margie, Baby Won’t You Please Come Home. Кроме того успех бэнда закрепили аранжировки Эдвина Уилкокса, Джеральда Уилсона, Билли Мура, Мэри Лу Уильямс, Дона Рэдмена. Все они стремились сохранить знаменитое звучание, разработанное Оливером. Среди солистов оркестра выделялись альт-саксофонист Уилли Смит, тромбонист Трамми Янг, барабанщик Джимми Кроуфорд. В 40-е годы состав оркестра постоянно менялся. Невыносимо длительные гастроли, невысокая оплата постепенно развалили бэнд. Во время гастролей в штате Орегон Лансфорд скончался от сердечного приступа. Сохранить состав не удалось, но знаменитое звучание иногда оживало в других оркестрах (например, в бэнде Томми Дорси, для которого писал аранжировки Сай Оливер).


Записи:


•Lunceford Special (1950)
•Jimmy Lunceford And His Orchestra (1954)
•Harlem Shout (1958)
•The Complete Jimmy Lunceford. 1935–41 (1986)
•For Dancers Only (1993)
.....................................
          Джимми Лансфорд 1902 - 47


                               (глава из книги «История биг-бэндов)


                             Автор – GeorgeT. Simon, перевод Юрия Верменича.


     Крупнейшее событие в истории биг-бэндов имело место в нью-йоркском "Манхэттэнцентре" в ночь на 18 ноября 1943 г., когда Бэнни Гудмен, Глен Грэй, Каунт Бэйси, Гленн Миллер, Лес Браун, Гай Ломбардо, Уилл Брэдли, Сэмми Кэй и 20 других бэндов вызвали энтузиазм 6-ти тысяч поклонников свинга, играя без перерыва с 8 вечера до 4-х утра. В этом, из ряда вон выходящем джазовом марафоне конферировал известный "диск-жокей"  Мартин Блок, каждому бэнду для игры отводилось ровно 15  минут и все эти оркестры покидали сцену сразу же, как только заканчивали свое выступление.


Все, кроме одного, который не мог этого сделать по той простой причине, что примерно в полночь порядок «шоу» был нарушен таким шумом, аплодисментами и криками "Браво! Еще", что ни один другой банд не смог появиться на сцене, пока Джимми Лансфорду не разрешили сыграть на бис еще несколько дополнительных вещей.


   То, что этот фантастический состав смог превзойти все другие в представлении такого масштаба, не явилось сюрпризом для тех из нас, кто раньше видел его в действии, а также не будет сюрпризом для любого читателя, который, вероятно, помнит этот бэнд в дни его расцвета. Да, оркестр Джимми Лансфорда был, пожалуй, самым захватывающим биг бэндом всех времен! Его музыка была великой, однако с ней можно сравнить и музыку нескольких других ведущих свинговых бэндов, а2-3 из них были даже более яркими. Тем не менее, бэнд Лансфорда находился далеко впереди всех других в одном отношении - показательная сторона, умение подать себя так, что когда происходила какая-либо "битва" между бэндами, никто не мог противостоять ему. Это был такой оркестр, что ни один человек, обладавший хотя бы минимальным чувством свинга, не мог устоять перед ними слушать его спокойно. Он создавал исключительно радостный свинговый бит, и музыканты отдавались ему с каким-то совершенно свободным, заразительным энтузиазмом. Это не был оркестр, который полагался лишь на звезд-солистов. Хотя в его составе имелось немало выдающихся джазменов. Вместо этого он делал упор на ансамблевое звучание, блестящую медную группу, стремительные саксофоны и полную жизни ритм-секцию, которые исполняли одни из самых свинговых аранжировок того времени.


Между музыкантами бэнда всегда существовало постоянное внешнее и звуковое взаимодействие. Трубачи вскидывали свои горны вверх абсолютно синхронно, саксофонисты, казалось, заполоняли всю сцену, с таким энтузиазмом они дули в свои инструменты; тромбонисты упирали свои кулисы прямо в небо, а в течение всего вечера музыканты шутили, дурачились и покрикивали друг на друга, создавая атмосферу непринужденности и неотразимой энергии, бьющей через край.


Перед всем этим великолепием стоял Лансфорд, крупный, впечатляющий человек с широкой улыбкой и дирижерской палочкой в руке, контролирующий весь процесс в целом. У него, может быть, отсутствовал внешний лидерский блеск Гудмена, Дорси или Джеймса. Но аранжировщик Сай Оливер, человек, ответственный почти за всю музыку оркестра, говорил: "Не впадайте в ошибку- Джимми определенно был настоящим лидером. Он придерживался самой строгой дисциплины, наподобие преподавателя в колледже. Он был последователен во всех своих действиях,и это давало ребятам в оркестре чувство уверенности".


Лансфорд начинал как директор спортивной школы в Мемфисе, и фактически он тренировал тогда некоторых музыкантов, позже работавших в его бэнде. Сам он окончил известный университет Фиска. Его оркестр, организованный В Мэмфисе в конце 20-хг. г. из числа студентов, постепенно превратился в зрелый коллектив в результате ежегодных летних ангажементов в  Лэйксайде (штат Огайо). Создав себе определеннее имя и популярность в г. Буффало, он приехал в Нью-Йорк в 1933 г .и выступил там в знаменитом заведении "Cotton Club". Тогда же он записал несколько номеров, которые, как замечает Оливер, были отнюдь нетипичными для музыки бэнда. Такие "скоростные" пьесы, как"Уайт хит" и"Джазнокрэси" были написаны для оркестра Уиллом Халсоном, белым аранжировщиком, работавшим для влиятельного музыкального издателя Ирвинга Миллса, который помогал оркестру, т.к. хотел, чтобы музыка его фирмы, включая оригинальные инструментовки Хадсона, исполнялась Лансфордом на пластинках и по радио.     '


Настоящая музыка Джимми Лансфорда была гораздо более свободной и раскованной (релаксированной).Его стиль часто называют «ту-бит Лансфорда» - легкий, прыгающий «джамповый») свинг, созданный и развитый Оливером. Сай, интеллигентный трубач, никогда в своей жизни официально не изучавший искусство аранжировки, происходил из очень музыкальной семьи. Его родители вначале хотели, чтобы Сай учился играть на ф-но, но его больше привлекал спорт. В конце концов, он с неохотой согласился заняться музыкой, взялся за трубу, и после смерти своего отца уже играл на ней достаточно хорошо, чтобы получить работу в оркестре Зэка Уайта,где он также  начал аранжировать, используя при этом свою собственную технику."Однажды в Цинциннати", вспоминает он,"я услышал бэнд Лансфорда на репетиции. Он произвел на меня такое впечатление, поскольку Джимми очень тщательно отрабатывал каждую отдельную деталь, что я спросил его, не могу ли я попытаться писать для его оркестра". Лансфорд согласился и Оливер написал для него несколько аранжировок. Вскоре пришло предложение присоединиться к бэнду,и Сай с радостью принял его. Прямо с самого начала Оливер стал выдавать блестящие партитуры, многие из которых пережили ряд лет как наиболее выдающиеся во всей библиотеке Лансфорда.


   Хотя многие музыканты превозносили аранжировки Оливера, о них неодобрительно отзывался ни кто иной, как сам Сай Оливер во время одного интервью, которое я провел с ним в начале 1946 г. "Все эти аранжировки были на одно лицо", говорил он. "Они получались совершенно одинаковыми, потому что я не умел писать. Все дело было просто в тех ребятах Лансфорда,которые умели играть их так хорошо. Любой смог бы писать для такого бэнда".И, тем не менее, никто иной не мог писать так, как это делал Сай  для бэндов Лансфорда, Дорси, Билли Мэя, Сэма Донахью и многих, многих других оркестров, воздающих хвалу Оливеру как создателю их стилей.


Конечно, не все, что делал Сай, всегда принималось и признавалось. Например, Джимми Кроуфорд, выдающийся барабанщик, простая, но неизменно свинговая игра которого вдохновляла бэнд Лансфорда столь долгое время, вначале не был полностью согласен со склонностью Оливера делать упор на два вместо четырех битов в каждом-такте. "Сай говорил мне: "Делай только два удара", а я не соглашался с ним, тогда он спрашивал: "Что тебе не нравится в этих двух битах?", и я отвечал: "Только то, что здесь пропущены еще два бита, вот и все". Да, у нас с ним бывали ужасные споры, но потом все уладилось". Очевидно, теперь Сай и Джимми лучше понимали друг друга, ибо почти на каждую сессию записи, которой руководит Сай, он в качестве  ударника приглашает именно Джимми. Кроуфорд, между прочим, пользуется сейчас большим спросом в различных музыкальных постановках на Бродвее, а его драйв остался столь же заразительным и сильным, как и раньше.


Оливер не был единственным аранжировщиком бэнда Лансфорда. Некоторые другие музыканты оркестра также писали партитуры- например, пианист Элвин Уилкокс, которого Сай характеризовал как "одного из самых недооцененных музыкантов в самом деле. Люди не представляют, какой огромный вклад он сделал в оркестр Лансфорда. Практически он сделал столько же, сколько и я, и он, безусловно, является тем человеком, который создал все эти прекрасные ансамблевые пассажи саксофонов, что мы обычно играли". Саксофонной группой тогда руководил замечательный альтист, ныне покойный Уилли Смит, иногда выступавший в качестве вокалиста, а позже ставший  главной опорой среди саксофонов в оркестрах Гарри Джеймса, Чарли Спивака и в середине 6О-хг.г. - Чарли Барнета. Вместе с ним у Лансфорда играл и тенорист Джо Томас, выдающийся солист бэнда (заодно и вокалист), и баритонист Эрл Каррузерс, а Дэн Гэриссон в течении многих лет был исполнителем баллад.


Трубачи, помимо Оливера, были представлены лидером медной группы Эдди Томпкинсом и в ранние годы- "верхолазом" по имени Томми Стивенсон, которого вскоре заменил в равной степени стратосферный трубач Пол Уебстер. Места тромбонистов занимали Элмер Крамбли (тоже пел), Генри Уэллс (также аранжировал) и хороший джазовый солист- Эдди Дорам, исполнявший параллельно роль электрогитариста (этот инструмент еще очень редко встречался в середине 30-х г.г.). Позже к бэнду присоединился Джеймс "Трамми" Янг, выдающийся джазовый  тромбонист и отменный вокалист.


После того, как Оливер ушел, Трамми заменил его в вокальном трио, которое ранее записало такие легкие, свободносвингующие номера, как «My Blue Heaven" и "Four Or Five Times». Согласно Оливеру, "никто в этой группе как следует не умел петь, тем не менее, ни одна другая группа не звучала так, как эта. Целое было в три раза лучше, чем отдельные компоненты. Здесь бэнд играл наголову выше самого себя- такой был в нем колоссальный моральный дух. Каждый из ребят был индивидуалистом и имел собственный характер, но все вместе они представляли собой нечто совсем иное". Эти характеры и личности были в бэнде всегда, что, по мнению  Лансфорда, во многом определяло его успех. "0ркестр, который приятно выглядит и состоит из индивидуальных "шоуменов", которым их работа действительно в радость", говорил он в начале 40-хг.г., " всегда может рассчитывать на то, что его охотно возьмут обратно, где бы он ни играл ранее".


Поездки по стране занимали  очень много времени в жизни оркестра. Джимми как-то подсчитал, что в 1942 г. " Мы провели пару сотен одноразовых выступлений по всем Штатам, 15 или 20 недель в театрах, затем около 4-х недель работали на одном месте дома ,и две недели у нас был отдых. Таким образом, всего за год мы покрыли более 40 тыс. миль в своем автобусе!". Однако, музыканты держались на редкость дружно, если учесть условия, в которых им приходилось работать. Другие ведущие (особенно белые) биг-бэнды могли оставаться в больших городах по целым неделям, они пользовались преимуществом работы в именитых заведениях, их транслировали по радио. Но Лансфорд, основываясь на жизненных фактах, считал, что радиопередачи не столь важны. Он говорил, что пластинки гораздо важнее, тем более, если вы сделаете ошибку при записи, то можно попробовать снова и ее всегда можно исправить, а когда вы участвуете в живой радиопередаче, то здесь уже ничего потом изменить нельзя.


Гордость и внутреннее соревнование поддерживали энергию и общее настроение оркестра. Медные и саксофоны постоянно старались переиграть друг друга. Если одна секция делала ошибку, другая злорадствовала, часто под аккомпанемент топанья ногами. Но Джимми быстро утихомиривал оркестрантов и наводил порядок. Медные часто использовали эффект чашечной сурдины путем помахивания шляпами "дерби", открывающими и закрывающими раструбы инструментов (этот прием подхватил потом Гленн Миллер и интенсивно применял его в своем бэнде). Оливер вспоминает:  "Это была идея Стиви (Томми Стивенсона). Он всегда был набит идеями подобного рода. Но беда заключалась  в том, что Эдди Томпкинс и я запоминали их, а Стиви оказывался потом единственным человеком в медной группе, который забывал, что надо делать!". И кое-что другое, связанное с секцией труб, беспокоило Оливера: "Я тогда был плохим трубачом. Если бы я был лидером, то никогда бы не пригласил себя на сессию записи". Однако, мнение Сая о собственной игре не совпадает с мнением многих других. Я, например, всегда считал, что он был наиболее интересным трубачом-солистом в бэнде Лансфорда. Они грал, может, не с таким внешним блеском, как остальные, но очень музыкально, тепло и эмоционально. Правда, когда вы слушали его прекрасные, спонтанные (как мы думали) джазовые пассажи, никто из нас  не знал, что Сай все готовит заранее. Он никогда не мог импровизировать так, как другие. Обычно я выписывал свой квадрат и начинал строить на нем свою аранжировку для трубы. Это похоже на то, как если взять заурядную картину и заключить ее в хорошую раму, и тогда она кажется лучше, чем есть на самом деле. Я до сих пор использую этот же прием, когда аранжирую сегодня для посредственных певцов. У меня было и другое соображение  во время работы с бэндом- я писал аранжировки, постоянно помня о личных ограничениях разных ребят в оркестре. Поэтому потом возникало очень мало проблем".


Впервые я услыхал бэнд Лансфорда в 1936 г. в "Ларчмонт казино" под Нью-Йорком, куда специально отправился, чтобы написать на него рецензию. Я обнаружил в нем некоторые удивительные ограничения, т.к. до этого слушал Лансфорда только на пластинках. На месте же я был просто шокирован неровным звучанием саксофонов, особенно в тех вещах, которые не были записаны. Но двумя годами позже эти недостатки исчезли, и в бэнде появилась прекрасная согласованность. Я не могу припомнить, чтобы у меня подряд было когда-нибудь столько волнующих вечеров, чем те, которые я провел, слушая ежедневно бэнд Лансфорда во время его ангажемента летом 1940 г. в театре "Риальто" наТаймс-сквер в Нью-Йорке. Его стиль несколько изменился к тому времени. Оркестр по-прежнему играл множество знаменитых тем и аранжировок Оливера, но он также исполнял инструментовки Билли Мура, ставшего его главным аранжировщиком.   Сай покинул бэнд по той простой причине, что, как он говорил, "я устал от бесконечных поездок. Я чувствовал себя оторванным от всего мира. Я хотел остаться в Нью-Йорке изучать музыку, играть, писать. Но Джимми не хотел, чтобы я уходил, пока он не найдет другого трубача на мое место. Он держал меня в бэнде до тех пор, пока я просто не ушел однажды вечером, а потом я узнал, что Джералд Уилсон в Нью-Йорке по договоренности с  Джимми все это время ждал, готовый занять мое место сразу же после моего ухода". Тогда же Оливер присоединился к оркестру Томми Дорси.


     Бэнд Лансфорда продолжал хорошо звучать еще долгое время. Помню, в конце 1941 г. я слышал его в театре "Парамаунт" и нашел, что он великолепен со своей секцией труб из Уилсона, Вебстера и молодого Снуки Янга, а Дэн Гриссом значительно улучшил свою технику как вокалист. Примерно через год я снова увидел Лансфорда в театре "Аполло" в Гарлеме и пришел в такой восторг, что просидел там несколько отделений подряд. В те дни у него появилось много новых членов, которые произвели на меня большое впечатление - это, например, Фредди Уэбстер, блестящий молодой трубач, и басист Трак Пархэм, более сильный музыкант, чем когда-то был Моус Аллен, хотя ни один басист не мог бы сравниться с последним по степени его зажигательного энтузиазма.


 Но постепенно прежний великий энтузиазм оркестра Лансфорда начал  исчезать. "На большинство замен приходили даже лучшие музыканты, чем раньше", отмечал Оливер, "но они не несли с собой в бэнд такого же морального духа. Это уже никогда не могло повториться". Джимми Кроуфорд приводит другую притчу конечного увядания бэнда: "Мы не создавали ничего нового. У нас постоянно был тот же самый старый репертуар. Джимми не тратил достаточно денег на приобретение хороших новых аранжировок". Самое печальное, по словам Кроуфорда, заключалось в том, что Лансфорд не контролировал финансы бэнда. "Мы все время считали, что работаем на Джимми, но затем мы узнали, что Джимми работает на Гарольда Оксли, что именно Оксли является собственником бэнда, и мы все тоже работаем на него, а сам Джимми просто получает зарплату, как и все остальные".


Вскоре ушли Кроуфорд, Уилли Смит, Пол Уэбстер, Трамми Янг, Фредди Уэбстер и другие. Эдди Томпкинс, которого мобилизовали в армию, погиб во время военных действий. Когда я увидел бэнд летом 1944 г., то лишь Каррузерс, Томас, Уилкокс и тромбонист Рассел Боулс остались от той блестящей команды, которая когда-то творила столь сенсационную музыку. "Джимми сделал одну ошибку", говорит Оливер о причинах упадка оркестра. "Он подбирал людей с высоким музыкальным мастерством, хорошим характером и умом, и он нашел их. Но многие из них оказались достаточно умными, чтобы, повзрослев, понять, что существуют другие вещи в жизни, более стоящие, чем круглогодичные поездки в автобусе и проживание в плохих отелях".


В течение еще нескольких лет оркестр Лансфорда продолжал работать, продолжал ездить по стране и "проживать в плохих отелях". Но он уже никогда не стал прежним. Правда, это был превосходно организованный бэнд, ибо Джимми оставался как-никак первоклассным лидером до самого конца. Конец наступил 16 июля 1947 г., когда бэнд как обычно снова был в дороге- на сей раз в Орегоне, где Джимми настиг фатальный сердечный приступ. Некоторое время оркестр еще существовал под руководством Эдвина Уилкокса и Джо Томаса, двух его ветеранов, но эта попытка окончилась неудачей и вскоре знаменитый бэнд Джимми Лансфорда ушел со сцены навечно. Но какую великую музыку он оставил после себя! Ибо многое сохранилось в записи, запрессованное в канавках сотен грампластинок, выпущенных в свое время фирмами "Декка" и "Колумбия". А для тех из нас, кому повезло встретиться с бэндом лично, он оставил память о многих волнующих вечерах, которые мы проводили, слушая один из величайших биг-бэндов свинга, оркестр Джимми Лансфорда.



Jimmie Lunceford And His Orchestra - Avalon




Jimmie Lunceford & His Orchestra - Mood Indigo




Jimmie Lunceford - Rhythm Is Our Business


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Лансфорд Джимми (James Lunceford)
« Ответ #1 : 13 Июнь 2020, 15:30:29 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика