28/03/24 - 12:10 pm


Автор Тема: Бормотов Александр .  (Прочитано 700 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Бормотов Александр .
« : 06 Февраль 2020, 16:21:29 »






Александр Бормотов - Гонщик


12.01.2011
 
Концерт Александра Бормотова прошел при полном аншлаге.

Зал Дворца культуры давненько не видел такого аншлага, как 9 января — все до единого места были заняты, люди сидели даже на приставных стульях и стояли в проходах. Ревдинцы пришли послушать по-настоящему СВОЕГО человека.

— Мы собрались, чтобы познакомиться… — открыл рождественский концерт «мужичка с гармошкой» директор продюсерской компании «Бард-студия» Сергей Бушков. — Да нет, не познакомиться — его и так все знают хорошо. На его частушках ученые защищают диссертации, его клипы расходятся сотнями по Интернету на всех ресурсах. Примечательно, что сегодня за много лет Александр Бормотов впервые выступает в Ревде. Итак, встречайте. Непревзойденный Александр Бормотов!

Александр Бормотов: «Почему я в первый раз выступил в Ревде? Да чтобы не надоедать! Если я каждый день буду петь, то люди от меня «стреляться» начнут. Песен напето-то много, но эта программа составлялась примерно так, как планка на душу ложилась. Пришлось, правда, песен пять заменить. Просто смотрел в зал и внутреннее чутье подсказывало».
Александр Бормотов: «Почему я в первый раз выступил в Ревде? Да чтобы не надоедать! Если я каждый день буду петь, то люди от меня «стреляться» начнут. Песен напето-то много, но эта программа составлялась примерно так, как планка на душу ложилась. Пришлось, правда, песен пять заменить. Просто смотрел в зал и внутреннее чутье подсказывало».

На сцену тут же выбежал Александр Бормотов и, бросив взгляд в зал, тут же эксцентрично скрылся за кулисами, словно испугавшись сотен глаз. Затем под аплодисменты выскочил снова и, присмотревшись к людям, сказал:

— Рад всех видеть. Потому что здесь как раз собрались те, кого я когда-то «женил», или близкие и родственные души, скажем так. Волнительно…

«Женил» — это означает лишь то, что первоначально он играл и пел на свадьбах. Сейчас репертуар Александра Бормотова просто огромный. Под свою гармошку поет, как он сам выразился, «все, к чему лежит душа» — фолк, дворовые песни, частушки, народные песни, рок-н-ролл, рок. Причем собирает эти песни по всей стране, в том числе и у туристических костров. Бормотова хорошо знают в клубах Санкт-Петербурга, Москвы, на российских бардовских фестивалях. Но в этот день он впервые решился сольно выступить в родном городе.

— Ну, для тех, кто меня впервые вдруг видит, кратко расскажу содержание концерта, — начал выступление Александр Бормотов. — Родился в 1963 году. В свое время бабушка моя, Зоя Родионовна, царство ей небесное, сказала: а что, на гармошке-то играть не будешь? Да, не знаю, говорю, сейчас вроде все на гитарах играют. Она отвечает: а у нас все в родне играли. И вот эта фраза, что все в родне играли, видимо, где-то в голове засела. И хотя с поздним зажиганием, наверное, в классе 9-м, просто начал играть.

Затем Бормотов представил свою знаменитую гармошку. Он ее случайно купил во время службы в армии в городе Иваново.

— Эта гармонь называется «хроматическая детская». Как сказал продавец в магазине, что вы хотите? Это гармонь хроматическая детская, на ней играть ничего нельзя. Вот, отвечаю, как мы своих детей-то любим. С тех пор она со мной. Люди соврать не дадут, что когда соприкоснулся с туризмом и ходили на Севера, то она всегда выручала — компактная, не то, что гитара. И вот с 1990 года этот инструмент мне верой и правдой служит.

С этих слов и началась «музыкально-литературная культурно-бескультурная» программа Александра Бормотова, в которой ему виртуозно аккомпанировал екатеринбургский гитарист Александр Кулаев. Представляя «свои» знаменитые хиты, исполнитель непременно называл авторов слов и музыки. Или, шутя, ссылался на корни «старинных уральских песен», которым типа делают современную аранжировку, и поют в измененном виде чуть ли не по всему миру. Таких, например, как «Миллион алых роз» Аллы Пугачевой и «Желтая подводная лодка» легендарной группы Beatles.

— Своих песен нет, ленив, наверное. Или не научили. Получается внутренний зуд какой-то, чего-то не хватает. Говорят, тебе столько годов, а все одни и те же песни поешь. А как «Машина времени» столько лет «Поворот» поет? Нравится! — комментировал Бормотов. — Мы сегодня будем такие поигрушки делать. Если знакомые слова попадутся или буквы, хотя бы, их можно проговаривать. Потому что гармошка инструмент не для слушания, как ни странно, а для соучастия.

Соучастие зал продемонстрировал полное, на два с половиной часа. Так зажечь публику не удавалось, пожалуй, еще ни одной местной «звезде». То, что творилось на сцене и в зале, надо было слышать и видеть. Только в песнях этого простенького на сцене «мужичка с гармошкой», наверное, не каждый воспринимал и серьезные мотивы. В охотно поддержанной зрителями песне про русалку надо было еще осознать такие слова: «Там, где было чисто озеро, стало болото…» Как бы подзадоривая зал, Бормотов подшучивал, дескать, меня все равно не переорете.

— Раньше, когда на гулянках играл, там, чтобы платить, и в помине не было, угощали так, что ботинки были стертыми, когда волокут выпившего, — откровенничал Бормотов. — Но однажды с похмелья проснулся, и мой батя, Виктор Александрович, который показал мне азы игры на гармошке, говорит: «Че, Саня, хвораешь? Ниче, не ты первый, не ты последний гармонист спиваешься!» Полежал, подумал… Потом бабушка, Зоя Родионовна, когда с похмелья просыпался, говорила: «Че, тяжко? Ничего, это болезнь-то покупная». Так что никто мне не сочувствовал, детство было тяжелое… Потом ушел в сухую. Обливали вином на свадьбах — сам, мол, не пьешь, пускай гармошка выпьет. Постепенно привыкли к моей трезвости.

Александр несколько песен исполнил и на гитаре. Правда, признался, что играет на инструменте очень интересного человека — барда из Волчанска Владимира Докукаева — гостя Ревды, исполнившего в первом отделении концерта три свои песни. Как раз перед антрактом.

— А для чего нужен антракт? — объявил Бормотов. — Быть в ДК и чаю не попить! Еще и для того, чтобы культурно смыться с этого безобразия.

Во втором отделении вовсю господствовал виновник вечера. Зал неистовствовал от драйва, происходящего на сцене, а от исполненной «Колыбельной» Александра Бормотова пришлось даже вздрогнуть — песня очень громкая получилась. Когда зрители почувствовали, что концертная программа постепенно подходит к концу, из зала стали выкрикивать названия песен, которые хотелось бы еще услышать. Особенно просили частушек. Озорных. На что Бормотов ответил, что такие частушки обычно поют на второй день свадеб. В то же время, идя на поводу у зала, он спел свою знаменитую «Тра-та-та-та» — песню о летчиках, в которой вся ненормативная лексика заменена соответствующими названию звуками.

— Ну что, не устали еще? — спросил Александр почти под занавес.

— Нет! — дружно ответил зал, который, казалось, способен был внимать гармонисту еще пару-тройку часов.
..............................................
Субботнее интервью. Александр Бормотов

Виктор Нехезин: Гость субботнего интервью Радио Свобода сегодня - виртуоз, гармонист Александр Бормотов. Он родился в 63-м году в небольшом уральском городке Ревда неподалеку от Екатеринбурга. По профессии - квалифицированный электрик, работает на Ревдинском метизном заводе. С гармонистом Александром Бормотовым беседует екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Светлана Толмачева:

Светлана Толмачева: Александр, вы помните, с чего началось ваше увлечение гармонью?

Александр Бормотов:Гармонистами были мой дед, мой отец, ну и потом где-то в 70-х годах, 77-78-й год, меня бабушка моя, Зоя Родионовна, слегка упрекнула: "Что ж ты, Санька, на гармошке не играешь? У нас же все мужики играли". И мне на тот момент, видимо, стало совестно. Хотя с поздним зажиганием, я уже учился в 9 классе в 79-м году, я стал гармошку осваивать понастойчивее.

Светлана Толмачева: То есть одноклассники играли на гитарах, а вы на гармошке?

Александр Бормотов: Ну да. Гитара попозднее пришла, на гитаре я стал играть году в 81-82-ом.

Светлана Толмачева: А кто вас учил играть на гармони, и вообще как шло обучение?

Александр Бормотов: Самое начало отец показывал, а потом как у всех, классически - в бане. Это старая традиция. Во-первых, чтобы никому не мешать, приходишь в баню, там пилишь до посинения до собственного. А потом, когда чувствуешь, что что-то стало немножко получаться, выходишь на люди. У меня первым слушателем бабушка была. Если уж батя скажет, что ничего, пойдет, значит можно уже и дальше играть.

Светлана Толмачева: На каких произведениях вы оттачивали свое мастерство?

Александр Бормотов: Первое - это "Улошная", плясовая и "Улошная". Не то, что простые, а те, которые были у меня постоянно на слуху, что отец играл, а потом уже посложнее. Очень был рад, когда вальс научился играть.

Светлана Толмачева: "Улошная" - это что за жанр? Это свойственно только для Ревды или это свойственно для всего русского фольклора?

Александр Бормотов: Мы назвали "Улошная", не знали, как она называется среди знатоков-музыковедов. Получается так, что разновидность "Камаринской". Для нас она как была "Улошная", так и осталась. И просто для каждой улицы были свои характерные ходы музыкальные. "Улошная" - это когда идут по улице и поют так, чтобы далеко слышно было, и поют нараспев.

Светлана Толмачева: Нужно было обязательно кричать "Улошную"?

Александр Бормотов: Чтобы другим слышно было. Если себе под нос мурлыкать будешь, кто же ее услышит? Да скажут: подумаешь, какие-то тюхти идут.

Светлана Толмачева: То есть это для того, чтобы и себя показать, и народ на тебя посмотрел?

Александр Бормотов: Чтобы собаки лаяли, чтобы тетки оглядывались.

Светлана Толмачева: Как часто вас зовут играть на свадьбы, и как вы к этим предложениям относитесь?

Александр Бормотов: Последнее время я отказываюсь играть на свадьбах и отказываюсь играть на гулянках, особенно у незнакомых людей. Потому что, по большому счету, гармонь отходит. Люди, которые на гармошке выросли, их остается все меньше. То есть сейчас старики - это те, кто родились в 40-х годах. Кто-то помнит гармонь, кто-то стыдится ее, потому что было и такое. Потому что в 70-80-х годах по улице идти с гармошкой у многих считалось неприлично. Поэтому сейчас, когда на свадьбу приглашают, и когда начинаешь играть... Надо оговориться, что гармонь - это инструмент не для слушания, а для соучастия, то есть гармонь должна только подливать масла в огонь. Если человек желает веселиться, если у него это желание идет изнутри, то гармонь только помогает в этом. А если этого желания нет или человек не представляет, как это должно происходить, то есть дело в том, что сейчас, это не то, что упрек, а видимо, влияние времени, люди привыкли к тому, что их кто-то должен веселить. Может, это обилие телевизоров, может быть, обилие магнитофонов. Но и потом из-за того, что гармонь достаточно скупой инструмент музыкальный, а люди сейчас уже наслышаны широким спектром звука, получается, что у многих ухмылка возникает. Мне и говорили: "Ты убери эту пискушу и сам не ори". И из-за этого последние года три совершенно единичные случаи, и то получается так, что это или знакомые приглашают, или говорят, что, давай, у нас или на первый день или на второй стариков много будет и у нас какая-нибудь баба Лена, которая частушки поет, пляшет. Так и то получается, что когда люди на круг выходят, во-первых, выходят из всей компании человек пять. Я не говорю за всех, потому что есть еще семьи, где эта традиция жива, есть компании, которые собираются, поют, пляшут, это все нормально. Но те свадьбы, которые отыгрываются, в основном отыгрываются под магнитофон и караоке - это очень модно стало.

Светлана Толмачева: Александр, а вам удалось самому застать то время, когда люди умели веселиться под гармонь?

Александр Бормотов: Те 80-е годы, которые я застал, когда еще старики были живы, кто любил и знал, как веселиться под гармонь. Получалось так, что на гулянках, на свадьбах выпивали достаточно немного, но только начинала играть гармонь, всех из-за стола сдувало, оставались только бутылки и чашки с винегретом, и все начинали плясать. По два часа играл на гармони, не выпускал гармонь из рук, менялись одни, другие, на перепляс, действо шло. Не надо было особых конкурсов проводить, народ веселился. Потом это как-то стало немножко изживаться. Но это нормально.

Светлана Толмачева: Почему это нормально?

Александр Бормотов: Потому что изменяется время, меняется культура, меняются ощущения у людей. Гусли уже стали редкостью, также и гармонь.

Светлана Толмачева: Кстати, о вашей гармони, на которой вы сейчас играете, есть ли у нее своя история, откуда она у вас?

Александр Бормотов: Я в Иваново служил, собственно, и гармонь оттуда. Спасибо шуйским мастерам. Гармонь называлась "Гармонь детская", стоила семь рублей, но она верой и правдой служит мне с 89-го года по сегодняшний день. Причем из-за ее малых размеров бывала со мной и на приполярном Урале, и здесь по городам поскиталась, и в Санкт-Петербург ездила, но до сих пор служит. Немножко начала "отыгрывать" - это такой термин есть, фальшивить стала, но если взять, что это хулиганский инструмент, не претендующий на академическое звучание, то огромное спасибо шуйским мастерам. Не знаю, до сих пор работает ли эта фабрика, но спасибо.

Светлана Толмачева: Скажите пожалуйста, Александр, можете ли вы сыграть то, что пели только у вас в Ревде, и что может быть визитной карточкой гармониста из Ревды?

Александр Бормотов: Такого, наверное, нет. Потому что Ревда - это многонациональный и многонародный город. Градообразующим предприятием был метизный завод Демидова, поэтому народ был разноплеменный. Вот это народная мудрость, что, с одной стороны, никто со своим уставом в чужой монастырь не лез, но, с другой стороны, была какая-то общепринятая культура. В связи с этим потерялись индивидуальные песни. Допустим, когда на свадьбах, на гулянках играл, получалось, что пели общепринятые. Были, допустим, псковские, будут просить своего скобаря сыграть, а скажут: что за скобарь? Мы его не знаем. Поэтому никто не проявлял себя, и поэтому пели "Когда б имел златые горы...", пели "При лужке, лужке...", потом более поздние, женская классика "Виновата ли я", мужская классика "Ой, мороз, мороз", "Хасбулат удалой". Допустим, частушки, которые мы считали, что это наши, а когда начинаешь с большим количеством людей общаться, то оказывается, что эти частушки и в Екатеринбурге поют. Мне было очень удивительно, когда встретился с ребятами из Вологды, они наши частушки поют.

Светлана Толмачева: Когда вы собираетесь семьей за новогодним столом, просят ли вас что-нибудь исполнить такое, что соответствует ощущениям веселья и праздника новогоднего? Что первое, что вам приходит на ум, можно было бы в такой ситуации исполнить?

Александр Бормотов: "Камаринская" или у нас ее "Бабушка Еленка" называют. Везде исполнение по-разному. Но от людей, кто занимается хронологией музыкальных произведений, говорят, что очень близко скоморошине. Это уже на самый забой, самый кураж, когда народ с круга не сходит, а чем-то добить народ надо, вот тогда шла "Бабушка Еленка". Когда "Бабушку Еленку" исполняю, обычно исполняю ее в завершении или программы или вечеринки, то после нее я просто петь не могу, я выкладываюсь полностью.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Бормотов Александр .
« Ответ #1 : 23 Апрель 2020, 13:50:15 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика