Xiger Xiger - Hanggai (Inner Mongolia -Sept. 2013)
Не будет большим открытием сказать, что доминирующим жанром на современной эстрадной сцене в Китае является популярная или так называемая поп-музыка. Тем интереснее, когда на этой сверкающей, но довольно унифицированной и существующей в рамках мировой поп-культуры сцене появляется нечто неожиданное.
Именно к таким нестандартным вкраплениям в блестящем гламуре китайской эстрады относится группа под названием Hanggai (杭盖乐队).
Своя колея
В составе группы семь человек, которые играют традиционную монгольскую народную музыку и суперсовременный китайский панк-рок. Вот такое неожиданное сочетание или смешение стилей. Прислушаемся к нему повнимательнее.
Музыкальные критики отмечают, что благодаря своему необычному творческому подходу музыканты из группы Hanggai не просто сумели занять особую нишу на китайской эстраде, но и завоевали эту эстраду, показав пример того, как твердая вера в собственную творческую оригинальность может в конце концов привести к успеху.
Название группы Hanggai представляет собой слово из монгольского языка, которое обозначает идеальный пейзаж как его представляют себе жители бескрайних монгольских степей. Это ровные и безграничные степные долины, высокие горы, бурные реки, зеленые рощи и леса и синие небеса.
Среди участников группы есть как уроженцы Пекина, то есть представители этнических китайцев хань, так и представители этнического меньшинства – коренные жители Внутренней Монголии, автономного региона на севере Китая. Однако объединяет их не столько география, сколько искренняя любовь к народной музыке и профессионализм исполнителей на традиционных монгольских музыкальных инструментах.
Кто они?
Основателем и главным творческим двигателем группы является музыкант по имени Илици или Илчи (Yiliqi /Ilchi). Он монгол по происхождению, мастерски владеет искусством горлового пения, а также играет на традиционном монгольском и алтайском щипковом инструменте под названием топшур.
Илчи всегда была близка идея сохранения и возрождения музыкального наследия своих предков. Он много путешествовал по Внутренней Монголии с различными в музыкально-этнографическими экспедициями. Во время одной из поездок он познакомился с такими же энтузиастами фольклора, как и он сам. Их звали Хугецзилту (Hugejiltu) и Батубаген (Batubagen).
Так появилось трио музыкантов, которые начали благородное дело возрождения традиций музыкальной культуры монголов, живущих в Китае.
В одном из своих интервью Илчи с горечью рассказал о неутешительной ситуации в отношении традиционной культуры в регионе. «Молодежь стремится как можно быстрее уйти от старой традиционной жизни. Они при первой же возможности уезжают в города, где сразу же оказываются под все усиливающимся влиянием чуждой им городской культуры. Но чтобы выжить в этом современном городе, нужно принять эту агрессивную культуру. На деле это означает, что надо забыть свои истоки и что традиционная музыка постепенно растворяется в музыкальном пространстве», - с сожалением говорит музыкант из Внутренней Монголии.
Современный состав группы Hanggai - это солист и основатель группы Илчи и его по-прежнему единомышленник Батубаген, который играет на традиционном монгольском струнно-смычковом инструменте моринхур, а также вокалист и гитарист Ийлалата (Yilalata), ударник Ли Чжунтао (Li Zhongtao), гитарист Сюй Цзинчэн (Xu Jingchen) и басист Ниу Синь (Niu Xin).
У всех у них разный музыкальный опыт. Сам Илчи, например, в молодости играл в панк-группе, и это стало причиной того, что фольклорное звучание композиций группы Hanggai приобрело дополнительные оттенки. На музыкальную стилистику монгольско-китайских исполнителей большое влияние оказало творчество таких монстров мирового рока, как например Pink Floyd.
Как правило, лидирующие партии в композициях Hanggai принадлежать именно традиционным народным инструментам – моринхуру и топшуру, а вот окружающее музыкальное пространство заполняется звучанием электрогитар, банджо и даже компьютерной музыкой. Что же касается вокала, то группа Hanggai предлагает слушателям традиционное горловое пение монгольских мастеров, что тоже нередко встретишь на современной эстраде.
Что играем?
В свое время журналисты спросили у Илчи, главного человека группы Hanggai, какую же музыку они играют: современную или народную, монгольскую или китайскую. На это Илчи ответил так: «В своей основе наша музыка – это монгольский фольклор, но мы родились и живем в Китае, поэтому китайская музыкальная культура – это тоже наша культура, под влиянием которой мы росли и формировались как музыканты. В общем, считайте, что мы группа, которая пока еще находится в поиске своих творческих корней».
Наверное, это очень точный ответ для музыкальной группы, которая исполняет фольклор жителей Внутренней Монголии, людей, которые привыкли к свободному движению в пространстве, как географическом, так и культурном.
............................
Hanggai - китайская folk группа из Пекина, музыка которой представляет собой смесь монгольской народной музыки и более современного стиля punk rock.
«Hanggai» - монгольское слово, которое соотносится с идеализированным природным ландшафтом, безкрайними лугами, горами, реками, деревьями и голубым небом.
Некоторые из членов группы - этнические монголы, остальные - этнические Han, которые специализируются в игре на монгольских инструментах. Все члены группы родом из Внутренней Монголии и Пекина.
Ilchi - лидер группы, будучи пленён звучанием горлового пения и желанием углубиться в наследие своей национальной культуры, отправляется во Внутреннюю Монголию. Там он изучает традиционное искусство горлового пения, и собирает старые народные песни, которые находятся в опасности быть утерянными навсегда. Именно там он знакомится с другими участниками группы Hugejiltu и Bagen.
Члены группы Hanggai, по своему сценическому и музыкальному опыту, отличаются от певца Ilchi, который был до этого певцом в панк-группе Т9. Обладая эклектичным опытом, они собрались вместе, придавая Hanggai то особенное уникальное звучание слияния монгольской народной музыки с более современным и популярным панком.
Ilchi говорит, что среди западных групп, оказавших влияние на формирование музыки их группы, такие как Pink Floyd, Radiohead, Rage Against Machine, Secret Machines, Electralane и Neil Diamond. И в действительности, хотя основой композиций является morin khuur и tobushuur, два традиционных инструмента, группа также активно использует электрические гитары, программирование, бас и banjoes, для создания более цельного и современного звучания.
Ilchi: «Большинство нашего народа отошло от старого образа жизни… После того, как мы обосновались в городах, многие из нас подвергаются всё нарастающим вторжением доминирующей культуры. В результате, национальная традиционная музыка полностью утратила свои позиции.»
Исполняя монгольские народные песни, с использованием современных музыкальных форм, Hanggai создаёт среду, в которой они действительно могут выразить голос поколения, стремящегося воссоединиться со своими этническими корнями в условиях доминирующей господствующей культуры.
Ilchi утверждает, что хотя «музыка Hanggai происходит из традиционной монгольской музыки … она на самом деле не говорит о времени Чингисхана, но отражает жизнь и этику монгольского народа.»
Hanggai (Beijing Dongfang Yingyin, 1 April 2007)
Introducing Hanggai (World Music Network, 28 July 2008)
He Who Travels Far (World Connection, 18 October 2010)
Four Seasons (Starsing Records, 1 May 2012)
Baifang (Harlem Recordings, 7 February 2014)
Horse Of Colors (Tian Hao Entertainment, 9 May 2016)
Homeland (Tian Hao Entertainment, 5 December 2017)
‘’Big Brass Band’’ (2019)