26/04/24 - 10:37 am


Автор Тема: История крылатых фраз.  (Прочитано 72928 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1310 : 18 Январь 2023, 08:27:18 »
НИКОГО НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ СЧАСТЛИВЫМ ПРЕЖДЕ ЕГО СМЕРТИ


Лидийский царь Крёз (595-546 гг. до н. э.) был известен во всем древнем мире своими несметными богатствами. Собственно, отсюда и вышла фраза «Богат, как Крёз». Состояние его росло с каждым годом всё больше и больше, благодаря налогам, взимаемым им с греческих колоний в Малой Азии, а также с золотых приисков реки Пактол (г. Сарды*). Всё это привело к тому, что Крёз возомнил себя самым счастливым человеком в мире.
Как-то по его просьбе в Сарды прибыл Солон (639-559 гг. до н. э.) - выдающийся афинский политик и архонт, законодатель, философ и поэт, стяжавший славу мудрейшего человека своей эпохи. Лидийский царь встретил мудреца со всеми подобающими почестями, даже приказал рабам показать гостю свои неисчислимые сокровища. После этого Крёз спросил Солона, кто по его мнению самый счастливый человек в мире из всех повстречавшихся ему на жизненном пути, ожидая, что тот воздаст должное его величию. Солон же, во избежание льстивых речей, прямо ответил Крёзу: «Самым счастливым человеком, которого я когда-либо встречал, был афинский царь по имени Телл». Царь Лидии в недоумении спросил греческого мудреца, почему он считает именно Телла самым счастливым человеком. «По двум причинам, - ответил Солон. - Он вырастил хороших и достойных сыновей, дожил до рождения детей своих детей и все сильные, и здоровые. И ещё потому, что жизнь его завершилась славной смертью. Он сражался и погиб как настоящий воин, за что афиняне похоронили его с честью и славой».
Крёз, не получив от Солона ожидаемого ответа, вновь спросил его, знает ли он другого счастливого человека, кроме Телла, будучи уверенным в том, что уж во второй раз тот назовет его имя. Однако мудрец и на этот раз упомянул имена других молодых людей - двух братьев из Аргоса: Клеобиса и Витона. Жители Аргоса в те далекие времена особенно почитали праздник богини Геры. Однажды случилось так, что, когда матери юношей нужно было отправиться в храм Геры, волы, которых должны были впрячь в повозку для поездки на праздник, ещё не вернулись с полей. Тогда оба брата сами впряглись в повозку и отвезли свою мать в храм, отстоящий от их дома на довольно большом расстоянии. Все, кто стал свидетелем этого события, выражали искреннее восхищение поступком братьев. Мать же их, в свою очередь, в молитве к Гере попросила богиню дать её детям величайшее из благословений, которое может получить смертный человек... Оба брата, уснув в храме после столь длинного пути, так и не проснулись… Аргосцы же изготовили в честь них две статуи, посвятив их Дельфам в знак уважения к обоим прекрасным мужам.
На этот раз Крёз, выслушав историю Солона, не на шутку рассердился на него, но, прежде чем отослать его на родину, воскликнул в сердцах: «Всё это прекрасно, мой друг, но что ты можешь сказать о моем счастье?». Тогда мудрый афинянин ответил фразой, которая навеки осталась в истории: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти»**. «Большое богатство не делает человека более счастливым, нежели средний достаток. Не считай никого счастливым прежде, чем не узнаешь его конца», - пояснил Солон.
Несмотря ни на что, слова гостя пришлись Крёзу не по вкусу, и он, так и не образумившись, пренебрежительно распрощался с ним. Однако вскоре после отъезда мудреца Крёза настигло множество несчастий: его сын Атис погиб во время охоты, а сам он был позже побежден царем Персии Киром и взят в плен.
Крёза ждала печальная участь… Во время возведения на костер, лидийский царь, вспомнив слова Солона, трижды воскликнул: «О Солон, Солон, Солон!». Кир, услышавший его, спросил, что означает этот призыв. Выслушав историю Крёза о совете эллинского мудреца не гордиться и не кичиться непрочностью земных благ, помня, что только с концом жизни можно судить, насколько счастлив был жизненный путь человека, Кир прислушался к нему, узрев подтверждение слов Солона на примере лидийского царя. После этого он не только освободил Крёза, но и относился к нему с должным уважением и почтением на протяжении всей его жизни, оставив его в своем окружении как надежного друга и советника.
Вот так одной своей фразой мудрый Солон спас от смерти царя Лидии, а персидского царя вразумил на всю оставшуюся жизнь.
* Сарды (по-лидийски: Сфарда) - один из великих и богатейших городов древнего мира, более известный как столица и резиденция царей Лидии, позднее - персидских сатрапов. Находился на золотоносной реке Пактол (греч.: Пактоло́с) в Малой Азии.
** греч. «Μηδένα προ του τέλους μακάριζε» - дословно: «Никто прежде своей смерти не может быть назван в высшей степени счастливым/блаженным».
Картина: Крез показывает Солону свои сокровища


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1311 : 18 Январь 2023, 08:34:51 »
С больной головы на здоровую


С больной головы на здоровую (валить) — обвинить невиновного, переложить ответственность за неудачу, халатность, собственную некомпетентность на другого, никакого отношения к проблеме не имеющего; намеренно запутывать дело, морочить голову слушателям, вводить в заблуждение
По одной из самых популярных версий происхождения выражения о перекладывании с больной головы на здоровую связано напрямую с исцелением. На Руси первыми врачами были знахари, лечившие травами и снадобьями. Процесс выздоровления затягивался и больной желая быстрей излечиться начинал сомневаться в способностях лекаря и обвинял того в шарлатанстве. Знахари, то ли в шутку, то ли всерьёз оправдывались таким образом, чтобы "пациент" не валил с больной головы на здоровую.


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1312 : 18 Январь 2023, 08:51:36 »
Медведь на ухо наступил


Медведь на ухо наступил — в частности, о человеке, не имеющем музыкального слуха; вообще, о безучастной личности, которая не внемлет, не слышит, не обращает внимания на «призывы и вызовы эпохи», социальные явления, жизнь общества
«Медведь на ухо наступил» — этот фразеологический оборот является гиперболой, или иначе — преувеличением. И говорить о его точном происхождении не приходится. Здесь медведь представлен как некая грубая сила, приведшая к печальным последствиям – потере слуха, и музыкального также.
Со зверем не каждому было под силу справиться. В дикой злобе гигантское животное могло опрокинуть и подмять под себя посмевшего посягнуть на него смельчака. Чаще всего такие люди погибали. Но если кому-то посчастливилось остаться в живых, то к полноценной жизни человеку обычно не удавалось вернуться. После такой охоты у многих наступала глухота, да и адекватно воспринимать мир они уже были не в состоянии. Вот именно отсюда и пошло выражение об оттоптанном медведем ухе.

 

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1313 : 18 Январь 2023, 08:58:29 »
Память девичья


Выражение «девичья память» пришло к нам из далёкой древности и обозначает короткую память. Обладательницы девичьей памяти легко забывали обязательства перед бывшими возлюблёнными и легко находили новых.
Называя чью-то память девичьей, люди подразумевают забывчивость и легкомысленность обладателя. Девичьей памятью характеризуются люди, не помнящие своих заверений и обещаний, не способные учится даже на собственных ошибках, которые постоянно наступают на одни и те же грабли. Обладатели девичьей памяти - рассеянные, ненадежные люди, которым окружающие не доверяют важные дела.
Выражение настолько точно отражало поведение ветреных девушек, и прижилось в языке на века.

Но короткая память и любвеобильность присуща не только молодым представительницам прекрасного пола. Женщины в возрасте, да и многие мужчины также являются обладателями «девичьей памяти». Поэтому фразеологизм употребляется вне возрастных и гендерных рамок.
Кроме представления о плохой памяти девушек, существует версия, что выражение приобрело своё негативное значение через сравнение способности к запоминанию молодух с памятью замужних женщин. Взрослые семейные женщины более ответственно относятся к своим словам и поступкам, чем незамужние девушки, на них завязан быт, здоровье домочадцев, и они по определению более серьёзны, чем не обременённые семьей.

Подчёркивает фразеологизм и эмоциональную сферу – женщины чаще проявляют свои эмоции и соответственно, чаще говорят «в сердцах» и делают то, о чём позже жалеют. В психологии этот феномен называют «вытеснением», когда человек забывает неудобные или неприглядные собственные слова или поступки.

Но так ли плоха такая память? Ведь она характеризует, в том числе и отходчивых, незлопамятных людей.

Этиологию выражения «девичья память» некоторые филологи возводят к пословице «Девкин волос долог, а ум и память коротки». Но большинство исследователей считают, что фразеологизм о девичьей памяти более древний и образовался в результате усечения пословицы «девичья память парня забыла».


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1314 : 06 Февраль 2023, 08:42:30 »
Раскатать губу


Раскатать (закатать) губу — рассчитывать на что-то без основания это получить, без учета обстоятельств, которые могут посодействовать этому желанию, надежде сбыться
Существует несколько версий происхождения фразы «закатать губу». По мнению лингвиста Николая Вашкевича, этот фразеологизм восходит к древнему арабскому выражению, которое означает «не строить иллюзий», «не ожидать многого». Если переводить буквально, то одна часть оригинального арабского сочетания, أعجوبة, означает «то, что нравится», а вторая, رسخت, — «утвердиться». Вместе они переводятся как «утвердиться в том, что нравится, но потерять», или «сильно захотеть, но потерять».

По другой версии, выражение «закатать губу» появилось в кулинарии. В частности, его связывают с выпечкой калачей. Перед тем как положить калач в печь, на нем делали поперечный надрез, который называли губой. Надрез раскатывали и наполняли сахаром, орехами и изюмом, а затем закатывали обратно. Когда калач доходил до готовности, отверстие открывалось и напоминало распахнутый рот.
 

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1315 : 06 Февраль 2023, 08:52:08 »
Играть в бирюльки


Играть в бирюльки — вместо того, чтобы делать что-то важное и значимое, заниматься ерундой, несерьезной работой; бездельничать; лениться


Слово «бирюльки» образовано от глагола «бирать» (брать, выбирать). А появление фразеологизма связано со старинной игрой, в которую играл даже Петр I.
Популярна эта игра была в XVII-XIX веках. «Бирюлей» называли деревянные игрушки, которые хранились в специальном мешочке. Чего там только не было! И бочонки, и рюмочки, и бутылочки, и чашки, стульчики, даже шахматные фигурки.
Считается, что сначала крестьянские дети играли в бирюльки не с деревянными игрушками, а с обычной соломой или веточками. Но потом кто-то из народных мастеров решил сделать для детей фигурки и именно этот вариант игры с деревянными бирюльками стал популярен.

Принцип игры: высыпать игрушки горкой и с помощью специального крючка аккуратно вытаскивать из кучки игрушку, чтобы не задеть остальные. Если задеваешь, то передаешь ход другому игроку. Победитель тот, кто достал как можно больше бирюлек!
Сначала в бирюльки играли только крестьянские дети, но постепенно игра дошла и до аристократии. Бирюльки знатных дам изготавливались из дорогого дерева, камня или слоновой кости, их украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Среди бирюлек были шляпки, зонтики, сервизы. Посмотреть на сохранившиеся экземпляры можно в краеведческих музеях.



Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1316 : 06 Февраль 2023, 08:58:38 »
С больной головы на здоровую


С больной головы на здоровую (валить) — обвинить невиновного, переложить ответственность за неудачу, халатность, собственную некомпетентность на другого, никакого отношения к проблеме не имеющего; намеренно запутывать дело, морочить голову слушателям, вводить в заблуждение


Некоторые утверждают, что значение фразеологизма «с больной головы на здоровую» нужно искать в Библии. Было время, когда люди почувствовали себя почти богами. Они все умели и все могли. Им хватало знаний для того, чтобы построить башню, которая уходила в небо. И окрестили ее Вавилонской. Но слишком задавались строители, чересчур превозносили себя, поэтому Господь решил их проучить и разрушил башню. Несмотря на всю свою мудрость, люди стали ругаться. Они не верили, что подпортили их планы всевышние силы. Им казалось, что ошибка закралась в расчеты, поэтому строители обвиняли друг друга и зачастую валили с больной головы, на здоровую. Чтобы прекратить эти пересуды, Господь разделил языки, и люди не имели возможности ругаться, так как попросту не понимали друг друга.
Есть и еще одна версия происхождения фразеологизма. На Руси болезни лечили не только врачи, но еще и экстрасенсы, гадалки и знахари. Они собирали лекарства, читали молитвы и проводили ритуальные обряды. Но процесс выздоровления даже с приемом таблеток не всегда бывает быстрым, а больные тех времен хотели вылечиться буквально за 2-3 дня. И если этого не происходило, они обвиняли своих «врачей» в шарлатанстве. Знахарям ничего другого не оставалось, как оправдываться поговоркой, чтобы хворающий не валил с больной головы на здоровую.


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1317 : 06 Февраль 2023, 09:08:10 »
Отделять зёрна от плевел


Отделять зёрна от плевел — уметь выделять главное, отличать важное от второстепенного, худое от доброго, правильное от ложного
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24—30) рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы — сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
«Плевелы» в переводе со старославянского «сорняки».

Иносказательно: отделить хорошее от дурного, вредное от полезного.


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1318 : 22 Февраль 2023, 08:33:15 »
Смелость города берёт


Смелость города берет — случаются в жизни моменты, когда только решительные, даже казалось бы безрассудные, рискованные действия приносят удачу.
Слово «смелость» происходит от славянского «смети», «мочь». В словаре военных терминов одно из определений смелости — «неподверженность страху, готовность и способность эффективно действовать в опасной ситуации». Не поддаваться страху совсем не означает игнорировать страх. Безрассудство и бравада — плохие помощники в сложной обстановке, они неэффективны, когда несёшь ответственность за чужие жизни.

Пословица напоминает, что для достижения цели необходимо решиться, преодолеть не только обстоятельства (врага), но и себя, свои страхи. Но «города берут» не всегда лишь на войне. В обычной жизни быть смелым не менее важно, чем на поле брани. Высказать свое мнение, даже если большинство с ним несогласно, взять на себя ответственность за какой-либо неверный поступок или признать, что ошибался. «Будь смелее!», — подбадривают родители своих детей, засмущавшихся при виде незнакомых.

У выражения есть ещё один вариант: «Отвага города берёт». Несмотря на схожесть понятий, отвага более зависима от адреналина и склонна к порыву, чем смелость. Поприще отваги — экстремальные жизненные ситуации, война. Целесообразно использовать это качество для общего блага, а не личного самоутверждения или «щекотания нервов».

Если смелости нет, её можно и нужно воспитать в себе. Начать с небольших шагов — зайти в тёмную комнату при боязни темноты, спросить у незнакомого человека какой-либо пустяк. Маленькие достижения вселят уверенность и приведут к большим победам. Тогда не страшно будет и «города брать».

Сегодня, давая оценку человеческим качествам, необходимо быть особенно разборчивым, чтобы не путать смелость и отвагу с наглостью и развязностью.


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27435
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: История крылатых фраз.
« Ответ #1319 : 22 Февраль 2023, 08:38:54 »
Бог любит троицу


Бог любит троицу — если что-то не получилось с двух раз, с третьего раза обязательно получится
Происхождением фразеологизм обязан римскому поэту Вергилию. Известна его фраза effigiem duco; numero deus impare gaudet (Вокруг алтаря обношу: угодно нечетное богу) («Буколики», 8, 75). В Толково-фразеологическом словаре Михельсона (1904 год) поясняется:

"Вергилий намекает на суеверие древних и на мистическое значение, которое они придавали нечетным числам. Пифагор в числе один видел представление о Божестве. Два дурное начало, три - символ гармонии. Древние пили три раза в честь трех граций и отплевывались три раза для отвращения колдовства. Миром управляли трое Юпитер, Нептун и Плутон. У Дианы было три лица. Ср. три Парки, три Фурии, три Грации. Цербера представляли трехголовым. При жертвоприношениях ходили три раза кругом жертвенника и пр. Многое перешло и к нам...см. без троицы дом не строится"


 

Яндекс.Метрика