28/04/24 - 18:13 pm


Автор Тема: Эльдар Зейналов.Отсюда нет выхода.ОБЩАК И ЕГО СМОТРИТЕЛИ.  (Прочитано 394 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27426
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
"Общак" является одним из краеугольных камней ("поняток") уголовного сообщества любой тюрьмы. Само существование этого полулегального денежно-вещевого фонда должно доказывать действенность воровского закона, необходимость его соблюдения. И ведь действительно: существуют отношения, существенные для повседневной жизни и в то же время независимые от официальных правил, построенные на своеобразной неформальной иерархии во главе со "смотрителями", постоянной связи местной "братвы" с невидимыми "старшими братьями". Не выходя из тесных стен камеры, можно узнать новости, получить пищу и лекарства, деньги на подкуп надзирателей, поделиться с внешним миром своими проблемами, получить внешний авторитетный арбитраж в спорах. В традициях уголовного мира всегда считалось необходимым материально поддерживать "братву", попавшую в трудное положение - будь то тюремный карцер или корпус смертников. Основным видом поддержки был т.н. "воровской грев", поступавший в пятый корпус из других корпусов Баиловской тюрьмы, особенно следственных. По логике, "грев" должен идти с воли, от тех, кто занимается там преступным промыслом. Ведь и они когда-нибудь сядут, и их будут "греть" таким же образом. Так делается в других местах, но не в Азербайджане, где "грев" отрывается от простых "зеков", от их семей. Один из бывших смертников вспоминал, что знаменитый "вор в законе" Бахтияр, когда сидел с ним вместе в Баиловской тюрьме, запретил было собирать "грев" для "пятого корпуса". Но, когда он ушел на "зону", сбор "грева" для "корпуса смерти" продолжился. Вскоре этот заключенный сам получил расстрельный приговор и попал из следственного в "пятый корпус", узнав там, что никакой грев извне уже давно не поступает – со времени, когда после побега "менты разбили общак". Куда поступал в тот период "грев", собиравшийся для смертников, так и осталось загадкой. Но до побега он поступал регшулярно, и его таскали в "пятый корпус" мешками. В "пятом корпусе", где свидания с родными, продуктово-вещевые передачи от них были чрезвычайно редким явлением, где врач без оплаты почти никогда не подходил к больному, значение "общака" было еще более важно. Здесь жизнь превращалась в выживание, а "общак" – в буквально жизненно необходимый элемент существования. Соответственно возрастала роль смотрителя общака (или просто "общака", на тюремном жаргоне) и группы его сокамерников ("общаковой хаты", "положенцев"), которые были ответственны за "положение" в корпусе. Под нормальным "положением" считалось стабильное пополнение общака, постоянная связь со "старшими братьями" (верхушкой уголовного сообщества), строгое соблюдение заключенными "поняток", мирное урегулирование конфликтов как между самими заключенными, так и между заключенными и надзирателями, наказание тех заключенных, кто предпочитал решать конфликты с товарищами силой ("быков"), либо вообще не считавшихся с "понятками" ("беспредельников"), и удовлетворение множества других, более мелких нужд. Все вместе это создавало обстановку, необходимую для спокойного сосуществования и выживания заключенных-смертников. Специфичным фактором "пятого корпуса" являлось то, что заключенные годами сидели по камерам, поддерживая между собою контакты лишь записками или голосом. Это, в принципе, запрещено законом, но на деле практикуется при содействии дружелюбно настроенных или подкупленных надзирателей. Перевод из одной камеры в другую тоже чрезвычайно трудное дело, обставленное множеством условностей (согласие сокамерников, начальства, отсутствие между заключенными незавершенных конфликтов – "разборок", и т.п.). Соответственно, утверждать в тюремном корпусе "воровские понятки" силой, с помощью "братвы" практически невозможно. Поэтому на первый план выходили, особенно в "беспредельно-бардачное" время перед побегом, заочные словесные поединки, где часто побеждал не самый правый, а тот, у кого был лучше подвешен язык. Находясь за закрытыми дверями в недосягаемости, иные "беспредельщики" использовали самую мерзкую матерщину, не признавая ничего святого. Например, как-то раз некий К. затеял перебранку сразу с некоторыми камерами. Под конец, когда ему достойно ответил кто-то из камеры №120, не найдя, что ответить, К. обложил матом и его, всех его сокамерников. Один из них, уважаемый в корпусе старейшина Г., подойдя к "кормушке", попытался призвать К. к благоразумию. И в ответ вместо извинений дождался прямого оскорбления: "Помнишь, мы недавно с тобой вместе выходили на свидание с семьями? Там еще была твоя 13-летняя дочь, у нее уже сиськи появились. Так вот, я и твою дочку тоже имел во все отверстия". От такой мерзости Г. чуть удар не хватил. Он дал слово, что если оба освободятся, поймает К. и отрежет его поганый язык, и даже попытался добиться от начальства того, чтобы их посадили вместе. Но так и умер с жаждой мести. А вот надзиратели, которых К. тоже ругал, в период "пресса" своего часа дождались, и хорошенько на нем отыгрались... С одной стороны, камерное содержание смертников временами приводило к частичной потере "общаковой хатой" контроля над корпусом, как в описанном случае, а с другой – поддерживало своеобразную "демократию": "общаком" мог быть выбран не самый сильный, а лишь самый авторитетный и "чистый" (в смысле отсутствия "грехов" перед воровским законом) заключенный. Разумеется, авторитет "общака" должен был быть признан не только местной "братвой", но и "старшими братьями", но последние не смогли бы насильно навязать зекам-смертникам своего мнения. Что давала "общаку" играемая им роль? Он становился первым, к кому поступал "воровской грев", и кто совместно с сокамерниками определял специальную долю, выделяемую "авторитетам" (в том числе и самой "общаковой хате"), больным и "бедолагам" - бедным, не посещаемым родными заключенным, даже "голубым". Специальным пай "черной масти" делали входившие в него деньги и наркотики, которые полагались только им, в то время как остальная часть "воровского грева" распределялась поровну (за исключением "сук"). Он же становился главным трактователем "поняток" в корпусе. Соответственно, у всех так или иначе зависящих от "общака" заключенных, а также у наркоманов появлялись личные мотивы поддерживать его в конфликтах с претендентами на это место. Через него же шла и обратная связь со "старшими братьями", т.е. посылаемые им тайные письма-"ксивы" создавали у "старших братьев" мнение о том, как обстоит "положение" в корпусе. Наконец, из его рук кормились старшина корпуса и надзиратели, доставлявшие "общаку" извне пресловутый "грев" и получавшие за это дань – "хёрмят" (буквально – "уважение"). Соответственно, обитатели "общаковой хаты" не подвергались тем притеснениям, что остальные зеки. Необходимо учитывать также, что, если на воле человек может сделать карьеру разнообразными путями – в бизнесе, в науке, в искусстве, в политике, поменять свой социальный статус, став чиновником или миллионером, то в тюрьме его положение жестко увязано с его местом в иерархии. Причем жизнь вне тюрьмы часто определяет заведомо низкое положение зека. Например, исключена тюремная карьера "пидоров" и "обиженных". Похожая ситуация с положением "ментов", "погонников": погоны, которые они носили на воле, отрезают им возможность как-то возвыситься в уголовной среде, хотя большинство из таких заключенных этого и не ищут. Хотя смягчившиеся в последнее время тюремные нравы допускают уравнивание некоторых из "погонников" с "мужиками" и даже их лидерство на уровне камеры. Более того, опустившись в иерархии вниз, зек навечно теряет возможность как-то возвыситься. Единственный путь – постоянная борьба за сохранение своего положения или стремление наверх. Неудивительно, что история назначения и смены "общака" представляла собой настоящую политическую борьбу с образованием "партий", проведением "дебатов", борьбой за "избирателей", "голосованием", апелляциями к мнению внешнего мира и т.п. По своему накалу и трагизму такие "предвыборные кампании" отнюдь не уступали тем, которые велись на воле, разве что бури разражались в гораздо меньшем "стакане воды". Несмотря на поголовное внешнее признание авторитета "общака", почти всегда существуют некие равные ему по воровской биографии, знанию и соблюдению "поняток" зеки. При таком равенстве они могут сменить лидера лишь тогда, когда он оступится. Поэтому конкуренты внимательно следят за поведением "общака" и его "хаты". Информация о них непрерывно фильтруется и анализируется с целью дальнейшей компрометации в борьбе за лидерство. Однако до тех пор, пока этот "багаж" не станет весомым, недовольство тщательно скрывается, чтобы оно не выглядело простым "подсиживанием". Наконец, в какой-то момент конкуренты "предъявляют" собранный "компромат" ("грехи"), и начинается открытая борьба за власть. Основными аргументами являются просчеты и ошибки лидера, которые не прощаются и становятся началом конца его карьеры "общака". Конкуренты эксплуатируют свойственное людям стремление к переменам к лучшему, которое в условиях "пятого корпуса" болезненно усиливалось, а также боязнь большинства зеков проявлять инициативу, которая может быть и наказана. Следует отметить и немаловажный момент: по "строгим поняткам" исключено, чтобы коронованный "вор в законе" был убийцей ("мокрушником"), разбойником и пр. Поэтому даже простой "черный" заключенный был среди смертников редкостью. Именно с этим, наряду с тягоц к деньгам и наркотикам, и был связан парадокс, что если в следственных корпусах тюрьмы "воры" избегали ответственности и неохотно становились "общаками", то в "корпусе смерти" за это место происходила трагическая борьба. В обычных условиях "общак" пятого корпуса под давлением обстоятельств - старости, накопившихся "грехов", наконец, возможности расстрела "общака", как и любого обычного смертника, добровольно сдавал свою "должность" выбираемому им же преемнику. После этого "братва" информировала об этом "старших братьев" ("клала курс"), которые утверждали или оспаривали кандидатуру нового "общака"

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика