28/03/24 - 16:22 pm


Автор Тема: Медикус ВИА  (Прочитано 408 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Медикус ВИА
« : 18 Февраль 2020, 10:08:07 »































Ансамбль "Медікус" - диск-гранд 1974 р.



Львов, Львовский медицинский институт.


год создания - 1958
руководитель -
Игорь Хома


          Украинский эстрадно-джазовый ансамбль.
          Побывав на фестивале молодежи и студентов в Москве (1957), где выступали джазовые коллективы, преподаватель Львовского мединститута Игорь Хома загорелся идеей организовать свой ансамбль, что и было сделано после возвращения во Львов. Сперва И. Хома с братом Олегом организовали семейный дуэт. Не было ни помещения, ни профессионального оборудования. Но одержимые братья имели столько энтузиазма, что к ним потянулись другие фанаты джазовой музыки. Сначала коллектив назывался «Ритм». Он стал первым после Второй мировой войны украинским джазовым оркестром во Львове.
          Профессор кафедры фортепиано Львовской консерватории Мария Крих вспоминает: "В начале 50-х годов, когда мы были студентами, и речи не могло быть о каком-то джазе, но уже были такие фильмы, как «Серенада солнечной долины», с прекрасными джазовыми мелодиями, и студенты консерватории пытались импровизировать на подобные темы... Однажды мне позвонил Игорь Хома и спросил разрешения, чтобы прийти и посоветоваться по вопросам джаза... Я свела Игоря с Боровским и Михаилом Лерманом, и они научили его основам джаза. Ближе к 60-х приехал Мирослав Скорик - и в консерватории появился джаз: многие помнят Любу Чайковскую, которая пела «Не топчіть конвалій» и «Намалюй мені ніч». И параллельно появляется джаз в мединституте. Хотя в «Медикусе» собрались не профессиональные музыканты, они были очень талантливыми и очень любили свое дело". Начинал «Ритм» концертом в круглом зале III этажа Пороховой башни. В начале 60-х годов редкие концерты ансамбля в городе всегда проходили с аншлагами, ведущим всех программ джаз-бенда был студент театральной студии при театре им. М. Заньковецкой Богдан Ступка.
          Игорь Хома четко поставил задачу - вывести свой ансамбль на орбиту международного джаза. И уже в 1960 году «Ритм» впервые представил украинский джаз в Тарту (Эстония) на IV-м фестивале джазовой музыки. "... Уже тогда, в самом начале, мы взялись за джазовую интерпретацию некоторых украинских народных песен и танцев. Например, уже в 1959 году мы выполняли чисто инструментальную пьесу «Взяв би я бандуру» на два саксофона и ритм-секцию. Так что сразу этот ансамбль зазвучал вполне необычно... " (Игорь Хома). Следует сказать, что коллектив И. Хомы на своих концертах играл даже рок-н-рол!
          В 1965 г. «Ритм» переименовывается в «Медикус» (в переводе с латинского - «Медики»). Ансамбль И. Хомы был единственным украинским коллективом на международных фестивалях в Таллинне (1965, 1966, 1967), где собирались корифеи джазовой музыки: Г. Гаранян, К. Бахолдин, Р. Паулс, С. Намисловски, Ч. Ллойд, О . Ильин, А. Зубов т.д. Тесные творческие отношения связывали И. Хому с трубачом А. Козловым, теоретиком джаза А. Баташовым и др. Его знали и уважали в Польше, Прибалтике, России. Состав ансамбля постоянно менялся - от квинтета до биг-бенда. По состоянию на 1965 г. в нём играли: Игорь Хома (фортепиано, электроорган, скрипка), Пётр Гусак (флейта), Эдуард Манякин (тромбон), Орест Довганик (тенор-саксофон, кларнет), Олег Хома (ударные), Андрей Цегельский (контрабас). Братья Игорь и Олег Хома, О. Довганик, А. Цегельский, а впоследствии – флейтис т и альт-саксофонист Юрий Вовк составили костяк коллектива, который оставался неизменным многие годы, остальные же музыканты (как и солисты) постоянно приходили и уходили. Самые известные среди них - Владимир Кот (труба), Степан Ивасивка (баритон-саксофон), Здислав Марчий (тромбон), Юрий Закаль (бас-гитара).
          Жесткая дисциплина, которой отличался «Медикус», базировалась на авторитете его организатора и бессменного руководителя. Основу репертуара составляли эстрадные песни И. Хомы и джазовые композиции - как зарубежные, так и отечественные, в том числе произведения руководителя ансамбля и украинские народные мелодии в джазовой обработке. Игорь Хома формировал и развивал импровизационный джаз, ориентированный на украинский мелос. Он имел большую отвагу пропагандировать джаз тогда, когда советская система пыталась уничтожить в искусстве все неординарное и еще с выразительным национальным акцентом. Комсомольская пресса называла джазмена «музыкальным бандитом» и даже требовала «суда общественности» над «распостранителем буржуазной культуры». В начале 70-х одним из солистов "Медикуса" стал студент-медик Олег Дорош. Ему был присущ редкий голос, впоследствии он получил прозвище "маленький Карузо" из-за низкого роста и потрясающих вокальных данных. Особенно полюбили львовяне в его исполнении песню Игоря Хомы "Срібне коло", она звучала каждое воскресенье в концерте по заказу на Львовском радио. Однако со временем ее запретили, очевидно потому, что в ней упоминалось "євшан-зілля" (один из видов полыни) - символ степной казацкой свободы. С 1971 г. часть участников «Медикуса», в том числе трубач Владимир Кот, стали работать в ВИА «Арника». Ансамбль «Медикус» принимал участие в таких джазовых фестивалях, как: «Юность-1973» (Днепропетровск), где получил II премию, «Джаз над Одрой-1972» (Вроцлав), «Мемориал Кшиштофа Комеди-1977» (Варшава). Львовская студия телевидения создала первый украинский музыкальный фильм «Залицяльники» (1968). Этот фильм был самым дорогим для И. Хомы, ведь в нем звучали его композиции и играл под его руководством «Медикус». В 1975 и 1976 г. «Медикус» записал пластинки на фирме «Мелодия», а также сделал записи на студиях «Радио Варшава», «Радио Берлин», «Радио Вроцлав». Статьи о «Медикусе» появлялись в таких солидных музыкальных изданиях, как варшавский "Jazz" (1969, 1971, 1977) и берлинский "Melodik und Rhythmus" (1967, 1968).
          После загадочного убийства Владимира Ивасюка в 1979 г. и последующего за этим событием "закручивания гаек" в сфере культуры условия для развития музыкального творчества во Львове резко ухудшились. Партийные органы клеили ярлык "национализм" на все, что хоть чуточку казалось подозрительным. Но и в этих условиях "Медикус" смог сохранить свое лицо. Одной из последних песен коллектива была "Криниця" в исполнении Олега Дороша, посвященная украинским парням, погибшим в Афганистане. Последний концерт ансамбля «Медикус» под руководством Игоря Хомы состоялся во Львовской опере в 1981 году. После этого композитор имел серьезные неприятности в связи с исполненой на концерте коломыйкой - популярным в Карпатах видом народной песни, пение которой стало приравниваться к "национализму". На работе ему был объявлен строгий выговор. Это событие, а также сумашедший рабочий ритм в двух отраслях одновременно – музыке и медицине - подорвали здоровье Игоря Хомы, его настигла страшная болезнь - инсульт. Осталась недописанной докторская диссертация и много нереализованных творческих планов. 14 октября 1984 г. маэстро преждевременно ушел из жизни.
          После смерти Игоря Хомы известны по крайней мере 4 попытки возродить "Медикус" - его солистом Левком Цимбалой, бывшим трубачом ВИА "Арника" В.Котом, львовским музыкантом Романом Лозинским и братом Игоря Хомы, ударником «Медикуса» Олегом Хомой (каждым по отдельности и в разное время). Левко Цимбала со своим коллективом много гастролировал в Америке, где и остался. Дольше всех просуществовал состав В.Кота (по некоторым сведениям – существует по сей день). С 1994 г. его «Медикус» играет в стиле диксиленд, а в устойчивый состав входят двойные специалисты (одновременно медики и музыканты): руководитель ансамбля Владимир Кот (труба, фармаколог), Ярема Каминский (кларнет, реаниматор), Евгений Прокип (тромбон, стоматолог), Орест Довганик (тенор-саксофон, онколог), Мирослав Цюпак (банджо и вокал, радиолог). Ритм-секцию составляют Андрей Цегельский (контрабас, патологоанатом) и Иван Господарец (ударные).
          "Медикус" оставил яркий след в украинской музыкальной культуре и еще раз доказал, что самодеятельный коллектив может играть и петь лучше, чем некоторые профессиональные. Многие участники ансамбля стали известными певцами и музыкантами, многие - известными врачами, ведь его основу всегда составляли медики. Медицина и музыка переплелись очень тесно, не мешая друг другу, а наоборот – дополняя и помогая. Солистами "Медикуса" в разное время были Олег Дорош, Леся Боровец, Леон Фрайфельд, Юрий Гаврилюк, Лючия Красота, Леся Стадник, Рита Кабанова, Здислав Марчий, Люба Чайковская, Оксана Трух, Богдан Цисинский, Левко Цимбала, Иван Попович, Александр Щеглов, Надежда Зяблюк, Леся Шевченко. В 2009 году благодаря львовскому певцу Оресту Цимбале было выпущено сразу 5 компакт-дисков "Медикуса" (3 джазовых и 2 песенных, один из которых - сольный альбом покойного Олега Дороша).


Список музыкантов, работавших в ВИА "Медикус" (в алфавитном порядке):


Боровец Леся - вокал
 Булатов Игорь - тенор-саксофон
 Вовк Юрий - альт-саксофон, флейта
 Гаврилюк Юрий - вокал
 Гумецкий Роман - контрабас
 Гусак Петр - флейта
 Довганик Орест - тенор-саксофон, кларнет
 Дорош Олег - вокал
 Закаль Юрий - бас-гитара
 Зяблюк Надежда - вокал
 Ивасивка Степан - баритон-саксофон
 Кабанова Рита - вокал
 Канафорский Ришард - саксофон-сопрано
 Карпинский Юрий - труба
 Кот Владимир - труба
 Красота Лючия - вокал
 Манякин Эдуард - тромбон
 Марчий Здислав - тромбон, вокал
 Мужецкий Петр - тенор-саксофон
 Пацельд Анатолий - вокал
 Попович Иван - вокал
 Стадник Леся - вокал
 Трух Оксана - вокал
 Фрайфельд Леон - вокал
 Хома Игорь - художественный руководитель, клавишные, скрипка, вокал
 Хома Олег - ударные инструменты
 Цегельский Андрей - контрабас
 Цимбала Левко - вокал
 Цисинский Богдан - вокал
 Чайковская Люба - вокал
 Шацкий Анатолий - ударные инструменты
 Шевченко Леся - вокал
 Щеглов Александр - вокал

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27470
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Медикус ВИА
« Ответ #1 : 23 Июнь 2020, 14:35:35 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика