28/04/24 - 01:49 am


Автор Тема: Церетели Тамара  (Прочитано 350 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27439
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Церетели Тамара
« : 25 Февраль 2020, 10:28:37 »













Тамара Церетели - Не говорите мне о нем



1(14) августа 1900 года-3 апреля 1968 года.
Тамара Семёновна Церетели родилась в грузинском селе Свери 1(14) августа 1900 года. Пела с детства - в семейных концертах, в церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины. В 1917 году поступила на медицинский факультет Тифлисского университета, но посещать лекции ей пришлось недолго. Великолепное низкое грудное контральто студентки-первокурсницы скоро было замечено специалистами и по их совету Тамара перешла в Тифлисскую консерваторию. Пела в Тефлисском оперном театре.
Именно ей посвятил свой знаменитый романс "Вам девятнадцать лет" Борис Прозоровский. На нотных сборниках 20 - 30-х годов после слов "Музыка Б.Прозоровского" почти всегда стоит: "Посвящается Т.Церетели". По совету Прозоровского Тамара Церетели в 1923 году переехала в Москву, где состоялся дебют Тамары Церетели на сцене Малого зала Московской консерватории. Своим исполнением старинных русских и цыганских романсов она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей Паниной.
Популярность молодой певицы стремительно росла. На ее концерты в Колонном зале иной раз просто невозможно попасть. Певица много гастролирует. Кроме Б.А.Прозоровского, Тамара Церетели плодотворно сотрудничала и с Борисом Фоминым, она - первая исполнительница романса Фомина "Минуты жизни". Специально для Т.Церетели Фоминым написаны "Полно, сокол" и "Счастье".
Про Тамару Церетели говорят, что она спасла тогда практически запрещенный жанр классического русского и цыганского романса. Это удалось ей благодаря умной и осторожной репертуарной политике: Тамара Церетели наряду с романсами исполняла сочинения советских композиторов, грузинские народные песни, - исполняла блистательно, снискав благосклонность кремлевских руководителей.
В годы Великой Отечественной войны Церетели выезжала с концертами на передовую, пела по радио для фронтовиков, от которых получала множество благодарных писем и телеграмм.
В 1960 году Тамара Семёновна оставила сцену, но продолжала обширную и плодотворную музыкально-общественную деятельность.
Скончалась певица 3 апреля 1968 года.
..........................
Тамара Семёновна Церетели (1(14) августа 1900, село Свери Кутаисской губернии, Грузия, Российская империя — 3 апреля 1968, Москва, СССР) — певица, исполнительница романсов.


Юные годы


Родилась в 1900 году в грузинской деревне Свери, в 14 километрах от Чиатура, в семье князя Симона Церетели и его жены Фатман Схиртладзе.


Росла она в культурной, интеллигентной семье небогатых грузинских помещиков.


Петь она любила с детства — выступала в семейных концертах, потом — в церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины (Кутаисское училище святой Нино), в котором Тамара Церетели получила среднее образование.


В 1917 году поступила на медицинский факультет Тифлисского университета, но вскоре ушла оттуда, решив посвятить жизнь тому, чему хотела, а хотела она петь. И перешла в Тифлисскую (Тбилисскую) консерваторию.


Артистическая карьера началась с того, что в Тбилиси приехали известные актеры бывшего Александринского театра Е. Т. Жихарева и Н. Н. Ходотов. Играли пьесу «Нищие духом». Для спектакля потребовалась исполнительница цыганского романса «Гори, гори, моя звезда!». Режиссер спектакля И. Н. Перестиани нашел для этого никому не известную студентку Тбилисской консерватории Тамару Церетели. Первый же успех окрылил молодую певицу. Теперь она точно знала цель своей жизни — только петь, только романсы.


До революции в Грузии на эстраде работали в основном приезжие артисты, а не грузинские женщины. Для того, чтобы пойти на эстраду и стать первой грузинской певицей, нужна была немалая смелость. Тамара Церетели эту смелость имела. Она начала выступать.


Борис Прозоровский


К этому времени из постреволюционного холодного и голодного Петрограда (бывшего Санкт-Петербурга) каким-то чудом в Тифлис удалось вырваться композитору Борису Прозоровскому[5]. Он прибыл в Тбилиси не один, а со своей ученицей Анной Орловой. Борис Прозоровский и Тамара Церетели встретились — так произошло их знакомство, ставшее началом и плодотворной деятельности, а позже — и семейной жизни.


Композитор Борис Прозоровский продолжал сочинять музыку, но теперь свои произведения он посвящал и предназначал только одному человеку — Тамаре Церетели. А она стала первой исполнительницей его романсов. Первый ее сольный концерт состоялся там же в Тифлисе (Тбилиси) в 1920 году. Молодой певице было 19 лет, и одной из представленных песен стал романс «Вам 19 лет (романс)», сочиненный Борисом Прозоровским на стихи другой певицы Елизаветы Белогорской. Впрочем, стихи привлекли только своим названием, они были грустные, о несчастной любви, а в жизни Тамары Церетели и Бориса Прозоровского все складывалось счастливо. Первый концерт прошел настолько удачно, что решил всю остальную жизнь: Тамара Церетели оставила учебу в консерватории и стала выступать с романсами Бориса Прозоровского дальше. И последующий успех доказал правильность этого решения.


Некоторые биографы утверждают: в 1923 году они вместе, уже семейной парой (в гражданском браке) прибыли в Москву.


Есть и другие источники. Борис Прозоровский отбыл в Москву в 1922 году и уже оттуда позвал Тамару Церетели; а она, оставшись в Тбилиси, вышла замуж за Николоза Татишвили, и, став семейной дамой, не могла вырваться в другой город. Неожиданно выяснилось, что муж Тамары Церетели — товарищ по гимназии Бориса Прозоровского, и узнали они об этом, когда Николоз Татишвили был в Москве в командировке и там случайно на улице встретился с Борисом Прозоровским и узнал, что его жена выступала с произведениями его детского товарища. Удивлениям с двух сторон не было конца. Хорошо отметив встречу, они тут же телеграфировали Тамаре, чтобы та выезжала в Москву.


В 1923 году Тамара Церетели прибыла в Москву. В том же 1923 году состоялся ее дебют на сцене Малого зала Московской консерватории, аккомпанировал Борис Прозоровский. Своим исполнением старинных русских и цыганских романсов она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей Паниной.


Решилась и дальнейшая личная жизнь ее с Борисом Прозоровским. По моде времени они были гражданской семьей.


Популярность молодой певицы стремительно росла. Ее приглашали в другие концертные залы, она много гастролировала; рос и ее репертуар: помимо романсов Бориса Прозоровского, она исполняла произведения и других композиторов. Она сразу отказалась от оперных партий — ее стезей стала эстрада: русские и цыганские романсы, грузинские, русские народные и новые советские песни: и революционные песни, и песни гражданской войны. Но главным оставались романсы. Популярность романсов в ее исполнении была огромной, ее репертуар очень быстро оказывался востребован и другими певцами; романсы исполнялись всюду в начале 1920-х годов, мода на них оказалось такой, что какие-то фразы из них перешли в словесные выражения русского языка, например, Вернись, я всё прощу из одноименного романса или Разошлись, как в море корабли из романса «Корабли».


Казалось бы, впереди только слава и счастье. Оказалось — не так…


Репрессии


Советская власть романсы не жаловала, а скоро вообще объявила их мещанским искусством. Но и этого оказалось мало: романсы были признаны идеологическим врагом социалистического государства, требовавшего не лирических излияний, а бравурных маршей и песен, зовущих «строить и жить». Интеллигентная тонкая музыка Бориса Прозоровского была названа вредной для советской страны. В 1925 году композитор был на три года выслан из Москвы.


По одной версии, Тамара Церетели эти годы провела с ним; вернулись в 1927-м или 1928-м.


Есть и другая версия: с Прозоровским певица не уехала, осталась «спасать» жанр с новым аккомпаниатором З. Н. Китаевым, с которым появились у нее и личные отношения.


Но возвращение Прозоровского вернуло и его музу.


И опять пару Прозоровский — Церетели встречали с триумфом. Их приглашали выступать на самых престижных эстрадных площадках страны — артистические закрытые клубы, Московская консерватория, Колонный зал, разрешили даже зарубежные турне. Однажды во время ее концерта в артистическом клубе, где зрителями были не менее выдающие артисты времени — Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Барсова… — на сцену к ней вышел один из зрителей, это был И. С. Козловский, он присоединился к ее исполнению, и они вместе, дуэтом, без всякой подготовки исполнили романс «Утро туманное, утро седое».


Но это были последние годы некоторой свободы, последние годы НЭПа.


Уже в 1933 году Борис Прозоровский был арестован и отправлен на Беломорско-Балтийский канал.


Однако и на этом дело не кончилось. Композитор всего пережил три ареста[8]. Уже и так репрессированный человек был в связи с новым указом признан «социально опасным элементом <…>, способным к активным действиям», в ноябре 1937 года он был расстрелян. Реабилитирован в 1957 году или, по другим данным, 29 сентября 1989 г.


Тамару Церетели по какой-то причине не тронули. Всё это время она продолжала выступать и записывать песни своего репертуара на радио и на пластинки. Правда, произведения Бориса Прозоровского к исполнению были запрещены. Ей разрешали петь советские песни, но она на концертах иногда исполняла и старые романсы. Она практически спасла и сохранила этот запрещенный в те годы жанр классического романса. Сохранилось множество записей, сделанных ею совместно с аккомпаниатором Зиновием Китаевым, ставшим и музыкальным обработчиком многих произведений в ее исполнении.


В годы Великой Отечественной войны Тамара Церетели участвовала в концертах для бойцов, в составе специальных артистических бригад выезжала с концертами на передовую.


Последние годы
«Дорогой длинною», запись 1925 г.
«Не говорите мне о нем» (В.Сайко — М.Перроте)
«Уйди, совсем уйди» (Л.Дризо - В.Верещагин)
«Любовь не всегда наслажденье»
Тамара Церетели - Цветок (М.Петренко - В.Крахт)


Уже на склоне лет Тамаре Церетели было присвоено звание заслуженной артистки Грузинской ССР.


Всего она провела за свою артистическую жизнь более 5500 концертов. В 1960 году Тамара Семёновна оставила сцену.


Умерла 3 апреля 1968 года (один источник называет иную дату: 4 апреля). Урна с прахом Тамары Церетели была перевезена из Москвы в Грузию и перезахоронена в Дидубийском пантеоне.


Записи песен в исполнении Тамары Церетели по-прежнему копируются. Их слушают, их ставят в Интернет.

Церетели Тамара 1967 - Гранд Д-19265-6 (320)
Церетели Тамара 1983 - Старинные песни и романсы. LP Мелодия М60 45409 006 (320)
Церетели Тамара 2007 - Ретро коллекция (320)

Тамара Церетели - Дорогой длинною (Those were the days,1925)




Тамара Церетели- О, позабудь былые увлеченья




Тамара Церетели- Уйди, совсем уйди


Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27439
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Re: Церетели Тамара
« Ответ #1 : 11 Август 2020, 14:46:00 »
Занесено в каталог.

 

Яндекс.Метрика