14/05/24 - 23:42 pm


Автор Тема: Гимн Одессе-маме.  (Прочитано 331 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27416
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Гимн Одессе-маме.
« : 18 Сентябрь 2019, 15:15:27 »


Легендарная блатная песня о горде на берегу Черного моря.
      Одесса-мама - вообще город, удивительно часто и любовно упоминаемый в блатном фольклоре. Сколько песен, где она фигурирует... Еще этот колоритный город очень любил Аркадий Северный, перепевший больше тысячи уркаганских песен. Конечно же, произведение «Вернулся я в Одессу» было одним из любимых в его репертуаре.
О ней так любил петь Аркадий Северный
     Вот и в этой старой песне Одесса зовется мамой (папа, как известно, Ростов). Лирический герой произведения так прямо и говорит: «Моя Одесса-мама всегда меня сумеет приютить». Чем же так был притягателен этот портовый город для множества жуликов, разбойников и прочих джентльменов удачи? Одесский колорит, конечно же, сложился еще в царские годы. А вот в советское монументальное, эпическое и суровое время он вписывался не очень. Не вяжутся в ряду Одесса и пятилетки, колхозы, Стаханов и прочая индустриализация. Вот потому всякий «нетрудовой элемент» так охотно собирался в Одессе. А если есть толстосумы, то и жулики тут как тут.
     Аркадий Северный, о котором мы неоднократно упоминали в наших публикациях, Одессу-маму просто обожал, стремясь туда к своим друзьям при каждом удобном случае. И «зависал» в Одессе он порой до полугода. Известно, что порою Северный в Одессе устраивал чисто «одесские» концерты, ведь песен, где фигурирует любимый город, множество. Естественно, всегда среди них была и та, о которой сегодня идет речь. Поется она именно с неповторимым одесским колоритом, своеобразным говорком, которым так хорошо владел киноактер и исполнитель Марк Бернес.

Слова народные, музыка-тоже...
      Песня «Вернулся я в Одессу» вообще дает повод поговорить о роли этого города в так называемой блатной культуре. Вспомним легендарные названия (о многих песнях мы уже писали): «С одесского кичмана», «Как-то по прошпекту с Манькой я гулял», «Шарабан», «Когда я был мальчишкой, носил я брюки клеш», «На Дерибасовской открылася пивная».

Кстати говоря, что очень интересно, многие «одесские» песни родились совсем не в Одессе. Мало кто знает, что в основе того же одесского «Шарабана» лежит «Амурская партизанская», которую в Гражданскую распевали дальневосточные красные партизаны, издеваясь над адмиралом Колчаком:

Шинель английский,

Мундир французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Ах шарабан мой совсем разбился -

Зачем в Антанту да я влюбился?

     Да и утесовское «С одесского кичмана» тоже имеет к «маме» не совсем прямое отношение. Это - перепев старой «народной» каторжанской песни:

С вапнярского кичмана

Сбежали два уркана,

Сбежали два уркана на Одест...

     Одест, Одеста - каторжанское произношение Одессы. Наконец, «Алеша, ша!», опять-таки в исполнении Аркадия Северного:

Алеша, ша! Держи на полтона ниже,

Брось арапа заправлять,

Не подсаживайся ближе,

Брось Одессу-маму вспоминать!

     Эта песня, оказывается, также времен Гражданской войны, и речь идет не об Одессе, а о Петрограде («Не подсаживайся ближе - Петрограда не видать!»).

     Или вот:

На Дерибасовской открылася пивная,

Там собиралася компания блатная,

Там были девочки - Маруся, Роза, Рая

И гвоздь Одессы - Степка-Шмаровоз...

     И тут другие корни! Писатель Андрей Синявский (Абрам Терц) в очерке «Отечество. Блатная песня» приводит классическое начало: «На Богатяновской открылася пивная...». Так же начинал песню в ранних концертах и Аркадий Северный. При этом объяснял: «Во время скитаний по свету мне пришлось слышать много вариантов этой популярной одесской песни. И что это за Богатяновская улица? Бесполезно искать ее в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых названий...». На самом деле эта улица совсем и не в Одессе, а в Ростове. Рядом - знаменитая Богатяновская тюрьма - следственный изолятор № 1.

     И старые сидельцы прекрасно знают, о какой конкретно пивной идет речь в песне. Например, Михаил Танич, бывший арестант ростовского СИЗО, стихотворение «Прогулочный дворик» предварял эпиграфом «На Богатяновской открылася пивная» и писал:

Был хлеб богатяновский горек,

совсем уж не хлеб, а припек,

но пайку в прогулочный дворик

таскал я с собою, как срок.

     О ростовском происхождении песни писал в автобиографическом романе «Блатной» и Михаил Демин, бывший вор в законе: «В каждом крупном городе страны имеется блатной район - свое "дно"... Средоточием ростовского преступного мира является - с незапамятных времен - нахичеванское предместье, а также Богатяновская улица».

     ...Что же касается нашей песни - «Вернулся я в Одессу», то исследователи блатного фольклора не берутся сказать, когда и кем она была сочинена, но указывают, что скорее всего это произведение родилось именно в Одессе и именно одесситом было написано. Потому-то ее с полным правом можно назвать «одесской» и считать своего рода гимном этому удивительному и чертовски обаятельному городу у самого Черного моря.

 

Вернулся я в Одессу

Вернулся-таки я в Одессу,

Иду-таки подобно бесу,

И пяточки о камешки чешу.

Подметочки таки сопрели,

Колеса еле-еле

На пятках моих держатся, но я спешу.

 

На спинджачке таки подкладка,

Сплошная таки есть заплатка,

И воротник наколот - ей же ей!

При всех своих припадках

Я в лайковых перчатках,

И кис-кис-кис на шее есть моей!

 

Припев:

К тому же скажем прямо:

Моя Одесса-мама

Всегда меня сумеет приютить.

Во всем она поддержка,

Король ты или пешка -

Хоть королем приятней в жизни быть.

 

Пускай сейчас я беден,

Мечтаю-таки об обеде,

Но пять минут - и снова я богат:

Полуторка подъедет,

Погрузит тети--мети -

И снова даже черту буду я не брат!

 

А может-таки на тачанке

Достану-таки деньги в банке,

И пулемет расписку даст мою.

Когда начнут стреляти,

Захлопают печати,

Но кони нас умчат - и снова я спою!

 

Припев

 

Канаю-таки мимо мента,

С походкой, с комплиментом -

Нехай себе стоит он на посту;

Хочу прохлять моментом,

А он мне: «Документы!»

Ксиву (по-нашему, ну то есть - ксивоту).

 

А я ему таки отвечу,

Как будто-таки не замечу,

И дальше проканаю не спеша:

«Смотри же, кто к вам прибыл,

Секи, легавый, прибыль,

Стоишь - и стой,

Чердак пустой,

И - киндер, ша!»

 

Припев

                                                                                               
     Евгений Зимородок.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика