Un jour viendra - Johnny Hallyday
Жан-Филипп Сме родился в Париже 15 июня 1943 года. Его родители, Югетт-Эжени Клер и Леон Сме, расстались некоторое время спустя после рождения малыша. Ребенка воспитывала его тетя Элен Мар, старшая сестра отца. Ее дочери гастролировали с танцевальными программами по всей Европе. Он ездил с ними из города в город, из страны в страну: Бельгия, Англия, Португалия, Италия, Германия, Дания. Это была жизнь в дороге - без постоянного дома, без школы, - в общем, без того детства, которое называют «нормальным». Его кузины Деста и Менэн, а также американец Ли Кетчам (сценическое имя Ли Халлидэй), супруг Десты, составляли трио «Les Halliday’s». Болтаясь между театральными залами и непритязательными гостиницами, маленький Жан-Филипп был одиноким ребенком, не имевшим друзей из-за постоянных переездов. Ли стал для Жана-Филиппа лучшим другом, старшим братом, отцом, которого маленькому мальчику очень не хватало.
В 1954 году Анри Жорж Клузо работал над фильмом «Les diaboliques» («Дьяволицы») по детективу Себастьена Жапризо. После удачных проб юный Жан-Филипп оказался на съемочной площадке. С тех пор кинематограф для него – самая заветная мечта. Во время гастролей «Les Halliday’s» в Копенгагене, 15 июня 1956 года тринадцатилетний Жан-Филипп впервые вышел на сцену Atlantic Palace. Он исполнил «Le petit cheval blanc» («Белый жеребенок»)Жоржа Брассанса, «Les cavaliers du ciel» («Рыцари неба»), «Davy Crocket» («Дэви Крокет»)и «L’abeille et papillon» («Пчела и бабочка») Анри Сальвадора.
Конец пятидесятых – это время первых заокеанских рок-н-роллов, которые звучали из музыкального автомата в клубе Golf Drouot, где Жан-Филипп любил бывать с приятелями. И, конечно же, эпоха Элвиса Пресли. Певца, музыканта, актера. Фильм «Loving you» («Любить тебя»), с его участием произвел на Жана-Филиппа такое сильное впечатление, что он решил посвятить себя рок-н-роллу. Однажды он, подбадриваемый друзьями, вышел на сцену клуба Astor на Монмартре и спел песню «Party» («Вечеринка») из репертуара Элвиса Пресли. Зрители были в восторге. Единственное, что его не устраивало – это собственное имя, звучавшее, как ему казалось, старомодно. Ли предложил ему называться не Жаном, а Johnny, на американский манер, и взять семейное сценическое имя Halliday. В декабре 1959 он принял участие в радиопередаче «Paris Coctail» («Парижский коктейль)» Пьера Мандельсона. После записи он познакомился с Жилем и Жаном (Жильбером Жене и Роже-Жаном Сети), популярными авторами-пессенниками. Они представили его Жаку Вольфсону, арт-директору звукозаписывающей компании Vogue. Шестнадцатого февраля 1960 года Джонни подписал свой первый контракт (точнее, за него подписали Элен и Ли, поскольку молодой артист был несовершеннолетним).
14 марта 1960 года увидел свет первый альбом Джонни Халлидэя «Laisse les filles» («Брось девчонок»), в рекламе которого была допущена опечатка: Hallyday вместо Halliday. Джонни решил, что это принесет ему удачу. Альбом состоял из четырех песен, в создании одной из них принял участие Ли, а еще одной – сам Джонни. В эфире Europe I ведущий Люсьен Морис разбил его пластинку и заявил: «Это первый и последний раз в вашей жизни, когда вы слышите Джонни Халлидэя». Кстати, в середине пятидесятых американский радиоведущий Уолтер Филдс, сделал то же самое с пластинками Элвиса Пресли. В то же время Джонни впервые был приглашен на телевидение в популярную программу L’Ecole des vedettes» («Школа звезд»), где его представляла Лин Рено. Там он исполнил заглавную песню со своего альбома. Однако его карьера не двигалась с места.
На возрастающей волне интереса к рок-н-роллу и вслед за вполне успешным дебютом вышел второй альбом - «Souvenirs, souvenirs» («Воспоминания, воспоминания»). Затем концерт в Alhambra, на условиях, согласно которым Джонни мог исполнить не более трех песен. Подготавливаясь к выступлению, он искал для себя какой-нибудь особый прием, который подчеркнул бы его сценическую индивидуальность. Как-то, когда он репетировал вместе с Ли, он упал на колени, а потом поднялся на широко расставленных ногах, продолжая петь и играть на гитаре, - то, что надо!
Зал полон. Партер явно настроен «против», зато галерка, где разместились все его приятели – «за». Во время инструментального соло в последней песне Джонни исполнил задуманный трюк. Балкон взорвался от восторга, партер – от негодования. Не останавливаясь, он спел, вопреки соглашению четвертую песню. Назавтра критики разнесли его в пух и прах. Его гонорар за выступление составил 100 франков.
24 февраля 1961 года в Париже был организован первый во Франции фестиваль рок-н-ролла, собравший во Дворце Спорта музыкантов из разных стран. Джонни выступал последним. Заголовки газет, вышедших после: «Пролилась кровь: пять полицейских ранено, 85 человек арестовано».
Поскольку компания Vogue настаивала на том, чтобы выпускать больше альбомов, не уделяя при этом должного внимания музыкальному материалу, Джонни перешел под продюссирование компании Philips (в настоящее время эта звукозаписывающая компания называется Universal). Ему только что исполнилось 18 лет и он, наконец, получил французское гражданство вместо бельгийского, которое досталось ему от отца.
В том же году его имя появилось на афише самого знаменитого и престижного парижского зала – Олимпии. Над программой работал Шарль Азнавур, который стал его другом и оказал на молодого артиста серьезное влияние. Джонни перестал поддерживать созданный газетчиками миф о его американском происхождении, о детстве на ранчо отца, который занимался разведением лошадей. Триумфальные концерты в Олимпии продолжались с 20 сентября по 9 октября.
В 1962 он отправился в Нэшвилл в Соединенные Штаты к музыкальному директору Элвиса Пресли Шелби Синглтону, чтобы записать альбом «Johnny Hallyday sings America’s rockin’hits» («Джонни Халлидэй поет американские рок-н-рольные хиты») . В этом же году он получил первый золотой диск за альбом «Viens danser le twist» («Давай станцуем твист»). Премьерный концерт в октябре 1962 года в Олимпии завершился бурной овацией. Он исполнял «Pas cette chanson» («Только не эта песня»), «L’idole des jeunes» («Кумир молодых»), «Elle est terrible» («Она клевая») .
В конце года Philipsвыпускает пластинку «Salut les Copains» («Привет, друзья») . Священный «кумир молодых» (по названию песни и диска, вышедшего в том же году), он дает благотворительный концерт на теплоходе «Франция» в присутствии Джеки Кеннеди. В июле и августе у Халлидэя большие гастроли по Франции, отмеченные многочисленными беспорядками, которые постоянно устраивали его фанаты. Описывая его концерты, тогда часто говорили о коллективной истерии.
В начале шестидесятых Джонни снялся в «Les Parisiennes» («Парижанки») с Катрин Денев, а также в «D’ou viens-tu Johnny?» («Откуда ты, Джонни?»). Он совершил турне по США, потом выступал перед Шарлем Де Голлем. Его гастроли по Франции сопровождаются стычками между его ярыми поклонниками и не менее ярыми противниками. Но главным событием 1963 года становится большой концерт на Площади Наций в Париже в честь годовщины выхода пластинки «Salut les Copains». Сто пятьдесят тысяч молодых людей пришли туда ради своего кумира. Встреча прошла в атмосфере безумия. Поколение «Йе-йе» появилось на свет.
В 1964-м, после третьей триумфальной Олимпии он отправился на воинскую службу. 8 мая Джонни Халлидэй вступил в сорок третий пехотный полк, расквартированный в немецком Оффенбурге. Благодаря этому его авторитет в глазах общественности вырос. Он почти становится приличным молодым человеком, и его свадьба с Сильви 12 апреля 1965 года подтверждает это впечатление.
Исполнение воинских обязанностей, однако, не мешало ему продолжать заниматься музыкой, поскольку у него было разрешение от министра репетировать, записываться и давать благотворительные концерты. И, конечно же, он продолжал встречаться с друзьями. С сослуживцами сразу же сложились приятельские отношения. Тогда же Джонни единственный раз в своей взрослой жизни встретился со своим отцом. Несколько фотографий, на которых был запечатлен один из важнейших моментов в жизни молодого кумира Франции, снятых скрытой камерой, были проданы его отцом за пять тысяч франков журналу Ici Paris. В октябре он записал песню «Le pеnitencier» («Тюрьма»), франкоязычную версию «The house of rising sun» («Дом восходящего солнца»). Вернувшись к гражданской жизни в 1965 году, Джонни выпустил альбом «Johnny chante Hallyday» («Джонни поет Халлидэя»), песни для которого он написал сам. Четвертая Олимпия не оправдала надежд – концерты ожидал прохладный прием, как со стороны зрителей, так и со стороны прессы.
В 1966 Джонни посетил в рамках большого турне страны Восточной Европы. Очередной хит – «Cheveux longs, idеes courtes» («Волосы длинные, мысли короткие»). Затем он приехал в Лондон, где записал «Noir c’est noir («Безнадега») и «Je veux te graver dans ma vie» («Я хочу сохранить тебя в моей жизни»). 14 августа родился его сын Давид, и Джонни в срочном порядке приехал с гастролей по Италии, куда, впрочем, он тем же вечером и вернулся.
Однако, несмотря на, казалось бы, прекрасно складывающиеся обстоятельства, Джонни испытывал сильнейшее недовольство собой и своей жизнью. Психотропные вещества, а затем наркотики, грядущий развод, предательство друзей, работа на износ - результатом всего этого стало решение уйти из жизни. Во время вынужденного отдыха в больнице после попытки самоубийства он решил взять себя в руки и снова завоевать все, чего он лишился. В октябре он разделил сцену Олимпии с Джимми Хендриксом. В этих концертах звучали песни с нового альбома «Gеnеration perdue» («Потерянное поколение»).
В марте 1967 года Джонни и Сильви вместе выступали в Олимпии. Публика радостно встретила это воссоединение. В этом концерте прозвучали «Si j’еtais un charpentier» («Если бы я был плотником»), «La fille а qui je pense» («Девушка, о которой я думаю»), «Jusqu’а minuit» («До полуночи»), «Je suis seul » («Я одинок») и заключительная «Par amour ou par pitiе » («По любви или из жалости») .
В октябре он вместе с Эдди Константином снимался в новом фильме Джона Берри «A tout casser!» («Потрясающе!») и исполнял в нем заглавную песню. В аранжировке звучала гитара Джимми Пейджа, (который позже войдет в знаменитую английскую группу Led Zeppelin), что, конечно же, знаменовало переход к более тяжелому року.
В начале 1968 года Джонни Халлидэй едет на гастроли по американскому континенту. В конце июня выходит новый альбом Джонни «Jeune homme» («Молодой человек»). На этот раз он перевел на французский язык песню Элвиса Пресли «Loving you» («Любить тебя»), которая превратилась в «La vie a t'aimer» («Любить тебя всю жизнь»). Двадцатого октября того же года началось африканское турне Халлидэя, прославившееся концертом в Йоханнесбурге (ЮАР), во время которого он сломал ногу, упав в оркестровую яму. Ногу загипсовали, но Халлидэй все равно продолжил выступать, в качестве особого эффекта ежевечернее разбивая гипс о микрофонную стойку.
В 1969 Джонни представил гигантское представление в парижском Дворце Спорта, которое резко отличалось от всего, что он, да и другие музыканты, делали ранее. Он отметил первое десятилетие своей карьеры «Шоу 2000 года», которое было основано на песнях нового альбома «Je suis nе dans la rue» («Я рожден на улице»). В ярком, нереальном, «психоделическом» стиле он устраивает грандиозное представление, в котором участвуют гитарист Микки Джонс и ударник Том Браун, оба – из знаменитой группы Blackbirds. Жан-Клод Ванье руководит оркестром из семнадцати музыкантов. Исступленная постановка и выступление певца – вот те элементы, из которых потом будет создана легенда. Тогда же впервые прозвучала знаменитая «Que je t’aime» («Как я люблю тебя!»), написанная специально для этого случая.
В 1970 году вышел альбом «Vie» («Жизнь»), с такими известными песнями как «La fille aux cheveux clairs » («Девушка со светлыми волосами»), «Essayez» («Попытайтесь»), «Poеme sur la 7e» («Поэма о седьмой музе»), но большее внимание привлекла «Jеsus Christ» («Иисус Христос (если бы он был хиппи)»), которая вызвала бурую общественного негодования, и, при этом, была феноменально успешна.
В следующем году, после долгих гастролей, заснятых Франсуа Райхенбахом для фильма «J’ai tout donne» («Я все отдал»), Джонни Халлидэй выпустил свое новое творение - альбом «Flagrant delit» («Очевидное преступление»), который вышел в Лондоне. Он поет лучше, чем когда бы то ни было, кажется, что как исполнитель он достиг поры определенного профессионального мастерства. В альбом также вошел хит «Oh ma jolie Sarah» («Моя милая Сара»), который быстро запоминался благодаря своему ритмичному вступлению. В своей наилучшей форме, Халлидэй с 26 сентября по 14 октября выступал во Дворце Спорта с программой, названной «Рollution» («Осквернение») вместе пианистом Мишелем Польнареффом, который вернулся в ряды мастеров сцены. Чуть позже появится двойной концертный альбом.
Любителям кино Джонни тогда запомнился ролью в фильме Клода Лелюша «Приключение – есть приключение», где его партнерами были Лино Вентура и Жак Брель. Халлидэй также исполнил главную песню из этого фильма.
В начале семидесятых Джонни реализовал идею турне, объединившего рок-музыкантов и артистов цирка (от канатоходцев и фокусников до дрессировщиков медведей). Турне, прошедшее летом 1972 года чрезвычайно напоминало гастроли цирка. Это и был «Johnny circus», «Цирк Джонни». Действительно, Халлидэй проехал по дорогам Франции в автофургоне, за которым следовал белый Роллс-Ройс, манежи, цирк-шапито и подиум. В первом отделении выступала Нанетт Уоркман. К сожалению, воплощение детской мечты о цыганской кочевой жизни себя не оправдало. Этот опыт оказался подлинной черной дырой, в которой исчезали деньги.
Такая суматошная жизнь не могла не вызвать проблем в отношениях супругов. Последовал разрыв с Сильви, однако пара вскоре воссоединилась. Дуэт с Сильви «J’ai un probleme» («У меня проблема»), ознаменовавший их очередное воссоединение, был феноменально успешен. За несколько недель до выхода этой песни вышел альбом под названием "Insolitudes" («Неодиноки»).
В 1972 с альбома «Country, folk, rock» началось длительное сотрудничество с Мишелем Маллори. В 1973 году Джонни записал блюз «Toute la musique que j’aime («Вся музыка, которую я люблю»), музыку к которой написал он сам, а слова – Мишель Маллори. Эта песня, воплощение самой идеи блюза, впоследствии всегда звучала в его концертах. 15 июня Халлидэй дает концерт в парижской Олимпии для того, чтобы помочь ее директору Брюно Кокатриксу пополнить свой бюджет.
1974 год был занят гастролями по Южной Америке и Франции. Поездка на мотоциклах в Долину Смерти (США) внесла разнообразие в жизнь артиста, который уделял мотоциклу все больше и больше свободного времени. В награду он получил возможность увидеть выступление Короля Элвиса в Лас-Вегасе. Более того, в сентябре Халлидэй выпустил альбом «Rock'n slow», за которым в октябре последовала пластинка «Johnny Rider».
Будучи под сильным впечатлением от представления Пресли и желая привнести в свой репертуар немного его рока, Джонни вместе с Лонгом Крисом и Мишелем Маллори в январе 1975-го в Мемфисе приступили к записи нового альбома. Некоторые стандарты американской музыки были перенесены обоими авторами текстов на французский язык. Так возникли такие песни, как, например, «La fille de l'еtе dernier» («Девушка прошлого лета») – французская версия хита Эдди Кохрана, и «Degage» («Свободен») – перевод песни Литтл Ричарда. «Rock а Memphis» («Рок в Мемфисе») вышел в мае, а в сентябре появился еще один альбом – «La Terre Promise» («Земля обетованная»).
После неприятностей с налоговыми органами, которые потребовали выплаты недоимок на сумму сто миллионов франков, Джонни чувствовал себя несколько неуютно и решил покинуть Францию. Вместе с Сильви и сыном он обосновался в Лос-Анджелесе. Тем не менее, скорость, с которой появлялись его диски, не уменьшилась.
В 1976 Джонни выпустил альбом «Derriеre l’amour», включающий такие хиты как «Requiem pour un fou» («Реквием по безумцу»), «Gabrielle» («Габриэль»), «Derriеre l’amour» («За любовью») и «Joue pas de rock’n’roll pour moi» («Не играй мне рок-н-ролл»). Тогда же он принял участие в рок-опере Жиля Тибо и Пьера Гроскола «Hamlet» («Гамлет»), которая появилась на подмостках в неподходящее время, и поэтому не вызвала практически никакого интереса ни у критиков, ни у зрителей. Все же познакомиться с этим музыкальным произведением можно благодаря одноименному двойному альбому.
В то же время, загоревшись желанием вернуться на сцену, Халлидэй выступил во Дворце Спорта в Париже с шоу-программой «Johnny Story» («История Джонни»). Вышла одноименная пластинка.
Деятельность Джонни не ограничивалась гастролями по Франции и за рубежом, каникулами на юге и участием в телешоу. В середине 1977 года был выпущен альбом «Tant pis c'est la vie» («Тем хуже, такова жизнь»), на котором содержался хит «J'ai oubliе de vivre» («Я забыл пожить»).
В следующем году на свой 35-й день рождения Халлидэй вместе с Катрин Денев оказался в жюри Международного Фестиваля Песни в Токио. А 13-го августа по случаю этого же дня рождения на арене Безье было организовано шоу, в котором приняли участие Карлос и Сильви Вартан. Как соединились его профессиональная и личная жизнь!
В 1979 году был, в основном, посвящен непрекращающимся турне. Халлидэй был также приглашен выступить в прямом телеэфире в аэропорту Клемансо. Джонни был в зените своей славы, он стал почти национальным символом, живым образцом французского солдата или моряка.
Двадцатилетие карьеры Джонни отметил шоу «L’Ange aux yeux de laser» («Ангел с лазерным взглядом»), в котором были использованы самые передовые на то время сценические технологии. Это была первая совместная работа с продюсером Жаном-Клодом Камю. Среди прочих песен впервые прозвучала, ставшая впоследствии классикой «Ma gueule» («Моя рожа»). Во время последнего концерта Джонни ожидал сюрприз – во время исполнения «Rien que 8 jours» («Только 8 дней»)за ударной установкой он увидел своего сына.
Начало следующего десятилетия было отмечено окончательным расставанием с Сильви и выходом альбома «A partir de maintenant» («Отныне») , в котором Халлидэй исполнил песню Даниэля Балавуана «Je ne suis pas un heros» («Я не герой») и «Poupee qui fait non» («Кукла, которая сказала: «нет»») Мишеля Польнареффа. О разводе Джонни Халлидэя с Сильви Вартан было объявлено 15 ноября 1980 года, и эта новость также широко обсуждалась прессой: спустя без малого пятнадцать лет, жизнь и расставания этой пары подавалась французам как настоящий роман с продолжением.
Почти как всегда, все лето он провел, выступая на самых разных сценах. 14 августа он почувствовал недомогание и упал прямо на сцене. Несмотря на скорое выздоровление, самые разные слухи ходили еще долго. А 13 января 1981 года Агентство Франс Пресс сообщило о смерти Джонни Халлидэя «от рака горла». Прежде чем это сообщение было опровергнуто, оно дошло даже до министра внутренних дел. «Покойный» в это время находился в Лос-Анджелесе и, надо заметить, пребывал в полном здравии.
Тогда же, в восемьдесят первом певец выпустил два альбома: «En piеces dеtachеes» («Отдельные комнаты») и «Pas facile» («Нелегко»). Два названия, которые отражали обстоятельства его личной жизни, не так ли? А первого декабря импульсивный Джонни женился на манекенщице Бабетте Этьенн. Этот союз продлился два месяца и два дня.
В 1982 в течение шести недель он выходит на сцену Дворца Спорта при полном аншлаге. Шоу получило имя «Le Survivant» («Выживший»), и было сценически решено под впечатлением от фильма «Конан-варвар» и годаровского «Безумного Макса». В сентябре появился альбом «La Peur» («Страх»), включающий песню «Le Survivant». Впервые входит видеокассета с записью его выступления. На съемках одной из телепередач он познакомился с французской актрисой Натали Бай. Быстро завязался роман.
В 1983 он отправился в США в Нэшвилл, чтобы записать два альбома: «Entre voilence et violon» («Между жестокостью и скрипкой») и «Drоle de mеtier» («Странное занятие»). В этом году у Джонни и его супруги Натали Бай родилась дочь Лора. В октябре стартовал четырехмесячный концертный марафон в парижском Зените. Среди прочих песен, Джонни исполнял самое известное творение Жака Бреля «Ne me quitte pas» («Не покидай меня») .
Проблемы со здоровьем достаточно часто вмешивались в беспокойную жизнь певца, который, тем не менее, создавал несокрушимый образ человека, готового к любым испытаниям. В начале восьмидесятых Джонни перенес несколько операций, как из-за артроза обеих ног, так и из-за травмы бедра во время выполнения трюка в «Le Survivant» .
В 1984 году Халлидэй вернулся в кино, чтобы принять участие в интересном эксперименте мэтра Новой Волны Жана-Люка Годара. «Детектив» объединил актера и режиссера, миры которых были настоящими антиподами друг друга. Натали Бай, безусловно, стояла у истоков этого амбициозного проекта. Она, в результате, свела Халлидэя с людьми более образованными, чем его друзья из шоу-бизнеса, и подтолкнула его к более «интеллектуальной» карьере. Вот почему она познакомила Джонни с Мишелем Берже.
«Rock’n’roll attitude» («Рок-н-ролл как образ жизни») - детище Мишеля Берже - был первым альбомом в карьере Джонни, песни для которого были написаны одним автором. Он был принят на ура. Особенно теплый отклик получила «Quelque chose de Tennessee» («Что-то от Теннесси») - посвящение любимому писателю и драматургу Джонни Теннесси Уильямсу. Следующий альбом, также написанный одним автором – вышедший в 1986 году «Gang» («Банда») Жан-Жака Гольдмана, с такими песнями как «Laura» («Лора)», «L’envie» («Желание»), а также «J’oubliеrai ton nom» («Я забуду твое имя») - в соавторстве с М. Джонсом.
Песни с этих двух альбомов легли в основу нового шоу во Дворце Спорта Берси. Концерт в постановке Мишеля Берже назывался «Johnny se donne а Bercy» («Джонни отдается Берси»). Одно из самых ярких сценических решений этой программы – потоки воды во время исполнения «L’envie» - одной из самых любимых и близких Джонни песен. За эти концерты, которые посетили 215 000 зрителей в Париже и 500 000 в других городах турне, он получил приз Victoire de la Musique в номинации Артист Года. В том же году Халлидэй расстался с Натали, что положило конец определенному периоду его жизни.
В 1988 году Джонни снимался в детективном сериале «David Lansky», где исполнял заглавную роль. На Canal+вышла юмористическая программа «Les Guignols» («Куклы»), в которой появилась марионетка Джонни. Фирменные позывные этого шоу - «Ah que coucou!» - произошли от высоких нот из припева «Que je t’aime». В следующем году вышел новый альбом «Cadillac» («Кадиллак»), с текстами Этьена Рода Жиля. Музыку к двум песням - «Possible en moto» («Возможно на мотоцикле») и «Mirador» («Сторожевая вышка») - написал Давид. Этот альбом, ставший дважды платиновым – выражение почтения американским мифам скорости, дороги и духа завоевания. В конце года Джонни принял участие в турне Les Enfoirеs с Жаном-Жаком Гольдманом, Вероник Сансон, Мишелем Сарду, Эдди Митчеллом… Впоследствии он присоединялся к благотворительной деятельности Restos du Coeur в 1997 и 1998 годах. Турне «Cadillac»побило все рекорды - 53% французов признаются ему в любви.
В 1990 году певец сочетался браком с молодой девушкой Аделиной Блондио, дочерью его приятеля Лонга Криса, снова угодив на страницы светской хроники. На этой женщине неисправимый романтик Джонни умудрился жениться дважды.