08/05/24 - 17:15 pm


Автор Тема: Серебрится серенький дымок.  (Прочитано 344 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valius5

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 27411
  • Пол: Мужской
  • Осторожно! ПенЬсионЭр на Перекрёстке!!!
Серебрится серенький дымок.
« : 26 Август 2019, 16:39:05 »


Песня про одесского «щипача», который в зоне мечтает отомстить неизвестно кому неизвестно за что
     Одесса - этот город у Черного моря оказал огромное влия­ние на блатной фольклор, в частности на песни. Та, про которую пойдет речь, - очень старая босяцкая песня примерно 30-х, а может быть, даже конца 20-х годов. Существует множество ее вариантов, часто она исполняется без первого куплета. Несомненно лишь ее чисто одесское происхождение.
Женщинам тоже можно
     Одесса 20-х годов прошлого столетия... Колоритнейшее время.,. В Одессе расцвет торговли, морского промысла, преступного тоже, многочасовые игры в карты, шулеры и проститутки. ГубЧК и бывшие белые, карманники и налетчики, воры в законе и приблатненые поэты.

     Сколько песен определенного содержа­ния написано в то время! Особняком стоят легендарные блатные - «Мурка» и «Гоп со смыком», фривольный «Шарабан» и другие, они тоже хороши по-своему. Потому-то отде­льные исследователи блатного фольклора и допускают, что «Серенький дымок» написан именно в 20-е годы.

     С другой стороны, как отмечают другие специалисты в области «камерной» музыки, конкретно в 20-е никто про «Дымок» толком не слышал и не осталось никаких документальных записей о нем. А вот в 30-е годы эта песня стала устойчиво звучать. Сначала в Одессе, а потом и во всем Союзе.

     Ее нельзя назвать лагерной. Она именно одесская. Так сказать, все по закону жанра. «Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил» и «Тут паренек ходил в Херсон за арбузами». Естественно, в последнем слове ударение ставится на «а»!

     Находка песни - выражение «Ах, Боже мой!» в каждом куплете. Оно внесло в пес­ню распев и позволило играть голосом на повышение. Потому-то песню «Серебрится серенький дымок», как я видел и слышал в забытой уже нынче телепередаче «В нашу гавань заходили корабли», прекрасно и уместно исполняют и женщины.

Не дождалась та, что в темно-синем

     По сюжету в песне развивает­ся на редкость неоригинальная житейская история. Вот этот са­мый паренек (имени ему в песне автор(ы) не дал; да, кстати, и сам автор неизвестен) вешал своей крошке качественную такую лапшу на уши. Что, мол, ездит он в Херсон за арбузами. Но на самом деле он там «щипачил». Тут все грамотно, зачем же гадить там, где живешь?

     Короче, паренек был классическим гастро­лером. Правда, в Херсоне о своей любимой главный герой песни несколько подзабывал. Наберет валюты и девчонок водит по ресторанам. Ну что ж, за мужчинами подобное водится, чего уж там.

     Но повязали паренька, ведь сколько ве­ревочке ни виться... Крошка в темно-синем платье так и не дождалась его у моря в Одессе. А вот в лагере паренек непонятно на кого обиделся, даже говорил, что прокурор «поднял на него окровавленную руку». И еще обещал отомстить неким врагам...

     Короче, жесткий паренек попался, злой и с хорошей памятью. Конец песни, собственно, и обозначает желание героя «мстить сурово». Правда, кто они, эти враги, из текста понять сложно. Уж больно банальна уголовная биография у этого «щипача».

     Кстати, о «щипачах». В Одессе эта криминальная профессия одно время была развита не хуже, чем в Грузии. И, так сказать «давала стране угля».

В лагерях не поется

     Исследователь российского блатного фольклора Александр Тихомиров так прокомментировал нашей газете эту песню: «Конечно, с поэтической точки зрения песню: «Серебрится серенький дымок» особой цен­ности не представляет. А вот с художественной - даже очень.

     Рифмы очень распевочные, одесский колорит отражен, герой прорисован, блат­ная лирика соблюдена. Да, эта песня из одесских не настолько известна, как неко­торые, но занимает в этом цикле достойное место. Тем паче что она не стилизована под одесские, как многие, а является именно таковой, с соленым запахом Черного мо­ря».

     Вряд ли эту песню поют в лагерях. Одес­ские песни, за исключением «Мурки», имеют еврейский колорит, а это не очень ценится в местах лишения свободы. Посыл логический прост как дважды два: раз еврей - значит, барыга. А это не очень уважаемая социаль­ная роль в тюремном сообществе. Зато «Се­ребрится серенький дымок» поет частенько Андрей Макаревич. Нет-нет, это не намек. Просто информация.

Евгений Зимородок

 «Серебрится серенький дымок…»

Серебрится серенький дымок

Над родимым домом в час заката,

Песенку доносит ветерок

Ту, что пела милая когда-то.

 

Жил в Одессе парень-паренек,

Ездил он в Херсон за арбузами,

И мелькал вдали его челнок -

                                                ах Боже ж мой! - 

С белыми, как чайка, парусами.

 

Арбузов он там не покупал,

У приезжих шарил по карманам,

Крупную валюту добывал -

                                ах Боже ж мой! –

Девочек водил по ресторанам.

 

Но пора суровая пришла:

Не вернулся в город он родимый,

И напрасно девушка ждала -

                               ах Боже ж мой! –

У причала в платье темно-синем.

 

Кто ж познакомил, крошка,

                           нас с тобой.

Кто нам преподнес

                          печаль-разлуку?

Кто на наше счастье и покой –

                          ах Боже ж мой! -

Поднял окровавленную руку?

 

Лагерь познакомил, крошка,

                           нас с тобой,

Суд нам преподнес

                           печаль-разлуку,

Прокурор над нашей головой –

                          ах Боже ж мой! -

Поднял окровавленную руку.

 

А за это я своим врагам

Буду мстить сурово,

                         верь мне, детка!

Потому что воля дорога -

                         ах Боже ж мой! –

А на воле я бываю редко.

 

Серебрится серенький дымок... и т.д.

No comments for this topic.
 

Яндекс.Метрика